Как Англия стала «владычицей морей»


210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение — решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот — ни одного.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие. Морское противостояние, начавшееся ещё битвами Англии с Испанией, и Англии с Голландией, а затем Англии с Францией (при поддержке Испании), завершилось убедительной победой британцев. Англия надолго завоевала статус «владычицы морей». Наполеону, несмотря на убедительные победы на суше, пришлось отложить замысел десантной операции в Англию.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.


Сражение стало трагичным для командующих флотами. Адмирал Нельсон, олицетворявший последние успехи британского флота, в этом бою был смертельно ранен мушкетной пулей и умер, получив перед смертью донесение о полной победе Англии. Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв попал в плен. Находился в Англии в качестве военнопленного до апреля 1806 года. Был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британии. Будучи полностью деморализован из-за срыва экспедиции в Англию и потери флота, 22 апреля 1806 г. покончил жизнь самоубийством (по другой версии, его зарезали). Храбрый испанский адмирал Федерико Гравина, который в этом бою он потерял руку, раздробленную картечью, так и не смог оправиться от раны и умер 9 марта 1806 года.

Как Англия стала «владычицей морей»

Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Трафальгар стал знаковым событием, который вместе Ватерлоо, завершил длительный англо-французский конфликт, который получил название «Вторая Столетняя война». Между двумя великими державами шла «холодная война», временами переходившая в «горячую войну» — войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства. Семилетняя, за независимость британских северо-американских колоний. Лондон и Париж соперничали во всем — от торговли и колоний до науки и философии. В этот период Британия сформулировала ключевой принцип внешней политики — борьба против сильнейшей континентальной державы, как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам. В результате к исходу XVIII века Франция потеряла большую часть своей первой колониальной империи (вторую создали уже в XIX в.). Французская торговля уступила британской, французский флот уже не мог бросить вызов британскому.

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему — всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше — к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний — Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая — захватить голландский Суринам; 3) третья — захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше — атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Французы надеялись, что британцы будут отвлечены на Карибский театр и не успеют отреагировать на действия флота Вильнёва. Однако британцы вовремя узнали о начале обратного перехода Вильнёва. 19 июня английский бриг, посланный Нельсоном в Британию для уведомления Адмиралтейства о возвращении франко-испанского флота в Европу, заметил в 900 милях к северо-востоку от Антигуа вражеский флот, который Нельсон тщетно ловил на протяжении трех месяцев. По курсу Вильнёва англичане поняли, что французы не планируют идти в Средиземное море. Капитан Беттсуорт немедленно понял всю важность этого случая и вместо того, чтобы вернуться к эскадре Нельсона, которую он мог и не встретить, он продолжил свой путь в Британию. Английский корабль достиг Плимута 9 июля и капитан сообщил новости лорду Адмиралтейства.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.


Бой у мыса Финистерре 22 июля 1805 года, Уильям Андерсон

Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Вильнёв, по его собственным словам, «не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времен моего прибытия к берегу Испании... потерял надежду на способность выполнения той великой задачи, для которой мой флот предназначался». В результате французский адмирал увёл флот в Кадис.

Узнав о выходе французского флота, Корнуоллис совершил то, что Наполеон назвал «очевидной стратегической ошибкой» — он направил к Ферролю усиленную до 18 кораблей эскадру Кальдера, ослабив таким образом британский флот на жизненно важном участке и уступив противнику превосходство в силах и под Брестом, и под Ферролем. Если бы на месте Вильнёва был более решительный флотоводец, он мог навязать сражение значительно более слабому британскому флоту и, возможно, несмотря на качественное превосходство экипажей противника, добиться победы благодаря численному превосходству. Разгромив эскадру Кальдера, Вильнёв мог угрожать уже эскадре Корнуоллиса с тыла, также имея преимущество в силах.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар — за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Продолжение следует…

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 21 октября 2015 06:32
    Трафальгарским сражением, Великобритания,записала строку в мировой истории: Я владычица морей и точка..Что последние 100 лет и подтвердили это..
  2. Алекст (Алексей) 21 октября 2015 08:07
    Отличная статья, жду продолжения....единственное что Англия в морском противостоянии, во время англо-голландских войн на море, не выиграла, тем более убедительно! Голландия уступила в другом.
    1. avt 21 октября 2015 08:42
      Цитата: Алекст
      во время англо-голландских войн на море, не выиграла, тем более убедительно! Голландия уступила в другом.

      Да уж! Голландцам доводилось жечь англов прям в устье Темзы.
      avt
  3. Робертъ Невский 21 октября 2015 10:31
    Я книгу читал в юношестве об Трафлагаре ...
    1. Робертъ Невский 21 октября 2015 12:43
      Я читал роман испанского автора. Английский взгляд на этой войне мне не интересует. Я слишком англо-саксов не люблю!
  4. армеец2 (Армеец2) 21 октября 2015 11:03
    События британо-французского противостояния на море очень интересно в целой серии художественных книг описывает Патрик О'Брайан. Рекомендую.
  5. chunga-changa 21 октября 2015 12:29
    Разгромив французскую империю с помощью Российской, англия взялась за своих союзников. Через сто лет бывшие союзники - Российская, Австро-Венгерская и Германская империи были уничтожены, в основном своими же усилиями, англия только подправляла их в нужную ей сторону. Ещё через тридцать лет ситуацию повторили и силы СССР и Германии опять были взаимно подорваны. Вот пример крайне успешной внешней политики независимого и мощного государства, которым руководят умные люди. И им есть чем гордится, результат феноменальный.
    Не удивлюсь, к стати, если скоро взаимно подорвут силы друг друга Американская и Китайская империи, а торчать за этим опять будут уши британцев. Не получится у Китайцев, в запасе есть ЕС, или нас вот нас внезапно начали втягивать в разную движуху, зачем?
    У них всегда есть запасной план. Вот чему учится надо, они на коленке в самолёте планы не пишут.
    1. Стирбьорн (Михаил) 21 октября 2015 15:51
      Вообще удивительно, почему твердолобые австрийцы полезли на Наполеона, не дождавшись пока он увязнет в Англии. Ведь они уже получали от него хорошо по голове. Из-за своей жадности, были вторично разгромлены, а хитрые англичане опять отсиделись у себя на острове. Да и все остальные союзники по коалиции сели в лужу.
      1. Morrrow 21 октября 2015 21:15
        Австрия тогда была братом России со времен Семилетней, а может и раньше. Александр предпринял очень энергичные меры к вступлению Австрии в войну. Он убеждал, что русские способны побеждать французов, а австрияки ему поверили.
      2. Morrrow 21 октября 2015 21:23
        Тогда еще монархические дворы не верили насколько прочно положение Наполеона (он обезопасил свои границы союзниками, и усмирил насколько возможно Вандею). Общее мнение в России и Австрии было таково - французы ненавидят этого корсиканского узурпатора и несомненно кинутся в объятия законного короля и его брата Александра-Спасителя Европы. В это сыграли свою роль и английские газеты, вываливающие каждый день тонны дерьма на французское правительство и эмигранты-лизоблюды Бурбонов.
  6. jjj 21 октября 2015 12:33
    С Горацио Нельсоном не все так просто, как об этом говорит западная история. Вообще военно-морская служба на ранних стадиях карьеры у него сложилась благодаря протекции родственника в адмиралтействе. Были эпизоды, когда карьера могла закончится, а Британия осталась бы без легендарного флотоводца. Но покровительство помогло.
    Мало кто говорит и о том, что Нельсон применил и творчески развил идеи и тактику морского боя русского адмирала Федора Ушакова.
    Да и по отношению к жизни Нельсон чем-то напоминает русского человека. Большая любовь к леди Гамильтон (это та, что по тексту одной популярной песни пила виски), равнодушие к своей персоне
    jjj
    1. Turkir (A) 22 октября 2015 00:02
      Мало кто говорит и о том, что Нельсон применил и творчески развил идеи и тактику морского боя русского адмирала Федора Ушакова.

      По моим сведениям Ушаков применил тактику "навала" на флагман первым, это правда.
      Нелсон позже Ушакова. Но кажется это было самостоятельная находка. По законам Британского Адмиралтейства за выход из кильватерного строя казнили. После Нельсона отменили эту инструкцию.
      Кстати они встречались. Ушаков был на корабле Нельсона на официальном приёме.
      А вообще, Нельсон это олицетворение англо-саксонской подлости - убийство сдавшихся французов в Неаполе и при осаде Копенгагена.
  7. Morrrow 21 октября 2015 15:47
    А разве в 1850х и 1860 х у Франции флот был не мощнее? Просветите, плиз! Я помню, что в Крымской войне крейсеры типа "Наполеон" превосходили британские и играли ключевую роль в блокаде Севастополя.
  8. KIBL (GENE) 21 октября 2015 19:56
    Испанский автор Артуро Перес-Реверте "Мыс Трафальгар",захватывающая книга.Всё грамотно,писателю помогали историки и офицеры ВМС Испании.Читать всем!
  9. kvs207 (Валерий) 21 октября 2015 21:50
    Цитата: Morrrow
    А разве в 1850х и 1860 х у Франции флот был не мощнее? Просветите, плиз! Я помню, что в Крымской войне крейсеры типа "Наполеон" превосходили британские и играли ключевую роль в блокаде Севастополя.

    У Англии, всегда был сильнейший флот. Но к 30-м годам 20-го века, первенство постепенно перешло к Америке.
    И "Наполеон", был линейным кораблём.
    1. Morrrow 21 октября 2015 22:40
      На ВИФе обще мнение таково французский флот с 1840х до франко-прусской был мощнейшим флотом в мире. Доказательством служит воздержание Англии от войны с Францией и натравливание на нее Пруссии - сухопутной державы.
    2. Morrrow 21 октября 2015 23:02
      Вот, что я нашел:

      Несмотря на архаичные методы управления, в середине 1860-х годов французский флот практически достиг желанного примерного равенства по численности с английским флотом и превосходства над ним в технике и тактической подготовке.
      http://militera.lib.ru/science/ropp/02.html
      Хотя стоит отметить, что далось дорогой ценой - сокращением сухопутных сил и как следствие превосходством армии Мольтке в 1870.
Картина дня