Як-52Б: несостоявшийся борец с партизанами

Як-52Б: несостоявшийся борец с партизанами


История началась в далеком 1956 году, когда руководство Министерства обороны СССР приняло ошибочное решение об упразднении штурмовой авиации и передаче функций штурмовиков истребителям-бомбардировщикам.

Однако к 1970 году стало понятно, что это была грубейшая ошибка. И различные ОКБ страны получили задание на разработку штурмовиков. Результатом соревнования стало рождение Су-25, который до сих пор стоит на вооружении.


Речь, однако, пойдет не о нем.

На протяжении тех лет СССР постоянно участвовал в разных конфликтах. И, применение истребителей-бомбардировщиков, гласное или негласное, показало, что для действий в условиях, сложных для пилотирования, нужен особый самолет. С небольшой скоростью, но отличной маневренностью. Что-то вроде Douglas A-1 Skyraider, который, несмотря на свои "минусы", успешно использовался США в Корее и Вьетнаме.

А боевые действия в Афганистане показали необходимость такого самолета, более быстрого, чем вертолет, и более маневренного, чем истребитель-бомбардировщик. Су-25 тогда только разрабатывался.

"Нам нужен самолет, который может заглядывать в окна и бросать бомбы в дымовую трубу". Такая фраза кого-то из командования ВВС СССР осталась в истории.

Некоторые издания, публиковавшие материалы о Як-52Б, писали, что он был создан именно во время войны в Афганистане. Потребность в создании такого самолета возникла намного раньше. И к 1978 году испытательный прототип был уже готов. Но затем начались проблемы, которые пытались решить на протяжении нескольких лет, но так и не решили.

Переделывался набор крыла, усиливались крепления. К сожалению, ни к чему это не привело. Кто летал на Як-52, тот знает, что летать эта машина могла очень даже. Для учебно-спортивного самолета.

Як-52Б тоже летал вполне себе, как и прародитель. А вот вести огонь так и не научился. Не смогли научить, точнее. Машина оказалась слишком легкой что для ведения пушечного огня, что для пуска ракет. При пуске НУРСов самолет мало того что застывал на месте, так еще имела место курсовая неустойчивость. Болтало его, поскольку синхронизировать пуск ракет в то время так и не удалось.

А что значит зависание такого аппарата в воздухе в условиях зенитного огня, пусть даже из стрелкового оружия, объяснять, думаю, не стоит.

И в 1983 году все работы по проекту Як-52Б (Як-54) были окончательно свернуты. Тем более что Су-25 был уже на подходе.

Единственный экземпляр Як-52Б ныне "прописан" в запасниках музея авиации в Монино. Как некий укор тем временам, когда Н.С. Хрущев решил, что СССР может воевать только межконтинентальными ракетами.

Як-52Б: несостоявшийся борец с партизанами

Як-52Б: несостоявшийся борец с партизанами

Як-52Б: несостоявшийся борец с партизанами
Автор: Роман Скоморохов

Использованы фотографии: igor113

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48
  1. шерик 24 августа 2015 07:01
    Ну почему у нас все полуразбитое и закаканое?
    1. 6 дюймов 24 августа 2015 07:08
      на историю как всегда денег нет...финансировалось все по остаточному принципу.
      1. Lance 24 августа 2015 10:25

        А боевые действия в Афганистане показали необходимость такого самолета, более быстрого, чем вертолет, и более маневренного, чем истребитель-бомбардировщик. Су-25 тогда только разрабатывался.
        ...
        в 1983 году все работы по проекту Як-52Б (Як-54) были окончательно свернуты. Тем более что Су-25 был уже на подходе.

        Су-25 тогда уже летал и применялся практически весь Афган.
        О чем статья?
        1. алексеев 24 августа 2015 11:04
          Цитата: Lance
          О чем статья?

          А вот о том, что подобный самолёт мог бы весьма пригодится в конфликте на Донбассе.
          Конечно, только ночью и с применением всех возможных мер маскировки, уменьшения радио - и теплозаметности.
          И, естественно, не вооружать лёгкую машину авипушками и НУРСами, от огня которых она сама может развалиться в воздухе.
          На такой малозаметный и сравнительно недорогой "У-2 21 века" целесообразно установить тепловизионный прицел и подвесить несколько ПТУР для поражения малоразмерных важных целей.
          1. Alexey RA 24 августа 2015 12:56
            Цитата: алексеев
            Конечно, только ночью и с применением всех возможных мер маскировки, уменьшения радио - и теплозаметности.
            И, естественно, не вооружать лёгкую машину авипушками и НУРСами, от огня которых она сама может развалиться в воздухе.
            На такой малозаметный и сравнительно недорогой "У-2 21 века" целесообразно установить тепловизионный прицел и подвесить несколько ПТУР для поражения малоразмерных важных целей.

            Не взлетит. (с)
            Потому как при переделке серийного борта потребуется воткнуть на него ИК-станцию переднего обзора (иначе смысла летать ночью нет), систему управления ПТУР и питание для всего этого. А потом эта машина наткнётся на "тунгуску"... sad

            Если же городить машину спецпостройки, то дешевле решить те же самые задачи с помощью ударного БПЛА.
            1. алексеев 25 августа 2015 07:29
              Цитата: Alexey RA
              А потом

              Наткнуться на Тунгуску может всё, что летает в диапазоне её досягаемости по высоте и дальности.
              Что касается не взлетит, то Метис-М, сравнительно легкая ПТУР весит около 15 кг, плюс аппаратура управления кг 40 (с запасом). Итого 4 ракеты + аппаратура = 100 кг.
              Поднимает Як-52 250 кг. Т.е. варианты есть.
              главное же, что эти машины можно достать где угодно.
              К примеру, купить у Ю.Осетии. wink
              для вони со стороны западных внешних управленцев гораздо меньше поводов, чем, если бы, удары по силам так называемой АТО на несли бы Ка-52 или Сушки.
              1. Alexey RA 25 августа 2015 09:51
                Цитата: алексеев
                Что касается не взлетит, то Метис-М, сравнительно легкая ПТУР весит около 15 кг, плюс аппаратура управления кг 40 (с запасом). Итого 4 ракеты + аппаратура = 100 кг.

                Это Вы наземный вариант аппаратуры дали. А у нас - подвижная платформа (необходимы стабилизация, сопровождение и т.д.).
                И я хотел бы посмотреть - как пилот в одно лицо будет одновременно пилотировать самолёт и наводить ПТУР с полуавтоматическим наведением. smile
          2. Александр72 24 августа 2015 14:02
            Тогда уж лучше поставлять такой самолет, тем более что он уже состоит на вооружении авиации пограничных войск России:
            Российский СМ-92 "Финист", на вооружение пограничной авиации по состоянию на 2014 года было поставлено 16 легких боевых самолетов этого типа.
            Самолет СМ-92 "Финист", семиместный многоцелевой легкомоторный самолет, спроектирован коллективом фирмы "Техноавиа", может быть использован для перевозки 6 пассажиров; десантирования 7 парашютистов; перевозки грузов весом до 600 кг; патрулирования дорог, лесных массивов, трубопроводов и других объектов; патрулирования государственной границы и связных операций; работ по аэрофотосъемке; обучения технике пилотирования, а также в качестве санитарного, полицейского, буксировщика планеров и так далее.
            СМ-92 "Финист" - цельнометаллическии подкосныи высокоплан, выполненный по традиционной схеме. Силовая установка состоит из воздушного винта изменяемого шага типа MTV-3 и двигателя М-14П мощностью 360 л.с. Могут устанавливаться и другие двигатели, в т.ч. турбовинтовые, а также импортного производства, в частности чешский турбовинтовой двигатель М-601Е мощностью 760 л.с.
            Вот фото "Финиста" в варианте легкого штурмовика:
            1. Комментарий был удален.
            2. gjv 24 августа 2015 14:49
              Цитата: Александр72
              Российский СМ-92 "Финист", на вооружение пограничной авиации по состоянию на 2014 года было поставлено 16 легких боевых самолетов этого типа.

              Интересная информация. По другим сведениям их только пять, модификация СМ-92П.


              gjv
            3. Alexey RA 24 августа 2015 16:14
              Цитата: Александр72
              Тогда уж лучше поставлять такой самолет, тем более что он уже состоит на вооружении авиации пограничных войск России:
              Российский СМ-92 "Финист", на вооружение пограничной авиации по состоянию на 2014 года было поставлено 16 легких боевых самолетов этого типа.

              Чего только люди не придумают - только чтобы лёгкий многоцелевой вертолёт не делать. smile
        2. стас57 24 августа 2015 12:47
          Цитата: Lance

          А боевые действия в Афганистане показали необходимость такого самолета, более быстрого, чем вертолет, и более маневренного, чем истребитель-бомбардировщик. Су-25 тогда только разрабатывался.
          ...
          в 1983 году все работы по проекту Як-52Б (Як-54) были окончательно свернуты. Тем более что Су-25 был уже на подходе.

          Су-25 тогда уже летал и применялся практически весь Афган.
          О чем статья?

          О як52б)
          А так да,ошибка су25 с Афгане с 81го
          1. Комментарий был удален.
          2. gjv 24 августа 2015 13:34
            Цитата: стас57
            А так да,ошибка су25 с Афгане с 81го

            Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своими конкурентами Як-38. С середины 1981 года в Афганской войне принимала участие одна эскадрилья Су-25, в 1984 году увеличенная до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
            gjv
            1. Lance 24 августа 2015 14:35

              алексеев

              Цитата: Lance
              О чем статья?

              А вот о том, что подобный самолёт мог бы всьма пригодится в конфликте на Донбассе.

              Даа? Статью хоть читали или картинки рассматривали?
              Там чушь написана, и вы чушь пишете, приплетая Донбасс, как к каждой бочке затычка, лайки посшибать.
              1. gladcu2 25 августа 2015 15:10
                Lance.

                Поддерживаю.

                Это даже тупому студенту 3 но курса в голову бы не пришло прилепить на облегчённый спортивный самолёт две бочки с нурсами.

                Интересно, однако кто их туда прилепил...

                У автора по неволе ответ на вопрос. Партизаны. А какие партизаны могли быть на территории СССР? Чеченские войны?

                Может я ошибаюсь?
        3. 6 дюймов 24 августа 2015 18:47
          именно о противопартизанском самолете.су-25 все же штурмовик.концепции разные.
      2. Штык 24 августа 2015 11:49
        Цитата: 6 дюймов
        на историю как всегда денег нет..

        И прежде всего - желания! hi
        1. 6 дюймов 24 августа 2015 18:49
          И прежде всего - желания! -увы...был крайний раз в монино в 2007.плакать хотелось глядя на самолеты.
    2. Штык 24 августа 2015 11:48
      Цитата: шерик
      Ну почему у нас все полуразбитое и закаканое?

      Что имеем не храним - потеряем плачем!
      Вот например в каком состоянии наши во Франции.
      1. prosto_rgb 26 августа 2015 13:32
        Цитата: Штык
        Цитата: шерик
        Ну почему у нас все полуразбитое и закаканое?

        Что имеем не храним - потеряем плачем!
        Вот например в каком состоянии наши во Франции.

        Отличные иллюстрации для комментаторов, что у нас нельзя сохранить технику из-за климата.
        Во Франции тоже идут дожди, тоже бывает мороз и неоднократные переходы через "0" во время зимы.
  2. parusnik 24 августа 2015 07:40
    Спасибо, как откровение..ничего не знал о Як-52Б,не попадались материалы..
  3. Горный стрелок 24 августа 2015 07:57
    Ну очевидно негодная попытка. Еще с ВМВ пропорции самолетов, способных стрелять из авиапушек и пускать ракеты, были известны. Стандартное вооружение на такой легкий самолет ставить не получилось бы. Слишком сильная отдача. Огонь крыльевых пушек раскачивал бы слишком легкий самолет.
  4. Aqela 24 августа 2015 08:00
    Мдя... Попытки модернизации Як-52 заняли времени больше, чем конструирование и доводка Ил-2 и Як-1...Як-9 request fool
  5. qwert 24 августа 2015 08:04
    Цитата: Aqela
    Попытки модернизации Як-52 заняли времени больше, чем конструирование и доводка Ил-2 и Як-1...Як-9

    Выходит зря порезал Хрущев Ил-10М. Постояли бы законсервированные до Афгана.
    1. inkass_98 24 августа 2015 08:11
      Цитата: qwert
      Постояли бы законсервированные до Афгана.

      Особенно в тему в Афгане на Ил-10 смотрелся бы стрелок-радист laughing . Хотя одноместный вариант можно было бы рассмотреть с учетом изменения обзора.
    2. Гамдлислям 24 августа 2015 08:14
      Цитата: qwert
      Выходит зря порезал Хрущев Ил-10М. Постояли бы законсервированные до Афгана.

      Зря порезали Ил-28. В авганских ВВС были эти машины и их применение оказалось
      довольно эффективным, а задний стрелок, при отходе от цели, неплохо подавлял средства ПВО моджахедов.
      1. Alexey RA 24 августа 2015 11:03
        Цитата: Гамдлислям
        Зря порезали Ил-28. В авганских ВВС были эти машины и их применение оказалось
        довольно эффективным, а задний стрелок, при отходе от цели, неплохо подавлял средства ПВО моджахедов.

        В 60-е разрабатывалась штурмовая модификация Ил-28 - Ил-28Ш.
        Ил-28, оборудованный подкрыльевыми пилонами для подвески разнообразного вооружения, предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок, танков и т.д. Под крылом этого самолета устанавливали 12 пилонов (по 6 под каждой консолью), на которых могли подвешиваться: 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.
        Несмотря на сравнительно близкую установку пилонов с обеих сторон воздухозаборников двигателей, залповая стрельба 192-мя НАРС-5или шестью С-24 на всех проверенных в испытаниях режимах полета на работу силовой установки влияния не оказывала. Было признано, что пилотирование самолета, прицельные стрельба и бомбометание с малых и предельно малых высот (не ниже 60 м) после приобретения необходимых навыков доступны летному составу строевых частей. Полеты на высотах ниже 60 м требовали повышенного внимания летчика, тренировки и навыков.

        Но в серию не пошёл:
        ... из-за недостаточной бронезащиты экипажа и жизненно важных систем, а также ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного покидания машины на предельно малых высотах, было признано, что самолет не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику, и работы по нему в ОКБ прекратили.
        1. gjv 24 августа 2015 13:40
          Цитата: Alexey RA
          В 60-е разрабатывалась штурмовая модификация Ил-28 - Ил-28Ш.


          gjv
    3. 11черный 24 августа 2015 08:22
      Цитата: qwert
      Попытки модернизации Як-52 заняли времени больше, чем конструирование и доводка Ил-2 и Як-1...Як-9

      Выходит зря порезал Хрущев Ил-10М. Постояли бы законсервированные до Афгана.

      Была у нас такая машина, Ил40, построены несколько единиц в 1953, если кратко - лучший штурмовик, но Хрущеву не нужны были штурмовики...вот уж действительно зря порезали
  6. Комментарий был удален.
  7. Анатоль 24 августа 2015 09:25
    Ну ёлы палу, ну и обстановочка. Нет я понимаю денег не хватает, но рабочая обстановка, такая себе латентная особенность людей "работающих за гроши"? Слой птичьего дерьма сплошной, на всём, даже на информационной табличке. Как показывает практика, словом КОЛЛЕКТИВ можно называть только сплоченный союз единомышленников, а не масса людей скреплённых обстоятельствами (невозможностью свалить в другое место). Иначе это больше похоже на вредительство с симулированием деятельности.
    С еще большим уважением отношусь к ребятам из поисковых команд. Зачастую работающих на голом интузиазме, в диких условиях, вкладывающих прорву личного времени и денег вытаскивая память и машины из болот и ила. Похоже скоро только им и прийдётся откапывать экспонаты в Монино.
  8. V.ic 24 августа 2015 09:25
    Трепло Кукурузное многое обгадило, кол осиновый ему в могилу!
  9. Cap.Morgan 24 августа 2015 09:41
    Была ракетная эпоха. Хрущ все средства тратил на ракеты.
    1. V.ic 24 августа 2015 10:38
      Цитата: Cap.Morgan
      Была ракетная эпоха. Хрущ все средства тратил на ракеты.

      "Спасибо" за "минус". Ломать - не строить! Можно было оборудовать площадки хранения техники. Канава по ширине крыльев с запасом на 5 м. Дренажная канава для стока воды с отводным каналом и насосной станцией. За отсутствием бетонных арочных перекрытий деревянные стропила, как в деревенских домах, с шиферным покрытием. Тросовая система перетягивания самолётов. Один выкатили наверх для регламентных работ, продвинули всю цепочку. Затем обслуженный самолёт закатывается в "хвост очереди". Аэродромная структура была, обученные авиационные специалисты были, да вот желания у Хруща не было, как и мозгов.
  10. Александр1959 24 августа 2015 11:18
    И в 1983 году все работы по проекту Як-52Б (Як-54) были окончательно свернуты. Тем более что Су-25 был уже на подходе

    Су-25 уже в 1980 году отметился в Афганистане. Тема "Ромб".Весной 1980-го первые опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли испытания в Афганистане, “в условиях, максимально приближенных к боевым”. В ходе отработки самолета и вооружения летчики Н. Садовников, А. Иванов (от ОКБ П. О. Сухого), В. Соловьев и В. Музыка (от НИИ ВВС) выполнили ровно 100 полетов, 30 из которых были зачтены в программу госиспытаний. Руководил группой зам. начальника НИИ ВВС В. Алферов, а его заместителем был ведущий конструктор ОКБ по самолету Ю. Ивашечкин. По итогам опробования в Афганистане самолет получил высокую оценку военных, и, едва завершилась программа испытаний, в феврале 1981 г. начали формирование первой строевой части на Су-25 - 80-го отдельного штурмового авиаполка (ОШАП) в Ситал-Чае на каспийском побережье в 65 км от Баку. Близость завода-изготовителя упрощала освоение машины и решение проблем, связанных с началом эксплуатации. Находившийся неподалеку полигон ЗакВО должен был помочь летчикам освоить пилотирование в горной местности - ни для кого не являлось секретом, что часть готовится к отправке в ДРА.


    Подробнее: http://www.zelezki.ru/aviacatalog/russia/3193-shturmovik_su-25.html#ixzz3jiLFo1G

    l

    Был и Ил-102.
    Разрабатывался в КБ Ильюшина с 70-х годов XX века под руководством Г. В. Новожилова. Является глубокой переработкой Ил-40. Самолёт строился с мая 1980 г. по январь 1982 г., а свой первый полёт совершил 25 сентября 1982 года. Испытания проводили заслуженные лётчики-испытатели С. Г. Близнюк (герой Советского Союза с 1990 г.) и В. С. Белоусов, выполнив в 1982—1984 гг. около 250 полётов.
    В 1984 г. самолёт был передан на консервацию, однако в 1986 г. тему попытались возродить, в результате к 29 декабря 1987(дата крайнего полёта) общее количество полётов достигло 367, а налёт составил около 249 часов


    Была и программа разработки ЛВШ (легко-воспроизводимого штурмовика). Подробнее можно посмотреть по этой ссылке.http://www.rusproject.org/node/1613
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 24 августа 2015 13:47
      Цитата: Александр1959
      Был и Ил-102.


      gjv
  11. VSkilled 24 августа 2015 12:13
    Самое главное для элиты любой страны - способность максимально быстро опознавать врага внутри себя. А, особенно - д_урака. Ибо нет более страшного врага, чем д_урак - при власти.

    Как говаривал А.И.Райкин, в одной из своих реприз:"Ни один диверсант столько вреда для страны не сделает, если я на своей работе - только палец о палец ударю..."

    В КПСС главную гниль - партноменклатуру, внёс именно Никитка-кукурузник, придворный сталинский клоун. Эта КПСС и так не слишком здоровая была, бо слишком долго Никитку терпела, прежде, чем дать ему коленкой под зад. Впрочем, ему не "коленкой", ему - пулю надо было.

    Посчитать все убытки от его "инициатив", и - всё... Бо, по советскому закону "высшая мера" автоматически начислялась УЖЕ за убыток... от 100тыс. рублей!

    В результате, КПСС - сгнила окончательно, и Иудушку-Горби - уже не пережила...
  12. Александр72 24 августа 2015 14:21
    А вот, что написано о Як-52Б на сайте "Уголок неба" - http://www.airwar.ru/enc/attack/yak52b.html
    "Як-52Б - легкий ударный самолет, созданный ОКБ Яковлев на базе учебно-тренировочного самолета Як-52. Опыт ведения военных действий в Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях легких маневренных противопартизанских ударных самолетов. Одним из проектов создания такого самолета стал яковлевский Як-52Б (планировалось в случае серийного производства присвоить ему обозначением Як-54). За основу был взят дешевый и надежный УТС Як-52. На самолет установили два пилона с подвешенными блоками УБ-32. В связи с этим пришлось усилить крылья самолета. Самолет прошел заводские испытания, но в связи с тем что военные не выразили заинтересованности в самолете, дальнейшие работы были остановлены. Единственный вариант самолета был передан в авиамузей в Монино."
    Фото Як-52Б на момент передачи в Монино:
  13. Александр1959 24 августа 2015 14:27
    Хорошие статьи по подобной зарубежной технике были на сайте.

    http://topwar.ru/51864-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-1-ya.html

    http://topwar.ru/51864-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-1-ya.html
  14. фа2998 24 августа 2015 18:34
    Цитата: алексеев
    А вот о том, что подобный самолёт мог бы весьма пригодится в конфликте на Донбассе.

    А вот в Донбассе такой самолет не нужен!Его даже не надо сшибать ПЗРК или зениткой-этому хватит и стрелкового оружия(которого там навалом).Были попытки создать легкий винтовой самолет поддержки- но ТОЛЬКО ПРОТИВ ТУЗЕМЦЕВ и только осторожно! hi
    1. 6 дюймов 24 августа 2015 19:02
      аргентинский пукара.а37 дрегонфлай.бронко.воевали против туземцев.только у туземцев не только стрелковое оружие было.но и зенитки..и тем не менее воевали.
    2. Hrad 24 августа 2015 19:39
      Судaрь мой!
      Вам приходилось стрелять из стрелкового оружия по безпилотникам? Или как обычно, что выстрел, то сбитый безпилотник?
    3. gladcu2 25 августа 2015 15:28
      Не верится, что этим занималось конструкторское бюро. Это скорее всего самоделка времени чеченской войны.

      СССР вёл 2 войны где самолёт мог восстребоваться. Это ЮАР и Сомали. Видимо оттуда и пришол запрос на штурмовики.

      Так как по исходу нескольких лет после начала войны в Афганистане там появились "Грачи". А на разработку самолёта необходимо 5-7 лет. Значить заказчик позаботился заранее. Наверное по итогам предыдущих войн.
  15. Лт. запаса ВВС 24 августа 2015 20:17
    "А боевые действия в Афганистане показали необходимость такого самолета, более быстрого, чем вертолет, и более маневренного, чем истребитель-бомбардировщик. Су-25 тогда только разрабатывался."
    Двигатель слабый, навесить на него вооружения и маневренность будет никакая, что касается сравнения с Су-25, то этот самолёт проигрывал бы ввиду отсутствия бронирования и оборонительных систем от пзрк(отстрел тепловых ловушек), если всё это установить самолёт бы не взлетел.
    У партизан в наше время есть и ПЗРК и ПТУРЫ и ещё много чего, если вернуться к войне в Афганистане то у моджахедов были стингеры и такой самолёт был бы лёгкой добычей.
  16. Старый26 24 августа 2015 21:19
    Цитата: V.ic
    омать - не строить! Можно было оборудовать площадки хранения техники.

    Никто тогда не собирался хранить. Техники был переизбыток. Тем более, то, что тогда все делали ставку на ракеты наложило свой отпечаток. Кто-то, как американцы могли не уничтожать свою старую технику. Мы - уничтожили.
    Да и не нужен был тогда ИЛ-2 в свете теорий войн того времени
  17. Котище 24 августа 2015 21:48
    Эпоха выбирает своё оружие. Шипганы хороши против партизан и туземцев!хорошо. Необходимо воевать с противником обладающим высокими технологиями вперёд Т50 наше оружие. Самое главное формула "цена эффективность". Какой смысл задействовать слона против мухи. Все в меру!!!
    1. Argon 25 августа 2015 00:15
      В этом и есть основная ошибка нынешних"менеджеров".Не"цена-эффективность"(это путь регрессии-ведь любое развитие,совершенствование требует средств),а"эффективность-цена(только при вторичности цены возможен"подход"к понятию"обороноспособнось").После появления ПЗРК с многоканальными,селиктивнымим ГСН сам класс машин"противопортизанский ударный самолет"стал аттавизмом.И из оружия превратился в"товар"-средство обогащения недобросовестных чиновников.
  18. rubin6286 26 августа 2015 11:20
    Я не знаю,как там насчет борьбы с партизанами, но после того,как Матиас Руст сел на Красной площади, был принят целый организационно-технических мер. Мне довелось слышать примерно такой разговор: "Если бы "Цессна" выполняла маневрирование на малых и сверхмалых высотах,засечь и сбить ее было бы крайне сложно.Нам нужно немного чего-то вроде Як-9, только на более современном уровне, тем более,что АИ-14 для него имеется..." Это не сбылось,а могло......
  19. Олежек 26 августа 2015 21:57
    Вообще то отказ от штурмовика для СССР а выглядел очень странно
    1 Концепция ведения активных наступательных действий на суше
    2 Штурмовик - национальное авиаоружие ( Если мы вспоминаем про авиацию американцев во 2 мировой - Летающая Крепость, немцы - Штука японцы - Зеро, русские - Ил -2 )

    И сегодня - у кого есть аналог Су-25 ??
    Парадокс... скоко бы мы не писали про наши гордые истребители...но именно Су-25 - это фишка российской военной авиации..
    Странная штука жизнь... request
  20. ЛЕВА 27 августа 2015 22:53
    Партизанских самолетов было немало. Ну, а самым эффективным был Douglas AD-1 “Skyraider”. Многотонная боевая нагрузка длительное время полета. Да и Тукано востребован
    1. Олежек 30 августа 2015 07:43
      Таки да и штурмовик и противопартизанский самолёт это два очень разных самолета...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня