Вооруженные силы и силовые структуры нуждаются в различной бронетехнике, в том числе в защищенных автомобилях, способных перевозить личный состав и грузы. В течение нескольких последних лет отечественные оборонные предприятия представили несколько проектов подобной техники, относящейся к семейству «Горец». Первым образцом этого семейства стал бронированный модуль-фургон, предназначенный для установки на существующие автомобильные шасси. В 2012 году состоялась «премьера» полноценного бронеавтомобиля «Горец-К». Наконец, в этом году впервые был показан броневик «Горец-М», продолжающий линейку специальной техники с высокими характеристиками защиты.

Новый броневик «Горец-М» является глубокой модернизацией предыдущей машины с литерой «К». Из-за этого он сохранил некоторые черты облика и предполагаемую роль в войсках. Разработка нового проекта, как и предыдущих, велась в московском Институте Спецтехники. Главной задачей работ было дальнейшее совершенствование имеющейся конструкции с целью повышения ее характеристик. Результатом этого стало появление новой бронемашины, в определенной мере напоминающей предыдущую, но имеющую массу заметных отличий.


В качестве основы для нового броневика используется серийное шасси КамАЗ-43502 с колесной формулой 4х4. По желанию заказчика, машина может комплектоваться дизельным двигателем КамАЗ или Cummins мощностью до 250 л.с. Тип использованного двигателя влияет на некоторые характеристики. Так, отечественный двигатель расходует 25 л топлива на 100 км пути, тогда как импортный – 23 л. В связи с этим запас хода машины достигает 1150-1250 км. Максимальная скорость, в зависимости от двигателя, находится в пределах 90-100 км/ч.

Бронеавтомобиль «Горец-М»
Броневик "Горец-М". Фото Arms-expo.ru


Как и предшественник, машина «Горец-М» построена по капотной компоновке с размещением обитаемого объема позади двигательного отсека. Подобные особенности обоих броневиков прямо связаны с повышением уровня защиты при подрыве взрывного устройства под колесом. Капотная компоновка позволяет удалить точку подрыва боеприпаса от обитаемого отсека и тем самым снизить негативное воздействие на экипаж.

В передней части корпуса предусматривается броневой капот угловатой формы. Из-за некоторых особенностей компоновки различных агрегатов верхний лист капота располагается под большим углом к горизонтали. В нем предусматривается люк для доступа к двигателю. В лобовых деталях капота имеется крупная решетка радиатора. Заявлена защита основных узлов и агрегатов машины от пуль стрелкового оружия и маломощных взрывных устройств.

Экипаж и десант или груз располагаются внутри общего бронемодуля-кабины, занимающего всю среднюю и кормовую часть шасси. При разработке бронемодуля для перевозки личного состава учитывались основные угрозы, возникающие в ходе современных вооруженных конфликтов. Примененное бронирование позволяет относить машину «Горец-М» к классу MRAP, поскольку оно защищает как от пуль стрелкового оружия, так и от подрыва взрывных устройств. По имеющейся информации, броня и остекление машины соответствуют 5 классу защиты по стандарту ГОСТ Р 50963-96. Таким образом, люди и груз защищены от пуль промежуточных патронов 7,62 ПС (АКМ) и 7,62 ЛПС (СВД). Конструкция днища корпуса обеспечивает защиту от фугасов с зарядом не менее 2 кг тротила.

Ввиду отсутствия значительных объемов внутри бронекорпуса машина «Горец-М» имеет внешние топливные баки. Два бака общей емкостью 295 л располагаются по бортам машины, перед задними колесами. Во избежание пожара после подрыва на мине баки имеют особую конструкцию, предотвращающую возгорание или взрыв.


Плакат с описанием машины "Горец-М". Фото cromeshnic / Otvaga2004.mybb.ru


Основная часть бронекорпуса выполнена в виде фургона с местами для размещения экипажа, десанта и/или груза. В передней части основного отсека размещаются водитель и командир. Для наблюдения за обстановкой в их распоряжении имеется крупное лобовое стекло и окна в боковых дверях. Для посадки и высадки командир и водитель могут использовать бортовые двери и ступеньки под ними. Также в передней части бортов корпуса предусматривается еще одна пара дверей для доступа на места в десантном отделении. Из-за внешнего размещения топливных баков ступеньки под второй парой дверей имеют иные размеры и форму.

Внутри обитаемого отсека предусматриваются сиденья для десяти десантников, расположенные у бортов. Попадать внутрь отсека бойцы должны через задние бортовые и двойную кормовую дверь. Ввиду большой высоты машины, обусловленной специфической «противоминной» конструкцией корпуса, в корме под дверями предусматривается подножка и опускаемая лестница. Наличие последней, однако, вызывает некоторые вопросы, связанные со способом подъема и опускания силами экипажа или десанта без посторонней помощи.

В лобовом листе корпуса предусматривается крупное ветровое стекло. Сравнительно большое остекление имеется в бортовых дверях. В бортах корпуса и кормовых дверях установлены бронестекла меньшего размера. При необходимости экипаж может обороняться при помощи личного оружия. Для этого в лобовом стекле (перед местом командира) и окнах бортовых дверей имеются бронезаслонки, управляемые изнутри. В соответствии с пожеланиями заказчика бронемашина может оснащаться оружием различных типов.

Следует отметить, бронекорпус новой машины «Горец-М» имеет значительные отличия от агрегатов «Горца-К». Главное – иная компоновка. Модернизированный броневик, в отличие от предшественника, имеет однообъемный корпус. Так, у машины «Горец-К» кабина водителя и модуль десанта были выполнены в виде отдельных агрегатов, установленных на шасси друг за другом. В новой машине все обитаемые объемы находятся внутри единого корпуса. Подобная компоновка имеет ряд преимуществ производственного и эксплуатационного характера.


Броневик "Горец-М". Фото Arms-expo.ru


Любопытным нововведением модернизированного проекта стала защита колес. «Горец-К» оснащался только легкими крыльями, которые не могли защитить колеса от пуль или осколков. В проекте «Горец-М» над колесами устанавливаются новые металлические крылья угловатой формы. Кроме того, задние колеса дополнительно защищены бортовыми щитками. Для обслуживания ходовой части щитки могут подниматься вверх и закрепляться в таком положении.

За счет серьезнейшей переработки конструкции корпуса удалось уменьшить габариты всей машины. Длина «Горца-М» составляет 7465 мм против 7565 мм у «Горца-К». Ширина обеих машин составляет 2,5 м, а высота была уменьшена с 3270 мм до 2990 мм. Полная масса нового броневика составляет 11,9 т. Полезная нагрузка – 1 т.

250-сильный двигатель позволяет машине развивать скорость до 100 км/ч. Конструкция ходовой части обеспечивает преодоление рва шириной 0,6 м и брода глубиной до 1,75 м. Радиус разворота не превышает 10,6 м.

Первая публичная демонстрация бронеавтомобиля «Горец-М» состоялась несколько месяцев назад в ходе форума «Армия-2015». Подробности хода проекта пока не оглашались. Вероятно, существующий прототип в настоящее время проходит испытания и в скором времени может быть представлен потенциальным заказчикам. О дальнейшей судьбе проекта станет известно позже.


По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://insst.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти