Новые подробности возобновления строительства Ту-160

В конце апреля министр обороны Сергей Шойгу во время посещения Казанского авиационного производственного объединения им. С.П. Горбунова заявил о необходимости возобновления серийного строительства стратегических бомбардировщиков Ту-160. По мнению руководителя военного ведомства, этот самолет является уникальной машиной, на несколько десятилетий опередившей свое время, из-за чего ее потенциал до сих пор не использован полностью. По этой причине министр потребовал изучить существующие возможности и начать восстановления производства самолетов.

Вскоре после заявлений министра обороны появились первые сведения о тех или иных особенностях пока гипотетической программы возобновления строительства бомбардировщиков. В середине июля руководство военного ведомства огласило новые данные о перспективном проекте. В частности, были раскрыты примерные сроки его реализации и влияние на другие проекты, разрабатываемые в настоящее время. По последним данным, Минобороны планирует модернизировать имеющуюся в войсках технику, а также вести строительство новых самолетов.

Новые подробности возобновления строительства Ту-160



17 июля заместитель министра обороны Юрий Борисов посетил предприятие «Кузнецов» (г. Самара), занимающееся разработкой и выпуском авиационных двигателей. В ходе этого визита замминистра рассказал о некоторых планах военного ведомства относительно модернизации и строительства самолетов Ту-160. Так, после прохождения модернизации существующие самолеты будут получать индекс Ту-160М. Новые серийные машины, в свою очередь, получат обозначение Ту-160М2.

На разработку двух проектов должно уйти несколько лет. Согласно нынешним планам, опытно-конструкторские работы по проекту Ту-160М завершатся в 2021 году. На разработку проекта Ту-160М2 уйдет на два года больше. Эта информация позволяет примерно представить, когда начнутся работы по модернизации существующих самолетов и строительству новых.

Самарский завод «Кузнецов» ранее занимался изготовлением турбореактивных двигателей НК-32, которые устанавливались на серийные бомбардировщики Ту-160. В ближайшем будущем это предприятие должно будет возобновить полноценное производство силовых установок для самолетов. По словам Ю. Борисова, в 2017 году на предприятие «Кузнецов» будет возложена серьезная нагрузка. Завод должен будет выпускать двигатели НК-32 с темпом около 20-22 изделий в год. Кроме того, предполагается, что самарские специалисты будут не только делать новые двигатели, но и поддерживать работоспособность уже используемых.

Кроме того, замминистра обороны отметил, что в будущем должна появиться обновленная версия двигателя НК-32. За счет повышения характеристик этого изделия в сравнении с базовой версией планируется поднять основные показатели самолета. В частности, дальность полета новой версии бомбардировщика должна увеличиться примерно на тысячу километров. Ю. Борисов рассказал, что двигатель НК-32 прошел модернизацию, в результате которой получил ряд новых узлов. В результате повысились экономичность и ресурс, что соответствующим образом должно сказаться на характеристиках как двигателя, так и самолета.

Вероятно, обновленные двигатели будут устанавливаться на существующие самолеты Ту-160 в ходе их ремонта и модернизации. При этом основной упор в настоящее время делается не на обновление имеющихся машин, а на строительство новых. Именно для их оснащения создавался обновленный двигатель.

Опытно-конструкторские работы по проекту Ту-160М2 должны завершиться в 2023 году. После этого предприятия авиационной промышленности смогут заняться строительством серийных бомбардировщиков обновленной версии. Ю. Борисов огласил планы, касающиеся темпа производства новой техники. После 2023 года предполагается каждый год строить не менее трех новых самолетов. Продолжительность серийного производства и общее количество самолетов, планируемых к заказу, пока не уточнялось.

Комментируя взаимное влияние друг на друга проектов Ту-160М/М2 и ПАК ДА, Ю. Борисов отметил, что производство последнего придется немного сдвинуть. Иначе, как считает замминистра, «какой смысл?» Таким образом, новые серийные Ту-160М2 появятся немного раньше, чем первые образцы перспективного бомбардировщика ПАК ДА.

Благодаря недавним заявлениям заместителя министра обороны объем официальной информации о проекте возобновления строительства Ту-160 значительно увеличился. Ранее были известны лишь некоторые планы военного ведомства и авиационной промышленности, а сейчас достоянием общественности стали сроки реализации различных этапов проекта и другие особенности перспективной программы.

Ранее Минобороны и предприятия оборонной промышленности оглашали некоторые сведения о новом проекте. Так, всего через день после первых заявлений министра С. Шойгу свою готовность участвовать в новом проекте выразил Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). По информации пресс-службы предприятия, КРЭТ готов заняться созданием высокоэффективного комплекса радиоэлектронной борьбы и другой аппаратуры для оснащения модернизированных и новых серийных Ту-160.

В конце мая главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о некоторых особенностях планируемого строительства новых бомбардировщиков. Чтобы окупить все затраты на производство, придется в течение нескольких лет построить не менее 50 новых самолетов. Именно в таком случае программа будет наиболее выгодной с точки зрения финансирования и затрат.

Как следует из последних сообщений должностных лиц, в ближайшие годы авиационная промышленность будет заниматься модернизацией имеющихся 16 бомбардировщиков Ту-160, а также готовиться к строительству новой техники в обновленной версии. Первые серийные Ту-160М2 появятся не ранее 2023 года, что, однако, приведет к некоторому смещению сроков реализации проекта ПАК ДА. Тем не менее, несмотря на подобные сдвиги и солидные затраты, разрабатываемый в настоящее время проект позволит значительно повысить потенциал российской дальней авиации, а также продлить сроки эксплуатации техники, что тоже положительным образом скажется на ее боеспособности.


По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://defendingrussia.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Wikimedia Commons

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 84
  1. Игорь39 22 июля 2015 06:06
    "В конце мая главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о некоторых особенностях планируемого строительства новых бомбардировщиков. Чтобы окупить все затраты на производство, придется в течение нескольких лет построить не менее 50 новых самолетов."

    А выше говориться что не менее трех самолетов в год будут строить,короче к 2040 году построят все Ту 160,а к 2050 ПАК ДА может выпустят опытный,где то так.
    1. саша 19871987 22 июля 2015 10:10
      начало дела-уже пол дела... успехов авиастроителям...
      1. akribos 22 июля 2015 14:06
        К сожалению к нам это не всегда относится.
    2. vladimirZ 22 июля 2015 11:15
      Цитата Игорь39 (3):
      А выше говориться что не менее трех самолетов в год будут строить,короче к 2040 году построят все Ту 160,а к 2050 ПАК ДА может выпустят опытный,где то так.


      Короче, как не сопротивляется нынешняя высшая власть России внедрению плановой экономики, а она всё равно требует своего присутствия.
      Не может рынок "разрулить" необходимое количество нужных самолетов.
      Производство самолетов, космических ракет и прочей сложной техники является вершиной технологической производственной цепочки и национальной экономики, требующей взаимоувязки тысяч предприятий, а следовательно государственной плановой экономики.
      И только "юристы", типа премьера Правительства Д.Медведева и строителя на посту минобороны Шойгу, могут думать, что самолет можно произвести, спустив сотню, другую миллиардов рублей на завод, и вот он как "сокол ясный предстанет во всей красе" перед сделавшим заказ повелителем.
      1. shans2 22 июля 2015 13:23
        Как тебя от Шойгу то ломает))) какол шоль?
        1. vladimirZ 22 июля 2015 17:12
          Как тебя от Шойгу то ломает))) какол шоль?
          - shans2

          Каждый должен заниматься своим делом. Как говорится на что учили. А не так: "сапоги точит пирожник, а пироги печет сапожник".
          Хватит нам мебельщиков, менеджеров, строителей во главе Минобороны, какой бы он имидж хороший не имел.
          Откуда скажите дутые роты "ученых", "производственников", организация-дезорганизация дивизия/полк-бригада/батальон-дивизия/полк, разрушенные военные училища и академии, сорсинг, заменивший войнами и временем проверенные тыловые войсковые подразделения, и т.п. "реформы" людей не знающих воинской службы и специфики.
      2. Комментарий был удален.
    3. sub307 22 июля 2015 12:10
      По любому - потенциал, заложенный в ТУ-160, должен быть использован в максимально возможной степени.
    4. Комментарий был удален.
    5. Su24 26 июля 2015 22:32
      Да просто-непросто произошел сдвиг программы ПАК ДА. По-этому, решили чем-то восполнить пробел.
    6. Комментарий был удален.
  2. qwert 22 июля 2015 07:14
    Цитата: Игорь39
    А выше говориться что не менее трех самолетов в год будут строить,короче к 2040 году построят все Ту 160,а к 2050 ПАК ДА может выпустят опытный,где то так.

    Всего-то тридцать пять лет??? Между МиГ-9 и МиГ-25 был 21 год. А вот между Су-7 и Су-27 как раз 35 лет. Представляете если бы мы выпускали и летали на "семерках" до 1987 года???
    А еще 35 лет жэто промежуток между первым полетом "Ильи Муромца" и мясищевским 4М. Это мы типа всю отечественную войну прошли бы на "Муромцах". По уму Ту-160М2 должны пойти в серию максимум через два года и выпускать их надо естественно не по три в год.
    1. Alexey RA 22 июля 2015 10:37
      Цитата: qwert
      Всего-то тридцать пять лет??? Между МиГ-9 и МиГ-25 был 21 год. А вот между Су-7 и Су-27 как раз 35 лет. Представляете если бы мы выпускали и летали на "семерках" до 1987 года???

      Не надо путать истребители и стратеги.
      И мы, и США до сих пор летаем на стратегических бомберах, разработанных сразу после конца Второй Мировой. Новое поколение у нынешних стратегов приходит раз в 25-30 лет, причём старое поколение остаётся служить вплоть до невозможности дальнейшего ремонта и продления ресурса.

      Вообще, после того как были разработаны КРВБ большой дальности, ТТХ самих носителей стали не так критически важны: стратеги превратились в платформу для вывода КРВБ в район пуска. Гораздо важнее вовремя (или немножко раньше smile ) менять КРВБ, поскольку именно на них придётся всё то, ради чего так часто меняют поколения ударников и истребителей: прорыв ПВО, полёт на МВ с огибанием рельефа местности (или малозаметный полёт), точный выход к цели и нанесение удара.

      Считайте стратегический бомбер "летающим аэродромом", на котором базируются КРВБ. Аналог Су-7 - это Х-20. Аналог Су-27 - Х-55.
      1. qwert 24 июля 2015 07:31
        Цитата: Alexey RA
        Не надо путать истребители и стратеги.

        А "Илью Муромца" тоже в истребители записали???
        Хорошо. Мижду Пе-8 и Ту-95 прошло 15 лет.
        Между Ил-4 и Ту-16 15 лет.
        Между Ил-4 и Т-4 кстати тоже 35 лет.
        Почувствуйте разницу в характеристиках и оборудовании.
        То, что в серию не пошли реактивные стратеги второго поколения типа М-52. Через 8 лет после Ту-95 и М4, это отдельный разговор. У ПАКДа тоже есть определенный риск за 35 лет разработки устареть и не соответствовать времени. Я скажу такой риск за 35 лет выше, чем за 8-м.
        1. Gogia 24 июля 2015 16:43
          Посмотри что такое пе-8 И в книге Шаврина сколько его делали. Он к началу войны уже устарел. Не сравнивай то время. Самолет И-16 стоил около 8000 рублей в производстве. И делался на фанерном заводе с коллективом 200 человек. 95 машина это совсем другое. Они у меня над домом часто летают :) Если встанешь около ТУ-22М3 - от размеров дух захватывает, а 95 машина это капец!!! Огромная до дрожи. Сейчас не хотят торопиться, потому что с появлением гиперзвукового оружия вся военная доктрина может к чертям изменится. Баллистика может отвалиться вообще. А на этом самолете можно новые перспективные комплексы отработать. Кстати, сказали, что бы документацию в цифру перевести 200 человек 3 года должны пахать.
      2. Gogia 24 июля 2015 16:36
        Правильно!!! при разработке самолета нужно максимально использовать возможности его последующем модернизации и по двигунам и по оборудованию и по вооружению. А то сделают ракету на пол метра длиннее или толще на 10 см. и давай им новый самолет. Думать головой надо и рассчитывать, что самолеты такие 50 лет летать должны.
    2. Alex_Rarog 22 июля 2015 10:56
      А смысл в вашем сравнении истребителей и бомбардировщиков?
      Истребитель это самолёт который непосредственно учавствует в бою! Он должен всегда превосходить противника. А стратегу это все лишнее. Его задача баражировать в районе запуска часами и сутками если надо... Он лишь летающая ПУ для ракет не более.
      1. qwert 24 июля 2015 07:35
        Цитата: Alex_Rarog
        А смысл в вашем сравнении истребителей и бомбардировщиков?

        Выше уже ответил.
        "Илья Муромец" и Мясишевский М4 - это не истребители, а стратегические бомбардировщики и между ними 35 лет. Я же писал это.
    3. vladimir_krm 22 июля 2015 11:20
      Ничего странного: сравните уровень сложности и цены.
    4. Rus2012 22 июля 2015 12:01
      Цитата: qwert
      По уму Ту-160М2 должны пойти в серию максимум через два года и выпускать их надо естественно не по три в год.

      ...существует сетевой план-график, соответственно, он не линейный.
      Скорее всего за 10 лет все 50 машин войдут в строй. Т.е. к 21году определятся с комплексом мер (и станочным оборудованием, мощностями) по доведению 160го до литера "М". До 23го - стапелями по сборке новых. И в течении 10 лет с 21го года все 50бортов (вместе со старыми планерами) войдут в строй...
      ПАК-ДА уже после этого пойдет в серию в тех же цехах, но уже на своей оснастке.
      1. qwert 24 июля 2015 07:37
        Цитата: Rus2012
        .существует сетевой план-график, соответственно, он не линейный.
        Скорее всего за 10 лет все 50 машин войдут в строй.

        Слабо верится, после сокращения заказа на ПАКФУ с 50 до 12 штук.
        Хотя меня тут опять обвинят, что не стоит сравнивать истребитель и стратег. Неужто кто-то считает, что будь сейчас план на серию ПАКДы его бы не урезали в еще большей степени чем ПАКФу???????? hi
      2. Gogia 24 июля 2015 16:45
        Эти машины 22-й завод делал максимум 3 штуки в год!!! Это при СССР когда на заводе 30000 квалифицированных человек работало. На мой взгляд надо ТУ22М3 модифицировать и делать М5 например под Х-101/102 чем больше машин тем надежнее, а их уже в строю 200 штук можно поставить
    5. негодяй 22 июля 2015 12:26
      Цитата: qwert
      Всего-то тридцать пять лет??? Между МиГ-9 и МиГ-25 был 21 год. А вот между Су-7 и Су-27 как раз 35 лет. Представляете если бы мы выпускали и летали на "семерках" до 1987 года???

      Когда был жив М. Л. Миль (руководил КБ с 1947 по 1970 гг.(23 г.)) каждые 2 -3 года выходил новый вертолёт. Не по порядку; Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10к, Ми-12, Ми-24.
      В кармане логарифмическая линейка и таблицы Брадиса. Всё!
      Всё остальное - в голове.

      СЛАВА ВЕЛИКИМ ДЕМОКРАТАМ и гражданИНам . . . нужное вставить. За четверть века с помощью компьютеров нихрена не сделано. Компьютер не может сгенерировать идею, не способен к творчеству, он может посчитать, облегчит рутину, но не более тогою Все "новейшие", "не имеющие аналогов в мире" и т. д. - всё это разработки, в большинстве своём, периода СССР. Наши конструкторы действительно смотрели в будущее и на многие годы опередили время!
      1. Alexey RA 22 июля 2015 16:23
        Цитата: негодяй
        Когда был жив М. Л. Миль (руководил КБ с 1947 по 1970 гг.(23 г.)) каждые 2 -3 года выходил новый вертолёт. Не по порядку; Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10к, Ми-12, Ми-24.
        В кармане логарифмическая линейка и таблицы Брадиса. Всё!
        Всё остальное - в голове.

        СЛАВА ВЕЛИКИМ ДЕМОКРАТАМ и гражданИНам . . . нужное вставить.

        И что? Когда были живы Туполев и Мясищев, новые стратеги за всю историю СССР выходили всего 4 раза. Ту-4, Ту-95, М-4/3М (я их считаю за 1 тип, так как 3М - это доводка М-4 до ТЗ Заказчика) и Ту-160. Всё.
        1. aviator65 22 июля 2015 20:09
          Цитата: Alexey RA
          И что? Когда были живы Туполев и Мясищев, новые стратеги за всю историю СССР выходили всего 4 раза. Ту-4, Ту-95, М-4/3М (я их считаю за 1 тип, так как 3М - это доводка М-4 до ТЗ Заказчика) и Ту-160. Всё.

          Да. Но при этом постоянно велись ОКР. Выходили на испытания опытные образцы. Достаточно посмотреть на количество модификаций перечисленных вами самолётов и временные рамки, за которые они создавались. А тут через лет 10 - 15, после 30 с лишним лет в строю, первая серьёзная модификация... Честно говоря, меня больше бы обрадовало сообщение о начале строительства нового авиазавода и открытии при нем центров профессионального обучения специалистов-производственников, да и зарплаты в отрасли стоило бы приподнять. Тогда уж можно было бы вести реальные разговоры о реализации таких масштабных проектов. А так... Что ПАК ФА, что ПАК ДА, что другие ПАКи, я уж молчу про авианосцы. Всё это реально выглядит пока можно пользоваться советскими заделами, но, увы, они не безграничны.
          1. Gogia 24 июля 2015 16:52
            А что, с обучением? Все здорово. КАИ расфигарили к чертям. Теперь одних экономистов и пиарщиков готовят, старики преподаватели, кто 1,2,3 фак. поумирали или на пенсию ушли. В Казани от авиационного образования ничего не осталось. Это факт. Я в свое время говорил: Построить домов около 22 завода красивых и высоких и кликнуть по СНГ - принимаем на работу спецов авиаторов с большой зарплатой. Только испытательный срок и т.д. Как приняли - жилье тебе хорошее, 10 лет отработал - в собственность. Со всего бывшего СССР людей бы набилось. И проблемы с кадрами и обучением решились бы. Только у наших жмотов зимой снега не допросишься, а летом г*;на.
    6. oldkap22 23 июля 2015 08:16
      Прежде чем запустить в серию надо отладить кооперацию восстановить технологию(и желательно на новом уровне...)набрать рабочих технологические линии....Пусть лучше позже.чем гонят брак( Инфраструктуру и Летчиков тоже нужно готовить...тогда и катастроф меньше и БГ-выше)
      1. Dikson 23 июля 2015 16:40
        ага.. просто за эти 10 лет может быть удастся научить нынешних инженеров и рабочих читать чертежи 30-летней давности.. и станки купить и научить на них работать..
    7. Gogia 24 июля 2015 16:34
      На заводе расхреначили все стапели, камеру вакуумной сварки длинной 15 метров и высотой тоже много метров разворовали еще в 90-х - эту технологию и камеру в Киеве у академика Патона разрабатывали, а эта контора уже умерла... Так что придется не по-новой, но очень близко работать. Самолет ТУ-160 разрабатывался в начала 70-х до первого полета - 10 лет это норма. Это не биплан фанерный.
  3. Belousov 22 июля 2015 07:42
    Маловато строить собираются. И очень долго. Надеюсь все-таки здравый ум возобладает и будут строить хотя бы по 5-6 штук, причем года с 2019г. Это все-таки не принципиально новая разработка, где требуется многое совмещать, это восстановление старых связей. Даже с учетом того, что многие смежники либо закрылись, либо сменили профиль деятельности строительство надо начинать гораздо раньше.
    1. qwert 24 июля 2015 07:38
      Сейчас вроде готовы ажно по две штуки Ту-160 в год строить.... Навряд-ли ПАКДу будут строить быстрее
  4. AZB15 22 июля 2015 07:46
    На прошлую заметку про Ту-160М мнение своё босяцкое написал, поставили 4 минуса. Но, напишу опять и снова: НЕ БУДЕТ НИКОЛАЙ ИВАН ХАРИТОН УЛЬЯНА ЯКОВ!!! 100%
  5. Ангел Коммуны 22 июля 2015 07:46
    Это конечно не ТУ-160 ...но нужно иметь ввиду..
    1. AZB15 22 июля 2015 08:35
      Мать, мать, мать... а если компоновку уменьшат, да движок помощьней, это-ж, что начнётся-то? Подлетел, стрельнул, самоликвидировался и всё, концы в воду.
    2. SIvan 22 июля 2015 14:48
      Единственная проблема - точность: отдача его неплохо раскачивает!
      1. Ангел Коммуны 22 июля 2015 17:43
        А вот представьте подлетело такое снайперское ружьё...приземлилось..."впилось" рогатками в землю...отработало по цели...и..тю-тю...)
      2. sania1304 22 июля 2015 23:11
        а для такой штуки нужен только 1 выстрел. Или граната.
    3. partizan86 22 июля 2015 23:57
      Обсуждают люди и видно, в стрелялки не играли)
      Уже полно аппаратов с пулемётом или ракетами, а более мелкому можно просто подлететь и взорваться. Такой камикадзе дешевле и проще в управлении)
    4. cherkas.oe 23 июля 2015 13:03
      Жужжит громко, маневрирует и наводится медленно, убрать даже палкой из укрытия не проблема.
  6. ст 2 статьи 22 июля 2015 07:53
    Как то всё через чур " мутно" и непонятно со сроками.Впечатление,сто незнают чего хотят,то ли ПАК ДА,то ли ТУ-160М2?
    1. Atlas 22 июля 2015 23:18
      Лично моё мнение таково - наклепать поболее ТУ160М2 тогда и ПАК ДА не особо то и нужен
      1. Gogia 24 июля 2015 16:54
        Да не ТУ160 блин, А ТУ-22М3!!!!! и много!!!! и под них КР
    2. oldkap22 23 июля 2015 08:25
      Хотелось бы ПАК ДА но ,кажется,ПОКА НЕ ПОТЯНУТЬ(быстро )
  7. Bongo 22 июля 2015 08:04
    Опытно-конструкторские работы по проекту Ту-160М2 должны завершиться в 2023 году. После этого предприятия авиационной промышленности смогут заняться строительством серийных бомбардировщиков обновленной версии.

    К тому времени "или ишак сдохнет, или падишах умрёт". Планов громадьё, дай бог, чтобы 10% из всего это воплотилось в прекрасном будущем!
  8. kapitan281271 22 июля 2015 08:26
    Да знают, что хотят знают , а мутно потому, что надо запудрить нам мозги что-бы мы не знали, и не представляли масштабы развала промышленности и ВПК в частности.
  9. almamatkulov.79 22 июля 2015 08:28
    при существующем развале реального сектора экономики, неповоротливой системе финансирования и полного краха кадрового потенциала сроки производства первого 160М-2 вполне реальные. У меня тесть вернулся на оборонный завод спустя 20 лет, так он говорит: боже упаси наш завод что-то произвести - себе дороже выйдет.
  10. gregor6549 22 июля 2015 08:32
    ПАК ДА пока не более чем пиар. Т,.е, имеется некий аванпроект (т.е. общие наброски ПАК ДА) под который авиастроительная корпорация хотела бы выбить серьезные денежки из бюджета, не обещая конкретных сроков воплощения этого проекта в металле. А Шойгу мужик конкретный. Ему, хочется (и правильно хочется) иметь синицу в руках как можно скорее а не журавля в небе через 10 лет после 20ти.
    Все таки для производства и освоения ТУ160 М2 имеется солидный задел. И даже с этим заделом придется судя по всему потратить много лет пока модернизированные самолеты станут в строй.
    По ПАК ДА пока ничего кроме общих набросков на бумаге и массы обещаний нет и неизвестно когда появится. Да и ТТХ ПАК ДА вряд ли будут намного круче, чем ТТХ ТУшки.
    Опять же, кому нужна эта крутизна если дальние бомберы уже давно ничем иным как средствами доставки ракет и бомб на большие расстояния не являются и шансы долететь до точки пуска у них есть только в случае приличного прикрытия истребителями на всем маршруте полета вне территории России.
    Матрасники эту проблему решают с помощью истребителей АУГ, и истребителей размещенных на передовых авиабазах в Европе и Азии. У России пока таких возможностей нет и вряд ли они появятся. Ей придется для прикрытия бомберов выделять истребители сопровождения типа МИГ31 и топливозаправщики, чтобы кормить в полете и тех, и других.
    В целом получаются весьма заметные групповые воздушные цели в которых радиолокационная и пр. заметность самих бомберов уже особой роли играть не будет. Гораздо большую роль будет в этих группах играть возможность отбиться от истребителей супостата, до того как будет произведен пуск ракет или сброс бомб и при отходе от рубежей пуска. Без этого полет ТУ160 на БЗ будет в большинстве случаев полетом в один конец с очень небольшой вероятностью до этого конца долететь
    1. gallville 22 июля 2015 10:36
      Цитата: gregor6549
      Опять же, кому нужна эта крутизна если дальние бомберы уже давно ничем иным как средствами доставки ракет и бомб на большие расстояния не являются и шансы долететь до точки пуска у них есть только в случае приличного прикрытия истребителями на всем маршруте полета вне территории России.

      Ракета х-101 дальность пуска 5000 км. Куда там "за" территорию России бомберу с ней лететь?
      Пока запустят серию ту-160м2 и пак да разработают ракету еще более дальнего полета.
      Цитата: gregor6549
      В целом получаются весьма заметные групповые воздушные цели в которых радиолокационная и пр. заметность самих бомберов уже особой роли играть не будет.

      Как раз таки наоборот. Концепция пак да это незаметный ракетоноситель над бескрайней территории собственного государства (России). При этом прикрытый собственным пво и ввс.
      Таким образом при получении от противника упреждающего удара есть шанс нанести обратный ответ одним из элементов ядерной триады в данном случае пак да.
      Облик пак да вырисовывается так:
      1. малозаметность, необходима тем больше чем ближе к границе своей территории.
      2. долгое пребывание в воздухе. Т.к. запуск смогут осуществить в случае нападения "вероятного противника" только машины дежурящие в воздухе.
      А вот что интересно ту-160 с его сверхзвуком и планером в такую идеалогию не вписывается. Не смотря на вооружение такое же как в пак да (насколько заявлено).
      1. Alexey RA 22 июля 2015 10:43
        Цитата: gallville
        Облик пак да вырисовывается так:
        1. малозаметность, необходима тем больше чем ближе к границе своей территории.
        2. долгое пребывание в воздухе. Т.к. запуск смогут осуществить в случае нападения "вероятного противника" только машины дежурящие в воздухе.

        Бюджетный вариант: дирижабль из радиопоглощающих/радиопрозрачных материалов, набитый револьверами с КРВБ. smile
    2. vladimir_krm 22 июля 2015 11:26
      У матрасников с АУГ шансов не больше. Сравните дальность пуска ракет с истребителя или штурмовика, и с Ту-160, будете удивлены. Ту-160 в зону ПВО давно уже входить не нужно.
      И ещё: если уж всё решается АУГ и европейскими базами, то зачем у янки до сих пор на вооружении Б-52, Б-1, Б-2 и ещё и новый строить собираются?
  11. Tjeck 22 июля 2015 09:40
    не нравится мне это, уж лучше пускай ту-22 клипают, но не до 2050 года и не по 3 штуки в год.. с такими то темпами не факт что и вермахт образца 41-го остановим, стыд и срам!
  12. ССИ 22 июля 2015 10:38
    Как ишака научить читать? Деньги и 50 лет сроку, а там - ... Но ишак умрет точно.... Документацию разработают и назовут Ту-160М2 - "П А К Д А"!!!!
    1. Лт. запаса ВВС 22 июля 2015 11:30
      Цитата: ССИ
      Как ишака научить читать? Деньги и 50 лет сроку, а там

      Сейчас ишака научить летать намного проще есть суперкомпьютеры, которые могут смоделировать все режимы полёта, а не как раньше куча статических моделей на строительство которых тратились дополнительные деньги. Если проектировать будут по современному то намного всё быстрее и дешевле получится.
      1. aviator65 22 июля 2015 20:20
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        Если проектировать будут по современному то намного всё быстрее и дешевле получится.

        Ага. Претендент уже есть. Называется SSJ100.
        Суперкомпьютеры - это, конечно, здорово! Но, вот конструкторы из поколения,"испорченного" автокадом...Да к ним ещё куча эффективных менеджеров впридачу - это, знаетили, страшная сила, однако!
        1. Лт. запаса ВВС 22 июля 2015 21:35
          Цитата: aviator65
          Но, вот конструкторы из поколения,"испорченного" автокадом...

          Там никто автокадом не пользуется. Суперджет 100 проектировали на системе автоматизированного проектирования CATIA.
          На этой же системе проектировались современные боинги, А380, подлодка Вирджиния, термоядерный реактор ITER.
          1. aviator65 22 июля 2015 23:22
            И что? Эта система сама всё вышеперечисленное спроектировала? Или же конструкторская мысль всё-таки должна присутствовать?
            1. Лт. запаса ВВС 23 июля 2015 00:18
              Цитата: aviator65
              И что? Эта система сама всё вышеперечисленное спроектировала? Или же конструкторская мысль всё-таки должна присутствовать?

              Речь не о конструкторской мысли, а о том что с суперкомпьютерами всё гораздо быстрее и проще получается. Раньше конструктора плевались на кульман, а теперь на компьютере всё легче и быстрее и без брака, не заточил карандаш, на миллиметр погрешность случайно получилась, если не заметил во время брак. С компьютером всё проще на клавиатуре все размеры задаёшь всё быстро и удобно (вспоминаю школьные уроки черчения это вообще гадость).
  13. rubin6286 22 июля 2015 10:43
    Статья познавательная, но впечатление от нее грустное. Что бы ни говорили наши « полководцы», но парк стратегической авиации неуклонно сокращается, машины стареют морально и физически, в т.ч. и «белые лебеди», которых всего-то 16 шт.

    По соображениях чисто прагматическим, сегодня выгоднее модернизировать и производить то, что еще не совсем устарело, чем создавать совершенно новое, «сырое» и потом длительное время доводить его до совершенства, тем более, что окончательный результат работ непредсказуем. В этом смысле решение о возобновлении производства Ту-160 представляется мне вполне обоснованным, а проект ПАК ДА выглядит делом далекой и туманной перспективы.

    Я уже писал, что запланированные темпы производства Ту-160 в количестве 3 машин в год, мизерные и до 2025 года позволят только поддержать эти самолеты в том количестве, какое есть на сегодняшний день.

    Очевидно такое положение дел устраивает военное и политическое руководство страны и, видимо, предпочтение отдано другим приоритетам, тем более, что страну пытаются настойчиво втянуть в локальный военный конфликт.

    Непонятно другое. Россия настойчиво «лезет» с своей гражданской авиапродукцией на международный рынок, хотя там сплошное засилье «Боингов» и «Эрбасов», а у себя не то, что военные самолеты, а даже Ан-2 и то не производятся. Кому, сколько и за сколько «втюхают» эти «Суперджеты» и МС-21? Мне кажется, что тот «дурдом» в авиапромышленности, что был в 90-х, продолжается до сих пор.
    1. ССИ 22 июля 2015 11:10
      Цитата: rubin6286
      Мне кажется, что тот «дурдом» в авиапромышленности, что был в 90-х, продолжается до сих пор.

      Вы правы, продолжается... А насчет выпуска более 3-х самолетов, повторюсь - в СССР КАПО выпускал НЕ БОЛЕЕ 4 самолетов Ту-160 в год. Переплюнуть эту цифру? Ныне? При наших ЛИБЕРАЛЬНЫХ? Мое мнение (я могу и ошибаться, но...) - не смогут!
      1. инженер74 22 июля 2015 11:24
        Планер (само "железо") и двигатели - думаю смогут и больше, при нормальной подготовке производства (XXI век всетаки) и вменяемой кадровой политике. А вот собрать всё в кучу и отладить, чтобы получился именно самолет - это врядли. request
        ИМХО
        1. ССИ 22 июля 2015 11:33
          Цитата: инженер74
          Планер (само "железо")

          Центроплан сваривался из титана в спецкамере... В каком состоянии камера? Титан покупает Боинг и Аэрбас... А Вы говорите - "железо"...
          1. инженер74 22 июля 2015 12:08
            Титана у нас пока хватает! Камера по, по коментам с предидущей статьи, давно сдана в "чермет", но сами технологии электронно-лучевой сварки в вакууме и сварки титана в инертных газовых средах в России живут и процветают! Технологические вопросы можно решить достаточно быстро. Проблемы будут там, где требуется творческая "ручная" работа головой, где не прокатывают жесткие алгоритмы тех. процессов. За свой "огород" ("производство стружки" wink ) я спокоен - будет ЦУ - сделаем, а вот за Ваш (САУ и т.п.) не очень. "Кадры решают всё!"(с)
            ИМХО
            1. ССИ 22 июля 2015 12:17
              Цитата: инженер74
              будет ЦУ - сделаем, а вот за Ваш (САУ и т.п.) не очень. "Кадры решают всё!

              Кадров нет.... САУ разработано, на другой (китайской) элементной базе, но кто будет без выходных и праздников вкалывать??? Раньше идея была, ныне деньги...
              1. инженер74 22 июля 2015 12:33
                Вот именно, нужна Идея и Сталинские Наркомы. Деньги ничего не решают в более менее серьезных проектах...
                1. ССИ 22 июля 2015 12:38
                  Цитата: инженер74
                  Вот именно, нужна Идея и Сталинские Наркомы. Деньги ничего не решают в более менее серьезных проектах..

                  Как же Вы правы! И когда у народа ум проснется????
                  1. инженер74 22 июля 2015 12:54
                    Народ понятие слишком общее, большинство уже встало в "потреблядское стойло", к сожалению. Созидательную Идею должна дать власть, хотябы ради самосохранения! А вот кадры должен предоставить Народ.
                    1. ССИ 22 июля 2015 13:33
                      Цитата: инженер74
                      Народ понятие слишком общее,

                      Вы правы, но сколько это продолжаться будет? Обрыбло уже...
      2. Лт. запаса ВВС 22 июля 2015 11:35
        Цитата: ССИ
        Вы правы, продолжается... А насчет выпуска более 3-х самолетов, повторюсь - в СССР КАПО выпускал НЕ БОЛЕЕ 4 самолетов Ту-160 в год. Переплюнуть эту цифру? Ныне? При наших ЛИБЕРАЛЬНЫХ? Мое мнение (я могу и ошибаться, но...) - не смогут!

        Если построят современную линию то вполне, понимаю сравнение не корректное, но США строят пассажирские самолёты как горячие пирожки, конечно любой бомбардировщик сложнее построить чем пассажирский самолёт, но при желании можно.
        Насчёт США я так и не понял почему B2 стоит 2 миллиарда, а подлодка вирджиния 1,8 миллиарда? Неужели построить бомбардировщик сложнее чем многоцелевую подлодку?
    2. vladimir_krm 22 июля 2015 17:59
      А сколько их надо? В ядерной триаде всё-таки баллистические ракеты и подводные лодки важнее.
      Что касается гражданки, надо делать. Это тоже импортозамещение. Для выхода суперджета в ноль нужно продать 260 штук, кажись. А сотрудничество с боингом позволило закупить станки и оборудование, на котором делают и ПАК ФА в том числе.
      А кроме МС-21 делают ещё и дальнемагистральник с китайцами, то есть, будет полная линейка пассажирских. Продавать есть кому.
  14. IAlex 22 июля 2015 11:09
    В общем из статьи понятно: Что реформаторы под предводительством США уничтожили заводы про производству двигателей для тяжелых самолетов и КБ по их разработке, и теперь по тихому пытаются за 8-мь лет реанимировать заводы по производству двигателей и КБ, с тем чтобы они смогли хотябы на первых этапах обновить раритер, потом выпустить раритет а потом кое как к 2030 году попробовать создать ПАК ДА...

    При этом план потерпит очередной провал, ибо по установленным срокам уже очевидно, что крайних из инициаторов не будет, в особенности потому что все оставшиеся пенсионеры от СССР отбросят копыта к тому времени, а молодые инженегры согласные работать за 20 т.р. на заводах не квалифицированы и их тяжело найти, а "инженеры" по настройке 1С, Cisco за свои нормальные зарплаты не могут да и не будут заниматься такой убогой работой...
  15. arnulla 22 июля 2015 11:15
    Восемь лет на возобновление производства? !!!
    1. ССИ 22 июля 2015 11:19
      На разработку ДОКУМЕНТАЦИИ, если я читать умею...
      1. aviator65 22 июля 2015 20:24
        Цитата: ССИ
        Восемь лет на возобновление производства? !!!

        Главное процесс! Процесс - это жизнь, результат - это смерть. (М. М. Жванецкий)
    2. burmundia 22 июля 2015 11:54
      Цитата: arnulla
      Восемь лет на возобновление производства? !!!

      ДА и это нормально. Наверняка уже нет оснастки и оборудования, а про спецов вообще больная тема. Строить авиатехнику очень сложно , маленько поработал знаю.
      1. aviator65 22 июля 2015 23:56
        Я вот поражаюсь, как Туполев смог всего через 6 (!) лет после окончания самой страшной войны поднять в воздух абсолютно революционную машину в своём классе, которая с успехом летает и служит по сей день! Это я про Ту-95. Может от того, что люди предельно конкретно понимали поставленные задачи и сознавали, что то, что они создают требуется уже завтра, максимум послезавтра, но никак не через 20-30 лет. Да запуск в серию того же Ту-4(он же В29) потребовал фактически создать авиапром нового поколения. А год запуска в серию этой машины припоминаете? Создаётся впечатление, что сегодня главное не создать что-то новое, а по-больше поговорить об этом. А оно само потом появится, лет так через 30. Только интересно, а оно тогда ещё нужно будет кому7
  16. KGB WATCH YOU 22 июля 2015 12:12
    Вот вы разорались конечно. Вы знаете сколько СССР в год выпускал Ту-160? Гораздо более простой по сравнению с Ту-160М2, со своей блестящей военной промышленностью - если мне не изменяет память 3-4 штуки в год! Так что радуйтесь, если манагеры выполнят свое обещание - 3 шт в год.
  17. AAV 22 июля 2015 13:16
    "Чтобы окупить все затраты на производство, придется в течение нескольких лет построить не менее 50 новых самолетов."

    Предположим, производство построило 50 новых самолетов. Следующий вопрос у МО деньги на их покупку есть?! Или как часто бывает КБ разработало, промышленность произвела новый суперсовременный образец техники, но у потребителя на него нет денег... В этом случае, если у своих денег нет надо продавать чужим. Интересно рассматривался вопрос поставки ТУ-160 иностранным заказчикам?...
    AAV
    1. zyablik.olga 22 июля 2015 13:49
      Цитата: AAV
      В этом случае, если у своих денег нет надо продавать чужим. Интересно рассматривался вопрос поставки ТУ-160 иностранным заказчикам?...

      А кому простите вы их предлагаете продавать? what Из реальных потенциальных покупателей только Индия и КНР. Индусы в прошлом закупали дальние противолодочники Ту-142( на базе стратегов Ту-95), а китайцы в прошлом получали Ту-16 и сильно интересовались Ту-22М3. Но Индия всё больше в последнее время покупает американское оружие, а в КНР продавать такие машины выйдет в итоге себе дороже.
    2. rubin6286 22 июля 2015 14:12
      Вам что, разум изменил? На производство военной техники есть гособоронзаказ и деньги на это уплачены. Все,что подлежит реализации за рубеж идет через компанию "Росвооружение". Она дает разрешение на соответствующую номенклатуру и количество.
  18. gregor6549 22 июля 2015 14:38
    Тем комментаторам кто упирает на дальность полета ракет, Дальность полета хороша когда точно известны координаты цели и никуда эта цель не движется. Для удара по таким целям имеется достаточное количество МБР шахтного, подводного и мобильного базирования и если этого количества недостаточно для поражения всех подобных важных целей Россия наклепает еще. Что собственно не так давно и было озвучено в качестве одного их приоритетов оборонной политики России. Дальние бомберы в наше время нужны, как правило, для "зачистки" целей недобитых МБР и поражения крупных сухопутных или морских целей которые могут перемещаться если не во времени то в пространстве (АУГ, группировок войск, мобильных баз снабжения этих группировок и т д. Вот для работы по таким "непоседам" и нужны дальние бомберы. Сами разведают где сейчас их цели и сами по ним и отбомбятся /отракетятся. Полагаться на то что будет некий дядя который будет передавать бомберам все необходимые данные в реальном масштабе времени зело наивно есть.
  19. Zingvar 22 июля 2015 15:40
    ТУ-160 нужно не 50 штук, а не менее 150. И не надо забывать что те которые сделаны в в прошлом веке тоже пора модернизировать. И еще самолеты падают по разным причинам тоже забывать нельзя.
    1. oldkap22 23 июля 2015 09:03
      ПРЯМ ТУХАЧЕВЩИНА какая то...Страну без штанов оставить но с "кучей ТУ -160 ММММ
  20. gregor6549 22 июля 2015 16:27
    [quote=НольНольСедьмой]Оригинально. Разведка силами стратегической авиации.[/quote] Именно так. Других сил там где будут действовать "стратеги" просто не будет. Возможно на начальной стадии какое то целеуказание будет поступать со спутников, но вряд ли на протяжении того времени что понадобится стратегам чтобы добраться до рубежей пуска своих ракет.

    [/quote] Откуда, говорите, взлетят? И что ещё за "как правило"?[/quote]

    Первый вопрос не понял. А правило это было сформулировано еще во времена бывшего Союза причем на самом верху. Во всяком случае так оно формировалось еще на учениях "Запад 81" где присутствовал сам Д.Ф. Устинов и все главкомы. Причем формировалось не только нашими стратегами но и забугорными.
    1. rubin6286 22 июля 2015 17:20
      Сынок!
      Ты или сам сказочник, или начитался сказок "с военным уклоном". Дальняя авиация входит в потенциал первого удара. В угрожающий период наряду с развертыванием МБР наземного базирования и ПЛАРБ самолеты дальней авиации поднимаются в воздух и по команде наносят ракетно-бомбовый удар по заранее запланированным целям. После этого на Земле не останется ничего живого. Никакой "зачистки" уже не будет - некого и некому зачищать, неоткуда взлетать и некуда приземляться. Ни о какой разведке силами дальней авиации после ядерного удара не может быть и речи. Это давно поняли и наши, и "забугорные" стратеги. В США сейчас принята доктрина "глобального удара" высокоточным оружием,предназначенная свести к минимуму результат российского ядерного удара. Советую внимательно изучить ее.Возможно,что тогда многое станет Вам понятно.
      1. gregor6549 23 июля 2015 08:29
        Хамите, парниша? Это не хорошо есть. Тем более, когда "сынку" уже под 80 и он кое что успел не только почитать но и сделать в своей жизни, в том числе в области авиации.
        1. rubin6286 23 июля 2015 11:48
          Уважаемый Грегор! Если Вам действительно под 80, то «сынок» - я, но, правда, никак не «внучек». Это – возраст мудрости. Кто знает, доживет ли мое поколение до этих лет.
          Напомню Вам и «Ноль ноль седьмому», что американская «стратегия глобального удара» вовсе не «параллельная тема», а как говорят философы, « объективная реальность, данная в ощущениях».
          Суть ее состоит в том, чтобы высокоточным оружием уничтожить наземные ПУ наших баллистических ракет, а те, из них, что будут все-таки запущены, перехватить силами ПРО на вертикальном участке траектории или участке баллистического разворота, когда ракета еще находится над собственной территорией. Главным звеном ПРО является система «Иджис», развернутая на кораблях ВМС США класса «эсминец» и планируемая также к размещению на территории западной Европы: в Польше, Румынии и т.д. Поскольку ракеты РВСН и подводных лодок летят по баллистической траектории и рассчитаны на максимальную дальность, зная местонахождение пусковых установок, можно с помощью ЭВМ рассчитать примерные координаты цели на территории США и принять меры к прикрытию этих объектов, а вот с дальней авиацией сложнее, особенно если машины в воздухе. Их ракеты летят не очень быстро, но довольно низко. Их трудно засечь и сбить. Только поэтому от дальней авиации сегодня еще совсем не отказались. Россия «ощущает» американские корабли уже в Черном море на Балтике. В ответ появляются «Искандеры» в Калининградской области и ракетоносцы Ту-22М3 в Крыму.
  21. Фрау Доктор КиК 22 июля 2015 19:55
    Хорошо это, Как не как Белый лебедь достояние Позднего СССР более современной России. Ура! Слава Русскому Человеку! Слава Героям! Ура!
    Фрау Доктор КиК
  22. ЦГВ 22 июля 2015 21:09
    Вот при Советах делали вещи, до сих пор актуальны. Не пойму как такую страну можно было развалить, ну горбатый понятно, а вся верхушка, генералитет? неужели все так "обеззубели"
  23. SlavaP 22 июля 2015 22:39
    Поздно, ох поздно! До 2024 еще много что может случится. А вот насчет 95-го - у него есть достоинства и даже потенциал: почему на заменить движки на современные экономичные , да и пусть себе парит по 12-14 часов , пойди поймай его в небе. Сверхзвуковой это ресурс топлива сожжет за два часа.
  24. partizan86 23 июля 2015 00:03
    Самолёт конечно хороший, но американцы свои более мелкие аналоги, с которых он и срисован, вроде f-111, давно списали, как морально устаревшие. Хотя, не списали B-52, а мы медведей (ту-95), но они для чего то да нужны. Создавать нужно следующее поколение, а тут даже с возобновлением строительства сроки не выдерживают критики.
    1. KGB WATCH YOU 23 июля 2015 00:25
      Ф-111 это скорее аналог Су-24 и Су-34. А аналог Ту-160 - это Б-1Б, которых 66 шт. на вооружении у США (2012 г.).
  25. Нескачущий 23 июля 2015 01:30
    Согласно нынешним планам(!) только опытно-конструкторские работы по проекту модернизации уже выпущенных Ту-160 до состояния Ту-160М должны завершится в 2021 году? Чем же до этого занимались?!
    1. aviamed90 23 июля 2015 11:25
      Нескачущий


      Тем же, чем и сегодня.

      Планировали и мечтали, но ничего не делали.
      См. пост ниже.
  26. Sergey 961 23 июля 2015 10:17
    Мечты Мечты !! а кто делать- то будет ??? в оборонной промышленности не осталось ни одного высококвалифицированнного специалиста и рабочего Всех разогнали реформаторы А молодежь не хочет за копейки в оборонке работать Так что все это останется только как прожектерство и не более того (имхо)
  27. aviamed90 23 июля 2015 11:17
    Давайте вспомним недавнее прошлое:

    "11 октября 2010 г., Aviation Explorer – ОАО "Кузнецов" (бывший завод "Моторостроитель", Самара) в 2013 г. планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий, сообщает АРМС-ТАСС. Об этом рассказал начальник управления информационных технологических систем ОАО "Кузнецов" Станислав Ромащев.

    По его словам, в 2014 г. завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160. В период до 2020 г. российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32 при постоянном наращивании объемов производства.

    Как отметил Ромащев, на самарский завод уже поставлена часть нового производственного оборудования и продолжается приобретение дополнительного количества станков. В этой связи перерабатывается вся технология изготовления двигателя НК-32, серийно выпускаемого в Самаре с 1983 г. В новом варианте предусматривается использование цифровых технологий CAD и CALM. Специалисты завода проходят обучение работе на новом оборудовании, в том числе за рубежом.

    Ромащев сообщил, что в новом производственном процессе будут также задействованы мощности, имеющиеся на предприятии- разработчике, СНТК им. Кузнецова.

    В то же время, отметил специалист, сам двигатель НК-32 не будет подвергаться существенной модернизации. "Военные сказали, что двигатель надежный, качественный, не надо его сильно менять, его потенциала хватит еще лет на 20-30", - сказал Ромащев.

    По его словам, основные изменения запланированы в системе управления НК-32, которая разрабатывалась еще в советское время.

    НК-32 - двухконтурный турбореактивный трехвальный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире. В настоящее время используется на стратегических бомбардировщиках- ракетоносцах Ту-160, а также установлен на сверхзвуковой "летающей лаборатории" Ту-144ЛЛ."

    (статья "Минобороны РФ получит первый двигатель НК-32 для Ту-160 в 2013 году", раздел "Новости" сайта www.aex.ru ("Aviation Explorer" - содружество авиационных экспертов)).

    У кого-то ещё осталась хоть капля оптимизма?
    Одни планы и обещания (почти заклинания).
    Ничего более.

    Но...
    Хотелось бы верить!
  28. leon1204id 27 июля 2015 23:09
    И вот пока мы строим огромные самолеты появятся армады,десятки тысяч небольших умных ударных БПЛА которые стартуя одновременно со 100% вероятностью преодолеют любые ПРО и ПВО и найдут свои цели даже без спутниковой навигации.Вот что будет нам вместо В2 спирит.А мы туда-же, в том-же стеде только сзади.
    1. datt551 29 июля 2015 20:38
      Не появятся КНЯЗЬ ВОВА их уничтожит как ГЕЛИОС ПРАЙМ
      datt551

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня