Бронетранспортер FIAT-SPA S37 (Италия)

3
К началу Второй мировой войны в Италии было создано большое количество типов бронетехники различных классов. На вооружении состояли танкетки и танки с различными характеристиками, бронеавтомобили и другие боевые машины. Однако до определенного времени итальянская армия не располагала бронетранспортерами. Понимание необходимости создания и строительства такой техники пришло заметно позже, только через несколько лет после начала войны.

Идея строительства новой бронемашины, предназначенной исключительно для перевозки людей или грузов, возникла и сформировалась к началу 1941 года. Видя нужды армии, некоторые предприятия начали проработку вопроса создания легкой бронированной транспортной машины. Тем не менее, военные поначалу не видели смысла в подобной технике. Армейское командование полагало, что из-за многочисленных потерь техники следует строить танки и броневики, не отвлекаясь на машины других классов.

Бронетранспортер FIAT-SPA S37 (Италия)
Общий вид БТР S37 с пулеметом на кормовой установке. Фото Aviarmor.net


Спустя несколько месяцев, анализируя опыт боев в Северной Африке, итальянское командование поняло свою ошибку. Защищенный транспорт для перевозки солдат и грузов действительно имел большие перспективы и был нужен армии. Результатом такого изменения мнения стал список требований к перспективному бронетранспортеру. Свои варианты такой машины предложили несколько компаний, в том числе FIAT и SPA (Società Piemontese Automobili), решившие объединить свои усилия.

По результатам анализа предложений был определен перспективный бронетранспортер с наиболее высокими характеристиками. Победителем конкурса стал союз компаний FIAT и SPA. Они получили заказ на разработку и строительство опытной машины новой модели, получившей обозначение FIAT-SPA S37. Вероятно, одной из причин победы разработки фирм FIAT и SPA стал подход к конструированию, уже отработанный в массе других проектов. Было решено строить новый БТР на базе существующего шасси. В качестве основы для перспективной машины выбрали грузовик FIAT-SPA AS37, уже производившийся серийно и активно использовавшийся в армии.


Базовый грузовик FIAT-SPA AS37. Фото Wikimedia Commons


Базовый автомобиль изначально разрабатывался для перевозки различных грузов, что должно было в некоторой мере облегчить создание бронетранспортера. Кроме того, шасси AS37 имело некоторые интересные особенности, которые могли повысить характеристики готовой боевой машины. Так, полноприводное шасси с формулой 4х4 имело независимую подвеску все колес. Обе оси были выполнены управляемыми, что значительно снижало радиус разворота и повышало маневренность.

Шасси 4х4 имело независимую подвеску всех колес. При этом передняя ось оснащалась пружинными амортизаторами, а задняя – листовыми рессорами. В передней части шасси монтировался двигатель SPA 18TL мощностью 52 л.с. Передача крутящего момента на колеса осуществлялась при помощи механической трансмиссии. Базовый грузовик оснащался пневматическими шинами. При создании бронетранспортера было решено не отказываться от них.


БТР S37 без вооружения. Фото Aviarmor.net


Поверх шасси предлагалось монтировать бронекорпус. Листы толщиной 6 и 8,5 мм устанавливались на металлическом каркасе, чем обеспечивалась сравнительная простота производства и ремонта машин. Все детали, обеспечивавшие основную защиту экипажа и агрегатов, такие как лоб, борта и корма, имели большую толщину. Днище, капот и т.д. изготавливались из 6-мм листов.

Форма бронекорпуса броневика S37 обуславливалась особенностями конструкции шасси и предполагаемой ролью в войсках. При этом некоторыми своими особенностями корпус БТР был похож на агрегаты броневиков того времени. Бронекорпус новой боевой машины разделили на две части. В передней, имевший меньший размер, находился двигатель, в крупной задней – экипаж и десант. Благодаря 8,5-мм броне люди были защищены от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов.


Бронетранспортер с пулеметом на передней установке. Фото Wikimedia Commons


Передняя часть корпуса, служившая капотом двигателя, имела форму, близкую к прямоугольной. Лобовую часть капота сделали «задранной», а вместо верхней детали установили решетку для вентиляции отсека. Крыша моторного отделения состояла из двух листов, установленных под небольшим углом к горизонтали и с наклоном на нос. В крыше предусматривались люки для обслуживания двигателя.

Сразу за моторным отсеком корпус резко расширялся. Обитаемый отсек, вмещавший места экипажа и десанта или груза, занимал всю среднюю и кормовую части корпуса. Для сокращения веса конструкции и обеспечения приемлемого уровня защиты обитаемый объем корпуса был построен с использованием т.н. рациональных углов бронирования. Нижние листы корпуса устанавливались с развалом наружу, верхние, в том числе лобовой, – были наклонены внутрь. Крыша отсутствовала.


Бронетранспортер, экипаж и десант. Фото Wikimedia Commons


Некоторые бронетранспортеры S37, предположительно поздних серий, получили некое подобие крыши. На верхней грани бортов шарнирно (по другим данным, жестко) закреплялись небольшие щитки. В опущенном положении они защищали сидящий внутри машины десант, а в вертикальном являлись продолжением бортов, так же защищающим бойцов от обстрела.

Собственный экипаж бронетранспортера FIAT-SPA S37 состоял из двух человек, размещавшихся в передней части обитаемого объема. Для наблюдения за дорогой водитель должен был использовать небольшой люк в лобовом листе. В боевой обстановке люк закрывался заслонкой со смотровой щелью. Позади кресел экипажа предусматривались сиденья для восьми десантников с вооружением. Также имелась возможность перевозки 1 т груза. Для посадки и высадки из машины в корме корпуса имелась дверь. Из-за характерной конструкции корпуса дверь состояла из двух частей: одна крепилась на нижнем кормовом листе, другая – на верхнем. Иные двери, например в бортах, не предусматривались.


Бронемашина с легким артиллерийским орудием, установленным в войсках. Фото Aviarmor.net


БТР S37 не имел собственного вооружения. Тем не менее, на лобовом и кормовом листах корпуса имелись установки для монтажа пулемета. При необходимости пулеметчик стрелкового отделения, едущего на бронетранспортере, мог устанавливать свое оружие на крепление и вести огонь по целям в передней или задней полусфере. Амбразуры для стрельбы из личного оружия не предусматривались, что в определенной мере компенсировалось сравнительно низкими бортами и отсутствием крыши. В ходе эксплуатации бронетранспортеры нередко оснащались новым оружием. В качестве бортового вооружения использовались пулеметы разных моделей, а также легкие артиллерийские орудия.

Первый итальянский бронетранспортер получился небольшим, но достаточно тяжелым. Общая длина машины не превышала 4,9 м, ширина – 1,92 м. Высота по верхнему срезу бортов достигала 2,1 м. Боевая масса бронетранспортера с восемью десантниками или 1 т груза достигала 5,5 т.


Бронетранспортер Gep.M.Trsp.Wg. S37 250 (i) немецкой армии. Фото Aviarmor.net


Разработка проекта FIAT-SPA S37 завершилась в последних месяцах 1941 года. Вскоре проект был одобрен военными, после чего началось строительство опытного образца. В самом начале следующего года были проведены испытания, по результатам которых бронетранспортер рекомендовали к принятию на вооружение. Весной, в соответствии с контрактом, началось серийное производство новой техники.

Серийные БТР S37 поставлялись различным подразделениям итальянской армии, в первую очередь тем, которые участвовали в боях в Северной Африке. В течение 1942 года было построено 150 новых машин, которые были переданы заказчику. Большая часть серийных бронетранспортеров успела попасть на фронт, но несколько десятков машин так и остались в Италии. Кроме того, часть уцелевших броневиков после поражения в Африке успели переправить в Европу.


Боевая машина и ее экипаж. Фото Wikimedia Commons


В ходе Африканской кампании бронетранспортеры S37 использовались по своему прямому назначению. С их помощью производилась переброска войск и транспортировка грузов. Кроме того, в некоторых операциях подобная техника использовалась не только как транспорт, но и в качестве средства огневой поддержки пехоты. При этом, однако, характеристики брони не позволяли полноценно использовать машину в боях с противником.

Остававшиеся в Италии и возвращенные из Африки бронетранспортеры оставались в частях. Большая часть этой техники дожила до начала сентября 1943 года, когда Королевство Италия капитулировало. Несколько десятков сохранившихся бронемашин после этого были захвачены немцами и распределены между Вермахтом и армией Итальянской социальной республики. В немецких вооруженных силах БТР S37 эксплуатировались под обозначением Gepanzerte Manntransportwagen S37 (italien) или сокращенно Gep.M.Trsp.Wg. S37 250 (i).


Поврежденный бронетранспортер S37, использовавшийся немецкими войсками. Фото Aviarmor.net


Ввиду невозможности эффективного использования в боях бронетранспортеры S37 применялись на вспомогательных ролях. Так, основной их работой стала борьба с партизанским движением в Северной Италии и в оккупированных районах Югославии. Находясь на большом расстоянии от фронта, бронемашины не понесли больших потерь, хотя некоторое количество техники было потеряно из-за партизанских атак. В итоге до мая 1945 года дожили далеко не все машины, имевшиеся в Италии в сентябре 43-го.

Как и другая техника фашистской Италии, БТР FIAT-SPA S37 после войны перешли к армии нового итальянского государства. Их эксплуатация продолжалась в течение нескольких лет, после чего все остававшиеся в строю машины были списаны по причинам выработки ресурса и морального устаревания. До конца сороковых годов все S37 были утилизированы.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://tanks-encyclopedia.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 августа 2015 11:00
    Интересный техническо-исторический обзор.
    Об этом бронетранспортере впервые прочитал в книге Холявского Г.Л. "Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники". Минск, Харвест. 2004. Но в той книге было указано, что "Carro protetto" AS 37 являлся экспериментальным разведывательным бронеавтомобилем и нет ни слова о том, что он выпускался серийно, в отличие от машин, на базе которых он был создан: упомянутый в статье грузовой автомобиль ФИАТ "Camionetta Desertica" AS37 и небронированный разведывательный (4х4) автомобиль ФИАТ AS37, на котором могло быть установлено вооружение: от 8-мм пулеметов "Бреда 38" до 20-мм автоматических пушек "Солотурн" в самых разнообразных вариантах:
    Этот вариант с тем самым 20-мм автоматом "Солотурн" и 13,2-мм пулеметом (фото из книги Холявского)
  2. 0
    28 августа 2015 11:19
    Колесики хорошие. Наши подобные не использовали. Может они более уязвимы? Хотя ведь и такие можно заполнять гусматиком...
    1. 0
      28 августа 2015 12:24
      Что я думаю.
      С целью повышения технологичности все БА в СССР делались на автомобильном шасси. И даже на орудиях использовали автомобильные колёса. К сожалению, использовать покрышки другого размера для БА в СССР перед войной было непозволительной роскошью...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»