Military Review

Westland WS-51 Dragonfly multipurpose helicopter

5
In 1946, negotiations were held between the British company Westland Aircraft and the American company Sikorsky, which resulted in the British issuing licenses for the production in the UK of quite successful Sikorsky S-51 helicopters with the installation of Alvis Leonides engines. The first Westland / Sikorsky WS-51 civilian helicopter took off into the sky on October 5 1948. And in 1950, squadron No.705 from the Royal Navy was the first to be equipped with one of the variants of this helicopter under the designation Dragonfly HR.Mk I. In total, the 133 helicopter of this type was built in England in various versions and also 14 of improved Westland Widgeon helicopters.


The first flight of the Westland multipurpose helicopter “Widgeon”, which became an improved version of the Westland-Sikorsky WS-51 Dragonfly helicopter, took place on August 23 1955 of the year. This model was distinguished by an enlarged cabin on the 5 man, which could take orally and stretcher patients, blades of increased length and increased to 454 kg with a load-carrying capacity. The helicopter could be used in various forms: search and rescue, passenger, transport, medical evacuation. This model was the last reincarnation of the Sikorsky S-51 helicopter, manufactured in the UK under license from Westland.

It is worth noting that Sikorsky S-51 has become a real salvation for the American company. Already after World War II, the situation of the revived Sikorsky company in 1943 became again unstable. The end of hostilities reduced the orders of firms to a minimum. While in 1944, she launched the 144 helicopter, and in 1945, the 275 machines, by the beginning of 1946, the conveyor company in Bridgeport almost stood up. It was necessary to undertake something urgently, as it happened with the successful development of the S-38 seaplane. It was necessary to create some kind of new car.



Although numerous military applications were found for Sikorsky S-47, S-48, and S-49 helicopters in which they were indispensable, the leadership of the American armed forces doubted the appropriateness of allocating relatively scarce post-war funds for such aviation technique. In addition, not the most brilliant characteristics of the first helicopters, especially their carrying capacity and flight speed, did not contribute to their widespread distribution. Things with civilian orders were exactly the same. Advertising offered to use helicopters in numerous peaceful areas, but businessmen of those years were in no hurry to spend their money on unusual aircraft, more expensive and complicated to maintain and pilot than traditional planes. And the reliability of the first helicopters then left much to be desired.

In order to conquer the market in the fight against the main competitors, the Sikorsky Company in these difficult conditions in February 1946 created the S-51 helicopter. History creating this machine is very characteristic. With the cancellation at the end of the Second World War, all orders in the company formed a reserve for the construction of at least 35 two-seater S-48 helicopters. There was no hope that the US army would buy these helicopters, and the potential customers of similar products at that time were skeptical of a highly specialized military helicopter with a close cockpit. It was at this time that Sikorsky had the idea to use the power plant, transmission, screws and other things from the S-48, creating a new fuselage for them, which has more capacity. Such a step would significantly expand the use of rotary-wing machines. The use in the development process of ready-made and finished parts and parts not only cheapened and accelerated the development process of the helicopter, but also made it very attractive to potential buyers.



Alteration of the helicopter at the firm "Sikorsky" started in October 1945 of the year. Although the company's specialists, to increase the purchasing attractiveness of the helicopter, said that they had only changed the cabin, in fact there were significantly more rework in the helicopter. S-51 was still a new helicopter, and not a deep modification of its predecessor, as evidenced by the new model designation. The first flight of the helicopter, on which many hopes were laid, took place on February 16 1946. In the air, the aircraft raised the company's chief-driver, D. D. Wiener, Sikorsky's nephew, who helped him, as a teenager, to build an S-29A helicopter. As mentioned above, in the first place, Sikorsky redid the cockpit of a helicopter. Instead of a two-seater, she now appeared four-seater. The pilot was now sitting in the front seat, and immediately behind him along the bulkhead, which separated the cab from the engine compartment, a three-seat sofa was installed. Cabin comfort has been significantly improved. For example, in order to prevent the windows from misting up in flight, they were blown with warm air from a gasoline heater, which was installed under the cabin floor. To ensure the necessary heating, it was decided to divide the large windshield with partitions. The pilot's door was located on the right side, and the sliding door for helicopter passengers was on the left. The expansion of the cockpit was the cause of the subsequent alteration of the central part of the helicopter’s fuselage, and then its tail boom. At the same time, the entire fuselage of the rotary-wing machine seems to have “recovered”. The plating of composite materials was replaced by aluminum. A monocoque tail boom entirely made from alclade.

At that time, the American helicopter industry has already mastered the production of long tubular spars of variable cross section, which were used in the blades of S-51. The diameter of the rotor has increased from 14,63 meters to 14,93 meters. In 1950-ies, Sikorsky Erkraft developed all-metal blades for both the carrying and steering screws. On some machines, two-bladed larger-diameter tail rods were installed. All the adopted innovations contributed to the growth of reliability and increase in the resource of parts and parts of this helicopter that soon found a very wide use. The helicopter S-51 was significantly modified control system. Sikorsky always paid a lot of attention to improving the performance of the rotary-wing machine, trying to simplify the work of the pilot as much as possible. In 1950-s, various types of stabilizers were tested on a helicopter, for the first time an experimental model of a gyrostabilizer was mounted, and then a full-fledged autopilot.



Then Sikorsky decided to use a new chassis. Which remained tricycle, but the main wheels were moved back. In this case, the caster nose wheel was placed in a riveted fairing. As with the S-48 helicopter, the use of a float landing gear was also foreseen, with the floats attached to the usual wheels. However, the floats in flight created a lot of resistance and in the future they decided to replace them with inflatable rubber rings, which were mounted on the landing gear. When an emergency occurred, the rings inflated, turning into balloons - donates (bagels), which rather reliably kept the helicopter in calm water. A significant drawback of the S-51 helicopter was the absence of a safety support on the tail boom, which in some cases resulted in damage to the steering rotor during the landing of the machine with a large tailing angle. On the latest modifications of the S-51, this flaw was eliminated. The S51 helicopter managed to become multi-purpose, eventually becoming a good “workhorse”. The car was inferior to Bell-47 according to the criteria of price and operating costs, but exceeded in capacity and carrying capacity. Next to the Bell-47, the S-51 helicopter looked like a cool limousine in front of a rustic jeep.

In this case, the helicopter went to Albion. In 1947, British European Airways organized a pilot helicopter compartment with three S-51 helicopters. For two years, helicopters drove mail day and night in the eastern part of England, and the winter operations of the 1948 in winter were the first truly instrument flights. To do this, American cars additionally equipped with the necessary flight-navigation equipment. In 1950, this airline for the first time in the world began to carry out regular passenger transport by helicopter, linking Liverpool, Cardiff and Urekshem, and then the central airports of the country. In 1954, regular passenger flights began to run between Heathrow Airport and the center of London. The S-51 helicopters are widely used as ambulance helicopters, in search and rescue, in the police, as well as in agricultural operations. For example, in Argentina, these machines fought against the invasion of locusts, in South Africa they were used to destroy Tse-Tse flies, and in Australia they fought bark beetles.

In addition, it was possible to conduct aerial photography from the helicopter, perform mapping, conduct ice reconnaissance, control oil and gas pipelines, forests, and even reconnoiter fish shoals. At the same time in the US, the helicopter found wide use in the police. The American police quickly assessed the merits of the helicopter as an ideal means for controlling traffic, as well as fighting crime. The S-51 helicopter, along with the Bell-47, marked the beginning of the successful civilian use of such technology. Interested in the helicopter and the US military, who purchased 11 machines that received the index R-5F (with 1948-th H-5F). The engineering units of the American Army used a rotary-wing machine, as a means of laying communication lines and pipelines, providing crossings. In addition, the helicopter was used as a reconnaissance, medical, and helicopter spotter. With the start of production of the S-51, the Bridgeport factory conveyor started working again.



Deliveries of the helicopter to foreign customers began as early as 1947. The helicopter could be found in Argentina, Australia, Venezuela, Great Britain, Canada, South Africa, Holland, Egypt and other countries. In this case, the helicopter was used in battles. For example, the British used them in Malaya, Cyprus and Egypt, while the French used the machine to a limited extent during the fighting in Indochina.

With the acquisition of the license for the production of the S-51 helicopter, UK serial helicopter construction began. For a long time the proud and prudish Englishmen could not reconcile themselves with the successes of the Russian émigré Sikorski, trying to create their own helicopter. For a long time they tried to create something of their own, something really original, declaring that the classical single-rotor helicopter scheme proposed by Sikorsky was by no means the only possible one.

The small provincial and, at that time, far from prosperous Westland Company behaved the cleverest. The management of this English company diminished Saxon pride and decided to bow to the Slavic talent. Already in December, 1946, the company acquired a license to release the helicopter S-51. At the same time, Sikorsky provided the British with the most favorable conditions. Westland has the right to trade helicopters around the world, with the exception of the United States and Canada. Since then, Sikorsky Ercraft and Westland have developed close cooperation. At the same time, the American company bought a substantial stake in the British firm, having acquired the right to interfere in the affairs of a foreign company, but never abused the acquired right. Moreover, Sikorsky Erkraft twice saved Westland from bankruptcy when their English partner was so buried in dubious commercial projects that even the British government refused to give a helping hand. In the end, of all the numerous British helicopter building firms that existed in the 1940s, only Westland was able to survive, which today is the basis of the English national helicopter building industry. For his contribution to the development of the English helicopter industry, Sikorsky even became the first US citizen to be awarded the Silver Medal of the Royal Aeronautical Society.



For a while, the Royal Ministry of Commerce was on duty indignant at the Westland company’s step, but, convinced of the inability of its own designers to quickly develop something analogous to Sikorsky’s machines, gave the company support. The English version of S-51 received the designation Westland WS-51 Dragonfly ("Flying Dragon", a genus of dragonflies). Serial production of helicopters in England was deployed in 1948 year. As a power plant, the British used the engine "Elvis Leonidas 50", which developed the power of the 540 HP. Thanks to the use of this engine, British helicopters managed to surpass their overseas counterparts. The first 13 helicopters, the Dragonfly HR.Mk I, entered the Royal Navy of Great Britain, where they were mainly used to ensure flight safety on aircraft carriers and communications between ships. Subsequent 12 helicopters were search and rescue and were intended for the Royal Air Force.

In the UK, the S-51 helicopter was presented in the following versions:

- Dragonfly HR.Mk I - the initial version of the helicopter for rescue operations at sea, the machine was equipped with a star engine Alvis Leonides 50;
- Dragonfly HC.Mk 2 - a helicopter designed to evacuate the wounded;
- Dragonfly HR.Mk 3 - the main serial version of the helicopter (built 58 units); was similar to Dragonfly HR.Mk I, but was distinguished by the presence of an all-metal screw;
- Dragonfly HC.Mk 4 - another option for evacuating the wounded, but based on Dragonfly HR.Mk 3;
- Dragonfly HR.Mk 5 - the final version of the helicopter for rescue operations at sea, based on the Dragonfly HR.Mk 3;
- Westland / Sikorsky Mk 1A - a civilian version of a helicopter with an Alvis Leonides 521 / 1 engine rated at 388 kW, used as a transport helicopter;
- Westland / Sikorsky Mk 1B - a civilian version of the helicopter, similar to the Mk 1A, but received the Pratt & Whitney R-985-B4 Wasp Junior engine with 336 kW.

Aircraft performance characteristics:

Capacity - 4 person (pilot and passenger 3).
Overall dimensions: length - 17,52 m, height - 3,94 m, diameter of the main screw - 14,63 m.
The mass of the empty helicopter - 2005 kg.
The weight of a full helicopter - 2676 kg.
The power plant is a radially piston Alvis Leonides engine with horsepower 540. (403 kW).
The maximum flight speed is 161 km / h.
Cruising flight speed - 137 km / h.
Flight range - 483 km.
Practical ceiling - 3780 m.

Information sources:
http://www.vertopedia.ru/items/show/360
http://ru-aviation.livejournal.com/3366300.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/west_dragon-r.html
http://www.airwar.ru/enc/uh/widgeon.html
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 7 October 2015 07: 09 New
    0
    The Yakovlevsky helicopter looked very much like him. With the same stupid cabin.
    1. Cap.Morgan
      Cap.Morgan 7 October 2015 09: 01 New
      +2
      Given that this is one of the first models, the cabin is successful.
      Amers during the war already had a couple of hundred of these machines.
    2. inkass_98
      inkass_98 7 October 2015 09: 01 New
      +5
      Well, a clone. And the Mi-4 was similar to the Sikor S-55, especially in terms of layout, but with the Mi-6, the original design designs began. Yakovlev and Yak-24 did as “Chinook”, only the music played briefly, “Chinook” still flies, and everyone has already forgotten about Yak.
  2. Old26
    Old26 7 October 2015 08: 42 New
    +3
    Auto RU - thank youarticle - plus. Good review. Seldom there are materials about the formation of certain aviation areas, about specific samples of that time. About ours, nevertheless, it’s more, but about the Western ones - quite a bit. And if they do, it’s mainly about “iconic” vehicles (bombers, fighters).
    At the beginning of the 70s, a book by an American author fell into my hands (I don’t remember the name, unfortunately), which was called "Air Cavalry". On the first experiences using helicopters during the war (Korean). Quite an interesting and informative book. Unfortunately, it has not yet been possible to electronically detect it on the network
    1. The comment was deleted.
    2. Mera joota
      Mera joota 7 October 2015 09: 21 New
      +2
      Quote: Old26
      At the beginning of the 70s, a book by an American author fell into my hands (I don’t remember the name, unfortunately), which was called "Air Cavalry". On the first experiences using helicopters during the war (Korean).

      Obviously in the library of whatever military district, in a bookstore this was not found ...
      1. qwert
        qwert 7 October 2015 11: 13 New
        +1
        Quote: Mera Joota
        Explicitly in the library of whatever military district

        California or Texas ...
  3. Old26
    Old26 7 October 2015 10: 45 New
    +1
    Quote: Mera Joota
    Obviously in the library of whatever military district, in a bookstore this was not found ...

    You know, not in the county library. My college friend had her. The fact that the Military Publishing House is almost a 100% guarantee, but there weren’t any stamps and inscriptions that are usually found in literature. It would be - I remember.

Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly

В 1946 году прошли переговоры между английской компанией Westland Aircraft и американской компанией Sikorsky, результатом которых стала выдача англичанам лицензии на производство в Великобритании довольно удачных вертолетов Sikorsky S-51 с установкой на них двигателей Alvis Leonides. Первый гражданский вертолет Westland/Sikorsky WS-51 поднялся в небо 5 октября 1948 года. А в 1950 году эскадрилья №705 из состава ВМС Великобритании была первой укомплектована одним из вариантов данного вертолета под обозначением Dragonfly HR.Mk I. Всего в Англии было построено 133 вертолета данного типа в различных модификациях и еще 14 усовершенствованных вертолетов Westland «Widgeon».

Первый полет многоцелевого вертолета Westland «Widgeon», который стал усовершенствованной версией вертолета Westland-Sikorsky WS-51 Dragonfly, состоялся 23 августа 1955 года. Данная модель отличалась увеличенной кабиной на 5 человек, которая могла принимать внутрь и носилочных больных, лопастями увеличенной длины и выросшей до 454 кг грузоподъемностью. Вертолет мог использоваться в различных ипостасях: поисково-спасательный, пассажирский, транспортный, медико-эвакуационным. Данная модель стала последней реинкарнацией вертолета Sikorsky S-51, производимого в Великобритании по лицензии компанией Westland.

Стоит отметить, что Sikorsky S-51 стал для американской компании настоящим спасением. Уже после Второй мировой войны положение возродившейся в 1943-м компании «Сикорский» стало вновь неустойчивым. Завершение боевых действий сократило заказы фирм до минимума. Если в 1944 году она выпустила 144 вертолета, а в 1945 году — 275 машин, то к началу 1946 года конвейер компании в Бриджпорте практически встал. Необходимо было срочно что-то предпринять, как в свое время это вышло с удачной разработкой гидросамолета S-38. Необходимо было создать какую-то новую машину.


Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly


Хотя для вертолетов Сикорского S-47, S-48 и S-49 были найдены многочисленные сферы военного применения, в которых они оказались незаменимыми, руководство американских вооруженных сил сомневалось в целесообразности выделения сравнительно скудных послевоенных денежных средств на такую авиационную технику. К тому же не самые блестящие характеристики первых вертолетов, особенно их грузоподъемность и скорость полета, не способствовали их широкому распространению. Дела с гражданскими заказами обстояли точно так же. Реклама предлагала использовать вертолеты в многочисленных мирных областях, однако бизнесмены тех лет не спешили тратить свои средства на непривычные летательные аппараты, более дорогие и сложные в обслуживании и пилотировании, чем традиционные самолеты. Да и надежность первых вертолетов оставляла тогда желать лучшего.

Для завоевания рынка в борьбе с основными конкурентами компания «Сикорский» в этих сложных условиях в феврале 1946 года создала вертолет S-51. История создания данной машины весьма характерна. С аннулированием по окончании Второй мировой войны всех заказов в компании образовался задел на постройку как минимум 35 двухместных вертолетов S-48. Надежд, что американская армия выкупит эти вертолеты, уже не было, да и немногочисленные на тот момент потенциальные заказчики подобной продукции скептически оценивали узкоспециализированный военный вертолет, обладающий тесной кабиной. Именно в это время у Сикорского появилась идея воспользоваться силовой установкой, трансмиссией, винтами и прочим от S-48, создав под них новый фюзеляж, обладающий большей вместительностью. Такой шаг позволил бы значительно расширить область использования винтокрылых машин. Использование в процессе разработки уже готовых и доведенных деталей и частей не только удешевляло и ускоряло процесс разработки вертолета, но и делало его весьма привлекательным для потенциальных покупателей.

Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly


К переделке вертолета на фирме «Сикорский» приступили уже в октябре 1945 года. Хотя специалисты компании для повышения покупательной привлекательности вертолета говорили, что изменили лишь кабину, на самом деле переделок в вертолете было существенно больше. S-51 представлял собой все-таки новый вертолет, а не глубокую модификацию своего предшественника, о чем свидетельствовало и новое обозначение модели. Первый полет вертолета, на который было возложено множество надежд, состоялся 16 февраля 1946 года. В воздух летательный аппарат поднял шеф-пилот компании Д. Д. Винер, племянник Сикорского, помогавший ему, еще будучи подростком, строить вертолет S-29A. Как уже говорилось выше, в первую очередь, Сикорский переделал кабину вертолета. Вместо двухместной она предстала теперь четырехместной. Пилот теперь сидел на переднем сидении, а сразу за ним вдоль переборки, которая отделяла кабину от двигательного отсека, был установлен трехместный диван. Комфорт кабины был существенно улучшен. К примеру, для того, чтобы в полете окна не запотевали, они обдувались теплым воздухом от бензинового обогревателя, который был установлен под полом кабины. Для обеспечения необходимого обогрева было принято решение разделить перегородками большое лобовое стекло. Дверь пилота располагалась с правой стороны, а сдвижная для пассажиров вертолета — слева. Расширение кабины стало причиной последующей переделки центральной части фюзеляжа вертолета, а затем и его хвостовой балки. При этом фюзеляж винтокрылой машины весь как бы «поправился». Обшивку из композиционных материалов заменили на алюминиевую. А монококовую хвостовую балку целиком производили из алклада.

На тот момент времени американское вертолетостроение уже освоило производство длинных трубчатых лонжеронов переменного сечения, которые были использованы в лопастях S-51. Диаметр несущего винта возрос с 14,63 метров до 14,93 метров. В 1950-е годы «Сикорский Эркрафт» разработала цельнометаллические лопасти как несущего, так и рулевого винтов. На некоторых машинах устанавливались двухлопастные рулевые винты увеличенного диаметра. Все принятые нововведения способствовали росту надежности и увеличению ресурса деталей и частей этого в скором времени нашедшего очень широкое применение вертолета. На вертолете S-51 существенно была доработана система управления. Улучшению пилотажных характеристик винтокрылой машины Сикорский всегда уделял много внимания, стремясь максимально возможно упростить работу пилота. В 1950-е годы на вертолете были опробованы всевозможные типы стабилизаторов, впервые был смонтирован экспериментальный образец гиростабилизатора, а затем и полноценный автопилот.

Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly


Тогда же Сикорский решил применить новое шасси. Которое осталось трехопорным, однако основные колеса были перенесены назад. При этом носовое самоориентирующееся колесо было помещено в клепаный обтекатель. Как и на вертолете S-48, было предусмотрено использование и поплавкового шасси, при этом поплавки присоединялись к обычным колесам. Однако поплавки в полете создавали большое сопротивление и в дальнейшем их решили заменить на надувные резиновые кольца, которые устанавливались на стойках шасси. При возникновении аварийной ситуации кольца надувались, превращаясь в баллоны — «донаты» (бублики), которые довольно надежно удерживали вертолет на спокойной воде. Существенным недостатком вертолета S-51 являлось отсутствие предохранительной опоры на хвостовой балке, что в некоторых случаях приводило к повреждениям рулевого винта при посадках машины с большим углом кабрирования. На последних модификациях S-51 данный недостаток был устранен. Вертолет S51 сумел стать многоцелевым, став в итоге неплохой «рабочей лошадкой». Машина уступала «Беллу-47» по критериям цены и стоимости эксплуатации, однако превосходила во вместительности и грузоподъемности. Рядом с «Белл-47» вертолет S-51 смотрелся как классный лимузин перед простоватым джипом.

При этом вертолет отправился и на Туманный Альбион. В 1947 году авиакомпания Бритиш Еуропиен Эйруэйз организовала работу экспериментального вертолетного отделения с тремя вертолетами S-51. В течение двух лет винтокрылые машины днем и ночью возили почту в восточной части Англии, причем ночные операции зимой 1948 года стали первыми по-настоящему полетами по приборам. Для этого американские машины дополнительно оснастили необходимым пилотажно-навигационным оборудованием. В 1950 году данная авиакомпания впервые в мире начала осуществлять регулярные перевозки пассажиров вертолетами, связав между собой Ливерпуль, Кардиф и Урексхем, а затем и центральные аэропорты страны. В 1954 году регулярные пассажирские авиаперевозки начали выполняться между аэропортом Хитроу и центром Лондона. Вертолеты S-51 нашли широкое применение в качестве вертолетов скорой медицинской помощи, при проведении поисково-спасательных работах, в полиции, а также при проведении сельскохозяйственных работ. К примеру, в Аргентине данные машины боролись против нашествия саранчи, в ЮАР использовались для уничтожения мух Це-Це, а в Австралии боролись с короедами.

Помимо этого, с вертолета можно было вести аэрофотосъемку, осуществлять картографирование, проводить ледовую разведку, контролировали нефте- и газопроводы, леса и даже разведывать рыбные косяки. При этом в США вертолет нашел широкое применение в полиции. Американские полицейские довольно быстро оценили достоинства вертолета, как идеального средства за контролем дорожного движения, а также борьбы с преступностью. Вертолет S-51 наряду с «Белл-47» положил начало успешному гражданскому использованию подобной техники. Заинтересовались вертолетом и американские военные, которые приобрели 11 машин, получивших индекс R-5F (с 1948-го H-5F). Инженерные части американской армии использовали винтокрылую машину, как средство прокладки линий связи и трубопроводов, обеспечения переправ. Помимо этого, вертолет использовался в качестве разведывательного, санитарного, вертолета-корректировщика. С началом производства S-51 конвейер завода в Бриджпорте снова заработал.

Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly


Поставки вертолета иностранным заказчикам начались уже в 1947 году. Вертолет можно было встретить в Аргентине, Австралии, Венесуэле, Великобритании, Канаде, ЮАР, Голландии, Египте и других странах. При этом вертолет использовался и в боях. К примеру, англичане применили их в Малайе, на Кипре и в Египте, а французы ограниченно использовали машину во время боев в Индокитае.

С приобретения лицензии на выпуск вертолета S-51 берет начало серийное вертолетостроение Великобритании. Гордые и чопорные англичане долго не могли смириться с успехами российского эмигранта Сикорского, пытаясь создать собственный вертолет. Они длительное время пытались создать что-то свое, нечто действительно оригинальное, заявляя о том, что предложенная Сикорским классическая одновинтовая схема вертолета, отнюдь, не является единственно возможной.

Умнее всех повела себя небольшая провинциальная и на тот момент времени отнюдь не процветающая компания «Уэстленд». Руководство этой английского фирмы уняло саксонскую гордыню и решило поклониться славянскому таланту. Уже в декабре 1946 года компания приобрела лицензию на выпуск вертолета S-51. При этом Сикорский предоставил британцам самые льготные условия. «Уэстленд» получила право торговать вертолетами по всему миру, за исключением США и Канады. С тех пор между «Сикорский Эркрафт» и «Уэстленд» завязалось тесное сотрудничество. При этом американская компания выкупила солидный пакет акций английской фирмы, получив право вмешиваться в дела иностранной компании, но приобретенным правом никогда не злоупотребляла. Более того, «Сикорский Эркрафт» два раза спасала «Уэстленд» от банкротства, когда их английский партнер настолько зарывался в реализации сомнительных коммерческих проектов, что даже английское правительство отказывалось подать руку помощи. В конечном итоге из всех многочисленных английских вертолетостроительных фирм, существовавших в 1940-е годы, смогла уцелеть лишь «Уэстленд», которая и сегодня составляет основу английского национального вертолетостроения. За вклад в развитие английского вертолетостроения Сикорский даже стал первым гражданином США, который был награжден Серебряной медалью Королевского Аэронавтического общества.

Многоцелевой вертолёт Westland WS-51 Dragonfly


Королевское министерство торговли некоторое время дежурно возмущалось шагом компании «Уэстленд», но убедившись в неспособности собственных конструкторов быстро разработать что-то аналогичное машинам Сикорского, оказало фирме поддержку. Английская версия S-51 получила обозначение Westland WS-51 Dragonfly («Летающий дракон», род стрекоз). Серийное производство вертолетов в Англии было развернуто в 1948 году. В качестве силовой установки британцы применили двигатель «Эльвис Леонидас 50», развивавший мощность 540 л.с. Благодаря использованию данного мотора, британским вертолетам удалось превзойти их заокеанские аналоги. Первые 13 вертолетов Dragonfly HR.Mk I поступили в Королевский флот Великобритании, где применялись главным образом для обеспечения безопасности полетов на авианосцах и связи между кораблями. Последующие 12 вертолетов являлись поисково-спасательными и предназначались уже для Королевских ВВС.

В Великобритании вертолет S-51 был представлен в следующих вариантах:

— Dragonfly HR.Mk I — первоначальный вариант вертолета для спасательных операций на море, машина оснащалась звездообразным двигателем Alvis Leonides 50;
— Dragonfly HC.Mk 2 — вертолет, предназначенный для эвакуации раненых;
— Dragonfly HR.Mk 3 — основной серийный вариант вертолета (построено 58 единиц); был подобен Dragonfly HR.Mk I, но отличался наличием цельнометаллического винта;
— Dragonfly HC.Mk 4 — еще один вариант для эвакуации раненых, но на базе Dragonfly HR.Mk 3;
— Dragonfly HR.Mk 5 — окончательный вариант вертолета для проведения спасательных операций на море, на базе Dragonfly HR.Mk 3;
— Westland/Sikorsky Mk 1A — гражданский версия вертолета с двигателем Alvis Leonides 521/1 мощностью 388 кВт, применялся как транспортный вертолет;
— Westland/Sikorsky Mk 1B — гражданский версия вертолета, подобная Mk 1A, но получившая двигатель Pratt & Whitney R-985-B4 Wasp Junior мощностью 336 кВт.

Летно-технические характеристики:

Вместимость — 4 человека (пилот и 3 пассажира).
Габаритные размеры: длина — 17,52 м, высота — 3,94 м, диаметр основного винта — 14,63 м.
Масса пустого вертолета — 2005 кг.
Масса полного вертолета — 2676 кг.
Силовая установка — радиально поршневой двигатель Alvis Leonides мощностью 540 л.с. (403 кВт).
Максимальная скорость полета — 161 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 137 км/ч.
Дальность полета — 483 км.
Практический потолок — 3780 м.

Источники информации:
http://www.vertopedia.ru/items/show/360
http://ru-aviation.livejournal.com/3366300.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/west_dragon-r.html
http://www.airwar.ru/enc/uh/widgeon.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. qwert 7 октября 2015 07:09
    Яковлевский вертолет очень на него был похож. С такой же дурацкой кабиной.
    1. Cap.Morgan 7 октября 2015 09:01
      Учитывая что это одна из первых моделей то кабина удачная.
      У амеров в период войны уже была пара сотен подобных машин.
    2. inkass_98 7 октября 2015 09:01
      Ну так клон же. И Ми-4 был на "Сикора" S-55 похож, особенно в компоновочном плане, вот с Ми-6 только и начались оригинальные по дизайну конструкции. Яковлев и Як-24 как "Чинук" сделал, только недолго музыка играла, "Чинук" до сих пор летает, а про Як уже все забыли.
  2. Старый26 7 октября 2015 08:42
    Автору - спасибо, статье - плюс. Хороший обзор. Редко встречаются материалы о становлении тех или иных направлений авиации, о конкретных образцах того времени. О наших все же поболее, а вот о западных - достаточно немного. И если и появляются, так в основном о "знаковых" машинах (бомбардировщиках, истребителях).
    Мне в начале 70-х попала в руки книга американского автора (имя уже к сожалению не помню), которая называлась "Воздушная кавалерия". О первых опытах использования вертолетов во время войны (корейской). Достаточно интересная и информативная книга. К сожалению в электронном виде обнаружить ее в сети пока не удалось
    1. Комментарий был удален.
    2. Mera Joota 7 октября 2015 09:21
      Цитата: Старый26
      Мне в начале 70-х попала в руки книга американского автора (имя уже к сожалению не помню), которая называлась "Воздушная кавалерия". О первых опытах использования вертолетов во время войны (корейской).

      Явно в библиотеке какого ни будь военного округа, в книжном магазине такого было не найти...
      1. qwert 7 октября 2015 11:13
        Цитата: Mera Joota
        Явно в библиотеке какого ни будь военного округа

        Калифорнийского или Техасского...
  3. Старый26 7 октября 2015 10:45
    Цитата: Mera Joota
    Явно в библиотеке какого ни будь военного округа, в книжном магазине такого было не найти...

    Вы знаете, не в библиотеке округа. У моего институтского товарища она была. То, что "Воениздат" - почти 100% гарантия, но никаких штампов и н7адписей, какие обычно бывают на литературе не для широкого пользования не было. Было бы - запомнилось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня