Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

После публикации материала о взрыве на крейсере «Мэн» многие из посетителей ВО выражали желание узнать более подробно о том, «что было дальше?» Но обо всех подробностях события мирового масштаба, пусть даже это и была «маленькая колониальная война», рассказать вряд ли удастся, так как их очень много. Есть забавные. Например, история о том, как во время американо-испанской войны, будучи на Филиппинах, Уинстон Черчилль пристрастился к сигарам. Есть трагичные, потому, что «на войне, как на войне». А вот эта история некоторым образом от всех других отличается. Она тоже связана с этой войной – «первой войной эпохи империализма» (такое определение ей давалось в советских учебниках по истории КПСС и научному коммунизму!) – но является историей… корабля. Причем тоже крейсера. Только уцелевшего до сих пор, и в настоящее время выставленного на продажу. Это история крейсера «Олимпия».

А было так, что после многолетней разрухи американцы решили построить достойный своей страны флот и… начали его строить, причем сразу и броненосцы, и крейсеры. Решение о строительстве сразу шести современных крейсеров было принято в 1888 году, причем по замыслу они должны были быть сильнейшими в мире. Но потом конгрессмены решили, что броненосцы нужнее, в результате чего крейсер в 1891 году был заложен только один. При спуске на воду его назвали в честь г. Олимпии – столицы штата Вашингтон на тихоокеанском побережье США, а потом он несколько лет был флагманом тихоокеанской крейсерской эскадры. Самое интересное, что правительство США получило этот корабль даром, так как он был построен на… пожертвования частных лиц. А что? Патриотизм, знаете ли!

Архитектуры корабль был самой традиционной: гладкопалубный, с погибью корпус, с таранным форштевнем и торпедным аппаратом над ним. Две мачты с боевыми марсами и две дымовые трубы имели небольшой наклон назад, что придавало силуэту судна стремительность. Две паровые машины тройного расширения имели мощность в 13,5 тыс. л/с., благодаря чему, при водоизмещении в 5800 т этот корабль мог двигаться со скоростью 21,7 узлов. Вооружение крейсера для столь незначительного водоизмещения было исключительно мощным: 4 – 203-мм орудий в двух орудийных башнях на носу и на корме и 10 127-мм орудий расположенных в казематах надстройки. Тот же крейсер «Аврора», например, был тяжелее почти на 1000 тонн, но имел всего лишь 8 152-мм и 24 – 75-мм. Противоминные орудия калибра 57-мм располагались в спонсонах на корпусе и открыто на надстройке. Кроме того, на нем было целых шесть торпедных аппаратов.
То есть по сути это было вооружение хорошего броненосного крейсера, но из-за относительно небольшого водоизмещения, американцы сделали его бронепалубным, то есть броня у него была в форме черепахоподобной палубы, закрывающей котлы и механизмы в самом корпусе. Борта брони не имели, но на уровне ватерлинии шел пояс отсеков с углем и целлюлозой.


Служба у корабля шла на Тихом океане, а после взрыва крейсера «Мэн» в Гаване, перед началом войны с Испанией, его отправили в Гонконг, откуда он под командованием коммодора Дж. Дьюи направился в Манильскую бухту. Сражение с испанским флотом 1 мая 1898 года, который он там обнаружил, чем-то напоминало наше Синопское сражение, в котором сильнейший противник выступал против слабейшего. Испанские суда были плохо вооружены, плохо стреляли и в результате все были потоплены. Затем крейсер нес самую различную службу, начал устаревать, и в 1910 году лишился башен главного калибра, вместо которых поставили по 127-мм орудию. Потом корабль и вовсе вывели в резерв и разоружили, но в 1916 году опять ввели в строй. Именно «Олимпиа» находилась в Мурманске, когда там высаживались американские солдаты, а затем после окончания Первой мировой войны доставила в 1921 году в Штаты прах американского Неизвестного солдата.

В 1957 году корабль превратили в музей и выставили у одного из причалов в городе Филадельфия. В 1996 году на борту судна открыли военно-морской музей. В год его посещало до 90 тыс. человек, что давало неплохую выручку, но, тем не менее, с 2010 году у судна-музея начались серьезные проблемы.

Обследование днища показало, что кораблю необходим дорогостоящий ремонт. Коррозия дошла до того, что в некоторых отсеках корабля через отверстия в корпусе видно солнце (!). Для ремонта нужно около 20 миллионов долларов, а таких денег у музея нет. Несколько лет назад музей поставил ВМФ США в известность об этой проблеме, но там равнодушно ответили, что корабль можно либо затопить прямо на месте, либо вывести на 90 миль южней, и затопить его там как искусственный риф. То есть уникальный корабль, единственный бронепалубный крейсер, участник испано-американской войны в Штатах оказался ВМФ не нужным.

И сегодня Independence Seaport Museum (так называется находящийся на борту судна музей) выставил «Олимпию» на продажу, о чем сообщила газета The Philadelphia Inquirer. Администрация музея хочет подыскать крейсеру нового владельца в период с 30 марта по 1 апреля - на эти даты назначена конференция, на которую должны прибыть десятки состоятельных коллекционеров. Заинтересованность в покупке этой уникальной исторической реликвии уже выразил целый ряд независимых организаций.
Правда, одних только денег в кошельке недостаточно. У музея к новому владельцу корабля есть множество требований, которые будут прописаны в договоре купли-продажи. Во-первых, лицо или организация, купившие корабль не должны быть заинтересованы в получении с него прибыли. Во-вторых, покупателю, грубо говоря, предстоит доказать наличие у него средств на ремонт судна: построенная в 1895 году «Олимпия» разваливается буквально на глазах и нуждается в срочном ремонте. Причем, смета на косметический ремонт составляет 2-5 миллиона долларов, а ремонт в сухом доке потребует еще не меньше 10-20 миллионов! Ну, а если покупатель не найдется, то
крейсеру предстоит разборка на металлолом. Иначе флагман коммодора Льюи попросту затонет в водах реки Делавэр, на которой он сейчас стоит!

А вот теперь посмотрите на фотографии этого корабля снаружи и изнутри. Пока еще он на плаву, а дальше – кто знает!

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Крейсер «Олимпия» – флагман Тихоокеанского крейсерского флота США.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Крейсер «Олимпия»: современный вид.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Вид сверху на крейсер-музей, стоящий на реке Дэлавер в Филадельфии.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Бой в Манильской бухте.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Главный противник «Олимпии» во время боя в Манильской бухте – крейсер «Реина Кристина (6 – 160-мм орудий главного калибра).

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Вид крейсера с носа.

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Вид крейсера с кормы.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Копия чертежей крейсера.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу![/center]
Спонсон 57-мм орудия.


Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

57-мм орудие внутри спонсона.

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

127-мм орудие с поршневым затвором.

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Затвор системы Банджа.

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

И снаряды к 127-мм орудию…

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Опора башни главного калибра на средней палубе.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Снаряды главного калибра.

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Лифт для подачи снарядов.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Матросские гамаки и столы для приема пищи.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Ну, просто современный зубоврачебный кабинет!

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

А вот это операционная. На первом плане аппарат для искусственной вентиляции легких. Вот как, а ведь какой год?!

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Гальюн для матросов.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!
Ванная комната офицера.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Офицерская кают-компания.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Стиральная машина команды.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!

Пушки-пушками, а в свободное от войны время почему бы и не жить с комфортом?!

[center]Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Каюта старшего офицера.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Каюта командира корабля.

Крейсер "Олимпия" или колониальное прошлое США на продажу!


Развлечения матросов: татуировка прямо на палубе крейсера.
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. TIT 24 августа 2015 06:54
    самый ценный экспонат ? или же посетители пользовать пытались lol
    TIT
    1. Serg 122 24 августа 2015 08:48
      Цитата...
      самый ценный экспонат ? или же посетители пользовать пытались

      Пытались, пытались! Вон ту "кучку, возле стенки видите?!
      1. mirag2 24 августа 2015 23:32
        Тогда уж не "пытались",а именно использовали по назначению.
  2. qwert 24 августа 2015 07:56
    А что бюджет США уже не тянет содержание этого музея на плаву???
    1. Комментарий был удален.
    2. Mera Joota 24 августа 2015 08:46
      Цитата: qwert
      А что бюджет США уже не тянет содержание этого музея на плаву???

      Видать полагают лучше платить пособия нарконигерам, чем сохранить корабль... Вообще то не них не похоже, уж где кораблей-музеев много, так это в США.
      1. пакость 24 августа 2015 12:54
        Цитата: Mera Joota
        уж где кораблей-музеев много, так это в США

        мне больше нравиться этот музей:

        кстати, это Пхеньян, а не америка.
        кому интересно:
        http://www.rusproject.org/node/1189
  3. parusnik 24 августа 2015 07:57
    «маленькая колониальная война» Американцы прекрасно знали о слабости испанского флота и даже не предприняли никаких мер по укреплению береговой обороны своих портов на Атлантическом побережье.Испания к войне совершенно не была готова.Кроме того,с 1895 года на Кубе шла партизанская война за независимость. Такая же война развернулась на испанских Филиппинах. Кубинских повстанцев поддерживали США, собиравшиеся установить контроль за Кубой.Испанцы,согнали поддерживавших партизан мирных жителей в концентрационные лагеря, и им удалось почти полностью подавить восстание на Кубе. А вот с восстанием на Филиппинах Мадрид так и не успел справиться, и борьбу с ним впоследствии продолжили американские оккупационные войска.Практически все сражения испано-американской войны развернулись на море.Кстати,испано-американская война это первая война, запечатлённая на кинопленку.
  4. Cap.Morgan 24 августа 2015 08:32
    Надо ж, даже стиральная машина для экипажа была!
    Классный стимпанк.
  5. TIT 24 августа 2015 08:40

    Архангельск, 2 августа 1918 года.
    Американские моряки с крейсера «Олимпия» маршируют по Соборной улице (ныне ул.Карла Либкнехта) от Набережной Северной Двины к Троицкому проспекту.
    TIT
    1. TIT 24 августа 2015 08:43
      а главный калибр я так полагаю бутафория ?
      TIT
  6. Майнер 24 августа 2015 08:41
    Корабль-экспонат проржавел? Тонет?

    А что мешает установить его на берегу, как это сделано с чёртовой "Микасой"?


    P.S.
    Спасибо за снимки - интересно, чего уж там.
    1. TIT 24 августа 2015 08:47
      Цитата: Майнер
      А что мешает установить его на берегу, как это сделано с чёртовой "Микасой"?


      ну , мой первый комментарий был по ходу в цель ,


      Самое интересное я хочу сказать в самом конце. Как я уже сказал и как вы уже заметили, крейсер «Олимпия» я осматривал в полном одиночестве. Сломал бы шею в машинном отделении – никто бы не заметил еще лет сто. Странная судьба такого интересного корабля, тем более если знать, что совсем рядом, в десяти минутах ходьбы, тысячи туристов любуются так называемым «Independence Hall» и Колоколом Свободы (Liberty Bell). Об этих двух артефактах истории учёные-академики говорят на каждом шагу, а о легендарном корабле, который был флагманом легендарного Адмирала, утопившего флот испанского короля, было решено забыть.


      Я больше скажу... Обойдя весь корабль я так и не нашёл ни одного упоминания о том, что этот корабль участвовал в Испано-Американской войне. Нашёл только одну табличку с одинокой датой на корме, видимо установленной сразу после победы.

      Что это за дата? Что она отображает?

      Нигде не было ни малейшего намёка. Я думаю еще лет двадцать назад рядом с этой датой стоял какой-нибудь стенд, объясняющий её появление. Но потом его убрали.

      Я больше скажу – заинтересованные лица всерьез поговаривают о том, что крейсер «Олимпия» следует затопить и сделать из него искусственный риф





      http://www.reactioner.com/articles/763.html
      TIT
    2. Александр72 24 августа 2015 13:35
      "Микаса" - для Японии не просто корабль, это флагман флота, победившего в первой для Японии войне с европейским противником, это если хотите один из национальных символов, который стоит чуть ли не в одном ряду с горой Фудзи, храмом Ясукуни. Это национальная гордость Японии. Когда в мирной время (уже после русско-японской войны) бывший флагманский корабль адмирала Того - броненосец "Микаса" взорвался в родной гавани (считается что причиной взрыва была разложившаяся взрывчатка - шимоза (кстати весьма нестабильная в химическом отношении), то ли артиллерийский порох в картузах в кормовом погребе под башней главного калибра (не мог взорваться хотя бы на год раньше!). Но так или иначе корабль практически полностью был разрушен и японцы отстроили его практически заново. А когда устанавливали в качестве "вечного" памятника, то от греха подальше уложили броненосец в бетонную ванну, заодно решив все проблемы с геметичностью и коррозией днища корпуса корабля. Вполне здравый подход.
      Коротко о "Микасе":
      Погиб в Сасебо в ночь на 11 сентября 1905 года от взрыва кормового погреба (погибло 250 и ранено 340 человек). Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м, и первую неудачную попытку поднять его сделали 25 декабря того же года. После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья.
      В 1923 выведен из состава флота. Превращён в корабль-музей.
      Вот так "Микаса" выглядит сейчас:
  7. Santor 24 августа 2015 11:27
    У них сейчас не хватает денег на современные корабли, из Персидского залива отзывают соединение в Норфолк - нет средств на его содержание там . 6 флот сокращен до минимума, и так далее....
    1. voyaka uh 24 августа 2015 12:00
      Этот крейсер - музей города Филадельфия.
      К ВМС и их деньгам отношения не имеет.

      Для 1891 года закладки крейсер выглядит очень современным...
      1. Bersaglieri 24 августа 2015 20:27
        Так он служил долго. И перестраивался пару раз. Последний раз, ЕМНИП, отметился в ходе интервенции во время Гражданской Войны. И нынешний облик "Олимпии"- как раз по состоянию на момент вывода из боевого состава, в 192х
        1. TIT 24 августа 2015 21:21
          Цитата: Bersaglieri
          И нынешний облик "Олимпии"- как раз по состоянию на момент вывода из боевого состава, в 192х


          там выше фото на момент вывода из состава флота и последней переделки ,

          а так вот


          В 1957 г. превращена в корабль-музей с восстановлением первоначального облика. Находится на мемориальной стоянке в Филадельфии.
          TIT
          1. Bersaglieri 25 августа 2015 10:38
            ГК и надстройки- новодел. А вот дивайсы в мед.отсеке и ходовой- 20х годов ( отсюда и "наркопомпа" в оперблоке, и прочее)
  8. Andrewgross 24 августа 2015 15:04
    Лифт для подачи снарядов, как и любой вертикальный транспортер, называется "элеватор".
  9. Bersaglieri 24 августа 2015 20:23
    Помню, будучи по делам в Филадельфии облазал сей крейсер. Рядом с ним еще и ДПЛ класса Гэтоу пришвартована (тоже открыта для осмотра
  10. Bersaglieri 24 августа 2015 20:24
    А напротив, в Кемдэне, на вечной стоянке стоит линкор "Нью Джерси"
  11. СерегаБосс 24 августа 2015 22:05
    Очень интересная статья и отличные фото!
    Побольше бы таких фото-познавательных статей из различных музеев мира!
  12. LM66 24 августа 2015 22:13
    А на Авроре и посмотреть нечего, всю выпотрошили одни плакаты
  13. Денимакс 24 августа 2015 22:41
    Если крейсер достался на халяву. Пусть тогда проведут акцию на тот же манер. Скажем по доллару с носа. Можно будет собрать более 300 лимонов.
    А что такое один доллар? Это пойти погулять и купить себе мороженное.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня