Российская "Свобода". Догонит ли она американскую?

42
Российская "Свобода". Догонит ли она американскую?Только появились первые изображения перспективного корвета проекта 20386 со сменными боевыми модулями, как корабль этот сразу же окрестили «Российской «Свободой». Известная доля правды в этом шутливом названии есть. Корвет архитектурно и компоновочно напоминает американский литоральный боевой корабль (ЛБК) типа «Фридом» (Freedom в переводе с английского – «Свобода») с модульным вооружением. Всю центральную часть обоих занимает надстройка, расположенная от борта до борта, в профиль смахивающая на ограждение выдвижных устройств подводной лодки. За надстройкой, под взлетно-посадочной площадкой, – большой отсек, где размещаются сменные модули. Есть и другие схожие элементы.

«ИВАН ВАШИНГТОН»

Ничего необычного в подобной практике нет. Ведь специфика схожих систем оружия или агрегатов требует, как правило, аналогичных технических решений при их размещении, что влияет на облик корабля.

Классический пример из относительно недавнего прошлого – американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Джордж Вашингтон» и советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А.

Американцы проектировали атомные подводные лодки с размещением трех шахт с баллистическими ракетами (БРПЛ) в ограждении выдвижных устройств, но не строили, а в Советском Союзе такие лодки служили долгие годы (проект 658). Когда в Соединенных Штатах были созданы относительно компактные БРПЛ «Поларис», то американские конструкторы нашли оригинальное решение: они разместили 16 ракетных шахт – по восемь в двух рядах – в специальном отсеке, который врезали в корпус за ограждением выдвижных устройств строящейся многоцелевой атомной подводной лодки «Скорпион» типа «Скипджек». Эта субмарина и получила затем новое имя «Джордж Вашингтон». В свою очередь, когда в Советском Союзе были разработаны баллистические ракеты Р-27, то самым рациональным способом их размещения на подлодках проекта 667А сочли такой же, что и на американских субмаринах.

Наши флотские остряки обратили внимание на похожесть двух лодок и стали именовать проект 667А не иначе как «Иван Вашингтон», хотя по той же компоновочной схеме строились и строятся атомные подводные лодки с баллистическими ракетами в Великобритании, Франции и Китае, а теперь вот еще и в Индии. Кстати, и новейшие российские РПКСН проекта 955 «Борей» являются прямыми наследниками «Ивана Вашингтона».

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Но вернемся к корвету проекта 20386 и литоральному боевому кораблю «Фридом». Прежде всего обратим внимание на их различия. А они значительные. При приблизительно одинаковом полном водоизмещении в 3500 т, корабли несут совершенно разный состав постоянного, то есть не сменяемого вооружения. На ЛБК «Фридом» имеется одна носовая универсальная автоматическая 57-мм артиллерийская установка, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) обороны ближнего рубежа RAM на вертолетном ангаре, а на крыше надстройки – две 30-мм автоматические пушки Mk44 «Бушмастер» II для стрельбы по малоразмерным надводным целям. Есть и четыре пулемета калибра 12,7 мм. Все это оружие самообороны и не более того.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал:

– одна универсальная автоматическая 100-мм артустановка А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне;

– две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности до 130–260 км. Для нулевой заметности в походном положении «ураны» спрятаны за щитами в центральной части надстройки;

– в носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях;

– побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установлены пусковые установки противолодочного/противоторпедного комплекса «Пакет-НК»;

– в кормовой части надстройки – также побортно – установлены два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, которые, очевидно, предназначаются для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

То есть при встрече один на один перспективный российский корвет расправится с американской «Свободой» как нечего делать. И все-таки к вооружению российского корабля есть вопросы. Почему блок пусковых установок «Редута» разместили перед универсальной артиллерийской установкой, а не за ней, как это принято? Ведь если придется работать ЗРК, орудие стрелять уже не сможет. Таких ситуаций можно смоделировать множество. Например, корвет оказывает артиллерийскую поддержку десанту, а противник пытается помешать этому, нанося по кораблю удар с применением средств воздушного нападения. Чтобы отбить атаку, придется «выключать» артиллерийскую установку.

Судя по модели корабля проекта 20386, выставлявшейся на Международном военно-морском салоне этого года (МВМС-2015), на перспективном корвете будет установлен радиолокационный комплекс с плоскими фазированными антенными решетками (ФАР) на скосах носовой и кормовой части надстройки. Несомненно, речь идет о весьма продвинутом решении, которое заставляет предполагать наличие на корвете высокоавтоматизированной скоростной системы боевого управления по типу американской «Иджис». Но что это за РЛС, неизвестно. На том же салоне демонстрировались макеты элементов РЛС «Заслон» с плоскими фазированными решетками. Однако не беремся утверждать, что на перспективном корвете будут установлены именно они.

В любом случае на реальных кораблях такой комплекс никогда не размещался. В то же время известно, что на корветах проекта 20380, уже входящих в состав российского Военно-морского флота, до сих пор не решены проблемы с вполне традиционной РЛС «Фуркэ-2», которая кое-как справляется с выдачей целеуказания ЗУР малой дальности, но пока ничем не может помочь ракетам средней дальности.

Кстати, впервые комплекс «Полимент-Редут» должен был размещаться на сторожевом корабле «Новик» проекта 12441 «Гром». Он был заложен с большой помпой 26 июля 1997 года, но из-за неготовности ЗРК и ряда других систем его строительство в конце 90-х годов было остановлено. Потом корабль решили переоборудовать в учебно-опытовый по проекту 12441У и переименовали в «Бородино». Однако до реализации дело не дошло. Теперь корпус недостроенного сторожевика, в который вложили сотни миллионов рублей бюджетных средств, ржавеет в акватории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Впрочем, и сейчас «Новик-Бородино» числится на балансе Министерства обороны, и военное ведомство по-прежнему продолжает финансировать его содержание.

Между тем потребность в таком учебно-опытовом корабле чрезвычайно высока. На нем могли бы монтироваться перспективные образцы вооружения и другого снаряжения и «обкатываться» в море. Например, РЛС с ФАР. Их на корвете проекта 20386 предполагается монтировать на надстройке, выполненной из композитного материала. Некоторые специалисты утверждают, что «пластмасса» будет плохо держать плоские фазированные антенные решетки, и они будут нуждаться в постоянной юстировке, то есть в настройке, что, конечно же, абсолютно неприемлемо для боевого корабля. Проверку и отработку новые электронные «гаджеты» как раз и могли бы пройти на учебно-опытовом корабле, прежде чем их устанавливать на головные и серийные корветы.

БЛИЖНИЙ РУБЕЖ ОКАЗАЛСЯ ОГОЛЕН

Насмешки у посетителей МВМС-2015 вызвало оснащение перспективных корветов автоматическими артиллерийскими установками АК-306. Да, они идеально подходят для расстрела плавающих мин и отражения атак диверсантов. Но вот обеспечивать оборону на ближнем рубеже от прорвавшихся через заслон ЗРК противокорабельных ракет АК-306 не способны. Для этой роли лучше подошла бы хорошо освоенная флотом артиллерийская установка такого же калибра АК-630М. Почему от этих установок отказались? Мы полагаем, из-за большей ее массы (она на 2,7 т тяжелее АК-306), не совсем удачного размещения стрельбовых модулей на крыше надстройки (они находятся прямо за козырьками дымовых труб) и в связи с этим трудностей размещения РЛС управления огнем «Вымпел» (АК-306 управляется с помощью визирной колонки). В итоге отсутствие противоракетных средств обороны ближнего рубежа снижает боевые возможности корвета.

Американцы на своей «Свободе» для обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны ближнего рубежа используют зенитный ракетный комплекс RAM, в компактной пусковой установке которой Mk49 находится 21 готовая к немедленному применению зенитная управляемая ракета. Они способны поражать воздушные цели на дальности до 9 км. Из той же пусковой установки можно стрелять по малым надводным целям ракетами «Гриффин». К сожалению, ничего подобного у российского ВМФ сегодня нет.

КОРАБЛЬ-ТРАНСФОРМЕР

У перспективного российского корвета не будет традиционного вертолетного ангара, примыкающего к надстройке. Ангар разместится под палубой, а вертолет (на корабле предполагается базирование вертолетов размерности Ка-27) будет подаваться наверх мощным подъемным устройством, которое также будет использоваться для транспортировки вверх и вниз контейнероризированного сменного вооружения. Создатели проекта 20386 считают такой вариант оптимальным. Позволим с ними не согласиться. Есть сомнения относительно существования такого лифта отечественного производства. Но не только в этом загвоздка. Мощный подъемник, способный перемещать вверх-вниз вертолет массой 10–12 т, потребует расхода значительной энергии, что неэкономично. Обслуживание вертолета в тесном подпалубном ангаре, несомненно, будет затруднено. А ведь там его придется и заправлять топливом, и подвешивать различное вооружение. Раздвижные створки ангара на палубе должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес вертолета, а механизмы их открытия и закрытия – мощными, что опять же потребует избыточного расходования энергии. Как заметил один из посетителей МВМС-2015, «корабельный ангар не на авианосце – это «личный гараж». Он должен быть легко открываем и доступен при любых обстоятельствах. Подпалубный этому критерию не соответствует». Не можем не согласиться с этим мнением.

Задержимся в кормовом, как у нас его называют, «трансформенном отсеке». На американской «Свободе» его именуют «отсеком модулей миссий». Там находятся те самые сменные модули-контейнеры с вооружением, из-за которых такие корабли и строятся (подробнее о модульно-контейнерном корабельном вооружении см. статью «Искушение модулей» в «НВО» за 15 февраля 2013 года). Некоторые отечественные военно-морские эксперты утверждают, что благодаря сменным модулям, корабли будут служить лет 50. Американцы отводят своим литоральным боевым кораблям значительно меньший срок – 20 лет, что заметно ниже возрастной планки других боевых единиц ВМС Соединенных Штатов, составляющей 30–35 лет. Может быть, это связано с высокими скоростными характеристиками литоральных боевых кораблей, которые по спецификации должны развивать чуть ли не 50-узловую скорость, которая так и не была достигнута. А после аварии на ЛБК «Фридом» одной из двух турбин, которая просто рассыпалась, полную скорость этим кораблям ограничили 40 узлами. Скорее всего американская «Свобода» и ее систер-шипы все-таки дослужат до 25-летнего возраста, но вряд ли протянут больше.

Однако не это обстоятельство оказалось главной проблемой литоральных боевых кораблей. Нескончаемую головную боль доставляют сами сменные модули. Американцы бьются над ними около 15 лет, и конца этой работе пока не видно. Впрочем, сейчас за океаном стараются не употреблять слова «контейнер» или «модуль». Там предпочитают термин package, то есть «комплект», что более точно отражает суть этих сменных систем вооружений. Ведь в каждый из трех основных комплектов (противоминного, противолодочного и предназначенного для борьбы с надводными целями) входят вертолеты MH-60 разных модификаций и два беспилотных летательных аппарата MQ-8B «Файр Скаут», а также до полудюжины других необитаемых подводных аппаратов, катеров, технических средств и систем вооружения. Все это хозяйство ни в один контейнер не поместится.

МОДУЛИ НЕ ГОТОВЫ

В этом году американские ВМС должны получить первый сформированный противоминный комплект для ЛБК. Но если это и произойдет, то «модуль» будет насыщен только на две трети. В нем будут отсутствовать система COBRA информационного обеспечения данных о минной опасности в прибойной зоне и на берегу, безэкипажный катер-буксировщик магнитного и акустического тралов, необитаемый подводный аппарат «Найффиш», предназначенный для обнаружения заиленных мин. Достичь готовности этих «гаджетов» предусмотрено только к 2019 году, а то и позже. А от буксируемого вертолетом MH-60 трала создатели противоминного «модуля» в итоге отказались вовсе. Мощности этой винтокрылой машины просто не хватает для такой операции.

Еще хуже дело обстоит с противолодочными и противокорабельными комплектами, которые неизвестно когда появятся на американских литоральных боевых кораблях. Между тем «модули» стоят все дороже и дороже. Если в 2012 году затраты на закупку Министерством обороны США 64 комплектов всех трех модификаций (24 противоминных, 24 противокорабельного оружия и 16 ПЛО) оценивались в 3 млрд 382 млн долл., то в прошлом году эта сумма выросла до 7 млрд 212 млн долл. За эти деньги можно приобрести три многоцелевые атомные подводные лодки типа «Вирджиния» или три с половиной ракетных эсминца типа «Орли Берк». Это не считая того, что сами ЛБК стоят очень недешево. Головная «Свобода» вместо обещанных 220 млн долл. обошлась налогоплательщикам в 637 млн. Теперь, по данным исследовательской службы конгресса США, стоимость каждой единицы в долларовом выражении «весит» 479 млн, хотя промышленность клятвенно обещала понизить цену до 362 млн. Вот почему ВМС США ограничили строительство двух серий литоральных боевых кораблей типов «Фридом» и «Индепенденс» (это литоральные боевые корабли с тримаранными корпусами) 32 единицами вместо ранее планировавшихся 55. Скорее всего программа будет подвергнута дальнейшему сокращению.

При всех огромных затратах боевая ценность ЛБК с модулями сомнительна. По мнению ряда американских экспертов, эффективность литоральных боевых кораблей окажется крайне низкой не только в океанской, но и прибрежной зоне, где они и призваны действовать.

ОН УЛЕТИТ…

А как обстоят дела со сменными модулями у нас? У нас есть один. Это ракетный комплекс «Клаб-К», размещаемый в стандартном 20-футовом контейнере с КРК «Уран» и 40-футовом с ракетами семейства «Калибр», предназначенными для нанесения ударов по морским и береговым целям. Поскольку КРК «Уран» на корвете проекта 20386 уже имеется, то более востребованным станет модуль с «калибрами». На выставке МВМС-2015 демонстрировался компьютерный ролик работы модуля с «Калибром». В сюжете было показано, как контейнер занимает место вертолета в подпалубном пространстве, затем раздвигаются створки, после чего пусковая установка принимает вертикальное положение, и вот уже стартуют ракеты. А где в это время находится вертолет? «Улетай, тучка, улетай?» Мне так и разъяснили: «Он улетит». Куда и зачем? А если погодные условия не позволят? Ответов на эти вопросы не довелось услышать. Вообще вертолет будет мешать выкатке и работе на верхней палубе любых других модулей, которых пока, правда, нет. Получается какая-то игра в «пятнашки», где место свободной 16-й клетки тоже занято костяшкой.

При продуманной компоновке на корвете проекта 20386 можно найти место и для вертолетного ангара на верхней палубе, и для стационарного размещения пусковых установок для ракет «Калибр». Сейчас же, в отсутствие реальных сменных модулей, мы стараемся наступить на те же грабли, о которые уже расшибли лоб американцы. «Утром – деньги, вечером – стулья» – так формулировал условия сделки монтер Мечников из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». То же самое можно сказать о контейнероризированном вооружении: «Сначала – модули, а потом – корабли для них». Иначе перспективный корвет будет ожидать та же участь, что выпала на долю «Новика-Бородино».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    5 августа 2015 02:30
    В части совмещения работы носового орудия и носового комплекса "Редут" особых проблем не вижу, можно использовать принцип "отсекания" который использовали ещё во вторую мировую когда стреляли на истребителях через винт. На момент старта ракеты орудие блокируется и продолжает стрелять сразу после старта, на скорострельности это скажется не очень сильно, в части удобств, ну так енто автоматика, так что опять же всё вполне терпимо. Данное размещение продиктовано скорей всего массо-габаритными параметрами оружия и желанием корабелов достигнуть определённых обводов судна (мы ведь нынче за радионезаметность ратуем) и весовой развеской.
    А вот размещение двух 306 попахивает деверсией. Уж лучше поставить один ак-630м или лучше "Дуэт" в нормальном месте для перекрытия максимального угла обстрела.
    В части модульного вооружения согласен с автором, коли его у нас фактически нет просто мечтаем вслух о его размещении.
    1. +9
      5 августа 2015 06:27
      Задумка конечно хорошая, передовая, но что-то мне кажется, что пытаемся впихнуть невпихуемое в ограниченный объем. К тому-же нет того, нет этого. А с ангаром похоже перемудрили, тут надо искать другое решение.
      Нужно строить ограниченную серию и доводить до ума. Промышленность ставить на уши, а потом раком, вплоть до смены руководства и сроки четкие ставить.
      1. avt
        +12
        5 августа 2015 09:13
        Цитата: БМВ
        Задумка конечно хорошая, передовая, но что-то мне кажется, что пытаемся впихнуть невпихуемое в ограниченный объем

        На что урапатриоты слававмф тут же скажут - прекрасно сбалансированные корабли . wassat А тот факт что модификаций корвета чуть меньше чем штук собственно на плаву даже не наводит на мысль и уж тем более гонят проч вопрос -,,Отчего это так?" Естественно что все это оружие с аппаратурой как минимум для 4000 тонн . Я давно говорил - лучше бы все это время строили 11356. Но у сллававмф и тут есть аргУмент - это прошлый век . fool И что же в итоге имеем ? Типа ,,серию" корветов , затем аналогичную пару ,,Гепардов" , ну и заложенные ,,патрули" морские в Зеленодольске , от которых урапатриоты кипятком не ссут по поводу отсутствия 100 ,,ужатого стелсом" орудия - специфика задач понимаш.Это генетическая болезнь доставшаяся нам от императорского флота - экономить на водоизмещении, рассовывая все что нормально установить в корпусе нельзя по углам .
        1. +5
          5 августа 2015 10:33
          Цитата: avt
          Я давно говорил - лучше бы все это время строили 11356.


          Ничего более удачного, чем 1135 и модификации, мы серийно построить не смогли.
          Еще бы ГТД более компактные в него воткнуть, вообще бы цены не было.
          У 22380 скорость 100 летней давности, ему бы 40 узлов надо.
          1. +4
            5 августа 2015 12:31
            Цитата: БМВ
            Ничего более удачного, чем 1135 и модификации, мы серийно построить не смогли.
            Еще бы ГТД более компактные в него воткнуть, вообще бы цены не было.
            У 22380 скорость 100 летней давности, ему бы 40 узлов надо.

            Я считаю скорость в 40 узлов просто ненужной. Чтобы иметь скорость 40 вместо 35, двигательная устасновка должна вырасти более чем вдвое, и при этом иметь всякие нехорошие решения в плане геометрии корпуса для обеспечения высокой скорости хода. Можно ограничиться 30-35 узлами. Все равно АПЛ не догнать, даже если у вас скорость хода 35-40 узлов. Она достигается только на спокойной волне.
            Имея умеренную скорость хода корабль получается более сбалансированный.
        2. +5
          5 августа 2015 10:37
          Цитата: avt
          Это генетическая болезнь доставшаяся нам от императорского флота - экономить на водоизмещении, рассовывая все что нормально установить в корпусе нельзя по углам

          Согласен с вами что пагубная привычка существует в нашем флоте воружу в ущерб обитаемости и плевать что все сразу не стреляет laughing
        3. 0
          5 августа 2015 10:46
          Цитата: avt
          Типа ,,серию" корветов , затем аналогичную пару ,,Гепардов" , ну и заложенные ,,патрули" морские в Зеленодольске , от которых урапатриоты кипятком не ссут по поводу отсутствия 100 ,,ужатого стелсом" орудия - специфика задач понимаш.


          Не понимаю почему вам не нравятся гепарды они более удачно сбалансированы чем у северного тигр
          1. avt
            +4
            5 августа 2015 11:05
            Цитата: insafufa
            Не понимаю почему вам не нравятся гепарды они более удачно сбалансированы чем у северного тигр

            Может потому что я не вьетнамец ? laughing
            Цитата: insafufa
            они более удачно сбалансированы

            По ходу да . Зеленодольцы пошли по пути наименьшего сопротивления и сделали проект исходя из возможности производства и знания для чего раньше корабли делали , при полном отсутствии понимания зачем и под какие задачи нужны корабли адмиралам . То ли ударный , то ли противолодочный . Да и битву за бюджет никто не отменял - вспомните кто тогда флотом водил.Сейчас им ,,вдруг" заказали корветы для работы практически в Океане ,тут зеленодольцы половчей оказались. А что ? Разве раньше нельзя было подумать над мыслью что дальность и продолжительность надо даже для корвета иметь несколько большую чем у перегруженного 20380?Вообще заказ на корабли больше напоминает сказку ..О попе и работнике его Балде" , где заказчик сам толком не понимает что хочет , вот и на сайте некоторые из слававмф требуют на ,,Буяны"ни как не меньше чем С-300 поставить и ход узлов на 45 fool Ну а результат таких метаний вполне известен - вместо реальной унификации и экономии средств при крупносерийном строительстве , получим -,,не гонялся бы ты поп за дешевизной " . Сказка быль ,да в ней намек ....но урок то добрым молодцам . Как то вспоминается высказывание Рогозина в начале его славных дел - будем де впихивать максимум в малое водоизмещение request Так что чехарда будет продолжаться с постройкой единиц и малых серий ,,не имеющих аналогов в мире".
    2. 0
      5 августа 2015 06:34
      А можно просто повернуть орудие и ракеты пошли.
    3. 0
      5 августа 2015 07:20
      Цитата: Игорь К
      В части совмещения работы носового орудия и носового комплекса "Редут" особых проблем не вижу, можно использовать принцип "отсекания"

      На кораблях вообще редко ведется огонь по курсу. Обычно с давних времен и по сегодняшний день больше на борт.
      Да и при налете авиации противника корабль будет маневрировать и даже если враг будет заходить с носа то не строго по оси корабля, так что будут оба комплекса работать с определенными курсовыми углами
      1. +7
        5 августа 2015 09:09
        Больше смахивает на карликового клона зумвелта чем на свободу
    4. +2
      5 августа 2015 14:04
      Цитата: Игорь К
      можно использовать принцип "отсекания" который использовали ещё во вторую мировую когда стреляли на истребителях через винт

      Это придумал француз Роллан Гарро в первую Мировую войну!
  2. +1
    5 августа 2015 02:32
    Обводы корабля глаз радуют, красавец.
  3. +5
    5 августа 2015 02:55
    всё в масть сказал автор. сначала делаем, потом думаем :) ощущение, что делают, лишь бы чем нибудь заняться, а смысл и цель работы не интересует. надеюсь всё таки мозг заработает у ответственных лиц и новый корвет сделают таки с умом. скрестим пальцы, народ :)
    1. +5
      5 августа 2015 07:23
      Цитата: руслан
      всё в масть сказал автор. сначала делаем, потом думаем :) ощущение, что делают, лишь бы чем нибудь заняться, а смысл и цель работы не интересует

      Делают чтобы отрапортовать. Обещали Армату показать - показали. Обещали ПАКФУ на испытания вывести - вывели. Кстати по ПАКФЕ уже как год никаких новостей. Кроме того, что заказ с 50 машин уменьшили до 12. Зато народ успокоился. Вроде и самолеты и танки новые создают, корабли на воду спускают... Бородино вон в составе флота числится. Если не вникать, то как-бы все нормально
    2. +1
      5 августа 2015 10:30
      Цитата: руслан
      всё в масть сказал автор. сначала делаем, потом думаем :)
      Так по факту кроме макетика ничего нету на данный момент. Автор бежит впереди паровоза. Для анализа имеются корветы 20380 и 20385 hi
  4. +1
    5 августа 2015 03:27
    Честно говоря, мне уже все равно как выглядит 20386 и каковы его отличия от 20385. Главное чтобы в серию пошел, да поскорее. Хотя УКСК на нем были бы лучше чем Ураны.
    1. +2
      5 августа 2015 07:24
      Цитата: Wiruz
      Хотя УКСК на нем были бы лучше чем Ураны.
      да, уж что-то наподобии Яхонта и Москита ввобще было бы отлично
    2. gjv
      0
      5 августа 2015 08:26
      Российская "Свобода". Догонит ли она американскую?

      Цитата: Wiruz
      Честно говоря, мне уже все равно как выглядит 20386 и каковы его отличия от 20385. Главное чтобы в серию пошел, да поскорее

      А догонит ли мексиканскую?
      Министерство казначейства и общественных финансов Мексики обнародовало официальный запрос мексиканского морского министерства о выделении последнему 5,784 млрд мексиканских песо (около 355,7 млн $) на начало строительства в 2016 г. для ВМС Мексики фрегата нового типа на национальной верфи.
      Указанная сумма должна быть распределена на 3 года (2016-2018). Предполагается, что планируемый к постройке фрегат будет спущен на воду в 2018 и передан мексиканскому флоту в 2020 году. Согласно тому же запрпосу, к 2024 году ВМС Мексики рассчитывают получить 6 фрегатов нового типа. Их постройка будет осуществляться при иностранном содействии.
      В качестве места постройки в указанном запросе называется военно-морская верфь Astilleros de Marina No 20 (ASTIMAR 20) в Салина-Крус (штат Оахака), в последние два десятилетия осуществлявшую постройку для ВМС Мексики патрульных кораблей типов Sierra, Durango и Oaxaca, а недавно построившая два больших десантных корабля типа Montes Azules.
      Официально проект предполагаемого к строительству фрегата не называется, однако известно, что ВМС Мексики рассчитывают получить относительно небольшой многоцелевой корабль ориентировочным стандартным водоизмещением 2100-2300 тонн. Сообщалось, что в качестве основных вариантов рассматривались проект корвета Gowind 2500 французского судостроительного объединения DCNS и модификации проекта SIGMA международной (со штаб-квартирой в Нидерландах) судостроительной группы Damen Shipyards Group. Согласно ряду неофициальных публикаций, фактически мексиканцами выбор уже сделан в пользу проектов Damen - по разным источникам, SIGMA 10513 (по которому Damen уже построила один фрегат для Марокко, сданный в 2011 году), или SIGMA 10514 (по которому при участии Damen строятся два фрегата в Индонезии).

      Построенный в Нидерландах судостроительной группой Damen Shipyards Group для ВМС Марокко фрегат Tarik Ben Ziyad (ныне носит название Sultan Moulay Ismail) проекта SIGMA 10513. Снимок 2011 года (с) Damen Shipyards Group

      Вооружение данного корабля составляют противокорабельные ракеты MM-40 «Экзосет» компании MBDA, 12-контейнерный зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Мика-VL» с вертикальным стартом, 76-мм пушка компании «Ото Мелара», 20-мм пушки, легкие торпеды MU-90 консорциума «Евроторп».
  5. -1
    5 августа 2015 05:26
    Очень надо научить боеприпасы калибром более100 мм ставить активные помехи принцип который как я понял работает на взрыве с чем-то там ещё, и нехай себе летают без локаторов и прочих нужных нужностей, и точное попадание при этом без надобности.
  6. +1
    5 августа 2015 05:49
    По поводу АК -306,ну есть же замечательный "аппарат" АК-630М,видел как работает,загляденье. Япы при предупредительной малой очереди гребли в свои воды всем чем могли,зачем заново велосипед придумывать?
    1. 0
      5 августа 2015 08:41
      Ствольная часть то одинакова, япы от очередей АК-306 также будут грести.

      Написано же почему выбрали легкую установку:
      - вес, все же -5 тонн на высоте и пластиковой надстройке.
      - некуда ставить стрельбовую РЛС.

      Ах, есть еще один момент, нынче МЗА все меньше рассматривается как ближний контур противоракетной обороны и все больше, как противопиратский калибр.

      Ближний контру сейчас предпочитают закрывать блочными ЗРК сверхмалой дальности 5-6км.

      Даже китайцы на своем малом сайдвиндере (специальная уменьшенная версия для вертолетов) собрали комплекс, который активно ставят на все строящиеся корабли, именно в формате закрытия ближнего радиуса.

      И если у китайцев 12-24 ракеты ВВ, у американцев вообще шикарный РИМ-116, то у нас только Гибка на 6 ИГЛ, при этом ее довольно неохотно ставят.
  7. +5
    5 августа 2015 06:23
    Опять двадцать пять... Вот спрашивается нафига козе баян?(перевожу: зачем кораблю ближней морской зоны постоянное ангарное базирование вертолёта? wassat ). Уже наступали на эти грабли с 20380, получив в итоге переразмерянный корвет теперь вот новый финт ушами - подъёмник. С каждым разом всё абсурднее. Интересно в ВМФ кто-нибудь понимает, что корвет - это не авианосец и даже не УДК, столько полезного объёма занимать бесполезным для литорального корабля девайсом...
    1. avt
      +1
      5 августа 2015 10:21
      Цитата: adept666
      . Уже наступали на эти грабли с 20380, получив в итоге переразмерянный корвет теперь вот новый финт ушами - подъёмник. С каждым разом всё абсурднее

      Нееее! Это реально наш ответ на радость ненужнамыемистрали.Можем лучше франков и не в десятках тысяч тонн . wassat
  8. -2
    5 августа 2015 06:27
    Переход на модульную систему вооружений позволит как значительно усилить боевые возможности военных кораблей сообразно поставленным задачам (пво, пло, про, огневое воздействие по берегу, кораблям противника) так и создать возможность быстрого увелечения военного флота за счёт гражданских сухогрузов.
    Так же необходимо рассмотреть возможность увеличения радиогоризонта за счёт дерижаблей на которых разместить обнаруживающую и подсвечивающую аппаратуру, питание через кабель-трос, обработка информации непосредственно на судне.
    И критически необходимы бпла в номенкулатуре вооружений модулей (пло, огневое нанесение ударов по кораблям и берегу как миниму)
  9. 0
    5 августа 2015 07:39
    Автор слишком серьёзно относится к макетикам что таскают по выставкам. Тут даже не вилаи по воде, а перышком...
  10. +1
    5 августа 2015 09:53
    То есть при встрече один на один перспективный российский корвет расправится с американской «Свободой» как нечего делать.

    Сначала не мешало бы его построить!
  11. LMaksim
    0
    5 августа 2015 11:33
    Кто-то удачно отмыл денежку.
  12. +1
    5 августа 2015 11:45
    20380 неплохой корвет в задумке с плохой реализацией.
    То что вертолетная палуба там нужна это однозначно. Зачем там ангар да еще и с подъемником?
    Дорогущая фурке с редутом. Для чего? Зачем кораблю ближней зоны пво средней дальности? Он и так работает в зоне своих ВВС и даже ПВО. Морского тора ему "за глаза". При этом унификация с СВ, цена при закупке, цена в эксплуатации всё падает в разы. Скорость установки тоже. При всё том же выходе т.к. фурке так и недопилили. Получается тот же тор только в несколько раз дороже и при этом не освоенный в производстве и эксплуатации.
    Вот насыщение ударным вооружением правильных ход особенно калибрами для БФ и ЧФ в обход договора рсмд и для противовеса американской ПРО в Европе.
    Та же ситуация с Буянами. Пво представлено ак-630 и гибкой. Вместо последней нужен тор.

    З.ы. откуда автор взял ак-306? везде пишут ак-630м.
    1. 0
      5 августа 2015 13:05
      Дорогущая фурке с редутом. Для чего?

      Без Полимента не для чего, а вот с Полементом очень даже для чего.
      Зачем кораблю ближней зоны пво средней дальности?
      Редут - это УВП, в одну ячейку УВП можно засунуть до 4-х ракет ближнего радиуса действия, а можно и среднего - это универсальность применения, а вот что бы пересмотреть не мешало бы так это наличие на достаточно большом по водоизмещению корабле комплекс Уран в пользу УСК(выкинув ангар). Итого: УСК за место ангара и Урана'а и более мощную электростанцию для ФАР Полимента(полотно можно и уменьшить при желании - это ФАР...)
      1. -1
        5 августа 2015 14:03
        Без Полимента не для чего, а вот с Полементом очень даже для чего.

        Ну так засуньте туда полимент.
        И получите эсминец из корвета ОВР. С соответствующим водоизмещением)) Каждому свое мне кажется.
        1. 0
          5 августа 2015 16:50
          Ну так засуньте туда полимент.
          Засунул бы, но я к 20380 проекту не имею увы никакого отношения...
          И получите эсминец из корвета ОВР. С соответствующим водоизмещением))

          Да, лан. Основные размерения 20380: длина - 104,5 м, ширина - 13 м. Основные размерения 22350 : длина 135, ширина - 16. Не многим больше. Если убрать ангар и предусмотреть более мощную электростанцию, то вполне можно даже без модификации полотно от Полимента разместить на оптронной башне(в конце концов не обязательно их размещать на скосах башни под углом 45 градусов как на 22350 можно разместить под прямыми углами к корпусу). Никто не мешает и несколько уменьшить полотно антены, это же фазированная решётка и масштабируемость одно из её главных преимуществ(не самое главное, но всё же). Да, упадут несколько характеристики, но эффективность будет всё равно на порядок выше, чем с той же Фуркэ, которую допилить не могут.
          Каждому свое мне кажется.

          Согласен. Только в данном случае лишнее звено - ангар для вертолёта с его постоянным базированием, а ФАР и серьёзное ПВО для корвета(вернее для лёгкого фрегата smile ) водоизмещением до 2220 т. вполне уместно.
          1. +1
            7 августа 2015 15:42
            Цитата: adept666
            чем с той же Фуркэ, которую допилить не могут.

            А кто сказал что полимент до конца допилен?
            Цена вопроса? Это корвет. Зачем из него делать звезду смерти?
            Цитата: adept666
            ангар для вертолёта с его постоянным базированием,

            Меня смущает только подъемник.
            Цитата: adept666
            а ФАР и серьёзное ПВО для корвета(вернее для лёгкого фрегата ) водоизмещением до 2220 т. вполне уместно.

            В чем? Какой у него будет боезапас? зачем он ему вообще в зоне своих ввс и пво? Комплекс самообороны на уровне морского тор достаточно для того что ему может угрожать.
            1. -2
              7 августа 2015 18:44
              А кто сказал что полимент до конца допилен?

              Даже если он не допилен, полимент в отличие от Фурке не РЛС освещения воздушной обстановки, он изначально заточен на сопровождение и целеуказание и поэтому рано или поздно его можно допилить, а вот радар освещения сделать радаром наведения сомнительно.
              Цена вопроса? Это корвет.
              Да уж меньше значительно, чем обеспечение постоянного ангарного базирования вертолёта: Сам вертолёт, его вооружение, его ГСМ, технический персонал его обслуживания, лётчики и обеспечение полётов.
              Зачем из него делать звезду смерти?
              Причём тут звезда смерти? Основная угроза сегодня для кораблей всех рангов - это воздушная и чем лучше у вас ПВО, тем дольше вы в современном бою проживёте.
              Меня смущает только подъемник.
              Вот вы говорите, что полимент(тобишь хорошая ПВО/ПРО) корвету излишняя, а вертолёт? На кой ему вертолёт и сколько он сможет обеспечить его вылетов(и часов в воздухе) со своими 2200 тонн полного водоизмещения? Так то он(вертолёт) полезен, когда он в воздухе(и для освещения воздушной обстановки и для обнаружения подводных лодок противника).
              В чем?

              Не совсем понял вопроса, но если вы о приемуществах, то : В более раннем обнаружении ракет неприятеля, более высокой точности наведения на них противоракет, меньшее время реакции на обстрел.
              Какой у него будет боезапас?

              у него и так боезапас есть(редут) от системы полимент-редут, только полимента нет sad 8 ячеек УВП. Это либо восемь ракет среднего/дальнего радиуса действия, либо 32 ЗУР ближнего радиуса действия, либо варианты этих ЗУР например 4 ЗУР среднего радиуса и 16 ЗУР ближнего. Весьма серьёзный боезапас для литорального кораблика yes
              зачем он ему вообще в зоне своих ввс и пво?
              Ок, вот отправили его на дежурство в Средиземку(пусть даже в составе ордера фрегатов 1136 проекта), где там наше ПВО? Где там наше ВВС? Другой вариант - Чёрное море, нападают комплексно: с моря(удары по земле, работа по авиации, работа по надводным целям), с воздуха (удары по земле, работа по авиации, работа по надводным целям). У вашей ПВО и ВВС столько работы будет, что на кораблики литоральные их просто не хватит, а так они и себя могут прикрыть и ВВС против вражеских ВВС помочь.
              Комплекс самообороны на уровне морского тор достаточно для того что ему может угрожать.
              нет недостаточно, это уже последний рубеж обороны против ПКР.
              1. 0
                8 августа 2015 16:09
                Цитата: adept666
                Даже если он не допилен, полимент .... рано или поздно его можно допилить, ....

                Т.е. строить еще более дорогие, недопиленные, штучные корабли? Флоту уже сейчас нужны корветы. Допиленные. Нормальные корветы. И по нормальной цене.
                Цитата: adept666
                Да уж меньше значительно, чем обеспечение постоянного ангарного базирования вертолёта: Сам вертолёт, его вооружение, его ГСМ, технический персонал его обслуживания, лётчики и обеспечение полётов.

                Мне кажется цена полимента с его обслуживанием и прочим это всё переплюнет еще на старте.
                Цитата: adept666
                ... а вертолёт? На кой ему вертолёт и сколько он сможет обеспечить его вылетов(и часов в воздухе) со своими 2200 тонн полного водоизмещения? Так то он(вертолёт) полезен, когда он в воздухе(и для освещения воздушной обстановки и для обнаружения подводных лодок противника).

                Это первая и основная функция вертолета на корвете. Просто потому что корвет ОВР это работа возле своих берегов. Для чего? Да для того что бы наши апл не утопили еще в момент выхода в море. И не расстреляли КР стратегические объекты на побережье и в глубине. Задача отгонять подальше чужие пл и нк в море.
                И вполне он обеспечит т.к. долго в море он не находится. И всегда может получить топливо.
                Цитата: adept666
                В более раннем обнаружении ракет неприятеля, более высокой точности наведения на них противоракет, меньшее время реакции на обстрел.

                Более ранним чем? Чем сухопутная пво и ввс в зоне которых он действует?
                Цитата: adept666
                32 ЗУР ближнего радиуса действия, либо варианты этих ЗУР например 4 ЗУР среднего радиуса и 16 ЗУР ближнего. Весьма серьёзный боезапас для литорального кораблика

                Вот это как раз боезапас. А 4 ракеты ему не нужны по выше приведенные факторам.
                Цитата: adept666
                Ок, вот отправили его на дежурство в Средиземку

                Не дай Боже Вас в руководство ВМФ!!! Это ж догаться до такого. Автономность корабля не более 30 суток. На практике экипаж будет в "плохом виде" на 3-ю неделю. И что ему там с его 2 тыс. тон делать в принципе?
                Цитата: adept666
                Другой вариант - Чёрное море, нападают комплексно: с моря(удары по земле, работа по авиации, работа по надводным целям), с воздуха (удары по земле, работа по авиации, работа по надводным целям). У вашей ПВО и ВВС столько работы будет, что на кораблики литоральные их просто не хватит, а так они и себя могут прикрыть

                Ничем их полимент с 4 ракетами дальнего действия не помогут. Будут только мешать. И ухудшать взаимодействие своими запросами. А отсреляться за счет калибра-нк они прямо возле берега Крыма по Европе смогут. А там, возле берега, их и с-300 прикроет.
                Цитата: adept666
                нет недостаточно, это уже последний рубеж обороны против ПКР.

                Последний рубеж это ак-630.
                1. -1
                  8 августа 2015 17:58
                  Флоту уже сейчас*
                  От 20380 и отказались из-за того что дорогой, а толку нет, ибо ПВО почти нет. Бы было сильное ПВО, то и цена вопроса сильно бы не смущала.
                  Нормальные корветы.
                  Приведите пример.
                  Мне кажется*
                  Цена Ка-32(сток) в районе 240-260 млн. рублей.(в ценах 2013 года), что там полимент на старте перекрыть может? laughing
                  основная функция*
                  Сколько раз корвет сможет ваш вертолёт заправить(обеспечить вертолёто-часов)? У Ка-27 боевой радиус при половинной нагрузке составляет 350 км. Где он заправляться-то будет? У нас всё побережье в топливозаправщиках?laughing
                  *наши апл не утопили*
                  И как этому может воспрепятствовать вертолёт? what
                  И не расстреляли КР *
                  Вы всерьёз задачи ПРО на вертолёт решили возложить? wassat
                  * отгонять подальше чужие пл и нк*
                  Для этого вертолёт в воздухе должен висеть практически постоянно, корвет при всём желании этого обеспечить не сможет.
                  Более ранним чем?
                  Вот вы в 200 км от берега. Кто вас там прикроет от ПКР? С-300 и ВВС телепортируются, чтоб вас прикрыть? laughing
                  это как раз боезапас
                  Кроме задач самообороны есть ещё другие цели
                  Не дай Боже Вас в руководство ВМФ!!!
                  Т.е. вас не смущает тот факт, что у нас в средиземку плавают даже МРК 1234 и 1239 проектов? smile
                  Автономность корабля не более 30 суток
                  А корабли обеспечения на что?
                  их и с-300 прикроет
                  Да, да у нас С-300 прям на берегу по всему побережью стоят частоколом laughing И как же С-300 за 100-200 км вас от ПКР летящей на высоте 10 м метров прикроет? laughing
                  это ак-630.
                  Задачи у морского ТОР-а и А-630 одинаковые, разница в исполнении, поэтому и то и то последний рубеж.
  13. 0
    5 августа 2015 13:25
    модульная система оснащения судна вооружением безусловный шаг вперед, субъективно, но на мой взгляд в целях повышения скрытности, в том числе радиолокационной, внешние архитектура и обводы судна все же должны иметь более низкопрофильные,зализанные и обтекаемые формы, нежели формы утюга...
    1. Комментарий был удален.
  14. 0
    5 августа 2015 15:24
    Модульная система это большой шаг вперёд, например условно берём модуль пло, вертикально запускаемые ракето-торпеды, бпла для обнаружения лодок.
    Модуль огневого воздействия по кораблям противника, ракеты с вертикальным запуском, бпла разведки, дерижабль закреплённый к кораблю для увеличения радиогоризонта (в принципе такая штука нужна всегда вне зависимости от решаемых задач). Модуль огневого воздействия всё тоже самое кроме номенкулатуры ракет и в последних двух вариантах иметь ракеты для ударного воздействия на радиотехнику противника в первой фазе боя.
    Все модули в одинаковых массогабаритных и жизнь удалась.
    Опять же при отработанной мат.части и методике применения можно эти же модули ставить при необходимости на сухогрузы тем самым многократно увеличивая ударные возможности корабельных группировок.
  15. 0
    5 августа 2015 15:26
    Имел в виду: направленное ударное электромагнитное воздействие.
  16. 0
    5 августа 2015 15:37
    Следующий большой шаг по пути унификации как способу и методике победы врага в том числе и экономически это унификация ракет по принципу: лёгкие, средние, тяжёлые где средние и тяжёлые ракеты универсальны в решении задач пво и уничтожении кораблей противника.
  17. +1
    5 августа 2015 22:31
    Цитата: Автор Александр Мозговой
    Почему блок пусковых установок «Редута» разместили перед универсальной артиллерийской установкой, а не за ней, как это принято?

    1.Потому,что когда я нахожусь в рубке и если из носовых УПК производится залп (SM-2, а про SM-3 B2 вообще умолчу),что у меня,что у команды :"полные штаны",голова болит,думать и работать совершенно не возможно



    Хочется как минимум упк подальше, а лучше на корму

    (Вести огонь из носовой артустановки -то же,если нет доворота)


    2.Кем это "так принято"?
    Они были "первыми", ошиблись
    Теперь сожалеют



    Цитата: Автор Александр Мозговой
    Ведь если придется работать ЗРК, орудие стрелять уже не сможет. Таких ситуаций можно смоделировать множество

    вдоль оси судна,если корабль ось перпендикулярно к цели, то да.
    А если бортом или под углом? что мешает?

    На самом деле и в варианте американцев и в нашем одновременная стрельба ЗРК и АУ не возможна