Бронеавтомобиль Vespa (Италия)

6
С конца тридцатых годов итальянская промышленность занималась разработкой нескольких новых проектов бронеавтомобилей. Существующие броневики, построенные ранее, уже не в полной мере соответствовали требованиям времени, а также вскоре должны были полностью выработать свой ресурс. Как следствие, армии были нужны новые машины. Работая над новой техникой, итальянские специалисты пытались использовать как уже освоенные, так и новые оригинальные идеи. Прекрасной иллюстрацией второго подхода стал броневик Vespa.

Разработка проекта Vespa («Оса») началась еще в 1939 году на фирме Caproni. Работами руководил инженер Оттавио Фускальдо. В своем новом проекте итальянские конструкторы пытались избавиться от нескольких проблем, преследовавших бронеавтомобили того времени. В частности, особое внимание планировалось уделить повышению маневренности перспективной машины. Существующие шасси, в основном заимствовавшиеся у серийных грузовиков, обеспечивали приемлемые характеристики скорости и позволяли использовать сравнительно мощную защиту. Однако после монтажа бронекорпуса проходимость и маневренность машины резко снижались. О. Фускальдо и его коллеги предприняли попытку избавить новый броневик от этих недостатков.

Очевидным выходом из сложившейся ситуации было использование нового шасси, разработанного специально для перспективного броневика, а не заимствованного у серийной коммерческой техники. Была предложена нестандартная конструкция шасси и ходовой части, которая, как ожидалось, могла серьезно повысить маневренность машины при движении на различных поверхностях.

Бронеавтомобиль Vespa (Италия)


Авторы проекта «Оса» не решились строить по новой схеме крупный и тяжелый бронеавтомобиль. Наоборот, они планировали предложить армии легкую разведывательную машину с экипажем из двух человек и пулеметным вооружением. Вероятно, в таком случае можно было извлечь максимальную выгоду из всех оригинальных технических решений, но при этом обойтись без излишнего усложнения конструкции.

По ряду причин, новый проект получил сразу несколько обозначений. Они строились из названий предприятия-изготовителя, фамилии главного конструктора и «собственного имени» проекта. Так, в разных источниках броневик Vespa может обозначаться как Vespa-Caproni или Caproni-Fuscaldo. Таким образом, как выяснилось позже, названий было больше, чем построенных машин.

По мнению авторов проекта «Оса», существующие автомобильные шасси с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4 или 6х6 не обеспечивали приемлемые характеристики подвижности. В частности, они не могли дать машине высокую маневренность. Для решения этой проблемы было предложено использовать необычное колесное шасси с формулой 4х2 и нестандартной компоновкой ходовой части.

Колесную ходовую часть, предложенную О. Фускальдо, при некоторых оговорках можно было считать трехосной. Однако на первой и третьей осях имелось лишь по одному колесу. В центральной части шасси предусматривалась ось с двумя колесами, соединенными с трансмиссией и двигателем. Именно они должны были играть роль ведущих. Для выполнения главной задачи проекта – повышения маневренности – переднее и заднее колеса решили сделать управляемыми, что позволяло значительно сократить радиус разворота в сравнении с «классической» ходовой частью. Получившееся шасси в плане имело форму ромба.

Для экономии места и упрощения конструкции все четыре колеса комплектовались независимой пружинной подвеской. Колея центральной пары колес составляла всего 1,65 м, тогда как колесная база равнялась 2,9 м. Из-за сравнительно крупного размера колес промежутки между осями были невелики, что, как считалось, может облегчить преодоление различных препятствий.

Необычная конструкция ходовой части привела к появлению оригинального бронекорпуса сложной формы. В его конструкции применялись катаные листы различной толщины. Так, броня лба корпуса имела толщину 26 мм, борта и корма – по 14 мм. Сверху и снизу экипаж и агрегаты были прикрыты крышей и днищем толщиной 8 мм. Из-за использования «ромбической» ходовой части передняя и кормовая части корпуса имели соответствующую клиновидную форму.

Лобовая часть корпуса состояла из нескольких бронелистов. Пять листов располагались вертикально и образовывали нижнюю часть корпуса, к которой крепились наклонные детали. Верхние детали бортов передней части корпуса располагались под углом к вертикали. Имелся небольшой продолговатый горизонтальный лист. Эта конструкция сложной формы вмещала в себя переднее колесо и элементы рулевого механизма. На внешней поверхности корпуса крепились фары и предусматривались прорези-ступеньки для подъема к верхнему люку корпуса.

Позади переднего отсека с колесом располагалось боевое отделение с рабочими местами двух членов экипажа. По своей конструкции эта часть корпуса в определенной мере напоминала лобовую. Предусматривались вертикальные нижние части бортов, над которыми находились наклонные листы. Лобовой лист боевого отделения имел два смотровых люка, закрывавшихся крышками с щелями. Схожие люки меньших размеров предусматривались на бортах и в кормовом листе. В центре передней части крыши боевого отделения предусматривался «гребень» характерной формы, в котором имелась шаровая установка для пулемета. Задняя часть крыши представляла собой откидной люк для доступа в боевое отделение.

В нижней части бортов боевого отделения имелись сравнительно крупные колесные арки, прикрытые круглыми кожухами. В них помещались ведущие колеса. На имеющихся фотографиях броневика Vespa не видны какие-либо люки или другие средства, облегчающие замену поврежденных колес.

Корма броневого корпуса по своей конструкции напоминала переднюю часть с небольшими отличиями. Так, ее борта имели большую длину и иные углы установки. Кроме того, в кормовых листах предусматривались жалюзи для вентиляции моторного отсека. Имелись и люки для обслуживания силовой установки. В передней части кормового отсека располагался двигатель и некоторые агрегаты трансмиссии. Позади них находилось заднее колесо с механизмами управления.

Броневик Vespa-Caproni получался не слишком крупным. Его общая длина не превышала 3,9 м. Ширина корпуса составляла 1,9 м, а высота – 1,85 м. Клиренс оригинальной ходовой части равнялся 280 мм. Боевая масса машины, по расчетам, находилась в пределах 3,4 т.

В кормовой части корпуса, непосредственно за боевым отделением, находился восьмицилиндровый бензиновый двигатель Lancia Tipo 91 Astura III Serie мощностью 82 л.с. Характеристики такой силовой установки обеспечивали удельную мощность не менее 24 л.с. на тонну, что позволяло ожидать высокую подвижность и маневренность. Рядом с двигателем предусмотрели топливный бак емкостью 62 литра. Такого запаса топлива должно было хватать на 200 км пути.

Экипаж бронеавтомобиля конструкции О. Фускальдо состоял из двух человек. Они располагались в общем боевом отделении и могли следить за обстановкой при помощи нескольких смотровых люков.

Из-за тесноты боевого отделения вооружение броневика пришлось сократить до одного пулемета. Пулемет Breda Mod.38 калибра 8 мм должен был располагаться в шаровой установке в «гребне» корпуса. Учитывая размеры боевого отделения и пулеметной установки, можно предположить, что боевая работа стрелка не отличалась бы высоким удобством. Кроме того, подобное вооружение с недостаточно высокой огневой мощью сказалось на предполагаемой тактической роли машины. Броневик «Оса» предлагалось использовать в качестве легкой разведывательной машины, не предназначенной для участия в боях на переднем крае.

Разработка проекта серьезно затянулась. Строительство первого броневика новой модели удалось начать только в последних месяцах 1941 года. Сотрудники компании Caproni были вынуждены изготавливать с нуля почти все детали новой машины, поскольку авторы проекта сократили количество готовых узлов и агрегатов, а также отказались от использования существующего шасси. Строительство опытного броневика Vespa завершилось в начале 1942 года.

Согласно разным источникам, за несколько месяцев было построено не менее одного опытного броневика новой модели. Упоминается строительство второго прототипа, однако полноценные доказательства существования этой машины отсутствуют. Вероятнее всего, итальянская промышленность собрала только один опытный бронеавтомобиль конструкции О. Фускальдо, который вскоре вышел на испытания.



Проверки перспективной бронемашины начались в первых числах февраля 1942 года. В ходе испытаний броневик Vespa показал свои основные положительные черты. Он выгодно отличался от других образцов того времени высокой маневренностью и хорошим уровнем защиты экипажа. Кроме того, максимальная скорость при движении по шоссе составляла 80 км/ч, что было на уровне лучших существующих машин.

Тем не менее, машина не была лишена недостатков. Главный из них – сложность конструкции и, как следствие, ожидаемые проблемы при развертывании полномасштабного серийного производства. Кроме того, броневик имел слабое вооружение и был сложен в обслуживании.

В целом, несмотря на сложность конструкции и нестандартную «ромбическую» конструкцию ходовой части, броневик Vespa-Caproni имел некоторые перспективы и вполне мог дойти до войск, пусть даже и в ограниченном количестве. Тем не менее, этому помешал тот факт, что «Оса» вышла на испытания параллельно с другим новым бронеавтомобилем. Одновременно с компанией Caproni к разработке перспективного легкого броневика были привлечены фирмы Ansaldo и Lancia. Результатом их совместной работы стало появление бронеавтомобиля Lancia Lince, представлявшего собой измененный вариант трофейной британской машины Daimler Dingo.

Машины Vespa и Dingo по своим характеристикам мало отличались друг от друга. Превосходя конкурента по одним параметрам, каждый из броневиков уступал в других. Кроме того, некоторые показатели обеих машин были почти на одном уровне. В итоге заказчик в лице итальянской армии решил выбирать не только по общим характеристикам, но и по другим параметрам, в первую очередь по цене и сложности производства.

Сложная ходовая часть конструкции О. Фускальдо сказалась на дальнейшей судьбе всего проекта. Машина Lancia Lince была проще в производстве, поскольку в ее конструкции активно использовались уже освоенные узлы и агрегаты. Имея некоторые преимущества перед конкурентом, броневик Vespa был слишком сложным и дорогим. Из-за этого он проиграл конкурс.

Дальнейшая судьба единственного прототипа является предметом споров. Вероятно, его разобрали за ненадобностью или отправили на хранение, где он и оставался в течение длительного времени. По некоторым данным, прототипу «Осы» все же удалось начать службу в армии. В некоторых источниках упоминается, что эта машина была передана одному из подразделений, где эксплуатировалась до капитуляции Королевства Италия. Также есть неподтвержденные сведения об использовании единственного экземпляра машины Vespa войсками Итальянской социальной республики.

Некоторые историки военной техники до сих пор не теряют надежды найти первый и последний прототип бронеавтомобиля Vespa-Caproni или хотя бы то, что от него осталось. Тем не менее, пока поиски не увенчались успехом. Есть все основания полагать, что один из самых интересных броневиков Италии был разобран не позже первых послевоенных лет и поэтому не дожил до наших дней.


По материалам сайтов:
http://secretprojects.co.uk/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 августа 2015 06:57
    Даже не знал о таком "чуде". А Капрони всегда считал чисто авиационной фирмой.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      26 августа 2015 22:41
      Спасибо Кириллу за то, что в очередной раз удивил!
      Несколько дополнительных фото в помощь


      Разворачивается на месте







      Модель "БРДМ" Веспа размером с ботинок.

      .
  2. Комментарий был удален.
  3. +4
    26 августа 2015 08:20
    А мне больше приглянулась вот эта "Веспа", пусть и не бронированная, зато хорошо вооруженная:
    1. 0
      26 августа 2015 17:49
      Во-во!Только хотел сказать-что этот броневик был прадедушкой мотороллера "Веспа"(оса).
  4. +2
    26 августа 2015 15:37
    Довольно оригинальная букашка, этакий гибрид двух мотоциклов.

    Кирилл, спасибо за такую экзотику!
  5. 0
    27 августа 2015 14:30
    увидев такое уже бы умер со страху belay , ну или со смеху laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»