Казус Белли или «Помни о Мэне»!

22
Когда агрессор хочет быть хорошим…

Сегодня мир то и дело сотрясают катастрофы как мирных, так и военных кораблей и самолетов, многие из которых очень часто выглядят так, как будто бы их организовали специально. Последним примером является катастрофа малоазийского «Боинга» в небе над Донбассом. Ничуть не менее интересна и вся та явная и закулисная возня, которая была поднята вокруг этой трагедии. Однако это далеко не первый пример того, как гибель людей (случайная или неслучайная) используется как повод для начала военных действий, либо каких-то обличений. Есть даже термин римского права, который называется «Казус белли» или формальный повод к войне. Причем в ряду норм римского права, он является одним из наиболее примечательных. Ведь агрессор старается при этом не потерять лицо в глазах общественного мнения и агрессором не выглядеть! С этой целью он ищет такой повод для нападения, который представил бы его в качестве жертвы и позволил, таким образом, говорить о правомерности своих действий. Ну, а если такой повод отсутствует, то тогда очень часто агрессор создаёт его сам. Причем, подобные примеры известны нам давно и один из самых примечательных – взрыв броненосца «Мэн» в 1898 г.


Броненосный корабль «Мэн» был не слишком большим и впечатляющего вида боевым судном, из-за чего его относили то к броненосцам 2-ого класса, то к броненосным крейсерам. Главный калибр – четыре 254-мм орудия в двух башнях, разнесенных по его длине, из-за чего корабль был склонен к резкой килевой качке.

Казус Белли или «Помни о Мэне»!

Вспомогательный калибр «Мэна» составляли шесть вот таких 6-дюймовых орудия.

Взрыв в гавани Гаваны

А было так, что десять минут десятого ночи 15 февраля 1898 года в гавани столицы Кубы Гаваны раздался мощный взрыв. Те люди, что в этот час находились на набережной, стали свидетелями жуткого зрелища: над носовой частью большого двухтрубного военного корабля, стоявшего на якоре, сверкнула яркая вспышка, после чего корабль окутался клубами густого чёрного дыма, и начал тонуть. Не прошло и нескольких минут, как на месте, где только что стоял американский броненосный крейсер «Мэн», зашедший в Гавану с дружеским визитом десять дней назад, погрузился глубоко в воду, однако пожар и взрывы там продолжались, пока на поверхности не осталась одни мачты. С испанского крейсера «Альфонсо XII» к месту трагедии устремились шлюпки. Моряки с крейсера постарались как можно скорее оказать помощь пострадавшим, но спасти с потонувшего «Мэна» сумели очень немногих.


Ровесник «Мэна» броненосец «Техас» имел всего два 305-мм орудия в двух башнях в центре судна, поэтому качка у него была более плавной.

О подробностях трагедии узнали очень скоро. Как сообщил командир корабля, катастрофа произошла в 9 часов 40 минут и застигла его команду врасплох. Сначала на корабле услышали сильный взрыв, от которого он даже приподнялся над водой. При этом командир получил ранение в голову, но продолжал командовать и руководить спасением экипажа. Но сделать уже ничего было нельзя. После взрыва судно затонуло так быстро, что почти три четверти экипажа – 266 моряков остались на борту и ушли на дно вместе с ним!


«Мэн» проходит под Бруклинским мостом.


«Мэн» входит в гавань Гаваны.

Снаружи или внутри?

Испанские власти заявили, что, по их мнению, «Мэн» погиб от взрыва боезапасов, находившихся в носовом погребе. Уточнить причины катастрофы можно было, опустив водолазов на дно. Тем более что корабль находился на глубине всего 14 метров, так что сложностей это не вызывало. Но американцы почему-то решили иначе. Не спросив разрешения Испании, которой Куба в то время принадлежала на правах колонии, они отправили в Гавану комиссию из четырёх офицеров ВМФ США, которые должны были заниматься расследованием катастрофы. Кубинскому губернатору такая бесцеремонность не понравилась, и он выразил американской стороне свой официальный протест. По мнению испанцев, работать над расследованием трагедии должна была смешанная испано-американская комиссия, которой следовало провести его самым беспристрастным образом. Однако американцы и это предложение со стороны испанцев отклонили, причём в довольно резкой, недипломатической, форме.


Кроме того на «Мэне» было еще четыре торпедных аппарата, расположенных попарно по бортам.

Когда газеты опаснее динамита…

Между тем, пока четыре офицера изучали обломки корабля, американские газеты буквально-таки неистовствовали, в печати вспыхнула буквально настоящая антииспанская истерия и вот это-то и является странностью. Ведь что скажет комиссия, тогда еще никто не знал. Между тем американцев уже подготавливали к войне с Испанией. Газет пестрели вот такими броскими заголовками: «Военный корабль «Мэн» уничтожен секретной адской машиной врага!», «Броненосец «Мэн» предательски разрушен испанцами!» – и как тут было не поверить, что все это дело рук коварных испанцев. «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!» – тут же предложила газета World Net Daily. Причем мнение прессы тут же поддержал будущий президент Теодор Рузвельт, ярый сторонник доктрины Монро («Америка для американцев»). Кто в ней под американцами понимался – понятно. В первую очередь это были граждане США, а отнюдь не какие-то там испанцы! А в результате американское правительство не стало даже дожидаться результатов работы комиссии, а сразу выделило 50 миллионов долларов на укрепление «национальной обороны» – как если бы Испания собиралась напасть на США немедленно!


А вот нью-йоркская газета The World с материалом о гибели «Мэна» на первой полосе. Дата – 17 февраля 1898 года, то есть этот номер вышел менее чем спустя двое суток после взрыва. Никто еще ничего не знает, и только газетчики не сомневаются, что причиной его явилась «адская машина или торпеда». Но еще удивительнее к ней иллюстрация. Удивительно, как художник успел всего за один день выполнить столь большую и изобилующую деталями гравюру, а потом с нее успели сделать гальваническую форму и отпечатать тираж. Взрыв на гравюре показан очень точно, хотя «носовая часть» – место весьма относительное. А может быть, художник начал работу на ней заранее и она была готова, когда все именно так и случилось?

Масла в огонь подлил отчет комиссии, опубликованный 21 марта. Из него следовало, что корабль был подорван подводной миной или торпедой. Виновников (как это и сейчас происходит в случае в «Боингом») комиссия прямо не назвала, но, разумеется, американцы и без этого уже понимали, что сделали это испанцы!


Все, что осталось от корабля после взрыва.

Мир или война? Война!

В свою очередь 28 марта уже испанская комиссия, хотя ей и не дали возможности провести осмотр корабля, опубликовала собственный отчёт, основанный на свидетельских показаниях очевидцев. Все они единодушно утверждали, что взрыв имел место внутри судна. Но американцы их материалы принять во внимание не захотели. Более того, в своем послании к конгрессу президент США Уильям Мак-Кинли так прямо и сказал, что «Мэн» стал жертвой подводной мины. А чья она могла быть? Ну, конечно, только испанской! Так вину за трагедию возложили на Испанию, так как корабль погиб в её территориальных водах. А уже 11 апреля президент Мак-Кинли заявил, что долгом Соединённых Штатов является выступить против Испании, поскольку «всё это совершается у наших границ». Затем 20 апреля Мадриду из Вашингтона был отправлен ультиматум с требованием отказаться от Кубы, и вывести армию и флот с её территории. И хотя срок его должен был истечь лишь 23 апреля, эскадры американского ВМФ вышли в море уже за день до этого и взяли курс на Кубу и Филиппины. Затем в армию призвали 25 тысяч добровольцев, и вся Америка запестрела плакатами типа: «Записывайтесь в морскую пехоту!», включая и самый среди них знаменитый: «Помни о «Мэне»! То есть война ещё даже не была объявлена, но по сути дела она уже началась! Чтобы показать всему миру, что это отнюдь не колониальная война, и что Соединенные Штаты заинтересованы в кубинской независимости вместо американской колонизации, Конгресс принял «поправку Теллера», который пообещал, что Америка не будет аннексировать этот драгоценный остров, предоставит ему независимость.


«Мэн» и его командир Сигби.

Ну, а закончилась война, как известно, победой США. Испания лишилась всех своих колоний и потеряла военно-морской флот. Ну, а о тайне гибели 266 моряков «Мэна» на фоне победных реляций и сообщений о других потерях уже больше никто и не вспоминал.


«Помни о Мэне». Плакат с изображением американского флага.

Тайна на дне моря

В 1910 году корабль решили поднять, и выбрали для этого весьма необычный способ. При помощи паровых молотов, поставленных на платформы вокруг затонувшего корабля, забили в грунт 30-метровые железные сваи очень близко друг к другу. Потом пространство между ними заделали, а воду из получившегося бассейна откачали, так что ходить теперь по лежащему на дне судну можно было «аки по суху». И сразу же осмотр его показал, что взрыв на нем, как и говорили испанцы, случился внутри, а вовсе не снаружи. То есть ни мина, ни торпеда тут были ни причём. Но работы на судне вскоре прекратили, а все материалы попали в американские архивы, где даже сегодня до них не доберешься.


Вот так его поднимали…

Выяснился и такой факт. Почему-то капитан «Мэна» ещё 25 марта 1898 года (то есть американская комиссия свой отчет уже опубликовала) зачем-то стал просить разрешения у испанских властей разрешения взорвать остатки своего корабля динамитом, мотивируя это тем, что они мешают судоходству в гавани! И они и впрямь мешали, почему их и подняли в 1910 году. Но… зачем их было взрывать в 1898-ом сразу после катастрофы? Ну, а поднятую носовую часть «Мэна», сразу разрезали на части и отправили в переплавку!

Заговор или несчастный случай?

Практически с того самого момента, как крейсер погиб, родилась и версия «заговора», по которой его взорвали агенты американского правительства, чтобы спровоцировать народное возмущение против Испании, то есть – создать «Казус Белли». Справедливости ради отметим, что эта версия так и не доказана, но остается, тем не менее, весьма популярной. Главные возражения против неё заключаются в том, что американский флот на тот момент имел в своем составе очень мало современных боевых кораблей и уничтожение «Мэна» ради провокации – слишком уж дорогостоящая операция для экономных янки, и серьезный подрыв боеспособности их флота. Да и ранение командира при взрыве? Вряд ли приятно, когда тебя взрывают, пусть даже «ради интересов большой политики»… А, впрочем, кто знает?


Офицерская кают-кампания «Мэна».

Искать кому выгодно?

Однако, если все-таки это была не просто катастрофа, то кто был ее организатором? Конечно, не испанцы, у них с флотом дела были еще хуже. Случайность также не исключается, поскольку военный корабль набит взрывоопасными предметами, а дураки, что курят возле бочки с порохом, встречаются везде. И, тем не менее, оперативность реакции прессы на взрыв и неистовый ее характер, прямо указывают на то, что этот взрыв не был случайностью, ну а уж потом очень умело использовали его результаты. Вполне возможно, что к нему могут быть причастны и так называемые «ультра» и даже Ку-клукс-клан, чьи интересы были связаны с крупным бизнесом, хотя сами «клановцы», разумеется, этого никогда не афишировали. Ряд историков США в своё время высказывали мысль, что это могли быть те люди, что опасались мирного урегулирования давно уже назревавшего конфликта и действовавшие на свой страх и риск помимо правительства, и те, кто был кровно заинтересован в захвате богатств и Кубы и Филиппин. Могло быть, что кто-то в США ввязался в эту игру помимо президента? Да, могло! Ну, а он лишь использовал предоставленный ему «историей» шанс. Во всяком случае, времени с момента тех событий сейчас уже прошло так много, что истины мы не узнаем уже никогда. Однако и сегодня мы видим тот же почерк: хорошую режиссуру и странные последствия имевших место драматических событий, и это не может не настораживать, так как история имеет особенность повторяться!


Даже на марках был изображен злополучный «Мэн».
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 августа 2015 06:28
    Сколько ещё должно быть доступно чтобы хоть какая-то критика САСШ возникла в среде *россиянских* демократов и либералов? САСШ страна с идеологией официальной лжи (вранья), что доказал под видео запись президент Клинтон, когда клялся на библии сначала о незнании, а затем, через две недели, о признании шашней с *практиканткой*, кстати оба раза библия была та на которой клянутся при вступлении в должность президента. А все СМИ САСШ с полным отсутствием всякого чувства порядочности, но с ханжескими потугами морализации. Иногда кажется что вся политика САСШ строится только на подкупе и шантаже.
    1. +6
      12 августа 2015 07:02
      Нашим либералам все пофигу,они у матрасии на содержании hi
      1. +9
        12 августа 2015 07:27
        На сайте эхо-Москвы такой бред эта нездоровая часть предпологаемо интеллегенции России несёт что иногда просто становится страшно, за них страшно, такие не здоровые и на свободе.
        1. 0
          12 августа 2015 09:08
          Про эхо мацы непонятно только одно. Почему они на содержании у газпрома?

          Где-то ещё читал, что почти весь офицерский состав на момент гибели отсутствовал на корабле, но сейчас уже не помню где.
          1. +2
            12 августа 2015 18:04
            Почему они на содержании госкомпании непонятно в принципе никому кроме тех,кто ее спонсирует,что очень плохо hi !Вчера на эхо зарегился и все комменты мои исчезли,борьку недобрым словом,понимаешь,помянул hi !А по поводу спонсоров-тут компетентные органы мышей,видимо,не ловят! hi
        2. 0
          14 августа 2015 09:35
          зато все в одном месте: ловить долго не придется:)))
    2. +8
      12 августа 2015 07:43
      Впервый раз прочитал о Мене в детстве в журнале Моделист-Конструктор. Года эдак 1974-го.
      Именно тогда и подумал, что американцы все-таки (говоря цензурно) непорядочные. Причем их манера вести грязную политику с тех пор не изменилась
    3. +1
      14 августа 2015 16:12
      Кстати как-то прочитал что самый первый пассажирский пароход с пассажирами во время ПМВ утопили англичане в Средиземном море в 1914-м году. Пароход был греческим *каботажем* и изначально не имел вооружение и солдат на борту. А уж проклятий и рассказов про жестокости немцев англичане и американцы строчили как пулемёт.
  2. +8
    12 августа 2015 07:03
    "Мэн" является первым пробным шагом в американской политике, когда всё делается так, как нужно Америке, даже если факты говорят об обратно. Дальнейшее развитие истории показало, что США с удовольствием пользуется данной схемой.Делайте выводы.
    и "Помни о судьбе "Мэна" является скорее язвительным предупреждением, чем память о трагедии feel
    Лично я это так и рассматриваю hi
    1. +4
      12 августа 2015 12:13
      Цитата: рюрикович
      "Мэн" является первым пробным шагом в американской политике, когда всё делается так, как нужно Америке, даже если факты говорят об обратно.

      Хороший пример подтверждающий факты, написанные в статье, это 11 сентября 2001 года. Все как по нотам разыграно, и исполнено. Хотя многие говорят об обратном(мол это исламисты организовали)
  3. +6
    12 августа 2015 07:08
    Презрение к другим народа, подкуп, провокации с массовыми убийствами людей и даже своих граждан такова суть политики да и жизни американской верхушки, потомков бандитов и убийц приехавших из Англии.
  4. +4
    12 августа 2015 07:31
    11 сентября взорвали сами себя, соответственно на какие преступления они готовы по отношении к другим народам ?
    Хотя из атомных бомбардировок Японии следует простой вывод, любые.
    Вследствии этого конспирологическая теория о золотом миллиарде (наверно даже пол миллиарде) не такая уж и конспирологическая.
  5. +1
    12 августа 2015 07:52
    этот взрыв не был случайностью...Как и случай с Боингом..Что характерно,многие казусы американские разыгрываются по одной схеме..А люди, что люди, для капиталиста..плевали они на людей..с Эйфелёвой башни..
  6. +3
    12 августа 2015 08:03
    кие буржуины самые беспринципные в Мире!! Масонство и гностицизм, безверие и осознание себя сверх людьми вот, что ими правит(и страсть к мировому господству). Алчность бритишей, умножения на 1000!! Отравленные одеяла для индейцев, рабовладение - вся их история это история подлости и провокации!!
  7. +2
    12 августа 2015 09:13
    нда........ ничто не ново под луной.
  8. +1
    12 августа 2015 09:28
    Цитата: Telakh
    Про эхо мацы непонятно только одно. Почему они на содержании у газпрома?

    Где-то ещё читал, что почти весь офицерский состав на момент гибели отсутствовал на корабле, но сейчас уже не помню где.

    Там все адиеты под присмотром.Если Эха не будет, то они разбредутся, мысли всякие нехорошие и неизвестные возникать будут.Пусть уж лучше там покричат и разрядятся.
  9. +3
    12 августа 2015 10:00
    Сами америкосы его взорвали или просто воспользовались этой катастрофой для раздувания нужной им войны, но стоит отметить, что газеты таки сильнее динамита. И нам нужно в этом у них поучиться. Ведь один корейский "Боинг" чего стоит. Не успел он упасть, не было еще никакого расследования, как США уже заявили, что мы сбили пассажирский лайнер. То же самое с "Боингом" малазийским. Так делают "майданы", революции, отжимают территории. А в итоге Россия в проигрыше и приходится догонять, как в Крыму или на Донбассе. Надо это оружие "демократов" взять себе на вооружение
  10. +2
    12 августа 2015 10:33
    Когда-то, в детстве читал статью с таким же названием "Помни о судьбе "Мэна" в журнале "Моделист-Конструктор", ниже выдержка из той статьи:
    "Утром 15 февраля 1898 года ослепительная вспышка пламени сверкнула в носовой части корабля, стоявшего на Гаванском рейде. Его белоснежный корпус на какое-то мгновение как будто приподнялся на огромном столбе воды и тут же осел носом. Густые клубы дыма окутали корабль и скрыли от взоров случайных зевак на берегу мгновенно вздыбившуюся палубу и развороченный нос. В считанные минуты «Мэн» — броненосный крейсер Северо-Американских Соединенных Штатов — ушел под воду, унося вместе с собой на дно 266 человек...
    Подобные катастрофы не редкость в истории военных флотов, но ни одна из них не вызвала таких последствий, как гибель «Мэна», гибель, которая оказалась так кстати для американцев и так некстати для испанцев...
    Когда в конце XIX века стало ясно, что владение испанской колонией Кубой, дающее господство в Мексиканском заливе и Карибском море, гарантирует тем самым и контроль над строившимся тогда Панамским каналом, Соединенным Штатам не пришлось долго искать повода для объявления войны Испании. В 1895 году, лицемерно заявив протест против испанских репрессий по отношению к кубинским повстанцам, США повели резкую дипломатическую войну против Испании. В разгар этой войны на Гаванский рейд неожиданно вошел американский крейсер «Мэн»...
    Спустя два месяца президент США Мак-Кинли счел общественное мнение страны достаточно подготовленным к восприятию дальнейших событий. 11 апреля 1898 года он разгласил тайное, давно лелеемое американскими империалистическими кругами намерение: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Прошло двенадцать дней, и 23 апреля 1898 года разразилась наконец давно подготавливаемая Соединенными Штатами испано-американская война. Война, формальным поводом к которой стала гибель первого в истории американского флота броненосного крейсера «Мэн»..."
    Кстати гораздо позже довелось прочитать и о том, что из команды "Мэна" в день, предшествовавший взрыву, сошли на берег практически все офицеры корабля, за исключением вахтенных, во главе с командиром и старшим офицером (т.е. первым заместителем командира, который в отсутствие последнего всегда остается на борту корабля). Также как и большая часть унтер-офицерского состава. Возможно это и совпадение, но ... вопросы все равно возникают.
    Да и сам броненосный крейсер "Мэн" в действительности не представлял такой уж большой ценности для флота США, т.к. мягко говоря являлся не совсем удачным кораблем: этот крейсер, будучи почти точной несколько увеличенной копией бразильского крейсера «Риахуэло», не только не представлял собой ничего оригинального, но и изобиловал множеством недостатков: низкими мореходными качествами, малой остойчивостью и неудачным диагональным расположением орудийных башен главного калибра. Можно лишь предполагать, что основанием для такого выбора было желание перестраховаться ссылкой на тогда общепризнанный передовым английский опыт: «Риахуэло» был построен в Англии в 1883 году.
    Перестраховка дорого обошлась американскому флоту: его первый броненосный крейсер «Мэн» устарел задолго до того, как вступил в строй. Впрочем, к такому классу этот корабль можно было отнести лишь с большой натяжкой. Не уступая, а кое в чем даже превосходя строившийся одновременно с ним эскадренный броненосец второго класса «Техас», «Мэн» был причислен к броненосным крейсерам только потому, что вместо 305-мм орудий главного калибра он нес 254-мм орудия.
    Честь имею.
  11. 0
    12 августа 2015 13:12
    США воспользовалось сложившийся ситуацией в свою пользу, так делается политика.
    Нужно кроить мир под себя.
  12. 0
    12 августа 2015 15:30
    ... а нам наука, держи порох сухим, а злейшего врага- ближе друга...
  13. +2
    12 августа 2015 16:08
    Лучше старика Крылова на эту тему вряд ли кто так точно высказался:
    ВОЛК И ЯГНЕНОК
    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
    Но мы Истории не пишем;
    А вот о том как в Баснях говорят.
    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
    И надобно ж беде случиться,
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье
    Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву».—
    «Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу».—
    «Поэтому я лгу!
    Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил:
    Я этого, приятель, не забыл!» —
    «Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
    Ягненок говорит. «Так это был твой брат».—
    «Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    30 Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите:
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—
    «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

    hi
  14. +1
    12 августа 2015 21:01
    Марк Твен сразу написал, что это устроили американцы. Но его там заткнули.
  15. 0
    13 августа 2015 08:40
    "Помни о "Мэне" - это актуальный призыв для нас. Америкосы готовы использовать любой повод для достижения своих я бы даже сказал не национальных а нацистских интересов.
  16. 0
    13 августа 2015 10:56
    Помни, не помни. Всё едино. Почему-то рамки статьи сужены до одной истории. Это, что идеологический приём? Данная методика применяется с первого дня существования США. "Лузитания", Пёрл-Харбор, "нападение Северного Вьетнама на эсминец" в Тонкинском заливе. Наиболее актуально сейчас помнить 2001-09-11 и 2014-07-17.
  17. -7
    13 августа 2015 11:42
    при чем здесь боинг? боинг бы сбит пророссийскими сепаратистами по ошибке
    1. +1
      13 августа 2015 11:45
      Цитата: Tofaa
      при чем здесь боинг? боинг бы сбит пророссийскими сепаратистами по ошибке

      Что-бы такое утверждать нужны доказательства,а если матрасы язык кое куда засунули,то это означает только одно:У НИХ ЕСТЬ ФАКТЫ СОВЕРШЕННО ОБРАТНОГО!!!Будь у них хоть маленькая зацепка,то они трубили-бы о ней денно и ношно! wink