Hamadan operation

4
Situation in Persia

By the end of the XIX century, Persia had completely ceased to be a regional power, which had previously fought on equal terms with the Ottoman Empire and defied Russia. The country has become a semi-colony of great powers. The Persian army almost ceased to exist. Britain and Russia divided Persia into spheres of influence. The British temporarily became allies of the Russians and therefore ceased to incite the Persians against Russia.

The Persian Cossack Brigade, created with the help of Russia, became the main combat unit of Persia. Her rank-and-file were no longer Russian deserters, as in the first half of the 19th century, but Persians, Afghans, Kurds, Turkmen, etc. However, the Russian commander, who received a salary from Russia, commanded the brigade. Russian officers actually led the brigade regiments, although they had Persian commanders of the regiments. The brigade guarded the shahs, ministries, diplomatic missions of foreign powers, other major objects and controlled the collection of taxes.

In 1906, the Constitutional Revolution began in Persia, a constitution was adopted, a parliament (Majlis) was formed, which very quickly led to complete chaos and the actual beginning of the civil war. Internal disassembly in Persia continued until the beginning of the First World War. In 1907, Russia and Britain signed an agreement on dividing the country into spheres of influence: the north of Persia fell under the control of Russia, the south - of Britain, and the center of the country remained a neutral territory. In 1909, due to the unstable political situation in Persia, Russian troops were sent there. In 1911, the Russian contingent in Persia was strengthened. Russian troops quickly and rigidly put things in order in the northern part of Persia.

After the outbreak of the First World War, Persia was formally neutral. But Persia was so weak that it could not confirm its status, and the territory was of strategic importance, so it could not be left alone. In addition, oil was discovered in 1908 in Persia, and the Persian fields quickly became a very important factor of the Great Game. Fleets demanded a huge amount of fuel, and cars became more and more.

The Ottoman Empire, which entered the 1 war on November 1914, announced Jihad to the Entente countries. The Ottoman Sultan officially was the caliph - the head of all Muslims. The German-Turkish command hoped to form a united Islamic front against the Entente, which would include Turkey, Persia, Afghanistan, Egypt, as well as the Islamic part of British India (modern Pakistan). Part of the Persian elite supported these ideas. Already at the beginning of November 1914, two Turkish infantry divisions and Kurdish cavalry captured the city of Urmia. In early January, 1915, the Turks captured Tabriz. As a result, the threat of an enemy invasion already in Russian Azerbaijan arose. However, the Russian Caucasian army eliminated this threat. The Russian army occupied Van, but was unable to advance further due to the acute shortage of reinforcements and ammunition. The Ottoman command organized a counterattack, the Turks ousted the 4 Caucasus Corps (Alashkert operation). But the Russians launched a counterattack (the Baratov group) and rejected the enemy. Front stabilized.

In connection with the successes of the Central Powers in 1915 on the Balkan Peninsula (Bulgaria sided with Germany and Austria, Serbia was defeated) and by establishing a united front with the Ottoman Empire, the German-Turkish command intensified its agitation against the Entente countries. For this, Berlin and Constantinople used the growth of the national movement in Persia, directed against Russia and England, which occupied a number of regions of the country. The centers of agitation were the cities of Isfahan and Tebbes, where they arrived along with transports. weapons and ammunition German officers and soldiers. In addition, Austrian officers and soldiers who had escaped from a prisoner of war camp who was in Russian Turkestan arrived there. There were quite a lot of them.

In Isfahan, the Turks were able to find a common language with the Persian clergy and the leaders of the Bakhtiar and Qashqai tribes inhabiting neighboring areas. The successes of Germany in Europe encouraged its supporters in Persia. Local tribes again considered that Russia was losing and took up arms. Spending a lot of money to bribe the leaders, the Germans formed small detachments of mercenaries, suggesting to the Persians that they had nothing to fear from Russia and England, who did not have free forces in this direction. The German-Turkish command was able to draw on its side the Persian gendarmerie, which was after the Persian Cossack brigade, directed by Russian instructors, the only regular armed Persian force. Persian gendarmes rebelled, captured several large cities in the British part of Persia, and engaged in battle with the Persian Cossack brigade in the Russian part of Persia. She could not hold out on her own, as the rebels managed to propagandize part of her personnel, who went over to the side of the rebels.

The Turks tried to maintain these sentiments and sent their troops into Persia. This time they did not confine themselves to western regions and began to move inland. Took Kermanshah, and then Hamadan, in 350 km from Tehran. And in the Persian capital, German and Turkish agents inclined the Persian elite to their side. The appearance of the Ottoman troops of some Persians delighted, others were frightened. Mejlis of Persia decided to enter into an alliance with Germany and Turkey. The Persian government was inclined to this. The commander-in-chief, Marshal Nizam-es-Sultan, came over to the side of the Ottomans and promised to form a large Persian army. However, the Persian Shah, the weak-willed Ahmad Shah, who had almost no real power, hesitated.

Simultaneously, fermentation was observed in Afghanistan. The British government, initially confident of the neutrality of this country, began to doubt this matter. The population of Afghanistan could rise against Russia and England. There was information about the shipment to Afghanistan of caravans with German officers and weapons, small detachments recruited, armed and led by the Germans. If they had reached Afghanistan, the situation could have become very complicated. The British, concerned about the situation, suggested that Petersburg send troops to the northeast zone of Persia to quell unrest.

Caspian landing

By themselves, the Persian troops were not a threat to Russia. These were typical gangs, like the Kurdish cavalry, with very weak combat capability. However, the performance of Persia, and possibly Afghanistan, on the side of Turkey and Germany, meant the emergence of a new huge front. The invasions of gangs into Russian Azerbaijan, Turkestan, and ferment in the national outskirts of the Russian Empire would begin. This would divert large forces from the main Western Front.

It was necessary to extinguish the fire until it broke out. At the beginning of July, 1915 in northern Persia had three Russian detachments: in the cities of Qazvin and Ardebil, and in the province of Khorosan. In addition, a special detachment consisting of border guards was located as a reserve on the Russian-Persian border. In Western Persian Azerbaijan, to maintain order and to act against the Turks, the Azerbaijani detachment of Chernozubov was stationed (4 battalion, 27 hundreds and 12 guns).

Khorasan squad was strengthened by a Cossack regiment. Colonel Guschin had to maintain calm in the part of Persia, adjacent to Turkestan, destroy the enemy troops and prevent the penetration of agitators into Afghanistan. The Russian detachment occupied the designated zone, intercepted the caravans with combat equipment.

The Russian foreign minister offered to send a large expeditionary force to Persia. However, the Caucasian army did not have free forces. The Caucasian army, which from the beginning of the war to the Western Front 6 Infantry Divisions, 2 Plastunsky and one Rifle Brigade, 7 Cavalry Divisions, part of the fortress artillery and gave up part of their ammunition, had only one priority infantry unit in the middle of July, including one primary infantry unit. 1915 rifle brigades. The rest of the troops were militias, various units. The Caucasian army has exhausted its stockpiles of weapons, arming the new formations. In addition, the deterioration of the situation in Persia coincided with intense battles in the Alashkert sector. That is, the Caucasian army could not allocate large forces to the Persian direction.

As a result, the expeditionary "corps" under the command of Baratov at first was very weak. In the period from 23 to October 30, this corps was shipped from the Caucasus through Baku to Enzeli. By October 30 1915, this corps consisting of 2 battalions, 2 squads, 39 hundreds and 20 guns landed in the city of Enzeli. Baratov was instructed to restore Russia's influence in Persia, if necessary, to occupy Tehran. With the advancement of the Russian forward detachments to Karaj, all hostile to the Russian Empire, gendarmes and other formations fled Tehran.

Shah saw that the power was still on the Russian side, dismissed the Majlis and dismissed the government. True, part of the Persian leadership did not calm down. The forces hostile to Russia concentrated in the area of ​​Hamadan and Sultan-Bulag. In Qom created the "Provisional National Government". But they did not allow Baratov to blow up the uprising.

Russian troops restored the power of the Russian consuls, disarmed the gendarmes and dispersed detachments of mercenaries. Baratov very effectively organized the clearing of the captured territory from the detachments of mercenaries and German-Turkish sabotage groups, ensuring control over a vast territory. In Khorosan, our troops routed the troops recruited by the German-Turkish command. 3 December 1915, after the battle, Baratov’s troops occupied Hamadan, Saveh and Qom. As a result, Russian troops firmly secured the flank and rear of the Baratov expeditionary corps, as well as the approaches to the Persian capital from the south.

At the end of 1915, the commander-in-chief of the Caucasian army sent a battalion of border guards to reinforce the 2 corps of Baratov. For the same purpose it was supposed to send as many of the newly formed parts. In addition, it was decided to send to Persia and the Caucasian Cavalry Division, which was returned from the Western Front to the Caucasus. As a result, the Russian corps in Persia was significantly fortified. His forces were brought to the 6 battalions, 2 squads and 63 hundreds and squadrons, which allowed him to develop operations on the Hamadan-Kermanshakh direction - to Mesopotamia and south of Tehran in the direction of Isfagan, where forces hostile to Russia were grouped.

Thus, our troops quickly solved all the tasks. An attempt by the German-Turkish command to bring Persia and Afghanistan under its control, to use them in the struggle against Russia and England, failed.

English actions

The British command, concerned about the protection of the approaches to India and the oil-bearing region in the south-west of Persia, in November 1914 began hostilities on the Iraqi front. The expeditionary corps of General Nixon landed at the mouth of the river Shat al-Arab in January 1915 captured Korn (in the confluence of the Tigris and Euphrates rivers).

From there, the British decided to launch a deep invasion in the direction of Baghdad. The Anglo-Saxons even developed a plan for the revival of the Baghdad Caliphate, which was to become the center of the Islamic world. It is clear that under the control of London. The British command overestimated their strength and underestimated the enemy, although they already had experience with the Dardanelles operation.

British 20 thousand the corps, leaving only a small cover of oil fields in Iran, launched an offensive along the Tigris and Euphrates rivers in Baghdad. The western column in September 1915 captured Karbala. East under General Townsend, with the support of flotilla on the Tigris River, on September 28, inflicted a heavy defeat on the Ottomans in the Kut al-Amar region. Developing the first success, the British continued the offensive.

However, the Ottoman command responded unexpectedly quickly. Khalil Bey's corps was removed from the Caucasus. Another corps began to be transferred to Iraq from Syria. They were merged into the 6 Army under the command of von der Goltz. The forces of the Ottomans at the beginning of the battle was less than the British, half of the troops were still on the march. But von der Goltz pushed everything he had against Townsend. Due to poor intelligence, the British missed the appearance of two enemy corps. November 22 Turks suddenly for the British launched a counterattack. Not reaching Baghdad just 35 km, near the ruins of ancient Ctesiphon, British troops ran into the enemy. Violent Turkish attacks began. Two Turkish corps began to press the British. Von der Goltz pulled up new parts. Townsend's corps was defeated and began to retreat. The Ottomans pursued the British, tried to surround them. British troops entrenched in Kut-el-Amar, where they were surrounded. In December, 1915 began the siege. The British asked for help from the Russians.

Even during the Hamadan operation, the British government offered the Russians to send troops in the direction of Kermanshah and Khanekin. That is, the British command offered from both sides to launch an offensive against Baghdad. This significantly extended the communications of the Baratov expeditionary corps. Going to Mesopotamia in the winter through the desert areas was a very difficult task.

For its part, the Russian command proposed to push the British corps from the Mohammer region (the mouth of the Shat al-Arab) along the valley of the Karun river to Khorramabad and Burujird, with the aim of connecting the British and Russian expeditionary forces in Persia. As a result, a united Russian-British front appeared, which prevented any possibility of the German-Turkish forces' exposure to the east. In the future, the Russian-British group from the Kermanshah area and the British corps in Iraq could deal a double blow to Baghdad. And from there, the combined Russian-British forces, bringing the number of strike forces to 40-50 thousand soldiers, could transfer the fighting to the main areas of Turkey. For example, it was possible to launch an attack on Mosul and then Diyarbekkir, to the rear of the 3 of the Turkish army.

Thus, Russia and England could finally strengthen their position in Persia and threaten the main regions of Turkey, which led to its withdrawal from the war. However, the British did not accept these reasonable suggestions.

Hamadan operation

Russian howitzers during a battle in Persia

Sources:
The struggle in the Caucasus // Kersnovsky A. .A. History Russian army.
Eliseev F. Cossacks on the Caucasian Front. 1914-1917. M., 2001.
Zayonchkovsky A.M. The First World War. SPb., 2000.
The history of World War I 1914 — 1918. / Ed. I. I. Rostunova. In 2's volumes. M., 1975.
Korsun N. G. Alashkert and Hamadan operations on the Caucasus front of the World War in 1915, M., 1940.
Korsun N. G. The First World War on the Caucasian Front. M., 1946.
Maslovsky E. V. The World War on the Caucasus Front, 1914 — 1917 Strategic essay. Paris. 1933. // http://militera.lib.ru/h/maslovsky_ev01/index.html.
Petrosyan Yu. A. Ottoman Empire. M., 2013.
Potapov G.V. The Persian Empire. Iran from ancient times to the present day. M., 2013.
Shambarov V. The Last Battle of the Emperors. M., 2013.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +2
    17 September 2015 07: 56
    In 1907, Russia and Britain signed an agreement on the division of the country into spheres of influence...English, went on it gritting their teeth, it was necessary to lure Russia into the Entente ...
  2. +2
    17 September 2015 08: 41
    The vile British have always drawn Russia into their intrigues. Alien hands dragged and obtained acquisitions
  3. xan
    +2
    17 September 2015 10: 46
    Events in Persia from the beginning of the century to WWI are no less interesting. Here it is mentioned in passing, but there, in fact, the power of the Shah was retained and the whole of Persia was spun 6 Cossack regiments, headed by an energetic colonel of the Russian General Staff. And they acted according to a simple scheme - the suppression of the "color" revolution in Tehran with the help of artillery (here the colonel was not shy), the restoration of the Shah's guard by repression, the elimination of the most significant "field commanders" of the rebels.
  4. 0
    17 September 2015 17: 23
    Thank you for the article . informative . another unknown page of Our History.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Хамаданская операция

Ситуация в Персии

К концу XIX века Персия уже совершенно перестала быть региональной державой, которая раньше на равных воевала с Османской империей и бросала вызов России. Страна превратилась в полуколонию великих держав. Персидская армия практически перестала существовать. Британия и Россия поделили Персию на сферы влияния. Британцы временно стали союзниками русских и поэтому перестали натравливать персов на Россию.

Основной боевой единицей Персии стала Персидская казачья бригада, созданная при помощи России. Её рядовыми были уже не русские дезертиры, как в первой половине XIX столетия, а персы, афганцы, курды, туркмены и т. д. Правда, командовал бригадой русский командир, получавший жалованье из России. Русские офицеры фактически руководили полками бригады, хотя в них имелись персидские командиры полков. Бригада охраняла шаха, министерства, дипломатические представительства иностранных держав, другие важнейшие объекты и контролировала сбор налогов.


В 1906 году в Персии началась Конституционная революция, была принята конституция, образован парламент (меджлис), что очень скоро привело к полному хаосу и фактическому началу гражданской войны. Внутренние разборки в Персии продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. В 1907 году Россия и Британия подписали соглашение о разделе страны на сферы влияния: север Персии отходил под контроль России, юг — Британии, а центр страны оставался нейтральной территорией. В 1909 г. в связи с нестабильной политической обстановкой в Персии туда были направлены русские войска. В 1911 г. русский контингент в Персии был усилен. Русские войска быстро и жестко навели порядок в северной части Персии.

После начала Первой мировой войны Персия была формально нейтральна. Но Персия была настолько слаба, что не могла подтвердить свой статус, а территория имела стратегическое значение, поэтому её не могли оставить в покое. Кроме того, в 1908 г. в Персии была обнаружена нефть, и персидские месторождения быстро стали весьма важным фактором Большой игры. Флоты требовали огромного количества топлива, а автомобилей становилось всё больше.

Османская империя, вступившая в войну 1 ноября 1914 года, объявила странам Антанты джихад. Османский султан официально был халифом — главой всех мусульман. Германо-турецкое командование надеялось сформировать единый исламский фронт против Антанты, в который вошли бы Турция, Персия, Афганистан, Египет, а также исламская часть Британской Индии (современный Пакистан). Часть персидской элиты поддерживала эти идеи. Уже в начале ноября 1914 г. две турецкие пехотные дивизии и курдская конница захватили город Урмия. В начале января 1915 года турки захватили Тебриз. В результате возникла угроза вторжения противника уже в русский Азербайджан. Однако русская Кавказская армия ликвидировала эту угрозу. Русская армия заняла Ван, но не смогла продвинуться дальше из-за острой нехватки подкреплений и боеприпасов. Османское командование организовало контрнаступление, турки потеснили 4-й Кавказский корпус (Алашкертская операция). Но русские нанесли контрудар (группа Баратова) и отбросили противника. Фронт стабилизировался.

В связи с успехами Центральных держав в 1915 г. на Балканском полуострове (Болгария выступила на стороне Германии и Австрии, Сербия была разгромлена) и установлением ими единого фронта с Османской империей германо-турецкое командование активизировало агитацию против стран Антанты. Для этого Берлин и Константинополь использовали рост национального движения в Персии, направленного против России и Англии, которые оккупировали ряд областей страны. Центрами агитации стали города Исфаган и Теббес, куда прибывали вместе с транспортами оружия и боеприпасов германские офицеры и солдаты. Кроме того, туда прибывали и бежавшие австрийские офицеры и солдаты из лагеря военнопленных, который находился в русском Туркестане. Их было довольно много.

В Исфахане турки смогли найти общий язык с персидским духовенством и вождями племен бахтиар и кашкайцев, населяющих соседние районы. Успехи Германии в Европе ободрили её сторонников в Персии. Местные племена снова сочли, что Россия терпит поражение и брались за оружие. Тратя большие деньги на подкуп вождей, германцы формировали мелкие отряды наёмников, внушая персам мысль, что им нечего опасаться России и Англии, которые не имели свободных сил на этом направлении. Германо-турецкое командование смогло привлечь на свою сторону персидскую жандармерию, которая являлась после персидской казачьей бригады, направляемой русскими инструкторами, единственной регулярной вооруженной силой Персии. Персидские жандармы восстали, захватили несколько крупных городов в британской части Персии и вступили в бой с Персидской казачьей бригадой в русской части Персии. Та не могла удержаться в одиночку, так как восставшим удалось распропагандировать часть ее личного состава, который перешёл на сторону повстанцев.

Турки старались поддержать эти настроения и ввели в Персию свои войска. На этот раз они не ограничились западными районами и начали продвигаться в глубь страны. Заняли Керманшах, а затем и Хамадан, в 350 км от Тегерана. А в персидской столице германская и турецкая агентура склоняла персидскую элиту на свою сторону. Появление османских войск одних персов обрадовало, другие испугались. Меджлис Персии постановил вступить в союз с Германией и Турцией. К этому склонялось и персидское правительство. На сторону османов перешёл главнокомандующий, маршал Низам-эс-Султан, пообещал сформировать большую персидскую армию. Однако персидский шах, слабовольный Ахмад-шах, почти не имевший реальной власти, колебался.

Одновременно брожение наблюдалось в Афганистане. Британское правительство, первоначально уверенное в нейтралитете этой страны, стало сомневаться на этот счёт. Население Афганистана могло подняться против России и Англии. Появились сведения об отправке в Афганистан караванов с германскими офицерами и оружием, небольших отрядов, навербованных, вооруженных и руководимых германцами. Если бы они достигли Афганистана, то ситуация могла резко осложниться. Британцы, обеспокоенные ситуацией, предложили Петербургу отправить в северо-восточную зону Персии войска, чтобы подавить волнения.

Каспийский десант

Сами по себе персидские отряды не были угрозой для России. Это были типичные бандформирования, вроде курдской конницы, с весьма слабой боеспособностью. Однако выступление Персии, а возможно и Афганистана, на стороне Турции и Германии, означало появление нового огромного фронта. Начались бы вторжения банд в русский Азербайджан, Туркестан, брожение в национальных окраинах Российской империи. Это отвлекло бы большие силы от главного Западного фронта.

Пожар необходимо было тушить, пока он не разгорелся. В начале июля 1915 г. в северной Персии находилось три русских отряда: в городах Казвин и Ардебиль и в провинции Хоросан. Кроме того, в качестве резерва на русско-персидской границе был расположен особый отряд, состоявший из пограничников. В западном персидском Азербайджане для поддержания порядка и для действий против турок располагался Азербайджанский отряд Чернозубова (4 батальона, 27 сотен и 12 орудий).

Хорасанский отряд был усилен одним казачьим полком. Полковник Гущин должен был сохранить спокойствие в части Персии, прилегающей к Туркестану, уничтожить отряды противника и не допустить проникновения агитаторов в Афганистан. Русский отряд занял назначенную зону, перехватил караваны с боевым снаряжением.

Русский министр иностранных дел предлагал направить в Персию большой экспедиционный корпус. Однако Кавказская армия не имела свободных сил. Кавказская армия, выделившая с начала войны на Западный фронт 6 пехотных дивизий, 2 пластунские и одну стрелковую бригаду, 7 кавалерийских дивизий, часть крепостной артиллерии и отдавшая часть своего боезапаса, имела в середине июля 1915 г. в своем составе только одну первоочередную пехотную дивизию и 3 стрелковые бригады. Остальные же войска составляли ополченческие дружины, различные формирования. Кавказская армия истощила свои запасы оружия, вооружая новые формирования. Кроме того, ухудшение ситуации в Персии совпало напряженными боями на алашкертском направлении. То есть Кавказская армия не могла выделить на персидское направление большие силы.

В результате экспедиционный «корпус» под командованием Баратова сначала был весьма слабым. В период с 23 по 30 октября происходила отправка этого корпуса с Кавказа через г. Баку в г. Энзели. К 30 октября 1915 года этот корпус в составе 2 батальонов, 2 дружин, 39 сотен и 20 орудий высадился в городе Энзели. Баратов получил указание восстановить влияние России в Персии при необходимости занять Тегеран. С выдвижением русских передовых отрядов к Кередж, все враждебные Российской империи, жандармы и другие формирования бежали из Тегерана.

Шах увидев, что сила всё же на стороне русских, распустил меджлис и отправил в отставку правительство. Правда, часть персидского руководства не успокоилась. Враждебные России силы сконцентрировались в районе Хамадан и Султан-булаг. В Куме создали «Временное национальное правительство». Но раздуть восстание Баратов им не позволил.

Русские войска восстанавливали власть русских консулов, разоружали жандармов и рассеивали отряды наёмников. Баратов очень эффективно организовал зачистку захваченной территории от отрядов наемников и немецко-турецких диверсионных групп, обеспечив контроль над огромной территорией. В Хоросане наши войска разгромили навербованные германо-турецким командованием отряды. 3 декабря 1915 г. после боя войска Баратова заняли Хамадан, Саве и Кум. В результате русские войска прочно обеспечили фланг и тыл экспедиционного корпуса Баратова, а также подступы к персидской столице с юга.

В конце 1915 г. главнокомандующий Кавказской армий направил на усиление корпуса Баратова 2 батальона пограничников. Для той же цели предполагалось направить столько же из вновь формировавшихся частей. Кроме того, решено было направить в Персию и Кавказскую кавалерийскую дивизию, которую возвращали с Западного фронта на Кавказ. В результате русский корпус в Персии был значительно укреплен. Его силы были доведены до 6 батальонов, 2 дружин и 63 сотен и эскадронов, что позволяло развить операции на хамадан-керманшахском направлении — к Месопотамии и к югу от Тегерана в направлении на Исфаган, где группировались силы, враждебные России.

Таким образом, наши войска быстро решили все поставленные задачи. Попытка германо-турецкого командования поставить под свой контроль Персию и Афганистан, использовать их в борьбе с Россией и Англией, провалилась.

Хамаданская операция
Действия англичан

Британское командование, обеспокоенное защитой подступов к Индии и нефтеносному району на юго-западе Персии, в ноябре 1914 г. начало боевые действия на Иракском фронте. Высадившийся в устье реки Шат-эль-Араб экспедиционный корпус генерала Никсона в январе 1915 г. овладел Корна (в слиянии рек Тигр и Евфрат).

Оттуда британцы решили начать глубокое вторжение в направлении на Багдад. Англосаксы даже разработали план по возрождению Багдадского халифата, который должен был стать центром исламского мира. Понятно, что под контролем Лондона. Британское командование переоценило свои силы и недооценило противника, хотя уже имелся опыт Дарданелльской операции.

Британский 20-тыс. корпус, оставив в Иране лишь небольшое прикрытие нефтепромыслов, начал наступление вдоль реки Тигр и Евфрат на Багдад. Западная колонна в сентябре 1915 г. захватила Кербелу. Восточная под началом генерала Таунсенда, при поддержке флотилии на реке Тигр, 28 сентября нанесла тяжелое поражение османам в районе Кут-эль-Амара. Развивая первый успех, британцы продолжили наступление.

Однако османское командование отреагировало неожиданно быстро. С Кавказа сняли корпус Халил-бея. Ещё один корпус начали перебрасывать в Ирак из Сирии. Они были объединены в 6-ю армию под началом фон дер Гольца. Сил у османов в начале сражения было меньше, чем у англичан, половина войск ещё была на марше. Но фон дер Гольц выдвинул всё что у него было против Таунсенда. Из-за плохой разведки британцы проморгали появление двух вражеских корпусов. 22 ноября турки внезапно для англичан перешли в контрнаступление. Не дойдя до Багдада всего 35 км, у развалин древнего Ктесифона, британские войска нарвались на противника. Начались яростные турецкие атаки. Два турецких корпуса стали теснить англичан. К фон дер Гольцу подтягивались новые части. Корпус Таунсенда потерпел поражение и стал отступать. Османы преследовали британцев, пытались их окружить. Английские войска закрепились в Кут-эль-Амара, где их и окружили. В декабре 1915 г. началась осада. Британцы попросили помощи у русских.

Ещё во время Хамаданской операции британское правительство предложило русским выдвинуть войска в направлении на Керманшах и Ханекин. То есть британское командование предлагало с двух сторон начать наступление на Багдад. Это значительно удлиняло коммуникации экспедиционного корпуса Баратова. Наступать на Месопотамию зимой через пустынные районы было весьма сложной задачей.

Со своей стороны русское командование предложило выдвинуть британский корпус из района Мохаммера (устье Шат-эль-Араб) по долине реки Карун на Хорремабад и Буруджирд, с целью соединения британских и русских экспедиционных сил в Персии. В результате появлялся единый русско-британский фронт, который пресекал всякую возможность воздействия германо-турецких войск на восток. В дальнейшем русско-британская группировка из района Керманшах и британский корпус в Ираке могли нанести двойной удар по Багдаду. А оттуда соединенные русско-британские силы, доведя численность ударной группировки до 40-50 тыс. солдат, могли перенести боевые действия в основные районы Турции. К примеру, можно было начать наступление на Мосул и далее Диарбеккир, в тыл 3-й турецкой армии.

Таким образом, Россия и Англия могли окончательно укрепить своё положение в Персии и угрожать основным районам Турции, что вело к её выходу из войны. Однако британцы не приняли эти разумные предложения.

Хамаданская операция

Русские гаубицы во время боя в Персии

Источники:
Борьба на Кавказе // Керсновский А .А. История русской армии.
Елисеев Ф. Казаки на Кавказском фронте. 1914-1917. М., 2001.
Зайончковский А. М. Первая мировая война. СПб., 2000.
История Первой мировой войны 1914—1918 гг. / Под ред. И. И. Ростунова. В 2-х томах. М., 1975.
Корсун Н. Г. Алашкертская и Хамаданская операции на Кавказском фронте мировой войны в 1915 г. М., 1940.
Корсун Н. Г. Первая мировая война на Кавказском фронте. М., 1946.
Масловский Е. В. Мировая война на кавказском фронте, 1914—1917 гг. Стратегический очерк. Париж. 1933. // http://militera.lib.ru/h/maslovsky_ev01/index.html.
Петросян Ю. А. Османская империя. М., 2013.
Потапов Г. В. Персидская империя. Иран с древнейших времен до наших дней. М., 2013.
Шамбаров В. Последняя битва императоров. М., 2013.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. parusnik 17 сентября 2015 07:56
    В 1907 году Россия и Британия подписали соглашение о разделе страны на сферы влияния..Англичане, пошли на это скрипя зубами, надо было Россию в Антанту завлечь...
  2. sherp2015 17 сентября 2015 08:41
    Подлые наглобританцы всегда втягивали Россию в свои интриги. Чужими руками таскали и добывали приобретения
  3. xan 17 сентября 2015 10:46
    Не менее интересны события в Персии от начала века до ПМВ. Здесь вскользь упоминается, а там фактически власть шаху сохранили и всю Персию закрутили 6 казачьих полков во главе с энергичным полковником русского генерального штаба. И действовали по простой схеме - подавление "цветной" революции в Тегеране при помощи артиллерии (тут полковник не стеснялся), восстановление репрессиями боеспособности шахской гвардии, ликвидация наиболее значимых "полевых командиров" мятежников.
    xan
  4. казак волгский 17 сентября 2015 17:23
    спасибо за статью . познавательно . еще одна неизвестная страница Истории Нашей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня