Северные конвои. Часть I

40
Северные конвои. Часть I


1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Через три дня Великобритания и Франция объявили войну немцам. Однако боевых действий на суше они не предприняли: девять месяцев длилось затишье — «странная война». Лишь на морях и океанах велись бои, связанные с прорывом обоюдной блокады.

В апреле 1940 года германские войска начали широкое наступление на Западе, в результате которого большая часть континентальной Европы оказалась под контролем Германии. Лишь островная Великобритания отчаянно сопротивлялась налетам фашистской авиации, готовясь к отражению десантов.

16 июля 1940 года Гитлер объявил о подготовке операции «Морской лев» — вторжении в Англию. До сих пор точно, не известно планировал ли он ее реально или это был элемент дезинформации. Но в любом случае, в этот период усилились массированные бомбардировки британских городов и портов. Ожесточилась морская блокада: немецкие подлодки перекрыли все пути подвоза в метрополию продовольствия и сырья. Военно-экономическому потенциалу Великобритании был нанесен существенный ущерб, население было деморализовано.

Неожиданно обстановка резко изменилась. 22 июня 1941 г. фашистские войска перешли границу СССР. Начались бои на восточном фронте.

В книге В. Томпсона, личного телохранителя английского премьер-министра У. Черчилля, отмечается, как было воспринято это событие в его ближайшем окружении: «Трудно понять... это чувство безмерного облегчения, внезапного освобождения от груза... Значение этого события было крайне радостным для всех нас». Э. Хьюз прямо пишет, что «решение Гитлера напасть на СССР было для Черчилля буквально даром богов. Это, безусловно, было самым лучшим известием, которое Черчилль получил за долгий период времени». С началом боевых действий Германии на восточном фронте Великобритания получала отсрочку. Основным театром войны становился русско-германский фронт.

В день нападения на нашу страну У. Черчилль выступил с речью по английскому радио. Он сделал решительное программное заявление: «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Однако другая часть его выступления заставляла усомниться в искренности этих заявлений. Английский премьер напомнил: «За последние четверть века никто не был более последовательного противника коммунизма, чем я. И я не собираюсь брать обратно ни одного своего слова о нем».

В Соединенных Штатах, которые еще не вступали в войну, тоже было немало антисоветских настроенных политических деятелей. Сенатор Г. Трумэн, который впоследствии стал президентом, высказался, например, так: «Если мы увидим, что побеждает Германия, то США следует помочь России, если же будет побеждать Россия, то нам следует оказать помощь Германии, то есть поступить таким образом, чтобы они убивали как можно больше».

В первые недели Великой Отечественной войны начались советско-английские правительственные переговоры. 12 июля 1941 года в Москве произошло подписание совместного Соглашения о взаимной помощи — первый официальный документ, положивший начало образованию антигитлеровской коалиции. А накануне октября, в Москве, прошла конференция трех держав; СССР, Англии и США. Она декларировала их единство в борьбе против фашизма, и на ней были рассмотрены вопросы военно-экономической помощи. В итоге переговоров было установлено, что союзники с 1 октября 1941 года будут ежемесячно поставлять в нашу страну 400 самолетов, 500 танков, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневого проката для танков и т. д. Кроме того, предусматривалась отправка 152 зенитных и 755 противотанковых орудий. Советский Союз обязался в ответ поставить США и Великобритании стратегическое сырье.



Советский Союз предложил западным союзникам начать боевые действия в Европе. Под давлением общественности, Англия и США были вынуждены принять на себя обязательство по открытию в 1942 году второго фронта. Однако под разными предлогами они откладывали начало военных операций. Второй фронт так и не был открыт ни в обещанном 1942, ни в следующем 1943, ни в начале 1944 года.

Великобритания традиционно предпочитала воевать чужими руками, и руководители этой страны хотели ограничить свою помощь СССР военными поставками. Лидеры Соединенных Штатов также придерживались этой тактики. Доставка грузов в нашу страну была возможна тремя путями: через Атлантику мимо Норвегии, в северные порты Архангельск и Мурманск, через Тихий океан в дальневосточный порт Владивосток, через Индийский океан в иранские порты Персидского залива и далее сушей к границе СССР.

Первый морской путь являлся самым коротким, к тому же от советских северных портов до фронта было всего ближе. Он и был избран основным — время доставки грузов, особенно в первые месяцы войны, имело главенствующее значение. Идущие на советско-германском фронте ожесточенные бои требовали большого количества вооружения и боеприпасов. Тяжесть положения усугублялась для нашей страны тем, что часть оборонных и промышленных предприятий в это время эвакуировалась на Восток.

Самый короткий северный путь был и самым опасным. Возможные морские маршруты пролегали вдоль берегов Норвегии, чьи базы стали основой сосредоточения германских надводных кораблей и подводных лодок, там же были и аэродромы базирования люфтваффе. Обеспечить надежную охрану караванов судов было нелегко. Осложнял задачу и тот факт, что в летний период над этими северными районами стояло незаходящее солнце, зимой же осложняли движение льды.



Нарком ВМФ Н. Кузнецов вспоминал, как его вызвал в Кремль Верховный Главнокомандующий И. Сталин: «Вам нужно срочно направиться на Северный флот. У меня нет уверенности, все ли там должным образом подготовлено для встречи союзников». Прибыв в Архангельск, нарком уточнил с командующим Северным флотом А. Головко все практические вопросы, касающиеся проводки конвоев и взаимодействия с англичанами. Была обсуждена возможность подхода судов не только к архангельским причалам Бакарицы и Левого берега, но и Экономии, а также порта Молотовска (Северодвинска).

Однако англичане с американцами не спешили приступать к выполнению своих обязательств. В разговоре с советским полпредом в начале сентября 1941 года британский премьер-министр заявил, что Британия не сможет оказать СССР никакой серьезной помощи — ни путем открытия второго фронта, ни путем начала широкого снабжения необходимыми нашей армии видами оружия.

Задачи по формированию конвоев было поручены оперативному управлению британского Адмиралтейства. Возглавлял эту работу капитан 3 ранга П. Эдвардc (P.Q. Edwards). Именно его инициалы легли в наименование конвоев, направляющихся на восток, получивших индекс «РQ», а обратные конвои имели индекс «QР». Первый пробный конвой под индексом «РQ-0», получивший название «Дервиш», вышел 21 августа 1941 года из Исландии в Архангельск в составе 6 транспортов. Эскорт состоял из двух эсминцев и семи других боевых кораблей. До входа в Белое море его сопровождали также силы прикрытия: два крейсера и авианосец. На борту транспортов в нашу страну шли 64 самолета, 3840 глубинных бомб и морских мин, 10 тыс. тонн каучука и иные военные грузы. В Баренцевом море к конвою присоединился пассажирское судно «Импресс оф Канада» в сопровождении крейсера «Нигерия» и трех эсминцев. На лайнере эвакуировались более двух тысяч, работавших на шахтах Шпицбергена, советских горняков вместе с членами их семей.

В последний день августа 1941 года в Архангельск пришел конвой союзников «РQ-1». В его состав было 5 транспортов. 11 октября в Белое море прибыл конвой «РQ-2». Суда разгружались в Архангельске и Молотовске. Привезли они танки, истребители, орудия, снаряды и патроны. Каждый караван сопровождали крейсер, 2 эсминца и 3-6 тральщиков.

Наступившая зима была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасную проводку. Советское правительство дало указание о направлении конвоев союзников в незамерзающий порт Мурманск. Это потребовало срочных восстановительных работ, так как после сильных бомбежек причалы и сам город были сильно разрушены.

В Мурманск прибыли уполномоченный ГКО И. Папанин, английские представители министерства военных перевозок и военной миссии. 21 декабря 1941 года, впервые, караван союзников вошел в Кольский залив и встал под разгрузку в Мурманске. Всего до конца 1941 года в северные порты СССР прибыло 7 конвоев союзников. Все они прошли без потерь.

Согласно договоренностям, сопровождение конвоев «на север России» (такое выражение бытовало у союзников) обеспечивали британские боевые корабли. На меридиане о. Медвежий к англичанам присоединялись корабли советского Северного флота.



Первые караваны союзников насчитывали по 5-12 судов, затем их состав увеличился до 30-35. Выстраивали их в определенном порядке (ордере) по 6-8 кильватерных колонн. Над судами каравана нередко поднимали небольшие аэростаты заграждения и воздушные коробчатые змеи.

В караваны направляли вооруженные суда. Каждый транспорт, как правило, имел пару орудий 4-6 дюймов, две-четыре зенитных автоматических пушки «Бофорс» (40 мм) и восемь — десять зенитных автоматов «Эрликон» (20 мм). Размещались на судах также ракетницы, выстреливающие парашютики с висящими тросиками, глубинные бомбы и шашки дымовых завес. Суда оборудовались противоминными размагничивающими обмотками, шпиронами и параванами, дополнительными спасательными плотами на вантах, прожекторами и сигнальными лампами. Перед военным рейсом в Арктику команда получала теплое обмундирование: куртки на меху, шерстяные вязаные шапочки, сапоги, варежки.

В начальный период войны караваны комплектовали из судов различных типов. Позже основу караванов стали создавать серийные «эмпайры» английской постройки, «оушены» и «либерти» — американской, «форты» — канадской. Наиболее массовым военным транспортом были «либерти» — «суда на один рейс». Всего в США этих достаточно крупных судов, водоизмещением порядка 10 тыс. т, было построено 2710 экземпляров. Главным их достоинством была дешевизна. Строились они по упрощенному проекту и в целом соответствовали требованиям военного времени.



В течение всей войны у союзников существовала острейшая нехватка кадров для судов торгового флота. Пришло много случайных людей, соблазнившихся высокой зарплатой (500 долл. в месяц плюс надбавка за военные риски). Форсированная судостроительная программа обеспечивала пополнение флота, моряков не успевали готовить. Еще хуже было дело с военной подготовкой. Ее вели на береговых курсах, но между опасными рейсами никто из моряков не хотел лишать себя отдыха и тратить свободное время на учебу. Проблема несколько облегчилась, когда после окончания курсов, моряки вместе с аттестатами «королевского артиллериста» стали получать премию.

Британское Адмиралтейство, следуя общим политическим настроениям, без энтузиазма относилось к формированию и отправке конвоев в нашу страну. Первый морской лорд Д. Паунд, так пояснил эту точку зрения: «Конвои в Россию являются для нас постоянно висящим на шее камнем. Это — самая ненадежная операция, в которой опасность подстерегает на каждом шагу». К сожалению, такие взгляды не были редкостью в высших эшелонах власти Великобритании. Естественно, что такие настрои отражались и на количестве, и на качестве поставок.

До конца 1941 года наши западные союзники своих обязательств не выполнили. Из 800 самолетов, обещанных Англией, фактически было прислано 669, танков вместо 1 тысячи — всего 487, танкеток вместо 600 — только 330. США за 9 месяцев, начиная с октября 1941 г., из 900 бомбардировщиков поставили 267, из 900 истребителей — 278, из 2250 танков — 783, из 85 тысяч автомашин — 16,5 тысячи. Часть вооружения, составляла устаревшая техника: истребители «Харрикейн», например, вместо «Спитфайров» и «Аэрокобр».



По качеству поставок И. Сталин в письме президенту Ф. Рузвельту от 8 ноября 1941 года, вынужден был отметить: «Танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».

При разгрузке первых конвоев оказалось, что многие грузы размещены на судах в беспорядке, некомплектно. Портовикам пришлось потратить несколько дней, чтобы найти, например, ящики с приборами для мин, радиоаппаратурой и инструкциями по сборке самолетов. Отсутствовали важные детали к акустическим тралам, глубинным бомбам.

Накануне 1942 года гитлеровское командование рассмотрело положение на Северном театре военных действий. Выступая на совещании 29 декабря, Гитлер дал указание: «Необходимо перевести туда все линейные корабли, которые кроме всего прочего следует использовать и для борьбы с арктическими конвоями».

Немцы сосредоточили в фиордах Северной Норвегии линкор «Тирпиц», крейсеры «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Принц Ойген», «Нюрнберг», около 30 подлодок, более 400 самолетов. Однако их действия, поначалу, не приносили ощутимого результата. К весне 1942 года из 103 транспортов, проведенных в конвоях союзников, был потерян только один.



Решительный бой гитлеровское командование решило дать в начале марта 1942 года конвою «РQ-12». В море вышел мощнейший германский линкор «Тирпиц», сопровождаемый тремя эсминцами. Караван союзников спасла штормовая и туманная погода. После трехдневного блуждания, так и нигде и не обнаружив конвой, эскадра повернула на базу. На обратном пути ее неожиданно атаковали торпедоносцы с английского авианосца. Немецкий линкор только чудом избежал гибели.

После переговоров с командующим фашистским флотом адмиралом Редером 14 марта 1942 года, Гитлер в «волчьем логове» издал первый приказ о начале активной борьбы против направляющихся в Мурманск конвоев, которым, по его мнению, до этого момента не было никакого противодействия.

Пока готовился мощный удар по конвоям силами линейного флота, гитлеровское командование усилило активность действий своих эсминцев, подводных лодок и авиации. В конце марта, комбинированной атаке подвергся конвой «РQ-1З». Из 19 транспортов было потоплено 5. Получил повреждение, правда, от взрыва своей же торпеды, английский крейсер «Тринидад».



Фашисты расценили этот налет как «значительный успех». 13 марта 1942 года Гитлер еще раз подчеркнул, что борьба с конвоями, идущими в Мурманск, в настоящее время является основной задачей.

В апреле 1942 года президент Рузвельт напомнил Черчиллю о том, что в Америке и Англии находится 107, уже загруженных или стоящих под погрузкой судов, и он хотел бы в мае направить их по назначению. Но верный своей линии проволочек Черчилль ответил: «Выполнить ваше предложение мы не в силах». Ссылаясь на потери конвоя «РQ-13», он пытался задержать отправку конвоев, по крайней мере, до завершения полярного дня т. е. на полгода.

В мае британский военно-морской флот понес две тяжелые потери. Был поврежден двумя торпедами фашистской подлодки U-456 крейсер «Эдинбург», сопровождающий в Англию из Мурманска конвой «QР-11». Руль и винты боевого корабля были повреждены. Корабли сопровождения попытались отбуксировать крейсер обратно в Мурманск. Однако подлодка успела доложить о своем успехе командованию. Оно немедленно направило к месту боя самолеты люфтваффе и четыре эсминца. Раненый крейсер отчаянно отстреливался, маневрировал, укрывался за дымовой завесой. Флагманский вражеский эсминец «Герман Шоеман» был потоплен. Но и крейсер получил еще одну торпеду. Командир конвоя контр-адмирал С. Бонэм Картер отдал приказ оставить «Эдинбург». На борту корабля находилось около 800 человек: экипаж и возвращающиеся на родину моряки с погибших кораблей. Суда эскорта сняли около 750 человек, остальные погибли. После эвакуации людей, английский эсминец «Форсайт» прикончил крейсер. Корабль пошел ко дну, унося с собой около 5,5 т золота. Оно предназначалось для оплаты военных поставок Советскому Союзу.



13 мая из Мурманска, временно устранив ранее полученные повреждения, вышел крейсер «Тринидад». На следующий день его атаковала фашистская авиация. Бомбы разбили крейсер, и он затонул. Потеря двух крейсеров привела британское Адмиралтейство к выводу, что отправку конвоев в СССР, следует прекратить. Черчилль придерживался того же мнения, но, под давлением многих обстоятельств, вынужден был направить комитету начальников штабов следующую памятную записку, в которой указывал о необходимости продолжить доставку военных грузов в СССР. Очередной конвой намечалось отправить 18 мая, при этом Черчилль указывал: «Операция будет оправдана, если к месту назначения дойдет хотя бы половина судов».

20 мая 1942 года очередной конвой «РQ-16» вышел на восток. В его составе было 35 транспортов — он стал самым крупным караваном с начала войны. На переходе, в течение 6 суток он непрерывно подвергался сильнейшим ударам авиации. Фашистская авиация совершила 245 самолетовылетов. 22 мая караван атаковали 108 бомбардировщиков и торпедоносцев, летевших на разных высотах. В советской зоне, при охране каравана, погиб известный полярный летчик-истребитель дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов. В результате налетов 5 транспортов были потеряны, 3 повреждены. Суда конвоя доставили 321 танк, 124 самолета, 2507 автомашин и тысячи тонн других военных грузов.

В составе конвоя был американский пароход «Карлтон». К большому унынию команды он начал свой рейс из Филадельфии 13 числа, в пятницу. После прихода в Исландию пароход присоединился к конвою, следующему в Россию. Во ходе одного из налетов на транспорт спикировал немецкий самолет. Буквально в считанных метрах от борта упали три — четыре бомбы. Бомбы скрылись под водой, а затем взорвались. Старый транспорт подбросило вверх «как яичную скорлупу», он получил серьезные повреждения, потерял ход. Эсминцам охранения был дан приказ: снять людей и затопить транспорт. Но капитан, норвежец Хансен, отказался от такой помощи и упросил траулер взять его на буксир. Через несколько суток израненное судно, отразив еще несколько налетов фашистской авиации, было прибуксировано обратно в Исландию. Позднее оно ушло на восток с конвоем «РQ-17», чтобы уже не вернуться... Но об этом — в следующей части.



Источники:
Супрун М. Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945 г.г. М.: Андреевский флаг, 1996. С. 13-26, 43-57, 92-127.
Корякин В. Война в Арктике.1941-1945.М.: Вече, 2013. С. 32-56.
Пузырев В., Супрун М., Богатырев С, Ларинцев Р. и др. Северные конвои. М.: Наука, 1994, С. 4-32.
Иванов К. Конвои на север России // Морской флот. 1986. №6. С. 50-52.
Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1967. С. 128-132.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    15 октября 2015 06:39
    Хорошая статья, спасибо автору, ждем продолжения....
  2. +8
    15 октября 2015 06:55
    Спасибо простым морякам-союзникам. Немало их погибло.
  3. +13
    15 октября 2015 07:56
    Есть книга Валентина Саввича Пикуля "Реквием по каравану PQ-17". Хорошая книга. Хороший автор.
    1. +2
      16 октября 2015 10:42
      Только не "по каравану" а "Реквием каравану PQ-17".Отличнейшая книга,читал её раза три и думаю еще прочитаю!Еще посоветую книгу "Мальчики с бантиками" про школу юнг!
  4. -14
    15 октября 2015 08:49
    Советский Союз обязался в ответ поставить США и Великобритании стратегическое сырье.

    Это "стратегическое сырье" простым языком называлось "пушечное мясо". Большевики англо-саксов не обманули, "стратегического сырья" поставили сполна.
    «решение Гитлера напасть на СССР было для Черчилля буквально даром богов. Это, безусловно, было самым лучшим известием, которое Черчилль получил за долгий период времени»

    Разумеется. Англо-саксы с ног сбились, разыскивая пушечное мясо для Европы. А тут оно само в руки полезло. Чем не счастье для них?
    Ведь их основной и запасной варианты на этот счет, оба пролетели. Поляки, не шмогли. А хитрые франки показали им "известную комбинацию из трех пальцев". Положение было критическим. Вплоть до того, что пришлось бы "класть" своих сограждан, что для англо-саксов уже пару веков было недопустимым. А тут такая удача. Усатый восточный упырь попал в затруднительное положение и был готов на все, лишь бы сохранить свою власть. Англо-саксы немедленно этим воспользовались. Все правильно сделали. Глупо было бы отказываться.
    Сенатор Г. Трумэн, который впоследствии стал президентом, высказался, например, так: «Если мы увидим, что побеждает Германия, то США следует помочь России, если же будет побеждать Россия, то нам следует оказать помощь Германии, то есть поступить таким образом, чтобы они убивали как можно больше»

    Вот-вот. Здесь все честно. И в итоге они боролись с нацизмом. Но если бы КА летом 1941г. рванула к Берлину, то они боролись бы с коммунизмом. Руками нацистов. А потом с ослабленным изнурительной войной нацизмом можно было бы уже не бороться. Он был бы уже сговорчивымм и послушным. Как СССР после войны.
    Загребать жар чужими руками, это искусство. И англо-саксы (что бритты, что янки) им овладели в совершенстве. Учиться у них надо. Учиться и брать пример. Только в этом случае любая страна может в этом мире чего-то достичь. Как достигли англо-саксы.
    1. +2
      16 октября 2015 10:41
      Ага СССР стал после войны сговорчивее,вы че пишете то!?американцы только и боялись что бы наши до Ламанша не топнули с горяча!СССР после войны набрал такую силу что мама не горюй!Поляки слабенькие были что-бы что-то вермахту противопоставить,французы не три пальца показали,а тупо сдались из-за трусости!И как это "пушечное мясо само полезло" по вашему мнению СССР напал на Германию?Усатым восточным упырем вы Сталина обозвали?Если бы не он и его полководцы...вы бы не стучали щас по клаве очерняя советский народ во главе с его лидером!Позор вам,и вашим родителям воспитавшим такое простите г...но!
    2. +1
      17 октября 2015 00:02
      Мне кажется, что Вам следует более детально изучать историю Второй Мировой войны, прежде чем писать на сайте «ВО» подобные комментарии. Клаузевиц писал, что «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами», но для любого государства война всегда является крайним средством, когда более уже нет другого выбора.
      К чему сегодня болтать об «умных англо-саксах», «усатом упыре», «прагматичном» Трумэне и т.д.

      В начале 30-х годов прошлого столетия стало ясно, что Германия сможет восстановить свое влияние в мире только развязав новую войну в Европе. Другого выбора у нее не было. Для «умной» британской империи война была одним из способов сохранения колониального господства, которое уже трещало по швам в Индии, Ираке. Советский Союз, в случае возникновения войны в Европе, неизбежно был бы в нее втянут под тем или иным предлогом. Вопрос стоял только об одном: «Когда? В 1938, 1939,1940 или позже…» Экономическое положение США было таковым, что участие в любом военном конфликте на чужой территории способствовало росту промышленного производства, прибыли и улучшению благосостояния всех слоев общества. Все это, в общих чертах, и привело ко Второй Мировой войне, унесшей более 50 миллионов человеческих жизней.
  5. -13
    15 октября 2015 08:49
    Однако под разными предлогами они откладывали начало военных операций. Второй фронт так и не был открыт ни в обещанном 1942, ни в следующем 1943, ни в начале 1944 года.

    Интересно, был ли хоть одни болван, который предполагал, что второй фронт будет открыт еще до того, как Германия утратит веру в свою победу? Кроме "обличающих советских писателей", которым за подобные «упреки» деньги платят, само собой.
    Первый пробный конвой под индексом «РQ-0», получивший название «Дервиш», вышел 21 августа 1941 года из Исландии в Архангельск в составе 6 транспортов.

    11 октября в Белое море прибыл конвой «РQ-2».

    Первый конвой был "идеологический". Настоящие конвои пошли только с середины октября 1941г. Когда стало понятно, что немцы берут верх. Было бы наоборот, конвои пошли бы в Германию. И англо-саксов в этом упрекать сложно. Все правильно они делали. Все для блага своего народа. Молодцы, большевикам бы у них поучиться, как о своем народе думать. А не о голодранцах со всего света.
    Каждый транспорт, как правило, имел пару орудий 4-6 дюймов, две-четыре зенитных автоматических пушки «Бофорс» (40 мм) и восемь — десять зенитных автоматов «Эрликон» (20 мм)

    Тоже интересноая информация. Каждый гражданский в общем-то транспорт был в плане ПВО вооружен лучше, чем любой крейсер РККФ. Стоит ли удивляться тому, что БФ был уничтожен с воздуха, а ЧФ был разгромлен и загнан в южную Грузию на отстой?
    Корабль пошел ко дну, унося с собой около 5,5 т золота. Оно предназначалось для оплаты военных поставок Советскому Союзу.

    Это не за поставки по ленд-лизу. Это были другие закупки СССР. Оплата по торговым операциям. Торговля не прекращалась и во время войны тоже. Поставки по ленд-лизу шли бесплатно, на условиях возврата их после войны. Также оплате подлежало то ленд-лизовское, что уцелело в войне, но не было возвращено англо-саксам.
    1. -5
      15 октября 2015 23:20
      Вот сколько можно тупоры*ым (действительно, на редкость неумным) владельцам сайта предлагать естественную в общем-то вещь? Оставил организм комментарий, имеет право голосовать. Не оставил, отдыхает. А то получается так, прыщавому 14-15 летнему организму возразить нечего. Но текст ему не нравится. «Патриотизма» не хватает. Ну, не пробовал он еще жрать без рук и без челюсти, очень хочет попробовать в будущем. Поэтому этот организм, а он, как Змей Горыныч во 10 головах, гасит тебя при помощи минусов. В результате ты ничего сказать не можешь. А замочил тебя организм, который и *овна твоего не стоит. Никто по имени Никак.
      Такая вот «политика сайта». Ориентированная на прыщавых засра*цев. Мои соболезнования.
      1. +2
        15 октября 2015 23:37
        Цитата: googlof
        ...тупоры*ым...

        Цитата: googlof
        ...болван...

        Цитата: googlof
        ...прыщавых засра*цев...

        Вас удивляют минуса? Без объяснения причин?
        Я попытался объяснить.
        Цитата: googlof
        ...прыщавому 14-15 летнему организму возразить нечего...

        Если не поняли, то от человека уже разменявшему 6-й десяток лет
        Цитата: googlof
        Мои соболезнования.
        С выбором сайта.
        P.S. Один минус -мой.
        1. -3
          15 октября 2015 23:48
          Старый, что малый. По теме возразить есть что, минусовщик ты наш?
          1. +1
            16 октября 2015 10:54
            Я там тебе гуглофтролль выше ответил по теме!
      2. +1
        16 октября 2015 10:48
        Вам не нравится политика сайта,ну милости просим удалиться от сюда!Все правильно,сайт военно-патриотический,чисто Российский,что вас удивляет?Вы наговорили гадостей про нашу Родину и пытаетесь оправдаться,бред...у вас мозгов в голове походу с горошину!Извините если обидел!
    2. 0
      16 октября 2015 10:44
      Это что за тролль нарисовался,не в обиду конечно но такая чушь..)))!
  6. Комментарий был удален.
  7. AAV
    +2
    15 октября 2015 10:25
    Цитата: V.ic
    Есть книга Валентина Саввича Пикуля "Реквием по каравану PQ-17". Хорошая книга. Хороший автор.


    К сказанному хочу добавить, что есть так же художественный фильм с одноименным названием.
    1. +3
      15 октября 2015 18:48
      Фильм говно. Есть еще книга А.Маклина "Полярный конвой" она же "Крейсер ее величества Улисс"
      1. 0
        16 октября 2015 19:33
        Ещё такая неплохая книжка есть: Дадли Поуп - "Новогодний бой".
  8. +7
    15 октября 2015 11:18
    Цитата: googlof
    Тоже интересноая информация. Каждый гражданский в общем-то транспорт был в плане ПВО вооружен лучше, чем любой крейсер РККФ. Стоит ли удивляться тому, что БФ был уничтожен с воздуха, а ЧФ был разгромлен и загнан в южную Грузию на отстой?


    Цитата: googlof
    Интересно, был ли хоть одни болван, который предполагал, что второй фронт будет открыт еще до того, как Германия утратит веру в свою победу? Кроме "обличающих советских писателей", которым за подобные «упреки» деньги платят, само собой.


    Судя по вашим комментариям Вы больше хотите сказать об убогости РККФ и в целом СССР и его руководства. Вот только не ясно как все это "убожество" водрузило свой флаг над Берлином, а при желании могло и над Парижем.
    Если же говорить об убогой технике, то можно взять для примера американский танк "Генерал Ли" или их же винтовки или пистолет-пулемет Томпсана, или английский Хариккейн. Не вдаваясь в детали скажу, что американские тэсминцы в морском бою проигрывали всем одноклассникам. Все было поставлено в угоду панического страха перед авиацией. И главное, наш народ получше был.
    Цитата: AAV
    Есть книга Валентина Саввича Пикуля "Реквием по каравану PQ-17". Хорошая книга. Хороший автор. К сказанному хочу добавить, что есть так же художественный фильм с одноименным названием.

    Лучше книгу. В фильме засунули маньяка-нквдэшника и много других поганых моментов в угоду сегодняшнего дня, чего не писал и не мог писать Пикуль, по той причине , что он не врал. hi
    1. +2
      15 октября 2015 12:42
      К сожалению не помню фамилии автора и названия книги.Но это было советское издание английского автора.И там автор пишет как он служил на английских конвойных кораблях.Книга почти документальная,и действительно везде откуда уходили в поход эти люди и в портах назначения надо ставить им памятники,героям которые знали на что идут, и шли сознательно не в один такой переход.
      1. +1
        15 октября 2015 14:29
        вы возможно имеете ввиду алистер маклин крейсер улисс. увы,автор-фантаст(пушки ос-ва наварон). исторического менбше чем у Пикуля. хотя картину рисует правдоподобно
        1. +2
          15 октября 2015 18:58
          Да, А. Маклин "Полярный конвой" - художественное произведение с собирательными образами. Но написано отлично. Кстати, в основу сюжета тех же пресловутых "Пушки острова Наварон" была взята спецоперация советских моряков по уничтожению батареи дальнобойных орудий, причем автор это говорит сам.
        2. 0
          16 октября 2015 10:44
          Автор не фантаст. Он сам принимал участие в двух полярных конвоях в 1943г. на борту крейсера "Royalist". Про "Пушки острова Наварон" уточнение: в основу сюжета легла операция моряков Северного флота по захвату батарей в Лиихамари.
      2. Комментарий был удален.
    2. -2
      15 октября 2015 14:26
      феерично. такой глупости давно не видел.
      Цитата: qwert
      американские тэсминцы в морском бою проигрывали всем одноклассникам. Все было поставлено в угоду панического страха перед авиацией.

      то есть хорошо вооружен корабль может быть только от трусости?? а насчет флотов СОВ. СОЮЗА -да, пво никакое и долбили их с воздуха. почитайте потери БФ от начала войны до перехода в Кронштадт. сколько эсминцев погибло от авианалетов...а Таллиннский переход чего стоит. кстати,минами немцы и фины завалили залив при полном господстве БФ на море! а 21июня немцы ставили под носом у БФ и никто ничего не видел и в довершении чтоб понять о чем я пишу погуглите -памятник на мысе Юминда. просто фото посмотрите,может что и поймете...
      1. +3
        15 октября 2015 19:35
        А я не видел такой глупости, как ты написал. Причём очень давно. Во время гражданской войны в Китае 3 бывших американских эсминца были посланы Тайванем не перехват китайского эсминца проекта 7, который тот получил из СССР. Но ещё до боя американские корабли были отозваны американскими советниками в базу как не имевшие шансов на победу в бою. На западе про ту войну не пишут.
    3. Комментарий был удален.
    4. -11
      15 октября 2015 15:26
      Цитата: qwert
      или пистолет-пулемет Томпсана

      ППЦ. Вот так вот взял, и одним махом обгалдил одну из гениальнейших конструкций в области армейского стрелкового оружия. Нет, ну зачем говорить, когда надо просто жевать?
      ПП Томпсона, это самый первый образец индивидуального автоматичского стрелкового оружия с ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ эффективной дальностью 420 м. Правда, чтобы получить такую дальность на практике приходилось сильно постараться, порегулировать прицел. Т.к. дальность прямого выстрела по ростовой фигуре составляла 205 м. А свыше нее и до 420 м все было непросто, скорее теоретически. Т.е. в формате ПП (!!!) американцы сделали беспроблемный карабин-пулемет и проблемную ПРОДВИНУТУЮ автоматическую винтовку!!! Уже тогда! На заре 20 в.
      Вы еще одно такое оружие назвать сможете? И это притом, что больше ни один из образцов ПП в мире (кроме венгерской Данувии П. Кирали) даже на полноценный пистолет-пулемет на тянул. Идол советского руководства Суоми был просто смешен.
      Следующая генерация такого оружия (уже беспроблемная автоматическая винтовка, а ПРОДВИНУТЫЙ ее вариант назывался М16А2) была создана ими же только в 1962г. и называлась М16А1. После ознакомления с результатами ее "работы" СССР забросил свой АК-47 (наследник немецкого штурмгевера, штурмовая винтовка, оружие другого класса) и сделал свой вариант оружия этого класса - АК-74. Т.е. АК-74 к АК-47 несмотря на некоторое конструктивное и внешнее сходство никакого отношения друг к другу не имеют. Это оружие разных классов.
      А до 1962г. ПП Томпсона, который чуть выше был назван "убогим", был совершенно эксклюзивен. И никаких конкурентов даже на горизонте не было видно.
      Вы, qwert, не там образцы технических убогостей ищите. Они в других местах. Более вам доступных.
      1. +2
        16 октября 2015 17:42
        Какой таки злобный форумчанин, фахтами сыпить, аки из рога изобилия, не потрудившись детально ознакомиться с конструктивными особенностями стрелкового оружия. Или пытается водичку мутную лить на антисоветскую (антироссийскую) мельницу. "Какое убожжжжжество!" negative
  9. +1
    15 октября 2015 12:23
    Спасибо за статью. Продолжения бы поскорее.
  10. +1
    15 октября 2015 15:05
    Интересно где находился бы фронт зимой 1941 если не было этих поставок.
    1. +3
      15 октября 2015 16:44
      Всё там же. Вы по хронологии-то сориентируйтесь. Сопоставьте даты проводки первых больших конвоев и дату начала контрнаступления под Москвой - 7 декабря.
      1. 0
        15 октября 2015 17:33
        Даже не большая помощь сохранила фронт. Сколько самолётов и танков было в СССР и Германии осени 1941
        1. +1
          15 октября 2015 19:05
          Нимало. В 41 году помощь никак не сыграла, от слова вообще,т.к. наступали резервы с ДВ. Помощь сыграла полномасшабном наступательной кампании КА зимой 42 года - сразу по трем направлениям. При более удачном стечении обстоятельств, фронт Германии мог обрушится уже тогда.
          1. -4
            15 октября 2015 19:29
            Цитата: alovrov
            При более удачном стечении обстоятельств, фронт Германии мог обрушится уже тогда.

            Кем? Кем он мог быть обрушен? Советскими полководцами? Откуда им было взяться в 1942г?
            Да и насчет "обрушен", это вы через край. Он даже в 1945г. не бы обрушен. Дожали превосходящими силами, это да. Но обрушения, как такового, не было.
            1. +2
              16 октября 2015 10:59
              На тебя уже даже внимание кроме меня никто не обращает..)))!
              1. +1
                16 октября 2015 17:43
                Каюсь. Я тут немного времени потратил на этого недостойного упырка. wassat
                1. 0
                  16 октября 2015 23:51
                  А ведь старается! Сердечный... Пару минут не убудет!
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      15 октября 2015 19:37
      Там-же бы и находился. Зимой 1941 года доля поставок союзников колебалась в районе 1 процента от общей численности войск на фронте. Более-менее активно поставки пошли только после победы СССР под Сталинградом, когда стало ясно кто победит в войне.
  11. +3
    15 октября 2015 16:12
    Если автор претендует на объективное освещение событий, то ему ему не следовало так пренебрежительно отзываться о Харрикейнах. Великобритания поставляла самолеты из наличия, т.е. из того на чем воевали и летчики британских ВВС. Так , в частности, значительная часть истребительной авиации Великобритании во время т.н. битвы За Британию в 1940 имела на ворружении именно Харрикейны, а не Спитфайры.. Это обстоятелство не помешало англичанам отражать атаки немецких бомбардировщиков...
    Кроме того, британская авиагруппа, базировавшася на аэродроме Ваенга под Мурманском в 1941 г.,тоже воевала именно на Харрикейнах совместно с истребителями СФ...
    P.S. И еще,не следует забывать какое положение сложилось с самолетами в советских ВВС к осени 1941 г. после потерь понесенных в начальный перод войны. Как говорится дорога ложка к обеду...
  12. -1
    15 октября 2015 16:38
    Лучше бы автор не писал преамбулы. Во-первых сухопутные операции во время странной войны БЫЛИ, смотрим хотя бы Саарскую операцию. Во-вторых совершенно ясно что Морского льва готовили, для этого достаточно почитать рабочие дневники Гальдера. Вопрос в том, насколько у Гитлера была решимость осуществить эту операцию, вспомним хотя бы Гесса, но это не имеет отношения к практической подготовке.

    Ну и очевидно что Черчилль с Рузвельтом вовсе не стремились к быстрой победе над Германией. Иначе вместо титанического палева ресурсов на бессмысленный воздушный терроризм подготовили десантную операцию в Европе еще в 42 году. Поэтому и судьба арктических конвоев была более печальна, чем могла бы быть.
  13. +2
    15 октября 2015 17:53
    Цитата: alovrov
    Лучше бы автор не писал преамбулы. Во-вторых совершенно ясно что Морского льва готовили, для этого достаточно почитать рабочие дневники Гальдера.

    Если даже просто набрать в интернете "Операция Морской лев дезенформация", то можно увидеть, что существует множество книг и трудов которые доказывают эту версию. Вы, вправе выбрать мнение, что она готовилась вполне серьезна. Я, как автор, счел необходимым указать, что ". До сих пор точно, не известно планировал ли он ее реально или это был элемент дезинформации." При этом, я даже не стал высказывать своего личного мнения относительно предназначения этой операции: нападение на Англию? Дезенформация? Давление на англичан для заключения выгодного Германии мира? Думаю, с моей стороны это было более правильным, тем более, что основная тема статьи не об этом. Хотя согласен, операция "Морской лев" достойна того, чтобы о ней рассказать на Топвар и посветить отдельную статью. Я бы сам с удовольствием прочитал про все ее нюансы.

    По поводу Саарской операции. Немцы потеряли в ней убитыми 196 солдат, ранеными 356 и пропавшими без вести 114. К окончанию боев они насчитали 11 потерянных самолётов. Это конечно несколько больше чем пограничный конфликт. Но все равно, на мой взгляд, какие-то странные потери для настоящего столкновения двух наиболее развитых и сильных европейских держав. В целом, как Вы правильно выразились, в преамбуле я не планировал особо останавливаться на начальном этапе Второй мировой. В случае, если возьмусь за тот период истории, то несомненно учту Ваше мнение.
    1. 0
      15 октября 2015 19:00
      Спасибо. К слову французы потеряли больше 2 тыс. только убитыми, если не ошибаюсь. Что касается Морского льва, то достовернее дневников Гальдера у нас источников нет. Если дать себе труд их прочитать, что непросто, то сомневаться в практической войсковой подготовке не приходится. Вопрос только в политичеких намерениях Гитлера, но тут можно сто томов написать и всё это будет гадание на кофейной гуще.
    2. Комментарий был удален.
  14. -3
    15 октября 2015 18:20
    Союзники не могли открыт второй фронт в 1942 потому что ещё воевали в Африки и отступали в Азии. Открыли в 1943 в Италии. Тогда и началось большое наступление советской армии.
    1. +1
      15 октября 2015 19:09
      Да что у вас за каша в голове? Союзники высадились на Сицилии в 43, в момент когда было очевидно что Цитадель не достигает своей цели потому что Модель закопался на северном выступе Курской дуги. Ничего не изменилось в оперативной ситуации, от того что танковые дивизии поехали в Италию, а не в тыл восточного фронта.
      1. -2
        15 октября 2015 20:29
        Сицилия это Италия! Вскоре после десанта в Сицилии Италия вышла из войны 1943. Почему СССР не объявил войну Японии когда она напала на США а ждал до 1945.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      15 октября 2015 23:49
      Союзники не могли открыт второй фронт в 1942... Открыли в 1943 в Италии.

      Неправда, Второй фронт был открыт в 1941 году в Новой Зеландии.
      Это знают все, даже Обама.
      --------
      Надо заглядывать в книги, прежде чем комментарии писать.
  15. +2
    15 октября 2015 20:11
    Цитата: ranger
    Как говорится дорога ложка к обеду..

    Естественно. Производство эвакуируется, потери РККА в технике, значительные и тут, конечно, обрадуешься всему.
  16. 0
    16 октября 2015 23:54
    А зачем к данной статье предпоследнее фото? Там и время, и место, да и сам "погорелец" к теме никакого отношения не имеют.