Handley Page 0/100: самый тяжёлый «истребитель» Первой мировой войны

7
Кто знаком с историей авиации, тот может удивиться заголовку данной статьи. И будет прав. Handley Page 0/100 — это достаточно удачный английский самолет периода Первой мировой войны, но был он не истребителем, а тяжелым бомбардировщиком. Однако идея по переделке самолета именно в истребитель с серьезным наращиванием его пулеметного вооружения действительно существовала и даже была воплощена в жизнь. И хотя использовать самолет в необычном для него качестве англичане решили не от хорошей жизни, а само использование носило эпизодический характер, все-таки Handley Page 0/100 можно назвать самым тяжелым истребителем Первой мировой.

Как известно, на заре XX века большинство военных, в том числе и сами авиаторы, видели в аэропланах только средство ведения разведки. Это, однако, не мешало энтузиастам из разных стран, в том числе и в Великобритании, генерировать новые идеи в области боевого использования авиации на полях сражений. Здесь особенно был заметен голос командира первого авиакрыла Королевских ВМС коммандера С. Р. Сэмсона, который уже через два месяца после начала Первой мировой войны приказал подвесить на два биплана бомбы, надеясь разгромить базу немецких «цеппелинов». В ходе атаки лейтенант Мэрикс попал двумя 9-кг бомбами в один из ангаров, в которых держали дирижабли. А вскоре разрушительный удар по базе немецких дирижаблей, расположенной на озере Констанс, нанесли 4 самолета Avro 504.

Таким образом, бомбардировочные функции аэропланов вырисовывались достаточно явно. Уже в декабре 1914 года Адмиралтейство выдало компании Handley Page техническое задание на постройку двухмоторного патрульного бомбардировщика. Компания достаточно быстро создала самолет Handley Page Type 0, который вскоре был преобразован в 0/100 (число 100 в названии обозначало размах крыла самолета в футах). Опытный экземпляр данной машины стал самым большим аэропланом, построенным не только компанией Handley Page, но и во всей Великобритании в целом. Всего компания Handley Page выпустила 46 бомбардировщиков 0/100, которые в 1924 году были переименованы в Н.Р.11.



Самолет представлял собой биплан со складывающимися крыльями разного размаха и постоянной хордой, с прямыми задними и передними кромками. Крылья самолета крепились на фюзеляж ферменной конструкции с поперечными распорками, который заканчивался хвостовым оперением схемы биплан. Поперечное сечение фюзеляжа было квадратным. Шасси биплана с хвостовым костылем обладало двумя колесами на каждой из основных стоек. На самолете были установлены два двигателя Rolls-Royce Eagle II, развивавших мощность по 266 л.с. каждый. Они были установлены в гондолах между крыльями в непосредственной близости от фюзеляжа. Обычно экипаж самолета состоял из четырех человек: двух пилотов, носового стрелка-бомбардира и заднего стрелка.

Конструкторы компании Handley Page большое внимание уделили защите экипажа и силовых установок самолета. Так, полностью закрытая, остекленная кабина пилотов изначально имела броневой пол и заднюю стенку. Мотогондолы двигателей также были бронированы. Для начала XX века такой подход был новаторским. Однако в ходе проводимых испытаний нового самолета данные меры конструкторов сочли излишними. Поэтому броню из кабины летчиков убрали, а саму кабину решили выполнить открытой, пожертвовав комфортом и безопасностью экипажа, ради улучшения обзора и уменьшения веса самолета. При этом в носовой оконечности была расположена пулеметная турель.

После первого полета самолета, который состоялся 18 декабря 1915 года, выяснилось, что летные характеристики 0/100 не отвечают предъявленным требованиям. В ходе доработки самолета на нем появились новые радиаторы для двигателей водяного охлаждения, было уменьшено бронирование и демонтирована закрытая кабина экипажа. Когда летные испытания самолета возобновились в 1916 году, было отмечено серьезное улучшение летных характеристик машины, и в начале мая 1916 года он сумел подняться на высоту более 2135 метров с 20 служащими компании Handley Page на борту. При этом испытания и доводка самолета продолжались более полутора лет. Их результаты были признаны очень успешными. Особенно военных впечатляла боевая нагрузка бомбардировщика — он мог взять на борт до восьми 250-фунтовых (113 кг) бомб.



Стоит отметить, что одной из проблем, которая сдерживала процесс постройки британских тяжелых бомбардировщиков в 1915-1916 годах, были еще и двигатели. На тот момент времени наблюдался острый дефицит авиационных двигателей достаточно мощности. Так самолет №3117 был задействован для проведения испытаний в Фарнборо, где на него устанавливались двигатели не менее 4-х различных типов, включая вариант установки 4-х французских моторов Hispano-Suiza, расположенных в тандемных установках. Наконец, в сентябре 1917 года на самолет начали ставить новые моторы Eagle VIII мощностью 360 л.с. Самолет с этими двигателями стал прототипом бомбардировщика, получившего индекс 0/400. На этом самолете также была увеличена емкость топливных баков и масса боевой нагрузки. Все последующие серийные самолеты изготавливались уже по этому стандарту.

К созданию первой эскадрильи на самолетах Handley Page, приступили в августе 1916 года. Первыми новые самолеты в ноябре 1916 года смогло получить третье крыло RNAS (Королевской морской авиабазы), которое было расквартировано на севере Франции. Первую официально зарегистрированную бомбардировку данная эскадрилья провела в ночь с 16 на 17 марта 1917 года. Удар был нанесен по французскому железнодорожному узлу, который находился в руках немцев. Помимо этого тяжелые бомбардировщики использовались для патрулирования вод Ла-Манша и берегов Фландрии, были зафиксированы даже их атаки на немецкие корабли. Но со временем их начали привлекать к более серьезным операциям. Начиная с конца марта 1917 года, английские тяжелые бомбардировщики начали совершать групповые налеты на немецкие военные заводы, базы подводных лодок и ж/д станции. А несколько самолетов даже отправились в Грецию и Палестину. На счету одного из этих самолетов была бомбардировка столицы Турции — Константинополя.

Идея нестандартного применения тяжелых бомбардировщиков возникла впервые после того, как немецкие пилоты начали совершать бомбардировочные налеты на Англию. Командование ПВО страны находилось в таком отчаянии, что готово было ухватиться за любую соломинку, лишь бы найти возможность более эффективно бороться с немецкими бомбардировщиками «Гота». В результате 16 июня 1917 года штаб RNAS во Франции получил официальный запрос от командующего Дуврским патрулем вице-адмирала Реджинальда Бейкона на использование тяжелых бомбардировщиков «Хэндли-Пейдж», оснащенных радиостанциями, в качестве своеобразного самолета ДРЛО. По замыслу военных самолеты должны были всегда, когда погода представлялась благоприятной для совершения налета немецких самолетов на Великобританию, совершать патрулирование вдоль оккупированного немецкими войсками бельгийского побережья Северного моря для того, чтобы своевременно обнаруживать немецкие бомбардировщики.



Уже на следующий день данное предложение Реджинальда Бейкона было официально отклонено со ссылкой на полную непригодность тяжелых бомбардировщиков для решения таких задач в течении сколь-нибудь продолжительного периода времени. Причем никаких аргументов этому не приводилось. Взамен было высказано другое решение имеющейся проблемы: существенно нарастить количество самолетов-истребителей в составе RNAS во Франции, что должно было значительно сократить или вовсе предотвратить дальнейшие рейды германских пилотов на острова.

На этой официальной переписке все могло и заглохнуть, если бы не инициатива, которая исходила снизу. Ряд пилотов, которые базировались в Кудекерке (рядом с Дюнкерком), полагали, что в перехвате немецких бомбардировщиков, которые возвращались после бомбардировки Англии, должны были принимать участие не только самолеты-истребители. В конце сентября 1917 года они воплотили свой замысел «в металле». Имеющийся у них тяжелый бомбардировщик Handley Page 0/100 с серийным номером 3134 был доработан, получив усиленное стрелковое вооружение. На тот момент обычные бомбардировщики данного типа совершали полеты максимум с тремя пулеметами (один был установлен на турели в носовой части самолета, второй на шкворне сверху фюзеляжа сразу за коробкой крыльев, а третий в нижней люковой установке). На переделанном самолете количество установленных пулеметов «Льюис» довели до 5 штук, оперировали ими четыре стрелка. К сожалению, по той причине, что работы проводились в порядке частной инициативы летчиков, никаких подробностей о схеме расположения вооружения не сохранилось.

В ночь на 30 сентября 1917 года немецкие пилоты осуществили шестой за месяц ночной рейд на города южной Англии. Из-за понесенных в ходе предыдущих вылетов потерь 3-я бомбардировочная эскадра смогла отправить в небо только 7 «Готов», из которых берегов Англии достигли только 4 бомбардировщика. Помимо средних двухмоторных бомбардировщиков «Гота» в налете участвовали три гигантских четырехмоторных бомбардировщика «Цеппелин-Штаакен» R.VI. Стоит отметить, что с июня 1917 года и до лета следующего года эти гиганты совместно с «Готами» регулярно совершали налеты на Лондон, Фолкстон, Дувр и иные города на юго-востоке Англии. За время этих налетов ПВО Англии удалось сбить всего один тяжелый бомбардировщик «Цеппелин-Штаакен» R.VI. В феврале 1918 года такой бомбардировщик сбросил на Лондон 1000-килограммовую бомбу, самый тяжелый авиационный боеприпас, который использовался в годы Первой мировой войны.



Когда информация о рейде немецких бомбардировщиков дошла до Дюнкерка, на перехват возвращающихся самолетов было поднято несколько истребителей, а также Handley Page 0/100, оснащенный пятью пулеметами. Пилотировал самолет младший офицер Виктор Р. Гиббс, компанию которому составили четыре стрелка: старший механик Лэнгстон, рядовой первого класса Конли и два рядовых второго класса Килл и Спенсер. За время своего четырехчасового патрулирования на высоте около 10 тысяч футов в 10 милях от Остенде экипаж сумел обнаружить три немецких самолета, атаковав два их них.

Первый из обнаруженных бомбардировщиков шел довольно низко и сразу после начала атаки на него «нырнул» в туман, скрывшись из вида английского экипажа. В бой со вторым бомбардировщиком «Гота» англичане вступили где-то между Ниувпортом и Остенде. Согласно представленному после полета рапорту, стрелки открыли по немецкому самолету огонь из двух левых бортовых и хвостового пулеметов с дистанции примерно 50-100 ярдов, успев расстрелять по противнику 3 диска (по другой информации 5), прежде чем «немец» ушел в очень крутую нисходящую спираль, скрывшись из вида.

Английский экипаж был абсолютно уверен в том, что им удалось сбить данный самолет, однако далеко не факт, что это действительно произошло. Во время данного налета немцы действительно потеряли один бомбардировщик, однако есть все основания считать, что он стал жертвой зенитной артиллерии. Персонал прожекторного поста, установленного на дуврском волноломе в 21:40 видел падение горящего самолета в море приблизительно в двух милях от берега. Объектом атаки «Хэндли-Пейджа» считают еще один бомбардировщик «Гота», который разбился недалеко от голландского Сас-Ван-Гента, не дотянув до границы всего несколько километров.



Когда запас горючего начал подходить к концу, Гиббс принял решение идти на город Туру (сегодня Торхаут), где еще и отбомбился по немецкому аэродрому, сбросив восемь 65-фунтовых бомб — меньше половины типовой загрузки, однако и полетное время было увеличено в два раза. Вне зависимости от достоверности поданной после полета заявки, это был единственный случай за Первую мировую, когда один тяжелый бомбардировщик сражался с другим в воздушном бою и победил. Однако, несмотря на удачный в целом опыт патрулирования, он не получил никакого продолжения. Инициатива была зарезана на корню. В ответ на победный рапорт высшее командование потребовало в ультимативной форме закончить с самодеятельностью, напомнив офицерам, что они летают на бомбардировщиках. В тот момент на фронте находилось меньше 20 машин данного типа, так что отвлекать их от совершения бомбардировочных рейдов английское командование считало неоправданной тратой дефицитного ресурса.

Летно-технические характеристики Handley Page 0/100:
Габаритные размеры: длина — 19,15 м, высота — 6,7 м, размах крыльев — 30,5 м, площадь крыла — 153,1 м2.
Масса пустого самолета — 3722 кг.
Максимальная взлетная масса — 6359 кг.
Силовая установка 2 ПД Rolls Royce Eagle II мощностью 2х266 л.с.
Максимальная скорость полета — 140 км/ч.
Практический потолок — 2134 м.
Продолжительность полета — до 8 часов.
Вооружение: стрелковое — три 7,7-мм пулемета «Льюиса», бомбовая нагрузка — около 900 кг.
Экипаж — 4-5 человек.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/bww1/hp100.html
http://warspot.ru/417-samyy-tyazhelyy-istrebitel-pervoy-mirovoy
http://feldgrau.info/engines/2022-handley-page-0400
http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25534.htm
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 ноября 2015 06:53
    Интересный самолет. И при этом всего два движка по 266л.с.
  2. +2
    13 ноября 2015 08:27
    Ну что ж....идея "превращать" бомбардировщик в истребитель не умерла в первую мировую.Упоминания о таких "переделках" встречал я не раз.Если не изменяет память,то был один случай в годы второй мировой по "переделки" именно тяжелого бомбардировщика в истребитель.Ну и как не упомянуть советский Пе-2/Пе-3 .
    1. +1
      13 ноября 2015 09:23
      Можно про эту переделку подробнее. я пока только про результативные атаки советских бомбардировщиков и штурмовиков на немецкие бомбардировщики слышал.
  3. +6
    13 ноября 2015 14:47
    Упоминавшийся в статье "Цеппелин-Штаакен", был действительно гигантом!
  4. 0
    13 ноября 2015 15:37
    Хм, очень интересная статья. А более подробных документов боёв не сохранилось? Автору, однозначно жирный +
    Спасибо!
  5. jjj
    0
    13 ноября 2015 21:08
    Обращает на себя внимание четырехлопастной полусаблевидный винт. Филигранная балансировка была у англичан. Спасибо автору за поиск тем
  6. +1
    13 ноября 2015 23:06
    Цитата: Nikolaevich I
    Ну что ж....идея "превращать" бомбардировщик в истребитель не умерла в первую мировую.Упоминания о таких "переделках" встречал я не раз.Если не изменяет память,то был один случай в годы второй мировой по "переделки" именно тяжелого бомбардировщика в истребитель.Ну и как не упомянуть советский Пе-2/Пе-3 .

    Цитата: Nikolaevich I
    Ну что ж....идея "превращать" бомбардировщик в истребитель не умерла в первую мировую.Упоминания о таких "переделках" встречал я не раз.Если не изменяет память,то был один случай в годы второй мировой по "переделки" именно тяжелого бомбардировщика в истребитель.Ну и как не упомянуть советский Пе-2/Пе-3 .

    Ну в случае с Пе2/Пе3 тут как раз все наоборот. Самолет изначально как дальний истребитель разрабатывался, потом был переделан в пикирующий бомбардировщик и только потом уже перед самой войной сделали Пе3 (убрали воздушные тормоза, поставили другие двигатели, усилили наступательное вооружение). Но серия была небольшая по моему меньше сотни машин. Как раз истребительные гены Пе2 дали его недостатки как бомбардировщика, а именно небольшую бомбовую нагрузку и невозможность использования бомб весом более 500 кг. Тот же Ю87 мог и 1,5 т. бомбу брать.
    Англичане в период битвы за Британию применяли в качестве ночных истребителей кустарно переделанные бомбардировщики. Дальше уже пошли целевые модификации и у англичан и у немцев. Ю88 в варианте ночного истребителя к примеру очень активно всю войну применялся, да и Ме110 то же. Англичане Москито для этих целей использовали. Основная причина в том, что на одноместный истребитель радар тех времен невозможно было установить, да и для работы с ним отдельный человек требовался, а бомбардировщик это как раз позволял.
    Применялись в качестве истребителей и чистые бомбардировщики. допустим у нас на СФ не редко Пе2 посылали конвои прикрывать, но это за неимением дальних истребителей.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»