Military Review

Armored car ensign Vonlyarlyarskogo

3
After the outbreak of the First World War, the Russian military began to receive a large number of letters with proposals concerning the creation of new military and special equipment. The most daring ideas were offered by military and civilian specialists, as well as by simple enthusiasts. Among the authors of the original ideas was Ensign Vonlyarlyarsky. He did not offer a unique project with unprecedented potential, but he was still able to interest specialists.


Ensign Vonlyarlyarsky offered an interesting project of a promising armored car that could complement the fleet of existing army vehicles. As conceived by the author, the new armored vehicle should have a body of an unusual curved shape. Apparently, in this way it was planned to significantly improve the performance of body protection without increasing the mass of the entire machine. Indeed, a large number of armored cars of that time had protection in the form of even armor plates mounted vertically or at a slight angle. The concept of rational booking angles was then absent, but there were already some considerations on this subject.

Armored vehicles with machine guns, conceived by Ensign Vonlyarlyarsky, was of great interest. However, to determine the actual capabilities of the machine, it was necessary to build and test a prototype. The prototype was built by the workshop of the Armor Department of the High Automotive School. Specialists of the department made an armored body of an unusual shape and installed it on one of the available chassis.

Armored car ensign Vonlyarlyarskogo
Vonlyarlyarsky armored car, side view


It is known that the chassis of the French company Renault became the basis for the prototype of the new armored car. According to some reports, these were French-made Renault armored vehicle units, supplied in accordance with the 1914 contract of the year. According to other sources, the chassis was borrowed from a certain car of an unidentified model. Anyway, all the extra parts were removed from the base chassis, in the place of which a new armored hull was placed.

According to reports, the Renault chassis was equipped with an HP 40 engine. French production. The mechanical transmission transmitted torque only to the rear wheels. Both axles were mounted on leaf springs. Used wheels with knitting needles. The front axle had control mechanisms and was equipped with single-wheel wheels. On the rear axle were provided dual.

The main objective of the new project was to increase the level of protection of the crew, which affected the design and shape of the armored corps. At the same time, the layout of its internal volumes was standard for such equipment of the First World War. In front of the hull housed the engine, behind which was located the control post with the driver's workplace. All the hull feed was given to the fighting compartment with a rotating turret and a machine gun in the embrasure.

The engine compartment of the hull and the front of the habitable volume were made of straight sheets of armor. On the frame they mounted large sides, between which an inclined roof of the hood was provided. The front of the engine compartment, apparently, was closed with a panel with blinds. Behind the top of the hood sheet was a frontal hull detail with two inspection hatches.

During the First World War, the vast majority of armored vehicles entered the battle, moving in reverse. In this case, the crew was reliably protected from the bullets of the enemy, and the arrows could successfully carry out the task. The armored car of the Vonlyarlyarsky design should also have been attacked “backwards”. Such a feature of its use was one of the main reasons for the appearance of an unusual armored corps.

In order to increase the level of protection of the crew when firing from behind, as well as to maintain an acceptable weight, the fighting compartment of the new armored car had an unusual curved hull. The middle and aft parts of the hull were assembled from several curved parts. Thus, the curved sides of the fighting compartment were connected to the straight panels of the engine compartment and the control compartment, and the hull stern had a shape that was close to conical. Due to such a complex form, it was probably planned to provide an increased level of protection. In fact, it was an early unusual application of rational booking angles.

A cylindrical tower was located on the straight roof of the building. It planned to install one of two machine guns "Maxim". The second machine gun was supposed to be in the embrasure of one of the feed parts. Thus, when reversing a car, both machine guns could effectively fire at targets on the battlefield.

The crew of a prospective armored car was supposed to consist of three or four people. The driver and the commander (if the latter was provided for by the project) were located in the control compartment, in the fighting compartment - two arrows. One had to manage the tower weapons, the second - fodder. To observe the environment in the frontal section of the control room there were two inspection hatches with flaps. The shooters should use the existing embrasures. To get inside the car in the roof of the case, above the driver’s workplace, a hatch was provided. There is no reliable information about other hatches or doors.

The exact parameters of the resulting armored vehicle are unknown. Apparently, its length did not exceed 4,5-5 m, the width and height fit into 2-2,5 m, and the combat weight did not exceed 2,5-3 t. At the same time, it was possible to speak of a relatively high level of protection for the crew and internal units. Driving characteristics of the built prototype could also be quite good. However, the cross-country ability of the vehicle was worsened by the wheel formula 4х2.

It should be noted that speed, power reserve, parameters of obstacles to be overcome and other characteristics of mobility could be improved by using a different chassis. In addition, we should not forget that the first prototype of an armored car of the design of Ensign Vonlyarlyarsky was probably built to test the original proposal for the hull construction.


Armored car, rear view


The assembly of the first armored vehicle of the new model was carried out in March 1915 by specialists of the High Automotive School. Apparently, during the manufacture of curved parts, the specialists had to face certain difficulties, since the technologies that existed at that time imposed certain restrictions on the design of new products. However, the task was completed, and in the spring of an experienced armored car came to the test.

Details of the test are unknown. It can be assumed that the armored vehicle successfully overcame the test tracks, and also showed good performance of protection and firepower. In general, the project was recognized as successful. According to the test results, a preliminary decision was made to assemble several new armored cars.

It was assumed that before the end of 1915, the Izhora plant would manufacture two armored hulls of the original design and install them on the existing chassis. In this case, the army could count on at least three armored vehicles of the Vonlyarlyarsky design, which had rather high characteristics. We can not exclude the fact that the military made plans for the construction of such equipment on 1916 and subsequent years.

However, the prototype armored car remained the only machine of its type. With all its advantages, the project of ensign Vonlyarlyarsky had one serious drawback. Because of the main features of the design, primarily because of the complex shape of the body parts, the armored car was extremely expensive. The construction of just one prototype cost the military department 5900 rubles - much more expensive than any other armored car of that time.

With all the advantages, the prospective armored car had a fatal drawback in the form of the complexity of manufacturing the hull and, as a consequence, the overall high cost of production. The technologies of that time did not allow simply and at minimal cost to master the production of curved parts for enclosures. The military could not afford not only the massive construction of such equipment, but also the release of several additional samples. As a result, it was decided to completely abandon the project proposed by Vonlyarlyarsky.

The fate of the only armored car is unknown. Most likely, the hull was dismantled and sent to melted down. Chassis brand "Renault", in turn, used for its intended purpose. All the project documentation was sent to the archive and was never returned to it. The project of ensign Vonlyarlyarsky was too brave for his time. Nevertheless, the idea of ​​equipping military equipment with curved armor details later found its application in some other areas.


Based on:
http://arsenal-info.ru/
http://aviarmor.net/
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 3 September 2015 09: 01 New
    0
    Nakashidze knew, Mgebrov knew, but did not know Vonlylarsky what
    Interesting pepelats.
  2. Bayonet
    Bayonet 3 September 2015 11: 11 New
    +1
    “The technologies of that time did not allow us to simply and cost-effectively master the production of curved parts for housings.”
    It’s hard to agree with that. As early as the 20s, the press was widely used for stamping metal products. However, several decades passed before powerful forging presses suitable for stamping steel and iron parts were created. The urgent need for such presses appeared in the second half of the XNUMXth century, when the size of the workpieces noticeably increased. In the early twentieth century, powerful presses were already widespread in industry. hi
    1. RiverVV
      RiverVV 4 September 2015 08: 29 New
      0
      Really. After all, the Germans did not make their famous helmets by casting. :)

Бронеавтомобиль прапорщика Вонлярлярского

После начала Первой мировой войны российское военное ведомство начало получать большое количество писем с предложениями, касавшимися создания новой военной и специальной техники. Самые смелые идеи предлагались военными и гражданскими специалистами, а также простыми энтузиастами. Среди авторов оригинальных идей был и прапорщик Вонлярлярский. Он не предлагал уникальный проект с невиданным потенциалом, но все же смог заинтересовать специалистов.

Прапорщик Вонлярлярский предлагал интересный проект перспективного бронеавтомобиля, который мог дополнить парк существующей техники армии. По задумке автора, новая бронемашина должна была иметь корпус необычной изогнутой формы. По-видимому, таким способом планировалось значительно повысить характеристики защиты корпуса без увеличения массы всей машины. Действительно, большое количество броневиков того времени имело защиту в виде ровных броневых листов, установленных вертикально или под небольшим углом. Понятие рациональных углов бронирования тогда еще отсутствовало, но уже имелись некоторые соображения на этот счет.

Бронеавтомобиль с пулеметным вооружением, задуманный прапорщиком Вонлярлярским, представлял большой интерес. Тем не менее, для определения реальных возможностей машины требовалось построить и испытать опытный образец. Сборка прототипа велась мастерской Броневого отдела Высшей автомобильной школы. Специалисты отдела изготовили броневой корпус необычной формы и установили его на одно из имевшихся в наличии шасси.


Бронеавтомобиль прапорщика Вонлярлярского
Броневик Вонлярлярского, вид сбоку


Известно, что основой для прототипа нового броневика стало шасси французской фирмы Renault. По некоторым данным, это были агрегаты бронемашины «Рено» французского производства, поставленной в соответствии с контрактом 1914 года. Согласно другим источникам, шасси было заимствовано у некоего легкового автомобиля неустановленной модели. Так или иначе, с базового шасси сняли все лишние детали, на месте которых поместили новый бронекорпус.

По имеющимся данным, шасси «Рено» оснащалось двигателем мощностью 40 л.с. французского производства. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент только на задние колеса. Обе оси крепились на листовых рессорах. Использовались колеса со спицами. Передняя ось имела механизмы управления и оснащалась односкатными колесами. На задней оси предусматривались сдвоенные.

Главной задачей нового проекта было повышение уровня защиты экипажа, что сказалось на конструкции и форме броневого корпуса. При этом компоновка его внутренних объемов была стандартной для подобной техники времен Первой мировой. В передней части корпуса размещался двигатель, позади которого располагался пост управления с рабочим местом водителя. Вся корма корпуса была отдана под боевое отделение с вращающейся башней и пулеметом в амбразуре.

Моторный отсек корпуса и передняя часть обитаемого объема были изготовлены из прямолинейных листов брони. На раме смонтировали крупные борта, между которыми предусматривалась наклонная крыша капота. Спереди моторный отсек, по-видимому, закрывался панелью с жалюзи. Позади верхнего листа капота размещалась лобовая деталь корпуса с двумя смотровыми люками.

В годы Первой мировой войны подавляющее большинство бронеавтомобилей вступало в бой, двигаясь задним ходом. При этом экипаж был надежно защищен от пуль противника, а стрелки могли успешно выполнять поставленную задачу. Броневик конструкции Вонлярлярского тоже должен был атаковать «задом наперед». Такая особенность его применения стала одной из главных причин появления необычного бронекорпуса.

С целью повышения уровня защиты экипажа при обстреле сзади, а также для сохранения приемлемого веса боевое отделение нового броневика имело корпус необычной изогнутой формы. Средняя и кормовая части корпуса собирались из нескольких изогнутых деталей. Так, с прямыми панелями моторного отсека и отделения управления соединялись выгнутые борта боевого отделения, а корма корпуса имела форму, близкую к конической. За счет столь сложной формы, вероятно, планировалось обеспечить повышенный уровень защиты. Фактически это был ранний необычный вариант применения рациональных углов бронирования.

На прямой крыше корпуса располагалась цилиндрическая башня. В ней планировалось установить один из двух пулеметов «Максим». Второй пулемет должен был находиться в амбразуре одной из кормовых деталей. Таким образом, при подаче машины задним ходом оба пулемета могли эффективно вести огонь по целям на поле боя.

Экипаж перспективного броневика должен был состоять из трех или четырех человек. В отделении управления располагались водитель и командир (если наличие последнего предусматривалось проектом), в боевом отделении – два стрелка. Один должен был управлять башенным оружием, второй – кормовым. Для наблюдения за окружающей обстановкой в лобовом листе отделения управления имелись два смотровых люка с заслонками. Стрелкам следовало использовать имеющиеся амбразуры. Для попадания внутрь машины в крыше корпуса, над рабочим местом водителя, предусматривался люк. Достоверные сведения о других люках или дверях отсутствуют.

Точные параметры получившегося броневика неизвестны. По-видимому, его длина не превышала 4,5-5 м, ширина и высота укладывались в 2-2,5 м, а боевая масса не превышала 2,5-3 т. При этом можно было говорить о сравнительно высоком уровне защиты экипажа и внутренних агрегатов. Ходовые характеристики построенного прототипа тоже могли быть весьма неплохими. Тем не менее, проходимость машины на пересеченной местности ухудшалась колесной формулой 4х2.

Следует отметить, скорость, запас хода, параметры преодолеваемых препятствий и другие характеристики подвижности могли быть улучшены за счет использования иного шасси. Кроме того, не следует забывать, что первый прототип броневика конструкции прапорщика Вонлярлярского, вероятно, строился для проверки оригинального предложения, касавшегося конструкции корпуса.

Бронеавтомобиль прапорщика Вонлярлярского
Броневик, вид сзади


Сборка первого броневика новой модели была выполнена в марте 1915 года силами специалистов Высшей автомобильной школы. По-видимому, в ходе изготовления изогнутых деталей специалистам пришлось столкнуться с определенными трудностями, поскольку существовавшие в то время технологии накладывали определенные ограничения на конструкцию новых изделий. Тем не менее, поставленная задача была выполнена, и уже весной опытный броневик вышел на испытания.

Подробности испытаний неизвестны. Можно предположить, что бронемашина успешно преодолела тестовые трассы, а также показала хорошие показатели защиты и огневой мощи. В целом, проект признали успешным. По результатам испытаний было принято предварительное решение о сборке нескольких новых броневиков.

Предполагалось, что до конца 1915 года Ижорский завод изготовит два броневых корпуса оригинальной конструкции и установит их на имеющиеся шасси. В таком случае, армия могла рассчитывать, как минимум, на три бронеавтомобиля конструкции Вонлярлярского, обладавших достаточно высокими характеристиками. Нельзя исключать и того, что военные строили планы по строительству такой техники на 1916 и последующие годы.

Тем не менее, броневик-прототип так и остался единственной машиной своего типа. При всех своих преимуществах проект прапорщика Вонлярлярского имел один серьезный недостаток. Из-за основных особенностей конструкции, в первую очередь из-за сложной формы деталей корпуса, бронемашина получалась чрезвычайно дорогой. Строительство всего одного опытного образца обошлось военному ведомству в 5900 рублей – значительно дороже любого другого броневика того времени.

При всех преимуществах перспективный броневик имел фатальный недостаток в виде сложности изготовления корпуса и, как следствие, общей дороговизны производства. Технологии того времени не позволяли просто и с минимальными затратами освоить производство изогнутых деталей для корпусов. Военные не могли позволить себе не только массовое строительство подобной техники, но и выпуск нескольких дополнительных образцов. В итоге было решено полностью отказаться от проекта, предложенного Вонлярлярским.

Судьба единственного бронеавтомобиля неизвестна. Вероятнее всего, корпус демонтировали и отправили на переплавку. Шасси марки «Рено», в свою очередь, использовали по прямому назначению. Всю документацию по проекту отправили в архив и более к ней не возвращались. Проект прапорщика Вонлярлярского был слишком смелым для своего времени. Тем не менее, идея оснащения военной техники изогнутыми броневыми деталями позже нашла свое применение в некоторых других областях.


По материалам:
http://arsenal-info.ru/
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. qwert 3 сентября 2015 09:01
    Накашидзе знал, Мгебров знал, а Вонлярлярского не знал what
    Интересный пепелац.
  2. Штык 3 сентября 2015 11:11
    "Технологии того времени не позволяли просто и с минимальными затратами освоить производство изогнутых деталей для корпусов. "
    Трудно с этим согласиться. Еще в 20-е годы XIX века пресс стал широко использоваться для штамповки изделий из металла. Однако прошло еще несколько десятилетий, прежде чем были созданы мощные ковочные прессы, пригодные для штамповки стальных и железных деталей. Настоятельная потребность в таких прессах появилась во второй половине XIX века, когда заметно увеличились размеры обрабатываемых заготовок. В начале двадцатого века мощные прессы были уже широко распространены в промышленности. hi
    1. RiverVV 4 сентября 2015 08:29
      Действительно. Немцы ведь свои знаменитые каски тоже не отливкой изготавливали. :)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня