Смертоносные катера

Смертоносные катера


Даже сегодня обстоятельства гибели британского крейсера "Йорк" трактуются по-разному. Некоторые авторы приписывают его уничтожение германской авиации, другие указывают на успешную операцию итальянских подводных пловцов. Истинной является третья версия: мощный тяжелый крейсер стал жертвой атаки шести маленьких суденышек из состава так называемой "10-й флотилии MAS".

Широко известны боевые действия подводных пловцов — подрывников, использующих человекоуправляемые торпеды; подробно освещены в литературе эпизоды, связанные с атаками стоящих в базах кораблей сверхмалыми подводными лодками. Менее известны отдельные случаи применения таких надводных штурмовых средств, как начиненные взрывчаткой быстроходные катера, управляемые человеком при преодолении препятствий и наведении на цель, а затем играющие роль торпеды — подрывающие эту цель в то время, когда рулевой уже покинул катер.


История подобных кораблей насчитывает не один век. Первыми взрывающимися судами были брандеры эпохи парусного флота, представлявшие собой малоценные суда, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами, предназначавшиеся для сожжения вражеских кораблей. Эти суда, на реях которых крепились абордажные крючья, пускали по ветру или по течению, чаще всего ночью или в тумане.

Несмотря на весьма многочисленные факты применения, в истории морских баталий можно найти не так много случаев, когда брандеры нанесли существенный вред неприятелю, ведь, по сути, главной целью парусных брандеров было, вызвать панику, поджечь один-два корабля и сломать строй. Стоит отметить, что в российском флоте также активно использовали брандеры. В том числе и в столь известных сражениях как Чесменское и в бою при Гангуте. В Чесменском бою брандер под командованием лейтенанта Ильина сцепился с турецким линейным кораблем и был подожжён, затем пожар перешел и на остальные корабли. Тогда было уничтожено 16 турецких кораблей, 6 фрегатов и более 50 мелких судов.



Но XIX век принес свои правила. Появились новые, более дальнобойные и скорострельные орудия, которые позволяли расстрелять и потопить вражеский брандер на безопасном удалении. А кроме того, железным кораблям огонь перестал наносить серьезный ущерб. Все это заставило изменить методы использования брандеров. Теперь они должны были стать взрывающимися и быстроходными, а кроме того желательно еще и малоразмерными. И брандеры продолжили свое дело и в ХХ веке.

Известно немало случаев использования идеи самоходного брандера во время I и даже II мировой войны — чаше всего для уничтожения береговых оборонительных сооружений. Так, 27 марта 1942 года при атаке базы немецких подводных лодок в Сен-Назере группой английских «коммандос» батопорт дока был разрушен при помощи начиненного 5 тоннами взрывчатки эсминца «Кэмпбелтаун». Эсминец с хода протаранил батопорт и затонул, а затем был взорван часовым механизмом. Но гораздо большее распространение в годы Второй мировой получили все-таки небольшие по размерам взрывающиеся катера.

Применение наводимых на цель водителем взрывающихся катеров во время II мировой войны особой новинкой не было: уже имелся некоторый опыт их боевого использования, в частности — в итальянском и германском флотах.

Можно, например, найти информацию об итальянском катере-танке «Грилло», построенном в 1915 году, специально для преодоления противокатерных боновых заграждений и атаки, укрывающихся в базах австрийских броненосцев. Это был деревянный мелкосидящий 10,5-тонный катер с двумя цепями-гусеницами по бортам. На цепях имелись шипы-зубья, которые вонзались в бревна бона, благодаря чему «Грилло» переползал через препятствия со скоростью до 5-5,5 м в минуту. Цепи-гусеницы приводились в движение 15-сильным электродвигателем. Обычный гребной винт, размещенный в тоннеле, имел отдельный электромотор мощностью 10 л. с. Источником электроэнергии служили аккумуляторы, «Грилло» мог нести или две торпеды или заряд (150 кг), при использовании в качестве взрывающегося катера.



В ночь на 1 мая 1918 г. была предпринята попытка нанести удар по кораблям, стоявшим в главной базе австрийского флота Попа. «Грилло» удалось преодолеть два ряда бонов и противоторпедных сетей, но уже после этого он был обнаружен дозорными кораблями и подорван. Всего построили четыре таких катера, и все они были уничтожены, не достигнув цели, поскольку скорость их оказалась явно недостаточной: даже в момент выхода в атаку они развивали не более 3,5 узла.

Отдельные образцы крупных, водоизмещением до 6-ти взрывающихся катеров имелись тогда же и в составе германского флота: они развивали скорость до 30 узлов и несли до 230 кг взрывчатки. 24 апреля 1916 года один из них был использован для атаки стоящего на якоре английского монитора. Катер при этом предательски шел под белым флагом, а на его палубе «спокойно» стояли «люди» — манекены в матросской форме, и командир английского корабля предположил, что кто-то совершает побег с территории противника. Катер был нацелен точно — при столкновении произошел сильнейший взрыв, однако заряд находился слишком высоко, на уровне бортового пояса брони, и только поэтому повреждения оказались незначительными.

Дальнейшее развитие той же идеи быстроходного взрывающегося катера, но имеющего существенно меньшие размеры, связано с предложением одного из итальянских летчиков. Командование авиации стало разрабатывать идею атаки стоящих в базах кораблей противника сверхмалыми штурмовыми катерами, которые можно было бы забрасывать прямо к месту действия по воздуху — самолетами, а точнее сказать, летающими лодками, которые могли бы садиться на воду.

Поскольку первостепенное значение приобретал вес корпуса этих «авиационных» катеров, а точнее сказать — мотолодок, два экспериментальных образца имели подвесные моторы, пришлось сделать сверхлегкими — с брезентовой «обшивкой» на хрупком деревянном каркасе. Совершенствование штурмового взрывающегося катера шло по линии повышения надежности, а, следовательно, и веса. Именно поэтому пришлось ориентироваться на быстроходные корабли, оборудованные специальными шлюпбалками, или даже на подводные лодки, имеющие цилиндрический контейнер-ангар. Для доставки подводными лодками была построена серия специальных катеров «МТР» («туристский уменьшенный»), однако основным, практически применяемым в годы войны надводным штурмовым средством, стали чуть более крупные 5,2-метровые «МТМ» — по первым буквам слов «модернизированный туристский моторный».



Автономность плавания «МТМ» с двумя 250-сильными бензиновыми «Альфа-Ромео» на максимальной скорости до 32 узлов составляла около 5 часов. Поворотная угловая колонка при преодолении препятствий легко поднималась. В носовой части корпуса размещался 300-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Дав полный ход, водитель закреплял штурвал так, чтобы катер шел прямо на цель, а сам выбрасывался в воду и влезал на деревянный спасательный плотик, до того служивший спинкой сиденья. При попадании срабатывал ударный взрыватель, и пороховые патроны, расположенные по периметру мидель-шпангоута, разрезали корпус катера надвое. Носовая зарядная часть, не имевшая запаса плавучести, шла на дно, и по достижении установленной заранее глубины, равной осадке атакуемой цели, подрывалась гидростатическим взрывателем: это позволяло нанести удар снизу в самое уязвимое место корабля.

Вот как развивались события во время удачной атаки отрядом взрывающихся катеров «МТМ» английских кораблей в бухте Суда на северном побережье о. Крит в марте 1941 года. Торопясь закончить решающие операции на Средиземном море до готовившегося нападения на Советский Союз, немецкое командование поставило целью, во что бы то ни стало и как можно скорее овладеть этим островом, имевшим важнейшее стратегическое значение. Высадке морского десанта препятствовало то, что Крит защищали главные силы английского флота, 4 линкора, 9 крейсеров, свыше 20 эсминцев. Немецких кораблей на Средиземном море практически не было, а итальянский флот, которым так гордился дуче до начала войны, только что потерпел, целую серию жестоких поражений.

Вот тогда-то и вспомнили о взрывающихся катерах итальянцев, способных, как казалось, нанести ответный удар по английской эскадре. Днем 25 марта авиаразведка установила появление нескольких кораблей и группы транспортов англичан в их новой военно-морской базе — бухте Суда. Немедленно вышли в море два небольших миноносца «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла». Пользуясь наступившей темнотой, они подобрались примерно на 10 миль к входу в базу. Никаких шансов прорваться вглубь хорошо охраняемой бухты, перегороженной тремя рядами бонов и сетей, они, конечно же, не имели: в данном случае миноносцы играли роль кораблей-носителей. С них очень быстро (на тренировках это занимало всего 35 секунд) спустили на воду катера, на каждом из них занял место рулевой, и сомкнутым строем отряд устремился к цели. За ночь шесть маленьких «МТМ» преодолели все препятствия. Третий ряд заграждений они проходили, прижавшись к самому берегу, однако и при этом остались необнаруженными, уж так была поставлена служба у англичан. Затем итальянцы спокойно дождались рассвета и распределили цели: двум из них было поручено атаковать крейсер, на котором как раз начинали побудку — слышались свистки боцманских дудок.



Вот что было указано в донесении командира группы Л. Фаджони; «После команды «Вперед!» Кабрини и Тедески устремляются на крейсер. Их катера быстро выходят на максимальную скорость, и через несколько секунд раздается взрыв, а немедленно за ним — звуки выстрелов зениток, стреляющих по отсутствующим самолетам». Из донесения А. Кабрини: «Вначале идем борт о борт на скорости полного хода. Когда приблизились к крейсеру на 80 м, закрепляю руль и прыгаю в воду; катер наведен на центр крейсера. Прежде чем я взобрался на плотик, слышу звуки ударов двух катеров по корпусу корабля. Ясно слышу сначала взрывы, разрезающие катера, а через несколько мгновений подводный. Сразу же вижу сильно накренившийся крейсер».

Как было уже сказано в начале статьи, подорванный тяжелый крейсер «Йорк» водоизмещением 18 000 т — таким был итог этой атаки, однако, стоит отметить, практически она ничего не дала. В итоге немцам пришлось брать Крит не с моря, а с воздуха. Потери при этом оказались очень большими — 4000 десантников и 350 самолетов, а время для развития успеха было безвозвратно упущено. Как отмечает западногерманский историк Ф. Руге, основные силы, предназначавшиеся для нанесения следующих ударов по Мальте и Суэцкому каналу, «пришлось срочно перебрасывать на исходные позиции для похода в Россию».



Тем не менее, успех налета на бухту Суда подсказал мысль атаковать аналогичным же образом главную базу англичан — Ла-Валетту на Мальте. При разработке операции выяснилось, что прорваться в гавань Гран-Харбор через основной вход практически невозможно; пришлось бы преодолевать уже четыре линии усовершенствованных заграждений, а рассчитывать на неожиданность теперь было нельзя — англичане, захватившие в бухте Суда в плен всех шестерых рулевых и тщательно обследовавшие один невзорвавшийся «МТМ», соответственно усилили охрану базы.

Кроме того, итальянцы еще не знали о применении англичанами новинки — радиолокационных станций обнаружения. Единственным вариантом казался прорыв через узкий боковой проход под мостом, соединявшим у старого форта Сант-Эльмо с северным берегом. Однако с моста свешивалась мощная противоторпедная сеть, надежно перекрывающая проход до самого дна бухты. В конце концов, было решено подорвать это заграждение с помощью подводников-диверсантов.

В ночь на 26 июля 1941 года, 8 взрывающихся катеров подошли к мосту, однако взрыва, который должен был открыть им путь, так и не услышали: вовремя уничтожить сеть не удалось из-за пустяковой неисправности двигателя человекоторпеды. Когда же на заграждение ринулся один из катеров, произошло непредвиденное: рухнувшая при его взрыве ферма моста полностью закупорила проход. Не подозревая об этом, водители остальных семи атакующих катеров полным ходом устремились под мост и — залитые светом прожекторов, поражаемые шквальным перекрестным огнем, попали в ловушку. «Достаточно было нескольких секунд, — писали потом англичане, — и на поверхности моря прекратилось всякое движение».



Известно, что имелись взрывающиеся катера и в составе немецкого флота. Как писал в своих мемуарах командовавший нашим Северным флотом адмирал А.Г. Головко, к моменту капитуляции гитлеровцев только в норвежских базах было сосредоточено 230 таких катеров и 240 человекоторпед. При этом сумрачным тевтонским гением был создан по-настоящему оригинальный образец радиоуправляемого «катера-торпеды». В 1945 году был разработан проект «Tорнадо». В качестве силовой установки на этом катере планировалось использовать реактивный пульсирующий двигатель Argus 109-014, аналогичный используемому на самолете-снаряде Fi 103 (ФАУ-1). Мотор должен был монтироваться над палубой на специальных пилонах. Сам катер выполнялся в виде катамарана с использованием авиационных поплавков. Согласно расчетам, скорость должна была составить 65 узлов.



Развитию надводных штурмовых средств и, в частности, взрывающимся катерам уделялось особое внимание в японском флоте. К моменту капитуляции Японии в составе ее ВМС насчитывалось огромное количество — около 6200 таких катеров типа «Шинио». Очевидно, это единственный в истории мирового кораблестроения случай, когда строилась столь большая серия боевых катеров. Массовая постройка их началась в 1944 году, на самых различных предприятиях, включая автозаводы и мастерские не только в Японии, но и в Шанхае, Сингапуре, Индонезии. Ежемесячно спускалось на воду 400-600 единиц. «Шинио» имели длину 5,1 м; в носовой части размещался 250-килограммовый заряд. Один или два автомобильных двигателя мощностью 67 л. с. обеспечивали скорость 18-28 уз. Направив катер в цель, водитель, как и на итальянских «МГМ», выбрасывался в воду.

«Шинио» использовались в боях за Окинаву и Филиппины, но не могли оказать существенного влияния на ход боевых операций. На заключительном этапе войны японское командование, опасаясь высадки американских войск, сосредоточило в заливах и бухточках побережья Японии около 2000 катеров для атаки противника немедленно, после постановки десантных судов на якорь для разгрузки.



Взрывающиеся катера применялись во Второй мировой войне и американским флотом, особенно после высадки в Нормандии, когда была сделана ставка на расширение «кнопочной войны» — войны с использованием новейшей техники. В частности, подрывники ВМС, направленные на Средиземное море, получили в свое распоряжение три крупные партии взрывающихся радиоуправляемых катеров «Апекс» для уничтожения прибрежных укреплений.

«Апексы» были применены в ходе десантных операций в Южной Франции 15 августа 1944 года. В 1 миле от берега экипажи взрывающихся катеров, переключив руль на управление по радио, пересели на сопровождающие суда, и 18 «Апексов» были нацелены на важнейшие береговые укрепления. 15 из них взорвались на разном удалении от целей: в воздух взлетели огромные фонтаны воды, облака дыма, обломки; на двух катерах заглохли моторы, а один потерял управление, повернул в сторону и нанес серьезные повреждения своему же охотнику за подводными лодками.

Как видим, применение взрывающихся катеров чаще всего было неудачным. Но, даже в случае успеха, влияние подобных диверсионных операций на ход сражений на том или ином театре, как правило, оказывалось незначительным. А иногда катерам просто не давали возможности выйти в море. Вот один эпизод из истории боевых действий на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Летом 1942 года у гитлеровцев, осаждавших Ленинград, появилось базировавшееся на Стрельне, тщательно маскируемое соединение быстроходных штурмботов. Имея сведения об использовании итальянцами и немцами на Средиземном море взрывающихся катеров, наше командование заподозрило, что какая-то часть «стрельнинских» штурмботов, может быть, предназначена для атаки наиболее ценных кораблей КБФ. Меры были приняты своевременно: легководолазы роты особого назначения И.В. Прохватилова забросали катера противотанковыми гранатами.

Источники:
Боргезе Ю., Беккер К. Подводные диверсанты во Второй мировой войне. М.: АСТ, 2001. С. 91-105, 629-630.
Широкорад А. Итальянский взрывающийся катер МТМ //Адмирал Октябрьский против Муссолини. М.: Вече, 2011. С. 89-95.
Кофман В. Катера-диверсанты // Моделист-конструктор. 1988. №4. С. 23-25.
Косиков И. Взрывающиеся катера // Катера и яхты. 1983. №2. С. 88-91.
Ненахов Ю. Чудо-оружие третьего рейха. Минск: Харвест, 1999. С. 523-529.
Автор: Инженер-технарь


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 12

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рюрикович (Андрей) 10 сентября 2015 07:03
    Статье плюс за просвещение и минус за недостоверную информацию технического характера! negative
    Водоизмещение "Йорка" стандартное(чисто железо,из которого он построен) - 8700т. Да и полное ( с припасами, командой,топливом и расходными материалами типа воды и боезапаса) 11000 с хвостиком!! Что никак не дотягивает до полноценных 18000!
    Господа авторы, при печатании своих опусов проверяйте то, что вы пишете! Дадно я и такие же как я разбираемся и можем лишь улыбнуться неточностям, а малолетние балбесы по незнанию и из-за скудоумия будут разносить заведомо неточную информацию, распространяя в итоге то, что в простонародии называтся ложью!
    Ничего личного, лишь констатация фактов! hi
    1. qwert (Эдуард) 10 сентября 2015 07:13
      Цитата: рюрикович
      Водоизмещение "Йорка" полное 11000 Что никак не дотягивает до полноценных 18000!


      Возможно и опечатка. Наверно должно было быть 10 800 т.
      Главное, итальянцы смогли завалить тяжелый крейсер. Хотя все привыкли, что англичане- это крутые моряки, а итальянцы- так себе, несерьезные парни. Но, похоже это тоже не совсем верный стереотип.
  2. bionik (владислав) 10 сентября 2015 09:28
    Катера МТМ состаяли в 10-ой флотилия MAS.«Десятая флотилия МАС» MAS — аббревиатура от итал. Mezzi d'Assalto — штурмовые средства; также есть вариант итал. Motoscafo Armato Silurante — вооружённые торпедные катера. Командир был Юнио Валерио Боргезе"Чёрный князь".
  3. qwert (Эдуард) 10 сентября 2015 11:05
    Где-то я уже слышал про Боргезе. Он не типа ли Скорцени был?
    1. RiverVV 11 сентября 2015 08:44
      Ну ты сказал... :))) Скорцени по сравнению с ним - мелкий плебей, которому один раз повезло выдернуть из под ареста Муссолини и прославиться этим.
      Даже не поленюсь дать ссылкуна мемуары австрийца:
      http://militera.lib.ru/memo/german/skorzeny1/index.html
  4. voyaka uh (Alexey) 10 сентября 2015 11:05
    Итальянцы серьезно увлекались такими морскими коммандос-диверсантами.
    Поэтому после взрыв линкора Новороссийск (бывший итальянский Giulio Cesare)
    в 1949 в Севастополе подозрение сразу пало на них.
    Ребята после войны болтались без работы, а энергии было хоть отбавляй.
    Вид их бывшей гордости под иностранным флагом не давал им спать.
    Линкор был старый (1910 года) и серьезной военной ценности не представлял
    ни для кого. А вот престиж Италии задевал...
    1. bionik (владислав) 10 сентября 2015 11:45
      Giulio Cesare-Юлий Цезарь.
      1. Вялик (Вялик) 10 сентября 2015 13:36
        Цитата: voyaka uh
        Поэтому после взрыв линкора Новороссийск (бывший итальянский Giulio Cesare)
        в 1949

        Линкор был потоплен 29 октября 1955 года,а не в 1949г.
    2. TWR 11 сентября 2015 00:26
      Цитата: voyaka uh
      Вид их бывшей гордости под иностранным флагом не давал им спать.

      Какая "гордость", 41 год от роду? Это не гордость, а плавучий металлолом. Он еще в 1928г. был выведен из основного состава итальянского флота. С тех пор был на вспомогательных ролях. Странно, как не утонул раньше. Сам по себе.
      Так что спали они по поводу этой рухляди хорошо.
      TWR
  5. qwert (Эдуард) 10 сентября 2015 11:16
    Цитата: voyaka uh
    Линкор был старый (1910 года) и серьезной военной ценности не представлял
    Только не для СССР того времени.
    1. Александр72 (Нурлин Александр Григорьевич) 10 сентября 2015 16:28
      Особенно с учетом еще итальянской модернизации, проведенной в 30-е годы и мощного артиллерийского вооружения, которым не обладал ни один сохранившийся к тому времени в строю советский линкор (10 320-мм орудий ГК на "Новороссийске" против 12 305-мм орудий на окончательно устаревших линкорах "Октябрьская Революция" и "Севастополь" (бывшая "Парижская Коммуна") (третий линкор "Марат" к тому времени переквалифицированный в несамоходное учебное судно "Волхов" уже был исключен из состава ВМФ и передан на слом 04.09.1953 г.). Кстати после гибели "Новороссийска" оба оставшихся линкора тоже задержались в строю ненадолго - 17.02.1956 г. исключены из состава флота и сданы на слом. Кстати имелась информация (сколь-нибудь заслуживающего внимания подтверждения которой я не нашел) о том, что для 320-мм орудий "Новороссийска" были разработаны специальные снаряды с ядерной начинкой. Что в принципе даже при технологических наработках тех лет было уже вполне осуществимо. А поводу роли пловцов бывшей 10-й флотилии МАС, то князь Боргезе грозился помимо "Новороссийска" потопить все крупные надводные корабли бывшего итальянского флота, которые после окончания 2-й мировой войны по репарациям вошли в состав Черноморского флота, но почему то ни один из не взорвался и не погиб, все корабли были списаны в разное время и сданы на слом (некоторые еще до гибели "Новороссийска"):
      крейсер "Керчь" (бывш. легкий крейсер "Emanuele Filiberto duca d,Aosta") - списан 20.02.1958 г., кстати этот корабль вступил в строй итальянского флота еще 13.07.1935 г.
      эсминец "Ладный" (эскортный миноносец "Animoso") - списан 31.01.1958 г.,
      эсминец "Легкий" (эсминец "Fuciliere") - списан 21.01.1960 г.,
      эсминец "Летный" (эскортный миноносец "Fortunale") - списан 29.12.1959 г.,
      эсминец "Летучий" (эсминец "Artigliere") - списан 03.07.1951 г.,
      эсминец "Лютый" (эскортный миноносец "Ardimentoso") - списан 31.10.1959 г.
      Все корабли к моменту списания на слом уже окончательно устарели (не сколько физически, сколько морально) и не представляли особой ценности для флота.
      Честь потопления британского тяжелого крейсера "Йорк" (водоизмещение: стандартное - 8250 т, полное - 10350 т) приписывается то неизвестной итальянской подводной лодке, то немцы заявляют что англичанина потопили их "штуки" Ю-87 из Х-го авиакорпуса Люфтваффе. Но и итальянцы и англичане сошлись в конце концов в том, что "Йорк" потопили в ночь на 26 марта 1941 г. 6 взрывающихся катеров МТМ под командованием лейтенанта Фаджиони. К несомненному успеху 10-й флотилии МАС следует отнести и потопление британских линкоров "Вэлиент" и "Куин Элизабет" в гавани Александрии в ночь на 19 декабря 1941 г. Правда там итальянцы использовали управляемые торпеды SLC ("майяле") и линкоры англичане затем подняли и отремонтировали. Но это никак не умаляет подвига итальянских боевых пловцов.
      Честь имею.
    2. Wasiliy1985 (Василий) 10 сентября 2015 20:14
      Да фиг его знает - про "ценность" его!
      Вот что точно, так это то, что много моряков тогда погибло исключительно из-за бестолковой организации операции спасения "Новороссийска". Начиная от момента взрыва..
      И корабль не спасли, и людей угробили.
      1. TWR 11 сентября 2015 00:39
        Цитата: Wasiliy1985
        И корабль не спасли, и людей угробили.

        Это да. Окончательно его угробила "спасательная операция".
        TWR
  6. 31rus (Михаил) 10 сентября 2015 18:20
    Интересные факты из истории спасибо!
Картина дня