Military Review

Aircraft designer Pavel Osipovich Sukhoi was born 120 years ago

11
Pavel Osipovich Sukhoi - an outstanding Soviet aircraft designer, one of the founders of the Russian school of jet and supersonic aviation. He was twice a Hero of Socialist Labor (1957 and 1965), a winner of the Stalin (1943), Lenin (1968) and State Prizes (1975), as well as a winner of the Tupolev Prize No. 1 (1975, posthumous). Under the guidance of this aircraft designer, more than 50 aircraft designs were developed. Over his life, Pavel Osipovich Sukhoi managed to create in his design bureau a real school for designing various aircraft, characterized by an innovative spirit, a non-standard approach to solving technical problems and courage of engineering solutions. July 22, 2015 the aviation community celebrates the 120th anniversary of the legendary designer.

Sukhoi Pavel Osipovich was born on July 22 of the year 1895 in the village, and now in the city of Glubokoe, Vitebsk Region in Belarus, in the family of Osip Andreevich and Elizaveta Yakovlevna Sukhikh, a teacher of the public school. By national Belarusian. There were six children in the Dry family: 5 girls and one boy - Pavel. In 1900, the father of the future aircraft designer was offered to head the school for railway children in Gomel, and the family moved to the city. In 1905, Pavel Sukhoi entered the Gomel men's gymnasium, from which he graduated in June 1914 with a silver medal, having excellent marks in ten subjects and good marks in German and Latin. Especially noted were his successes in mathematics and physics.

It should be noted that the future aircraft designer with surprising persistence sought the best education possible. In 1914, he enters the Moscow University Mathematics Faculty. And a year later at the Imperial Higher Technical School (the future of the Moscow State Technical University named after Bauman). At that time, it was the only university in the Russian Empire, which studied the technical and theoretical problems of aeronautics. Here he became a member of the aeronautics group, led by Professor Nikolai Zhukovsky. Even then, Pavel Sukhoi was well aware of what he would like to do in his life. Later, telling his daughter Irina about his adolescence, Pavel Sukhoi noted that the most impressive impression of his childhood years was the demonstration flights over Gomel of the airplane, which was operated by Russian aviator Sergey Utochkin. These flights were carried out as part of a public tour of the pilot in the cities of the Russian Empire.

Aircraft designer Pavel Osipovich Sukhoi was born 120 years ago


In 1916, Sukhoi was drafted into the army. After completing the School of ensigns in 1917, he was sent to the Western Front in the army, where he served in a machine-gun company, taking part in the First World War. After the October revolution of 1917, the front finally collapsed, and Pavel Sukhoi was demobilized and returned to his native Gomel, where for some time he worked as a mathematics teacher. In the summer of 1921, he decides to go back to Russia and continue his studies. In the fall of 1921, Sukhoi again visits his audiences at the Technical School in Moscow. In 1923, Sofia Feliksovna comes to the capital to help her widowed sister with small children. Pavel and Sophia met by chance on the streets of Moscow. Pavel Sukhoi made an offer to be his wife to his compatriot, to which she answered with consent. 29 April 1925, the couple had a daughter, Irina, and later, in 1932, the son Dmitry.

In 1925, studying for Pavel Sukhoi came to an end. At the same time, Andrei Tupolev already recognized the talent of an aviation designer in Pavel, so he invited a young engineer to work at the ASSC (Aviation. Hydroaviation. Experimental construction) - the design department of the Central Aerohydrodynamic Institute (TsAGI) in Moscow. The future aircraft designer agreed to this work and was sent to the Design team of A.N. Putilov to the position of design engineer.

The education received by the designer helped him to read aviation technical literature in German freely, and also, knowing Latin, to read with the dictionary and in some other European languages ​​- French, English, Italian and some other. All this in some way influenced the successes of Pavel Sukhoi in his engineering and administrative activities. They helped him to translate technical literature and his wife Sophia (from French) and daughter Irina (from French and English).

Su-2


The first work of the novice aircraft designer was the fighter And-4, and then the all-metal fighter And-14 and a number of other projects. In the 1932 year, Pavel Sukhoi is appointed responsible manager for the design and construction of an RD vehicle (“distance record” - ANT-25). In 1934, this aircraft managed to set a world record of the duration and distance of a flight along a closed route. In 1937, the crews of Valery Chkalov and Mikhail Gromov successfully perform the legendary flights over the North Pole to the USA. And in 1938, the Rodina airplane, DB-2B, designed and built by Pavel Osipovich, the crew of Valentina Grizodubova, Polina Osipenko and Marina Raskova managed to make a record flight to the range.

In the 1938-1939 years, Pavel Sukhoi takes part in the competition for the development of the nearby bomber "Ivanov" and wins the victory in it. With this victory, he sees a unique chance of organizing his own CB. The light bomber Su-2 (“Sukhoi-2”) became the first-born of its design bureau. The machine has been successfully tested and built serially. The aircraft took part in the Great Patriotic War, it was used as a passing bomber and attack aircraft. Crews of more than 900 Su-2 aircraft heroically fought with the enemy in the skies of Belarus, Bessarabia at the initial stage of the war, as well as near the walls of Stalingrad. At the same time, work on the design of more advanced combat aircraft was also actively pursued in difficult war years. In 1943, the designer was awarded the Stalin Prize of I degree for the development of an experienced armored attack aircraft Su-6.

In 1945, the Sukhoi Design Bureau is working on an experienced Su-9 jet fighter, the era of jet aviation begins, in which Pavel Osipovich Sukhoi’s talent unfolds to the full, sparkling with all its facets. Before 1949, the new Su-9, Su-11, Su-15 and Su-17 aircraft are being created, which, in close cooperation with aviation science and, above all, with TsAGI, have been able to work out many new solutions; . By that time, the backbone of the creative team of the Sukhoi Design Bureau was fully formed. But despite this fact, in 1949, the Soviet government decided to change priorities, disbanding Sukhoi’s experienced design bureau. During this period, Sukhoi works as deputy Andrey Tupolev. Under his leadership, was designed modification of the Tu-2 - UTB.



It should be noted that in all his works, which relate to the period from 1925 to 1953 years, one can easily trace the uncommonness of creative ideas, reasonable technical risk and the uniqueness of embodiment in practice. Pavel Sukhoi’s asset as a designer, as well as his associates and design bureau staff can be tagged with the mark “made for the first time” retractable landing gear, wing fuel compartments, smooth metal lining, control booster, ejected pilot seat, brake parachute , the aircraft crew rescue system in a detachable cockpit and much more.

In May, the Soviet government recognized the mistake of 1953, and reappointed Pavel Sukhoi at the head of his own design bureau. He was appointed head of KB-1, whose team since the middle of 1952, studied the fighter "Saber" of the American production. Separate results obtained in the study of the American machine, were used by Sukhy and his design bureau in further works.

In October, 1953, Pavel Sukhoi got at his disposal a production team representing plant No. 51. At the same stage, the plan of work on the Saber fighter was curtailed, but in turn, work on the creation of new aircraft was widely deployed. At this stage, Pavel Osipovich showed his best qualities, confirming the reputation of an excellent creator and organizer, if these concepts should be separated at all. The designer managed in a very short time to rally new for him teams of production workers and designers, while creating outstanding for the flight performance of the machine.

Su-17


For example, the C-1 aircraft took to the skies in September 1955, that is, approximately two years after the initiation of work on this project. Six months later, the T-3 took off to the sky. Later, under the direct supervision of the famous aircraft designer, several types of aircraft were designed with a large number of modifications, each of which could be called a breakthrough in Soviet and world aviation.

Leading people means foreseeing the future. Pavel Sukhoi possessed this quality, or even a gift, in full measure, this gift was based on his vast experience and intuition. The confirmation of this gift is that he managed to choose the optimal parameters for all of his production aircraft, providing them with a very long life - up to 30 years and more “life” in the sky; this is also confirmed by the creation of a strategic bomber T-4, the possibility of development of which at that time was denied by all reputable industry experts; initiative development of the Su-25 attack aircraft, which became the process of revival of attack aircraft in our country based on the most advanced technologies at that time; the choice of the T-10 aircraft dimensions, the use of instability in the longitudinal channel and the integral layout - solutions that largely determined the success of all Su-27 aircraft.

Su-27


Technical solutions helped to compete with Soviet and foreign aircraft building firms, many of which were first put into practice:

- on the Su-7 and Su-9 aircraft, an irreversible booster control system was introduced without switching to “manual”, a system of automatic control of air intakes appeared, a fully mobile stabilizer was used, all together allowed to overcome the sound barrier and ensure the aircraft’s speed, which twice the speed of sound.
- on the Su-17 aircraft, a variable sweep wing was introduced, which significantly increased the performance of this combat vehicle.
- on the Su-24 aircraft, a digital computer was used in the sighting and navigation complex, low-altitude flight mode was implemented with overflight of obstacles, which increased the combat effectiveness of the entire aviation complex.
- on the Su-25 aircraft, a combat survivability complex was introduced, which included a fully armored cockpit, the use of porous filler fuel tanks and some other measures that provided a significant reduction in the loss of attack aircraft and pilots in real combat conditions.
- on the T-4 aircraft, titanium and high-strength steel alloys, specially developed for this aircraft, as well as welded structures were widely used, a system of electrical remote control was introduced, a high-temperature hydraulic system was installed with a nominal working pressure 280 atmospheres, there were high-power multi-chamber steering gears with separate switchgear and actuators.

Mastered in the process of development and testing technology became the basis for the creation of the next generation aircraft.



The famous aircraft designer paid great attention to the development of the laboratory and bench base of the company, which began to be created in 1954 the year with the construction of a full-sized stand of a hydromechanical control system. At the same time, all innovations were tested and tested in laboratory conditions on semi-gage stands, as well as flying laboratories. At the same time, the volume of preliminary tests and inspections should have minimized the technological risk of introducing the latest technologies. This approach was reflected in the work of the Sukhoi design bureau, where each department had its own research complex of the appropriate focus.

Pavel Sukhoi lived and worked in Moscow, where 15 passed away on September 1975. He was buried in the Novodevichy cemetery. The memory of the famous designer was immortalized in Russia and in Belarus. In Gomel, a bust of the hero and a memorial plaque were installed on the building of the former gymnasium in which he studied. Also, a plaque appeared in the Russian capital on the house in which he lived, as well as on the building of the Moscow State Technical University named after Bauman. In addition, the Gomel State Technical University (GSTU) was named after Pavel Sukhoi, the streets in Gomel and Moscow. And in 1985, the Pavel Osipovich Sukhoi Museum was opened at school number XXUMX of the city of Glubokoe.

Based on materials from open sources
Author:
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. D-Master
    D-Master 22 July 2015 06: 46
    +5
    Pavel Osipovich - titan of the Russian aircraft industry. Sukhoi, Tupolev, Antonov, Ilyushin are people who will probably remain unsurpassed in Russian aviation. They created it essentially from scratch and became lawmakers for decades to come. I bow to Pavel Osipovich for the creation of such beautiful machines and, most importantly, the creation of a school where nothing was lost in a long box, and the achievements went from plane to plane. And if we take a look at the beautiful weaving and compare it with the Su-27, we will see that the experience gained from a strategic bomber has been integrated into the creation of a heavy fighter and has become its trademark for decades.
    1. Engineer
      Engineer 22 July 2015 08: 44
      0
      can you look at what in more detail and what aircraft was affected - T-10-1 or radically redesigned Simonov T-10-2 (C)?
  2. qwert
    qwert 22 July 2015 07: 17
    +6
    Dry of course titanium. Although Su-27 is to a much greater extent the brainchild of Simonov.
  3. RoTTor
    RoTTor 22 July 2015 07: 28
    +4
    The great truly Soviet aircraft designer, a worthy man, an excellent leader, who was truly respected by everyone who worked under his command.
    Less than others (absolutely impossible, fierce competition) engaged in intrigues against colleagues.
    Now our aviation needs such heads even more urgently !!!
  4. parusnik
    parusnik 22 July 2015 07: 55
    +4
    Thanks to Pavel Osipovich! For the technique, students ...
  5. andrei.yandex
    andrei.yandex 22 July 2015 08: 52
    0
    It is necessary that not only on the Internet these individuals are remembered, but also on central TV.
  6. Engineer
    Engineer 22 July 2015 08: 56
    +4
    Dry was not lucky: he was always in the shade - he did not receive large orders for his cars in the war. Only in the era of jet aircraft did he manage to fully express himself: Su-17, Su-22, Su-25. I read a lot about the epic from the T-4, what were the hopes and how everything collapsed, who tried there and so on. The car is certainly unique for that time, but in violation of the golden rule of the aviation industry in 30% of novelty, as a result, they received an unreasonably expensive car. Because everything was again for industry, and therefore resulted in large costs in the development and testing of new technologies and materials. And this is without a powerful production base at the design bureau.
  7. evil partisan
    evil partisan 22 July 2015 15: 30
    +1
    But Sukhoi could have won the race against Yakovlev for adopting a water-cooled fighter. his Su-1 was slightly better than the Yak-1. And in terms of time, it seemed he did not lag behind. I don’t remember: why the work on it was curtailed ...
    1. Aleksandr72
      Aleksandr72 22 July 2015 16: 55
      +3
      Because the Su-1 fighter, like its modification of the Su-3, was destroyed by an unreliable turbocharger, which they could not bring to mind. The power plant of the Su-1 - the M-105P engine with a capacity of 1100 hp and two TK-2 turbocompressors, standing on the sides, behind the engine and working from exhaust gases. Armament - 20-mm ShVAK motor-gun and two ShKAS synchronous machine guns above the engine. With reliable operation of the turbochargers, the speed of the Su-1 at an altitude of 10000 m was 641 km / h. It was a high-speed high-speed interceptor fighter. But the TK-2 turbocharger worked very unreliably, it was not possible to bring it to mind, and therefore work on the aircraft was stopped. The Su-3 differed from the Su-1 only in the wing of a smaller area, work on it was also stopped due to the inoperable TK-2, in addition, the war began and there was no time for revision. KB P.O. Sukhoi continued to work on improving the Su-2 and creating new aircraft - Su-6 attack aircraft (three versions: single with M-71F, twin with M-71F and AM-42), twin-engine Su-8, Su-5 and Su- fighters 7 with a combined power plant (piston engine + auxiliary jet).
      I have the honor.
      I have the honor.
  8. ty60
    ty60 22 July 2015 19: 11
    +1
    There were few Su-2s, their outlines were almost unknown. At the beginning of the war, Twice Hero of the Soviet Union (later) Sergei Lugansky almost ended up in a tribunal, shooting down a Su-2 scout returning from a mission. The case is described in Lugansky's memoirs - "On deep bends. "But the hard worker, plowed on an equal footing with Eli, although he had no armor. But now it's a name! And tradition is to be ahead!
  9. midshipman
    midshipman 22 July 2015 19: 24
    +6
    In 1965, I defended my dissertation and was appointed head of the laboratory at NII-33 (VNIIRA). I was lucky to create multi-functional AFS for all combat (light) aircraft. Including for all aircraft P.O. Dry. Then he led the creation of automatic landing systems for fighter jets and other types of military aircraft. P.O. Dry about the new system, he approved it. Dr present time on all machines P.O. Dry stand, created under my guidance system.
    I know that everyone in the Ministry of Defense, the Minaviaprom, and the Central Committee of the CPSU reckoned with his opinion. It was the genius of our aviation industry.
    I received my first order for his SU-9BM car. We respected him. In 1979, I was transferred to work in Moscow at the Ministry of Radio Industry. I had to see how his cars performed combat missions at different points where military operations were conducted.
    The creators of aviation technology will always have a memory of it. I have the honor.
  10. Arct
    Arct 23 July 2015 18: 27
    0
    partisans, in fact, if the Su-1 would have won the race, then not the Yak-1, except for the Mig-1. All the same, Yakovlev did a slightly different fighter than Mikoyan with Gurevich and Sukhoi.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации. Являлся дважды Героем Социалистического Труда (1957 и 1965 годы), лауреатом Сталинской (1943 год), Ленинской (1968 год) и Государственной премий (1975 год), а также лауреатом премии №1 имени Туполева (1975 год, посмертно). Под руководством данного авиаконструктора было разработано более 50 конструкций самолетов. За свою жизнь Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования различной авиационной техники, отличающуюся новаторским духом, нестандартным подходом к решению технических задач и смелостью инженерных решений. 22 июля 2015 года авиационная общественность отмечает 120-летие со дня рождения легендарного конструктора.

Сухой Павел Осипович родился 22 июля 1895 года в селе, а теперь уже городе Глубокое Витебской области в Белоруссии в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. По национальности белорус. В семье Сухих было шестеро детей: 5 девочек и один мальчик — Павел. В 1900 году отцу будущего авиаконструктора предложили возглавить школу для детей железнодорожников в Гомеле, и семья перебралась в город. В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года с серебряной медалью, имея оценки «отлично» по десяти предметам и оценки «хорошо» по немецкому языку и латыни. Особенно были отмечены его успехи в математике и физике.

Стоит отметить, что будущий авиаконструктор с удивительным упорством добивался лучшего образования из возможных. В 1914 году он поступает в Московский университет на математический факультет. А через год в Императорское Высшее техническое училище (будущее МВТУ им. Баумана). На тот момент это был единственный вуз в Российской империи, в котором изучались технические и теоретические проблемы воздухоплавания. Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, руководил которым профессор Николай Жуковский. Уже тогда Павел Сухой прекрасно понимал, чем он хотел бы заниматься в своей жизни. Позднее, рассказывая своей дочери Ирине о своем отрочестве, Павел Сухой отмечал, что наиболее сильным впечатлением его детских лет стали показательные полеты над Гомелем аэроплана, которым управлял русский авиатор Сергей Уточкин. Данные полеты проводились в рамках публичных гастролей пилота по городам Российской империи.


120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой


В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения Школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте, приняв участие в Первой мировой войне. После октябрьской революции 1917 года фронт окончательно развалился, а Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в родной Гомель, где какое-то время трудился учителем математики. Летом 1921 года он принимает решение вернуться назад в Россию и продолжить свое обучение. Осенью 1921 года Сухой снова посещает знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году в столицу приезжает Софья Феликсовна, чтобы помочь овдовевшей сестре с маленькими детьми. Павел и Софья случайно встретились на московских улицах. Павел Сухой сделал своей землячке предложение стать его женой, на что та ответила согласием. 29 апреля 1925 года у пары родилась дочь Ирина, а позднее в 1932 году сын Дмитрий.

В 1925 году учеба для Павла Сухого подошла к концу. При этом Андрей Туполев уже тогда разглядел в Павле талант авиационного конструктора, поэтому пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Будущий авиаконструктор согласился на данную работу и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Полученное конструктором образование помогало ему свободно читать авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, владея латынью, читать со словарем и на некоторых других европейских языках — французском, английском, итальянском и ряде других. Все это в какой-то мере повлияло на успехи Павла Сухого в его инженерной и административной деятельности. Помогали ему переводить техническую литературу и его жена Софья (с французского языка) и дочь Ирина (с французского и английского языков).

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой
Су-2


Первой работой начинающего авиаконструктора стал истребитель И-4, а затем цельнометаллический истребитель И-14 и ряд других проектов. В 1932 году Павла Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке машины РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете удалось установить мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту. В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова успешно выполняют ставшие легендарными перелеты через Северный полюс в США. А в 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектированием и постройкой которого руководил Павел Осипович, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой сумел осуществить рекордный перелет на дальность.

В 1938-1939 годах Павел Сухой принимает участие в конкурсе на разработку ближнего бомбардировщика «Иванов» и одерживает в нем победу. С этой победой ему представляется уникальный шанс организации собственного КБ. Первенцем его конструкторского бюро стал легкий бомбардировщик Су-2 («Сухой-2»). Машина успешно прошла испытания и строилась серийно. Самолет принял участие в Великой Отечественной войне, он использовался в качестве ближнего бомбардировщика и штурмовика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались с врагом в небе Белоруссии, Бессарабии на начальном этапе войны, а также у стен Сталинграда. При этом работы по проектированию более совершенных боевых самолетов активно шли и в трудные военные годы. В 1943 году за разработку опытного бронированного штурмовика Су-6 конструктор был награжден Сталинской премией I степени.

В 1945 году ОКБ Сухого работает над опытным реактивным истребителем Су-9, начинается эра реактивной авиации, в которой талант Павла Осиповича Сухого разворачивается на полную силу, сверкая всеми своими гранями. До 1949 года создаются новые самолеты Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, на которых в тесном сотрудничестве с авиационной наукой и, в первую очередь, с ЦАГИ удается отработать многие новые решения, ведутся работы по увеличению скорости полета. К тому времени уже полностью сложился костяк творческого коллектива ОКБ Сухого. Но несмотря на этот факт, в 1949 году советское правительство решило изменить приоритеты, расформировав опытное конструкторское бюро Сухого. В этот период Сухой работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством была спроектирована модификация самолета Ту-2 — УТБ.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой


Стоит отметить, что во всех своих работах, которые относятся к периоду с 1925 по 1953 годы, можно легко проследить незаурядность творческих замыслов, обоснованный технический риск и уникальность воплощения на практике. В актив Павла Сухого, как конструктора, а также его сподвижников и коллектива конструкторского бюро можно занести с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси, топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, бустер в системе управления, катапультируемое кресло летчика, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое.

В мае 1953 года в советском правительстве признали ошибку и вновь назначают Павла Сухого во главе своего собственного КБ. Он был назначен руководителем КБ-1, коллектив которого еще с середины 1952 года занимался изучением истребителя «Сейбер» американского производства. Отдельные результаты, полученные при изучении американской машины, были использованы Сухим и его КБ в дальнейших работах.

В октябре 1953 года Павел Сухой получил в свое распоряжение производственный коллектив, представляющий завод №51. На этом же этапе был свернут план работ по истребителю «Сейбер», но в свою очередь широко развернуты работы по созданию новых самолетов. На этом этапе Павел Осипович проявил лучшие свои качества, подтвердив реноме отличного творца и организатора, если данные понятия вообще стоит разделять. Конструктору удалось в очень короткие сроки сплотить новые для него коллективы производственников и проектировщиков, создавая при этом выдающиеся по летно-техническим характеристикам машины.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой
Су-17


К примеру, самолет С-1 поднялся в небо в сентябре 1955 года, то есть примерно через два года после инициации работ над этим проектом. Еще через полгода в небо поднялся самолет Т-3. В дальнейшем под непосредственным руководством знаменитого авиаконструктора было спроектировано несколько типов самолетов с большим количеством модификаций, каждая из которых могла называться прорывом в советской и мировой авиации.

Руководить людьми — значит предвидеть будущее. Этим качество или даже можно сказать даром Павел Сухой обладал в полной мере, этот дар базировался на огромном его опыте и интуиции. Подтверждением данного дара является то, что ему удавалось выбирать оптимальные параметры для всех своих серийных самолетов, обеспечивая им очень долгую — до 30 лет и более «жизнь» в небе; также подтверждением этому является создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого на тот момент отрицали все авторитетные специалисты отрасли; инициативная разработка самолета-штурмовика Су-25, которая стала процессом возрождения в нашей стране штурмовой авиации на базе самых передовых на тот момент времени технологий; выбор размерности самолета Т-10, использование неустойчивости в продольном канале и интегральной компоновки — решения, которые во многом определили успех всех самолетов семейства Су-27.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой
Су-27


Конкурировать с советскими и иностранными самолетостроительными фирмами помогали технические решения, многие из которых были впервые реализованы на практике:

— на самолетах Су-7 и Су-9 была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор, все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить самолетам скорость полета, которая в два раза превысила скорость звука.
— на самолете Су-17 было внедрено крыло изменяемой стреловидности, что значительно повысило ЛТХ данной боевой машины.
— на самолете Су-24 в прицельно-навигационном комплексе была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий, что увеличило боевую эффективность всего авиационного комплекса.
— на самолете Су-25 был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие мероприятия, которые обеспечивали значительное снижение потерь штурмовиков и летчиков в реальных условиях боевых действий.
— на самолете Т-4 широко использовались титановые и высокопрочные стальные сплавы, специально разработанные для этого самолета, а также сварные конструкции, была внедрена система электродистанционного управления, была установлена высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атмосфер, имелись многокамерные рулевые приводы большой мощности с раздельными распределительными и исполнительными устройствами.

Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии стали основой для создания самолетов следующего поколения.

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой


Большое внимание знаменитый авиаконструктор уделял вопросу развития лабораторно-стендовой базы предприятия, создавать которую начали еще в 1954 году со строительства полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. При этом все новшества проходили отработку и испытания в лабораторных условиях на полунатурных стендах, а также на летающих лабораториях. При этом объем предварительных испытаний и проверок должен был свести к минимуму технологический риск внедрения новейших технологий. Данный подход отражался в работе всего КБ Сухого, где в каждом отделе существовал свой научно-исследовательский комплекс соответствующей направленности.

Павел Сухой жил и работал в Москве, где и скончался 15 сентября 1975 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. Память знаменитого конструктора была увековечена в России и в Белоруссии. В Гомеле были установлены бюст героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился. Также мемориальная доска появилась в российской столице на доме, в котором он жил, а также на здании МГТУ имени Баумана. Помимо этого, именем Павла Сухого были названы Гомельский государственный технический университет (ГГТУ), улицы в Гомеле и Москве. А в 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей Павла Осиповича Сухого.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. D-Master 22 июля 2015 06:46
    Павел Осипович - титан российского авиастроения. Сухой, Туполев, Антонов, Илюшин - это люди которые наверное останутся непревзойденными в российской авиации. Создавшие ее по сути с нуля и ставшими законодателями на десятилетия вперед. Земной поклон Павлу Осиповичу за создание таких прекрасных машин и главное создание школы где ничто не пропадало в долгом ящике, а наработки шли от самолета к самолету. И если мы взглянем на прекрасную сотку и сравним ее с Су-27 то увидим что наработки на со стратегического бомбардировщика влились в создание тяжелого истребителя и стали его фирменной чертой на десятилетия.
    1. Инжeнeр 22 июля 2015 08:44
      можно подробнее на что смотреть и на какой самолет повлияло - Т-10-1 или же радикально переработанный Симоновым Т-10-2(С)?
  2. qwert 22 июля 2015 07:17
    Сухой конечно титан. Хотя Су-27 в значительно большей степени детище Симонова.
  3. RoTTor 22 июля 2015 07:28
    Великий по-настоящему советский авиаконструктор, достойный человек, отличный руководитель, которого по-настоящему уважали все, кто работал под его началом.
    Менее других (совсем - невозможно, конкуренция жесточайшая)занимался интригами против коллег.
    Теперь нашей авиации такие головы ещё острее необходимы!!!
  4. parusnik 22 июля 2015 07:55
    Спасибо Павлу Осиповичу!За технику,учеников...
  5. andrei.yandex 22 июля 2015 08:52
    Необходимо, чтоб не только в интернете о этих личностях вспоминали, но и по центральному ТВ.
  6. Инжeнeр 22 июля 2015 08:56
    Сухому не везло: он все время был в тени - крупных заказов на свои машины в войну и после не получал. Только в эру реактивной авиации ему удалось в полной мере заявить о себе: Су-17, Су-22, Су-25. Я много читал про эпопею с Т-4, какие были надежды и как все рухнуло, кто там постарался и прочее. Машина конечно уникальная для того времени, но нарушив золотое правило авиапрома в 30% новизны в итоге получили неоправданно дорогую машину. Потому как все было вновь для промышленности, а потому вылилось в большие затраты в разработку и обкатку новых технологий и материалов. И это без мощной производственно базы у КБ.
  7. злой партизан 22 июля 2015 15:30
    А ведь Сухой мог и выиграть гонку у Яковлева за принятие на вооружение истребителя с водяным охлаждением. его Су-1 чуть -чуть получше Як-1 получался. И по срокам вроде не отставал. Не помню уж: почему работы по нему свернули...
    1. Александр72 22 июля 2015 16:55
      Потому что истребитель Су-1 как и его модификацию Су-3 погубил ненадежно работавший турбокомпрессор, который так и не смогли довести до ума. Силовая установка Су-1 - двигатель М-105П мощностью 1100 л.с. и два турбокомрпессора ТК-2, стоявшие по бортам, позади двигателя и работавших от выхлопных газов. Вооружение - 20-мм мотор-пушка ШВАК и два пулемета ШКАС синхронных над двигателем. При надежной работе турбокопрессоров скорость Су-1 на высоте 10000 м составляла 641 км/час. Это был высотный скоростной истребитель-перехватчик. Но турбокомпрессор ТК-2 работал очень ненадежно, довести его до ума не удалось, в связи с чем работы над самолетом были прекращены. Су-3 отличался от Су-1 только крылом меньшей площади, работы над ним также были прекращены из-за неработоспособного ТК-2, к тому же началась война и стало не до доработки. КБ П.О. Сухого продолжило работы на совершенствованием Су-2 и созаднием новых машины - штурмовиков Су-6 (три версии: одноместная с М-71Ф, двухместные с М-71Ф и АМ-42), двухмоторных Су-8, истребителей Су-5 и Су-7 с комбинированной силовой установкой (поршневый двигатель + вспомогательный реактивный).
      Честь имею.
      Честь имею.
  8. ty60 22 июля 2015 19:11
    Мало было Су-2 ,их и по очертаниям почти не знали.В начале войны Дважды Герой Советского Союза (в последующем)Сергей Луганский едва не угодил в трибунал,сбив возвращающийся с задания разведчик Су-2.Случай описан в мемуарах Луганского-" На глубоких виражах."Но трудяга,пахал на равне с Илами,хоть брони не имел.Зато теперь-это имя!И традиция-быть впереди!
  9. мичман 22 июля 2015 19:24
    В 1965 году я защитил кандидатскую диссертацию и был назначен начальником лаборатории в НИИ-33 (ВНИИРА). Мне посчастливилось создавать многофункциональные АФС для всех боевых (легких) самолетов. В том числе и для всех самолетов П.О. Сухого. Затем возглавил создание систем автоматической посадки истребителей и другие виды ВиВТ. Один раз докладывал П.О. Сухому о новой системе, он ее одобрил. Др настоящего времени на всех машинах П.О. Сухого стоят, созданные под моим руководством системы.
    Знаю, что с его мнением считались все в Минобороне, Минавиапроме, ЦК КПСС. Это был гений нашей авиационной промышленности.
    Мой первый орден я получил за его машину СУ-9БМ. Мы его уважали. В 1979 году меня перевели работать в Москву в Минрадиопром. Приходилось видеть как его машины выполняли боевые задания в разных точках, где велись боевые операции.
    Память о нем будет всегда у создателей авиационной техники. Честь имею.
  10. Аркт 23 июля 2015 18:27
    партизан, вообще-то, если Су-1 и выиграл бы гонку, то никак не у Як-1 , разве что у Миг-1. Всё таки Яковлев делал несколько другой истребитель, нежели Микоян с Гуревичем и Сухой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня