Королевская «Кобра»

35


Одними из наиболее известных истребителей периода Второй мировой войны, поступавших в нашу страну по ленд-лизу, были самолеты американской фирмы Белл — Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». При этом «Аэрокобре» посвящено множество изданий и статей, ее же младшая сестра, «Кингкобра», известна гораздо меньше.

Проектные работы по истребителю Р-63 американская фирма Белл начала еще в 1941 году. Конструкторы нового самолета попытались, полностью использовав принципиальную схему «Аэрокобры», которая хорошо зарекомендовала себя в массовом производстве и эксплуатации, устранить ряд выявленных недостатков и добиться существенного повышения летно-технических характеристик за счет повышения мощности двигательной установки и качественного улучшения аэродинамики. При этом основной упор сделали на разработку нового крыла с большей площадью и ламинизированными профилями, хорошо зарекомендовавшими себя на скоростном истребителе Р-51 «Мустанг».

Опытная «Аэрокобра», получившая обозначение ХР-39Е, оснащенная новым крылом и измененным хвостовым оперением, совершила свой первый полет в феврале 1942 года Правда, предназначавшийся для нее усовершенствованный авиационный мотор «Континенталь» V-1430 не был доведен, и поэтому оставили старый Аллисон V-1710 с прежним трехлопастным винтом.

Испытания ХР-39Е показали, что фирма стоит на правильном пути. Так, даже без увеличения мощности двигателя, только за счет улучшения аэродинамики крыла, скорость полета заметно возросла. Но от ХР-39Е до «Кингкобры» было еще далеко. Простой модификацией самолета обойтись стало невозможно. Увеличенное крыло иной конструкции, двигатель большей мощности, измененное оборудование вызвали полную перекомпоновку всего самолета вплоть до разработки совершенно нового фюзеляжа.



В итоге Р-63 (такое обозначение присвоили новому истребителю) практически не имел с Р-39 «Аэрокоброй» ничего общего. Это был совершенно другой истребитель, лишь внешне напоминающий «Аэрокобру». Общим у этих машин остались разве что двери кабины пилота. Все прочее — фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и т. д. — было спроектировано заново. Кроме того, «Кингкобра» оказалась более крупной относительно предшественницы, и даже ее внешние обводы существенно отличались. И только единая идея компоновки основных агрегатов осталась неизменной — мотор размещался в центре фюзеляжа за пилотской кабиной и приводил в действие воздушный винт при помощи длинного вала, который проходил через всю носовую часть самолета.

Авиационный двигатель Аллисон V-1710-93, смонтированный на Р-63, отличался от своих собратьев применявшихся на истребителях «Аэрокобра» повышенной мощностью и увеличенной высотностью. Для этого на нем был дополнительно установлен еще один центробежный нагнетатель, который являлся отдельным агрегатом и был способен работать независимо от основного. Подобная схема увеличения наддува смогла исключить «провалы» мощности на части высот, что было присуще моторам таких самолетов как «Мустанг», «Спитфайр», «Мессершмитт» и других машин, имевших стандартные двухступенчатые нагнетатели.

Мотор V-1710-93 имел чрезвычайный боевой режим, на котором мог работать в течение пяти минут, выдавая максимальную мощность до 1500 л.с. Но необходимо отметить, что выходить на этот режим пилоту разрешалось исключительно в самой критической ситуации. А максимальная скорость истребителя Р-63 при этом могла доходить до 657 км/ч.

Для повышения устойчивости и управляемости на новом истребители увеличили площадь и изменили геометрию хвостового оперения. Хвостовую часть самолета сделали более прочной по сравнению с «Аэрокоброй».

Площадь крыла Р-63 выросла на 3,2 кв. м. В результате была снижена удельная нагрузка на него. При нормальном взлетном весе она была равна 151 кг/м2 — примерно столько имел «Спитфайр». Поэтому, даже с учетом того, что крыло с ламинарным профилем имеет более низкие несущие свойства, маневренность у «Кингкобры» оказалась достаточно высокой. Так радиус виража на высоте в 1000 м составил 272 м (у Ме-109G — 292 м, а у FW-190А — 339 м), скороподъемность на чрезвычайном режиме достигла 18, 5 м/с, а время выполнения виража — 21 с.

«Кингкобра» отличалась прекрасной аэродинамикой. Несмотря на большие размеры, ее общее сопротивление оказалось на 11% меньше, чем у Р-39 «Аэрокобры» и даже на 6% меньше, чем у лучшего американского истребителя Р-51 «Мустанг».

В состав вооружение истребителя входили: 37-мм пушка, стреляющая через полый вал редуктора и имеющая боезапас 30 снарядов, а также два синхронных 12,7-мм пулемета с боекомплектом в 200 патронов на каждый. В перегрузочном варианте допускалась установка под крылом еще двух крупнокалиберных пулеметов с боезапасом по 300 патронов. На самолете предусматривалась подвеска 227 кг бомб или трех подвесных топливных баков — одного подфюзеляжного и двух подкрыльевых.



Уже в ходе эксплуатации и дополнительных летных испытаний было выяснено, что «Кингкобра», подобно предшественниц, сохранила склонность к плоскому штопору. Для улучшения центровки в ходе серийного производства пришлось переместить пушку несколько вперед. Она стала выступать за обтекатель воздушного винта. Также рекомендовалось не заливать полностью маслобак, расположенный в задней части фюзеляжа (полная заправка осуществлялась только при полете на максимальную дальность).

Полетный вес нового истребителя был практически равен весу «Аэрокобры», несмотря на увеличение веса планера на 75 кг и силовой установки на 164 кг. Произошло это за счет снижения полезной нагрузки, уменьшения объема бронирования и причисления пары подкрыльевых крупнокалиберных пулеметов к перегрузочному варианту. Нормальный запас горючего составлял 380 л, но крыльевые топливные баки допускали заливку до 515 л бензина.

Броневая защита истребителя состояла из стальных плит толщиной 6,35 мм, которые располагались перед редуктором винта, за маслобаком, а кроме того из бронеспинки с заголовником, компенсирующим отсутствие заднего бронестекла.

Переднее бронестекло монтировалось не за лобовым остеклением, как на «Аэрокобре», а непосредственно устанавливалось в переплет фонаря. Сделано это было для того, чтобы устранило вероятность запотевания во время полета межстекольного пространства.

В работах над Р-63 участвовали и советские специалисты. Это не удивительно, ведь основная часть всех истребителей фирмы Белл направлялась по ленд-лизу в нашу страну. Естественно, американцы принимали ко вниманию мнение наших пилотов и технического состава.

Основной проблемой, которая волновала советских специалистов еще с предшественницы «Аэрокобры», был штопор. Летчику-испытателю А.Г. Кочеткову было поручено проверить истребитель на штопорные характеристики и подтвердить или опровергнуть клятвенные заверения фирмы. В ходе полета Р-63 попал в плоский штопор и летчику пришлось прыгать с парашютом. Авария, "устроенная" советским пилотом, и очередной полет с выходом на высокие перегрузки, после которого была обнаружена деформация обшивка консоли крыла и фюзеляжа, заставили заокеанских конструкторов вернуться к доработке машины. Вскоре, так же как и в случае с Р-39 "Аэрокоброй", за Р-63 "Кингкобру" взялись отечественные специалисты из ЦАГИ и НИИ ВВС. Полученные советскими инженерами данные и способы устранения недостатков тут же сообщались в США, где фирма "Белл" оперативно вносила в конструкцию необходимые доработки. При этом бригады фирмы работали в нашей стране, а советские специалисты помогали доводить «Кингкобру» в Соединенных Штатах.



По своим летно-техническим характеристикам «Кингкобра» значительно отличалась от всех других американских истребителей. Эта машина наиболее полно соответствовал именно восточному фронту, где шли в маневренные воздушные бои преимущественно на малых и средних высотах, поэтому высотные скоростные «Мустанги» в силу своих особенностей так и не смогли найти никакого применения. «Кингкобра» же, наоборот, вошла в число лучших истребителей, находящихся на вооружении Советской Армии.

Серийный выпуск Р-63 развернули в июле 1944 года сразу же на трех авиационных заводах фирмы Белл и длился он вплоть до капитуляции Японии. Самолеты сразу же с заводов отправлялись на Аляску в г. Бирбэнк, откуда своим ходом перегонялись в нашу страну.

К 1945 году 51 самолет Р-63 встал на боевое дежурство в частях ПВО СССР. Направление машин в ПВО было вполне обоснованным: на высотах более 7500 м "Кингкобра" имела лучшие скоростные характеристики, чем британский "Спитфайр" LF IXE, и отечественный Ла-7. Американец имел хороший потолок. В состав стандартного оборудования всех Р-63 входил радиокомпас MN-26Y, который существенно облегчал навигацию самолета ночью и в облаках. Война с гитлеровской Германией заканчивалась, и на фронте вполне хватало «Яков», «Лавочкиных» и «Аэрокобр», которые с успехом вели воздушные бои с деморализованным противником, поэтому новые американские истребители на германский фронт не попали. Однако, «Кингкобра» пришлось принять участие в боях против Японии.

Оснащение ВВС истребителями Р-63 началось летом 1945 года. Первой их получила 190-я истребительная авиадивизия (иад). В июне 1945 года она перебазировалась в Забайкалье. Там же, на Забайкальском фронте, приняла участие в боях и 245-я истребительная авиадивизия, имевшая два полка укомплектованных «Кингкобрами».

В августе первые Р-63 поступили на вооружение 128-й смешанной авиадивизии, которая базировалась на Камчатке. Прибыли новые американские машины также в 9-ю, и в 10-ю воздушные армии.

В период короткой дальневосточной кампании Р-63 применялись для сопровождения ударных самолетов, выполнения штурмовки и бомбардировки вражеских позиций, а также для воздушного прикрытия наших войск и кораблей. На второй день нашего наступления, 50 истребителей «Кингкобра» осуществляли прикрытие четырех десятков Ил-4, которые наносили бомбовый удар по укрепрайону Чучжоу, откуда японские войска вели огонь по советскому городу Иман. Авиачасти 190-й и 245-й иад обеспечивали поддержку наступающих советских и монгольских войск, действуя, большей частью, как штурмовики. Также в это время они прикрывали транспортные самолеты, которые доставляли горючее советским механизированным подразделениям. Истребители использовали советские бомбы ФАБ-100. Для их подвески пришлось переделывать бомбодержатели. 888-й и 410-й авиаполки штурмовали японские базы на Курильских островах, и прикрывали высаживающийся на них десант.



Авиация Японии фактически не оказывала сопротивления наступающим советским войскам, поэтому проверить истребительные качества Р-63 в воздушных боях не получилось. Единственный результативный бой на «Кингкобре» провел И. Ф. Мирошниченко из 190-й иад. 15 августа он, будучи ведомым у Героя Советского Союза Сиротина, принял участие в атаке двух японских истребителей, которые пытались сбить заходившие на посадку транспортные «Дугласы». Один японский самолет был сбит, а второй скрылся в бреющем полете среди сопок. Сбитый истребитель в документах классифицировался как Ки-43. Указанный тип самолета в 1945 году был уже безнадежно устаревшим, так что результат боя был изначально предрешен.

После войны истребители «Кингкобра» остались в войсках. Сталин приберег эти высотные машины в качестве основного резерва на случай возможного изменения международной ситуации и разгорания войны с бывшими союзниками. Для борьбы высотными американскими и английскими бомбардировщиками они подходили лучше наших «Яков». Однако уже в 1947 году в связи с появлением на вооружении новых реактивных самолетов истребители Р-63 так же, как и Ла-11, полностью потеряли свое значение. Тем не менее, они летали еще до середины пятидесятых годов.

Находились Р-63 в послевоенные годы и на вооружении и французских ВВС. Естественно, что часть машин осталась и в США. Фирма Белл широко использовала их для различных исследовательских работ. Например, были варианты с лыжным шасси, V-образным хвостовым оперением и даже со стреловидным крылом.

Специальный вариант истребителя Р-63 применялся в качестве пилотируемой летающей мишени. Ведь, по мнению американцев, только ведение действительного огня из настоящих пулеметов по бронированному самолету может обеспечить должную боевую подготовку личного состава.



Внешний вид самолета-мишени практически не претерпел изменений относительно серийной «Кингкобры». Однако это была новая машина. КР-63 «Пинболл» (такое название получил «летающий танк») был весь покрыт броней на основе особым образом закаленных алюминиевых сплавов. Толщина обшивки увеличилась в пять-десять раз, по сравнению со стандартным Р-63. Максимальной толщины она достигала в районе кабины пилота, силовой установки и топливных баков. Общий вес броневой защиты составил около полутонны. Для обеспечения приемлемых летных характеристик, с самолета пришлось снимать все вооружение и часть оборудование. Кроме общего бронирования, смонтировали и толстые бронестекла в фонаре и дверях кабины пилота. При этом заднее остекление демонтировали и наглухо зашили металлическими листами. Радиаторы системы охлаждения силовой установки защитили с помощью стальных решеток-пулеуловителей в воздухозаборниках, а воздухозаборник нагнетателя заменили малогабаритным, чтобы в него не могли попасть пули.

На обшивку самолета установили чувствительные датчики, которые улавливали импульсы от попадающих в машину пуль. Эти сигналы фиксировались приборами, а кроме того передавались на имитирующее устройство, размещенное во втулке винта, оно выдавало яркую вспышку, чем сообщало «нападавшему», что его огонь достиг цели.

Стрельбу вели особыми хрупкими свинцово-пластиковыми пулями, они имели аналогичные обычным пулям баллистические характеристики, однако пробивать обшивку самолета не могли. Фирмой Белл было произведено около 300 самолетов КР-63 различных модификаций, которые определенное время находились на вооружении ВВС США.

Общее же число истребителей Р-63, вышедших с заводов фирмы Белл, — 3304 машины. Из них в Советский Союз поступило 2400 (831 — в 1944 г. и 1569 — в 1945). 300 самолетов предназначалось ВВС Франции и два — Великобритании. Кроме того, 272 самолета было направлено в различные американские ведомства.

Королевская «Кобра»


В настоящее время несколько истребителей размещены в экспозициях американских музеев. И надо отметить тот факт, что американцы считают «Кингкобру» русским самолетом. Они помнят, что Р-63 делался под советские требования и шел по ленд-лизу исключительно в Советский Союз. Поэтому в аризонском музее ВВС США и сегодня «Кингкобра» стоит с яркими красными звездами.



Источники:
Котельников В. Истребитель P-63 «Кингкобра» // Авиаколлекция. 2012. №8. С.2-8. 12-25.
Бакурский В. Истребитель P-63 // Самолеты мира. №3. С. 3-16, 33-42.
Бакурский В. Королевская кобра // Крылья Родины. 1992. № 4. С. 3-7.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №15. № С. 9-15.
Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 220-222.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 августа 2015 06:27
    Советские летчики-перегонщики на одном из транзитных советских аэродромов. На заднем плане истребители американского производства P-63 «Кингкобра».
    1. -1
      18 августа 2015 21:02
      Дверь на кобрах это конечно интересно, но важнее что СКОРОСТЬ ВИРАЖА или ВРЕМЯ?
  2. Комментарий был удален.
  3. +3
    18 августа 2015 06:38
    Сборка самолета Bell P-63 «Кингкобра» на американском заводе, вид сверху. 12 выхлопных патрубков с каждой стороны явный признак «Кингкобры» (у Р-39 «Аэрокобра» — по 6 патрубков).
  4. +8
    18 августа 2015 06:40
    Цех по сборке самолетов Белл P-39 «Аэрокобра» и Белл P-63 «Кингкобра». Линия в левой стороне — P-39Q, а затем 3 линии P-63A. Затем — две линии почти завершенных P-39Q.
  5. +5
    18 августа 2015 08:18
    Про самолёты-мишени, с живым пилотом внутри не знал what Интересные, наверное ощущения, когда по тебе стреляют, ну, знаешь, что не пробьёт, но мало ли sad , по запаре не те патроны вставят belay
    1. +6
      18 августа 2015 09:41
      Статья прекрасная, спасибо.
      Цитата: perepilka
      Интересные, наверное ощущения, когда по тебе стреляют, ну, знаешь, что не пробьёт, но мало ли

      Это да, ощущения должны быть не из приятных:
  6. 0
    18 августа 2015 08:21
    Есть версия, но непотвержденная, что "Кинг-Кобрам" пришлось повоевать и с американцами, да не где-нибудь а...в Антарктиде. Якобы операция Бэрда "Большой прижок" потерпела провал не от столкновения с какими-то "непонятными силами", а из-за состоявшегося боя как-раз с советскими "Кинг-Кобрами", причем потери были с обеих сторон и якобы за то, что эта американская экспедиция потерпела фиаско и получил звезду героя Папанин. На мой взгляд, это-"фейк", но интересный "фейк": http://alternathistory.org.ua/kto-bil-geroev-admirala-berta-ili-mif-o-natsistsko
    m-nlo
    1. avt
      +9
      18 августа 2015 09:34
      Цитата: Monster_Fat
      Есть версия, но непотвержденная, что "Кинг-Кобрам" пришлось повоевать и с американцами, да не где-нибудь а...в Антарктиде. Якобы операция Бэрда "Большой прижок" потерпела провал не от столкновения с какими-то "непонятными силами", а из-за состоявшегося боя как-раз с советскими "Кинг-Кобрами"

      После удачной операции все летчики получили звания героя даже не из рук Калинина , а лично Сталина и сразу , даже не попрощавшись с родными , были отправлены в следующую командировку - догнать и уничтожить нацистов на обратной стороне Луны , но что то пошло не так , опять же Сталин умер и судьба их не известна - пропали безвести. wassat laughing
      Цитата: Monster_Fat
      , что эта американская экспедиция потерпела фиаско и получил звезду героя Папанин.
      wassat
      Ага , Папанин лично нашел подходящую льдину , ну авианосцев у СССР не было, а доплыть как то надо не привлекая внимания, покрасил ее в незаметный цвет , уже тогда СССР применил технологии стелс,опять же чтобы не таяла . А гребли ЗКи , их потом всех утопили рядом с ,,Пижмой" , которая за ,,Челюскиным " плыла. wassat laughing
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +4
      18 августа 2015 10:34
      Цитата: Monster_Fat
      якобы за то, что эта американская экспедиция потерпела фиаско и получил звезду героя Папанин.

      Иван Дмитриевич был удостоен звезды героя в 1937 и в 1940 годах. А экспедиция Бэрда Highjump была в 1946-1947 годах. Награждение заочно-досрочно - представляется фантастикой.
      Была ли битва - секрет, который могут знать пилоты и техники из личного состава 22-я гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии. Они летали на "Кингкобрах" и эта дивизия 12 марта 1947 года была расформирована. Если есть ещё участники, то им сейчас под 90 лет. Сознаются ли люди советской закалки, выдадут ли гостайну. Вряд ли. Мне отец почти ничего не рассказывал о строительстве Байконура и о первых запусках, хотя в последние его годы уже туда иностранных корреспондентов повсюду пускали.
    4. 0
      18 августа 2015 11:58
      Фейк или не фейк, но вероятно "кобры" в антарктике были, точно теперь не скажу но в одной из передач посвящённой этой теме было упоминание о памятнике разбившемуся лётчику на одной из антарктических станций сделанному из винта "кинг-кобры" (само собой специально для памятника его туда не привозили). А самолёт значимый и не имеющий себе равных (если только разве сравнить с ЛАГГ)по мощности вооружения в ВВС на период ВОВ, за что и был любим у хороших летунов.
      1. +1
        19 августа 2015 00:52
        Бёрд действовал не в Арктике, а в Антарктиде.
  7. -6
    18 августа 2015 12:21
    Заранее прошу прощения за свой вопрос. Как же Вы уже достали со своим ленд-лизом. Задал вопрос, сам отвечаю, хуже горькой редьки. Или космополитизм не истребим? А своими минусами вытрите, ну сами знаете что. Лично к Вам, инженер-технарь, я испытываю симпатию. Если будет желание, я могу намекнуть на темы, которые бесспорно будут пользоваться спросом. С Вашей эрудицией и умением подать материал, принесете огромную пользу обществу. Извините, если что не так. Я бывший военный, поэтому прямолинеен как ... извините метафора не пришла в голову.
    1. +2
      18 августа 2015 15:24
      Не было бы Ленд-Лиза, когда была бы Победа? А Кинг-Кобра- вполне под нас "запиленный" самолёт. Вообще, очень интересно фирма "Белл" решала проблему разных заказчиков, не особо меняя планер самолёта Р-39, а вот при Р-63 уже фактически перешли на наши требования. Ну и вообще, тот же Ан-32 для кого создавался? И не бесплатно, и учитывая требования заказчика.
    2. +6
      18 августа 2015 17:01
      Цитата: фомкин
      Заранее прошу прощения за свой вопрос. Как же Вы уже достали со своим ленд-лизом. Задал вопрос, сам отвечаю, хуже горькой редьки. Или космополитизм не истребим?

      Из песни слов не выкинешь.
      40% порохов, половина меди и алюминия, 2/3 высокооктана, все полноприводные грузовики, продовольствие на 10 миллионов человек на 3 года (подсчёт по калорийности).

      По подсчётам отечественных спецов ленд-лиз "сэкономил" нашей промышленности порядка 300 000 рабочих. И закрыл те позиции, по которым у СССР было либо всё плохо, либо вообще ничего.
      Те же полноприводные грузовики могли теоретически производиться на ГАЗ (ГАЗ-63 появился ещё до войны). Но при этом армия лишилась бы Т-70 и СУ-76. А с БТР в СССР было вообще никак - всё упиралось в отсутствие движков нужной мощности.
      1. +1
        19 августа 2015 23:07
        Цитата: Alexey RA
        По подсчётам отечественных спецов ленд-лиз "сэкономил" нашей промышленности порядка 300 000 рабочих.

        .
        Ленд-лиз был крупным источником обогащения американских монополий. Д. Херринг пи­шет: «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества. Это был акт расчетливого эго­изма, и американцы всегда ясно представляли выгоды, которые они могут из него извлечь» 1.

        По данным аме­риканского министерства торговли, США получили из СССР в годы войны 300 тысяч тонн хромовой и 32 тысячи тонн мар­ганцевой руды, 175 унций платины, пушнину, а также большое количество других видов сырья и товаров. «По­ставками из СССР, - отмечал бывший министр торгов­ли США Д. Джонс, - мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не ча­стым случаем в торговых отношениях, регулируемых на­шими государственными органами»

        «За эту помощь, - писал в 1944 году государственный се­кретарь США Э. Стеттиниус, - русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, бро­шенные отступающими германскими армиями»

        Все как всегда кто-то воюет, кто-то кует бабло....
  8. -5
    18 августа 2015 14:50
    К вопросу почему не надо увлекаться восхвалением тех же поставок ленд-лиза. В отличие от Лаврова мы не рассматриваем америкосов своими партнерами. То что они нам поставляли ( и это забывают упомянуть) оплачивалось. Хвалить еврея, который тебя обманул. Уважаемый окстись и перекрестись. Если у кого не хватает своего ума, могу порекомендовать сайты, где Вы найдете исчерпывающие сведения. Захватывающие названия типа кобра полная хренотень, это для детишек начальных классов. Это все сказанное не означает, что я полный неумный человек и на мне негде ставить креста. Мой дядя погиб над Москвой в 41. Проучился 4 месяца в авиационном училище. Последнее письмо- я теперь красный командир. Вы понимаете, как я за хорошие самолеты. Но только надо забыть ленд-линз. Ребята! поймите, это геополитика.
    1. +4
      18 августа 2015 15:17
      Цитата: фомкин
      восхвалением тех же поставок ленд-лиза

      По-моему, просто исторический обзор, что те не увидел в статье "восхвалений". request
      1. 0
        18 августа 2015 17:10
        Цитата: Владимирец
        По-моему, просто исторический обзор, что те не увидел в статье "восхвалений".

        Более того, если уж кого и восхваляют в статье - так это наших инженеров, которые здорово помогли американской компании доработать не слишком удачную "Кобру". smile
    2. +1
      18 августа 2015 16:40
      Цитата: фомкин
      Но только надо забыть ленд-линз.

      И где тогда было брать хорошие самолёты? Тем более, английский Хурик или американский Томогавк были гораздо легче в управлении, чем наши ишаки или МиГ-3 при всех его выдающихся качествах. Как раз самое то для тех кто
      Цитата: фомкин
      Проучился 4 месяца в авиационном училище.

      Это без ёрничества, у самого дед погиб в сентябре 41-го при том что повестка от 26 августа того же года.
      1. +3
        18 августа 2015 17:06
        Цитата: veteran66
        Тем более, английский Хурик или американский Томогавк были гораздо легче в управлении, чем наши ишаки или МиГ-3 при всех его выдающихся качествах.

        "Топоры" ещё любили за дальность. Особенно в морской авиации - на том же ЧФ они были единственными истребителями, способными прикрыть рейды флота к берегам Крыма.
        Плюс - возможность нести бомбы. В качестве ИБА "Топоры" использовались там, куда Ил-2 с их малым радиусом не дотягивали.
        1. 0
          20 августа 2015 18:46
          А Спитфайры высотные даже при появлении реактивных самолётов защищали небо Москвы.
    3. +4
      18 августа 2015 16:44
      Цитата: фомкин
      То что они нам поставляли ( и это забывают упомянуть) оплачивалось.

      сколько уже сказано было, НЕ ОПЛАЧИВАЛОСЬ в период ведения боевых действий, а вот за те самолёты что Сталин оставил после войны (и не только самолёты) да, оплату потребовали. Ну так ведь и ленд-лиз действовал на период войны, и нас этот договор никто силком подписывать не заставлял.
      1. +4
        18 августа 2015 18:57
        Кстати! Я работал с мужиком который служил в Хурбе на Кинг- Кобрах сначала срочную потом сверхсрочную авиамехаником.Он рассказывал что Кобры были последних поставок когда война с Японией уже кончилась.Рассказывал что машины были легкие в обслуживании и ремонте.В 1970 году проводилась ревизия полуразрушных складов на задворках нашего дивизиона.Там валялся всякий хлам и металлом.Под этим хламом мы нашли ящик крупнокалиберных патронов.Офицер, который был с нами разрешил нам взять несколько предварительно их разрядив.Когда на следующий год я дембельнулся и пошёл работать познакомился с этим мужиком.Слово за слово мы разговорились И он расскал что прослужил на Кобрах до середины 50-тых годов. Когда я показал ему патрон, кстати не подходивший к ДШК но такого примерно калибра, он сказал что патрон от крупнокалиберного пулемёта Браунинг и именно от авиационного. Он и говорил чем отличался авиапатрон от обычного но я уже не помню. Но хорошо помню что о Кобре он отзывался с добром
        1. +1
          18 августа 2015 21:51
          Пулемёт Браунинг 12,7×99 485—635м/c (M2HB) (войсковой)
          750—850 м.с(AN/M2) (авиационный)
          1,200 (AN/M3)м.с (авиационный) , у ДШК гильза длинее12,7x108 850-870 м/с.
      2. Комментарий был удален.
      3. -1
        19 августа 2015 10:50
        Цитата: veteran66
        сколько уже сказано было, НЕ ОПЛАЧИВАЛОСЬ в период ведения боевых действий
        Здесь можно вспомнить про крейсер "Эдинбург".
        В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. Крейсер был построен незадолго до войны. Его водоизмещение — 10 тысяч тонн, длина 174 метра, толщина бортовой брони до 8 сантиметров; он был вооружен трех-, четырех- и шестидюймовыми орудиями, торпедными аппаратами. На борту крейсера находилось, по имеющимся сведениям, около пяти с половиной тонн золота — для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции.
        1. 0
          28 ноября 2015 14:23
          Стоимость ленд лиза равна 10 000тонн золота, Стаин платил не за ленд лиз, а после войны за оставшуюся технику СССР заплпатил по безпроцентной расрочке т.е. студер по цене запаски.
    4. +2
      19 августа 2015 00:34
      Как должен вести себя Лавров? Наверное честно сказать , что Обама - скот и негра, что вы все скоты, и мы вас сейчас ка-ак шарахнем... но потом то придётся с этими скотами по любому садиться за стол переговоров. Вот и приходится называть их партнёрами.
    5. +1
      19 августа 2015 10:36
      Цитата: фомкин
      Но только надо забыть ленд-линз. Ребята! поймите, это геополитика.
      Ленд-лиз это история, а её забывать нельзя. Не обязательно любить янки за помощь (далеко не бескорыстную), но эвакуация наших оборонных предприятий на восток страны требовала времени, как и выход на выпуск военной продукции, здесь ленд-лиз и оказался очень даже кстати. Можно даже сказать, что без него, мягко говоря, было бы очень туго. Геополика не ругательство, это наука, которую должны бы были преподавать нашим "красным командирам" в училищах. Сталин правильно делал, что использовал буржуйскую корысть в поставках, в этом и был его талант, как лидера страны. Многое, что получили и узнали, после помогло в производстве своей продукции, кстати, в том числе и на станках от ленд-лиза.
    6. 0
      22 августа 2015 18:42
      Не надо ни восхвалять ни принижать Ленд-лиз, судить надо объективно. Бостоны, Аэрокобры, Студебеккеры были хорошие машины. Харикейны и П 40
  9. +5
    18 августа 2015 15:55
    Цитата: фомкин
    К вопросу почему не надо увлекаться восхвалением тех же поставок ленд-лиза.

    Цитата: Владимирец
    По-моему, просто исторический обзор, что те не увидел в статье "восхвалений".

    Нравятся мне американцы или нет (если честно, то совсем не нравятся), но я обычно читаю именно про самолеты как итог конструкторской мысли, без связи с криками политиков. Что уж тут поделать, что и у них были интересные машины. Та же Аэрокобра или Б-36. Почему же не должно быть про них статей? Эти самолеты, как и их конструкторы в принципе не виноваты, что правительство США вело и ведет такую политику в мире и против нас. Поэтому для меня политика отдельна, а самолеты корабли - отдельно. Я против только восхищения в стиле "американская техника - лучшая", "американские линкоры- предел совершенства". В этой статье я восхищения не заметил. Особенно по ленд-лизу. Войну закончили вообще без участия этих Кингкобр. Обошлись.
  10. +2
    18 августа 2015 19:08
    Немного о технических вопросах.

    Самолёт хороший. Очень. Так как позволяет исполнять тактику бум-зума. И если не получилось то и на виражах даст возможность выжить.
    Очень хорошая высотность с мощным вооружением. Вес секундного залпа. Гроза бомбардировщиков. Не надо долго висеть и пилить бобров в зоне досягаемости бортовых стрелков, пока они не пристреляются.
    Хорошая максимальная скорость. Эта характеристика показывает начало флаттера. Неизвестна управляемость на максимальных скоростях. Неизвестна величина ускорения при пикировании. Эта характеристика не вошла в практику официальных обсуждений. Хотя одна из важнейших.

    Выводы сделаны только на основании данной публикации.
  11. -1
    19 августа 2015 01:13
    С серединным мотором, Аэрокобра просто должна была иметь хорошие пилотажные качества по маневру. Кто знает, в истории гонок Формулы 1 была аналогичное развитие.
    1. -1
      20 августа 2015 16:34
      Денимакс.

      Не факт.

      Есть такая характеристика как центр массы . Распределение этой самой массы в связи с возможностью и задумкой конструктора стараются приблизить условному пересечению двух линий. Лини условной оси крыльев и линии условной оси фюзеляжа.

      Как бы конструкторы не персчитывали эти точки. Какиебы задачи по комбинациями они не решали, только лётчик испытатель может поставить точку над I.

      Поэтому как и что, просто говорят самолёт хороший или плохой с нюансами.
  12. 0
    20 августа 2015 16:21
    Есть распространённая ошибка, как понимать тактический приём бум-зум.

    В советской литературе приём принял название бой на вертикалях. Ошибка закладывается только в том, что вертикаль это только начальный момент атаки. А выход из атаки не обязательно с набором высоты.

    Получив преимущество в скорости атакующий может так же уйти по прямой с некоторым отклонением в сторону, что бы случайно не попасть под ответный удар. Выход из атаки с непосредственным набором высоты, как раз ставит в опасность получить в ответ.
  13. 0
    20 августа 2015 16:49
    Кстати у приверженцев теории заговора, а также уфологов есть эпизод в истории, когда советские ассы столкнулись в небе с американцами в Арктике. Тогда на стороне советской авиации как раз и участвовала Кинг кобра.

    Погуглите "экспедиция Папанина 1946-47".
  14. -2
    21 августа 2015 17:17
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: фомкин
    Заранее прошу прощения за свой вопрос. Как же Вы уже достали со своим ленд-лизом. Задал вопрос, сам отвечаю, хуже горькой редьки. Или космополитизм не истребим?

    Из песни слов не выкинешь.
    40% порохов, половина меди и алюминия, 2/3 высокооктана, все полноприводные грузовики, продовольствие на 10 миллионов человек на 3 года (подсчёт по калорийности).

    По подсчётам отечественных спецов ленд-лиз "сэкономил" нашей промышленности порядка 300 000 рабочих. И закрыл те позиции, по которым у СССР было либо всё плохо, либо вообще ничего.
    Те же полноприводные грузовики могли теоретически производиться на ГАЗ (ГАЗ-63 появился ещё до войны). Но при этом армия лишилась бы Т-70 и СУ-76. А с БТР в СССР было вообще никак - всё упиралось в отсутствие движков нужной мощности.


    К этому не забудьте добавить, что за все было заплачено золотом по очень высоким ценам. Так что для Америки это был хороший бизнес. А главное о чем стоит сказать, это факт, откуда у немецких нацистов волшебным образом возникли огромные материальные средства, чтобы строить военные заводы и производить оружие? Ведь после Первой мировой Германия была в упадке. Именно американские банки финансировали Гитлера. То есть они сначала арганизовали войну, а потом пожинали бонусы. И по итогам Второй мировой смогли сделать доллар глобальной валютой. Так что не надо про "помощь".