Проект основного танка «Объект 477»

На протяжении восьмидесятых годов советская оборонная промышленность работала над созданием перспективных проектов основных танков. За несколько лет ведущие предприятия отрасли разработали ряд перспективных проектов, которые могли изменить облик бронетанковых войск. Одной из таких машин мог стать «Объект 477», разрабатывавшийся Харьковским конструкторским бюро по машиностроению. Эта организация в течение восьмидесятых годов разработала несколько проектов, которые, однако, не продвинулись дальше испытаний прототипов.

Необходимо отметить, что проект «Объект 477» создавался не с нуля. В начале восьмидесятых годов харьковские инженеры работали над проектом «Объект 490», целью которого было создание нового основного танка с применением оригинальных компоновочных решений, рядом важнейших нововведений и новым оружием. В 1983-84 годах было решено начать новый проект, в котором следовало использовать некоторые имеющиеся наработки, кроме того, планировалось внедрить новые идеи. Новый проект получил шифр «Боксер» и заводское обозначение «Объект 477».

Проект основного танка «Объект 477»
Один из последних прототипов танка "Объект 477". Башня развернута назад



В силу разных причин количество открытой информации по разработкам ХКБМ восьмидесятых годов оставляет желать лучшего. Имеющиеся сведения носят отрывочный характер и пока не позволяют составить полноценную картину. Большая часть сведений не публиковалась и, по-видимому, до сих пор остается под грифом секретности. Кроме того, возникают некоторые затруднения, связанные с особенностями реализации проектов. По имеющимся данным, харьковские конструкторы в сотрудничестве с ВНИИ Трансмаш и другими организациями вели проработку различных вариантов танка. Некоторые предложения изучались только в теории, для проверки других использовались макеты. Как следствие, имеющиеся сведения могут относиться к разным вариантам проекта, создававшимся в разные периоды, и тем самым затруднять построение общей картины.

Также возможны некоторые проблемы, связанные с обозначением проекта. На ранних стадиях «Объект 477» именовался «Боксером», но во второй половине восьмидесятых опытно-конструкторскую работу переименовали в «Молот». По некоторым данным, новое название было введено после попадания данных по «Боксеру» в руки иностранной разведки. Смена названия проекта так же может затруднять изучение его истории.

В рамках проектов «490» и «490А» (шифр «Бунтарь») рассматривались несколько вариантов вооружения перспективного танка. В случае с «Боксером» этот вопрос был решен достаточно быстро. Уже в 1984 году заказчик и разработчик приняли решение оснастить перспективную бронемашину орудием калибра 152 мм. Подобное вооружение позволяло значительно повысить огневую мощь танка, обеспечив большое преимущество перед существующей и перспективной техникой условного противника.

Проект основного танка «Объект 477»
Проекции одного из вариантов танка "Молот"


Новое вооружение с более крупными боеприпасами, а также ряд специфических требований заставил конструкторов плотно заняться изучением различных вариантов компоновки. Совместно со смежными предприятиями ХКБМ проработало несколько вариантов архитектуры танка и в 1985 году выбрало оптимальный вариант. По некоторым данным, в дальнейшем развитие проекта шло только по пути, утвержденному в 85-м, хотя все время внедрялись некоторые нововведения.

В проекте предлагалась оригинальная компоновка корпуса и ряд других решений, связанных с размещением различного оборудования. Так, рабочее место механика-водителя поместили в передней части корпуса, со сдвигом к левому борту. Рядом с водителем, у правого борта, должен был устанавливаться один из топливных баков. Позади водителя разместили отделение с местами командира и наводчика. По некоторым данным, командир и наводчик должны были работать с общим пультом, при помощи которого предлагалось осуществлять управление всеми системами. Места командира и наводчика располагались ниже уровня крыши, однако их компоновка была выполнена таким образом, чтобы обеспечить возможность использования оптических прицельных устройств.

Проект основного танка «Объект 477»
Еще один вариант танка


Позади отделения с рабочими местами экипажа расположили дополнительный отсек для хранения боекомплекта. Корма отдавалась под размещение двигателя и трансмиссии. Таким образом, танк «Боксер»/«Молот» имел оригинальную компоновку, основанную на отработанных решениях.

Над местами командира и наводчика должна была располагаться автоматизированная башня с набором агрегатов, обеспечивающих применение вооружения без прямого участия экипажа. Для нового танка был предложен оригинальный автомат заряжания. Нестандартная компоновка с вынесением всех агрегатов боевого отделения за пределы корпуса, а также большой калибр орудия не позволяли использовать автоматику заряжания, основанную на существующих решениях.

Точные сведения о конструкции автомата заряжания для танка «Объект 477» отсутствуют. По некоторым данным, предполагалось оснастить боевую машину системой с несколькими барабанами. В кормовой нише необитаемой башни должны были располагаться два барабана, закрепленные на горизонтальной оси. Между ними предусматривался еще один барабан меньшего размера. В боковых крупных барабанах должны были транспортироваться боеприпасы различных типов, а средний предназначался для передачи снарядов к орудию. Кроме того, имелись механизмы для подачи снарядов из укладки корпуса в автоматику заряжания башни.

Проект основного танка «Объект 477»
Компоновка корпуса. Хорошо видно оригинальное расположение мест экипажа


Для значительного повышения огневой мощи перспективного танка было решено использовать новое орудие калибра 152 мм. В различных источниках в контексте проекта «Боксер» упоминаются орудия ЛП-83, 2А73 и М-3. На одной установке с пушкой планировалось смонтировать один или два спаренных пулемета калибра 7,62 мм. Также мог использоваться крупнокалиберный зенитный пулемет. В некоторых источниках упоминается, что на поздних стадиях проекта предлагалось использовать оригинальную зенитную установку с автоматической пушкой калибра 23 или 30 мм. Подобное вооружение можно было бы использовать не только для поражения воздушных целей, но и для уничтожения наземных объектов со слабой защитой, для поражения которых 152-мм пушка избыточна.

Перспективный танк должен был получить т.н. танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Такое оборудование должно было обеспечивать связь с другими боевыми машинами, обработку поступающей информации, управление вооружением и стрельбу по обнаруженным целям. Для повышения боевых качеств в состав ТИУС предлагалось включить оптические, дневные и ночные прицелы нескольких типов.

На ранних стадиях проекта рассматривались несколько вариантов силовой установки. Танк мог получить четырех- или двухтактный дизель оппозитной или Х-образной компоновки. Также изучались перспективы газотурбинных двигателей. По некоторым данным, бронемашина должна была иметь двигатель мощностью до 1600 л.с. Это позволяло обеспечить достаточно высокую удельную мощность с хорошими показателями подвижности при боевой массе на уровне 50 тонн.

Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов "Молота". Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш


Ходовая часть должна была иметь по семь опорных катков на борт. Предлагалась торсионная подвеска с дополнительными амортизаторами на передних и задних парах катков. В передней части корпуса располагались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Известно, что в ходе строительства ходовых макетов и прототипов конструкция ходовой части неоднократно дорабатывалась. Также менялся состав силовой установки и трансмиссии.

Танк «Объект 477» должен был получить мощное бронирование и набор дополнительных средств, предназначенных для повышения уровня защиты. Так, в лобовой части корпуса предлагалось установить комбинированную бронепреграду с габаритом более 1 м по ходу снаряда. Также имеются сведения об усилении бортов и крыши корпуса. На сохранившейся фотографии одного из прототипов можно увидеть, что верхняя лобовая деталь корпуса оснащалась блоками динамической защиты. Похожим образом, вероятно, планировалось защитить и боковую проекцию. В некоторых источниках упоминаются работы по выбору комплекса активной защиты, который мог бы повысить живучесть бронемашины.

Проектные работы продолжались до середины десятилетия. В начале второй половины восьмидесятых началась сборка первых ходовых макетов и опытных образцов перспективного танка. В дальнейшем харьковские специалисты построили более десятка машин различного назначения. Известно о существовании четырех ходовых макетов и восьми прототипов с различным составом оборудования. Вся эта техника активно использовалась в испытаниях на различных полигонах. По-видимому, некоторые проверки этой техники велись на полигонах на территории РСФСР, в результате чего часть макетов и прототипов осталась в России и находится на хранении в различных организациях.

Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов "Молота". Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш


Первый прототип с неполным составом оборудования был построен в 1987 году. Эта машина имела полноценную силовую установку и орудие, однако не оснащалась прицельным комплексом и автоматом заряжания. К моменту строительства опытного танка работоспособные образцы этого оборудования отсутствовали. В частности, автомат заряжания нормально работал на стенде, но «отказывался» выполнять свои функции на танке. Однако это не помешало началу испытаний. Позже прототип с неполным составом оборудования показали представителям военного ведомства и представителям нескольких министерств.

В конце восьмидесятых годов появился проект «Объект 477А», отличавшийся от базового «Молота» некоторыми доработками. Насколько известно, доработанный вариант перспективного танка отличался иной конструкцией ходовой части, измененной силовой установкой и составом оборудования. Кроме того, предлагалось использовать вспомогательную силовую установку.

Как далеко продвинулись испытания прототипов «Объекта 477», неизвестно. Имеются сведения о существовании нескольких опытных образцов, которые применялись в различных испытаниях, но подробности их проверок отсутствуют. Тем не менее, известно, что проект «Боксер»/«Молот» завершился неудачей. Несмотря на внедрение нескольких новых идей и решение ряда важных вопросов, проект в существующей ситуации не имел перспектив.

Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов "Молота". Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш


Перспективный основной танк «Объект 477» разрабатывался с середины восьмидесятых годов, а испытания стартовали в конце десятилетия. К этому времени в стране начались серьезные экономические и политические проблемы, которые, среди прочего, ударили по оборонной промышленности. Дальнейшее развитие проекта не исключалось, но возможность начала полноценного строительства новых танков полностью отсутствовала.

После распада Советского Союза специалисты ХКБМ предпринимали попытки продолжить развитие перспективного проекта, однако все усилия так и не привели к ожидаемым результатам. Имеются сведения о создании обновленных проектов и даже строительстве нескольких опытных образцов. Тем не менее, бывшие советские республики переживали не самый лучший период в своей истории, и экономическое положение не позволяло им заниматься проектами перспективной бронетехники.

На протяжении последних лет неоднократно упоминалась возможность продолжения работ по «Молоту» или проектам, ставшим его развитием. Тем не менее, независимая Украина не имеет возможности реализовать подобные планы. В создании новой бронетехники принимали участие предприятия всего СССР, что позволяло решать все возникающие задачи и выпускать современные боевые машины. Распад Советского Союза привел к обрыву производственных связей, что серьезно ограничило возможности украинских предприятий. Последние события политического и экономического характера полностью лишают страну возможности разработки современных танков. По-видимому, все смелые и необычные проекты ХКБМ, разработанные с начала восьмидесятых годов, так и останутся на бумаге.


По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://russianarms.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://gurkhan.blogspot.hu/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Bmpd.livejournal.com, Btvt.narod.ru, Alternathistory.org.ua, Gurkhan.blogspot.hu

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. inkass_98 23 ноября 2015 07:34
    Собственно, после последнего абзаца и добавить нечего. Разработка была интересная, но развал страны поставил на ней крест, как и на многих других проектах. А нынешний Харьковский паровозостроительный только и может, что щеки надувать, да "Оплотом" пышаться, который даже произвести толком не могут.
    1. CruorVult 23 ноября 2015 08:07
      ИМХО крест поставил не развал страны, а то что в то время информационные технологии не могли позволить сделать эффективную необитаемую башню и системы наблюдения.
      2. В другой статье, тут же, писали что на полигоне танк больше одного выстрела сделать не мог, из за сложной системы заряжания с тремя барабанами.
      3. Высказывалось мнение, что расположение экипажа было неудачным.
    2. Malkor 23 ноября 2015 19:29
      В каком состоянии макеты этого танка в таком же сейчас и вся украина.
      1. Starover_Z 23 ноября 2015 19:41
        Один из ходовых макетов "Молота". Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш

        Хорошо "хранятся", замечательно ! Прямо "на века", почти как пирамиды !
      2. shifro 28 ноября 2015 09:55
        на фото образец похож на мишень(макет танка) при испытаниях
  2. CruorVult 23 ноября 2015 07:38
    Маловато фоток, тут на сайте появлялись, но непонятно 477 или 490 объект.
    1. Kars 23 ноября 2015 09:30
      __________________________
      1. cosmos111 23 ноября 2015 11:00
        Цитата: CruorVult
        Маловато фоток, тут на сайте появлялись, но непонятно 477 или 490 объект.

        ДА...инфы мало...

        Объект 477???

        клик
        1. Комментарий был удален.
        2. cosmos111 23 ноября 2015 11:08
          и,ещё фотки Object 477A
          1. cosmos111 23 ноября 2015 11:11
            Цитата: cosmos111
            Object 477A

            :)))
            1. Комментарий был удален.
            2. cosmos111 23 ноября 2015 13:19
              Объект 477,МЕХВОД...СЛЕВА,СПРАВА ТОПЛИВНЫЙ БАК НА 1290 литров ....

              ходовая:верхнее фото Т-15, ниже, "Объект 477 "(или 490)
              клик
          2. cosmos111 23 ноября 2015 13:46
            Object 477A

            :)))
            1. cosmos111 23 ноября 2015 14:15
              Один из последних прототипов танка "Объект 477". Башня развернута назад


              и люк на башне"Объект 477" ???


              сравнение лобовой проекции Т-14 и "Объект 477 "
  3. ИмПерц 23 ноября 2015 07:59
    Я так понимаю, что это модернизированный "Боксер" ака "Молот":
    1. Riv 23 ноября 2015 15:47
      Модернизация достигла апофигея. Или даже опупеоза.
      Riv
  4. Инжeнeр 23 ноября 2015 08:56
    Конечно у танка была оригинальная компоновка, но с прессующим морозовской школе наплевательским отношением к безопасности экипажа: мехвод сидел у боеукладки, а командир и наводчик на баранах заряжания. Так что сравнения Арматы и Молота, особенно с подачи украинских "специалистов" взывают просто смех.
    1. Mik13 23 ноября 2015 15:16
      Цитата: Инжeнeр
      Конечно у танка была оригинальная компоновка, но с прессующим морозовской школе наплевательским отношением к безопасности экипажа: мехвод сидел у боеукладки, а командир и наводчик на баранах заряжания.


      Да, Вы разумеется правы. Как хорошо, что проектировщики Нижнего Тагила смогли изжить столь позорный недостаток, когда проектировали Т-72.
      Кстати, и при боевом применении разница тоже заметна. Если при попадании в БК Т-64 разрывает на части сразу, то Т-72 выгодно отличается горизонтальным расположением зарядов в карусели, поэтому он сначала полностью выгорает, а разрывает на части его спустя 2-3 минуты.
  5. Polkovodetz 23 ноября 2015 08:57
    Интересная была бы машина, тридцать лет назад всего один шаг до Арматы оставался. Технические трудности можно было бы решить.
    С другой стороны эта машина могла унаследовать недостатки Т-64.
    Во-первых У Т-64 была заведомо недостаточно прочная ходовая, что обусловлено ее появлением еще на танке Объект 430, к которому предъявлялись жесткие весовые требования (не более 36 тонн). Поэтому ходовую максимально облегчили и в таком виде она перекочевала на Объект 432 (Т-64). Это в свою очередь поставило крест на возможности глубокой модернизации Т-64, ходовая была слишком слаба. Тут та же ходовая, только удлиненная на один каток и с одним дополнительным гидроамортизатором. Насколько это жизнеспособная конструкция остается вопросом.
    Во-вторых, на эту машину наверняка поставили бы харьковский двухтактный дизель семейства 6ТД. А что это означает? Значит производство машины опять было бы зависимо от двигателя, значит опять наладить массовый выпуск на всех танкостроительных заводах страны не удалось бы. Добавим сюда и экономическую составляющую, дизеля 5ТД и 6ТД, со всеми модификациями, используются только на военной техники, у них нет гражданского применения. Отдавать целые заводы только под нужды армии, в мирное время, это перебор.

    В плюсы машины однозначно можно отнести вооружение. Еще к концу 70-х годов стало очевидно, что задел по повышению огневой мощи орудий калибра 120-125мм подходит к концу. Защита танков стала превосходить возможности вооружения. Поэтому использование на Объекте 477 орудия калибра 152мм было большим, качественным шагом вперед. В этом и Армата проигрывает.
    1. homedition 23 ноября 2015 09:39
      Цитата: Polkovodetz
      В этом и Армата проигрывает.

      Я не думаю, что она проигрывает. Поставили то орудие, которое адекватно своим задачам, с перспективой установки большего калибра.
  6. GRAY 23 ноября 2015 09:38
    Люки тонкие.
    1. Ежак 23 ноября 2015 11:01
      Цитата: GRAY
      Люки тонкие.

      Ага. И вместо пушки кусок трубы подходящего диаметра.
      А подписи под фотографиями читать не надо. И вообще, нафиг нужно читать. И так сойдёт.
  7. kugelblitz 23 ноября 2015 10:56
    Главный минус тут боекомплект в отделении экипажа, да еще топливной бак рядом с механиком-водителем. СУ-76 напомнило почему то. В целом харьковчане оказались в своем репертуаре, идея интересная, но как всегда крайне сырая.
    Ленинградский проект был например намного более интересен и куда более продуман с точки зрения защиты экипажа.
  8. qwert 23 ноября 2015 11:16
    Харьковское КБ, традиционно было самым опытным и сильным в СССР. Однозначно в итоге создали бы очередной шедевр. Наверняка учли бы все хорошие идеи у коллег, в том числе и ленинградцев.

    Ну, и прошу прощения за офтоп. Кто нибудь может пояснить почему Армата такая большая получилась? Зачем и в чем смысл? По сути вынос вооружения и размещение части бекомплекта в нише должно было позволить еще более уменьшить размерность, однако....
    1. Слесарь 23 ноября 2015 11:42
      Цитата: qwert
      Кто нибудь может пояснить почему Армата такая большая получилась? Зачем и в чем смысл?

      Потому-что это усовершенстваванная версия Т95,который и был под 152 мм пушку,которая и на армату встанет -если потребуется,а такой нагрузке на ходовую в виде брони и др требуется площадь ходовой ,а в ширь расти уже некуда(неудачный опыт германцев нарастить ширину своих танков типа Т6 и "пантера" в годы ВОВ) ,отсюда и увеличение длины.
  9. Оператор 23 ноября 2015 12:44
    Проекты и опытные танки ХКБМ, 1972-1993 годы:

    объект 450 "Т-74", 1972 год - проект танка в соответствии с концепцией нового среднего танка "НСТ", утвержденой МО СССР по итогам рассмотрения проектов танков, включая объект 225/226 (КБ ЛКЗ) и объект 780 (КБ ЧТЗ), лафет, 125-мм гладкоствольная пушка с унитарными выстрелами, главный конструктор А.А.Морозов

    объект 490 "Тополь"‬, 1981 год - проект танка, низкопрофильная башня, 125-мм гладкоствольная пушка с унитарными выстрелами, экипаж 2 человека в боевом отделении под башней, пополняющий поперечный конвеерный АЗ в корпусе, расходный конвеерный АЗ в кормовой нише башни, 14-катковая ходовая часть по типу Т-64, ведущий конструктор Е.А. Морозов

    объект 490А "Бунтарь"‬, 1983 год - опытный танк, лафетная установка орудия, 130-мм нарезная пушка ЗИФ-92 с унитарными выстрелами длиной 1360 мм, экипаж 3 человека в корпусе, МВ слева в отделении управления, КТ и НО под башней в боевом отделении, сегментный конвеерный АЗ на полике башни с вертикальным расположением 30 выстрелов, вес 50 тонн, ведущий конструктор В.Р. Ковалюх
    Размеры, мм: длина по гусеницам 8000, ширина по гусеницам 3400 (габарит железнодорожного подвижного состава 1-Т), длина опорной поверхности гусениц 5000, высота по крыше лафета 2000, длина с пушкой вперед 9350, ширина по экранам 3580, высота линии огня 1999, диаметр опорного катка 555, ширина гусеницы 600

    объект 477 "‎Боксер‬/‎Молот",‬ 1987 год - низкопрофильная башня сдвинута вперед, 152 мм гладкоствольная пушка ЛП-83 с выстрелами раздельного заряжания длиной 1380 мм (780+600) "Грифель", толщина борта корпуса 150 мм, пополняющий конвеерный АЗ на 32 выстрела в корпусе, расходный конвеерный АЗ на 8 выстрелов на полике башни, КАЗ "Шатер-1", вес 55 тонны, ведущий конструктор Б.Н. Поляков
    Размеры, мм: высота по крыше башни 2434, длина с пушкой вперед 10650, высота линии огня 2088, длина опорной поверхности 5160

    объект 477А "Нота"‬, 1991 год - высокопрофильная башня на кольцевом основании, 152-мм гладкоствольная пушка ЛП-91 с выстрелами раздельного заряжания длиной 1800 мм (1200+600) "Зарайск", толщина борта корпуса 50 мм, три револьверных АЗ (два пополняющих на 2х12 выстрелов и один расходный на 10 выстрелов), время перезарядки расходного АЗ 35 секунд, размещение МВ по центру, детали из титана - кольцевое основание башни, навесной лобовой модуль, бортовые экраны, крыша МТО, люки КТ, НО, МВ и отвал самоокапывателя, ходовая часть по типу Т-80, вес 62 тонн, главный конструктор М.Д. Борисюк, полигонные испытания в 1993 году в Кубинке
    Размеры, мм: ширина по экранам 3780, диаметр опорного катка 670

    объект 477А1 "Нота", 1993 год - второй экземпляр (не завершен), ходовая часть по типу Т-64, вес 60 тонн, главный конструктор М.Д. Борисюк.
    .
    1. cosmos111 23 ноября 2015 13:30
      немного ,НЕ по теме...НО очень интересные фотки"Объект 292 "с пушкой калибра 152,4 мм
      клик
      1. cosmos111 23 ноября 2015 13:34
        "Объект 292 "с пушкой калибра 152,4 мм
        клик
    2. cosmos111 23 ноября 2015 13:56
      Цитата: Оператор
      объект 490А "Бунтарь"‬, 1983 год - опытный танк

      лобовая броня,корпуса и башни-780 мм...
      клик
  10. CRASH. 23 ноября 2015 19:11
    АРМАТой попахивает.
  11. aba 24 ноября 2015 02:35
    Прочитал статью и думаю, что не развались Союз, то имели бы мы Армату значительно раньше.
    aba
  12. Sobi 24 ноября 2015 14:08
    как же устал от этого копипаста
    на 3х последних фото железяка из нашего НИИ ВНИИТрансмаш (Санкт-Петербург... и они не отностятся к "молоту"....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня