Military Review

Dardanelles: defeat at sea

12
Start of operation. Ally attack fleet


In the first half of February, 1915 in Constantinople had information that the Anglo-French forces intend to take the Dardanelles from the Aegean Sea, and the Russians intend to break through with them from the Black Sea to the Bosphorus. Therefore, for the defense of the straits, large forces were planning to gather around the 20 divisions, which were part of the 2 Army Vehib Pasha and the specially formed Von Sanders Army (the future 5 Turkish Army).

The army of Sanders had a 4 army corps. The 3 Corps Essad Pasha defended Gallipoli, the 15 Corps defended the Asian coast, the 14 Army Corps was located on the Princes ’Islands and the 6 Army Corps was in the San Stefano area. The 2 Army Vehib Pasha was supposed to defend the northern front along the Black Sea coast against the Russians. The total strength of the two armies reached 200 thousand people. However, it must be remembered that these armies were still being formed. At the beginning of the battle the Turks had a small force in the Dardanelles area.

The fortifications of the Bosphorus and the Dardanelles were supervised by the German Admiral Used, and Admiral Merten was the authorized representative of the Turkish main apartment in the Dardanelles. There was a lot of friction between Sanders and Usedom, as each of them controlled independently. But in general, the Germans commanded the defense of the straits area.

England and France had a problem with the question of command. Earlier, London and Paris agreed that operational management in the Mediterranean belongs to France. However, after the Ottoman Empire sided with the Central Powers, most of the ships operating against it turned out to be British. As a result, new negotiations began. The French gave way to the British in the Dardanelles, but retained their command in the area of ​​the Syrian coast to Jaffa. And the senior naval commander in the area — the British admiral Pierce — had to work either in conjunction with the French or submit to the French command.

In February 1915, Admiral Cardin had three squads for the operation in the Dardanelles (two English and one French). In the operation took part, according to various estimates, from 80 to 119 combat and auxiliary ships of the allies, including dreadnoughts, battleships, line and light cruisers, aircraft fleet with 6 seaplanes, destroyers and submarines. The commander of the operation, Admiral Sackville Cardin, even got the newest superdreadnought "Queen Elizabeth", whose armament consisted of eight main caliber 381-mm guns, which had tremendous destructive power.


"Queen Elizabeth" in the Dardanelles

The start of the operation was scheduled for February 19. The British planned: to fire at the outer forts at the entrance to the strait, in the Bezik bay and on the north shore of Gallipoli; remove the mines and destroy the forts between the entrance and the narrowness; destroy the forts in narrowness; trawling a minefield at Kefets; crush the next fortifications and exit to the Sea of ​​Marmara. Turkish fortifications were planning to first fire from a long distance out of reach from enemy batteries, then from middle distance and finally destroy them with a quick fire from a distance of 1915 - 15 cable. At first they planned to attack the forts Helles, Tekke-Bournou, Sedd-el-Bar, Orkaniye and Kum-Kale, which were equipped with weapons from 20-mm to 150-mm. The Anglo-French fleet had a great superiority in artillery over the enemy: a seven-fold superiority in large and eight-fold in middle artillery.

9 hours 51 min. February 14 was given the first shot at Fort Orkanie. The shooting was carried out from a distance 7 000-11 000 m. Ships were beaten on Turkish forts, anchored. The volleys of powerful ships thundered at the entrance to the strait. At noon, the reconnaissance seaplane reported that all the guns at Kum-Kala, Sedd-el-Bar and Orkaniy were intact. Although reports of ship observers talked about the successful shooting. In the afternoon, shelling was carried out by ships on the move. K 15 hour. 50 min. Turkish batteries seemed depressed. But when the British battleship Wengeens came closer to look at the forts, the Turks returned fire.

Thus, the six-hour bombardment of the powerful Anglo-French fleet could not crush the Turkish batteries. In the evening, Cardin ordered the shelling to stop. The British at first believed that they had achieved serious results, since the Turks almost did not answer. The amendment was given by an air reconnaissance, indicating that the guns on the forts are intact. The Turks had minimal losses in men, since, while the ships were out of range of battery fire, the garrisons were taken away from the forts. Artillery losses were also insignificant. According to German-Turkish information, only one weapon was put out of action for a long time.

“The result of 19 February’s actions showed with my own eyes that the effect of bombardment from long positions on modern earthen forts is insignificant,” Admiral Cardin wrote in the report. “There were a lot of hits on the forts with ordinary 12-inch shells, but when the ships approached, they opened fire from all four forts.”

The bombing of the external Turkish forts planned to continue on February 20, but the operation had to be postponed due to bad weather. Only February 25 allied fleet was able to continue the operation. This time the allies acted more decisively. One detachment fired from long distances, from an anchor, the second - on the go. Several ships were assigned to correct the shooting. The shelling began at 10 hours. At first, the Turks actively responded, especially strongly from Fort Hellen. But by the time the 15 watches the Turkish batteries were silent. The minesweepers calmly began to mine mines at the entrance to the straits.

Thus, 25 February, almost all of the Turkish guns of the forts were temporarily disabled and about a third for a long time. The forts Helles, Sedd el-Bar, Kum-Kale and Orkania were abandoned by the Turkish garrisons, and the stockpiles of shells were removed from them. The German-Turkish command believed that the allies would then undertake a decisive operation to break into the Sea of ​​Marmara.

February 26 in the morning, the Allies, with the help of a group of old battleships supported by destroyers, launched an operation against a group of Dardanos forts, covering the minefields inside the straits with fire from their batteries. The British hoped to destroy the fortifications to Kefets. After passing a few miles inside the strait, the armadillos opened fire on enemy forts. In addition, on this day, the allies under the cover of naval artillery landed small landing forces and completed the destruction of the forts of Kum-Kale and Orkania using explosives. Up to 15 hour. everything went well, but then the British ships came under fire from heavy field artillery, firing from close range. Howitzers were virtually invulnerable to projectiles from ships. These field batteries forced the Allies to stop the operation.

The next day, the weather turned bad again, and the operation was postponed again. She continued 1 March. The fighting continued under the same scenario. The Allied fleet continued to be pushed at the very beginning of the Dardanelles, going only a few kilometers further into the depths. The Turks, passing the enemy ships to the fairway, opened massive fire from field guns at them. The fire of the ships that fired at low speed was almost invalid. The Turks suffered minimal losses. The field mobile artillery of the Turks, remaining in complete impunity, did not allow the ships to anchor. Attempts by minesweepers to work at night were also unsuccessful. Heavy fire opened fire on them and they left.

The German-Turkish command, noting the success of field batteries, began to strengthen the defense of the straits by field means. Field troops with howitzer batteries appeared in the area of ​​Kum-Kale and Orkany 4 in March. When the Anglo-French forces finally tried to destroy the guns of these forts with amphibious forces under the cover of naval artillery fire, their attacks were repulsed with heavy losses. March 5 under the fire of Turkish artillery came the dreadnought "Queen Elizabeth." The British ship, having received 18 hits in a short time, was forced to move beyond the reach of the enemy's field batteries.

The next day, 6 in March, the British Dreadnought fired at Turkish fortifications again, but fell under the fire of howitzer batteries. March 7 on Turkish fortifications fired armadillos "Lord Nelson" and "Agamemnon". The Turks actively responded and their defense was not damaged. March 8 decided to use Queen Elizabeth with its powerful artillery inside the strait. To protect him from enemy fire, the battleship was surrounded by less valuable ships. Releasing 11 volleys on the Chanak batteries, the dreadnought stopped firing as bad weather prevented the aircraft from correcting the fire.

As a result, the allied fleet could not break into the Sea of ​​Marmara. Admiral Cardin ordered the squadron to return to Lemnos. Winston Churchill was very annoyed by the failure in the Dardanelles, and made Cardin the scapegoat. Cardin, under the specious pretext, was replaced by Admiral John De Robek.

Dardanelles: defeat at sea

Commander of the British and French naval forces in the Mediterranean Sea Sackville Cardin

Among the objective reasons that did not allow the allies to break through to the Turkish capital, there are several. First, there was no surprise factor. The German-Turkish command was aware of the plans of the Allies. And the British themselves gave out their plans when November 3 of the year fired at Turkish fortifications on 1914. This forced Istanbul and Berlin to take measures to strengthen the defense of the straits.

Secondly, the experience of the assault on Port-Arthur during the Russian-Japanese war and the siege of Qingdao in 1914 showed that strong coastal fortifications cannot be taken only by the forces of the fleet. A landing operation was necessary. For the operation it was necessary from the outset to attract large ground forces.

It should be noted that the Turks were afraid of this scenario. So, on February 25, when almost all Turkish guns were suppressed and the Allied trawlers began to unloading mines in the fairway, the Turkish command withdrew the garrisons of external forts. The Turkish General Staff considered landing at any place of the peninsula at that time quite a possibility, and it was really easy to take the straits with the help of a land operation, because by the end of March the Turks had only 2 divisions in the Gallipoli area. If at that moment the Allies had launched a large landing operation, they would have almost met no resistance. However, the Allied command did not plan the landing at the first stage of the operation. So, if earlier they decided to send the 29 Infantry Division to the strait zone, then a series of failures in France forced the Allies to cancel this decision. At a meeting of the Military Council in London on February 26, Churchill protested in vain. Kitchener insisted on his own and offered to use in the Dardanelles operation only the New Zealand and Australian troops, which were transferred to Egypt. In addition, the Military Council decided to wait until the first forts were captured.

February's Kitchener 26 issued an order that troops can only be used when the fleet is successful. “Forcing the Dardanelles should be undertaken only by the fleet. Make a plan to assist the fleet, keeping in mind: a) until the Dardanelles are open, you need to confine yourself to small operations in order to completely destroy the batteries after they are silenced by the fire of the fleet; b) it is possible, however, that some heavy batteries, hidden in the folds of the terrain, cannot be silenced by the fire of our ships; then, if Admiral Cardin turns to you, you can undertake several small landing operations to destroy them; c) I remind you, however, of the significant forces of the enemy, located on both sides of the straits, so that you would not undertake operations of this kind without aerial reconnaissance and without providing your landings with full fleet cover. ” Only as a last resort were allowed to use troops concentrated in Egypt. 1 March this order was exactly repeated in the form of instructions to Jan Hamilton, appointed commander of the Dardanelles Expeditionary Force.

Third, the Allied fleet operation itself was poorly prepared. The flaws in adjusting the fire from the ships affected. Air corrections did not produce the expected results, as bad weather and a shortage of aircraft prevented this. Coastal batteries could be suppressed by fire from close distances, but this required a good observation and adjustment service and a willingness to sacrifice ships for the sake of victory. The idea of ​​trawling minefields was not feasible, in conditions when the enemy’s batteries could not be suppressed. Field batteries, which operated so successfully that they forced the ships to anchor and fire on the move, reduced the effectiveness of the fire and led to wastes. The use of small airborne detachments to eliminate enemy fortifications yielded results only until the Turkish field forces appeared in the combat area.


Inflexible battle cruiser

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
1915 Campaign
Military plans of the Entente and the Central Powers for 1915 year
Death of the 20 Russian Corps
"Rubber War" in the Carpathians
Battle for Prasnysh
Italian "jackal" enters the war
Battle of the Isonzo
Second Battle of the Isonzo
Germany turns east
Bosphorus bait for Russia
Gorlitsky breakthrough
The defeat of the 3 Army Radko-Dmitriev. The death of the 48 "Steel" division of General Kornilov
Departure of Russian armies from Galicia. Loss of Przemysl and Lviv
The great retreat of the Russian army
The fall of Warsaw
Fall of the Newgeorg Fortress
The great retreat of the Russian army was the harbinger of the 1917 disaster of the year.
1915 Campaign of the Year on the Caucasus Front
Solution of the “Christian Question” in Turkey during the First World War
Battle for van
Alashkert operation
Hamadan operation
Sventsian breakthrough
Completion of the 1915 campaign of the year on the Russian front: the battle for Lutsk and Chartoryisk. Operation on the river. Strypa
As England and France set up Russia under the German ram
Dardanelles operation
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. 89067359490
    89067359490 29 September 2015 06: 55 New
    +5
    Моряки с "Гебена".Из них были сформированы пулеметные команды которые и пошли на самые сложные участки боев в Дарданеллах и Галлиполи.
  2. Robinzone
    Robinzone 29 September 2015 07: 18 New
    +8
    Thanks for a very interesting article.

    Тот самый случай когда десяток транспортов с войсками были бы куда полезнее, чем десяток броненосцев. Ну или команды боевых кораблей "проредить", создав партии "морской пехоты". Но Карден - не Ушаков, а бритты с французиками - не русские.

    В принципе, становится понятно, что американская стратегия имеет преемственность от английской. Бить издалека по противнику, который не может дать сдачи, в надежде, что он сдастся. Иногда прокатывает, а иногда и нет. Вот тогда (когда "нет") приходится или воевать большой кровью, или "покупать" лидеров противника... Просто не всех можно купить.
  3. parusnik
    parusnik 29 September 2015 07: 39 New
    +1
    It did not work out at the Britons with the Dardanelles, but how I wanted to throw Russia ...
    1. Cresta999
      Cresta999 29 September 2015 13: 52 New
      +3
      Russia is just thrown. According to the results of the first world. After all, when the Entente defeated, they did not return anything to her. How would they forget.
      1. parusnik
        parusnik 29 September 2015 14: 21 New
        +1
        As a result, yes .. threw .. But initially the capture of the Dardanelles .. Another war is in full swing, and the allies are already throwing, the Dardanelles are taking over ..
  4. Monster_Fat
    Monster_Fat 29 September 2015 09: 07 New
    0
    У Вильсона, в его книге "Линкоры в бою", именно, морская часть Дарданельской операции представлена читателям куда интереснее.
  5. kvs207
    kvs207 29 September 2015 09: 34 New
    0
    Quote: RobinZone
    The same case when a dozen transports with troops would be much more useful than a dozen armadillos.

    The Japanese, it is fully aware and landed, that in Chemulpo, near Arthur.
  6. Serg65
    Serg65 29 September 2015 11: 13 New
    +1
    Существует легенда о том что турки обстреляли каменными ядрами английский броненосец "Агамемнон" и добились таки одного попадания. Но скорее всего это только легенда. Россия ещё с 1885 года планировала захват Босфора с высадкой десанта, кстати для обороны Босфора от броненосцев противника, русский Генштаб так же планировал использовать полевые гаубицы, а именно 36 9" мартир.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 29 September 2015 13: 11 New
      0
      Quote: Serg65
      Россия ещё с 1885 года планировала захват Босфора с высадкой десанта, кстати для обороны Босфора от броненосцев противника, русский Генштаб так же планировал использовать полевые гаубицы, а именно 36 9" мартир.

      Небезызвестный "особый запас".
      11-inch (280 mm) coastal guns - 5; 9-inch (229 mm) coastal guns - 10; 6-inch (152 mm) guns weighing 190 pounds - 7; 107 mm battery guns - 20; 9-inch (229 mm) coastal mortars - 36
  7. kvs207
    kvs207 29 September 2015 13: 52 New
    0
    Quote: Serg65
    Существует легенда о том что турки обстреляли каменными ядрами английский броненосец "Агамемнон" и добились таки одного попадания. Но скорее всего это только легенда.

    Likely.
    Для выстрела каменным ядром, нужно соответствующее орудие и, даже если оно имелось, то дальность стрельбы им составляла несопоставимую величину, по сравнению с нарезными орудиями. Сомневаюсь, что "Агамемнон", подходил так близко к берегу.
  8. askold
    askold 29 September 2015 14: 16 New
    0
    "8 марта решено было использовать линкор"Куин Элизабет",окружив его менее ценными кораблями..."Ну, вообще оборзели в женский день, так королеву припахивать lol .Ага,на фото в кадре столько кораблей и судов,что промахнуться практически невозможно,аж глаза разбегаются.Ха,это только первая часть статьи,продолжение операции будет ещё интереснее. Воистину,-"Чем дальше,тем страшнее..."
  9. Aleksander
    Aleksander 29 September 2015 21: 05 New
    +2
    Dardanelles: defeat at sea

    But in the same 1915 year Russia inflicted a crushing defeat on the same Turks on the Caucasian front. Know ours! yes
    1. traveler
      traveler 30 September 2015 02: 48 New
      0
      not exactly the same. in gallipoli, the ottoman troops were mainly composed of Turks, and in the Caucasus, largely from Kurds
  10. Ivan the Fool
    Ivan the Fool 3 October 2015 16: 09 New
    0
    There would be more text!

Дарданеллы: поражение на море

Начало операции. Атака союзного флота

В первой половине февраля 1915 г. в Константинополе имели сведения, что англо-французские силы намереваются взять Дарданеллы со стороны Эгейского моря, а русские предполагают прорваться одновременно с ними со стороны Черного моря в Босфор. Поэтому для обороны проливов планировали собрать большие силы — около 20 дивизий, которые были в составе 2-й армии Вехиб-паши и специально сформированной армии фон Сандерса (будущая 5-я турецкая армия).

Армия Сандерса имела в своём составе 4 армейских корпуса. 3-й корпус Эссада-паши защищал Галлиполи, 15-й корпус защищал азиатский берег, 14-й армейский корпус располагался на Принцевых островах и 6-й армейский корпус — в районе Сан-Стефано. 2-я армия Вехиб-паши должна была оборонять северный фронт по побережью Черного моря против русских. Общая сила двух армий доходила до 200 тыс. человек. Однако необходимо помнить, что эти армии ещё только формировали. В начале сражения турки имели небольшие силы в районе Дарданелл.


Укреплениями Босфора и Дарданелл руководил германский адмирал Узедом, а уполномоченным турецкой главной квартиры в Дарданеллах был адмирал Мертен. Между Сандерсом и Узедомом происходило много трений, так как каждый из них распоряжался самостоятельно. Но в целом командовали обороной района проливов германцы.

У Англии и Франции с вопросом командования возникла проблема. Ранее Лондон и Париж договорились, что оперативное руководство в Средиземном море принадлежит Франции. Однако после того как Османская империя выступила на стороне Центральных держав большинство кораблей, действующих против нее, оказались британскими. В результате начались новые переговоры. Французы уступили британцам приоритет в Дарданеллах, но сохранили за собой командование в зоне Сирийского побережья до Яффы. А старший морской начальник в этом районе — британский адмирал Пирс — должен был работать или совместно с французами или подчиняться французскому командованию.

В феврале 1915 года адмирал Карден имел для операции в Дарданелльских проливах три отряда (два английских и один французский). В операции принимало участие, по разным оценкам, от 80 до 119 боевых и вспомогательных кораблей союзников, включая дредноуты, броненосцы, линейные и легкие крейсеры, авиаматку с 6 гидросамолетами, эсминцы и подводные лодки. Командующий операцией, адмирал Сэквилл Карден получил в распоряжение даже новейший супердредноут «Куин Элизабет», вооружение которого состояло из восьми 381-мм орудий главного калибра, обладавших огромной разрушительной мощью.

Дарданеллы: поражение на море

«Куин Элизабет» в Дарданеллах

Начало операции было назначено на 19 февраля 1915 г. Британцы планировали: обстрелять наружные форты при входе в пролив, в бухте Безика и на северном берегу Галлиполи; снять мины и разрушить форты между входом и узкостью; разрушить форты в узкости; провести траление минного заграждения у Кефец; подавить следующие укрепления и выйти в Мраморное море. Турецкие укрепления планировали сначала обстреливать с дальней дистанции вне досягаемости от неприятельских батарей, затем со средней дистанции и окончательно разрушить их беглым огнем с расстояния 15 — 20 кабельтовых. Сначала планировали атаковать форты Хеллес, Текке-Бурну, Седд-эль-Бар, Оркание и Кум-Кале, которые имели на вооружения орудия от 150-мм до 280-мм. Англо-французский флот имел над противником большое превосходство в артиллерии: семикратное превосходство в крупной и восьмикратное — в средней артиллерии.

В 9 часов 51 мин. 14 февраля был дан первый выстрел по форту Оркание. Стрельба велась с дистанции 7 000-11 000 м. Корабли били по турецким фортам, стоя на якоре. У входа в пролив гремели залпы мощных кораблей. В полдень разведывательный гидросамолет донес, что все орудия на Кум-Кале, Седд-эль-Бар и Оркание целы. Хотя донесения корабельных наблюдателей говорили об успешной стрельбе. После полудня обстрел производился кораблями на ходу. К 15 час. 50 мин. казалось, что турецкие батареи подавлены. Но, когда британский броненосец «Вендженс» подошел поближе, чтобы присмотреться к фортам, то турки открыли ответный огонь.

Таким образом, шестичасовая бомбардировка мощного англо-французского флота не смогла подавить турецкие батареи. Вечером Карден велел прекратить обстрел. Британцы сначала считали, что добились серьёзных результатов, так как турки почти не отвечали. Поправку дала авиаразведка, указавшая, что орудия на фортах целы. Турки имели минимальные потери в людях, так как, пока корабли были вне досягаемости огня батарей, гарнизоны уводили из фортов. Потери артиллерийского вооружения также были незначительны. По германо-турецким сведениям, было выведено надолго из строя лишь одно орудие.

«Результат действий 19 февраля показал воочию, что эффект бомбардировки с дальних позиций по современным земляным фортам незначителен, — писал в отчете адмирал Карден. — Наблюдалось много попаданий в форты обыкновенными 12-дюймовыми снарядами, но когда корабли приблизились, то со всех четырех фортов орудия снова открыли огонь».

Бомбардировку внешних турецких фортов планировали продолжить 20 февраля, но операцию пришлось отложить из-за плохой погоды. Лишь 25 февраля союзный флот смог продолжить операцию. На этот раз союзники действовали решительнее. Один отряд вел стрельбу с дальних дистанций, с якоря, второй — на ходу. Нескольким кораблям было поручено корректирование стрельбы. Обстрел начался в 10 часов. Сначала турки активно отвечали, особенно сильно с форта Хеллен. Но к 15 часам турецкие батареи замолчали. Тральщики спокойно приступили к тралению мин у входа в проливы.

Таким образом, 25 февраля почти все турецкие орудия фортов были временно выведены из строя и около трети надолго. Форты Хеллес, Седд-эль-Бар, Кум-Кале и Оркание были турецкими гарнизона оставлены, и запасы снарядов с них свезены. Германо-турецкое командование считало, что союзники после этого предпримут решительную операцию по прорыву в Мраморное море.

26 февраля утром союзники, при помощи группы старых броненосцев поддержанных миноносцами, начали операцию против группы фортов Дарданос, прикрывавшей огнем своих батарей минные поля внутри проливов. Британцы надеялись разрушить укрепления до Кефец. Пройдя несколько миль внутри пролива, броненосцы открыли огонь по вражеским фортам. Кроме того, в этот день союзники под прикрытием корабельной артиллерии высадили небольшие десанты и довершили разрушение фортов Кум-Кале и Оркание с помощью взрывчатки. До 15 час. всё шло благополучно, но затем британские корабли попали под огонь полевой тяжелой артиллерии, стрелявшей с близкой дистанции. Гаубицы были практически неуязвимы для снарядов с кораблей. Эти полевые батареи, принудили союзников остановить операцию.

На следующий день погода снова испортилась, и операцию снова отложили. Её продолжили 1 марта. Боевые действия продолжались по прежнему сценарию. Союзный флот продолжал толкаться в самом начале Дарданелл, углубляясь вглубь всего на несколько километров. Турки, пропустив вражеские корабли на фарватер, открывали по ним массированный огонь из полевых орудий. Огонь кораблей, ведших обстрел на малом ходу, был почти недействителен. Турки несли минимальные потери. А полевая подвижная артиллерия турок, оставаясь в полной безнаказанности, не позволяла кораблям стать на якорь. Попытки тральщиков работать ночью также не увенчались успехом. По ним открывали сильный огонь, и они уходили.

Германо-турецкое командование, заметив успех полевых батарей, стало усиливать оборону проливов полевыми средствами. В районе Кум-Кале и Оркание 4 марта появились полевые войска с гаубичными батареями. Когда англо-французские силы попытались окончательно уничтожить орудия этих фортов десантными партиями под прикрытием огня корабельной артиллерии, их атаки были отбиты с большими потерями. 5 марта под огонь турецкой артиллерии попал дредноут «Куин Элизабет». Британский корабль, получив в короткое время 18 попаданий, вынужден был отойти за пределы досягаемости полевых батарей противника.

На следующий день 6 марта британский дредноут снова вёл огонь по турецким укреплениям, но попал под ответный огонь гаубичных батарей. 7 марта по турецким укрепления вели огонь броненосцы «Лорд Нельсон» и «Агамемнон». Турки активно отвечали и их оборона не пострадала. 8 марта решено было использовать «Куин Элизабет» с его мощной артиллерией внутри пролива. Чтобы защитить его от огня противника, линкор окружили менее ценными кораблями. Выпустив 11 залпов по батареям Чанака, дредноут прекратил огонь, так как плохая погода мешала самолётам корректировать огонь.

В итоге союзный флот не смог прорваться в Мраморное море. Адмирал Карден отдал приказ о возвращении эскадры на Лемнос. Уинстон Черчилль был очень раздосадован неудачей в Дарданеллах, и сделал «козлом отпущения» Кардена. Кардена под благовидным предлогом сменил адмирал Джон Де Робек.

Дарданеллы: поражение на море

Командующий британскими и французскими военно-морскими силами в Средиземном море Сэквилл Карден

Среди объективных причин, которые не позволили союзникам прорваться к турецкой столице, можно выделить несколько. Во-первых, отсутствовал фактор внезапности. Германо-турецкое командование знало о планах союзников. Да и сами британцы выдали свои планы, когда 3 ноября 1914 года обстреляли турецкие укрепления. Это заставило Стамбул и Берлин предпринять меры по укреплению обороны проливов.

Во-вторых, опыт штурма Порт-Артура во время Русской-японской войны и осады Циндао в 1914 г. показывал, что сильные береговые укрепления нельзя взять только силами флота. Необходима была десантная операция. Для операции необходимо было с самого начала привлечь крупные сухопутные силы.

Надо отметить, что турки боялись такого варианта развития событий. Так, 25 февраля, когда почти все турецкие орудия были подавлены и тральщики союзников беспрепятственно приступили к тралению мин на фарватере, турецкое командование вывело гарнизоны внешних фортов. Турецкий генеральный штаб считал в это время высадку в любом месте полуострова делом вполне возможным, и взять проливы при помощи сухопутной операции было действительно нетрудно, так как к концу марта турки в районе Галлиполи имели всего 2 дивизии. Если бы в этот момент союзники начали крупную десантную операцию, они бы почти не встретили сопротивления. Однако союзное командование не планировало высадку десанта на первом этапе операции. Так, если ранее в зону проливов решили отправить 29-ю пехотную дивизию, то ряд неудач во Франции заставил союзников отменить это решение. На заседании Военного совета в Лондоне 26 февраля Черчилль напрасно протестовал. Китченер настоял на своем и предложил использовать в Дарданелльской операции лишь новозеландские и австралийские войска, которые перебрасывали в Египет. Кроме того, Военный совет решил выждать пока будут захвачены первые форты.

Китченер 26 февраля отдал приказ, что войска можно использовать только когда флот достигнет успеха. «Форсирование Дарданелл должно быть предпринято только флотом. Составьте план содействия флоту, имея в виду: а) пока Дарданеллы не будут открыты, нужно ограничиться небольшими операциями, чтобы окончательно разрушить батареи, после того как они будут приведены к молчанию огнем флота; б) возможно, однако, что некоторые тяжелые батареи, укрытые в складках местности, не смогут быть приведены к молчанию огнем наших кораблей; тогда, если к вам обратится адмирал Карден, вы можете предпринять для разрушения их несколько мелких десантных операций; в) напоминаю вам, однако, о значительных силах противника, расположенных на обоих берегах проливов, чтобы вы не предпринимали операций этого рода без воздушной разведки и без обеспечения ваших десантов полным прикрытием огнем флота». Только в крайнем случае разрешалось использовать войска, сосредоточенные в Египте. 1 марта этот приказ был в точности повторен в виде инструкции Яну Гамильтону, назначенному командующим Дарданелльским экспедиционным корпусом.

В-третьих, сама операция союзного флота была подготовлена слабо. Сказались недостатки корректирования огня с кораблей. Воздушное корректирование не дало ожидаемых результатов, так как этому мешала непогода и нехватка самолетов. Береговые батареи можно было подавить огнем с близких дистанций, но для этого нужна была хорошая служба наблюдения и корректировки и готовность жертвовать кораблями во имя победы. Идея траления минных заграждений оказалась неосуществимой, в условиях, когда батареи противника не удалось подавить. Полным сюрпризом для союзников стали полевые батареи, которые действовали так успешно, что принуждали корабли сниматься с якоря и вести обстрел на ходу, а это снижало эффективность огня и вело к бесцельной трате снарядов. Применение мелких десантных отрядов для ликвидации вражеских укреплений давало результаты только пока в районе боевых действий не появились турецкие полевые войска.

Дарданеллы: поражение на море

Линейный крейсер «Инфлексибл»

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1915 года
Военные планы Антанты и Центральных держав на 1915 год
Гибель 20-го русского корпуса
«Резиновая война» в Карпатах
Сражение за Прасныш
Итальянский «шакал» вступает в войну
Битва на Изонцо
Вторая битва при Изонцо
Германия поворачивает на восток
Босфорская приманка для России
Горлицкий прорыв
Поражение 3-й армии Радко-Дмитриева. Гибель 48-й «Стальной» дивизии генерала Корнилова
Отход русских армий из Галиции. Потеря Перемышля и Львова
Великое отступление русской армии
Падение Варшавы
Падение Новогеоргиевскй крепости
Великое отступление русской армии стало предвестником катастрофы 1917 года
Кампания 1915 года на Кавказском фронте
Решение «христианского вопроса» в Турции в годы Первой мировой войны
Сражение за Ван
Алашкертская операция
Хамаданская операция
Свенцянский прорыв
Завершение кампании 1915 года на Русским фронте: сражение за Луцк и Чарторыйск. Операция на р. Стрыпа
Как Англия и Франция подставили Россию под германский таран
Дарданелльская операция

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. 89067359490 29 сентября 2015 06:55
    Моряки с "Гебена".Из них были сформированы пулеметные команды которые и пошли на самые сложные участки боев в Дарданеллах и Галлиполи.
  2. RobinZone 29 сентября 2015 07:18
    Спасибо за весьма интересную статью.

    Тот самый случай когда десяток транспортов с войсками были бы куда полезнее, чем десяток броненосцев. Ну или команды боевых кораблей "проредить", создав партии "морской пехоты". Но Карден - не Ушаков, а бритты с французиками - не русские.

    В принципе, становится понятно, что американская стратегия имеет преемственность от английской. Бить издалека по противнику, который не может дать сдачи, в надежде, что он сдастся. Иногда прокатывает, а иногда и нет. Вот тогда (когда "нет") приходится или воевать большой кровью, или "покупать" лидеров противника... Просто не всех можно купить.
  3. parusnik 29 сентября 2015 07:39
    Не вышло у бритов с Дарданелами, а как хотелось Россию кинуть...
    1. Cresta999 29 сентября 2015 13:52
      Россию то как раз кинули. По итогам первой мировой. Ведь когда антанта победила ей ничего не вернули. Как бы забыли.
      1. parusnik 29 сентября 2015 14:21
        В итоге да..кинули..Но первоначально захват Дарданел..Еще война в самом разгаре, а союзники уже кидают,Дарданелы захватывают..
  4. Monster_Fat 29 сентября 2015 09:07
    У Вильсона, в его книге "Линкоры в бою", именно, морская часть Дарданельской операции представлена читателям куда интереснее.
  5. kvs207 29 сентября 2015 09:34
    Цитата: RobinZone
    Тот самый случай когда десяток транспортов с войсками были бы куда полезнее, чем десяток броненосцев.

    Японцы, это вполне осознали и десант высаживали, что в Чемульпо, что под Артуром.
  6. Serg65 29 сентября 2015 11:13
    Существует легенда о том что турки обстреляли каменными ядрами английский броненосец "Агамемнон" и добились таки одного попадания. Но скорее всего это только легенда. Россия ещё с 1885 года планировала захват Босфора с высадкой десанта, кстати для обороны Босфора от броненосцев противника, русский Генштаб так же планировал использовать полевые гаубицы, а именно 36 9" мартир.
    1. Alexey RA 29 сентября 2015 13:11
      Цитата: Serg65
      Россия ещё с 1885 года планировала захват Босфора с высадкой десанта, кстати для обороны Босфора от броненосцев противника, русский Генштаб так же планировал использовать полевые гаубицы, а именно 36 9" мартир.

      Небезызвестный "особый запас".
      11-дюймовых (280-мм) береговых пушек — 5; 9-дюймовых (229-мм) береговых пушек — 10; 6-дюймовых (152-мм) пушек весом 190 пудов — 7; 107-мм батарейных пушек — 20; 9-дюймовых (229-мм) береговых мортир — 36
  7. kvs207 29 сентября 2015 13:52
    Цитата: Serg65
    Существует легенда о том что турки обстреляли каменными ядрами английский броненосец "Агамемнон" и добились таки одного попадания. Но скорее всего это только легенда.

    Скорее всего.
    Для выстрела каменным ядром, нужно соответствующее орудие и, даже если оно имелось, то дальность стрельбы им составляла несопоставимую величину, по сравнению с нарезными орудиями. Сомневаюсь, что "Агамемнон", подходил так близко к берегу.
  8. askold 29 сентября 2015 14:16
    "8 марта решено было использовать линкор"Куин Элизабет",окружив его менее ценными кораблями..."Ну, вообще оборзели в женский день, так королеву припахивать lol .Ага,на фото в кадре столько кораблей и судов,что промахнуться практически невозможно,аж глаза разбегаются.Ха,это только первая часть статьи,продолжение операции будет ещё интереснее. Воистину,-"Чем дальше,тем страшнее..."
  9. Aleksander 29 сентября 2015 21:05
    Дарданеллы: поражение на море

    Зато в этом же 1915-м году Россия нанесла сокрушительное поражения этим же туркам на Кавказском фронте. Знай наших! yes
    1. traveller 30 сентября 2015 02:48
      не совсем этим же. на галлиполи османские войска в основном состояли из турков, а на кавказе в значительной степени из курдов
  10. Иван-дурак 3 октября 2015 16:09
    Текста бы по больше!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня