Military Review

"Tank Dyrenkova": everyone wants his own ceiling ?!

10
"Tank Dyrenkova": everyone wants his own ceiling ?!

"Tank Dyrenkov" - photo.


It is known that sometimes punching qualities and self-confidence, or simply arrogance, help where there should be other talents. But the consequences are usually always sad, if not tragic. So in stories armored vehicles such examples are known. For example, Walter Christie had a very quarrelsome temper (plus a lot of self-confidence!), Although, of course, he was a talented design engineer. Moreover, the trace left by him in world tank building is simply huge, but not in the USA. He is very much there the military in his time spoiled a lot of blood.

SK was a good pushy one. Dzhevetsky - Polish-Russian engineer, designer and inventor, the author of a number of designs of submarine torpedoes and examples of this can be continued. But ... no less than other examples, alas, when people pestered ministries and departments with deliberately failed projects, which were not even drawings, but schemes, and demanded attention and money for the implementation of their fantasies. Has it happened that they succeeded and what was the result then? And what happened as a result of cooperation between Kurchevsky and Tukhachevsky is a story that has already become a textbook example of how not to take care of increasing the country's defense capability. But there were other examples and many ...

Here, for example, V. Lukin, a student at the Leningrad Technological Institute, in the 1928 year offered the Red Army his tank "Shoduket" or "Skorokhodovoy two-wheeled tanga" (exactly "tanga", not a tank!). In comparison with her, “Tsar-tank” Lebedenko would have looked just small, because the diameter of the wheels on it was assumed to be in 12 m! The car he had painted outside from several angles, however, the scheme of the internal structure, as well as how all the proper calculations for it were missing. The latter, however, was not surprising, since, judging by his letter, at that time he had already been expelled from the institute because of academic failure. True, he explained that the reason for such sad circumstances was the fact that all his free time he developed his "Shoduket", but he did not submit any detailed drawings or anything else. Well, the project went to the abandoned archive of inventions in Samara, where he is now, along with other equally odious projects that are still waiting for their researchers!

There was a project to prepare in advance the armor lining for buses and trolley buses, to keep these skins in stock, and with the start of the war and the invasion of the enemy, they should be immediately booked and used! And if the enemy does not reach this city? Or armor prorzhaveet?


"Shoduket"

And someone also offered “down armor” - they say, the bullet gets stuck in the feather bed, so you have to press down and down the plane with this armor! It will be easy (this is to the question of what is a kilogram of fluff or a kilogram of lead easier?), And the plane is flying! It is good that in this case the decision to point the inventor to the door is obvious.

You can’t say anything good about the Nambaldov wedge, although the designer provided for the possibility of anti-aircraft fire. He would cram him into such a thing and let him ride (and at the same time shoot!), And he would immediately recover from all his design ambitions.


Nambaldov's "Liliput" tanket.

But it also happened that the “woeful inventors” still managed to interest the military who were not too versed in this with their ideas, and then literally “down the drain” and a lot of money flew out from us (and abroad too!), Invaluable time was spent, human labor and materials. Something similar, for example, happened in the USSR with "a tank Dyrenkova ”, which for a long time was not even mentioned in any of the Russian directories on armored vehicles. The project belonged to self-taught inventor N. Dyrenkov, who had previously developed the D-8 and D-12 armored cars, as well as the D-2 artillery armored car.

It should be noted that Nikolai Dyrenkov had only elementary education, but, judging by the documents, he was a man of assertive and penetrative, and knew how to convince others that he was right. At 1918, he even met Lenin and reported to him about how he fought for production discipline in Rybinka, which Lenin even wrote about. Without a doubt, the ability to technology he had, and he was also a good organizer. However, to create driving armored cars then it was not so difficult. The main thing is to have a chassis. Then he installed on the layout of the reservation of plywood. Watched what and how. Then they put a frame from a corner on the frame and sewed it all up with rivet armor. CSKA supplied weapons, and the armored car was ready. Moreover, there was not even a tower on the D-8. A machine gun on it stood in the rear body armor sheet. The same thing happened with his moto armored car. Armored Izhora plant has already done. Epaulets and towers were ready. That is, Dyrenkov acted as a designer, no more. He took the finished chassis, sheathed his armor, put two towers on the available shoulder straps and got a good result. It is clear that for the end of 20-s it was a good job. Moreover, his "armored cars" fought even during the Great Patriotic War. That is, no one denies his feasible contribution. Well, I would deal with them further, especially since the customer had comments to him and needed to be removed, and the design itself was perfected to infinity. But ... if a person made an accepted by the BA army, and yes, a motor-armored wagon, then he could be considered a serious designer at that time and ... could aim a blow at more!


D-8.

Here it is in October 1929, and swung at the wheel-tracked tank of its own design. A report on his draft medium maneuverable tank was heard on 18 in November of the same year at a meeting of the PBC commission. We decided to recognize its construction as expedient, and to hand over the tank no later than 1 on April 1930 of the year.

And in December 1929 of the year at the Izhora plant in Leningrad, specifically for this designer, an experimental design and testing bureau of the Office of Mechanization and Motorization of the Red Army was organized, which Dyrenkov headed. KB took up the development of the tank, which received the designation D-4. Moreover, Dyrenkov began working on other projects at the same time: he designed armored cars, worked on armoring tractors, designs of chemical war machines, new motorized armored wagons, welded and stamped hulls for tanks, invented new armored vehicles, tracked all-terrain vehicles and transmissions. That is, at the same time in the reserve, he had about 50 of various designs (and much was made in metal), and all this within one and a half years! But natural ingenuity, of course, could not compensate for his lack of engineering education - almost all of his projects somehow turned out to be a failure.

According to the project, completed by the beginning of February 1930, the “Dyrenkov tank” was a 12-ton combat vehicle, with 15-20-mm armor, two 45-mm guns of the Sokolov system and four more DT machine guns. All this was placed in two towers (270 degrees angle of shelling of each tower) and in the bow of the hull. But the "highlight" of the tank D-4 (he received this designation in the documents) was his chassis, in which the wheel-tracked propulsor was used.

Outside it was closed armored screens, between which and the actual body of the car were two massive steel riveted boxes, on which were mounted skating rinks and springs. The driving wheel was in the back, the guide was in the front. Between them there were three twin support rollers of large diameter, and there were no supporting rollers. The wheel course consisted of four automobile wheels on the axes of the driving and guide rollers located on the outside of the screens. The front pair was controllable. From a track to a wheeled (and vice versa) tank was transferred with the help of two jacks working from a tank engine, which either raised (or lowered) a box with support rollers located between the bulwark and the hull. That's how the tank and got up on the wheels (or caterpillars). However, this seemed a little to the designer, and he proposed to mount another pair of railway rollers under the bottom. Thanks to this, the D-4 could drive along rails like an armored rubber, but also force water obstacles with the help of equipment for underwater travel! Agree that even now the project of such a machine would require long and hard work of a large team of experienced engineers. But then a lot was decided by the “cavalry attack!” - “and everything is available too, eh-ma, now for our mind!”

The engines for the tank were imported: two Hercules hp 105 engines that worked on one common gearbox. The control of the tank was facilitated by the presence of hydraulic amplifiers, and the installation of the reverse stroke allowed the D-4 to move back and forth at the same speed. The driver was given to monitor the state-of-the-art strobe device.

However, the complexity of the work, and most importantly the fact that Dyrenkov could not make all the necessary calculations himself and did many things ... “by eye, on a whim,” led to the fact that the production of the D-4 was delayed. He didn’t accept any help from anyone and was constantly distracted by the development of new inventions, he took on a new one, before he could finish the old one. It happened that the same drawings had to be redone several times, and just after that, the details of this ill-fated tank also had to be redone. Dyrenkov himself blamed the plant and the engineers for everything, that is, he was engaged in the usual business for such people: “he poured it from the sore head to the healthy one”.

The D-4 was finally assembled in Moscow, where at the beginning of 1931, it was transferred to the design bureau. Already in March, the D-4 drove through the factory yard for the first time, and it was immediately clear that it had failed. Yes, the mechanism allowed to move from tracks to wheels worked, but it turned out so cumbersome, so complex and unreliable that the serial production of a tank with such a chassis and could not speak. The tank weight also turned out to be higher than the calculated one (around 15 t), which is why the D-4 moved on wheels with difficulty even along the concrete floor in the factory floor, and what would happen to it on the road? But he didn’t drive better on the tracks because of the poorly designed transmission, which in addition was constantly breaking down. And the speed in 35 km / h on the tracks, declared Dyrenkovym, also failed to achieve!


"Tank Dyrenkov" on tracks and on wheels.

At the same time, seeing that the miracle machine did not come out, the inventor immediately began working on a new tank, the D-5, and suggested putting a new turret with an 76-mm gun on the BT-2 tank. But then it became clear to everyone with whom, in the person of Dyrenkov, he had to deal with that about a million rubles of people's money was wasted for nothing, so in the end he was “pointed at the door”. However, it was enough to just look at the tank just to understand that he would not ride on wheels, they were so disproportionately small in relation to the tank itself, which, by the way, the designer himself did not see from the very beginning!

However, he did not calm down even here, but turned for help to M. Tukhachevsky, a well-known amateur of all military wonders, and ... he gave the green light to build the next tank D-5! By November, 1932 had built its full-size model, prepared drawings and a number of parts and mechanisms. But then the military's patience finally came to an end, and the Dyrenkov Design Bureau closed 1 on December 1932, and all work on the D-5 was stopped. It is clear that “nothing bad” N. Dyrenkov did not want. However, fate did not forgive anyone in those years. Therefore, it is hardly surprising that 13 of October 1937 of the year he was arrested on charges of participation in a sabotage and terrorist organization, and 9 of December 1937 of the year, that is, on the day of the trial, was shot at the Kommunarka training ground in the Moscow region, where he was buried.

Then, of course, he was rehabilitated posthumously, but this hardly pleased Dyrenkov himself. And he was only summed up by a lack of education: in 1908, he graduated from the parish primary school, in 1910 - the first class of the Karyakinsky school, and in 1910-1914 - the vocational school at the mechanic-technical school ME. Komarov and ... everything! By the way, according to a similar principle, although technically and on a more advanced level in the USSR in the 60s of the last century, the wheeled-tracked infantry fighting vehicle "Object 911" was made. Calculations showed that due to the high speed of movement on wheels on roads with hard surface, with the help of such machines, it will be possible to create superiority in forces on certain sectors of the front, sufficient for a successful breakthrough of the enemy defense. But ... because of the additional costs of manufacturing the machine and the difficulties with a double propulsion vehicle, this weaponry was also not accepted, as was the "unfinished" tank D-4.


Tank BT-2 with Dyrenkov Tower.

However, Dyrenkov had every chance to go down in the history of domestic military equipment exclusively from the positive side, since he designed and built railway armored tires and very much succeeded in this, since they were put into service and later they fought. That is, to stop him on this. Get a good engineering education ... But, as they say, it is useful to do things that I didn’t understand very well and the sad results did not take long to wait! The vigorous energy and the attempt to embrace the immense played with this, in its own way, undoubtedly, a talented person, a very bad joke and as a result became the cause of a tragic death. Apparently, he had enough technical knowledge for armored rubber, but he didn’t have tanks. No wonder it was very correctly said that every person strives in his development to reach the threshold of his incompetence. That Dyrenkov it and reached!

Fig. A.Shepsa
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 15 September 2015 06: 57 New
    +6
    Dyrenkov was still an adventurer. No worse than Kurchevsky. Technical literacy is not enough, but the car's penetrative abilities.
  2. Sergey-8848
    Sergey-8848 15 September 2015 08: 30 New
    +6
    There was no one to stop the searchlight, especially if phrases about interference in reinforcing the power of the Red Army, clamping on "talented" designers, etc. went in return. (from where not far to the charges of wrecking). So they tried not to get involved until amateurism became obvious even to people who were far from engineering, but who were close to those in power.
    1. kalibr
      15 September 2015 09: 00 New
      +4
      And here, by the way, one of the obvious drawbacks of the dictatorship of the proletariat. Shout beautiful phrases, accuse of the old regime ... and ... you will achieve much until the folly becomes obvious. And before you stop this? No - "faithful Leninist"!
      1. Alexey RA
        Alexey RA 15 September 2015 12: 57 New
        +4
        Quote: kalibr
        And here, by the way, one of the obvious drawbacks of the dictatorship of the proletariat. Shout beautiful phrases, accuse of the old regime ... and ... you will achieve much until the folly becomes obvious. And before you stop this? No - "faithful Leninist"!

        It is not a dictatorship of the proletariat. And in a small amount of normal KB. If the army had an alternative, Dyrenkov and Kurchevsky would have been remembered as eccentric designers.
        And when two guns are brought to you for testing, one of which cannot cross the railroad tracks, and the second, when firing mobile-launching shells (the main ones in a future war), regularly requires the shell to be knocked out with a clapper through the barrel - here you will inevitably start clutching at a straw.
        1. Insurgent LC
          Insurgent LC 15 September 2015 19: 27 New
          -1
          all that you listed Ukraine 2015 plus all painted in zhovtoblakitny and wrap the flag three times for more convincing. history repeats Europe meet 35 million Dyrenko
    2. avt
      avt 15 September 2015 09: 05 New
      +2
      Quote: Sergey-8848
      There was no one to stop the searchlight, especially if phrases about interference in reinforcing the power of the Red Army, clamping on "talented" designers, etc. went in return. (from where not far to the charges of wrecking)

      Well, in general, with the deputy people's commissar for armaments Tukhachevsky - yes, with him, as in Vysotsky’s song, these guys - ,, Well, yes, they trawled, - As I learned about rubles ... Word for word, Wali has Money on the table snooping - With Valey and went down. Bad luck came out with her, - I will heal it! I went to Vacha crying, I’m coming back - I’m laughing! .. "Only a little different story turned out - not everyone was lucky to go to Vacha to wash off. The Queen got lucky and survived after plots with Tukhachevsky and colleagues in rocket science.
  3. Alexey RA
    Alexey RA 15 September 2015 12: 51 New
    +1
    And someone suggested “downy armor” - they say, the bullet will get stuck in the feather bed, so you need to compress the fluff and paste over the plane with this armor! It will be light (this is to the question of what is easier a kilogram of fluff or a kilogram of lead?), And the plane is volatile!

    Such unique ones exist in every generation.
    A simple device with an attached cotton bale would turn the BRDM or truck into a mobile fortress.
    (c) Merchants
  4. Alexey RA
    Alexey RA 15 September 2015 13: 03 New
    +4
    By the way, about wheeled-tracked tanks ... in those days, not such mutants were constructed. Let’s recall the Landsverk L-30.
    1. kalibr
      15 September 2015 16: 47 New
      +1
      Well, Landseverk even traveled ...
  5. DarthVedro
    DarthVedro 19 September 2015 20: 18 New
    +1
    You can also mention the Minenraumer mine trawl standing in Kubinka and the armored egg of unknown nature standing in Kubinka

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

«Танк Дыренкова» – фото.

Известно, что иногда пробивные качества и уверенность в себе, а то и просто наглость, помогают там, где должны быть совсем другие таланты. Но последствия обычно всегда бывают печальными, а то и трагическими. Вот и в истории бронетанковой техники такие примеры известны. Например, очень неуживчивым нравом (плюс большая самоуверенность!) обладал Уолтер Кристи, хотя, безусловно, он был талантливым инженером-конструктором. Более того, след, оставленный им в мировом танкостроение, просто огромен, но только не в США. Уж очень он тамошним военным в свое время попортил много крови.

По-хорошему напористым был С.К. Джевецкий - польско-русский инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций торпед подводных лодок и примеры этому можно продолжить. Но… ничуть не меньше и других примеров, увы, когда люди обивали пороги министерств и ведомств с заведомо провальными проектами, представлявшими даже не чертежи, а схемы, и требовали к себе внимания, и денег на претворение в жизнь их фантазий. Бывало, что им это удавалось и что в результате получалось тогда? А то, что вышло в результате сотрудничества Курчевского и Тухачевского – история, ставшая у нас уже хрестоматийным примером того, как не надо заботиться о повышении обороноспособности страны. Но были и другие примеры и множество…


Вот, например, студент Ленинградского технологического института В. Лукин, в 1928 году предложивший РККА свой танк «Сходукет» или «Скороходовую двухколесную тангу» (именно «тангу», а не танк!). По сравнению с ней «Царь-танк» Лебеденко выглядел бы просто маленьким, потому, что диаметр колес на ней предполагался в 12 м! Машина им была нарисована снаружи в нескольких ракурсах, однако схема внутреннего устройства, равно и как все надлежащие по ней расчеты отсутствовали. Последнее, впрочем, было не удивительно, так как он, судя по его письму, в то время его уже отчислили из института по причине академической неуспеваемости. Правда, он объяснил, что причиной столь печальных обстоятельств стало то, что все свое свободное время он разрабатывал свой «Сходукет», но ни детальных чертежей, ни чего-то еще он не представил. Ну, а проект его отправился в отказной архив изобретений в Самару, где находится и сейчас вместе с другими столь же одиозными проектами, которые еще дожидаются своих исследователей!

Был проект заранее готовить броневую обшивку для автобусов и троллейбусов, хранить эти обшивки на складе, а с началом войны и вторжением неприятеля их тут же бронировать и использовать! А если враг до этого города не дойдет? Или броня проржавеет?

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

"Сходукет"

А еще некто предлагал «пуховую броню» – мол, пуля вязнет в перине, вот и надо пух спрессовать и оклеить этой броней самолет! Она будет легкой (это к вопросу о том, что легче килограмм пуха или килограмм свинца?), а самолет летучим! Хорошо, что в данном случае решение указать изобретателю на дверь очевидно.

О танкетке Намбалдова тоже ничего хорошего не скажешь, хотя конструктор и предусмотрел возможность зенитного огня. Его бы самого в такую штуку запихать и дать поездить (и одновременно пострелять!) и он сразу бы излечился от всех своих конструкторских амбиций.

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

Танкетка Намбалдова «Лилипут».

Но бывало и так, что «горе-изобретателям» все же удавалось заинтересовать своими идеями не слишком разбиравшихся в этом военных и тогда буквально «псу под хвост» и у нас (да и за границей тоже!) вылетали немалые деньги, расходовалось бесценное время, человеческий труд и материалы. Нечто подобное, например, случилось в СССР с «танком Дыренкова», который долгое время даже не упоминался ни в одном из отечественных справочников по бронетанковой технике. Проект принадлежал изобретателю-самоучке Н. Дыренкову, который до этого разработал броневики Д-8 и Д-12, а также артиллерийский мотоброневагон Д-2.

Нужно отметить, что у Николая Дыренкова было лишь начальное образование, однако человеком он был, судя по документам, напористым и пробивным и умел убеждать других в своей правоте. В 1918 он даже встречался с Лениным и докладывал ему о том, как в Рыбинке боролся за дисциплину производства, о чем Ленин даже написал. Вне всякого сомнения, способности к технике у него были, и еще он был неплохим организатором. Впрочем, создать ездящие бронеавтомобили тогда было не так уж и трудно. Главное – иметь шасси. Потом на него устанавливали макет бронировки из фанеры. Смотрели, что и как. Затем на раму ставили каркас из уголка и все это зашивали броней на заклепках. Армейцы поставляли вооружение, и броневик был готов. Тем более что на Д-8 даже башни не было. Пулемет на нем стоял в заднем бронелисте корпуса. То же самое было и с его мотоброневагоном. Бронепоезда Ижорский завод уже делал. Погоны и башни были готовые. То есть Дыренков выступил как дизайнер, не более. Взял готовое шасси, обшил его броней, поставил две башни на имевшихся погонах и получил неплохой результат. Понятно, что для конца 20-ых это была хорошая работа. Более того, его «броневагоны» воевали даже в годы Великой Отечественной войны. То есть тут его посильного вклада никто не отрицает. Ну и занимался бы ими дальше, тем более, что у заказчика были к нему замечания и нужно было их устранять, а саму конструкцию – совершенствовать до бесконечности. Но… если человек сделал принятый армией БА, да еще и мотоброневагон, то он мог считаться тогда уже серьезным конструктором и… мог замахиваться на большее!

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

Д-8.

Вот он в октябре 1929 года и замахнулся на колесно-гусеничный танк собственной конструкции. Доклад о его проекте среднего маневренного танка был заслушан 18 ноября того же года на заседании комиссии РВС. Решили признать целесообразным его строительство, а танк сдать не позднее 1 апреля 1930 года.

И вот в декабре 1929 года на Ижорском заводе в Ленинграде специально под этого конструктора было организовано опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления механизации и моторизации РККА, которое Дыренков и возглавил. КБ взялось за разработку танка, получившего обозначение Д-4. Причем Дыренков одновременно начал работу и над другими проектами: конструировал бронеавтомобили, работал над бронированием тракторов, проектами боевых химических машин, новых мотоброневагонов, сварных и штампованных корпусов для танков, изобретал новые составы брони, гусеничные вездеходы и трансмиссии. То есть одновременно в заделе у него было около 50 различных конструкций (причем многое было изготовлено в металле) и все это в течение полутора лет! Но природная изобретательность, разумеется, никак не могла скомпенсировать ему отсутствия инженерного образования – почти все его проекты так или иначе оказались провальными.

Согласно проекту, законченному к началу февраля 1930 года «танк Дыренкова» представлял собой 12-тонную боевую машину, с 15-20-мм броней, двумя 45-мм орудиями системы Соколова и еще четырьмя пулеметами ДТ. Размещалось все это в двух башнях (270 градусов угол обстрела каждой башни) и в носовой части корпуса. Но «изюминкой» танка Д-4 (такое обозначение получил он в документах) должна была стать его ходовая часть, в которой использовался колесно-гусеничный движитель.

Снаружи ее закрывали броневые экраны, между которыми и собственно корпусом машины находились две массивные стальные клепанные коробки, на которые и крепились опорные катки и рессоры. Ведущее колесо находилось сзади, направляющее – спереди. Между ними находились три сдвоенных опорных катка большого диаметра, а поддерживающих катков не было. Колесный ход состоял из четырех автомобильных колес на осях ведущих и направляющих катков, расположенных с внешней стороны экранов. Передняя пара была управляемой. С гусеничного хода на колесный (и обратно) танк переходил с помощью двух домкратов, работавших от танкового двигателя, которые либо поднимали (либо опускали) находившуюся между фальшбортом и корпусом коробку с опорными катками. Вот так танк и вставал на колеса (или на гусеницы). Впрочем, конструктору этого показалось мало, и он предложил смонтировать под днищем еще по паре железнодорожных катков. Благодаря этому Д-4 мог бы ездить по рельсам, как бронедрезина, а еще и форсировать водные преграды при помощи оборудования для подводного хода! Согласитесь, что даже сейчас проект подобной машины потребовал бы долгой и напряженной работы крупного коллектива опытнейших инженеров. Но тогда много решалось «кавалерийской атакой!» – «и все доступно уж, эх – ма, теперь для нашего ума!»

Двигатели для танка были импортные: два мотора «Геркулес» по 105 л.с., работавшие на одну общую коробку передач. Управление танком облегчалось наличием гидравлических усилителей, а установка реверса хода позволяла Д-4 передвигаться вперед-назад с одинаковой скоростью. Механик-водитель получил для наблюдения ультрасовременный по тому времени прибор стробоскоп.

Однако сложность работы, а главное то, что Дыренков так и не смог сам произвести все необходимые расчеты и многие вещи делал… «на глазок, по наитию», привели к тому, что изготовление Д-4 затянулось. Помощи же он ни от кого не принимал и еще и постоянно отвлекался на разработку новых изобретений, брался за новое, не успев закончить старого. Случалось, что одни и те же чертежи приходилось переделывать по нескольку раз, и точно также вслед за этим приходилось переделывать и детали этого злополучного танка. Сам Дыренков во всем обвинял завод и инженеров, то есть занимался привычным для таких людей делом: «валил с больной головы на здоровую».

Окончательно собирали Д-4 в Москве, куда в начале 1931 года перевели его КБ. Уже в марте Д-4 первый раз проехал по заводскому двору, и сразу стало видно, что не получилась. Да, механизм позволявший переходить с гусениц на колеса работал, но получился он таким громоздким, таким сложным и ненадежным, что о серийном выпуске танка с такой ходовой частью и речи не могло идти. Масса танка также оказалась выше расчетной (около 15 т), из-за чего Д-4 двигался на колесах с трудом даже по бетонному полу в заводском цехе, а уж что с ним было бы на дороге? Но и на гусеницах он ездил не лучше из-за неудачно сконструированной трансмиссии, которая вдобавок постоянно ломалась. Да и скорости в 35 км/ч на гусеницах, заявленной Дыренковым, достичь тоже не удалось!

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

«Танк Дыренкова» на гусеницах и на колесах.

При этом, видя, что чудо-машина не вышла, изобретатель тут же начал трудиться над новым танком – Д-5, и предложил новую башню с 76-мм пушкой поставить на танк БТ-2. Но тут для всех уже стало ясно, с кем в лице Дыренкова приходится иметь дело, что около миллиона рублей народных денег было потрачено совершенно впустую, поэтому в итоге ему «указали на дверь». Впрочем, на танк этот достаточно было всего лишь внимательно посмотреть, чтобы понять, что на колесах он ездить не будет, настолько непропорционально малы по отношению к самому танку они были, чего, кстати, сам конструктор не увидел с самого начала!

Однако он и тут не успокоился, а обратился за помощью к известному любителю всяких военных диковин М. Тухачевскому и… тот дал добро на постройку следующего танка Д-5! К ноябрю 1932 года построили его полноразмерный макет, подготовили чертежи и ряд деталей и механизмов. Но тут терпению военных пришел конец окончательно, и 1 декабря 1932 года КБ Дыренкова закрыли, а все работы по Д-5 прекратили. Понятно, что «ничего плохого» Н. Дыренков не хотел. Однако в те годы таких промахов судьба никому не прощала. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что 13 октября 1937 года его арестовали по обвинению в участии в диверсионно-террористической организации, и 9 декабря 1937 года, то есть прямо в день суда, расстреляли на полигоне «Коммунарка» в Московской области, где и похоронили.

Потом, конечно, посмертно он был реабилитирован, но только самого Дыренкова это вряд ли обрадовало. А подвел его всего лишь недостаток образования: в 1908 году он окончил приходское начальное училище, в 1910 году – первый класс Карякинского училища, а в 1910-1914 годах – ремесленную школу при механико-техническом училище М.Е. Комарова и… все! Кстати, по похожему принципу, хотя технически и на более совершенном уровне в СССР в 60-ые годы прошлого века сделали колесно-гусеничную боевую машину пехоты «Объект 911». Расчеты показывали, что за счет высокой скорости перемещения на колесах по дорогам с твердым покрытием, с помощью таких машин на отдельных участках фронта можно будет создавать превосходство в силах, достаточное для успешного прорыва обороны противника. Но… из-за дополнительных затрат на производство машины и сложностей с двойным движителем машина эту на вооружение тоже не приняли, как и «недоделанный» танк Д-4.

«Танк Дыренкова»: каждый стремится к своему потолку?!

Танк БТ-2 с башней Дыренкова.

Впрочем, у Дыренкова были все шансы войти в историю отечественной боевой техники исключительно с положительной стороны, так как он конструировал и строил железнодорожные бронедрезины и в этом весьма преуспел, поскольку их приняли на вооружение и впоследствии они воевали. То есть, остановиться бы ему на этом. Получить хорошее инженерное образование… Но, как говорится, полез заниматься тем, в чем не очень-то хорошо понимал и печальные результаты не заставили себя долго ждать! Кипучая энергия и попытка объять необъятное сыграли с этим, по-своему, безусловно, талантливым человеком очень злую шутку и в итоге стали причиной трагической гибели. На бронедрезины, как видно, технических знаний у него хватило, а вот уже на танки нет. Недаром очень правильно было сказано, что всякий человек стремится в своем развитии достичь порога своей некомпетентности. Вот Дыренков его и достиг!

Рис. А.Шепса
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. qwert 15 сентября 2015 06:57
    Дыренков тот еще авантюрист был. Не хуже Курчевского. Технической грамотности мало, зато пробивных способностей вагон.
  2. Сергей-8848 15 сентября 2015 08:30
    Некому остановить прожёктёра было, особенно если в ответный ход шли фразы о помехах в деле усиления мощи Красной Армии, зажимании "талантливых" конструкторов и т.п. (откуда недалеко и до обвинений во вредительстве). Вот и старались не связываться, пока дилетантство не стало очевидным уже даже людям, далёким от инженерных расчётов, но близким к власть предержащим.
    1. kalibr 15 сентября 2015 09:00
      И вот, кстати, один из очевидных минусов диктатуры пролетариата.Кричи красивые фразы, обвиняй в старорежимности... и... многого добьешься, пока глупость не станет очевидной. А до того как такого остановишь? Никак - "верный ленинец"!
      1. Alexey RA 15 сентября 2015 12:57
        Цитата: kalibr
        И вот, кстати, один из очевидных минусов диктатуры пролетариата.Кричи красивые фразы, обвиняй в старорежимности... и... многого добьешься, пока глупость не станет очевидной. А до того как такого остановишь? Никак - "верный ленинец"!

        Дело не в диктатуре пролетариата. А в малом количестве нормальных КБ. Будь у армии альтернатива - Дыренков с Курчевским остались бы в памяти как чудаки-конструкторы.
        А то когда тебе на испытания привозят две пушки, одна из которых не может переехать через ж/д пути, а вторая при стрельбе снарядами мобвыпуска (основными в будущей войне) регулярно требует выбивания гильзы колотушкой через ствол - тут поневоле начнёшь хвататься за соломинку.
        1. Инсургент ЛНР 15 сентября 2015 19:27
          все что вы перечислили Украина 2015 плюс все покрасить в жовтоблакитний и флагом обмотаться три раза для пущей убедительности.история повторяется Европа встречай 35 млн Дыренко
    2. avt 15 сентября 2015 09:05
      Цитата: Сергей-8848
      Некому остановить прожёктёра было, особенно если в ответный ход шли фразы о помехах в деле усиления мощи Красной Армии, зажимании "талантливых" конструкторов и т.п. (откуда недалеко и до обвинений во вредительстве)

      Ну в общем при зам наркоме по вооружению Тухачевском - да , при нем как в песне у Высоцкого эти ребята -,, То да се, да трали-вали,- Как узнала про рубли... Слово по слову, у Вали Деньги по столу шныряли - С Валей вместе и сошли. С нею вышла незадача,- Я и это залечу! Я на Вачу ехал плача, Возвращаюсь - хохочу!.. "Только малек другая история получилась - не всем свезло на Вачу золотишко мыть отправиться. Королеву подфартило-жив остался после заплетов с Тухачевским и соратниками по ракетостроению .
      avt
  3. Alexey RA 15 сентября 2015 12:51
    А еще некто предлагал «пуховую броню» – мол, пуля вязнет в перине, вот и надо пух спрессовать и оклеить этой броней самолет! Она будет легкой (это к вопросу о том, что легче килограмм пуха или килограмм свинца?), а самолет летучим!

    Такие уникумы есть в каждом поколении.
    Простейшее приспособление с прикреплённым тюком ваты превратило бы БРДМ или грузовик в мобильную крепость.
    (с) Купцов
  4. Alexey RA 15 сентября 2015 13:03
    Кстати, насчёт колёсно-гусеничных танков... в те времена и не таких мутантов конструировали. Вспомним хотя бы Ландсверк Л-30.
    1. kalibr 15 сентября 2015 16:47
      Ну, Ландсеверк хотя бы ездил...
  5. DarthVedro 19 сентября 2015 20:18
    Можно ещё в тему упомянуть стоящий в Кубинке минный трал Minenraumer и неизвестной природы бронированное яйцо, стоящие в Кубинке

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня