Military Review

Dardanelles trap

7
The Allied Command was very annoyed by the failure in the Dardanelles. It was decided to expand the operation and connect ground forces. The fleet was reinforced by new ships. The number of battleships was brought to 17. The ships were divided into three divisions. On Lemnos, it was decided to concentrate up to 60 thousands of infantry, and soon the French infantry division, the Australian-New Zealand infantry corps, the British 29-I infantry division and the marine corps were deployed there. However, Churchill did not agree to the use of infantry units in the second attempt to break through the Dardanelles, which ultimately cost him the post of Minister of the Navy. A new attack was scheduled for March 18 1915.


The German-Turkish command also strengthened its forces, strengthening the defenses of the straits. 6 main forts were now armed with 42 guns in caliber from 203 mm and above. Intermediate batteries received new guns. The number of mortars and field guns also increased. The Turks set another one (10-th) minefield line.

Britain attempted to engage Greece in the operation. With the onset of World War I, Greece declared neutrality. The Greek elite split into two camps - supporters of the Entente and opponents of participation in the war. This period in stories Greece received the name of the National Schism. The leader of the supporters of the participation of Greece in the war was the Prime Minister Eleftherios Venizelos. Back in September, 1914, Venizelos, informed London and Paris that if Istanbul declared war on the powers of the Entente, Greece would mobilize the army and navy in order to safeguard against Bulgarian danger. In addition, Venizelos assured the British that, observing even armed neutrality, Greece would be entirely on the side of the Entente. Venizelos was a supporter of the idea of ​​"Great Greece" ("Great Idea"): the reunification of historically Greek lands, including the straits and Constantinople. In fact, the Greek patriots dreamed of recreating the Byzantine Empire with its capital in Constantinople.

King Constantine I was against the participation of Greece in the war. He was supported by many senior officers, who were mainly educated in Germany. Constantine himself was educated in Germany and admired German culture, and Queen Sofia was the sister of the German Kaiser Wilhelm II. At the same time, participation in the war on the side of the Central Powers was not considered, since Greece was in a vulnerable position before the British fleet and was an old enemy of the Ottoman Empire, which came out on the side of Berlin and Vienna.

Back in 1913, a mutual assistance agreement was signed between Serbia and Greece, obliging Serbia to come to the aid of Serbia in case of an attack on it. Venizelos referred to this treaty. However, when the war began, the king and opponents of Venizelos declared that the Serbian-Greek treaty was invalid.

When the operation began, Admiral Kerr was sent to Athens to develop an operation against Turkey. However, the Greek king coldly received the British admiral, telling him that he personally had no desire to wage war with Turkey, which can be reported to London. Venizelos was against such a position pointing out that "it is impossible for Greece not to be involved in a war with Turkey, especially since there is no confidence in the neutrality of Bulgaria." The two main, according to Venizelos, enemy of Hellenism - Turkey and Bulgaria - were in alliance with Germany, which threatened Greece, in the event of the victory of the Central Powers, a catastrophe. Therefore, the head of government offered the king to openly side with the Entente and tie his interests to it.

London continued to put pressure on Greece. The British hinted at the opportunities for Greece with broad perspectives in Asia Minor. At the end of February, Venizelos offered to provide the Allies with an amphibious corps for the Dardanelles operation. However, Constantine, who was under the strong influence of the German agents, continued to stand his ground. And the Greek press, bought by German money, began an active campaign, pointing to the danger of a violation of neutrality for Greece, in which case Germany, Bulgaria and Turkey would become open enemies of Greece. As a result, the opposition loyal to the king, the generals and their supporters forced Venizelos to resign.

At the same time, the Allied Command offered Russia to send a fleet with a landing force to Constantinople. The Russian command officially announced that the landing corps would be sent as soon as the Allied fleet broke through the Dardanelles. In addition, the Russian government was against the participation of the Greeks in the seizure of Constantinople, so that after the war they did not claim the city.


British battleship "Ocean" (Ocean)

French battleship "Galois" (Fr. Gaulois)

March 18 Attack

18 March 1915, the Anglo-French fleet under the command of Admiral John de Robek, consisting of three divisions headed for the Dardanelles. The 1 Division (1 and 2 Brigades), under the direct control of Admiral Robec, including the dreadnought Queen Elizabeth, was to take a position at Chanak forts in the long range at 14 400 and fire beyond the reach of retaliatory fire, destroying strengthen the enemy. The 3 Division (6 and 7 Brigades), under the command of Hepratt, received the task of first taking up a position in 12 600 and waiting for the Chanak forts to be destroyed by the 1 Division. Then move forward to the distance 7 200 m from the forts, almost to the minefield number 10, which must be rattled by this time. Both divisions were supposed to complete the destruction of the enemy fortifications, while the minesweepers completed clearing the strait of mines. The 2 Division (3-I, 4-I and 5-I Brigade) under the command of Aye-Sandler received the task of changing the 3-division. After the destruction of the coastal fortifications and the clearing of the strait from the mines, the fleet had to go to the Sea of ​​Marmara.

It should be noted that by March 18 the balance of forces in the field of artillery had changed not in favor of the Anglo-French fleet. The allies did not have complete superiority as before. Surpassing the Turks in large calibers by more than 4 times, in medium calibers, especially necessary for the final destruction of the forts, the Allied fleet was inferior to the Turks by more than 2 times. It should be borne in mind that the Turks could enter into the business with close distances and tools of smaller calibers, in which they also had an advantage. Thus, now the allied fleet had an advantage only when firing on the coast from long distances, being outside the shelling of Turkish artillery of medium caliber. Having entered the straits, the fleet was inferior in firepower to the enemy. The Turks received a marked superiority inside the straits in artillery, which was the main reason for the next defeat of the Allied fleet.

Dardanelles trap

Operation 18 March. Source: Kolenkovsky A.K. Dardanelles operation

March 18 weather was favorable. In 10 hour. 30 min. the fleet under the command of Vice-Admiral de Robek entered the strait. Ahead were destroyers with trawls. After 30 minutes, the 1-division with 14 000 m opened fire on the forts of Chanaksky narrowness. The forts did not respond, but the ships of the division came under heavy fire from the intermediate batteries and were damaged. Despite all the efforts of the Allies, it was not possible to crush enemy batteries. During this battle, the Inflexible battle cruiser, hit by projectiles of various calibers, stumbled upon a drifting mine and flew at will.

In 12 hour. 20 min. The 3 Division Hepratta received orders to move forward to begin the destruction of the forts at a closer distance. The division entered the strait in two lines, passed through the 1 division, and, following the eastern coast under the cover of the destroyers, opened fire directly at Chanak group of forts and Kilid-Baru. The minesweepers began the trawling of the fairway. The fire of the 3 Division lasted about two hours.

The ships came under fire from numerous intermediate Turkish batteries of various calibers, of which many found themselves for the first time. Among these batteries were both heavy serfs and field ones. From close range, hitting Turkish shells were numerous. Almost all ships were damaged. The 3 th hastened to replace the 2 division. But its fire on howitzer and field batteries, which fired intensively, was ineffective. During the battle, the Turks introduced artillery of all calibres into the business, shooting ships from a distance of 2-3 km. In 14 hour. 30 min. French ships (3-division) made a half turn and began to leave. 1-I and 2-I divisions continued to fight until the evening. At 18 hours, Admiral Robeck hung up.


British admiral John de Robek

Battle results

Allies suffered heavy losses. All ships that participated in the battle, received major damage from artillery shells, some were blown up by mines. The French squadron battleship Suffren (fr. Suffren) was subjected to a fierce response fire and was hit 14 times within 15 minutes. One 254-mm projectile from the coastal battery flew into the gun port of the 164-mm casemate installation and completely destroyed it, killing the whole calculation and causing a fire in the cellars. Another shell struck a hole in the bow, which led to the flooding of the bow tower cellars. The ship could hardly move in a big roll. The British battleship Agamemnon (Agamemnon) was badly damaged by artillery fire.

The battleship (battleship-dodrednoud) of the 2 Division Irresistible (“Irresistible”, translated as “Irresistible”) hit a Turkish mine, which led to a loss of speed. The current carried the battleship towards the Turkish coastal guns, which opened heavy fire on it. The attempt to tow the Ocean battleship failed to succeed due to the strong enemy fire, the ship's heel and shallow depth in the area of ​​operation. Most of the crew was evacuated on the destroyer, part of them was transferred to the battleship Ocean. When moving away from “Irresistibl” in 18: 05, “Ocean”, in turn, hit a mine and was abandoned by the team. Both ships were finished off with Turkish artillery.

The ships “Golua” and “Bouvet” were blown up by mines. The French battleship Bouvet sank within two minutes. At the same time, 639 crew members died, including the commander, captain 1 rank De La Touche. The destroyers who came to the rescue saved only 48 people. According to another version, a 356-mm projectile hit the "Bouvet", which led to an explosion of powder cellars and the death of a ship.


The squadron battleship Bouvet goes to his last battle. 18 March 1915 of the year


Perishing French battleship "Bouvet"

Thus, the attack of the Dardanelles did not lead to success. Allied fleet suffered a serious defeat. Of the 16 major ships involved in the breakthrough, 3 died and 3 went down for a long time.

Shipboard artillery could not crush the coastal batteries. Only the batteries that covered the entrance to the straits (Orkaniye, Kum-Kale, Sedd-el-Bar, Helles) were finally suppressed, although they could still serve as a shelter for infantry. But the rest of the forts and batteries, especially the new ones, suffered little. They were conveniently and hiddenly disposed and had concrete. Thus, thousands of shells hit Erenkioja’s covered batteries, but their Krupp guns didn’t stop shooting. Fort Dardanos, despite the fact that 4000 shells fell into it, retained all the tools, in Chanak, the main fort Hamidiye and Kilid-Bar retained their combat capability. The Turks lost all 8 guns. It took only a few weeks for the forts to restore the combat capability of the forts. Personnel losses were also minimal: 40 killed and 74 injured, including Germans 18.

True, if the Allies had decided on a second decisive assault, without fearing the loss of ships, they could succeed. Especially if they supported the fleet's strike with the help of a landing operation. The British and French did not know that the forts and coastal batteries of the Turks had practically exhausted their ammunition, which, because of the lack of roads, was very slowly brought from Istanbul. And if the allied fleet continued its breakthrough the next day, the Turks would have almost no answer. The Turkish commander-in-chief, Enver Pasha, issued an order to undermine the coastal guns in case of an enemy landing.

However, the allies did not continue the attack. Robeck refused to continue the operation only by the forces of the fleet. He notified the Military Council of the results of the operation and asked for instructions on further actions. The council telegraphed the admiral to continue the operation. But Robeck did not dare to attack, and 23 March sent a second report in which he pointed out unexpected difficulties from the minefields. The Allies underestimated the mine danger in the strait. Minesweepers were few, and they could not cope with their task. The Allies suffered the main losses from the bombing of the ships in mines.

Churchill again demanded the continuation of the operation. Robeck 26 March telegraphed for the third time, saying that success requires "joint actions of the fleet and the army." In London, a regular meeting of the Military Council. Churchill advocated the continuation of Cardin's plan, where the fleet was to fulfill the main role, and the ground forces should be used only for solving particular tasks. However, the council supported the point of view of the commander of the Hamilton Mediterranean Expeditionary Force. “I hold,” Hamilton reported, “of the opinion that the Dardanelles cannot be forced by the fleet alone. I did not deal with this issue before, but now I see that the army should play a significant role in this operation and not in landing small detachments for local operations, but for an offensive operation with significant forces to ensure the fleet’s passage through the straits. ” Thus, the operation was again suspended, at least until April 15, by which date they hoped to prepare the landing army.

The failure of the allied fleet to force the Dardanelles and take Constantinople had major military and strategic consequences. In Greece, there was a change of government, came to power opponents of the alliance with the Entente. Bulgaria rejected the harassment of the Entente powers to join the war on their side and went on a further rapprochement with the Central Powers. In Italy, the position of supporters of neutrality has temporarily increased.


Sinking Irresistable

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
1915 Campaign
Military plans of the Entente and the Central Powers for 1915 year
Death of the 20 Russian Corps
"Rubber War" in the Carpathians
Battle for Prasnysh
Italian "jackal" enters the war
Battle of the Isonzo
Second Battle of the Isonzo
Germany turns east
Bosphorus bait for Russia
Gorlitsky breakthrough
The defeat of the 3 Army Radko-Dmitriev. The death of the 48 "Steel" division of General Kornilov
Departure of Russian armies from Galicia. Loss of Przemysl and Lviv
The great retreat of the Russian army
The fall of Warsaw
Fall of the Newgeorg Fortress
The great retreat of the Russian army was the harbinger of the 1917 disaster of the year.
1915 Campaign of the Year on the Caucasus Front
Solution of the “Christian Question” in Turkey during the First World War
Battle for van
Alashkert operation
Hamadan operation
Sventsian breakthrough
Completion of the 1915 campaign of the year on the Russian front: the battle for Lutsk and Chartoryisk. Operation on the river. Strypa
As England and France set up Russia under the German ram
Dardanelles operation
Dardanelles: defeat at sea
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 1 October 2015 07: 33 New
    +6
    In fact, Greek patriots dreamed of reconstructing the Byzantine Empire with its capital in Constantinople. ... Yeah ... who would give them ...
    1. Ingvar 72
      Ingvar 72 1 October 2015 09: 11 New
      +3
      Quote: parusnik
      Yeah .. who would give them ...

      So they did not give us. The British seemed to agree to transfer the Bosphorus to Russian control, but in reality it was just a temptation.
  2. mishastich
    mishastich 1 October 2015 09: 25 New
    +2
    In case of victory, the British could instantly quarrel Russia and Greece to whom to give Constantinople.
  3. Jääkorppi
    Jääkorppi 1 October 2015 11: 15 New
    +5
    Do not believe Danians bringing gifts ..
  4. Robinzone
    Robinzone 1 October 2015 12: 38 New
    +1
    Thank you for continuing the description of the operation ...

    I have a question for the author: maybe I missed something, but was there a reconnaissance of the area shortly before the operation?

    It is just a natural assumption that, because of their snobbery, the British and French did not bother to do such things. Hmm, the "big guns" did not save them. Share.
    1. Dad Uassia
      Dad Uassia 8 October 2015 22: 23 New
      0
      Intelligence was carried out from the air.
  5. Volga Cossack
    Volga Cossack 1 October 2015 13: 09 New
    +1
    good article. Thanks to the author, informative. not very famous pages of history.

Дарданелльский капкан

Союзное командование было очень раздражено неудачей в Дарданеллах. Было решено расширить операцию и подключить сухопутные силы. Флот был усилен новыми кораблями. Число линейных кораблей было доведено до 17. Корабли были сведены в три дивизии. На Лемносе было решено сосредоточить до 60 тысяч пехоты, и вскоре туда были переброшены французская пехотная дивизия, австралийско-новозеландский пехотный корпус, британская 29-я пехотная дивизия и бригада морской пехоты. Однако Черчилль не дал согласия на использование пехотных частей во второй попытке прорыва через Дарданеллы, что в итоге и стоило ему поста морского министра. Новая атака была назначена на 18 марта 1915 г.

Германо-турецкое командование также усилило свои силы, укрепив оборону проливов. 6 главных фортов теперь имели на вооружении 42 орудия калибром от 203 мм и выше. Промежуточные батареи получили новые орудия. Возросло также число мортир и полевых пушек. Турки выставили еще одну (10-ю) линию минного заграждения.

Британия попыталась вовлечь в операцию Грецию. С началом Первой мировой войны, Греция провозгласила нейтралитет. Греческая элита распалась на два лагеря — сторонников Антанты и противников участия в войне. Этот период в истории Греции получил название Национальный раскол. Лидером сторонников участия Греции в войне был премьер-министр Элефтериос Венизелос. Еще в сентябре 1914 г. Венизелос сообщил Лондону и Парижу, что если Стамбул объявит войну державам Антанты, то Греция мобилизует армию и флот в целях гарантии от болгарской опасности. Кроме того, Венизелос заверил британцев, что, соблюдая даже вооруженный нейтралитет, Греция будет всецело на стороне Антанты. Венизелос был сторонником идеи «Великой Греции» («Великой идеи»): воссоединения исторически греческих земель, включая проливы и Константинополь. По сути, греческие патриоты мечтали воссоздать Византийскую империю со столицей в Константинополе.


Король Константин I был против участия Греции в войне. Его поддерживали многие старшие офицеры, которые в основном получили образование в Германии. Сам Константин получил образование в Германии и восхищался немецкой культурой, а королева София была родной сестрой немецкого кайзера Вильгельма II. При этом участие в войне на стороне Центральных держав не рассматривалось, так как Греция находилась в уязвимом положении перед британским флотом и была старинным врагом Османской империи, которая выступила на стороне Берлина и Вены.

Ещё в 1913 году между Сербией и Грецией был заключен договор о взаимной помощи, обязывающий прийти на помощь Сербии в случае нападения на неё. На этот договор ссылался Венизелос. Однако когда началась война, король и противники Венизелоса заявили, что сербско-греческий договор недействителен.

Когда началась операция, в Афины был направлен адмирал Керр для разработки операции против Турции. Однако греческий король холодно принял британского адмирала, сказав ему, что он лично не имеет желания вести войну с Турцией, о чем можно известить Лондон. Венизелос был против такой позиции указывая на то, что «невозможно, чтобы Греция не была вовлечена в войну с Турцией, тем более, что нет уверенности в нейтралитете Болгарии». Два главных, по мнению Венизелоса, врага эллинизма — Турция и Болгария — были в союзе с Германией, что угрожало Греции, в случае победы Центральных держав, катастрофой. Поэтому глава правительства предлагал королю стать открыто на стороне Антанты и связать с ней свои интересы.

Лондон продолжал оказывать давление на Грецию. Британцы намекали о возможностях для Греции широких перспектив в Малой Азии. Венизелос в конце февраля предложил предоставить в распоряжение союзников десантный корпус для Дарданелльской операции. Однако Константин, который находился под сильным влиянием германских агентов, продолжал стоять на своём. А греческая пресса, подкупленная германскими деньгами, начала активную кампанию, указывая на опасность нарушения нейтралитета для Греции, что в таком случае Германия, Болгария и Турция станут в положение открытых врагов Греции. В результате верная королю оппозиция, генералитет и их сторонники заставили Венизелоса уйти в отставку.

Одновременно союзное командование предложило России послать к Константинополю флот с десантом. Русское командование официально сообщило, что десантный корпус будет направлен, как только союзный флот прорвёт Дарданеллы. Кроме того, русское правительство высказалось против того, чтобы в захвате Константинополя участвовали греки, чтобы в после войны они не претендовал на город.

Дарданелльский капкан

Британский броненосец «Оушен» (Ocean)
Дарданелльский капкан

Французский броненосец «Галуа» (фр. Gaulois)

Атака 18 марта

18 марта 1915 г. англо-французский флот под началом адмирала Джона де Робека в составе трех дивизий направился к Дарданеллам. 1-я дивизия (1-я и 2-я бригады) под непосредственным управлением адмирала Робека, включающая дредноут «Куин Элизабет», должна была занять позицию у фортов Чанак на дальней дистанции в 14 400 м и вести огонь вне досягаемости ответного огня, разрушая укрепления противника. 3-я дивизия (6-я и 7-я бригады) под командой Гепратта получила задачу сначала занять позицию в 12 600 м, выждав, когда форты Чанака будут разрушены 1-й дивизией. Затем выдвинуться вперед до расстояния 7 200 м от фортов, почти к минному заграждению № 10, которое должно быть к этому времени протралено. Обе дивизии должны были завершить разрушение вражеских укреплений, пока тральщики завершат очистку пролива от мин. 2-я дивизия (3-я, 4-я и 5-я бригады) под командой Айе-Сандлера получила задачу сменить 3-ю дивизию. После разрушения береговых укреплений и очистки пролива от мин флот должен был выйти в Мраморное море.

Надо отметить, что к 18 марта соотношение сил в области артиллерии изменилось не в пользу англо-французского флота. Союзники уже не имели полного превосходства, как раньше. Превосходя турок в крупных калибрах более чем в 4 раза, в средних калибрах, особенно нужных для окончательного разрушения фортов, союзный флот уступал туркам более чем в 2 раза. Нужно при этом учитывать, что турки могли ввести в дело с близких дистанций и орудия более мелких калибров, в которых также имели преимущество. Таким образом, теперь союзный флот имел преимущество лишь при обстреле берега с дальних дистанций, находясь вне обстрела турецкой артиллерии средних калибров. Войдя же в проливы, флот уступал в огневой силе противнику. Турки получили внутри проливов в артиллерии заметное превосходство, что и стало главной причиной очередного поражения союзного флота.

Дарданелльский капкан

Операция 18 марта. Источник: Коленковский А.К. Дарданелльская операция

Погода 18 марта была благоприятна. В 10 час. 30 мин. флот под командованием вице-адмирала де Робека вошел в пролив. Впереди следовали миноносцы с тралами. Через 30 минут 1-я дивизия с 14 000 м открыла огонь по фортам Чанакской узкости. Форты не отвечали, но корабли дивизии попали под сильный огонь промежуточных батарей и получили повреждения. Несмотря на все старания союзников, подавить вражеские батареи не удалось. Во время этого боя линейный крейсер «Inflexible», поражаемый снарядами разных калибров, наткнулся на дрейфующую мину и понесся по воле течения.

В 12 час. 20 мин. 3-я дивизия Гепратта получила приказ выдвинуться вперед, чтобы начать разрушение фортов с более близкой дистанции. Дивизия вошла в пролив в двух линиях, прошла сквозь строй 1-й дивизии и, следуя вдоль восточного берега под прикрытием миноносцев, открыла огонь прямой наводкой по Чанакской группе фортов и Килид-Бару. Тральщики приступили к тралению фарватера. Огонь 3-й дивизии продолжался около двух часов.

Корабли попали под огонь многочисленных промежуточных турецких батарей разных калибров, из которых многие обнаружили себя впервые. Среди этих батарей были как тяжелые крепостные, так и полевые. С близкой дистанции попадания турецких снарядов были многочисленны. Почти все корабли получили повреждения. На смену 3-й дивизии поспешила 2-я. Но её огонь по гаубичным и полевым батареям, которые вели интенсивную стрельбу, был малоэффективен. Во время боя турки ввели в дело артиллерию всех калибров, расстреливая корабли с дистанции 2-3 км. В 14 час. 30 мин. французские корабли (3-я дивизия) сделали полуоборот и стали уходить. 1-я и 2-я дивизии продолжали бой до вечера. В 18 часов адмирал Робек дал отбой.

Дарданелльский капкан

Британский адмирал Джон де Робек

Итоги сражения

Союзники понесли тяжелые потери. Все корабли, участвовавшие в сражении, получили крупные повреждения от артиллерийских снарядов, некоторые подорвались на минах. Французский эскадренный броненосец «Сюффрен» (фр. Suffren) подвергся яростному ответному огню и был поражен 14 раз в течение 15 минут. Один 254-мм снаряд с береговой батареи влетел в орудийный порт 164-мм казематированной установки и полностью её разрушил, убив весь расчёт и вызвав возгорание в погребах. Другой снаряд пробил дыру в носовой части, что привело к затоплению погребов носовой башни. Корабль большим креном едва мог двигаться. Британский броненосец ««Агамемнон» (Аgamemnon) сильно пострадал от артиллерийского огня.

Линейный корабль (броненосец-додредноут) 2-й дивизии Irresistible («Иррезистибл», в переводе «Неотразимый») подорвался на турецкой мине, что привело к потере хода. Течение отнесло броненосец в сторону турецких береговых орудий, которые открыли по нему сильный огонь. Попытка буксировки эскадренным броненосцем «Оушен» (Ocean) не привела к успеху из-за сильного неприятельского огня, крена судна и небольшой глубины в районе операции. Большая часть команды была эвакуирована на эсминце, часть — перешла на броненосец Оушен. При отходе от «Иррезистибл» в 18:05 «Oушен» в свою очередь подорвался на мине, и был покинут командой. Оба корабля были добиты турецкой артиллерией.

Подорвались на минах корабли «Голуа» и «Буве». Французский броненосец «Буве» затонул в течение двух минут. При этом погибли 639 членов экипажа, включая командира, капитана 1-го ранга Де ла Туша. Пришедшие на помощь эсминцы спасли только 48 человек. По другой версии в «Буве» попал 356-мм снаряд, что привело к взрыву пороховых погребов и гибели корабля.

Дарданелльский капкан

Эскадренный броненосец "Буве" идёт в свой последний бой. 18 марта 1915 года
Дарданелльский капкан

Дарданелльский капкан

Гибнущий французский броненосец "Буве"

Таким образом, атака Дарданелл не привела к успеху. Союзный флот потерпел серьезное поражение. Из 16 крупных кораблей, участвовавших в прорыве, 3 погибли и 3 вышли надолго из строя.

Корабельная артиллерия не смогла подавить береговые батареи. Только батареи, прикрывавшие вход в проливы (Оркание, Кум-Кале, Седд-эль-Бар, Хеллес), были окончательно подавлены, хотя ещё могли служить укрытием для пехоты. Но остальные форты и батареи, особенно новые, пострадали мало. Они были удобно и скрыто расположены и имели бетон. Так, в укрытые батареи Эренкиоя попали тысячи снарядов, но их крупповские орудия не переставали стрелять. Форт Дарданос, несмотря на то, что в него попало 4000 снарядов, сохранил все орудия, в Чанаке, главный форт Гамидие и Килид-Бар сохранили боеспособность. Турки потеряли всего 8 орудий. Для восстановления боеспособности фортов туркам потребовалось всего несколько недель. Потери в личном составе также были минимальны: 40 убитых и 74 раненых, в том числе 18 немцев.

Правда, если бы союзники решились на второй решительный штурм, не пугаясь потери кораблей, они могли добиться успеха. Особенно, если бы подкрепили удар флота с помощью десантной операции. Британцы и французы не знали, что фортовые и береговые батареи турок практически исчерпали боезапас, который из-за бездорожья крайне медленно подвозили из Стамбула. И если бы на следующий день союзный флот продолжил прорыв, туркам было бы ответить уже почти нечем. Турецкий главнокомандующий Энвер-паша отдал приказ о подрыве береговых орудий на случай высадки вражеского десанта.

Однако союзники не продолжили атаку. Робек отказался от продолжения операции только силами флота. Он известил Военный совет о результатах операции и попросил указаний на счёт дальнейших действий. Совет телеграфировал адмиралу продолжать операцию. Но Робек не решился атаковать, и 23 марта послал второе донесение, в котором указал на неожиданно возникшие трудности со стороны минных заграждений. Союзники недооценили и минную опасность в проливе. Тральщиков было мало, и они не справлялись со своей задачей. Основные потери союзники понесли от подрыва кораблей на минах.

Черчилль снова потребовал продолжения операции. Робек 26 марта телеграфировал в третий раз, сообщив, что для успеха требуется «совместные действия флота и армии». В Лондоне прошло очередное заседание Военного совета. Черчилль выступал за продолжение плана Кардена, где флот должен был выполнить главную роль, а сухопутные войска использовать только для решения частных задач. Однако совет поддержал точку зрения командующего Средиземноморскими экспедиционными силами Гамильтона. «Я держусь, — сообщал Гамильтон, — того мнения, что Дарданеллы не могут быть форсированы только флотом. Этим вопросом раньше я не занимался, но теперь вижу, что армия должна в этой операции играть существеннейшую роль и не в высадке малых отрядов для местных операций, а для наступательной операции в значительных силах, долженствующей обеспечить флоту проход через проливы». Таким образом, операция снова была приостановлена, по крайней мере до 15 апреля, к какому сроку надеялись подготовить десантную армию.

Провал попыток союзного флота форсировать Дарданеллы и взять Константинополь имел крупные военно-стратегические последствия. В Греции произошла смена правительства, к власти пришли противники союза с Антантой. Болгария отклонила домогательства держав Антанты о вступлении в войну на их стороне и пошла на дальнейшее сближение с Центральными державами. В Италии временно усилились позиции сторонников нейтралитета.

Дарданелльский капкан

Тонущий «Иррезистибл»

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1915 года
Военные планы Антанты и Центральных держав на 1915 год
Гибель 20-го русского корпуса
«Резиновая война» в Карпатах
Сражение за Прасныш
Итальянский «шакал» вступает в войну
Битва на Изонцо
Вторая битва при Изонцо
Германия поворачивает на восток
Босфорская приманка для России
Горлицкий прорыв
Поражение 3-й армии Радко-Дмитриева. Гибель 48-й «Стальной» дивизии генерала Корнилова
Отход русских армий из Галиции. Потеря Перемышля и Львова
Великое отступление русской армии
Падение Варшавы
Падение Новогеоргиевскй крепости
Великое отступление русской армии стало предвестником катастрофы 1917 года
Кампания 1915 года на Кавказском фронте
Решение «христианского вопроса» в Турции в годы Первой мировой войны
Сражение за Ван
Алашкертская операция
Хамаданская операция
Свенцянский прорыв
Завершение кампании 1915 года на Русским фронте: сражение за Луцк и Чарторыйск. Операция на р. Стрыпа
Как Англия и Франция подставили Россию под германский таран
Дарданелльская операция
Дарданеллы: поражение на море

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. parusnik 1 октября 2015 07:33
    По сути, греческие патриоты мечтали воссоздать Византийскую империю со столицей в Константинополе. ...Угу..кто бы им дал...
    1. Ингвар 72 1 октября 2015 09:11
      Цитата: parusnik
      Угу..кто бы им дал...

      Так и нам не дали. Англичане вроде как дали согласие на переход Босфора под контроль России, но на деле это было всего лишь заманухой.
  2. mishastich 1 октября 2015 09:25
    Англичане могли в случае победы моментально поссорить Россию и Грецию, кому отдать Константинополь.
  3. JääKorppi 1 октября 2015 11:15
    Не верьте данайцам дары приносящим..
  4. RobinZone 1 октября 2015 12:38
    Спасибо за продолжение описания операции...

    Меня вопрос к автору: может я чего упустил, а велась ли разведка местности незадолго до операции?

    Просто возникает естественное предположение, что из-за своего снобизма англичане и французы такими вещами не удосужились заняться. Мда, "большие пушки" их не спасли. Поделом.
    1. Батя Уасся 8 октября 2015 22:23
      Разведка производилась с воздуха.
  5. казак волгский 1 октября 2015 13:09
    хорошая статья. спасибо автору- познавательно. не очень известные страницы истории.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня