Его называли «Рейнметалл»

А было так, что еще где-то в 70-ые годы прошлого века мне в руки попала книга «Удар и защита» издательства «Молодая гвардия», в которой кроме рассказов о бронетанковой технике были помещены еще и воспоминания ветеранов танковых войск. Один из них описал свою встречу с германскими танками… «Рейнметалл», которая имела место в 1942 году, причем сами танки были окрашены в желто-коричневый цвет. Он сразу вспомнил их ТТХ, которые изучал в училище, приказал заряжать бронебойным, выстрелил и подбил… Тогда я ничего не знал о танках Вермахта, имевших на вооружении сразу два орудия – 75 и 37-мм и мне очень захотелось узнать об этой машине подробнее. Растянулась эта «тяга к знаниям» не на один год, пришлось даже в танковый музей в Мюнстере писать, но зато в итоге все, что мне хотелось, я узнал.

Его называли «Рейнметалл»


Итак, танк, названный в той книге «Рейнметаллом» был действительно спроектирован и построен этой фирмой в 1933 году. При этом два танка под номерами №1 и №2 были сделаны не из броневой, а из обычной стали, то есть являлись по сути дела макетами, хотя и ходовыми. Вооружение на них также присутствовало, но только вот воевать они не могли и в дальнейшем использовались исключительно как учебные машины. Обозначение они получили Neubaufahrzeug (Nвfz) – дословно «машина новой конструкции».


В 1934 году еще три танка были выпущены фирмой Крупп. Эти машины соответственно получили №3, №4, №5. Внешне машины «первого выпуска» и второго довольно заметно различались. При одинаковом шасси у них были разные башни и установка вооружения. Кроме того, это уже были настоящие боевые машины, поскольку были изготовлены из броневой стали.

Дизайн обеих машин, хотя и был весьма впечатляющим, особой оригинальностью не блистал. В целом это был германский ответ на английские и советские трехбашенные танки. Лобовые бронелисты имели большие углы наклона, однако толщина брони была невелика и составляла всего 20-мм. Т-28 имел 30-мм лобовую броню, так что преимущества по бронированию перед нашей машиной по бронированию он не имел. Многие детали на первых танках имели скругленные очертания. В частности, закругленной спереди была башня и подбашенная коробка сзади. Сделано это было для того, чтобы кормовая пулеметная башенка имела бы максимальный сектор обстрела, ну и снарядостойкость брони это тоже усиливало.

Его называли «Рейнметалл»

Nbfz в Норвегии.

Говоря о дизайне машины, нужно отметить, что немцы внимательно изучили все достоинства и недостатки как советских, так и английских машин и решили, по-видимому, сделать нечто среднее между советским Т-28 и Т-35, и британским танком «Виккерс-16 т». Начнем с того, что танк имел три башни, но расположены они были по диагонали слева направо. Слева спереди пулеметная башенка с одним пулеметом МG-13 (позднее МG-34), затем центральная большая башня с командирской башенкой, вооруженная таким же пулеметом в отдельной установке, и двумя орудиями 37 и 75-мм (KBK-3,7L-45 и KBK-7,5L-23,5), спаренными по вертикали, а справа сзади еще одна пулеметная башенка. Боекомплект танка составлял: 37-мм снарядов – 50, 75-мм – 80, патронов к пулеметам – 6000). При таком составе вооружения этот танк был однозначно сильнее английской машины и советского Т-28, но уступал танку Т-35, занимая промежуточное место между ними.

Его называли «Рейнметалл»

Чья-то хорошо сделанная модель в масштабе 1:35…

А вот двигатель «Майбах» HL108 TR мощностью в 280 л.с. для танка весом в 23 тонны был явно слабоват. Хотя он и мог разогнать его на шоссе до 32 км/ч. Запас хода составлял всего 120 км. Ведущие колеса находились сзади, что было нетипично для германских машин, ведущие спереди. Двигатель был смещен влево, так как справа находилась башня с пулеметом. Подвеска состояла из 10 спаренных обрезиненных катков небольшого диаметра, сблокированных на пяти тележках. В качестве амортизатора использовались спиральные пружины, так что подвеска была очень проста.

Верхняя ветка каждой гусеницы опиралась на четыре обрезиненных сдвоенных катка, закрепленных в нишах фальшборта на кронштейнах в форме буквы «V». «Обрезинку» имело и переднее ведущее колесо, что уменьшало износ траков и самого катка. Ниже него находился дополнительный ролик, долженствующий помогать при преодолении препятствий. Ширина гусеничной ленты составляла 380 мм, то есть была такой же ширины, что и у первых танков Pz.III и Pz.IV. Опять-таки для такого танка она была слишком узка, что не могло не отразиться на маневренности и проходимости нового танка, но повышало его ремонтопригодность. Ходовая часть имела броневой фальшборт, закрывавший пружины подвески.

Его называли «Рейнметалл»

Советская марка 1943 года, на которой можно рассмотреть этот танк.

Экипаж танка, состоявший из 6 человек, имел хороший обзор и 8 люков для входа и выхода и 4 для техобслуживания. Только на главной башне люков было три: один на командирской башенке и два по бокам, ближе к кормовой части. У двух первых танков люки открывались по ходу танка, что было неудобно. На трех остальных, получивших башню «граненых» очертаний, это учли и сделали их открывающимися против движения, чтобы открытые дверцы служили щитом от пуль. Другим заметным изменением стало расположение пушек. Теперь они размещались не одна над другой, а горизонтально: 37-мм справа от 75-мм. Люки имели пулеметные башенки, рубка водителя и еще два люка-лаза находились в фальшбортах сразу за ведущими колесами. Для связи применялась радиостанция с дальностью действия 8000 м, имевшая на первых двух танках поручневую антенну, а на последних – штыревую. А вот такой важный показатель, как толщина брони на обеих модификациях остался неизменным: 20 мм – броня корпуса и 13 мм – броня башни.

А дальше началась служба всех этих машин, причем в очень необычном качестве танков-PR, хотя немцы вряд ли в те годы использовали этом тогда еще сугубо американский термин. Их снимали! Снимали в заводских цехах с разных ракурсов, снимали, снимали… Затем во время норвежской кампании три танка с броневой защитой составе 40-ого отдельного танкового батальона специального назначения отправили в Норвегию, где они прошли парадным маршем через Осло и где их опять снимали, снимали, и снимали. В результате снимки этих танков сначала в заводских цехах, а затем и на улицах Осло обошли весь мир. В результате умело поданной таким образом информации все иностранные военные специалисты убоялись, поместили силуэты нового танка во все свои офицерские справочники и стали утверждать, что танков таких у Германии… много! Очень много! А скоро станет еще больше! Есть эти фото и в наших отечественных изданиях посвященных ВОВ, есть в справочнике Хейгль, есть… везде! Например, в изданном в начале 1941 года «Определителе типов фашистских танков» Nbfz. (под именем «Рейнметалл») указывался в качестве основного «тяжелого танка» немецкой армии, при этом сообщалось, что он имеет солидную толщину брони – 50–75 мм. И все это сделали всего лишь три танка, которые много и умело… снимали!

Что касается боевой службы этих танков, то она оказалась короткой и не впечатляющей. 20 апреля 1940 года эти танки вместе с другими были приданы 196-й пехотной дивизии и направились бить англичан вместе с Pz.I и Pz.II. Дороги в Норвегии узкие, район боевых действий горный, кругом завалы, а мосты ветхие и не рассчитанные на проход такой техники. К тому же англичане вели огонь по ним из своих противотанковых ружей «Бойс» и 25-мм французских противотанковых пушек «Гочкис». В результате из 29 Pz.I, имевшихся у немцев в этом 40-ом танковом батальоне, было потеряно 8 машин, 2 из 18 Pz.II. и 1 NBFZ. Причем последний не был подбит, а просто застрял в болотистой низине в районе Лилихаммера. Вытащить его не удалось, и хотя обстановка не была такой уж драматической, экипаж танк взорвал, чтобы он не попал в руки англичан.

Оставшиеся два танка потом вернули в Рейх, где все они и затерялись. Нет документов, свидетельствующих, что их отправили на Восточный фронт, но нет и тех, что доказывают, что не отправляли. Даже в танковом музее в Мюнстере об их судьбе ничего не известно. Во всяком случае, подбить их для советских танков особого труда не составляло. Но вот их внушительный вид… тут… о, да – они повоевали отлично!

Рис. А.Шепса
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. казак волгский 8 сентября 2015 07:24
    вот и сила Пропаганды.а воспоминания о встрече с ним нашего ветерана и я в детстве читал......... хорошая статья. Спасибо!
    1. Александр72 8 сентября 2015 12:07
      Насколько мне известно, в воспоминаниях шла речь о боях под Ситно в июне 1941 года. Автор - командир танка Т-26 вспоминал, фамилии к стыду своему вспомнить не могу, что немецкие танки шли в атаку в лоб на атакующие (извините за тавталогию!) советские танки в яркий солнечный день, подминая под себя небывало высокую рожь. Разглядев уродливую угловатую многобашенную машину, командир крикнул "Рейнметалл! Броня 30 мм, пушка 75 мм!" После чего навел перекрестие прицела пушки на ближайший к нему танк, нажал ногой на спусковую педаль но выстрела не последовало, т.к. под педалью оказалась зажата стреляная гильза. Далее начала работать наша артиллерия и стреляли другие танки. В общем "Рейнметалл" накрыло целым облаком разрывов снарядов и скрыло от автора. Воспоминания, разумеется, воспроизвожу не дословно, т.к. читал давно, а под рукой текста нет. Но я хорошо запомнил обстоятельства и места встречи с танком "Рейнметалл", т.к. эти же воспоминания в разный период времени неоднократно читал в различных книгах, в том числе и в упомянутом автором статьи сборнике "Удар и защита" (тогда была издана целая серия книг о различных родах вооруженных сил - у меня лично были книги о бронетанковых войсках, о пехоте, об артиллерии, о подводных лодках). Причем в крайней из этих публикаций (читал уже в конце 90-х) вместо многобашенного танка "Рейнметалл" (который по факту не воевал, а использовался для создания пропагандисткой шумихи) фигурировал уже обычный Pz.Kpfw. IV (более известен в наших мемуарах ветеранов войны как Т-4) в модификации с короткоствольным 75-мм "окурком". Но место встречи указано тоже - Ситно, 1941 год. Статья очень интересная, побольше бы таких, автору несомненный +.
      Честь имею.
      1. qwert 8 сентября 2015 16:03
        В начале войны и He-100 часто видели. И Фердинандов по рассказам выбили более 200 штук, что были произведены. И это не вранье, а просто неправильная идентификация
    2. Комментарий был удален.
    3. Alexey RA 8 сентября 2015 12:17
      Цитата: казак волгский
      а воспоминания о встрече с ним нашего ветерана и я в детстве читал

      Пенежко Г.И. Записки советского офицера.
      По земле от села снова прошёл глухой гул. Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые чудовищные машины ярко-жёлтой, тигровой раскраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.

      — Я таких ещё не видал, — говорит Никитин. Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперёд. Его контур что-то напоминает мне. Но что?

      — «Рейнметалл»! — выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжёлого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: — Тяжёлый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок...
  2. bionik 8 сентября 2015 07:31
    Немецкие танки Nb.Fz. (Neubaufahrzeug) во дворе завода «Рейнметалл» (Rheinmetall AG) перед отправкой в Норвегию.
    1. cth;fyn 9 сентября 2015 22:13
      Знаю я один танк, тоже пиариться любит, еще в честь генерала назван...
  3. parusnik 8 сентября 2015 07:45
    Что касается боевой службы этих танков, то она оказалась короткой и не впечатляющей. -Воевать,не пиариться...
  4. ЕвВер 8 сентября 2015 08:45
    Пиаровские танки wink Интересно, спасибо !
  5. samoletil18 8 сентября 2015 09:22
    В стратежках по мотвам Второй Мировой встречаются. Что интересно, где-то их назвали "гросстрактор", хотя, это название было в 20-е годы.
    Автору + за материал.
  6. Polkovodetz 8 сентября 2015 10:01
    Интересно, что пропаганда развернутая вокруг этой машины добилась своего эффекта. Рейнметаллы не редко "встречались" на советско-германском фронте. Маршал Чуйков в воспоминаниях "Сражение века" приводит такой эпизод:"На весь фронт прогремела слава о подвиге четырех бронебойщиков 84-го гвардейского полка: Петра Болото, Григория Самойлова, Александра Беликова и Ивана Алейникова. Эти четыре героя заняли высокий курган южнее Клетской, вгрызлись в землю и устроились по-хозяйски. Между друзьями шли веселые разговоры. "Харч - дело известное, - сказал Петр Болото, взвешивая в руке тяжелый вещевой мешок. - Без него прожить можно, а вот без пушек и гранат, которыми нас снабдили, пропадешь ни за понюшку табака"...
    Команда для подготовки к бою была подана одним словом "Пыль!", и восемь глаз начали считать, сколько двигается бронированных машин. "Тридцать насчитал Беликов. - По семь на брата, да еще две лишних на всех".
    Танки разворачивались для атаки. Впереди двигался тяжелый танк "рейнметалл"; слева и справа от него катились два Т-3. Строй замыкали легкие танки Т-2. Танкисты в черных комбинезонах, по-видимому еще не обнаружив наших бойцов и окопов, находились в открытых верхних люках. Петр Болото отчетливо видел крест с белым окаймлением. Он прицелился в смотровую щель и нажал на спусковой крючок противотанкового ружья. Танк "рейнметалл" задымил, стал уменьшать скорость и наконец остановился. Распахнулись люки, и экипаж начал вылезать из танка.
    Вторым выстрелил Александр Беликов по легкому Т-2, который сразу вспыхнул. Снаряд из противотанкового ружья, по-видимому, угодил в бензобак. Через несколько секунд Болото и Беликов, точно прицелившись, снова ударили на сей раз по двум Т-3. Сколько сделали по ним выстрелов, они не считали, но в результате оба танка остановились и загорелись. Так продолжалось до вечера, пока фашисты не прекратили атаку и не отхлынули назад. В районе кургана дымились 15 танков.
    Так четыре героя закончили свой первый бой. Но этот героический подвиг был не первым и не последним."
    1. Alexey RA 8 сентября 2015 12:19
      Цитата: Polkovodetz
      Интересно, что пропаганда развернутая вокруг этой машины добилась своего эффекта. Рейнметаллы не редко "встречались" на советско-германском фронте.

      ПМСМ, "тигры" и "фердинанды" встречались в мемуарах и документах ещё чаще.
      Был даже "тигр тип 4", он же "четвёрка" Ausf.F2.
      1. kalibr 8 сентября 2015 12:29
        В журнале Техника-Молодежи в 1945 году сообщалось, что в Ленинграде устроена выставка трофейного вооружения и среди захваченной техники есть даже САУ Фердинанд,захваченный как раз под Ленинградом.Я запросил Бундесархив и они мне прислали копии бумаг из которых явствовало, что эти САУ на Восточном фронте задействовались только в трех местах. Под Ленинград не направлялось ни одной машины. Видимо, просто спутали...
        1. Alexey RA 8 сентября 2015 16:09
          Цитата: kalibr
          Я запросил Бундесархив и они мне прислали копии бумаг из которых явствовало, что эти САУ на Восточном фронте задействовались только в трех местах.

          Курская дуга (северный фас), Украина (Никополь и Тернополь), Краков, Цоссен?
          1. kalibr 8 сентября 2015 18:04
            Вы знаете не помню. Давно это было и бумаги эти куда-то задевались, но что не было под Ленинградом - точно!
            1. Alexey RA 9 сентября 2015 10:35
              Цитата: kalibr
              Вы знаете не помню. Давно это было и бумаги эти куда-то задевались, но что не было под Ленинградом - точно!

              Это да - "феди" у нас не отметились.
              Под Питером другая напасть была - "тигры". Сначала на войсковых испытаниях, а затем и штатно, в шверепанцерабтайлунге.
        2. Denis_469 8 сентября 2015 17:51
          Цитата: kalibr
          Я запросил Бундесархив и они мне прислали копии бумаг из которых явствовало, что эти САУ на Восточном фронте задействовались только в трех местах. Под Ленинград не направлялось ни одной машины. Видимо, просто спутали...

          Ничего не спутали. Просто у немцев каша с документами творится. Они порой сами не знают чего и где было. Вот наткнулся на днях на факт атаки "неизвестной" подводной лодкой советского гидрографического судна "Якутия". В немецких документах нет ничего. А оно была атакована через считанные часы, после обстрела "U-711" береговой цели на островах. Лодка просто встретила "Якутию" и атаковала. А в документы не занесла. Запрещено было атаковать мелочь там, чтобы лодки не палились и топили крупные суда. А "U-711" атаковала судно, но в отчёт эти атаки не занесла. Потому любой запрос в Германию покажет ответ, что такой атаки не было.
  7. user 8 сентября 2015 13:05
    (под именем «Рейнметалл») указывался в качестве основного «тяжелого танка» немецкой армии, при этом сообщалось, что он имеет солидную толщину брони – 50–75 мм.



    В детстве зачитывался книжками про войну, там несколько раз встречал «Рейнметалл», но что это такое реально даже представить не мог (тогда с литературой по технике вермахта было никак), думал какая то особая модификация Т-4.
    Автору большое спасибо просветил.
  8. Zaurbek 8 сентября 2015 17:42
    Когда смотришь на потери союзников в танках при боях с немцами, грустно становится! Особенно Пантер, Тигров и Фердинандов. Количество убийств ограничивалось боезапасом. По крайней мере до появления танков ИС и Су 100-122-152
  9. remy 8 сентября 2015 20:52
    в WoT я его че то видел
  10. фа2998 8 сентября 2015 21:43
    Цитата: Alexey RA
    — «Рейнметалл»! — выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжёлого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: — Тяжёлый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок...

    При всем уважении ветеранам-либо это солдатская байка,либо с другим танком перепутали.Да в Норвегии"воевали",аж 3 штуки.Причем так освещались,что эти танки-будущее танковых войск Германии.Для дезинформации(и не зря-еслиТТХ этих штучных танков оказались в советских учебных брошюрах) .Врят ли они доехали до России.
    А по танку,немцы экспериментировали.Построили этот трехбашенный монстр- и поняли,что большую машину невозможно хорошо защитить.И бросили.А СССР строил многобашенные-ни один не прожил 1941г. hi
  11. kvs207 8 сентября 2015 22:30
    Цитата: фа2998
    А СССР строил многобашенные-ни один не прожил 1941г.

    У Барятинского, в книге "Советские танки в бою" написано, что Т-28, упоминались и в 44 г. Они воевали на Карельском фронте. А Т-35, было изготовлено немного и они, действительно, после 41-го года, в боевых действиях не участвовали.
  12. Paranoid50 8 сентября 2015 23:27
    Впервые об этой машине узнал(к своему стыду) лишь лет восемь назад на бронесайте В.Чобитка. Там,кстати,справочник неполный,у тех же Панцерваффен не освещены несколько знаковых модификаций танков и самоходок,но вот Nb.Fz. присутствует с подробным описанием и историей создания. Год назад и модель приобрёл(вышла в серии ТАНКИ МИРА). Вполне себе проект в духе времени,ну был тогда "тренд" - многобашенники. Немцы же вообще только взялись за создание бронетанковых сил,коих им нельзя было иметь по итогам первой мировой(Версальский Договор). Кстати,испытания более ранней немецкой машины Grosstraktor проходили... в СССР,под Казанью(полигон "Кама"),дабы "не спалиться" в Европе по вышеупомянутой причине,потому же и "трактором" назвали. Ну пошли наши немцам навстречу,помогли воспитать первые кадры Панцерваффен... Что же до Nb.Fz.,то немцы с этой "темы" быстро "съехали",-менялась концепция,на подходе уже были Pz I и Pz II,но свой след,хоть и небольшой, в истории танкостроения "Рейнметалл" оставил. П.С. В СССР,кстати,те же СМК или Т-100 можно было часто увидеть на открытках и плакатах,по факту же их было по одному экземпляру. hi
  13. саша75 9 сентября 2015 04:15
    Кинохроника СССР-Трофеи великих битв ч1

    Введите в поисковик и вы в цвете даже увидите, тигры и фердинанды для выставки могли и в Ленинград специально привезти что-то чего у них не было на фронте ведь нужно было показать, с чем народу воевать приходилось. И выставка в Ленинграде была очень хорошая и на неё потратили много денег и эта выставка была основным обвинением в деле Ленинградского обкома тогда многих посадили и выставку разобрали.
  14. moskowit 9 сентября 2015 21:17
    Спасибо комментаторам. Напомнили мне одну из значимых книг моего детства. Г.Пенежко "Записки советского офицера". Сначала я срисовывал картинку с обложки книги. Потом лет в 14-15 прочитал её.Последний раз перечитывал лет 15 назад, после того, как часть родительской библиотеки пополнила мою. Эта книга и сейчас у меня. Попытаюсь найти цитируемые места...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня