Первые морские атомные испытания на Новой Земле

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


Послевоенное перевооружение, вызванное появлением ядерного оружия, широким внедрением ракет различного назначения, прогрессом радиоэлектроники и автоматики, вновь привело к переоценке руководством СССР роли военного флота в обеспечении безопасности страны. В результате этого была резко сокращена корабельная программа, планы оснащения ВМФ авиационной техникой и т.п. Однако наше явное отставание от США в деле совершенствования атомного оружия, в том числе морского, потребовало расширения и форсирования работ в этой области, чему в немалой степени способствовало функционирование полигона на Новой Земле.

Широко распространено мнение, что данный полигон создавался прежде всего для испытаний атомных и термоядерных зарядов большой мощности. Это не совсем верно. Полигон на Новой Земле предназначался в первую очередь для испытаний морского оружия и изучения стойкости кораблей к поражающим факторам атомного взрыва. Поэтому и назвали его «Морской научно-исследовательский полигон МО СССР», а район испытаний выбрали только в южной части архипелага Новая Земля. При этом местных жителей (ненцев и русских поморов) переселили в специально построенный для них, удаленный от полигона поселок.


Лишь спустя несколько лет, когда возникла необходимость испытать заряды большой мощности, пришлось расширить зону полигона и определить места новых боевых полей. Так как такие поля выбрали севернее, потребовалось вторичное переселение местных жителей, и теперь уже на Большую землю. Тогда же, в марте 1958 года, правительственным постановлением полигон переформировали из морского в Государственный центральный полигон для испытаний опытных зарядов и ядерного оружия всех видов ВС.

В те годы управлением Главного штаба ВМФ готовились тактико-технические задания на атомные заряды для артиллерийских снарядов крупных калибров, а также для торпед калибра 533 мм и самолета-снаряда «Комета». Однако следует заметить, что на том этапе развития ядерного оружия для образования надкритической массы делящихся материалов создавали обжимной заряд обычного взрывчатого вещества достаточно большого диаметра. Поэтому конструкторы этого оружия не могли еще реализовать все заказы военных моряков.

Однако они взялись за заряды для торпед. При этом Министерство среднего машиностроения (МСМ) с привлечением НИИ-400 Минсудпрома, по собственной инициативе, начало проектирование атомных боевых частей для торпед калибров 1550 и 533-мм. Гигантской торпедой предполагалось оснастить проектируемую атомную подводную лодку проекта 627, а торпедой стандартного калибра — дизельные подлодки. Однако при рассмотрении эскизного проекта 627 флот категорически отказался от размещения на этой лодке большой торпеды, которая предназначалась, главным образом, для поражения береговых объектов, и настоял на вооружении ее торпедами общепринятого калибра.

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


О трудностях создания в то время атомного боевого заряда в калибре 533 мм можно судить по тому факту, что в августе 1955 года, всего за полтора месяца до назначенного срока проверки этой боевой части взрывом, заместитель министра Б.Л. Ванников предложил перенести испытания на следующий год. Согласно прогнозу, возможный разброс мощностей при взрыве заряда представлял десятикратное различие между его верхним и нижним пределами. Тем не менее, адмирал С.Г. Горшков заявил, что считает невозможным перенос испытания, так как из-за отсутствия данных по влиянию подводного атомного взрыва на корабли, задерживается решение принципиально важных вопросов в военном кораблестроении.

К тому времени завершилось формирование и перебазирование на Новую Землю бригады опытовых кораблей (БОК). Она была пополнена кораблями Северного и Балтийского флотов и насчитывала 6 эсминцев, 10 больших охотников, 7 подводных лодок, в том числе и немецкой постройки, 14 тральщиков различных проектов, в также два сухогрузных транспорта. Кроме того, бригада имела штабной корабль, а полигон располагал танкодесантным кораблем, буксирами и другими вспомогательными судами.

В техническом отношении корабли и суда бригады, за исключением трех устаревших эсминцев типа «Новик», были в удовлетворительном состоянии. Эти-то корабли и были использованы в трех крупномасштабных опытах, проведенных для изучения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва на корабли и суда.

Первый опыт был проведен 21 сентября 1955 года. Целью испытаний являлась проверка атомного заряда разработанного для торпеды калибра 533-мм и получение данных по воздействию подводного ядерного взрыва на корабли для выработки предварительных рекомендаций по их защите. В данном эксперименте торпеда с атомным зарядом опускалась на тросе со специально оборудованного малого тральщика, проекта 253-Л («стотонника»), на глубину в 12 метров. Корабли-мишени без личного состава во всех трех опытах устанавливались на бочках и якорях. Подрыв заряда и запуск регистрирующего оборудования производился со штабного корабля. Измерительное оборудование размещалась как на кораблях, так и на 20 плавучих стендах специальной постройки.

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


Проведение испытаний было возложено на Министерство обороны (ВМФ) и Министерство среднего машиностроения, а также Академию наук СССР. В Государственную комиссию входили: руководитель испытаний генерал-майор Н.И. Павлов (МСМ), первые заместители руководителя контр-адмирал П.Ф. Фомин (ВМФ) и академик Н.Н. Семенов (АН СССР), заместитель руководителя по военно-морской технике капитан 1 ранга А.К. Попов. Контр-адмирал Н.Д. Сергеев, являясь заместителем руководителя, отвечал за морское обеспечение и охрану района испытаний. Общее руководство испытаниями возлагалось на Главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Однако ввиду его болезни эти обязанности исполнял адмирал С.Г. Горшков. Подготовку испытаний непосредственно курировал адмирал И.Е. Басистый.

Интерес к испытаниям был настолько велик, что Академия наук и Академия медицинских наук направили на них более 120 ученых. Согласно плану корабли-мишени размещались на удалении от 300 м до 3000 м от эпицентра подрыва. Результаты испытаний первого подводного атомного взрыва были таковы: на расстоянии 500 м и ближе, корабли были полностью выведены из строя (один, эсминец «Реут», затонул), подводная лодка Б-9, находившаяся на расстоянии 600 м на перископной глубине, стала медленно терять плавучесть, но после возвращения личного состава она была приведена в эксплуатационное состояние. На остальных кораблях, расположенных на испытательном поле на больших расстояниях, повреждения были незначительные, устранимые личным составом.

Трудности возникли с определением мощности взрыва. Существовавшие тогда методы базировались, главным образом, на оценке параметров огненного шара, но применить их для подводного взрыва было невозможно. С другой стороны, использовать параметры ударной волны тоже было затруднительно, так как образовались и подводная и воздушная ударные волны.

Взрыв используемого в торпеде заряда РДС-9 ожидался небольшой мощности. И действительно султан оказался полым, а его излучение даже более слабым, чем прогнозировалось. Однако после его разрушения образовалась базисная волна, которая, в случае накрытия ею корабля, являлась сильным поражающим фактором для личного состава, так как несла до 80% радиоактивных продуктов атомного взрыва. В испытаниях на кораблях было размещено 75 собак, из которых лучевая болезнь развилась лишь у 12 животных. Остальные же не пострадали, кроме тех, что погибли на кораблях ближнего радиуса.

Испытания показали высокую степень поражения данным оружием кораблей в случае их сосредоточенного базирования, но достаточно ограниченные его возможности в условиях рассредоточения и в походных ордерах. Хотя торпеда с ядерной боевой частью и обладала большой мощностью взрыва, но в противоатомном ордере она была способна потопить лишь один корабль. Для сокращения же дистанции между кораблями в боевых порядках считали необходимым повысить взрывостойкость отдельных более слабых корабельных устройств. Надо помнить, что тогда еще не знали всех отрицательных последствий воздействия радиации.

Данный опыт, в ходе которого получили полуподводный, полувоздушный взрыв, привел к еще одному выводу. Капитан-лейтенант Б.В. Замышляев оперативно провел исследование, показывающее, что в случае заглублении этого же заряда РДС-9 на глубину более 50 м (вместо 12 м), поражающий эффект должен возрасти в 1,5-1,7 раза. Обобщение результатов опыта и дальнейшие исследования явлений подводного атомного взрыва позволили вице-адмиралу Ю.С. Яковлеву и его сотрудникам создать законченную теорию этого раздела прикладной гидродинамики.

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


Второй опыт был проведен 7 сентября 1957 года. Постановлением правительства предусматривалось в 1956 году провести взрыв атомного боезаряда в воздухе над кораблями-мишенями. Для этого ВМФ должен был осуществить испытания с использованием специально подготовленных Министерством судостроительной промышленности (МСП) 17 кораблей-мишеней. Научную сторону эксперимента возложили на АН СССР (ответственные — И.В. Курчатов. Н.Н. Семенов). К тому времени НИИ ВМФ, МСП и АН СССР стали настаивать на том, чтобы в испытаниях участвовали корабли новых проектов, в связи с чем, в июле 1955 года появилась директива командования ВМФ о подготовке к испытаниям пары эсминцев проекта 56, такого же количества подводных лодок проекта 613 и сторожевиков проекта 50. Спустя год состав испытываемых кораблей был уточнен. Из новых кораблей в него включили только эсминцы пр. 30-к и 30-бис, а также подводные лодки пр. 613. Кроме них выделялся крейсер «Адмирал Макаров» (трофейный «Нюрнберг»), однако Главком ВМФ С.Г. Горшков счел недопустимым выводить из строя современные корабли и настаивал на использовании только кораблей БОК.

Зарядное устройство разместили на металлической вышке у среза воды. В этих испытаниях произошло неприятное происшествие. В ходе подготовки опыта ровно 20 раз были повторены контрольные программы для автоматики управления подрывом и пуска измерительного оборудования. Ни одного сбоя не было, а на 21-м, уже боевом включении, произошел сбой, и взрыва не последовало. Для выяснения причин к заряду направили трех специалистов, которые установили сгорело два предохранителя. Первый на приемнике, а второй на передатчике. Это был первый и последний случай подобного отказа за всю историю советских испытаний ядерного оружия. Установив причину, перезарядили все пленки на регистрирующей аппаратуре, заново провели серию проверок, завершив их репетицией. Со второй попытки зарядное устройство взорвалось. Зарегистрированные данные соответствовали взрыву боеприпаса средней мощности. Такая величина в тротиловом эквиваленте была в дальнейшем принята за «стандартную» для выполнения мероприятий по противоатомной защите корабля.

Корабли были установлены на шести разных удалениях. При этом две подводные лодки (Б-20 и Б-22) находились на грунте на глубине 30 м, а остальные — в надводном положении. Как и в первом опыте, на «Гремящем» работал котел и некоторая часть вспомогательных механизмов. На нем и на Т-218 были установлены секции кораблей новых проектов.

После взрыва одну из подводных лодок, находившихся на грунте, не смогли поднять килектором. Так как корпус оказался наполнен водой. Ее подняли двумя 400-тонными понтонами и поставили на мель. Осмотр водолазами не выявил никаких видимых повреждений. Вероятной причиной затопления стало нарушение герметичности части забортной арматуры.

Вторая подлодка была поднята 75-тонным килектором, продуты цистерны главного балласта. Каких-либо повреждений обнаружено не было, лодка полностью сохранила боеспособность.

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


Результаты воздействия атомного взрыва на субмарины, находившиеся в надводном положении, также оказались разными. Подводная лодка С-84 полностью потеряла боеспособность. Она не могла ни погрузиться, ни всплыть, хотя ее прочный корпус и не получил никаких повреждений. С-20 имела незначительные повреждения легкого корпуса, которые ни в коей мере не снизили боеспособности и вполне могли быть на плаву устранены личным составом. На подводной лодке С-19 повреждения отсутствовали. Он полностью сохранила боеспособность.

На эсминцах были отмечены различные повреждения надстроек, котельных кожухов, дымовых труб, шахт вентиляции, антенных устройств и т.п. Задействованные на «Гремящем» механизмы работали нормально. Вообще, разницы в результатах воздействия поражающих факторов взрыва на работающие и неработающие агрегаты и механизмы не наблюдалось.

Несмотря на то, что тральщики были установлены на одном удалении от эпицентра, повреждения они получили разные. На «Федоре Митрофанове» стоявшем бортом к взрыву, была сильно деформирована надстройка. А на Т-219, обращенном носом к взрыву, пострадала только ходовая рубка. Т-219 -получил небольшие повреждения; «Павлин Виноградов» — остался в строю неповрежденным.

В результате проведенного ЦНИИ им. А.Н. Крылова сравнения расчетов радиусов безопасности, с полученными опытным путем данными выявило их различие: по эсминцам — до 30%, по тральщикам — 150-200%. Объясняется это большой неравноправностью корабельных конструкций.

Воздушная ударная волна являлась основной причиной повреждений кораблей. Воздействие радиации на корабли и личный состав обнаружилось в достаточно ограниченном районе. К сожалению, подводные лодки, способные выдерживать ударную волну, находясь в надводном положении, оказались не способны защитить личный состав от воздействия радиации (вплоть до второй степени), хотя внутри кораблей происходило ее ослабление в 2-10 раз. Результаты воздействия светового излучения на корабли были слабее ожидаемых — обгорала только относительно темная краска.

Третий опыт был проведен 10 октября 1957 г. Его особенность была в том, что он проводился параллельно с госиспытаниями торпеды Т-5, в ходе нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки. Председателем комиссии являлся адмирал Н.Е. Басистый. Начальником полигона в этот период был контр-адмирал Н.Л. Луцкий. Стреляла подводная лодка С-144 (проекта 613) Северного флота с дистанции 10 км. Отличием этой программы испытаний кораблей-мишеней было в том, что проводился взрыв атомного боеприпаса на глубине 35 м. Увеличить глубину было нельзя из-за относительно мелководной акватории.

Торпеда Т-5 доставила испытателям много хлопот своей недостаточной надежностью и сложностью системы запуска регистрирующей аппаратуры, которая должна была фиксировать быстротекущие процессы. Еще на этапе ее заводских испытаний, из 15 запусков в 4 случаях преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, выдававший команду на подрыв боезаряда, когда торпеда проходила примерно 2/3 установленной дистанции. Причина заключалась в нестабильном ее ходе по глубине, что требовало надежного устранения этого недостатка.

У торпеды при достижении заданной точки рули перекладывались на погружение, отключая одновременно двигатель, это-то и фиксировал ПГН. Кроме того, проведенные предварительные испытания этой системы позволяли довольно точно определять время ухода торпеды на заданную глубину, а значит, рассчитать момент взрыва, чтобы своевременно включит регистрирующую аппаратуру.

Программа испытаний предусматривала три пристрелочных и контрольных торпедных выстрела. Два без специальной боевой части и один с БЧ, но не содержащей делящихся материалов. Вес обжимного заряда снизили, чтобы не повредить ПГН.

В ходе пристрелочных выстрелов был сделан ряд замечаний, но комиссия тем не менее решила боевую стрельбу проводить. Невысокая надежность торпеды компенсировалась хорошей надежностью системы предохранения боевой части, базирующейся на использовании проверенных эксплуатацией конструкций. Так что при нештатной ситуации (до снятия предохранения) на траектории торпеды взрыва не произошло бы.

Боевой выстрел Т-5 прошел нормально, отклонение от цели было порядка 130 м (точность оптического метода определения эпицентра взрыва достигала до 20 м). Тротиловый эквивалент, определенный по давлениям во фронте ударной волны, оценен как эквивалент примерно того же порядка, что и в первом опыте.

Результаты воздействия по подводным лодкам были следующие: С-84 (в надводном положении на расстоянии 250 м от места взрыва) — затонула менее чем через минуту из-за серьезных повреждений прочного корпуса; С-20 (на перископной глубине на удалении от эпицентра в 310 м) — повреждения вызвали постепенное заполнение кормовых отсеков, лодка затонула через 4 часа с дифферентом в 90°; С-19 (находилась в позиционном положении на дальности в 520 м) — осталась на плаву, получила сильные повреждения механизмов и вооружения, которые сделали лодку полностью небоеспособной; Б-22 (находилась на глубине 30 м в 700 метрах от эпицентра) — повреждений не обнаружено, лодка сохранила боеспособность.

Результаты опыта по эскадренным миноносцам также были различными. «Грозный» (на удалении 240 м от места взрыва) — быстро затонул, еще до того момента, как рассеялась базисная волна. Эсминец «Разъяренный» (удаленный на 450 м от эпицентра) — получил серьезные повреждения корпуса, продержался на плаву 4 часа. «Гремящий» (на удалении 650 м) — единственный не затонувший эсминец, однако он принял значительный объем воды и получил дифферент на нос с креном на левый борт. После отбуксировки на мель, водолазы отметили сильное повреждение корпуса.

Интересен итог по опытной секции идентичной эсминцу проекта 56, которая размещалась в корпусе «Гремящего». Несмотря на наличие остаточной деформации, секция сохранила водонепроницаемость, что продемонстрировало преимущества сварных конструкций перед клепаными.

Результаты эксперимента по тральщикам: Т-218 (удаленный на 280 м от эпицентра) — затонул в течение нескольких десятков секунд; «Павлин Виноградов» (на дальности в 620 м) — корпус заметных повреждений не получил, но вышло из строя вооружение; Т-219 (на удалении 950 м) — повреждений не имел, но попал в зону воздействия базисной волны. Имея ход, он мог бы уклониться и избежать радиационного поражения. Любой корабль, обладающий скоростью не менее 15 узлов, всегда может уклониться от базисной волны.

Первые морские атомные испытания на Новой Земле


Больше натурных испытаний такого масштаба на Новоземельском полигоне не проводилось. В итоге они позволили установить безопасные и критические размеры радиусов удаления для боевых кораблей трех классов. Приобретенные надежные экспериментальные данные были положены в основу расчетов по улучшению взрывостойкости кораблей, которые строились по программе военного судостроения тех лет.

Источники:
Дьяченко А. Опаленные в борьбе при создании ядерного щита Родины. М.: Полиграф-Сервис, 2008. С. 404-407.
Думик В. Испытания в Арктике // Атом-пресса. 2009. №36. С. 1, 4.
Шитиков Е. Испытания кораблей на Новой Земле // Морской сборник. 1994. № 6. С.74-77.
Шитиков Е. В интересах флота: Новая Земля… // Морской сборник. 1994. № 9. С.70-73.
Полигон «Новая Земля». 50 лет. Документальный фильм. 2004 г.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. D-Master 4 августа 2015 06:46
    Большое спасибо за обширную статью. Военное обозрение уже публиковало статью о советских ядерных торпедах Т-5 и Т-15 http://topwar.ru/22943-sovetskie-yadernye-torpedy-t-15-i-t-5.html, но эта подборка шире и намного более подробно описывает результаты испытаний. Конечно поражает широта использования ядерных запасов в СССР. Всего 8 лет прошло с первого атомного взрыва, а ядерное оружие уже испытывали и брали на вооружение во всех средах и во всех возможных ипостасях. Еще раз спасибо за статью.
    1. Malkor 4 августа 2015 08:45
      Жаль нет схем расположения кораблей по радиусу от взрыва и мощности взрывов не указаны. Т-5 имеет мощность около 3,5 кТ в тротиловом эквиваленте. Не указано также где животные сразу погибли, а где после лучевой болезни через некоторое время. На атолле бикини дл сравнения взрывали водородную бомбу мощностью в 15 МЕГАтонн в тротиловом эквиваленте, уничтожались(или приводились в негодность) даже линкоры. более 800 жителей атолла умерло от раковых заболеваний, а также серьёзно пострадал экипаж случайно оказавшейся поблизости (в 170 км) японской рыболовецкой шхуны «Фукурю-мару»
      1. нью- коммунист 4 августа 2015 11:45
        Для 15 мегатон -это мелочь, 800 жителей можно и обычным вооружением уничтожить, к тому же врятли местные жители использовали даже элементарые средства защиты.
        1. Русофил 4 августа 2015 12:16
          Местные жители были вывезены вместе с Тыко Вылкой в Архангельскую губернию еще в 1953 и вывозили их из поселка Лагерный, что в проливе Маточкин Шар. Куда, в свою очередь, их собрали под видом объединения промысловых артелей в одну. Если вы посмотрите, где находится этот поселок и место проведения испытаний, то поймете, что местными там и не пахло. В 2004 году по инициативе первого главы Муниципального образования Новая Земля полковника запаса Сметанина В.В. в Белушью Губу прилетали дети вывезенных при образовании полигона промысловиков, уже пожилые женщины. Была организована очень теплая встреча. Надо было видеть глаза и слезы этих коренных новоземелок, когда они посещали кладбище, где покоятся их родственники.
        2. Malkor 4 августа 2015 22:09
          местных жителей с атолла амер_ы не стали вывозить они жили не в зоне поражения их убила экология
    2. Русофил 4 августа 2015 12:20
      В 90-х годах часто летали туда на сбор биопроб. Впечатления-аховые, но все же поменьше, чем от Матюшихи с ее "кузькиной матерью"
  2. MarKon 4 августа 2015 07:06
    Помню как в военном училище всякие расчеты делали по потерям л/с, техники, зонам РЗ
  3. злой партизан 4 августа 2015 07:29
    Спасибо Автору! hi
    А если встанет задача уничтожить АУГ? Это ж какой мощности ЯЗ должен быть...
    1. нью- коммунист 4 августа 2015 11:42
      мощность падает на куб расстояния, лучше касетный принцип, но увы АУГ неуязвимы.
      1. qwert 4 августа 2015 13:16
        Цитата: нью- коммунист
        мощность падает на куб расстояния, лучше касетный принцип, но увы АУГ неуязвимы.
        поэтому и валит АУГ надо ракетой с разделяющейся боевой частью. Пять боеголовок умеренной мощности гораздо реальней уничтожат АУГ чем одна мегатонного класса.
        Хотя в целом для уничтожения АУГ достаточно полка Ту-22М3 или Су-34 без всякого ядерного оружия. Но у нас нет сейчас их в достаточном количестве. А вот СССР еще в конце 50-х годов исключил АУГ из стратегически опасных для страны компонентов ядерных сил противника, так как они гарантированно уничтожались наземной авиацией.
        1. нью- коммунист 4 августа 2015 13:26
          Хотя в целом для уничтожения АУГ достаточно полка Ту-22М3 или Су-34 без всякого ядерного оружия.---а как они долетят до Чили или антарктиды, или Вы думаете американцы ВСЕ АУГ в черное море загонят на радость Вам.
        2. Scraptor 4 августа 2015 13:31
          Пара МБР с двумя МиГ-105 в каждом из которых каучуковая бомба, пучек ОУ-стержней, ведро фольфрамовой дроби или еще чего, и будет пострашней чем Маккейн отошел покурить (см. фото).
          А дальше если он сразу не утонул, то потом вся АУГ вместе с ним добивается на общих основаниях, так как полеты с него прекращены.

          хотя свои мини-авианосцы конечно тоже нужны. В принципе даже для самолетов с горизонтальной посадкой достаточен в размер угловой палубы большого "Кузи". Что на такую дистанцию затормозившись в трос село, то же тем более с нее взлетит.
    2. Scraptor 4 августа 2015 11:50
      Цитата: злой партизан
      В результате этого была резко сокращена корабельная программа, планы оснащения ВМФ авиационной техникой и т.п.

      Где АУГ? Какие АУГ? laughing А над сушей почему от авиационной техники совсем не отказались? bully
      1. злой партизан 4 августа 2015 12:42
        Цитата: Scraptor
        Где АУГ? Какие АУГ?

        Китай вроде МБРами собирается по АУГам стрелять. И вроде как какие-то испытания на эту тему проводил...
        1. Зэ Кот 4 августа 2015 23:37
          Цитата: злой партизан
          Китай вроде МБРами собирается по АУГам стрелять. И вроде как какие-то испытания на эту тему проводил...



          В СССР тоже такая тема была. Но отказались. А Китай, видимо. архивные документы "купил" ...
    3. Corsair 4 августа 2015 11:56
      what судя по испытаниям будет достаточно в непосредственной близости под водой на глубине метров 40-50 и расстоянии метров 300 хотя бы бахнуть торпедой мощностью раза в 3-4 превышающим мощность испытанных. Гидроудар сделает свое дело, а радиация добьет экипаж
  4. Старый26 4 августа 2015 08:05
    Хорошая, обобщающая добротная статья. Обычно материалы по этой теме фрагментарны, "размазаны" по нескольким источникам, а здесь объединены в одну статью.
  5. фомкин 4 августа 2015 08:57
    Интересная статья и комментарии по сути.
  6. нью- коммунист 4 августа 2015 11:41
    Согласно плану корабли-мишени размещались на удалении от 300 м до 3000 м от эпицентра подрыва. Результаты испытаний первого подводного атомного взрыва были таковы: на расстоянии 500 м и ближе, корабли были полностью выведены из строя (один, эсминец «Реут», затонул), подводная лодка Б-9, находившаяся на расстоянии 600 м на перископной глубине, стала медленно терять плавучесть, но после возвращения личного состава она была приведена в эксплуатационное состояние. На остальных кораблях, расположенных на испытательном поле на больших расстояниях, повреждения были незначительные, устранимые личным составом.-----о чем говорят эти факты, амеровские авианосные групировки ,находящиеся в районах Антарктиды или Чили, почти неуязвимы для нашего ответного ядерного удара. То есть большинство амеровской элиты с легкостью переживет ответный удар, а значит ядерный удар по России и Китаю блоком НАТО неотвратим.
    1. Слесарь 4 августа 2015 13:54
      Цитата: нью- коммунист
      То есть большинство амеровской элиты с легкостью переживет ответный удар, а значит ядерный удар по России и Китаю блоком НАТО неотвратим.

      Испытания проводились на кораьблях практически лишенных электроники,современные корабли уже не переживут такой удар ,там за счет электроники резко снижена прочность надстроек и самое главное лишившись электронных средств такой пароход никому уже будет не нужен-слепоглухая груда металла.
      1. нью- коммунист 4 августа 2015 14:26
        это у Ауг ? у нее защищеная электроника, да и находится они будут в труднодоступных местах, а спутники иджис на эсминсах собьет. АУГ неуязвима для ответного удара периметра -Увы это факт.
        1. Corsair 4 августа 2015 14:41
          Цитата: нью- коммунист
          это у Ауг ? у нее защищеная электроника, да и находится они будут в труднодоступных местах, а спутники иджис на эсминсах собьет. АУГ неуязвима для ответного удара периметра -Увы это факт.

          wassat предполагаете, что в начале конфликта вся элита будет тусить на АУГах? 1. где гарантия, что за ордером не следует наша ПЛ или АПЛ либо находится на сравнительно близком расстоянии.
          2. куда будет возвращаться эта самая элита - в Астралию? Африку? Кем они будут управлять?
          3. Для чего устраивать 3-ю мировую этой самой элите - только ради победы и выживания - ибо недобитых будет добивать ЯО Китай и Индия так на всякий случай.
          1. нью- коммунист 5 августа 2015 10:22
            предполагаете, что в начале конфликта вся элита будет тусить на АУГах? 1. где гарантия, что за ордером не следует наша ПЛ или АПЛ либо находится на сравнительно близком расстоянии.----конечно на Аугах будет часть элиты под ее охраной на комфортабельных морских лайнерах. Что касается наших и китайских подлодок они АУГам в той местности угрозы не представляют.
            Для чего устраивать 3-ю мировую этой самой элите - только ради победы и выживания ---для создания мирового правительства-одна планета Земля-одно государство, это по ИХ мнению стоит всех возможных потерь.
  7. нью- коммунист 4 августа 2015 11:46
    Павлин Виноградов»--странное название боевого корабля.
  8. qwert 4 августа 2015 13:18
    Цитата: нью- коммунист
    Павлин Виноградов»--странное название боевого корабля.


    Виноградов Павлин Фёдорович (янв. 1890—8.9.1918), активный участник Гражданской войны, один из организаторов борьбы с интервентами на Севере.
    1. нью- коммунист 4 августа 2015 13:28
      Спасибо не знал, просто странное имя, а как моряков на этом корабле сослуживцы обзывали.
      1. jjj 4 августа 2015 23:11
        Он, кстати, и пароходами командовал, которые на Северной Двине противостояли английским канонеркам. И ведь не дали прорваться даже в регионы среднего течения Двины
        jjj
  9. 52гим 4 августа 2015 16:50
    Очень "вкусная" статья!
  10. GYGOLA 4 августа 2015 17:46
    Читаешь и ужасаешься-как экологию планеты загадили за последние 50 лет,но,к сожалению,на сегодняшний день именно благодаря боязни гарантированного ядерного возмездия;благодаря всем этим испытаниям-существуем.Парадокс.
  11. jjj 4 августа 2015 23:16
    Грамотно, толково, понятно. Некоторых деталей не знал. А то, что воздушный или поверхностный взрыв не катастрофичен для флота получил информацию еще в советское время. Там оказалось, что одна старая дизелюха еще и после испытаний могла нести службу. А вот что касается подводного взрыва, с образованием большой волны, ядерными минами - хотелось бы подробностей, разумеется, в рамках неразглашения
    jjj
  12. Диспетчер задач 5 августа 2015 13:06
    Раньше все делалось, так сказать, "в натуральном выражении", а сейчас можно и на компьютере смоделировать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня