Смертоносные катера

12
Смертоносные катера


Даже сегодня обстоятельства гибели британского крейсера "Йорк" трактуются по-разному. Некоторые авторы приписывают его уничтожение германской авиации, другие указывают на успешную операцию итальянских подводных пловцов. Истинной является третья версия: мощный тяжелый крейсер стал жертвой атаки шести маленьких суденышек из состава так называемой "10-й флотилии MAS".

Широко известны боевые действия подводных пловцов — подрывников, использующих человекоуправляемые торпеды; подробно освещены в литературе эпизоды, связанные с атаками стоящих в базах кораблей сверхмалыми подводными лодками. Менее известны отдельные случаи применения таких надводных штурмовых средств, как начиненные взрывчаткой быстроходные катера, управляемые человеком при преодолении препятствий и наведении на цель, а затем играющие роль торпеды — подрывающие эту цель в то время, когда рулевой уже покинул катер.

История подобных кораблей насчитывает не один век. Первыми взрывающимися судами были брандеры эпохи парусного флота, представлявшие собой малоценные суда, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшиеся для сожжения вражеских кораблей. Эти суда, на реях которых крепились абордажные крючья, пускали по ветру или по течению, чаще всего ночью или в тумане.

Несмотря на весьма многочисленные факты применения, в истории морских баталий можно найти не так много случаев, когда брандеры нанесли существенный вред неприятелю, ведь, по сути, главной целью парусных брандеров было, вызвать панику, поджечь один-два корабля и сломать строй. Стоит отметить, что в российском флоте также активно использовали брандеры. В том числе и в столь известных сражениях как Чесменское и в бою при Гангуте. В Чесменском бою брандер под командованием лейтенанта Ильина сцепился с турецким линейным кораблем и был подожжён, затем пожар перешел и на остальные корабли. Тогда было уничтожено 16 турецких кораблей, 6 фрегатов и более 50 мелких судов.



Но XIX век принес свои правила. Появились новые, более дальнобойные и скорострельные орудия, которые позволяли расстрелять и потопить вражеский брандер на безопасном удалении. А кроме того, железным кораблям огонь перестал наносить серьезный ущерб. Все это заставило изменить методы использования брандеров. Теперь они должны были стать взрывающимися и быстроходными, а кроме того желательно еще и малоразмерными. И брандеры продолжили свое дело и в ХХ веке.

Известно немало случаев использования идеи самоходного брандера во время I и даже II мировой войны — чаше всего для уничтожения береговых оборонительных сооружений. Так, 27 марта 1942 года при атаке базы немецких подводных лодок в Сен-Назере группой английских «коммандос» батопорт дока был разрушен при помощи начиненного 5 тоннами взрывчатки эсминца «Кэмпбелтаун». Эсминец с хода протаранил батопорт и затонул, а затем был взорван часовым механизмом. Но гораздо большее распространение в годы Второй мировой получили все-таки небольшие по размерам взрывающиеся катера.

Применение наводимых на цель водителем взрывающихся катеров во время II мировой войны особой новинкой не было: уже имелся некоторый опыт их боевого использования, в частности — в итальянском и германском флотах.

Можно, например, найти информацию об итальянском катере-танке «Грилло», построенном в 1915 году, специально для преодоления противокатерных боновых заграждений и атаки, укрывающихся в базах австрийских броненосцев. Это был деревянный мелкосидящий 10,5-тонный катер с двумя цепями-гусеницами по бортам. На цепях имелись шипы-зубья, которые вонзались в бревна бона, благодаря чему «Грилло» переползал через препятствия со скоростью до 5-5,5 м в минуту. Цепи-гусеницы приводились в движение 15-сильным электродвигателем. Обычный гребной винт, размещенный в тоннеле, имел отдельный электромотор мощностью 10 л. с. Источником электроэнергии служили аккумуляторы, «Грилло» мог нести или две торпеды или заряд (150 кг), при использовании в качестве взрывающегося катера.



В ночь на 1 мая 1918 г. была предпринята попытка нанести удар по кораблям, стоявшим в главной базе австрийского флота Попа. «Грилло» удалось преодолеть два ряда бонов и противоторпедных сетей, но уже после этого он был обнаружен дозорными кораблями и подорван. Всего построили четыре таких катера, и все они были уничтожены, не достигнув цели, поскольку скорость их оказалась явно недостаточной: даже в момент выхода в атаку они развивали не более 3,5 узла.

Отдельные образцы крупных, водоизмещением до 6-ти взрывающихся катеров имелись тогда же и в составе германского флота: они развивали скорость до 30 узлов и несли до 230 кг взрывчатки. 24 апреля 1916 года один из них был использован для атаки стоящего на якоре английского монитора. Катер при этом предательски шел под белым флагом, а на его палубе «спокойно» стояли «люди» — манекены в матросской форме, и командир английского корабля предположил, что кто-то совершает побег с территории противника. Катер был нацелен точно — при столкновении произошел сильнейший взрыв, однако заряд находился слишком высоко, на уровне бортового пояса брони, и только поэтому повреждения оказались незначительными.

Дальнейшее развитие той же идеи быстроходного взрывающегося катера, но имеющего существенно меньшие размеры, связано с предложением одного из итальянских летчиков. Командование авиации стало разрабатывать идею атаки стоящих в базах кораблей противника сверхмалыми штурмовыми катерами, которые можно было бы забрасывать прямо к месту действия по воздуху — самолетами, а точнее сказать, летающими лодками, которые могли бы садиться на воду.

Поскольку первостепенное значение приобретал вес корпуса этих «авиационных» катеров, а точнее сказать — мотолодок, два экспериментальных образца имели подвесные моторы, пришлось сделать сверхлегкими — с брезентовой «обшивкой» на хрупком деревянном каркасе. Совершенствование штурмового взрывающегося катера шло по линии повышения надежности, а, следовательно, и веса. Именно поэтому пришлось ориентироваться на быстроходные корабли, оборудованные специальными шлюпбалками, или даже на подводные лодки, имеющие цилиндрический контейнер-ангар. Для доставки подводными лодками была построена серия специальных катеров «МТР» («туристский уменьшенный»), однако основным, практически применяемым в годы войны надводным штурмовым средством, стали чуть более крупные 5,2-метровые «МТМ» — по первым буквам слов «модернизированный туристский моторный».



Автономность плавания «МТМ» с двумя 250-сильными бензиновыми «Альфа-Ромео» на максимальной скорости до 32 узлов составляла около 5 часов. Поворотная угловая колонка при преодолении препятствий легко поднималась. В носовой части корпуса размещался 300-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Дав полный ход, водитель закреплял штурвал так, чтобы катер шел прямо на цель, а сам выбрасывался в воду и влезал на деревянный спасательный плотик, до того служивший спинкой сиденья. При попадании срабатывал ударный взрыватель, и пороховые патроны, расположенные по периметру мидель-шпангоута, разрезали корпус катера надвое. Носовая зарядная часть, не имевшая запаса плавучести, шла на дно, и по достижении установленной заранее глубины, равной осадке атакуемой цели, подрывалась гидростатическим взрывателем: это позволяло нанести удар снизу в самое уязвимое место корабля.

Вот как развивались события во время удачной атаки отрядом взрывающихся катеров «МТМ» английских кораблей в бухте Суда на северном побережье о. Крит в марте 1941 года. Торопясь закончить решающие операции на Средиземном море до готовившегося нападения на Советский Союз, немецкое командование поставило целью, во что бы то ни стало и как можно скорее овладеть этим островом, имевшим важнейшее стратегическое значение. Высадке морского десанта препятствовало то, что Крит защищали главные силы английского флота, 4 линкора, 9 крейсеров, свыше 20 эсминцев. Немецких кораблей на Средиземном море практически не было, а итальянский флот, которым так гордился дуче до начала войны, только что потерпел, целую серию жестоких поражений.

Вот тогда-то и вспомнили о взрывающихся катерах итальянцев, способных, как казалось, нанести ответный удар по английской эскадре. Днем 25 марта авиаразведка установила появление нескольких кораблей и группы транспортов англичан в их новой военно-морской базе — бухте Суда. Немедленно вышли в море два небольших миноносца «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла». Пользуясь наступившей темнотой, они подобрались примерно на 10 миль к входу в базу. Никаких шансов прорваться вглубь хорошо охраняемой бухты, перегороженной тремя рядами бонов и сетей, они, конечно же, не имели: в данном случае миноносцы играли роль кораблей-носителей. С них очень быстро (на тренировках это занимало всего 35 секунд) спустили на воду катера, на каждом из них занял место рулевой, и сомкнутым строем отряд устремился к цели. За ночь шесть маленьких «МТМ» преодолели все препятствия. Третий ряд заграждений они проходили, прижавшись к самому берегу, однако и при этом остались необнаруженными, уж так была поставлена служба у англичан. Затем итальянцы спокойно дождались рассвета и распределили цели: двум из них было поручено атаковать крейсер, на котором как раз начинали побудку — слышались свистки боцманских дудок.



Вот что было указано в донесении командира группы Л. Фаджони; «После команды «Вперед!» Кабрини и Тедески устремляются на крейсер. Их катера быстро выходят на максимальную скорость, и через несколько секунд раздается взрыв, а немедленно за ним — звуки выстрелов зениток, стреляющих по отсутствующим самолетам». Из донесения А. Кабрини: «Вначале идем борт о борт на скорости полного хода. Когда приблизились к крейсеру на 80 м, закрепляю руль и прыгаю в воду; катер наведен на центр крейсера. Прежде чем я взобрался на плотик, слышу звуки ударов двух катеров по корпусу корабля. Ясно слышу сначала взрывы, разрезающие катера, а через несколько мгновений подводный. Сразу же вижу сильно накренившийся крейсер».

Как было уже сказано в начале статьи, подорванный тяжелый крейсер «Йорк» водоизмещением 18 000 т — таким был итог этой атаки, однако, стоит отметить, практически она ничего не дала. В итоге немцам пришлось брать Крит не с моря, а с воздуха. Потери при этом оказались очень большими — 4000 десантников и 350 самолетов, а время для развития успеха было безвозвратно упущено. Как отмечает западногерманский историк Ф. Руге, основные силы, предназначавшиеся для нанесения следующих ударов по Мальте и Суэцкому каналу, «пришлось срочно перебрасывать на исходные позиции для похода в Россию».



Тем не менее, успех налета на бухту Суда подсказал мысль атаковать аналогичным же образом главную базу англичан — Ла-Валетту на Мальте. При разработке операции выяснилось, что прорваться в гавань Гран-Харбор через основной вход практически невозможно; пришлось бы преодолевать уже четыре линии усовершенствованных заграждений, а рассчитывать на неожиданность теперь было нельзя — англичане, захватившие в бухте Суда в плен всех шестерых рулевых и тщательно обследовавшие один невзорвавшийся «МТМ», соответственно усилили охрану базы.

Кроме того, итальянцы еще не знали о применении англичанами новинки — радиолокационных станций обнаружения. Единственным вариантом казался прорыв через узкий боковой проход под мостом, соединявшим у старого форта Сант-Эльмо с северным берегом. Однако с моста свешивалась мощная противоторпедная сеть, надежно перекрывающая проход до самого дна бухты. В конце концов, было решено подорвать это заграждение с помощью подводников-диверсантов.

В ночь на 26 июля 1941 года, 8 взрывающихся катеров подошли к мосту, однако взрыва, который должен был открыть им путь, так и не услышали: вовремя уничтожить сеть не удалось из-за пустяковой неисправности двигателя человекоторпеды. Когда же на заграждение ринулся один из катеров, произошло непредвиденное: рухнувшая при его взрыве ферма моста полностью закупорила проход. Не подозревая об этом, водители остальных семи атакующих катеров полным ходом устремились под мост и — залитые светом прожекторов, поражаемые шквальным перекрестным огнем, попали в ловушку. «Достаточно было нескольких секунд, — писали потом англичане, — и на поверхности моря прекратилось всякое движение».



Известно, что имелись взрывающиеся катера и в составе немецкого флота. Как писал в своих мемуарах командовавший нашим Северным флотом адмирал А.Г. Головко, к моменту капитуляции гитлеровцев только в норвежских базах было сосредоточено 230 таких катеров и 240 человекоторпед. При этом сумрачным тевтонским гением был создан по-настоящему оригинальный образец радиоуправляемого «катера-торпеды». В 1945 году был разработан проект «Tорнадо». В качестве силовой установки на этом катере планировалось использовать реактивный пульсирующий двигатель Argus 109-014, аналогичный используемому на самолете-снаряде Fi 103 (ФАУ-1). Мотор должен был монтироваться над палубой на специальных пилонах. Сам катер выполнялся в виде катамарана с использованием авиационных поплавков. Согласно расчетам, скорость должна была составить 65 узлов.



Развитию надводных штурмовых средств и, в частности, взрывающимся катерам уделялось особое внимание в японском флоте. К моменту капитуляции Японии в составе ее ВМС насчитывалось огромное количество — около 6200 таких катеров типа «Шинио». Очевидно, это единственный в истории мирового кораблестроения случай, когда строилась столь большая серия боевых катеров. Массовая постройка их началась в 1944 году, на самых различных предприятиях, включая автозаводы и мастерские не только в Японии, но и в Шанхае, Сингапуре, Индонезии. Ежемесячно спускалось на воду 400-600 единиц. «Шинио» имели длину 5,1 м; в носовой части размещался 250-килограммовый заряд. Один или два автомобильных двигателя мощностью 67 л. с. обеспечивали скорость 18-28 уз. Направив катер в цель, водитель, как и на итальянских «МГМ», выбрасывался в воду.

«Шинио» использовались в боях за Окинаву и Филиппины, но не могли оказать существенного влияния на ход боевых операций. На заключительном этапе войны японское командование, опасаясь высадки американских войск, сосредоточило в заливах и бухточках побережья Японии около 2000 катеров для атаки противника немедленно, после постановки десантных судов на якорь для разгрузки.



Взрывающиеся катера применялись во Второй мировой войне и американским флотом, особенно после высадки в Нормандии, когда была сделана ставка на расширение «кнопочной войны» — войны с использованием новейшей техники. В частности, подрывники ВМС, направленные на Средиземное море, получили в свое распоряжение три крупные партии взрывающихся радиоуправляемых катеров «Апекс» для уничтожения прибрежных укреплений.

«Апексы» были применены в ходе десантных операций в Южной Франции 15 августа 1944 года. В 1 миле от берега экипажи взрывающихся катеров, переключив руль на управление по радио, пересели на сопровождающие суда, и 18 «Апексов» были нацелены на важнейшие береговые укрепления. 15 из них взорвались на разном удалении от целей: в воздух взлетели огромные фонтаны воды, облака дыма, обломки; на двух катерах заглохли моторы, а один потерял управление, повернул в сторону и нанес серьезные повреждения своему же охотнику за подводными лодками.

Как видим, применение взрывающихся катеров чаще всего было неудачным. Но, даже в случае успеха, влияние подобных диверсионных операций на ход сражений на том или ином театре, как правило, оказывалось незначительным. А иногда катерам просто не давали возможности выйти в море. Вот один эпизод из истории боевых действий на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Летом 1942 года у гитлеровцев, осаждавших Ленинград, появилось базировавшееся на Стрельне, тщательно маскируемое соединение быстроходных штурмботов. Имея сведения об использовании итальянцами и немцами на Средиземном море взрывающихся катеров, наше командование заподозрило, что какая-то часть «стрельнинских» штурмботов, может быть, предназначена для атаки наиболее ценных кораблей КБФ. Меры были приняты своевременно: легководолазы роты особого назначения И.В. Прохватилова забросали катера противотанковыми гранатами.

Источники:
Боргезе Ю., Беккер К. Подводные диверсанты во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2001. С. 91-105, 629-630.
Широкорад А. Итальянский взрывающийся катер МТМ //Адмирал Октябрьский против Муссолини. М.: Вече, 2011. С. 89-95.
Кофман В. Катера-диверсанты // Моделист-конструктор. 1988. №4. С. 23-25.
Косиков И. Взрывающиеся катера // Катера и яхты. 1983. №2. С. 88-91.
Ненахов Ю. Чудо-оружие третьего рейха. Минск: Харвест, 1999. С. 523-529.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 сентября 2015 07:03
    Статье плюс за просвещение и минус за недостоверную информацию технического характера! negative
    Водоизмещение "Йорка" стандартное(чисто железо,из которого он построен) - 8700т. Да и полное ( с припасами, командой,топливом и расходными материалами типа воды и боезапаса) 11000 с хвостиком!! Что никак не дотягивает до полноценных 18000!
    Господа авторы, при печатании своих опусов проверяйте то, что вы пишете! Дадно я и такие же как я разбираемся и можем лишь улыбнуться неточностям, а малолетние балбесы по незнанию и из-за скудоумия будут разносить заведомо неточную информацию, распространяя в итоге то, что в простонародии называтся ложью!
    Ничего личного, лишь констатация фактов! hi
    1. +3
      10 сентября 2015 07:13
      Цитата: рюрикович
      Водоизмещение "Йорка" полное 11000 Что никак не дотягивает до полноценных 18000!


      Возможно и опечатка. Наверно должно было быть 10 800 т.
      Главное, итальянцы смогли завалить тяжелый крейсер. Хотя все привыкли, что англичане- это крутые моряки, а итальянцы- так себе, несерьезные парни. Но, похоже это тоже не совсем верный стереотип.
  2. +3
    10 сентября 2015 09:28
    Катера МТМ состаяли в 10-ой флотилия MAS.«Десятая флотилия МАС» MAS — аббревиатура от итал. Mezzi d'Assalto — штурмовые средства; также есть вариант итал. Motoscafo Armato Silurante — вооружённые торпедные катера. Командир был Юнио Валерио Боргезе"Чёрный князь".
  3. 0
    10 сентября 2015 11:05
    Где-то я уже слышал про Боргезе. Он не типа ли Скорцени был?
    1. +1
      11 сентября 2015 08:44
      Ну ты сказал... :))) Скорцени по сравнению с ним - мелкий плебей, которому один раз повезло выдернуть из под ареста Муссолини и прославиться этим.
      Даже не поленюсь дать ссылкуна мемуары австрийца:
      http://militera.lib.ru/memo/german/skorzeny1/index.html
  4. +4
    10 сентября 2015 11:05
    Итальянцы серьезно увлекались такими морскими коммандос-диверсантами.
    Поэтому после взрыв линкора Новороссийск (бывший итальянский Giulio Cesare)
    в 1949 в Севастополе подозрение сразу пало на них.
    Ребята после войны болтались без работы, а энергии было хоть отбавляй.
    Вид их бывшей гордости под иностранным флагом не давал им спать.
    Линкор был старый (1910 года) и серьезной военной ценности не представлял
    ни для кого. А вот престиж Италии задевал...
    1. +2
      10 сентября 2015 11:45
      Giulio Cesare-Юлий Цезарь.
      1. +1
        10 сентября 2015 13:36
        Цитата: voyaka uh
        Поэтому после взрыв линкора Новороссийск (бывший итальянский Giulio Cesare)
        в 1949

        Линкор был потоплен 29 октября 1955 года,а не в 1949г.
    2. TWR
      0
      11 сентября 2015 00:26
      Цитата: voyaka uh
      Вид их бывшей гордости под иностранным флагом не давал им спать.

      Какая "гордость", 41 год от роду? Это не гордость, а плавучий металлолом. Он еще в 1928г. был выведен из основного состава итальянского флота. С тех пор был на вспомогательных ролях. Странно, как не утонул раньше. Сам по себе.
      Так что спали они по поводу этой рухляди хорошо.
  5. +2
    10 сентября 2015 11:16
    Цитата: voyaka uh
    Линкор был старый (1910 года) и серьезной военной ценности не представлял
    Только не для СССР того времени.
    1. +4
      10 сентября 2015 16:28
      Особенно с учетом еще итальянской модернизации, проведенной в 30-е годы и мощного артиллерийского вооружения, которым не обладал ни один сохранившийся к тому времени в строю советский линкор (10 320-мм орудий ГК на "Новороссийске" против 12 305-мм орудий на окончательно устаревших линкорах "Октябрьская Революция" и "Севастополь" (бывшая "Парижская Коммуна") (третий линкор "Марат" к тому времени переквалифицированный в несамоходное учебное судно "Волхов" уже был исключен из состава ВМФ и передан на слом 04.09.1953 г.). Кстати после гибели "Новороссийска" оба оставшихся линкора тоже задержались в строю ненадолго - 17.02.1956 г. исключены из состава флота и сданы на слом. Кстати имелась информация (сколь-нибудь заслуживающего внимания подтверждения которой я не нашел) о том, что для 320-мм орудий "Новороссийска" были разработаны специальные снаряды с ядерной начинкой. Что в принципе даже при технологических наработках тех лет было уже вполне осуществимо. А поводу роли пловцов бывшей 10-й флотилии МАС, то князь Боргезе грозился помимо "Новороссийска" потопить все крупные надводные корабли бывшего итальянского флота, которые после окончания 2-й мировой войны по репарациям вошли в состав Черноморского флота, но почему то ни один из не взорвался и не погиб, все корабли были списаны в разное время и сданы на слом (некоторые еще до гибели "Новороссийска"):
      крейсер "Керчь" (бывш. легкий крейсер "Emanuele Filiberto duca d,Aosta") - списан 20.02.1958 г., кстати этот корабль вступил в строй итальянского флота еще 13.07.1935 г.
      эсминец "Ладный" (эскортный миноносец "Animoso") - списан 31.01.1958 г.,
      эсминец "Легкий" (эсминец "Fuciliere") - списан 21.01.1960 г.,
      эсминец "Летный" (эскортный миноносец "Fortunale") - списан 29.12.1959 г.,
      эсминец "Летучий" (эсминец "Artigliere") - списан 03.07.1951 г.,
      эсминец "Лютый" (эскортный миноносец "Ardimentoso") - списан 31.10.1959 г.
      Все корабли к моменту списания на слом уже окончательно устарели (не сколько физически, сколько морально) и не представляли особой ценности для флота.
      Честь потопления британского тяжелого крейсера "Йорк" (водоизмещение: стандартное - 8250 т, полное - 10350 т) приписывается то неизвестной итальянской подводной лодке, то немцы заявляют что англичанина потопили их "штуки" Ю-87 из Х-го авиакорпуса Люфтваффе. Но и итальянцы и англичане сошлись в конце концов в том, что "Йорк" потопили в ночь на 26 марта 1941 г. 6 взрывающихся катеров МТМ под командованием лейтенанта Фаджиони. К несомненному успеху 10-й флотилии МАС следует отнести и потопление британских линкоров "Вэлиент" и "Куин Элизабет" в гавани Александрии в ночь на 19 декабря 1941 г. Правда там итальянцы использовали управляемые торпеды SLC ("майяле") и линкоры англичане затем подняли и отремонтировали. Но это никак не умаляет подвига итальянских боевых пловцов.
      Честь имею.
    2. +1
      10 сентября 2015 20:14
      Да фиг его знает - про "ценность" его!
      Вот что точно, так это то, что много моряков тогда погибло исключительно из-за бестолковой организации операции спасения "Новороссийска". Начиная от момента взрыва..
      И корабль не спасли, и людей угробили.
      1. TWR
        0
        11 сентября 2015 00:39
        Цитата: Wasiliy1985
        И корабль не спасли, и людей угробили.

        Это да. Окончательно его угробила "спасательная операция".
  6. 0
    10 сентября 2015 18:20
    Интересные факты из истории спасибо!