Сверхмалые подводные лодки типа «B» (Япония)

5
Эксплуатация японских сверхмалых подлодок типа «А» продолжалась всего несколько месяцев. С декабря 1941 года по начало июня 42-го в боях приняли участие всего 10 таких субмарин из полусотни имевшихся. Все отправленные на задание лодки были потеряны при тех или иных обстоятельствах. Всего одна из них уцелела, но стала трофеем американского флота. Из 20 подводников 19 погибли во время задания или вскоре после него, а единственный выживший попал в плен. Даже с большой натяжкой такие результаты применения нельзя было назвать удовлетворительными. Требовалась новая сверхмалая подлодка, способная заменить несовершенную технику типа «А».

По результатам испытаний и практической эксплуатации имеющихся подлодок был составлен список требований к перспективной техники аналогичного класса. Наибольшие претензии вызывала чисто электрическая силовая установка лодок. Она серьезно ограничивала радиус действия субмарин, поскольку те могли действовать только до разрядки аккумуляторов. Возможность самостоятельной зарядки при этом отсутствовала. Кроме того, подлодки типа «А» приходилось использовать с судами- или субмаринами-носителями, в задачи которых, среди прочего, входила зарядка батарей. Размещение на удаленных замаскированных базах для патрулирования важных районов в таком случае почти полностью исключалась. Все эти недостатки требовалось исправить в новом проекте.

Проект «B»

Решить обе основные проблемы подлодок типа «А» можно было при помощи использования освоенных технологий. Следовало заменить чисто электрическую силовую установку дизель-электрической. Подобные агрегаты активно использовались на подавляющем большинстве подлодок того времени и уже давно показали свою состоятельность. Таким образом, главной целью нового проекта, получившего обозначение «B» или «Оцу-Гата», была доработка субмарины типа «А» с установкой дизельного двигателя, генератора и топливной системы. Работы по проекту «B» стартовали осенью 1942 года, через несколько месяцев после не слишком успешных атак у берегов Австралии и Мадагаскара.


Трофейная лодка "Ха-19" типа "А" в США. Субмарины проектов "А" и "B" почти не имели внешних отличий. Фото Navsource.org


Японские инженеры полагали, что смогут изменить базовый проект «А» таким образом, чтобы характеристики готовой подлодки выросли. По этой причине, в частности, в дальнейшем удалось развернуть серийное строительство лодок типа «Оцу-Гата» на основании задела по субмаринам «А». Фактически конструкторы взяли готовый корпус подлодки базового проекта, изменили состав агрегатов, например, вместо части кормовых аккумуляторов установили дизель с генератором, а также внедрили в состав оборудования некоторые новые системы.

Разработка проекта «B» завершилась в самом начале 1943 года. В январе-феврале в Уразаки был построен первый прототип новой субмарины. По некоторым данным, при его строительстве использовались агрегаты, собиравшиеся для одной из последних серийных подлодок типа «А» – «Ха-45». По другим данным, это была лодка с серийным номером №53. Первый прототип новой сверхмалой подлодки вскоре вышел на испытания и показал заметный рост характеристик в сравнении с базовой субмарины. Все доработки проекта, касавшиеся силовой установки, позволили в несколько раз увеличить дальность плавания с чередованием движения на поверхности и под водой. Все этого, как ожидалось, должно было привести к росту боевой эффективности.

Конструкция подлодки типа «B»

Проект «Оцу-Гата» являлся прямым развитием предыдущего «А», что сказалось на его общих чертах. Новые подлодки, по задумке конструкторов, должны были использовать доработанный корпус старой конструкции, но при этом получать ряд нового оборудования. Основные изменения касались состава силовой установки: новые подлодки были дизель-электрическими.

Попытка обеспечить максимальную унификацию субмарин двух типов привела к полному заимствованию конструкции корпуса. Лодка типа «B» имела полуторакорпусную конструкцию. Силовая установка, центральный пост и другие отсеки, нуждающиеся в защите от воды, располагались внутри прочного корпуса, собиравшегося из стальных листов толщиной 8 мм. Внутри прочного корпуса имелся набор переборок, разделявших общий объем на несколько отдельных отсеков. Носовая часть корпуса была образована негерметичной конструкцией из листов толщиной 1,2 мм. В середине корпуса имелась рубка с выдвижными устройствами.


Схема подлодок типа "А" и "C". Похожим образом выглядели и "B". Рисунок Modelist-konstruktor.com


Общая длина лодки была чуть менее 24 м, максимальная ширина – около 1,8 м. Высота конструкции составляла 3 м. В подводном положении водоизмещение достигало 47 т. Таким образом, по габаритам и весу конструкции новая подлодка почти не отличалась от своей предшественницы.

Компоновка корпуса, как и его конструкция, в целом осталась прежней, но с некоторыми поправками на состав оборудования. В носовой части, под прочным корпусом, располагались два 450-мм торпедных аппарата. Рядом с ними находились две балластные цистерны, помпа для их наполнения и один из баллонов для сжатого воздуха, предназначенного для продувки цистерн. Позади торпедных аппаратов, в носовой части прочного корпуса, находился передний отсек с 136 ячейками аккумуляторных батарей. В средней части корпуса, непосредственно под рубкой, находился центральный пост с навигационным оборудованием и органами управления.

Непосредственно за центральным постом находился моторный отсек. По некоторым данным, в нем удалось сохранить часть аккумуляторов, однако пришлось удалить балансировочный груз, предназначенный для сохранения стабильного положения в ходе стрельбы торпедами. На освободившемся месте установили дизельный двигатель мощностью 25 кВт. В корме прочного корпуса по-прежнему находился электродвигатель мощностью 600 л.с., связанный с соосными гребными винтами.

Агрегаты, установленные на внешней поверхности корпуса подлодки типа «B», были полностью заимствованы из базового проекта. Носовые торпедные аппараты защищались ажурной изогнутой рамой, на носовой части корпуса и на рубке спереди имелись пилы для прорезания заграждений. Пилы соединялись между собой тросом. На рубке имелись дуги для отведения противолодочной сети от выдвижных устройств и сброса ее на кормовой трос, протянутый до рамы рулей. От внешних воздействий рули и винты защищались крестообразной рамой. Кроме того, винты прикрывались дополнительным защитным кольцом.

Обновленная силовая установка, по расчетам, должна была значительно повысить характеристики новой субмарины. Для движения по-прежнему использовался 600-сильный электромотор, позволявший разгоняться под водой до 19 узлов или до 23 узлов на поверхности. Подлодка проекта «А» могла пройти на одной зарядке батарей до 100 морских миль (в надводном положении со скоростью 2 узла). После переработки проекта емкость батарей сократилась, что привело к уменьшению максимальной дальности плавания с использованием батарей. Тем не менее, появилась возможность всплывать и заряжать аккумуляторы при помощи дизельного двигателя. На полную зарядку уходило около 18 часов. В таком случае перевозимый запас топлива позволял преодолеть до 300 морских миль, чередуя движение на поверхности и под водой.

Ввиду использования новой более сложной силовой установки экипаж подлодки типа «B» был увеличен до трех человек. В его состав ввели моториста, который должен был следить за работой дизельного двигателя и электромотора. Состав навигационного оборудования и систем управления остался прежним. Управлением подлодкой и поиском целей по-прежнему занимались командир и рулевой. Для слежения за обстановкой они располагали выдвижным перископом и гидрофоном.

Вооружение подлодки типа «Оцу-Гата» состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов, расположенных в носовой части один над другим. Субмарины должны были использовать торпеды «Тип 97», работавшие на керосине и кислороде. При длине 5,6 м и стартовом весе 980 кг такие торпеды могли развивать скорость до 45 узлов и преодолевать расстояние до 5-5,5 км. Поражение цели обеспечивалось при помощи 350-килограммовой боевой части.

Производство

К весне 1943 года японская промышленность построила первый прототип сверхмалой подлодки типа «B». В силу определенных причин эту субмарину не стали строить с нуля. Основой для нее стал корпус одной из последних серийных лодок типа «А». Согласно разным источникам, подобной переделке подвергся корпус с серийным номером 45, 49 или 53. Есть основания полагать, что первый прототипа «Оцу-Гата» мог быть построен на основе одной из самых последних лодок предыдущей модели.


Разрез подлодки типа "А". Схожую компоновку имели субмарины типа "B", отличавшиеся только наличием дизеля в кормовом батарейном отсеке. Рисунок Environment.nsw.gov.au


Поскольку в новом проекте широко использовались готовые комплектующие, освоенные в производстве и эксплуатации, испытания прототипа не заняли много времени. Уже к концу весны 43-го командование Императорского флота заказало производство серийной техники новой модели. В это время на стапелях оставались пять недостроенных подлодок типа «А», которые уже не устраивали военных. Было принято решение изменить конструкцию готовых агрегатов и достроить субмарины по обновленному проекту в варианте «B». Предполагалось, что такой шаг позволит быстрее передать флоту необходимое количество новой техники с более высокими характеристиками.

В начале 1944 года завод Уразаки передал заказчику пятую подлодку типа «B», которая, как оказалось, стала последней. Все серийные «Оцу-Гата», переделанные из «А», имели серийные номера от «Ха-49» до «Ха-53». Освоение производства техники по новому проекту не привело к изменению номенклатуры: субмарины типа «B» и последующих проектов использовали последовательные номера, хотя в ряде случаев имели место пропуски в нумерации.

Эксплуатация

Поставки сверхмалых подводных лодок типа «B» завершились в начале 1944 года. Флот получил всего пять подобных субмарин, которые были переданы соответствующим подразделениям. Точные сведения об эксплуатации этой техники отсутствуют, однако есть основания предполагать, что подобные субмарины не участвовали в реальных операциях. По-видимому, все пять подлодок «Оцу-Гата» до конца своей недолгой «карьеры» выполняли функции учебных и использовались для подготовки подводников, которым предстояло служить на других субмаринах.

Главной причиной ограниченной эксплуатации подлодок типа «B» стало появление нового более совершенного проекта. После проведения испытаний прототипа «Ха-45» (или «Ха-53») специалисты приступили к разработке обновленной версии проекта с литерой «C» и названием «Хэй-Гата». Техника этого типа в дальнейшем строилась сравнительно крупной серией, а также достаточно активно использовалась флотом, прежде всего для патрулирования различных акваторий.

К середине 1943 года японские специалисты вновь вернулись к идее транспортировки сверхмалых подлодок надводными судами. В операциях 1941-42 годов субмарины типа «А» приходилось буксировать при помощи полноценных подводных лодок, поскольку надводное судно оказывалось легкой мишенью для авиации или кораблей противника. В дальнейшем планировалось применять только подлодки-буксиры. Тем не менее, с появлением проекта «B» было решено вернуться к ранее отвергнутой идее.

До конца года в носители подлодок переоборудовали несколько транспортных судов. В их трюмах размещалось оборудование, необходимое для обслуживания, а сами подлодки располагались на тележках и рельсах, при помощи которых могли спускаться на воду. Несколько таких носителей использовались для транспортировки подлодок типов «B» и «C». Известно, что переброска на удаленные базы, расположенные на Филиппинах и Окинаве, осуществлялась именно такими транспортами.

Подлодки типа «B», по-видимому, так и не приняли участия в реальных боевых операциях. Точная их судьба неизвестна. Скорее всего, эти субмарины до конца войны на Тихом океане оставались на своих базах, где использовались для подготовки будущих экипажей для более совершенных сверхмалых подлодок. Дожили ли подлодки «Оцу-Гата» до капитуляции Японии – доподлинно неизвестно.

Итоги проекта

Проект сверхмалой подводной лодки типа «B» или «Оцу-Гата» предназначался для замены существующей техники проекта «А». Действительно, с некоторыми оговорками замена удалась: последние пять лодок «А» достраивались по обновленному проекту. Тем не менее, после сдачи субмарины «Ха-53» строительство подобной техники было прекращено.

Сверхмалые подводные лодки типа «B» (Япония)
Подлодки типа "C" в цеху одного из японских заводов. Фото Navsource.org


В ходе испытаний прототипа лодки типа «B» было установлено, что он имеет большие преимущества перед имеющимися субмаринами типа «А». Кроме того, японские специалисты нашли способ еще раз повысить характеристики техники за счет внедрения новых агрегатов и т.п. идей. С целью дальнейшего совершенствования парка сверхмалых подлодок было решено разработать новый проект, представляющий собой доработанный вариант «B». Результатом этого стал проект «C», который получил полное одобрение заказчика. Осенью 1943 года Императорский флот Японии заказал серийное строительство подлодок типа «C», которые должны были заменить и имеющиеся «А», и строящиеся «B».

В силу разных причин строительство лодок «Оцу-Гата» на основе задела по субмаринам типа «А» затянулось до начала 1944 года. К этому времени появился заказ на новые подлодки, строительство которых началось уже в конце 43-го. Из-за этого было решено не распылять силы, а сосредоточить усилия промышленности на одном проекте. Для дальнейшего строительства были выбраны подлодки типа «Хэй-Гата», как более новые и совершенные. До 1945 года было построено около полусотни таких субмарин, которые использовались для патрулирования важных акваторий и выполнили несколько атак кораблей противника.

Таким образом, немногочисленные сверхмалые подлодки проекта «B» стали своеобразным переходным звеном между чисто электрическими субмаринами проекта «А» и дизель-электрическими «C». Они позволили японской промышленности опробовать и проверить новые идеи, хотя и не строились большой серией. Все новые идеи, предложенные в проекте «B» в дальнейшем были использованы в новом проекте «C», который, в свою очередь, предназначался для строительства полноценной боевой техники. К сожалению историков и любителей техники, до наших дней не дожило ни одной подлодки типа «B». Более того, отсутствуют и фотографии этой техники. Интересный проект остался в истории военно-морских сил мира, но только в виде различных описаний.


По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://modelist-konstruktor.com/
http://navycollection.narod.ru/
http://war-only.com/
http://coollib.com/
http://sakhalinmuseum.ru/
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    15 июля 2015 09:52
    Вот наклепали японцы лодок.
    1. +2
      15 июля 2015 10:35
      А толку с них. Японцы перед своим довольно многочисленным подводным флотом ставили задачу ведения разведки коммуникаций противника и уничтожения его боевых кораблей (прежде всего конечно же имелся в виду американский тихоокеанский флот). Задачу эту японские подлодки выполнить не смогли, понеся при этом тяжелые потери. Создание и боевое применение сверхмалых подлодок для японцев тоже было вынужденным решением - они предназначались прежде всего для решения задач диверсионного характера, т.е. пользуясь своей малозаметностью (относительной конечно) прорваться к кораблям противника, находящимся в своих базах, защищенных якорных стоянках и т.д. и потопить их. Первую же боевую задачу - атаку американского флота в Перл-Харборе "миджеты по-японски" (т.е. сверхмалые ПЛ) не выполнили. Американцы же не ставили никаких ограничений перед своим подводным флотом, стратегия которых выражалась фразой "топи их всех". Американские подводники и топили все, что видели в свои перископы, устроив настоящую бойню японскому торговому флоту, не брезгуя и уничтожением боевых кораблей (яркий пример - крупнейший в то время в мире авианосец "Синано", потопленный американской ПЛ при переходе, не успев вступить в строй флота). При этом согласно имеющимся документальным свидетельствам американские подводники нередко топили суда и корабли нейтралов и даже своих союзников.
      Честь имею.
    2. Комментарий был удален.
  2. +2
    15 июля 2015 10:34
    Кстати как не парадоксально но наверное именно японцы обладали максимально возможным полем для действия подобных субмарин. Куча тропических и не только островов и островков где можно было оборудовать секретные замаскированные базы откуда подобные лодки могли наносить внезапные удары по кораблям противника. Да и персонал на такие самоубийственные миссии им было проще всего набирать... Всё таки как ни крути подобные лодки это "оружие последнего шанса"
  3. +1
    15 июля 2015 22:37
    у японских подводников было очень слабо развито понятие ,как срочное погружение.это была аксиома для всего подплава того (да и сегодняшнего времени).дедуля мой ветеран подплава рассказывал,как после пуска торпед,все толпой неслись в направлении торпедного отсека,что бы создать дифферент на нос и быстрее уйти на глубину.немцы так делали,англичане и прочие.
    японцы на воде неплохо воевали,но под ней неграмотно.
  4. 0
    15 июля 2015 22:38
    Ну если"Оцу-Гата"и имели какой-то прогресс в плане энергетики,то в плане"управляемости"все было еще хуже чем в"А"-серии.Объем"сухих"помещений относительно общего вырос,подвижный балансир убрали,добавились"переменные массы"в виде топливных цистерн.Неудивительно,что самураи ограничились постройкой небольшого количества таких кораблей,не"говоря"о их боевом применении.