Истребитель Северского Р-35

Истребитель Северского Р-35


Американская авиационная фирма "Северский эркрафт корпорейшн" была основана Александром Прокофьевичем Северским, родившимся в 1894 году в России. Во время Первой мировой войны Северский был офицером русской армии и стал третьим по числу побед отечественным асом — на его счету было 13 сбитых самолетов врага. К моменту Октябрьской революции он был военно-воздушным атташе России в США, где и решил остаться. Позже Северский получил американское гражданство и стал майором резерва армейского воздушного корпуса.

В 1931 году майор Александр Прокофьевич и группа инвесторов организовали в Фармингдейле, штат Лонг-Айлэнд, компанию "Северский эркрафт корпорейшн". Главным инженером фирмы стал Александр Картвели, также эмигрант из России.


Первым самолетом компании стал SEV-3 — цельнометаллический самолет-амфибия со свободнонесущим крылом. "Тройка" означала количество членов экипажа. Самолет был построен в ангаре, арендованном у "Эдо эркрафт корпорейшн" — известного производителя гидросамолетов.

Первый SEV-3 был облетан в июне 1933 году. Колумбия заказала шесть машин, которые использовались в качестве разведчиков. Для обеспечения амфибийности самолет имел убираемые в поплавки колеса шасси. 15 сентября 1935 года на первом экземпляре SEV-3 была достигнута скорость 369,8 км/ч, которая до сих пор остается рекордом для амфибий с поршневым двигателем.

Истребитель Северского Р-35


Двухместный сухопутный вариант самолета с двойным управлением поставлялся с 1935 года армейскому воздушному корпусу, который получил под обозначением АТ-8 30 машин. Этот самолет был первым цельнометаллическим учебным низкопланом, поступившим на вооружение армии, причем в самое подходящее время — как раз снимались с вооружения истребители и разведчики-бипланы. Это был также первый специализированный тренировочный самолет армии, а не конверсия боевой машины. На АТ-8 стоял двигатель Пратт & Уитни "Уосп-джуниор" мощностью 450 л.с., а максимальная скорость достигала 280 км/ч.

В 1935 году компания Северского начала инициативную разработку экспериментального истребителя под обозначением SEV-2ХD, что означало "Северский — двухместный, экспериментальный, демонстрационный". SEV-2ХD был оснащен двигателем воздушного охлаждения Райт R-1820 мощностью 850 л.с., с трехлопастным винтом, эллиптическим крылом, шасси было неубираемым c большими обтекателями колес. В мае уже под обозначением SEV-2ХP (Р — истребитель) самолет был представлен на конкурс армейского воздушного корпуса на замену истребителя Боинг Р-26.

Новый вариант SEV-2ХP был готов весной 1935 года. Однако майор Северский выяснил, что его конкуренты — Кертисс ("модель 75") и Нортроп-3А — оснащены убираемыми стойками шасси, и 18 июня 1935года SEV-2ХP был "тяжело поврежден" при перелете на Райт-филд, где должны были состояться конкурсные испытания. После чего самолет был отправлен обратно на завод в Фармингдейле для "восстановления". Некоторые "циники" предположили, что Северский подстроил "инцидент", чтобы выиграть время для переделки самолета.

Участие компании Северского в конкурсе было приостановлено, зато шансы переделанного SEV-2ХP возросли. Двухместный самолет стал одноместным и получил убираемые стойки шасси. Колеса основных стоек шасси были частично закрыты обтекаемыми щитками и оставались в потоке, после уборки стоек назад в обтекатели под крылом. Хвостовое колесо также было сделано убираемым, а одноместная кабина была закрыта фонарем. На самолет поставили новую модификацию двигателя Райт R-1820-65 "Циклон" мощностью 850 л.с. Фирменное обозначение самолета изменилось на SEV-1ХР, где "1" уже обозначала одноместный самолет. Вооружение должно было состоять из двух 7,62-мм синхронных пулеметов.

Переделанный SEV-1ХР наконец-то прибыл на Райт-филд 15 августа 1935 года. Появление в самом конце конкурса совершенно нового конкурента было встречено другими компаниями без энтузиазма. Тем временем армейский воздушный корпус продлил конкурс до апреля 1936 года, так как другой конкурсант Нортроп-3А в июле 1935-го упал в море во время первого же испытательного полета.

Истребитель Северского Р-35


В ходе испытаний на Райт-филд SEV-1ХР на высоте 3050 показал скорость 462 км/ч, что было ниже ожидаемых 480 км/ч. Продление конкурса позволило Северскому доработать самолет. Главной причиной недобора скорости была ненадежная работа двигателя "Циклон", который был заменен на Пратт & Уитни R-1830-9 "Твин уосп" мощностью 850 л.с. С новым двигателем самолет получил обозначение SEV-7. Одновременно было переделано вертикальное оперение. Однако "Твин уосп" реально выдал только 738 л.с., в результате скорость истребителя даже снизилась до 443 км/ч.

Тем временем Кертисс поставила на "модель 75" новый двигатель Райт ХR-1820-39 воздушного охлаждения. Одновременно компания Воут приобрела проект 3А у Нортропа и представила новый вариант этого истребителя под своим фирменным обозначением V-141. В конкурсную борьбу также включилась Консолидейтед со своим одноместным вариантом РВ-2А. После дополнительных доработок SEV-7 сменил обозначение на АР-1. Хотя истребитель Северского так и не достиг обещанных 480 км/ч, тем не менее, он был признан армией победителем конкурса, и 16 июня 1 936 года Северский заключил контракт на 77 истребителей, получивших обозначение Р-35.

Р-35 сильно напоминал SEV-7 с его свободнонесущим крылом. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой. Двигатель был Пратт & Уитни R-1830-9 мощностью 850 л.с., закрытый аэродинамически чистым капотом. Вооружение отвечало американским стандартам тех дней: один 12,7-мм и один 7,62-мм синхронные пулеметы, что было тогда уже явно недостаточно. В частности, на появившемся приблизительно в то же время Хаукер "Хариккейне" было восемь 7,62-мм пулеметов.

Истребитель Северского Р-35


Поставки Р-35 в армейский воздушный корпус начались в июле 1937 года, но шли медленно: 1-я истребительная группа (17-я, 27-я и 94-я эскадрильи) была перевооружена только к весне 1938-го. Такая неспешная работа компании Северского и постоянные срывы планов поставок привели к тому, что терпение армии лопнуло, и она решила не продлевать договор на поставку истребителей, а 30 июля 1937 года армия заказала 210 истребителей Кертисс Р-36 — серийный вариант "модели 75", занявшей второе место в конкурсе 1936-го.

Последний заказанный Р-35 был поставлен в августе 1938 года. После нескольких месяцев эксплуатации в 1-й истребительной группе Р-35 были распределены среди 31-й, 49-й, 50-й, 53-й и 58-й групп, ожидавших перевооружения на Р-36.

Успех с созданием Р-35 побудил авиафирму приступить к разработке экспортной версии самолета. На базе Р-35 корпорация Северского разработала двухместный экспортный истребитель, получивший обозначение 2РА-L. Самолет был оснащен 1000-сильным двигателем Райт R-1820. Единственный построенный 2РА-L был продан Советскому Союзу в марте 1938 года. Одновременно был приобретен вариант гидростроителя на базе 2РА-L, но под двигатель Райт R-1820-С2 мощностью 850 л.с, и лицензия на его серийное производство. Однако в связи с выявленными недоработками винтомоторной группы, вооружения, низкой прочности конструкции и невысокой боевой живучести, реально попыток организовать серийное производство 2РА-L в СССР не предпринималось.

Двадцать двухместных истребителей по образцу 2РА-L было продано в Японию. Фирменное обозначение этих машин было 2РА-ВЗ, а в японском флоте они носили обозначение "двухместный истребитель морской тип 5" или коротко — А8V1. Японцы использовали их в Китае, но ко времени начала войны на Тихом океане на вооружении они уже не состояли.

Истребитель Северского Р-35


Замеченный в "порочных" связях с Японией майор Северский стал изгоем в официальных кругах США, и армия решила прекратить закупки Р-35 у его фирмы. Северский всегда был больше пилотом, нежели коммерсантом, и к началу 1939 года его компания оказалась в глубокой долговой яме. В апреле 1939-го, пока Северский находился в деловой поездке, совет директоров официально вынес решение об его отставке, а название компании было изменено на "Рипаблик". После пересмотра уставного фонда вице-президентом компании и ее техническим директором стал Александр Картвели. Северский же, досрочно отправленный в отставку, провел остаток жизни в написании мемуаров и проведении отдельных консультаций, а Картвели и "Рипаблик" позже стали знамениты после выпуска легендарного Р-47 "Тандерболт".

Последний заказанный Р-35 был поставлен в 1938 году под обозначением ХР-41 и отличался установкой двигателя R-1830-19 мощностью 1200 л.с., оснащенного турбокомпрессором. Первый полет этого самолета состоялся в марте 1939-го, незадолго до смены названия компании. Максимальная скорость на высоте 4575 м достигала 517 км/ч, но армия предпочла создаваемый параллельно АР-4, позже получивший обозначение YР-43, и работы по ХР-41 были прекращены.

К 1940 году быстрое развитие истребительной авиации сделало Р-35 устаревшим. Он имел уже слишком малую скорость, был плохо вооружен, на нем отсутствовало бронирование и протектированные баки. В результате служебная карьера Р-35 была короткой. К началу 1941 года большинство Р-35 было снято с вооружения частей первой линии и заменено на Белл Р-39 "Аэрокобру" или Кертисс Р-40. По мере снятия Р-35 с вооружения боевых частей, они передавались в учебные части и школы технического персонала. Ко времени нападения на Перл-Харбор на вооружении армии этих машин практически не осталось.

После прекращения поставок истребителя Северского, армии оставалось надеяться только на экспортные заказы. Вскоре фирма Северского стала активно искать зарубежные рынки сбыта для своего самолета, экспортный вариант которого получил фирменное обозначение ЕР-1. 29 июня 1939 года — через два месяца после отставки Северского — уже компания "Рипаблик" подписала контракт на поставку шведскому правительству 15 истребителей этой модели.

Шведское правительство позже расширило контракт до 120 самолетов. К июню 1940 года шведы получили 60 ЕР-1. В Королевских шведских ВВС они носили обозначение J-9. Однако в июне правительство Соединенных Штатов наложило эмбарго на отправку вооружений любой стране, за исключением Великобритании, и поставки в Швецию прекратились.

Истребитель Северского Р-35


Несмотря на эмбарго, "Рипаблик" продолжала производство ЕР-1 -самолеты просто складировались на территории фирмы. 24 октября 1940 г президент Рузвельт подписал заказ на приобретение всех оставшихся в Штатах истребителей ЕР-1 для поставки армейскому воздушному корпусу. Самолеты получили обозначение Р-35А. Также были приобретены 50 двухместных истребителей 2РА, заказанных шведами. Армия США какой-либо практической боевой ценности в двухместном варианте ЕР-1 не видела, и их было решено использовать в качестве тренировочных машин. Самолеты были переименованы в АТ-12 "Гвардсмэн".

Несколько Р-35А было продано эквадорским ВВС, но большинство из них — 40 истребителей — были посланы в 1941 года на Филиппины. Они поступили на вооружение 34-й и 21-й истребительных эскадрилий в составе 4-й смешанной авиагруппы на аэродроме в Лузоне.

8 декабря 1941 г, когда японцы приступили к бомбежкам Филиппин, истребители Р-35А составляли значительную часть авиации на архипелаге, но реальная их боеспособность была невысокой — для конца 1941 года. Р-35А были безнадежно устаревшими. В результате в воздушных боях против японских "Зеро" Р-35А несли тяжелые потери. Большинство Р-35А было вскоре потеряно в воздушных боях и на земле. К 12 декабря осталось только восемь летных Р-35А.

Оставшиеся в США Р-35А в октябре 1942 г были переименованы в RР-35, что означало конец их боевой карьеры. Истребители ЕР-1 оставались на вооружении шведских ВВС до 1944 года. Один Р-35 был выставлен в музее на базе ВВС Райт-Пэттерсон в Дайтоне, штат Огайо.

Хотя Р-35 не обладал передовой конструкцией, он послужил в качестве образца для нескольких проектов истребителей. В известной итальянской авиационной фирме Caproni-Reggian, на базе Р-35, был создан истребитель Reggiane 2000. Проведенные испытательные полеты выявили его превосходство над Bf.109Е и Hawker Hurricane. Это вызвало интерес у многих европейских государств, в том числе Великобритании и Югославии. Но в итальянские ВВС самолет так и не попал. В то же время Reggiane 2000 нашел свое место в ВВС Швеции и Венгрии, купившей лицензию на производство. Стоит отметить, что венгерские истребители применялись в годы Второй мировой войны на Восточном фронте.

Истребитель Северского Р-35


Р-35 в качестве основы для своего проект PZL P-50 Jastrzab (Ястреб) использовал и польский конструктор В. Якимук. Самолет должен был заменить устаревшие истребители PZL P-11 и оснащался британским 840-сильным звездообразным мотором Бристоль Меркури VIII. К началу Второй мировой первые экземпляры истребителей находились в стадии сборки. А единственный летавший опытный образец был по ошибке сбит польской зенитной артиллерией в районе Львова.

Истребитель Северского Р-35


Истребитель Северского Р-35


Источники:
Анцелиович Л. Русские крылья Америки. «Громовержцы» Северского и Картвели М.: Яуза, 2015. С. 109-117.
Дмитрий Соболев Д. «Северский» против И-16 // Крылья Родины. 1997. №2. С. 22-23.
Котельников В. Неудачная покупка // АвиО. №6. С. 30-32.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 36-38.
Соболев Д. Свободнонесущее крыло // Крылья Родины. 1993. №10. С.12-15.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. bionik 15 сентября 2015 06:38
    Александр Прокофьев-Северский
    1. полпред 15 сентября 2015 18:15
      вечная слава героям
  2. qwert 15 сентября 2015 06:55
    Да,уж обогатила Россия Америку и з-олотом и людьми. И не единожды. Что же этим .... так всегда везет?
    1. kalibr 15 сентября 2015 08:04
      Вы лучше спросите почему не везет нам?
    2. avt 15 сентября 2015 09:08
      Цитата: qwert
      . И не единожды.

      Где то как минимум начиная с Крымской компании , потом очень многие в Первую мировую уехали - налаживать производство оружия заказанного для русской армии, ну и эмиграция после 1917го .Северский кстати активно с СССР работал .
      avt
      1. Ka-52 15 сентября 2015 12:02
        Что имеем — не храним, потерявши — плачем

        Общая черта, "нам не жалко" и пох-ое отношение ко всему.
        Может пора уже бережнее относится к своему наследию и "мозгам" , которые утекают.
        1. полпред 15 сентября 2015 18:31
          андрюха полностью с тобой согласен респект
    3. Mera Joota 15 сентября 2015 12:16
      Цитата: qwert
      Да,уж обогатила Россия Америку и з-олотом и людьми. И не единожды. Что же этим .... так всегда везет?

      Не от хорошей жизни люди бежали. Давайте вспомним их, пусть и не всех, но кто оставили яркий след в истории мира
      Сикорский - папа вертолётов
      Зворыкин - папа телевидения
      Понятов - папа видеомагнитафонов
      Они бежали из России потому что им грозило уничтожение. Зворыкин непосредственно из расстрельного подвала... А сколько их сгинуло бесследно...
      Мало кто осознает каким потенциалом обладала Россия, все последующие свершения были не "благодаря", а вопреки...
      1. oldkap22 15 сентября 2015 14:33
        Не знаю грозил ли им"расстрел в подвалах Лубянки" но вряд ли они проявили себя в Российской Империи...(которая покупала за границей практически все...(включая проволоку)) А вот СССР-стал и ведущей авиационной державой и и много еще в чем законодатель ....И Туполев Камов...и др проявили себя и создали свою школу проектирования...
      2. полпред 15 сентября 2015 18:18
        КОНЕЧНО ОНИ ПАПЫ НО НО НО КТО ЗНАЕТ ЧТО У НИХ БЫЛО В ГОЛОВЕ
    4. Mera Joota 15 сентября 2015 12:16
      Цитата: qwert
      Да,уж обогатила Россия Америку и з-олотом и людьми. И не единожды. Что же этим .... так всегда везет?

      Не от хорошей жизни люди бежали. Давайте вспомним их, пусть и не всех, но кто оставили яркий след в истории мира
      Сикорский - папа вертолётов
      Зворыкин - папа телевидения
      Понятов - папа видеомагнитафонов
      Они бежали из России потому что им грозило уничтожение. Зворыкин непосредственно из расстрельного подвала... А сколько их сгинуло бесследно...
      Мало кто осознает каким потенциалом обладала Россия, все последующие свершения были не "благодаря", а вопреки...
      1. полпред 15 сентября 2015 18:27
        почему этим людям не ставят памятники
  3. bionik 15 сентября 2015 09:03
    Пассажир. Северский Р-35.
  4. qwert 15 сентября 2015 10:31
    Цитата: kalibr
    Вы лучше спросите почему не везет нам?

    Наверно, потому что, когда нам поперло с 1931 года, нам и следовало идти дальше, а не разворачиваться назад в зад.
    1. полпред 15 сентября 2015 18:22
      ГДЕ ТО Я ТЕБЯ УЖЕ ВСТРЕЧАЛ
  5. злой партизан 15 сентября 2015 14:59
    Р-35А были безнадежно устаревшими.
    Вот смотрю на Р-35 ...А у нас 41 даже И-153 безнадёжно устаревшим не считался, как и И-16 с М-25 750 л.с. И это против Мессеров...А у них против зеро...
    1. полпред 15 сентября 2015 18:20
      153 БЫЛ КРУЧЕ МЕССЕРА ВСЕ ДЕЛО В МОТОРЕ
      1. злой партизан 15 сентября 2015 18:55
        Цитата: полпред
        153 БЫЛ КРУЧЕ МЕССЕРА

        belay what
  6. rubin6286 16 сентября 2015 20:48
    По мнению Северского, на базе Р-35 можно было создать целое семейство самолётов – от разведчика и бомбардировщика/штурмовика до истребителя дальнего сопровождения. Поэтому, конструкция самолета Р-35 допускала:

    • возможность установки различных звездообразных двигателей мощностью от 400 л.с. до 1200 л.с. ;

    • наличие в составе вооружения крупнокалиберного пулемёта. В то время, как в 1937 году советские истребители имели только пулеметы калибра 7,62мм.
    • размещение в кабине второго члена экипажа – стрелка-наблюдателя:
    • применение крыльевых баков, существенно повышающих дальность полета ( примерно до 3100 км).
    • смену законцовок крыла для изменения его несущей плоскости и повышения маневренности.

    Появление данной машины, и её хорошие летные характеристики привлекли внимание советских специалистов. Большой радиус действия, универсальность машины и возможность эксплуатации с малоподготовленных площадок были теми качествами, которые весьма ценились советскими ВВС. 1-е Главное управление наркомата оборонной промышленности поручило «АмТоргу» прозондировать почву для покупки 2 машин модификации 2РА, а так же лицензии на производство данного самолёта в СССР. Согласно договору, подписанному 26 марта 1937-го, фирма «Северски Эркрафт Корпорейшн» изготавливала для СССР два самолета — 2РА-L с обычным колесным шасси и 2РА-А с колесно-поплавковым и выдавала лицензию на их производство. Однако, самолёт продавался с двигателем Wright Cyclone GP-1820 G-7, с мощностью в 750 л.с. При производстве представителей советской стороны не допускали в цех, где производились машины, что бы сохранить техническую тайну.

    Получив в начале 1938 первый самолёт (с колесным шасси), заказчики («Амторг») отправили его на завод №156 (бывшее опытное производство ЦАГИ и ОКБ Туполева).
    Второй самолёт (амфибия) отбыла на борту парохода в СССР 22 марта, после эффектного шоу, устроенного Северским для представителей страны получателя. Этими машинами заинтересовались инженеры ОКБ: Н.Н. Поликарпов, В.Ф. Болховитинов, С.А. Кочеригин, А.С. Яковлев, П.О. Сухой и В.К. Таиров.

    Разработки схожих по классу машин велись, однако они ещё не вышли из стадии экспериментов. Так что получение готовой машины, с хорошими характеристиками не могло не привлечь внимание авиаконструкторов. Там же был осуществлён перевод технической документации и выпущена техинформация и описание самолёта.
    14 марта 1938 года самолёт, начал подвергаться испытаниям, проходившим в НИИ ВВС. В ходе учебных боёв, машина Северского показала прекрасные лётно-технические данные, будучи легче в управлении, чем стандартный истребитель И-16. Правда подкачала скорость – она составила около 400 км/ч, что естественно было вызвано установкой менее мощного мотора. Однако, в ходе учебных боёв (начавшихся с 11 июля 1938 года), самолёт Северского показал лучшую манёвренность и скорость, чем И-16 тип 5, диктуя ему условия. В бою с Р-10 превосходство было подавляющим. Это объяснялось лучшей аэродинамикой самолёта и использованием трёхлопастного винта с изменяемым шагом. Однако, к серийному производству самолёт рекомендован не был – сказались поломки мотора в ходе испытаний и проблемы с точностью стрельбы – недостаточная жёсткость установки вооружения вела к сильному рассеиванию. Так же сказалось наличие в крыльях топливных баков, что делало самолёт весьма уязвимым.
    Тем не менее, покупка этого самолёта сыграла значительную роль в развитии советских ВВС – прежде всего, он показал устарелость поликарповских И-16, имеющих худшие характеристики при схожей мощности двигателя, заставил весьма серьёзное внимание уделять аэродинамике самолёта, и возможно в какой-то мере способствовал началу разработок истребителей нового поколения со звездообразным двигателем.
  7. Fil743 18 сентября 2015 22:28
    Цитата: полпред
    153 БЫЛ КРУЧЕ МЕССЕРА ВСЕ ДЕЛО В МОТОРЕ

    А Пе-8 был еще круче мессера! Потому что был больше и летал дальше, так по-вашему? Чайка не могла быть круче по той простой причине , что самостоятельного её применения согласно господствовавшим в те времена взглядам на применение истребительной авиации не предполагалось изначально. И-153 должны были использоваться совместно (и только так) с "горизонтальными" истребителями , И-16. И повторю уже миллион раз повторенное , не требующее доказательств: "воюют не самолеты, воюют люди".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня