Constructor, remaining in the shade




The name of Ivan Pavlovich Bratukhin is known far less than the names of other helicopter makers. However, it was the helicopters Bratukhin who gave the practical and scientific base, the use of which accelerated the creation of Mil and Kamov helicopters, which made our country the world leader in the field of helicopter engineering. The results of the work of Ivan Pavlovich are weighty and diverse, they are difficult to overestimate. He created the first in the country serial samples of helicopters, carried out a promising design of new types of aircraft, helicopters, airplanes, and helicopters with a jet compressor drive (Yuriev assessed the research results as exceptional), revealed prospects for machines with high speeds and payloads, as well as various VTOL circuits . A well-known book by Bratukhin, "Designing helicopter designs," Kamov called the first in the world literature, where the methodology for selecting the basic parameters and design elements of helicopters is systematized and scientifically grounded.

Ivan Pavlovich Bratukhin was born in 1903, in the village of Yaschera, Sumy District, Kirov Region. His father worked as a bricklayer in the Urals. Ivan, in the incomplete seventeen years, also left for this mountain region. He just arrived at the university, at the work school in Yekaterinburg. Three years later, a peasant boy from the Vyatka province became the owner of the right "to enroll in one of the general or technical higher educational institutions out of turn." From Ekaterinburg - to Moscow, from the working faculty - to the Moscow Technical Technical University.

Engage only in learning, however, had not long. Starting from the third year, Ivan Bratukhin is already on a permanent job at TsAGI. In this scientific institute he entered the experimental-aerodynamic department (CJSC), which was headed by professor B.N. Yuriev, who proposed and built a helicopter in 1909-1912, or, as it was later called, a single-rotor helicopter with a compensating screw. From that time began their creative collaboration, which lasted for many years. In TsAGI Yuriev created a separate helicopter group, which included young engineers - the pioneers of the domestic helicopter industry.

The young trainee got into the atmosphere of creative atmosphere. He sought to master the necessary knowledge, listened to the leading scientists of TsAGI and, he himself sometimes appeared in print with articles about TsAGI. In 1928, as part of a group of students at MVTU, Bratukhin set off on a three-month business trip abroad, for pre-diploma practice to get acquainted with the design of autogyros, calculation methods of helicopters and flight test results.

Constructor, remaining in the shade


And most importantly, he was actively involved in the work of the helicopter group, which was transformed into 1928-m into a department of special structures (OOK). It is there that the design begins, and then the construction of the first domestic helicopter TsAGI-1-EA, performed on a single-rotor scheme with a four-blade rotor, driven by two rotary engines.

The rotor torque of the main rotor was balanced with the help of four tail rotors installed in pairs in the nose and tail parts of the truss fuselage. On this helicopter, the construction of which was headed and on which A. Cheremukhin flew, 1932 achieved outstanding flight characteristics for its time, including the height 605 m. These results have remained unattainable for foreign helicopters for many years.

After graduating from high school, a young engineer-aeromechanic in the same year he entered the postgraduate school of the Moscow Aviation Institute, just separated from the Moscow Technical Technical University. And he continued his studies again on the job, that is, from participating in the creation of the first Russian helicopter TsAGI-1-EA.



Like any new business, domestic helicopter construction was given very hard. TsAGI-1-EA started flying, but often broke during landing, and once, reaching a height of 605 m (at the official world record 18), it went into an uncontrolled fall, like a maple leaf. For the pilot, it almost ended in tragedy. Only before the very ground he managed to seize the machine again.

One of the problems of the new aircraft was the bearing screw of the “rigid” construction. The machine did not have the necessary stability. The chief designer is still difficult to manage and his permanent test-pilot Alexey Cheremukhin (an extraordinary person and specialist, a full Georges cavalier, later a professor, deputy general designer A.N. Tupolev) noticed that he was in flight - as the tip of a needle. And here I had to say my word to the young designer. The bearing screw on the proposal of Bratukhin became combined: three large-hinged blades of large diameter created the necessary lifting force, and three blades of smaller diameter, which were rigidly attached to the screw shaft, provided control of the helicopter.

Tests have shown a significant increase in the sustainability of the upgraded design, called TsAGI-5-EA. The recognition of the designer’s creative contribution was the appointment of the head of the B team to the special structures department of TsAGI, which was entrusted with the design of helicopters. To understand the significance of this nomination, it is enough to recall that in the brigade “A” such well-known designers as N.I. Kamov, V.A. Kuznetsov and N.K. Strizhinsky. A team of aerodynamics operated in the KLO and was headed by M.L. Miles

The three-year test of the modernized design, TsAGI-5-EA, provided invaluable information about the main operating modes of the new aircraft, the generalization of which was a major contribution to the theory and practice of helicopter engineering.

And in the brigade “B”, according to the ideas of its head, the development of the project of the two-seat TsAGI-11-EA helicopter of a fundamentally new scheme was already underway. Rotary helicopters named such devices Nikolay Ilyich Kamov. The design was implemented the principle of rational combination rotor and wing. The rotor provided vertical takeoff and landing, as well as flights at low speeds. The wing, which has a much higher aerodynamic quality than the main rotor, was supposed to create most of the lifting force on the flight modes.



To create thrust during translational flight, two screws were used at the ends of the wing (the scheme proposed earlier by BN Yuryev). But a fundamentally new in this case was the combination of this scheme with the wing. During the hovering, these screws, creating forces directed back and forth, parried the reactive torque of the rotor, and during translational forces created the necessary thrust force. It is worth noting that a similar approach 30 years later was used by I. Sikorsky for his high-speed S-66 helicopter. On it, the compensating propeller, called the rotoprop, turned back at high flight speeds and created additional thrust.

TsAGI-11-EA was equipped with a high-power imported engine. Almost everything in this project was new and unusual. Experts and now claim that the project of this helicopter was much ahead of its time. However, the fate of the new is always complicated, and sometimes dramatic. In real machine design, the calculations were not entirely justified. For a number of reasons, the refinement of the device did not take place. Later, the car under the leadership of St. George's was converted into a helicopter. But this modernization did not save it, this time it was the Great Patriotic War.

At the beginning of 1940, at the initiative and under the leadership of Yuriev, an experienced helicopter design bureau was created at the Moscow Aviation Institute. Its core was made up of PAGI OOK employees. Soon OKB MAI headed by Bratukhin.

In a short time there was developed a draft twin-screw helicopter transverse scheme "Omega". It was reviewed and approved in July 1940. It was a double helicopter with two engines located at the ends of the trusses, to which were attached pivotally hanging screws with metal blades. Created during the war, when the institute and design bureau were forced to evacuate to Alma-Ata, then return to Moscow again, the helicopter showed quite good data on factory tests. The modified design "Omega-II" has incorporated a number of new solutions. This helicopter took part in the Tushino aviation parade 1946 of the year.



There was a question about the practical application of new machines. The OKB, which was headed by Bratukhin, was commissioned to create helicopters on the basis of the Omega II to adjust artillery fire. The new aircraft, equipped with two Pratt-Whitney R-985 piston engines, received the designation G-3 and became the first domestic helicopter launched into serial production and entered the army. 13 copies were built to familiarize with the new type of aircraft pilots.



For these works in 1945, Bratukhin and Yuriev were awarded the State Prize, and a group of OKB employees were awarded orders.

The launch of the new machine for mass production with all the urgency raised the question of developing a domestic engine specifically for the helicopter. Under the leadership of Alexander G. Ivchenko, he was created. At its base, the design is being upgraded and given the designation G-4. She also produced a small series. For the first time in our country, the G-4 demonstrated the possibility of horizontal flight of a helicopter in case of a single engine failure and comprehensive tests were performed with landings in the autorotation mode with both engines turned off.

Experimental specimens of the six-seater passenger helicopter B-5, its sanitary modification B-9 and the helicopter - artillery spotter B-10 were also built according to the developments of the Bratukhin Design Bureau.



The latest modification of this machine was the communications helicopter B-11. The figure was symbolic, as it completed an eleven-year history OKB MAI, transformed in 1948 into OKB-3 of the Ministry aviation industry, led by now the chief designer Bratukhin. Unfortunately, the disaster due to a gross manufacturing defect deprived the "eleventh" future. And although the car was announced for the competition, the fate of OKB-3 was a foregone conclusion: in 1951 it ceased to exist.

I.P. Bratukhin failed to translate all his ideas into metal. Several designs of cross-helicopter helicopters remained in the drawings: a transport helicopter with two M-82FN engines for transporting an 30 soldier with a take-off weight of the order of 10000 kg and a multi-purpose four-seater with two M-14 engines.

Helicopters designed by I.P. Bratukhin became the first domestic helicopters who actually flew, were well managed and were adapted for practical use. It was on these machines that a number of ways of dealing with harmful and dangerous resonances and self-oscillations were worked out, the methods of static and dynamic tests of helicopter units were determined. The development of autorotation modes was invaluable for the further development of helicopter building in our country.

From 1953, Bratukhin headed parametric studies carried out at TsAGI for promising super-heavy transport helicopters and “flying cranes” with a payload of about 60 tons, using a jet compressor rotor drive, as well as with turbojet engines at the ends of the blades. The results of these studies allowed to establish the disadvantages and advantages of various methods of jet drive, and also to determine the required technical level for the creation of such heavy transport vehicles.





A year later, a design team was created at MAI to design a vertical landing and take-off airborne transport (VTOL) aircraft. The work was conducted under the direction of B.N. Yuriev and I.P. Bratuhina.

VTOL created under the power plant of the four turboprop engines NK-12МВ power 12000 hp, these engines were used on a strategic bomber Tu-95. NK-12MV were supposed to set in motion six-meter coaxial propellers.

The original layout was developed by VTOL. The aircraft was supposed to be upright on takeoff and landing. TVD was placed in gondolas at the ends of the cruciform wing of small elongation (more reminiscent of the rocket plumage). The fuselage of the aircraft had a rectangular cross section; a double crew cabin was located in its nose, and three large cargo compartments were located behind it. The armchairs should have hinges with fixation in order to ensure comfortable accommodation for the crew and paratroopers when the aircraft changes position during takeoff and landing.



In 1955-1956, under the direction of I.P. Bratukhin, BNTI TsAGI conducted research and other options for VTOL aircraft with propellers. The most developed was the scheme with a rotary wing and driven TVD coaxial propellers. The power plant consisted of a pair of the same NK-12 MB. Their capacity ensured the transportation of cargo with a total weight of up to 5 t at a cruising speed of the order of 700 km / h and a range of at least 1200 km.

The variants of VTOL aircraft with two, four and even six coaxial screws located on the rotary wing were also investigated. The scheme was also worked out with two swivel wings, which were located in tandem. Later, similar schemes were investigated in the USA and Germany by Boelkow (experimental samples were built).



I.P. Bratukhin from 1957 of the year and almost until his death in 1985 worked as head of the department "Design and Design of Helicopters" MAI, generously transferring his experience and knowledge to young people. 16 March 2003 a memorial plaque was installed on the hull No. 24 of the Moscow Aviation Institute.



Sources:
Korshunova G. A bold experimenter // Helicopter. 2001. No.2. C.2-4.
Ruzhitsky E. Aircraft Designer and Scientist // World Aircraft. 1998. No.3. C. 12-19.
Ruzhitsky E. Aircraft Designer and Scientist // World Aircraft. 1998. No.4-6. C. 14-20.
Ruzhitsky E., Khamov V. Tramplin // Wings of the Motherland. 1995. No.5. C. 29-30.
Mikheev V. On the attempt to create a jet helicopter // Wings of the Motherland. 2001. No.9. C. 9-10.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. strelets 1 September 2015 06: 34 New
    • 5
    • 0
    +5
    Wow. Work was carried out even in the war. Is there any information about the use of helicopters in hostilities?
    1. Gamdlislyam 1 September 2015 16: 10 New
      • 2
      • 0
      +2
      Quote: strelets
      Wow. Work was carried out even in the war. Is there any information about the use of helicopters in hostilities?

      Dear colleague strelets, during the war in the USSR there were no helicopters (at that time they were called in Anglo-Saxon manners - helicopter) in service with the Red Army. What was designed by Bratukhin I.P. - These are, in fact, experimental machines. These machines had more disadvantages than advantages. Some were released in small series to train pilots. However, after a series of accidents and disasters, their operation was discontinued. Due to the cross-sectional features, the devices were extremely unstable. Could not solve the vibration issue.
      Bratukhin I.P. rather, he was a scientist, researcher and teacher. But he did not achieve success in the design field.
      And the name of the aircraft “helicopter” was struck by Kamov Nikolai Ilyich in the late 40s. Since then, in the Russian-speaking world, this class of cars is called that.
  2. qwert 1 September 2015 06: 58 New
    • 7
    • 0
    +7
    Quote: strelets
    Wow. Work was carried out even in the war. Is there any information about the use of helicopters in hostilities?
    Only about the gyroplane A-7.
  3. parusnik 1 September 2015 07: 44 New
    • 7
    • 0
    +7
    About Bratukhin, in the early 80s in the journal IR (Inventor and Rationalizer), in two issues, extensive material was printed ... Thank you ..
  4. Dragon-y 1 September 2015 09: 46 New
    • 6
    • 0
    +6
    The bottom drawings are very reminiscent of Osprey.
  5. Nicola Bari 1 September 2015 10: 20 New
    • 5
    • 0
    +5
    Thanks to the author very much for the article. All Vasiliev will be forgotten, and such people, albeit in the memory of professionals, should remain.
  6. 0255 1 September 2015 11: 14 New
    • 1
    • 0
    +1
    I did not know about Bratukhin, thanks to the author hi
  7. Tanysh 1 September 2015 13: 28 New
    • 1
    • 0
    +1
    Good memory to the Designer!
    Thank you for the article.
  8. Olezhek 1 September 2015 15: 31 New
    • 1
    • 0
    +1
    Osprey !!! I recognize brother Kohl!

    We had a lot of good aircraft designers in the USSR
  9. Old26 2 September 2015 08: 52 New
    • 0
    • 0
    0
    Thank you for the article. Indeed, the designer, who remained in the shadows, but was the first among the developers of helicopters in the USSR

Конструктор, оставшийся в тени

Конструктор, оставшийся в тени


Имя Ивана Павловича Братухина известно гораздо меньше имён других создателей вертолетов. Однако именно геликоптеры Братухина дали ту практическую и научную базу, использование которой ускорило работы по созданию вертолетов Миля и Камова, сделавших нашу страну мировым лидером в области вертолетостроения. Итоги работы Ивана Павловича весомы и многообразны, их сложно переоценить. Им были созданы первые в стране серийные образцы вертолетов, проведено перспективное проектирование новых типов летательных аппаратов, вертолетов-самолетов, вертолетов с реактивным компрессорным приводом (Юрьев оценил результаты исследований как исключительные), раскрыты перспективы машин с большими скоростями и грузоподъемностью, а также различных схем СВВП. Известную книгу Братухина «Проектирование конструкций вертолетов» Камов назвал первой в мировой литературе, где систематизирована и научно обоснована методика выбора основных параметров и элементов конструкции вертолетов.

Иван Павлович Братухин родился в 1903 году в деревне Ящеры Сумского района Кировской области. Его отец подрабатывал каменщиком на Урале. Иван в неполные семнадцать лет также отбыл в этот горный край. Только приехал он в университет, на рабфак в г. Екатеринбурге. А через три года крестьянский парень из Вятской губернии стал обладателем права «на поступление в одно из общих, либо технических высших учебных заведений вне очереди». Из Екатеринбурга — в Москву, с рабочего факультета — в МВТУ.


Заниматься лишь учебой, правда, пришлось недолго. Начиная с третьего курса, Иван Братухин уже на постоянной работе в ЦАГИ. В этом научном институте он поступил в экспериментально-аэродинамический отдел (ЗАО), который возглавлял профессор Б.Н. Юрьев, предложивший и построивший в 1909-1912 годах геликоптер, или, как его позднее стали называть, вертолет одновинтовой схемы с компенсирующим винтом. С этого времени началось их творческое содружество, продлившееся долгие годы. В ЦАГИ Юрьев создал отдельную геликоптерную группу, в которую вошли молодые инженеры — пионеры отечественного вертолетостроения.

Молодой стажер попал в атмосферу творческой обстановки. Он стремился овладеть необходимыми знаниями, слушал ведущих ученых ЦАГИ и, сам порой выступал в печати со статьями о ЦАГИ. В 1928 году в составе группы студентов МВТУ Братухин отправился в трехмесячную командировку за рубеж, на преддипломную практику для ознакомления с конструкцией автожиров, методами расчетов винтокрылых аппаратов и результатами летных испытаний.

Конструктор, оставшийся в тени


А главное — активно включился в работу геликоптерной группы, преобразованной в 1928-м в отдел особых конструкций (ООК). Именно там начинается проектирование, а затем и постройка первого отечественного вертолета ЦАГИ-1-ЭА, выполненного по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом, приводимым от двух ротативных двигателей.

Реактивный крутящий момент несущего винта уравновешивался с помощью четырех рулевых винтов, установленных попарно в носовой и хвостовой частях ферменного фюзеляжа. На этом вертолете, постройкой которого руководил и на котором летал А. Черемухин, в 1932 г. были достигнуты выдающиеся для своего времени летные характеристики, в том числе высота 605 м. Эти результаты в течение многих лет оставались недостижимыми для зарубежных вертолетов.

Окончив вуз, молодой инженер-аэромеханик в том же году поступил в аспирантуру Московского авиационного института, только что выделенного из состава МВТУ. И вновь продолжил учебу без отрыва от производства, то есть от участия в создании первого отечественного геликоптера ЦАГИ-1-ЭА.

Конструктор, оставшийся в тени


Как всякое новое дело, отечественное вертолетостроение давалось очень нелегко. ЦАГИ-1-ЭА начал летать, но нередко ломался при посадке, а однажды, достигнув высоты в 605 м (при официальном мировом рекорде 18м), перешел в неуправляемое падение, подобно кленовому листу. Для пилота это едва не закончилось трагедией. Лишь перед самой землей ему удалось вновь овладеть машиной.

Одной из проблем нового летательного аппарата был несущий винт «жесткой» конструкции. Машина не обладала необходимой устойчивостью. Главный конструктор пока еще трудно управляемого создания и его бессменный летчик-испытатель Алексей Михайлович Черемухин (неординарная личность и специалист, полный Георгиевский кавалер, впоследствии профессор, заместитель генерального конструктора А.Н. Туполева) замечал, что в полете он — как на острие иголки. И вот тут предстояло сказать свое слово молодому конструктору. Несущий винт по предложению Братухина стал комбинированным: три шарнирно подвешенных лопасти большого диаметра создавали необходимую подъемную силу, а три лопасти меньшего диаметра, которые жестко крепились к валу винта, обеспечивали управление вертолетом.

Испытания показали значительное повышение устойчивости модернизированной конструкции, получившей название ЦАГИ-5-ЭА. Признанием творческого вклада конструктора стало назначение его руководителем бригады «Б» отдела особых конструкций ЦАГИ, которой было поручено проектирование вертолетов. Чтобы понять значимость этого выдвижения, достаточно вспомнить, что в бригаде «А» проектированием автожиров занимались такие известные конструкторы, как Н.И. Камов, В.А. Кузнецов и Н.К. Стрижинский. В ООК действовала бригада аэродинамики, которую возглавлял М.Л. Миль.

Трехлетние испытания модернизированной конструкции, ЦАГИ-5-ЭА, дали бесценную информацию об основных режимах работы нового летательного аппарата, обобщение которой стало важнейшим вкладом в теорию и практику вертолетостроения.

А в бригаде «Б» по идеям ее руководителя уже шла разработка проекта двухместного вертолета ЦАГИ-11-ЭА принципиально новой схемы. Винтокрылами назвал подобные аппараты Николай Ильич Камов. В конструкции был реализован принцип рационального сочетания несущего винта и крыла. Несущий винт обеспечивал вертикальный взлет и посадку, а также полеты на малых скоростях. Крыло, имеющее гораздо более высокое, чем несущий винт аэродинамическое качество, должно было создавать большую часть подъемной силы на режимах поступательного полета.

Конструктор, оставшийся в тени


Для создания тяги при поступательном полете использовались два винта на концах крыла (схема, предложенная ранее Б.Н. Юрьевым). Но принципиально новым в данном случае явилось сочетание этой схемы с крылом. Во время висения эти винты, создавая направленные вперед и назад силы, парировали реактивный крутящий момент несущего винта, а при поступательном — создавали необходимую силу тяги. Стоит отметить, что подобный подход 30 лет спустя использовал И. Сикорский для своего скоростного вертолета S-66. На нем компенсирующий винт, названный «ротопропом», на больших скоростях полета поворачивался назад и создавал дополнительную тягу.

ЦАГИ-11-ЭА оснащалась импортным двигателем высокой мощности. Почти все в этом проекте было ново и необычно. Специалисты и ныне утверждают, что проект этого вертолета намного опередил свое время. Однако судьба нового всегда сложна, а порой и драматична. В реальной конструкции машины расчеты не во всем оправдались. По ряду причин доводка аппарата не состоялась. Позже машина под руководством Юрьева была переделана в вертолет. Но и эта модернизация не спасла ее, на этот раз помещала Великая Отечественная война.

В начале 1940 года по инициативе и под руководством Юрьева опытное вертолетное конструкторское бюро создается в Московском авиационном институте. Его основное ядро составляли сотрудники ООК ПАГИ. Вскоре ОКБ МАИ возглавил Братухин.

В короткие сроки там был разработан проект двухвинтового вертолета поперечной схемы «Омега». Его рассмотрели и утвердили в июле 1940 года. Это был двухместный вертолет с двумя двигателями, располагавшимися на концах ферм, к которым крепились шарнирно подвешенные винты с металлическими лопастями. Созданный в условиях войны, когда институт и ОКБ были вынуждены эвакуироваться в Алма-Ату, затем вновь возвратиться в Москву, вертолет показал достаточно хорошие данные на заводских испытаниях. Модифицированная конструкция «Омега-II» вобрала в себя ряд новых решений. Этот вертолет принял участие в Тушинском авиационном параде 1946 года.

Конструктор, оставшийся в тени


Встал вопрос о практическом применении новых машин. ОКБ, которое возглавлял Братухин, было поручено создать на базе «Омеги-II» вертолеты для корректировки артиллерийского огня. Новый летательный аппарат, оснащенный двумя поршневыми двигателями Пратт-Уитни R-985, получил обозначение Г-3 и стал первым отечественным вертолетом, запущенным в серийное производство и поступившим в армию. Было построено 13 экземпляров для ознакомления с новым типом летательного аппарата летчиков.

Конструктор, оставшийся в тени


За эти работы в 1945 году Братухин и Юрьев были удостоены Государственной премии, а группа сотрудников ОКБ награждена орденами.

Выход новой машины на серийное производство со всей остротой поставил вопрос о разработке отечественного двигателя специально для вертолета. Под руководством Александра Георгиевича Ивченко он был создан. На его базе конструкция модернизируется и получает обозначение Г-4. Она также выпускалась небольшой серией. На Г-4 была впервые в нашей стране продемонстрирована возможность горизонтального полета вертолета при отказе одного двигателя и, проведены всесторонние испытания с посадками на режиме авторотации с выключением обоих двигателей.

По разработкам ОКБ Братухина были построены также опытные экземпляры шестиместного пассажирского вертолета Б-5, его санитарной модификации Б-9 и вертолет — артиллерийский корректировщик Б-10.

Конструктор, оставшийся в тени


Последней модификацией этой машины стал вертолет связи Б-11. Цифра оказалась символичной, так как она завершила одиннадцатилетнюю историю ОКБ МАИ, преобразованного в 1948 году в ОКБ-3 Министерства авиационной промышленности, во главе, с теперь уже главным конструктором Братухиным. К сожалению, катастрофа из-за грубого производственного дефекта лишила «одиннадцатый» будущего. И хотя машину заявили на конкурс, судьба ОКБ-3 была предрешена: в 1951 году оно прекратило свое существование.

И.П. Братухину не удалось воплотить в металле все свои идеи. Остались в чертежах несколько проектов геликоптеров поперечной схемы: транспортного вертолета с двумя моторами М-82ФН для перевозки 30 солдат, имеющем взлетный вес порядка 10000 кг, и многоцелевой четырехместной машины с двумя моторами М-14.

Вертолеты конструкции И.П. Братухина стали первыми отечественными геликоптерами, которые по настоящему летали, хорошо управлялись и были приспособлены к практическому применению. Именно на этих машинах был отработан ряд способов борьбы с вредными и опасными резонансами и автоколебаниями, определена методика статических и динамических испытаний вертолетных агрегатов. Неоценимое значение для дальнейшего развития вертолетостроения в нашей стране имело освоение режимов авторотации.

С 1953 года Братухин возглавлял проводимые в ЦАГИ параметрические исследования перспективных сверхтяжелых транспортных вертолетов и «летающих кранов» грузоподъемностью порядка 60 тонн, с использованием реактивного компрессорного привода несущего винта, а также варианты и с турбореактивными двигателями на концах лопастей. Итоги этих исследований позволили установить недостатки и достоинства различных способов реактивного привода, а кроме того определить потребный технический уровень для создания подобных тяжелых транспортных машин.

Конструктор, оставшийся в тени


Конструктор, оставшийся в тени


Годом позже в МАИ была создана конструкторская группа для проектирования десантно-транспортного самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Работы велись под руководством Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина.

СВВП создавался под силовую установку из четырех турбовинтовых двигателей НК-12МВ мощностью по 12000 л.с., подобные моторы использовались на стратегическом бомбардировщике Ту-95. НК-12МВ должны были приводить в движение шестиметровые соосные воздушные винты.

Оригинальной была компоновочная схема разрабатываемого СВВП. Летательный аппарат должен был занимать вертикальное положение на взлете и посадке. ТВД помещались в гондолах на концах крестообразного крыла малого удлинения (больше напоминавшего оперение ракеты). Фюзеляж самолета имел прямоугольное сечение, в его носовой части размещалась двухместная кабина экипажа, а за ней располагались три крупных грузовых отсека. Кресла должны были иметь шарниры с фиксацией, чтобы позволило бы обеспечить комфортное размещение экипажа и десантников при изменении положения летательного аппарата в период взлета и посадки.

Конструктор, оставшийся в тени


В 1955-1956 годах, под руководством И.П. Братухина, в БНТИ ЦАГИ проводились исследования и других вариантов транспортных СВВП с воздушными винтами. Наиболее проработана была схема с поворотным крылом и приводимыми ТВД соосными воздушными винтами. Силовая установка состояла из пары тех же НК-12 MB. Их мощность обеспечивала транспортировку грузов общей массой до 5 т при крейсерской скорости порядка 700 км/ч и дальности не менее 1200 км.

Исследовались также варианты СВВП с двумя, четырьмя и даже шестью соосными винтами, расположенными на поворотном крыле. Прорабатывалась схема и с двумя поворотными крыльями, которые располагались тандемом. Позднее аналогичные схемы исследовались в США и ФРГ фирмой Boelkow (были построены экспериментальные образцы).

Конструктор, оставшийся в тени


И.П. Братухин с 1957 года и практически до самой своей смерти в 1985-м работал заведующим кафедрой "Конструкции и проектирование вертолетов" МАИ, щедро передавая свой опыт и знания молодежи. 16 марта 2003 на корпусе №24 Московского авиационного института была установлена мемориальная доска.

Конструктор, оставшийся в тени


Источники:
Коршунова Г. Смелый экспериментатор // Вертолет. 2001. №2. С.2-4.
Ружицкий Е. Авиаконструктор и ученый // Самолеты мира. 1998. №3. С. 12-19.
Ружицкий Е. Авиаконструктор и ученый // Самолеты мира. 1998. №4-6. С. 14-20.
Ружицкий Е., Хамов В. Трамплин // Крылья Родины. 1995. №5. С. 29-30.
Михеев В. О попытке создания реактивного вертолета // Крылья Родины. 2001. №9. С. 9-10.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. strelets 1 сентября 2015 06:34
    Надо же. Работы велись даже в войну. А есть информация об использовании вертолетов в боевых действиях?
    1. Гамдлислям 1 сентября 2015 16:10
      Цитата: strelets
      Надо же. Работы велись даже в войну. А есть информация об использовании вертолетов в боевых действиях?

      Уважаемый коллега strelets, во время войны в СССР не было вертолётов (в то время их называли на англосаксных манер - геликоптёр) на вооружении РККА. То, что конструировал Братухин И.П. – это, по сути, экспериментальные машины. Эти машины имели больше недостатков, чем достоинств. Некоторые были выпущены малой серией для подготовки пилотов. Однако, после ряда аварий и катастроф, их эксплуатация была прекращена. Из-за особенности поперечной схемы, аппараты были крайне неустойчивы. Не смогли решить вопрос с вибрацией.
      Братухин И.П. был, скорее, учёным, исследователем и педагогом. А вот успехов на конструкторском поприще он не добился.
      А название летательного аппарата «вертолёт» пробил Камов Николай Ильич в конце 40-х годов. С тех пор в русскоязычном мире так называют данный класс машин.
  2. qwert 1 сентября 2015 06:58
    Цитата: strelets
    Надо же. Работы велись даже в войну. А есть информация об использовании вертолетов в боевых действиях?
    Только про автожир А-7.
  3. parusnik 1 сентября 2015 07:44
    О Братухине, в начале 80-х в журнале ИР(Изобретатель и Рационализатор), в двух номерах,обширный материал печатался...Спасибо..
  4. Dragon-y 1 сентября 2015 09:46
    Нижние рисунки очень напоминают "Оспри".
  5. Никола Бари 1 сентября 2015 10:20
    Спасибо автору большое за статью. Всякие васильевы забудутся, а такие люди, пусть и в памяти профессионалов, должны остаться.
  6. 0255 1 сентября 2015 11:14
    Не знал о Братухине, спасибо автору hi
  7. Таныш 1 сентября 2015 13:28
    Добрая память Конструктору!
    Спасибо за статью.
  8. Олежек 1 сентября 2015 15:31
    Оспрей !!! Узнаю брата Колю !

    Много у нас было хороших авиаконструкторов в СССР
  9. Старый26 2 сентября 2015 08:52
    Спасибо за статью. Действительно, конструктор, оставшийся в тени, но бывший при этом первым среди разработчиков вертолетов в СССР

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня