31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    5 ноября 2015 06:04
    Легендарный самолёт! Самолёт эпоха, символ.
    1. +8
      5 ноября 2015 09:58
      Слышал и читал в советское время про трагедию "Максима Горького", но про то, что самолёты этой модели выпускались ещё и летали - не знал !
      Автору спасибо !!! Ну и "ПЛЮС"
  2. +9
    5 ноября 2015 06:08
    Да, вот построить такой гигант СССР смог, а обычный, для массовой перевозки пассажиров и грузом по стране - нет, пришлось закупать у американцев "Дуглас".
    1. +11
      5 ноября 2015 07:47
      Дуглас пол мира выпускало и использовало. Легендарный самолет, лучшего на тот момент ничего и не придумаешь. Например как автомат Калашникова.
  3. +9
    5 ноября 2015 06:50
    В середине дня 18 мая 1935-го самолет вновь поднялся над Москвой.

    Дед рассказывал, что ему, простому адьюнкту Академии ВВС, на этот полёт не досталось места, хотя и обещали. Полетели передовики производства, какие-то партийные шишки среднего звена, немного военных.
    Говорит, обидно было - жуть, а потом... Потом говорил, что шок у всех был и боль (что-то вроде "Курска", как я понимаю теперь) у всех авиаторов. Да, наверное, и не только у них.
  4. +19
    5 ноября 2015 07:03
    Цитата: svp67
    Да, вот построить такой гигант СССР смог, а обычный, для массовой перевозки пассажиров и грузом по стране - нет, пришлось закупать у американцев "Дуглас".

    Разумное тогда было руководство страны. Закупало исключительно новые, лучшие и наиболее перспективные мировые образцы. И в то же время сами делали рекордные и уникальные машины. А зарубежные машины осваивали в производстве с их технологиями и оттолкнувшись от мирового опыта, шли уже дальше, становясь во многом мировыми лидерами.
    1. +16
      5 ноября 2015 10:03
      Вот именно. Вместе с лицензией на "Дуглас", который впоследствии выпускался в СССР под названием ПС-84 (последние модификации носили название Ли-2 в честь директора завода Лисунова), тогда приобрели технологию изготовления самолетов самым передовым на то время плазово-шаблонным методом - все равно что конвейерная сборка на производстве. Этот плазово-шаблонный метод производства до начала Второй мировой войны так и не освоила такая передовая страна в плане развития авиации как Франция. А в СССР смогли и благодаря этому в годы войны советская авиапромышленность смогла резко нарастить объемы производства самолетов.
      Честь имею.
      1. +3
        5 ноября 2015 14:33
        Цитата: Александр72
        Вместе с лицензией на "Дуглас", который впоследствии выпускался в СССР под названием ПС-84 (последние модификации носили название Ли-2 в честь директора завода Лисунова)
        17 сентября 1942 г. вышел подписанный начальником ГУ ГВФ генерал-лейтенантом Ф.А. Астаховым и военкомом ГУ ГВФ бригадным комиссаром Антоновым приказ № 72 «О переименовании самолетов ПС-84», в котором говорилось: «На основании приказа ВВС КА № 0174 от 8 сентября 1942 г. самолеты ПС-84 впредь именовать Ли-2 (Лисунов-2)». Подготовлен приказ 16 сентября 1942 г., фамилия исполнителя — Сныткин.
        В соответствии с постановлением Комитета Обороны, появившемся в декабре 1940 г., приказом наркома авиационной промышленности № 704 от 9 декабря 1940 г. устанавливался следующий порядок присвоения наименования самолету: оно должно было включать первые буквы фамилии кон-структора(ов) машины и номер — четный для военно-транспортных и бомбардировочных самолетов. Наименование вводилось непосредственно приказом наркома авиационной промышленности.
        Б.П. Лисунов в 42-м году был главным инженером завода № 84 и к проектированию самолета ПС-84 никакого отношения не имел. Рождение данного названия выглядит несколько необычно. Первые буквы принадлежали не конструктору, а приказ наркома о переименовании самолета в Ли-2 появился гораздо позже приказа начальника ГУ ГВФ.
        Кроме того, странной выглядит формулировка «... на основании приказа ВВС КА...». Ссылка могла быть только на приказ Командующего ВВС, но слова «командующий» в тексте нет. Чей же это был приказ?
        В одном из следующих приказов, подписанных Астаховым, самолет именуется уже как ЛИ-2 (ПС-84), а в дальнейшем — как ЛИ-2 или Ли-2.
        Если следовать логике событий, то названием самолета, выпускавшегося в сентябре 1942 г., могло стать имя «Се-2» (Сеньков-2) — в честь главного конструктора завода № 84, разработавшего военный вариант ПС-84. Не умаляя заслуг Лисунова в развертывании производства машин в Ташкенте, предпочтение, наверное, следовало бы отдать директору завода Ярунину, на плечи которого легла вся тяжесть ответственности за деятельность завода, включая непрерывное совершенствование самолета ПС-84. Можно было бы называть самолет «Мо-2» — в честь главного конструктора (начальника КБ) завода № 84 Мосолова, решившего к этому времени ряд проблем модернизации ПС-84. А лучше всего, использовать наименование «Сем-2» — по фамилиям основного конструктора военного варианта самолета Сенькова и его заместителя и продолжателя в этом деле Мосолова. В документах ВВС наименование «Ли-2» появляется только во второй половине 1943 г.
        Ни один из представленных выше "претендентов" в увековечении их имени в знаменитом американском транспортнике не являлся конструктором самолета. К тому же фамилия Лисунова, как мы видим, идеально подходила под "лицензионный", а являясь главным инженером, Лисунов несомненно выполнял большой объем работ по внедрению доработок. Отсуствие в наименовании самолета фамилии советского конструктора и объясняло то, что самолет сконструирован иностранным конструктором, а Ли-2 только лицензионная, к слову сказать, не лучшая копия.
  5. +11
    5 ноября 2015 07:44
    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью... Какие люди стояли во главе страны и авиации. А у нас сейчас Сердюков...
    1. +3
      5 ноября 2015 14:38
      Цитата: avia12005
      Какие люди стояли во главе страны и авиации. А у нас сейчас Сердюков..

      Красавицы, героические пилоты ночных легких бомбардировщиков По–2. Но во главе страны и авиации стояли другие люди.
  6. +2
    5 ноября 2015 07:48
    Тем не менее, его серийное производство не состоялось: он был вытеснен менее громоздкими и простыми в эксплуатации самолетами...Но опыт, то не пропили..пригодился..чуть позже..Уникальная крылатая машина, построенная в единственном экземпляре, ушла в небытие. В авиационных музеях нет даже ее макета....Жаль..Спасибо
  7. -1
    5 ноября 2015 08:36
    qwert (1) RU Сегодня, 07:03 Новый

    Цитата: svp67
    Да, вот построить такой гигант СССР смог, а обычный, для массовой перевозки пассажиров и грузом по стране - нет, пришлось закупать у американцев "Дуглас".

    Разумное тогда было руководство страны. Закупало исключительно новые, лучшие и наиболее перспективные мировые образцы.

    Как пример- закупило 100-е хейнкели и не купило 87-е Юнкерсы?
    1. +9
      5 ноября 2015 09:21
      Цитата: Yarik
      Как пример- закупило 100-е хейнкели и не купило 87-е Юнкерсы?


      А зачем нужно было закупать машину, известную ещё по Испании, если в опытном образце уже был СУ-2? Многие же поддались тогда моде на ближний бомбардировщик7
      А планируемый перечень покупок:
      - He 100 с паровым охлаждением,
      - He 100 с обычным водяным охлаждением,
      - Bf 109E,
      - Bf 110C,
      - бомберы Ju 88, Do 215,
      - Bu 131 «Юнгманн», Bu 133 «Юнгмайстер» (учебные)
      - Me 209,
      - Fw 226 (вертолёты!)
      говорит скорее не о желании получить лицензию на их производство, как в случае с "Дугласом", но о желании выяснить уровень развития и тенденции авиастроения в Германии и при наличии удачных идей что-то утащить себе.
    2. +12
      5 ноября 2015 10:13
      Юнкерс Ю-87 с его неубирающимся шасси в громоздких "штанах"-обтекателях основных стоек и слабым оборонительным вооружением к началу 40-х годов уже считался устаревшей машиной. Другое дело, что никто не ожидал, что немцы смогут так эффективно его использовать (я не о Мюнгхаузене на ядре, тьфу, т.е. конечно не о Руделе на "штуке"!) особенно, если ПВО у противника отсутствует как класс. Напротив Хейнкель Не-100 особенно в версии с испарительной системой охлаждения считался весьма передовой конструкцией истребителя. Закупая в Германии самолеты, наша сторона в первую очередь преследовала цели ознакомиться с перспективными машинами и последними достижениями авиапромышленности 3-го Рейха, что в тех условиях было очень важным для нас - я думаю, что мало кто из руководства СССР сомневался в том, что рано или поздно придется воевать с нацисткой Германией. Из всех закупленных в Германии самолетов у нас скопировали и воспроизвели в серии (правда в очень маленькой) только легкий многоцелевой самолет "Физелер" Fi-156 "Шторьх", который в СССР стал ОКА-38 "Аист" (кстати первая машина О.К. Антонова).
      Честь имею.
    3. 0
      5 ноября 2015 14:43
      Цитата: Yarik
      Как пример- закупило 100-е хейнкели и не купило 87-е Юнкерсы?

      Напрасно, Казалось бы уже устаревший и тихоходный, Ю–87 прекрасно показал себя во время войны как эффективный пикирующий бомбардировщик. Не мало было рассказов ветеранов, сколько крови он попил.
    4. +3
      5 ноября 2015 16:48
      Где-то попадалось (вроде бы у И.Шелеста, но не уверен), что Не-100 считался очень перспективным истребителем. Но живучесть оказалась ниже некуда. Это мы СЕЙЧАС знаем, что из себя представлял тот или иной самолет, а тогда знания были неполными.
  8. 0
    5 ноября 2015 11:35
    Эх война, война! Сколько не реализованных проектов!
  9. +1
    5 ноября 2015 11:51
    Всегда есть правила. Пилот их нарушил. Самовольно решил показать свое "Я". Кто то стал героем, пролетев под мостом, а в этом случае- катастрофа.
    1. +5
      5 ноября 2015 14:49
      Цитата: bandabas
      Всегда есть правила. Пилот их нарушил

      Были публикации, где тверждалось, что это было не нарушение, а задание . Тем более это подтверждается наличием кинооператоров в самолете сопровождения. "Максим Горький" к тому времени летал уже давно и что там было снимать, если полет рядовой? К сожалению шоу закончилось трагедией.
  10. +8
    5 ноября 2015 13:48
    Хорошая статья, но стоило бы поподробнее остановится на концепции в результате которой собственно и были построены такие гиганты - МГ ведь не проектировался как пассажирский или агитсамолёт. В агитсамолёт его фактически переделали когда ВВС отказались от концепции "воздушных линкоров"... Огромных, с гигантской грузоподъёмностью утыканных турелями но очень тихоходных и неманёвренных...

    А ведь рисовались апокалиптические картины в стиле стимпанка когда эскадры таких кораблей оснащённых вместо ДВС паровыми турбинами будут затмевать над вражескими городами солнце...
  11. +4
    5 ноября 2015 17:01
    Об аэроплане, конечно, было известно, но фото внутренних помещений вижу впервые.
    Удивляюсь, откуда Технарь добывает столь много интересной и редко встречающейся информации. Респект!
    1. +1
      5 ноября 2015 21:13
      Цитата: AlexA
      Удивляюсь, откуда Технарь добывает столь много интересной и редко встречающейся информации.

      Не палите источник, а то кровавая гэбня не спит.Шутка.
      А если серьезно, то статьи Технаря читаю с удовольствием-и цифры есть и читать легко, не как сквозь джунгли прорываешься.
  12. +3
    5 ноября 2015 17:23
    Краса и Гордость советского авиастроения!
  13. +1
    5 ноября 2015 20:51
    В старой кинохронике почему то не показан момент столкновения. Вырезали ???
  14. +2
    5 ноября 2015 21:01
    В статье: "...С августа 1934 года воздушный гигант становится флагманом агитэскадрильи имени М. Горького."
    В книге "Ту - человек и самолёт". Л. Л. Кербер. Изд "Советская Россиия". 1973 г: "На 18 мая 1935 г были назначены два последних полёта "Максима Горького", после которых самолёт передавали из ЦАГИ в агитэскадрилью."
    Где истина?
  15. +2
    5 ноября 2015 21:18
    Спасибо автору! Про пассажирские да еще летающие впервые прочитал. hi
  16. +1
    6 ноября 2015 11:28
    К сожалению в этой машине Туполев использовал хоть и проверенные но уже порядком устаревшие технические решения,а так да впечатляет.Настоящее воплощение дизельпанка.Сразу вспоминается Порко Россо Миядзаки.
  17. +2
    6 ноября 2015 22:40
    О советских самолетах-гигантах читал ранее и данная статья не стала откровением, но всё равно понравилась свей добротностью и широким привлечением различных источников. Хотя можно было пару слов рассказать и о ТБ-16, подробнее рассказать об аварии Г-20 под Ташкентом (везде только констатация факта аварии). Но меня просто поразили иллюстрации! Такого количества я точно нигде не встречал, огромное спасибо автору за его труд!
    А еще у меня вопрос к уважаемому Александру 72. О ПВО какой армии вы упомянули как об отсутствующей как класс? Если о зенитчиках РККА, то хочу возразить: именно в СССР немецкие летчики уже с самого начала войны были неприятно удивлены умелыми действиями и меткостью наших зенитных расчетов (Швабедиссен). А если вы имели в виду, что Ю-87 можно было применять только там где ПВО противника отсутствовала как класс, то здесь тоже не совсем верно: отсутствие или наличие ПВО не сильно влияло на эффективность работы этих пикировщиков. Гарантированно сбить Юнкерс-87 во время его атаки когда его высота и скорость постоянно и главное очень быстро меняются можно было только плотным сосредоточенным ружейно-пулеметным огнем пехоты совместно с огнем зенитной артиллерии. Это вам не горизонтальные бомбардировщики сбивать где главное один раз правильно определить высоту их полета и примерно знать скорость полета. А вот для истребителей "лаптежник" был относительно простой целью и если бы наши "ястребки" смоги бы наладить более четкое взаимодействие с наземными частями, а не патрулировали свои аэродромы, то возможно звезда Юнкерса-87 закатилась бы уже в 1941 году ведь кроме Западного фронта их и не было нигде.
  18. 0
    7 ноября 2015 17:33
    Хорошая статья. спасибо!
  19. 0
    8 ноября 2015 19:17
    Самолёт - прорыв! И как нелепо прервалась его история.Жаль. hi
  20. антисемит
    0
    9 ноября 2015 20:57
    великая эпоха! если бы не война многие прекрасные проекты могли увидеть свет и возможно сейчас не боинг задавал бы моду в авиостроении
  21. 0
    17 июля 2017 13:30
    Летал на линии Москва-Мин. Воды