Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Когда американцы прочитали об английских танках в газетах и увидели их фотографии, их страна еще не воевала. Но все хорошо понимали, что рано или поздно, но воевать придется, что отсидеться за океаном не удастся, а раз так, то нужно позаботиться о реальном превосходстве над противником. Поэтому американские военные поспешили начать разработку своих собственных танков. Тем более, что никаких особых трудностей они в этом не видели. Ведь кто-кто, а уж они-то совершенно точно знали, что в основе всех английских, да и французских разработок лежит шасси их же собственного трактора «Холт». А раз так, то что же им, американцам, мешает повторить опыт британцев: взять трактор и одеть его в броню?! Решение это казалось настолько простым и очевидным, что особо-то никто и не старался придумать что-то другое – и «Холт-бензиноэлектрический» и ряд других опытных строились именно на его базе или базе ему подобных машин.

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Танк Вest 75 на улице Сан-Франциско.

Вот и фирма C.L.Best также решила попытать счастья на поприще создания нового вида оружия. В 1917 году фирма занялась разработкой своего собственного танка, причем на базе выпускавшегося ею трактора… рельсоукладчика Холт 75! Этот трактор был все тот же хорошо известный трактор Холт 75 образца 1909 года, который эта фирма производила по лицензии. Модель эта пользовалась популярностью, и не только среди железнодорожников, но также и у военных, которые отмечали неприхотливость этой машины и ее хорошую проходимость. Сам трактор и в американской, и британской армии использовали вплоть до 1919 года включительно, а в Гражданскую войну в России он поставлялся армиям белогвардейцев. Последние образцы этих машин, конечно, уже не армейские, а сугубо коммерческие, списали только в 1945 году – вот какая у них была замечательная история! И одной из причин такой продолжительной службы было очень важное обстоятельство, имеющее значение и для военной машины – она была проста во всех отношениях! Имела две ведущие гусеницы и рулевое колесо спереди, управляемое обычной автомобильной «баранкой». Поэтому долго думать они не стали, а просто обвесили свой трактор-рельсоукладчик листами обычного железа (на производство брони у инженеров C.L.Best просто не было времени), установили в носовой части орудие, а по бокам – два пулемета, и назвали это «танк».


Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

C.L. Best – патент 1915 года.

Затем они предложили «это» военным, но те решительно от неё отказались, справедливо указав, прежде всего, на отвратительный обзор, который сделал бы эту машину почти бесполезной на поле боя. Однако, неудачный результат – тоже результат!

Чтобы все-таки получить выгодный контракт, инженеры решили переделать проект и уже вскоре предложили армии США второй прототип своего танка под обозначением Tracklayer Best 75 (он же CLB 75). Теперь машина напоминала собой перевёрнутую кверху килем лодку, что, как считали конструкторы, позволяло бы танку легко разрывать линии проволочных заграждений. В отличие от англичан, ходовую часть они переделывать не стали. То есть рулевое колесо так и осталось спереди, а гусеницы сзади, причем броня закрывала их почти до самой земли. Пушки установили в цилиндрической башне, смещенной в корму, но вот обзор из танка остался практически такой же плохой, каким и был. В результате даже футуристический внешний вид Tracklayer не спас и военные на вооружение его так и не взяли. Но… тем не менее, танк пригодился: его начали использовать в пропагандистских целях, показывали на выставках, и даже печатая его фотографии – вот, мол, какое чудо технической мысли имеется у нас в США!

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Устройство танка Tracklayer Best 75.

Тактико-технические характеристики танка были следующими: боевая масса порядка 13-15 тонн, мощность бензинового двигателя с рабочим объёмом 1440 см.куб., 75 л.с. при 550 об\мин. Тем не менее скорость была небольшой, всего 3-5 км/ч, а вот экипаж – 5 человек, тут уж невольно возникает вопрос, а где они в нем все помещались? Вооружение составляли сразу две пушки калибра 37 мм, и (возможно) пулеметы 7,62 мм. Всего было выпущено две машины и для сугубо пропагандистских целей этого оказалось более чем достаточно!

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Трактор Вest 75 – вид сбоку.

Пожалуй, самое примечательное в конструкции это «танка» – его башня, больше всего напоминающая боевую машину марсиан из романа Герберта Уэллса «Война миров». Наверное, в первый и последний раз (не считая «танка Лебеденко»!) на боевой сухопутной машине были установлены иллюминаторы, подобные корабельным, а пушки почему-то смотрели в разные стороны…

Из-за тракторной компоновки отделение управления пришлось разместить в задней части корпуса и там же пришлось разместить и башню, в которой одновременно находился и водитель, и наводчики орудий. Даже при наличии шести смотровых иллюминаторов обзор у будущего танка получился все равно отвратительный, ведь вид вперед ему загораживал корабельный нос его машины.

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Вest 75 «в бою».

Что же касается устройства, то технологически весь танк можно было разделить на четыре больших конструкционных узла:
– гусеничная ходовая часть (по три опорных катка с каждого борта, и по два поддерживающих колеса, переднее колесо направляющее и заднее ведущее);
– колесная часть (управляющая, поскольку бортовые фрикционы на гусеницах отсутствовали);
– прямоугольная рама шасси, склепанная из тавровых балок;
– силовая установка (размещалась в передней части трактора и на нем, как правило, капотом не закрывалась)
– органы управления.

Поскольку в ходовую часть инженеры никаких изменений не вносили, из-за специфики размещения радиатора пришлось два входных отверстия для воздуха расположить на верхней части корпуса. Управление «танком» по этой же причине также оставалось чисто тракторным – с помощью рулевого колеса, крепившегося внутри на длинном кронштейне от кабины до рулевого колеса. Интересно, что не было предпринято никаких попыток «развернуть» корпус и поменять местами «перед» и «зад». Это могло бы хоть как-то улучшить его обзор, но… в голову это его создателям почему-то не пришло.

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

«Танк» рвет колючую проволоку.

Первый образец танка CLB 75 был склепан из обычного железа и закончен к середине 1917 года. Однако сразу же выяснилось, что даже вполне надёжное для трактора шасси для танка на поля боя совершенно не подходит, и к тому же в это время в САСШ уже появились и более удачные модели танков.

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

«Наши форты на колесах» – статья из журнала «Современная механика»

И всё же, раз опытный образец был в наличие, ему нашли применение в отделе... пропаганды американской армии, где нашлись очень разумные ребята, которые начали фотографировать его в разных видах и писать о нем «забойные» статьи в различные журналы. Так, например, журнал «Современная механика» писал, что у Америки имеются бронеавтомобили с броней стоимостью 1 доллар за фунт из марганцевой броневой стали, надежно защищающей их экипажи от пуль! В одном случае это грузовики, прикрытые четвертьдюймовыми плитами брони, в другом и вовсе это «форт» с башней, который может двигаться со скоростью 25 миль в час! Тут же указывались и цены на эти «авто» – 5 и 8 тысяч долларов, причем последние имеют две башни с пулеметами. То есть речь явно шла именно о колесных броневиках, однако фотография изображала первый вариант Tracklayer Best 75!

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

«Наши форты на колесах» – статья из журнала «Современная механика» (продолжение).

Затем «танк» был задействован во время маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проводились в том же 1917 году около Сан-Франциско, о чем был издан даже буклет с картинками, изображавшими CLB 75 в качестве реально существующей боевой машины. Ну, а затем машину, скорее всего, разобрали на металл, а ходовую часть, как «видавшую виды», продали какому-нибудь фермеру по дешевке.

Удивительно, однако, что американцы, заполучив такой «футуристический танк», пожалели денег на то, чтобы… сделать их… много! Ну, скажем, штук 12 или 20. Причем из самого дешевого металла, то есть за самую малую цену. Зато прогнав их по улицам Сан-Франциско или Нью-Йорка, можно было бы получить несравнимо больший PR-эффект, чем тот, что они получили от одной машины. Ну, а для германского генштаба это была бы прекрасная дезинформация!

Самый первый танк США: хорошая машина для PR!

Маневры Калифорнийской Национальной Гвардии.
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. qwert 30 октября 2015 07:37
    Прикольная машина. Действительно как из романов начала 20 века.
    1. AUL 30 октября 2015 09:36
      Подобные методы пиара и сейчас в ходу в матрассии!
      AUL
  2. Комментарий был удален.
  3. амурец 30 октября 2015 10:13
    Самое интересное то,что госдеп США до самого начала Второй мировой запрещал разрабатывать и производить танки.Не многочисленные разработки проводились под видом тракторов.Надеясь на мощную автотракторную промышленность американцы надеялись что им быстро удасться развернуть производство танков.Но отсутствие опыта разработки и производства привело к созданию такой конструкции как М-3 Генерал Ли и его более известного варианта М-3 Генерал Грант.
    1. Alexey RA 30 октября 2015 16:22
      Цитата: амурец
      Самое интересное то,что госдеп США до самого начала Второй мировой запрещал разрабатывать и производить танки.Не многочисленные разработки проводились под видом тракторов.

      Дело было не в Конгрессе. Дело было в традиционных американских юридических заморочках: согласно "Закону о национальной обороне" всё, относящиеся к танкам, перешло в ведение пехоты - только она могла выдавать заказы на проектирование танков, заказывать их производство и использовать. В результате, кавалерия была вынуждена маскировать разрабатывавшиеся для неё танки под названием "боевые машины" (combat car).

      Для янки подобные заморочки привычны - в 60-е была, например, грызня между армией и ВВС из-за самолётов армейской авиации: армия не имела право разрабатывать и иметь на вооружении вооружённые самолёты армейской авиации. В результате - "Бронко", исходно разрабатывавшийся и для армии тоже, ушёл в ВВС. А армейцы с горя занялись ударными вертолётами, которые у них отобрать не додумались. Потому как поддержка во Вьетнаме была нужна здесь и сейчас, а у летунов то погода не та, то свободных машин нет, то связи нет, то лететь слишком далеко, то экипаж не понимает пехоту - куда ему разгружать подвески. smile
  4. a.s.zzz888 30 октября 2015 12:01
    Уж больно напоминает этот бест-75 укрокакловские поделки.
    Может они с него, свои вундервафли клепают?
    1. амурец 30 октября 2015 15:06
      Скорее всего укропы клепают свои поделки с Одесских танков "На Испуг"времён 1941года .Чертежи и фотографии которых есть в музеях Украины.
  5. Сергей-8848 30 октября 2015 12:53
    Видели-видели раньше, как же...
    Как и многие устройства в начале танкостроения, машина абсолютно не боеспособна. Но только уже из одного её вида можно извлечь пользу, в данном случае - рекламно-устрашающе-воодушевляющую. В качестве рекламы - большего и не надо ("Вот чего мы могём!"), в качестве устрашающей машинерии - тоже впечатляет. Ну и для вдохновения потенциальных солдат, вместе с которыми в бой пойдёт сей агрегат, - тоже неплохо (в виде плаката на стене американского "военкомата"). wink
    Рисунки и даже схемы (для натуралистичности) так и просятся в иллюстрации к Жюлю Верну, Герберту Уэллсу, да и вообще в любой футуристический роман той эпохи.
  6. Альф 30 октября 2015 20:46
    Это первый танк САСШ, а это первый танк, созданный в Украине. Есть сходство...
  7. плоХОЙ 3 ноября 2015 14:37
    мда..интиресные изделия..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня