Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов

В 2015 году исполнилось девяносто лет со дня рождения Пол Пота — одного из самых печально известных диктаторов ХХ века. За четыре года, пока Пол Пот находился у власти в Камбодже, ему удалось войти в мировую историю как инициатору геноцида собственного народа. По крайней мере, именно так Пол Пота подавали и американские, и советские информационные источники. Для первых он был наиболее зловещим олицетворением «призрака коммунизма», для вторых — опасным «сектантом с левацкими перегибами». Кем же на самом деле был этот политический лидер, которому, кстати, еще двадцать лет после свержения удавалось вести партизанскую войну в непроходимых джунглях Камбоджи и так и не быть выданным камбоджийским властям?

Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов


"Кхмерская империя" и французский протекторат


В начале ХХ века Камбоджа была протекторатом Франции. Французский протекторат над этой страной, расположенной в юго-восточной части Индокитая, был установлен в 1863 г. К этому времени некогда могущественная Кхмерская империя пришла в состояние полного упадка. Если в IX-XV вв. Камбуджадеша — государство кхмеров — включало в свой состав территории современных Камбоджи, Лаоса и Таиланда, то после наступления тайских племен и появления нового мощного соседа — тайского государства Аютия, доминированию кхмеров в Центральном Индокитае постепенно пришел конец. Тайские войска неоднократно захватывали Ангкор — столицу кхмерского государства, в результате чего кхмерским королям пришлось перенести центр страны в Пномпень. Затем функции столицы выполняли другие города страны. В XVII в. столица Камбоджи была перенесена в Удонг. Чтобы обезопасить себя от нападений Аютии, кхмерские короли обращались за помощью к Испании, Португалии, а позже — к Франции. Париж стал проявлять устойчивый интерес к Южному и Восточному Индокитаю еще в XVII в. Первым в орбиту французского влияния попал Вьетнам. Здесь еще в XVII в. появились французские миссионеры, а в 1784 г. уцелевший в результате восстания тэйшонов представитель правившей фамилии Нгуен Фук Ань обратился к Франции с просьбой о военной помощи. В 1787 г. был подписан Версальский договор, в соответствии с которым Нгуен Фук Ань уступал французам несколько территорий и разрешал монополию Франции на торговлю на всей территории Вьетнама. В ответ Франция обязалась передать Нгуен Фук Аню эскадру из 4 кораблей и отряд из 1650 солдат и офицеров. Однако Великая Французская революция нарушила планы и французов, и вьетнамского правителя. Позже Вьетнам усилился и «забыл» о договоре. Более того — в стране стали принимать антихристианские законы, начались репрессии против принявших католицизм вьетнамцев. Забота о безопасности христианского населения и стала одним из формальных поводов для рейда французского военно-морского флота во Вьетнам. В 1858 г. Наполеон III распорядился о переброске во Вьетнам французских войск под командованием адмирала Риго де Женуйи. На помощь французам пришли также подразделения испанских колониальных войск, дислоцировавшиеся на Филиппинах. В 1859 г. французы заняли Сайгон. В 1862 г. вьетнамский император был вынужден подписать Сайгонский договор, в соответствии с которым под управление французской администрации переходили три провинции Южного Вьетнама — Зядинь, Диньтыонг и Бьенхоа. Они составили французское владение Кохинхина.

Активизацией Франции в Индокитае решил воспользоваться кхмерский король Нородом (правил в 1860-1904 гг.), который увидел во Франции возможного заступника в сложных отношениях с Сиамом (Таиландом) и Вьетнамом. 11 августа 1863 г. король Нородом (на фото) тайно подписал договор о протекторате Франции над Камбоджей. Хотя сиамские власти, как только узнали о договоре, высказали свое недовольство происходящим, изменить ситуацию они уже не могли. 3 марта 1864 г. в Удонг вошли французские войска. Фактически Камбоджа лишилась своей политической независимости, превратившись во французскую колонию. В 1866 г. столица Камбоджи была перенесена из Удонга в Пномпень. Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов Стремясь урегулировать отношения с Сиамом, представлявшим собой достаточно мощное государство, которое могло принести много проблем колониальной экспансии французов в Индокитае, Франция пошла на заключение договора с Сиамом о разделе Камбоджи. В результате заключенного в 1867 г. договора, Сиам получил провинции Ангкор и Баттамбанг. Впрочем, уже в 1904-1907 гг. эти территории были возвращены под французский протекторат. Несмотря на то, что формально Камбоджа оставалась монархией во главе с королем, реальное управление страной оказалось в руках французской администрации. Под влиянием французов в Камбодже начались определенные реформы, направленные на «европеизацию» системы управления, правосудия, образования и здравоохранения. В Камбодже было отменено рабство, создан Верховный суд — то есть, проводились позитивные мероприятия, направленные на гуманизацию жизни в стране. В то же время, король Камбоджи фактически лишился реальной политической власти, а подписанные им указы становились обязательными к исполнению лишь после ратификации их французской администрацией. В 1913 г. Франция провела ряд демократических реформ, в частности в Камбодже была создана конституционная ассамблея — законодательный орган, а кхмеры получили равные с французами и другими европейцами права. Примерно в это же время, в 1911 г., в Камбодже появилось первое светское образовательное учреждение европейского типа — Королевский лицей. Однако рост грамотности камбоджийского населения способствовал и возникновению национально-освободительных настроений. Первоначально национальное движение проявлялось в форме крестьянских восстаний, однако и в городах, среди нарождавшейся камбоджийской интеллигенции и буржуазии формировались кружки, выступавшие за освобождение страны от колониальной зависимости. С наиболее радикальных позиций выступали те представители кхмерской интеллигенции, которым удалось получить образование во Франции — а следует отметить, что количество таких людей постепенно увеличивалось, равным образом, как и запрос состоятельной части населения на получение европейского образования. Лидером кхмерских националистов стал Сон Нгок Тхань (1908-1977) — камбоджийский политик вьетнамского происхождения, получивший высшее юридическое образование в Монпелье и Париже. Именно он в 1936 г. стал издавать первую политическую газету на кхмерском языке Nagaravatta.

Конец 1920-х — начало 1930-х гг. были временем формирования и развития кхмерского националистического движения. В 1930 г. на базе действовавших с середины 1920-х гг. коммунистических групп была создана Коммунистическая партия Индокитая. Основная деятельность Компартии проходила на территории Вьетнама, благо и подавляющее большинство активистов были вьетнамцами. Но коммунистические идеи постепенно просачивались и в среду национально ориентированных камбоджийских интеллигентов. Как и в других регионах Юго-Восточной Азии, поворотом, предопределившим дальнейшую судьбу Камбоджи, стала Вторая мировая война. Территория Камбоджи была оккупирована японскими войсками, хотя до 1944 г. Камбоджа формально оставалась под властью вишистского правительства Франции. Тем не менее, японцы оказали влияние на французскую администрацию и 1/3 территории Камбоджи отошла к Таиланду, считавшемуся главным союзником Японии в Юго-Восточной Азии. Когда коллаборационистский режим Виши во Франции был свергнут, японцы перешли к испытанной практике создания марионеточных государств. Под нажимом японского командования 9 марта 1945 г. король Камбоджи Нородом Сианук провозгласил независимость Королевства Кампучия. Чуть позже в страну вернулся Сон Нгок Тхань, назначенный министром иностранных дел, а затем премьер-министром Королевства Кампучия. Но побыть формально независимой страной Камбодже удалось недолго. В августе 1945 г. Япония капитулировала. В октябре 1945 г. в Камбодже было восстановлено французское управление. Французы арестовали Сон Нгок Тханя и выслали его во Францию, под домашний арест. Однако, значительная часть кхмерских националистов, не желавших вновь оказаться под властью Франции, перебрались на территорию соседнего Таиланда. Там началось формирование вооруженного антифранцузского движения «Кхмер Иссарак» — «Свободные Кхмеры». Антиколониальное движение объединило представителей самых разных политических взглядов — от националистов-монархистов до буржуазных республиканцев и коммунистов. Естественно, что вскоре в «Кхмер Иссарак» начался процесс образования фракций. Часть сторонников независимости Камбоджи, особенно из числа интеллигенции, получившей образование в Европе, находилась под влиянием марксизма. Она связалась с Коммунистической партией Индокитая и приступила к формированию коммунистического подполья в Камбодже. В 1951 г. на базе Коммунистической партии Индокитая были созданы три независимые политические партии — Партия труда Вьетнама, Лаосская народная партия и Кхмерская народно-революционная партия. Строительство КНРП первоначально проходило под влиянием вьетнамцев, которые и прежде доминировали в индокитайском коммунистическом движении. Однако постепенно в рядах камбоджийских коммунистов появлялись и собственные талантливые лидеры, видевшие необходимость дальнейшего развития коммунистического движения в стране. Одним из них и был некто Салот Сар, позже получивший всемирную известность как Пол Пот. О своем происхождении, уже в бытность коммунистическим лидером, Пол Пот предпочитал говорить весьма туманно. Обычно он заявлял, что его родители были крестьянами-бедняками, что вполне укладывалось в общую концепцию полпотовской идеологии. Но король Камбоджи Нородом Сианук, очевидно желая дискредитировать Пол Пота в глазах его сторонников, сообщал о том, что Салот Сар (такое имя Пол Пот носил в детстве и юности) происходил из аристократической семьи, близкой к кхмерскому королевскому двору. На самом деле, преувеличивали оба, а истина, как водится, находилась где-то посередине. По своему происхождению Пол Пот действительно был крестьянином, но и семья его имела доступ к королевскому двору.

Сын «придворного крестьянина» и парижский студент

Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов В 1925 году в деревне Прексбаув появился на свет мальчик Салот Сар. Он стал восьмым из девятерых детей в кхмерской семье Пек Салота и Сок Нем. Хотя Пек Салот был мелким землевладельцем, практически неотличимым от обычных крестьян, его семья имела крепкие позиции при дворе. Так, старший брат Салот Сара Лот Суонг работал во дворце чиновником протокольного отдела королевской администрации. Сестра Салот Роёнг была танцовщицей королевского балета, а позже стала и наложницей короля Монивонга. Двоюродная сестра Салот Сара Кхуон Меак стала наложницей Сисовата Монивонга еще раньше — когда король Камбоджи был еще наследным принцем. При дворе Меак занимала должность «кхун преаб ме неанг» — «ответственная за женщин». От связи с королем она родила сына Коссарака. Так что, несмотря на провинциальное происхождение, семья Салот Сара считалась весьма успешной. Именно сестра Кхуон Меак оказала юному Салот Сару большую протекцию, после чего для мальчика был включен «зеленый свет» в плане получения хорошего образования. Когда Салот Сару исполнилось девять лет, его отправили в столицу страны Пномпень — получать традиционное образование. Как известно, в странах Индокитая — Бирме, Лаосе, Таиланде и Камбодже — везде, где распространен буддизм направления хинаяна, — существует практика отдавать подростков и юношей послушниками в буддийские монастыри. Кто-то живет в монастыре несколько месяцев, кто-то — пару лет, а некоторые выбирают духовную карьеру и так и остаются монахами. Не избежала участь послушника и Салот Сара. Несколько месяцев подросток провел в монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык, письмо и буддийскую философию. Однако на одном традиционном образовании в колониальной Камбодже было невозможно построить хорошую административную карьеру. Поэтому в 1937 г. Салот Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где уже получил европейское школьное образование. В 1942 г. он закончил школу и продолжил образование в Колледже Нородома Сианука в г. Кампонгтям. После окончания колледжа в 1948 г. Салот Сар хотел поступить в Королевский лицей Сисовата, однако не смог сдать сложные вступительные экзамены в это престижное заведение и поступил в Техническую школу в Пномпене. Казалось, Салот Сар окончательно определился с карьерой инженерного специалиста.

В 1949 г. он получил правительственную стипендию, выдававшуюся талантливым кхмерским студентам для продолжения образования в Европе. В том же году Салот Сар прибыл в Париж — изучать радиоэлектронику в Парижском университете. Он прилежно учился, познакомился со сверстниками — как выходцами из других французских колоний, так и французами. Летом 1950 г. Салот Сар отправился, вместе с другими студентами, в Югославию. Считавшаяся социалистической страной, Югославия, тем не менее, вела отличную от Советского Союза политику и поддерживала более тесные отношения со странами Запада. Тогда же, в 1950 г., в Париж приехал друг юности Салот Сара Иенг Сари (1925-2013). Он был уроженцем Вьетнама — кхмером-кромом по отцу (кхмеры — кромы — это кхмерское население дельты Меконга, проживающее на территории Вьетнама) и китайцем по матери. В отличие от Салот Сара, Иенг Сари улыбнулась удача — он смог поступить в престижный Королевский Лицей Сисовата в Пномпене, а после его окончания отправился во Францию — учиться в Институте политических наук. Во Франции, на экономическом факультете Парижского университета, учился и третий видный кхмерский коммунист — Кхиеу Сампхан (род.1931). Как и Иенг Сари, Кхиеу Сампхан был наполовину кхмером, наполовину китайцем. Его отца, работавшего судьей, посадили за взяточничество и злоупотребления должностным положением, поэтому детские годы Кхиеу Сампхана прошли в бедности — его обеспечивала лишь мать, торговавшая фруктами. Тем не менее, не лишенному таланта юноше удалось не только получить хорошее образование в Камбодже, но и отправиться во Францию — изучать экономику. Спустя несколько лет, в 1959 г., Кхиеу Сампхан сумел защитить в Париже докторскую диссертацию на тему «Экономика и промышленное развитие Камбоджи». Кстати, именно на сестрах Кхиеу Сампхана женились друзья Салот Сар и Иенг Сари, став свояками. Сестры Кхиеу Поннари и Кхиеу Тирит также учились в Париже. Кхиеу Поннари (1920-2003) в 1940 г. окончила Королевский лицей Сисовата в Пномпене, став первой кхмерской женщиной, получившей степень бакалавра. В Париже Кхиеу Поннари изучала кхмерскую лингвистику. Ее сестра Кхиеу Тирит (1932-2015) также связала свою учебу с филологией — она изучала английский язык и стала первой камбоджийской женщиной, получившей ученую степень по английской филологии. Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, первой вышла замуж младшая сестра Кхиеу Тирит. Летом 1951 г. она стала супругой Иенг Сари, поменяв имя на Иенг Тирит. Бракосочетание Салот Сара и Кхиеу Поннари произошло значительно позже — только в 1956 г., 14 июля, символично выбрав датой свадьбы День взятия Бастилии.

В Париже была создана Ассоциация кхмерских студентов, обучающихся во Франции. Ее председателем стал Иенг Сари, а генеральным секретарем — Кхиеу Сампхан. Позже Ассоциация была преобразована в Союз кхмерских студентов, ядро которого находилось на леворадикальных позициях. Молодые кхмерские студенты познакомились с французскими коммунистами и создали собственный марксистский кружок. Последователи учения Маркса — Ленина из далекой Камбоджи собирались на квартире молодого националиста Кенг Ваннсака — однокурсника Иенг Сари по лицею, также проживавшего в то время в Париже. В кружок на квартире Кенг Ваннсака вошли Иенг Сари и Рат Самоён, позже к ним присоединился и Салот Сар. В 1952 г. он взял себе псевдоним Кхмер Даом («Кхамэ Даым» — «Истинный кхмер»), под которым опубликовал в журнале кхмерских студентов «Khmer Nisut» свою первую статью — «Монархия или демократия?». Примерно в это же время Салот Сар вступил в Коммунистическую партию Франции (ФКП), познакомился с Жаном-Полем Сартром — известнейшим французским философом, придерживавшимся левых политических взглядов. Взгляды Салот Сара и его товарищей в тот период, хотя и назывались марксистскими, но в действительности включали в себя не только марксистские, но и анархистские компоненты. Салот Сар выступал за немедленное строительство коммунизма в Камбодже посредством экспроприации крестьянских хозяйств и полного обобществления собственности.

Однако увлечение политикой негативно сказалось на учебе камбоджийского студента. В том же 1952 г. Салот Сар был отчислен из университета и 15 декабря 1952 г. выехал из Франции на родину. В Камбодже в это время, по мнению Салот Сара, было гораздо интереснее — в стране нарастала национально-освободительная борьба, набирало силу антиколониальное и коммунистическое движения. Вернувшись в Камбоджу, Салот Сар обосновался в Пномпене — на квартире своего старшего брата Лот Суонга, служившего при королевском дворце. В столице Салот Сар вышел на связь с представителем местного отделения Коммунистической партии Индокитая Фам Ван Ба, которого попросил принять его в ряды КПИ на основании подтвержденного членства во французской компартии. В августе 1953 г. Салот Сар стал членом Народно-революционной партии Камбоджи, где занялся организацией массовой пропаганды в составе соответствующего отдела. Параллельно он устроился работать в один из частных лицеев Пномпеня, где преподавал историю и географию.

Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов


Нородом Сианук — "красный принц" Камбоджи

Тем временем, в Камбодже происходили эпохальные перемены. 9 ноября 1953 г. с территории страны были выведены французские войска. Колониальная администрация прекратила свое существование, а Камбоджа превратилась в суверенное государство под управлением короля Нородома Сианука. Молодой король был практически ровесником Салот Сара. Нородом Сианук родился в 1922 г. и доводился внуком королю Сисовату Монивонгу и старшим сыном — принцу Нородому Сурамариту. На королевский престол Нородом Сианук был коронован в сентябре 1941 г. — после смерти деда короля Сисовата Монивонга. Кандидатуру Нородома Сианука протолкнуло вишистское правительство Франции, позже к нему лояльно отнеслись и японцы, оккупировавшие территорию Камбоджи. Нородом Сианук сочувствовал национально-освободительному движению Индокитая и негласно оказывал поддержку кхмерским националистам. В мае 1953 г. Нородом Сианук вообще уехал в Таиланд и заявил французскому правительству, что не вернется в страну, пока не будет провозглашена ее независимость. Франция пошла навстречу королю — и 9 ноября 1953 г. была провозглашена независимость Камбоджи. Однако в мае 1955 г. Нородом Сианук все же отрекся от престола — в пользу своего отца Нородома Сурамарита (1896-1960). Сам же Нородом Сианук занял посты премьер-министра и министра иностранных дел суверенной Камбоджи.

Принц разработал собственную концепцию социальной и политической модернизации страны. По мнению Нородома Сианука, идеальным вариантом развития для Камбоджи было бы сочетание наиболее эффективных компонентов и традиционной монархии, и либеральной демократии, и демократического социализма. Для реализации своих идей Нородом Сианук создал левоцентристское общественно-политическое движение «Сангкум» — «Народное социалистическое общество», в состав которого вошло большинство политических организаций Камбоджи. Фактически взгляды Нородома Сианука представляли собой кхмерский вариант достаточно распространенного в то время в странах Юго-Восточной и Южной Азии «буддийского социализма», сочетающего традиционные и националистические компоненты с идеей социалистического переустройства экономики. Политика Нородома Сианука вызывала большие опасения у руководства США и соседнего Таиланда, поскольку они опасались, что принц в завуалированной форме осуществляет утверждение в Камбодже социалистических идей и может, в перспективе, превратить Камбоджу в еще один форпост советского влияния в Индокитае. В 1959 г. проамериканские силы даже предприняли попытку вооруженного свержения правительства Сианука, опираясь на поддержку США и Таиланда, однако мятеж был подавлен верными премьер-министру подразделениями правительственных войск.

После того, как в 1960 г. скончался король Нородом Сурамарит, Национальное собрание Камбоджи обратилось к Нородому Сиануку с предложением вновь занять королевский престол страны. Но принц отказался, более того — произвел изменения конституции Камбоджи, в соответствии с которыми глава государства становился выборным лицом. В июне 1960 г. Нородом Сианук был избран главой Государства Камбоджа. За него проголосовало подавляющее большинство камбоджийских избирателей, поддерживающих социальные преобразования, начатые правительством Сианука. Находясь на посту руководителя камбоджийского государства, Сианук продолжил свои социально-экономические и политические реформы. Во внешней политике, несмотря на непростое время и сложную обстановку в мире, Сианук пытался лавировать между советским и капиталистическим блоками. Он постоянно подчеркивал нейтралитет Камбоджи в противостоянии Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, не принимал ни одну из сторон в советско-китайском конфликте. В то же время, в 1963 г. заметно ухудшились отношения Камбоджи и США. Нородом Сианук выступил категорически против американского военного и политического вмешательства в дела стран Индокитая, в первую очередь — соседнего Вьетнама. С другой стороны, американцы также были недовольны Сиануком, поскольку не могли рассчитывать на его поддержку в конфронтации с Северным Вьетнамом, а территория Камбоджи представляла для США в этом контексте большой стратегический интерес. В 1965 г. Нородом Сианук, к этому времени заручившийся поддержкой Мао Цзэдуна, разорвал дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки. Кроме того, были заключены тайные договора с Китаем и Северным Вьетнамом о предоставлении территории Камбоджи для размещения баз Народного фронта освобождения Южного Вьетнама и перемещений его подразделений и тыловых обозов через отдельные провинции Камбоджи в Южный Вьетнам.

Создание боевой партии

Влияние Нородома Сианука и его Народного социалистического общества в Камбодже было огромно, что способствовало значительному ослаблению позиций Народно-революционной партии Камбоджи. К 1960 г., когда умер король Нородом Сурамарит, а Сианук стал главой государства, численность Народно-революционной партии Камбоджи сократилась до 250 человек. Казалось, что за «буддийским социализмом» коммунистам марксистам-ленинцам никогда не приобрести сколько-нибудь значимых позиций в политической жизни постколониальной Камбоджи. Тем более, что даже эта небольшая организация из 250 человек не сумела сохранить внутреннее единство. В рядах Народно-революционной партии Камбоджи выделилось три группы активистов — просоветская, ориентированная на советский путь строительства социализма и стремившаяся к развитию связей с вьетнамскими коммунистами; прокитайская, ориентированная на маоизм, набиравший силу в коммунистическом движении Юго-Восточной и Южной Азии; ультрарадикальная, характеризовавшаяся сочетанием революционно-коммунистических взглядов с националистическими, в первую очередь — антивьетнамскими, настроениями. Салот Сар и его товарищи вошли в состав третьей группы. Кстати, во второй половине 1950-х гг. Салот Сар стал все чаще использовать псевдоним «Пол» — от французского «politique potentielle» — «политика возможного». Однако вторая часть псевдонима появилась лишь в 1976 г., так что двадцать лет Салот Сар был известен в коммунистическом движении Камбоджи как «товарищ Пол». По мнению Салот Сара, Камбоджа должна была совершить революционный скачок еще более высокой степени интенсивности и радикальности, чем революция в Китае. При этом, по мнению «товарища Пола», важнейшим условием революционных преобразований в Камбодже должна была стать опора на собственные силы, предусматривавшая отказ от советской или вьетнамской помощи коммунистическому движению страны.

Взгляды Салот Сара импонировали наиболее радикальной части камбоджийских коммунистов, в особенности — революционной молодежи. Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов Однако их не разделяли лидеры камбоджийского коммунистического движения — Ту Самут и Сон Нгок Минь. Немолодой уже Ту Самут (1915-1962) был ветераном камбоджийского революционного движения. Выходец из семьи горных кхмеров, живших на территории южной части современного Вьетнама, Ту Самут в молодости избрал для себя духовную карьеру и занимался исследованием языка пали в одном из пномпеньских монастырей. Затем, после окончания Второй мировой войны, Ту Самут вернулся во Вьетнам, где вступил в ряды «Вьетминя» и участвовал в организации группы кхмерских добровольцев в составе движения. Когда в 1951 г. произошло разделение Коммунистической партии Индокитая, Ту Самут и Сон Нгок Минь создали Народно-революционную партию Камбоджи. Ту Самут активно участвовал и в деятельности антиколониального Единого национального фронта «Кхмер Иссарак», занимая должность министра внутренних дел в «теневом правительстве» фронта. В общем, человеком Ту Самут был заслуженным и участвовать в деятельности коммунистов начал гораздо раньше Салот Сара и Иенг Сари. В то же время, Ту Самут считал, что коммунистам следует поддерживать прогрессивные преобразования в стране, начатые правительством принца Нородома Сианука, а также работать над привлечением в ряды коммунистического движения буддийских монахов, традиционно пользовавшихся симпатиями и уважением со стороны кхмерского населения. За эти взгляды более радикальные последователи Салот Сара обвиняли Ту Самута в «оппортунизме и соглашательстве».

Провьетнамскую фракцию в составе НРПК возглавлял Сон Нгок Минь (1920-1972) — товарищ Ту Самута по созданию Народно-революционной партии Камбоджи. Сон Нгок Минь был кхмером-кромом по отцу и вьетнамцем по матери, а в молодости, как и Ту Самут, был буддийским монахом в одном из камбоджийских монастырей. Он отстаивал необходимость расширения сотрудничества с Северным Вьетнамом и южновьетнамскими партизанами — коммунистами. Нуон Чеа (род.1926), еще один лидер камбоджийских коммунистов, первоначально поддерживавший линию Ту Самута, в отличие от последнего и от Сон Нгок Миня не был буддийским монахом, а в отличие от Салот Сара и Иенг Сари не учился в Европе. Нуон Чеа, которого в юности звали Лау Бен Кон, в 1940-е годы учился в Таиланде, где успел принять участие в работе местной компартии. Затем, вернувшись в Камбоджу, Нуон Чеа перешел на нелегальное положение и получил известность как один из партизанских полевых командиров «Кхмер Иссарак».

28-30 сентября 1960 г. в помещении вокзала в Пномпене состоялся II-й съезд Народно-революционной партии Камбоджи, в котором участвовал 21 руководитель партийных организаций. Именно второй съезд стал поворотным не только для истории коммунистического движения в Камбодже, но и для истории страны в целом. Во-первых, на съезде было принято решение о переименовании Народно-революционной партии Камбоджи в Партию трудящихся Камбоджи (ПТК) — очевидно, с претензией на охват широких слоев камбоджийского трудящегося населения. Во-вторых, был избран постоянный Центральный комитет партии в составе 8 членов ЦК и 2 кандидатов в члены ЦК. Генеральным секретарем партии съездом был избран Ту Самут, а его заместителем — Нуон Чеа. В состав Центрального комитета партии избрали также представителей радикального крыла — Салот Сара и Иенг Сари. Кстати, Иенг Сари получил должность личного секретаря руководителя партии Ту Самута. Как и многие другие индокитайские компартии, Партия трудящихся Камбоджи приняла решение о необходимости обзаведения собственными вооруженными формированиями. Так появилась Секретная гвардия, созданная для охраны руководства ЦК НРПК, обороны революционных военных и учебно-тренировочных баз и захвате оружия у правительственных войск. Пока же партия приступила к развитию низовых структур. Не прекращалась и внутренняя борьба между сторонниками различных направлений в камбоджийском коммунистическом движении. 20 июля 1962 г. в одной из использовавшихся коммунистами конспиративных квартир в Пномпене был обнаружен убитым генеральный секретарь Партии трудящихся Камбоджи Ту Самут. Обстоятельства его убийства так и остались невыясненными, но многие единомышленники погибшего затаили подозрения в отношении Салот Сара — одного из наиболее амбициозных камбоджийских коммунистов, который практически не скрывал своего стремления к лидерству в партии. Устранение Ту Самута могло ускорить процесс карьерного восхождения Салот Сара и обретения им всей полноты партийной власти.

Красные базы на «Горе самоцветов»

После убийства Ту Самута Салот Сар уволился с должности преподавателя в лицее и, перейдя на нелегальное положение, полностью сосредоточился на политической деятельности. Он начал работу по созданию дисциплинированной и законспирированной организации профессиональных революционеров, которой, по мнению Салот Сара, и предстояло совершить коммунистическую революцию в Камбодже. В январе 1963 г. прошел III-й съезд Партии трудящихся Камбоджи. На этом съезде партия получила новое название — Коммунистическая партия Камбоджи. Генеральным секретарем КПК был избран Салот Сар, а в состав Центрального комитета партии вошли, преимущественно, сторонники его политической линии. Активизация камбоджийских коммунистов вызвала негативную реакцию руководства страны, поэтому, опасаясь начавшихся полицейских репрессий, большинство коммунистов перешло на нелегальное положение и переместилось в труднодоступные лесные районы Камбоджи.

Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов


Основные базы камбоджийских коммунистов расположились в провинции Ратанакири на северо-востоке страны. В переводе с кхмерского языка «Ратанакири» означает буквально «Гора самоцветов». Несмотря на красивое название, это — настоящее захолустье Камбоджи, ее самый отсталый регион, расположенный на границе с Лаосом и Вьетнамом. Даже сейчас, спустя полвека после описываемых событий, Ратанакири остается наименее развитой провинцией Камбоджи. Каждый четвертый ребенок провинции умирает в возрасте до пяти лет, а три четверти населения провинции не умеют читать и писать. Социально-экономическая отсталость провинции усугубляется спецификой ее этнического состава. Население провинции Ратанакири, особенно ее сельских районов, составляют так называемые «горные кхмеры». Это — не просто кхмеры, живущие в горной местности, а представители отдельных народностей, объединявшихся в советской этнографии под названием «горных кхмеров» или «горных монов». В провинции горные кхмеры составляют более 50% населения. К ним относятся этнические группы тампуан (24,3%), зярай (17,1%), крунг (16,3%), бру (7%), качок (2,7%), кавет (1,9%), куй (0,5%), лун (0,1%). Сельское хозяйство горных кхмеров характеризовалось отсталостью, равным образом — как и их культура. Народы камбоджийской периферии сохраняли традиционные верования и испытали лишь слабое влияние буддизма — официальной религии страны. Горные кхмеры всегда находились в самом низу камбоджийской этносоциальной иерархии, подвергались дискриминации со стороны кхмерских правителей и чиновников. Низкий социальный статус и экономическое неблагополучие способствовали распространению антиправительственных настроений в селениях горных кхмеров, чем выгодно и воспользовались камбоджийские коммунисты, развернув агитацию именно в этой проблемной среде. Действительно, вскоре коммунистам удалось привлечь на свою сторону несколько сотен молодых горных кхмеров, из которых формировались вооруженные отряды Революционной армии, в которую в 1966 г. была преобразована партийная Секретная гвардия.

Салот Сар провозгласил курс на подготовку вооруженного восстания с целью свержения «буржуазного режима» и совершения коммунистической революции. Перейдя на нелегальное положение и обосновавшись на лесных базах, камбоджийские коммунисты развернули массированную агитацию среди кхмерского крестьянства. Наиболее восприимчивыми к социальной риторике коммунистов оказывались самые обездоленные слои камбоджийской деревни, испытывавшие гнет помещиков и правительственных чиновников. Салот Сар умело играл и на национальных чувствах кхмерского крестьянства, где надо используя ненависть к китайским торговцам, вьетнамцам или тямам — представителям мусульманской народности индонезийского происхождения, с древности проживающей в Камбодже и Южном Вьетнаме.
Одновременно с укреплением своих позиций среди кхмерского крестьянства, камбоджийские коммунисты стали налаживать внешнеполитические связи. В 1965 г. Салот Сар посетил Китай, где состоялась его встреча с Мао Цзэдуном. Лидера кхмерских коммунистов очень вдохновила «Великая китайская культурная революция», опыт которой Салот Сар впоследствии использовал на территории Камбоджи. Тем не менее, в отличие от многих других компартий Юго-Восточной и Южной Азии, Компартия Камбоджи так и не стала сугубо маоистской организацией — несмотря на симпатии к Мао Цзэдуну, у Салот Сара была собственная, аутентичная программа действий. Надо отметить, что пропагандируемые Салот Саром и его единомышленниками идеи находили большую поддержку у обездоленных слоев камбоджийского населения, особенно в отсталых горных провинциях. Поэтому, переходя к началу вооруженной борьбы против правительства, камбоджийские коммунисты, получившие к этому времени известность как «красные кхмеры», знали, что могут рассчитывать на симпатии достаточно многочисленной части населения страны.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://www.mapsfinder.ru/, http://za-kaddafi.org/, www.indochinavoyages.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. parusnik 20 ноября 2015 07:37
    Классно, спасибо Илья..ждем продолжения..
    1. Твой друг 20 ноября 2015 13:55
      Цитата: parusnik
      Классно, спасибо Илья..ждем продолжения..

      Отлично, прочитал с огромным интересом.
  2. армеец2 20 ноября 2015 08:50
    Интересно вспомнить о Камбодже. Спасибо автору. Помню жуткие фотографии - свидетельства того, что красные кхмеры творили со своим народом.
    1. SectaHaki 20 ноября 2015 09:18
      То же самое в России творили троцкисты, только еще более изуверски, и в еще больших масштабах.
      1. Даун Хаус 20 ноября 2015 14:18
        Цитата: SectaHaki
        То же самое в России творили троцкисты, только еще более изуверски, и в еще больших масштабах.

        Бла-бла-бла масштаб в данном случае величина прямо пропорциональная численности населения - на 1000 жителей у нас в 100500 меньше "жертв репрессий" чем при Пол Поте!
        1. SectaHaki 20 ноября 2015 14:31
          Ты и здесь пришел в защиту своего американского троцкого покакать? ... Его партия делала с русскими то чего Пол-Пот с Кампучией не делал!
          1. Даун Хаус 20 ноября 2015 20:44
            Цитата: SectaHaki
            Ты и здесь пришел в защиту своего американского троцкого покакать?

            Не имею никакого отношения к Троцкому, хватит врать.
            Цитата: SectaHaki
            Его партия делала с русскими то чего Пол-Пот с Кампучией не делал!

            Опять вранье.
            1. SectaHaki 21 ноября 2015 04:57
              Имеешь-имеешь... или Сталин вас за красный террор расстреливал зря, фулл-хаус?

              Сталинские чистки уже не назывались чем то "красным".
      2. Yazov 20 ноября 2015 17:10
        И не только троцкисты!
        1. SectaHaki 20 ноября 2015 17:29
          а также зиновьевцы и бухаринцы - одна кампания...
      3. Комментарий был удален.
      4. lukke 20 ноября 2015 22:52
        То же самое в России творили троцкисты, только еще более изуверски, и в еще больших масштабах.
        лично видели? или Псаки рассказала?
        1. SectaHaki 21 ноября 2015 04:54
          один есть... лично за тобой наблюдал.
    2. Казак Ермака 21 ноября 2015 11:10
      Помню крикатуру того времени. Гора черепов и на ней обезьяна в мундире с надписью Пол Пот.
  3. 1234567890 20 ноября 2015 08:50
    Подробно. Ждём продолжения.
  4. Cap.Morgan 20 ноября 2015 09:09
    Судьба Камбоджи - просто дикость какая то. Непонятно для чего всё это надо было делать.
    1. василий50 20 ноября 2015 12:37
      Материальное воплощение философских отвлечений всегда кроваво и беспощадно. А у Сартра завихрений хватало, и он свои *идеи* постоянно корректировал. Неудивительно что рядом с ним крутились *удивительные* деятели.
      В РОССИИ примерно такое-же пытались устроить в Поволжье так называемый *комуч* (комитет учредительного собрания), только с ними быстро *разобрались* и кто не успел сбежать тех перестреляли.
    2. Комментарий был удален.
  5. Опора 20 ноября 2015 10:31
    А с другой стороны - мы знаем только то, что нам показали и рассказали. А как было на самом деле никто из нас навряд ли узнает. И что там творилось, кто его знает. Где доказательства, что многочисленные жертвы - это результат действий красных кхмеров? Я просто пытаюсь рассмотреть это объективно. Сколько он там потом в джунглях партизанил? И никто его не выдал? Странно. Мне это еще интересно было в Советское время .....
    1. ilyaros 20 ноября 2015 10:54
      Существует версия, что значительная часть жертв полпотовцев на самом деле были жертвами бомбежек Камбоджи американской авиацией и гражданской войны, которую вели марионетки США против "красных кхмеров". США и "мировому сообществу" было необходимо сокрыть свои преступления, в результате которых погибло до миллиона человек. Что касается Пол Пота, то он до 1998 года (19 лет после падения режима) благополучно партизанил в джунглях, дожил до старости и умер, так и не будучи выданным. И его последователи продолжали партизанить еще лет 10 после его смерти.
      1. SectaHaki 20 ноября 2015 11:04
        Не выдавали, потому что джунгли и племенные интересы! Проломленные мотыгой черепа сложно перепутать с результатами бомбардировок...
        1. ilyaros 20 ноября 2015 14:43
          Говорят о миллионах жертв. Неужели установлено, что все погибли от пролома черепа мотыгой? Да и как установить, ломали черепа последователи или противники Пол Пота? Думается, что и те, и другие этим грешили. Вряд ли люди Лон Нола были гуманистами и попавших в плен к ним коммунистов тут же отпускали на все четыре стороны
          1. SectaHaki 20 ноября 2015 14:48
            установлено, или от перерезания горла листом пальмы, у власти в Кампучии тогда были красные кхмеры.
  6. qwert 20 ноября 2015 11:08
    Вот такие статьи и темы действительно делают ТОПВАР интересным сайтом со своим лицом. А про очередной эпизод из жизни Порошенко или Обамы я могу и на десятке других сайтов прочитать . ИМХО
  7. Tiger4 20 ноября 2015 12:49
    Мы не знаем толком своей истории(за последние 50-60 лет) только версии....А нам рассказывают про Азию!
  8. Опора 20 ноября 2015 14:29
    ilyaros - по ходу упоротые одного розлива нам минусы повтыкали. А за что? Это мое мнение. Я его высказал. О, это плюрализм .... мать его ..... горбочатиной запахло
  9. Николай71 20 ноября 2015 16:15
    Очень интересная статья. Почему бы автору не запустить серию по истории юго-восточной азии?
  10. Reptiloid 20 ноября 2015 16:55
    Спасибо большое за эту статью.Некоторые люди про это вообще не знают..Особенно про те процессы, что происходили в самом начале.Не сомневаюсь, что продолжение тоже будет очень информативным.
  11. Правдолюбов 20 ноября 2015 19:28
    Посещение музеев о геноциде, устроенном коммунистами, не рекомендуется лицам со слабой психикой, ибо там действительно есть ужасные вещи. Я лично посмотрел только один и достаточно такой мирный вариант, скорее буддийский поминальный комплекс и то стало плоховато... В общем скажу так, Кампучия реально ДО СИХ ПОР ощущает последствия полпотовского геноцида, ибо они в качестве квинтэссенции идей Маркса и Сартра ИСТРЕБИЛИ ВСЕХ ВООБЩЕ ОБРАЗОВАННЫХ, у них банально там ощущается дикая тупость и нищета, они работают гастарбайтерами в Таиланде и иных соседних странах... Экономика ужасает в целом, народ в провинции вообще просто деградировал... Чем то напоминает СССР первой половины 20 века, и по мнению например тайцев или "белых" китайцев последствия кошмара будлут ощущаеться ещё долго.... В СССР истребили образованный класс - т.е. процентов 10 населения, а в Камбодже примерно ТРЕТЬ СТРАНЫ вырезали... САМИ.
    1. SectaHaki 20 ноября 2015 19:58
      Почему вдруг сами? В Кампучии половину, в СССР при троцкистах также. В СССР предел этому положили Сталинские "чистки" (по сути контр-террор перебесившихся местных и заезжих каббалистов), в Кампучии - Вьетнамские войска. У Вьетнама после этого сразу же была война с Китаем, поскольку маоисты вдохновляли и крышевали полпотовцев. У Сталинского СССР - война с гитлеровской германией, потому что "тухачевские" дружили с "гудерианами", и немецкие дегенеративные нацистские заводилы были того же поля "Ягода", причем абсолютно все в принципе.
      1. ilyaros 21 ноября 2015 09:30
        Маоизм - это продолжение сталинизма. Единственными странами, которые не отказались от Сталина после "десталинизации" СССР, как раз и были Китай, ходжаистская Албания, КНДР, в некоторой степени Румыния. Кстати, Пол Пот тоже был "сталинистом", если на то пошло....
        1. SectaHaki 21 ноября 2015 09:40
          Цитата: ilyaros
          Маоизм - это продолжение сталинизма.

          Цитата: ilyaros
          Пол Пот тоже был "сталинистом",


          С чего бы это? Сталин таких троцкистов как полпот в СССР (и частично за его пределами) почикал почти всех. И с Чан-Кай-Ши до Корейской войны дружил больше чем с Мао.
          Сталинисты - нормальные люди, а не выродки типа троцкого или трумана.
          1. ilyaros 21 ноября 2015 19:20
            Политологи всего мира считают маоизм ответвлением сталинизма. Ваши слова - это инновация в современной политической науке. Пол Пот троцкистом не был, хотя бы потому, что его ключевая идея противоречит ключевой идее Троцкого. У Троцкого - мировая революция и "социализм в одной отдельно взятой стране невозможен", у Пол Пота (как и у Ким Ир Сена, к примеру) - опора на собственные силы и полная авторкия. Что идет от сталинской концепции о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. Насчет того, что Мао не сталинист - вы это расскажите самим сталинистам на любой коммунистической демонстрации.
            1. SectaHaki 21 ноября 2015 19:46
              политологи просто такие же ... записные.
  12. Reptiloid 20 ноября 2015 20:50
    Цитата: Николай71
    Очень интересная статья. Почему бы автору не запустить серию по истории юго-восточной азии?

    Так же был бы рад этому.Ведь есть же какое-то обоснование про идеи буддизма и коммунизма (социализма).Они часто вместе.??
    Про Индонезию мало знаю,но видел давно старый американский фильм, сцена расстрела патриотов в красных рубахах,на коленях стояли и перед собой держали изображения пятиконечных звёзд и серпа-молота .
  13. Правдолюбов 20 ноября 2015 21:48
    Цитата: Reptiloid
    Ведь есть же какое-то обоснование про идеи буддизма и коммунизма (социализма).Они часто вместе.??

    Если сказать просто - то НИКОГДА они не вместе. И в тех странах, где процветает буддизм, коммунизм и его виды в основном запрещены (в Таиланде например вообще смертную казнь не отменили за пропаганду коммунизма, и народ там крайне благодарен королю за это, ибо ужас окружающих стран, вдоволь нахлебавшихся марксизма, достаточно хороший пример). И там, где были атеисты-марксисты неважно какого разлива - маоистского или дедушки Хо, буддизм во всех типах запрещался и уничтожался, в первую очередь с его последователями, как при любом коммунистическом режиме (в той же Кампучии буддийские монахи были убиты первыми, в том же Китае буддистов убивали без разбора вообще, сразу после самых образованных конфуцианцев и даосов; в Индонезии и на Филиппинах марксисты решили резать "усех" - но этих "усех" оказалось сильно больше и они перерезали марксистов сами). Вот такие вот печальные "следы" великого и могучего СССР по всей Юго-Восточной Азии, ибо именно наша бывшая родина всячески продвигала свою идеологию (даже не свою в своей основе а пришедшую из Германии)...
    1. SectaHaki 21 ноября 2015 09:17
      Вообще то это в Кампучии, как и во всей ЮВА и далее, маоисткий Китай делал, а не СССР.

      Поддерживаемый Советским Союзом Вьетнам, наоборот эту полпотовскую клику снес...
    2. ilyaros 21 ноября 2015 09:26
      Индонезия и Филиппины к буддизму вообще никакого отношения не имеют. В Индонезии буддизм был в раннем средневековье, а сейчас это мусульманская страна. Филиппины - католическая (с мусульманским меньшинством). Буддийский социализм - это известная концепция, которую внедряли в Бирме (Не Вин), в Камбодже (Сианук). Сам Далай-лама неоднократно заявлял о своих симпатиях к социализму. Что касается следов СССР в Восточной и Юго-Восточной Азии - то это освобождение многих стран от колониальной зависимости. Чем были Вьетнам или даже Китай до коммунистов?? В Китае вообще хаос был, война вечная между кликами генералов, часть страны оккупирована японцами или их марионетками. Вьетнам, Камбоджа, Лаос были французскими протекторатами и колониями. Кстати, в 2000-е годы, уже без всякого СССР, коммунисты благополучно победили в Непале. На Филиппинах до сих пор сражается Новая народная армия Филиппин, хотя СССР уже 25 лет как нет (а если брать горбачевщину - то все 30 лет)
  14. colotun 21 ноября 2015 00:37
    При Пол-Поте в Камбодже красные кхмеры съели половину своего населения, а не просто убили.
  15. Reptiloid 21 ноября 2015 09:01
    Да,уважаемый ПРАВДОЛЮБ,вы меня как-то озадачили.Мне на эту тему известно,что в Китае Буддизм никогда не жаловали---из-за Тибета.
    Надо самому искать на эти темы и ждать публикаций Автора.
    Спасибо за ответ.
    1. SectaHaki 21 ноября 2015 09:29
      Там вообще никакие мировые религии не жаловали и не жалуют, у них вместо нее свой ханьский эпос.
      И базовые зачатки анимизма, о которых иногда вспоминают.

      Мало что может хорошее привится когда в порядке вещей прилюдно ставить на перекрестке зэков в очередь, и вынимать из них в "медицинском" микроавтобусе или возле него внутренности для пересадки "законопослушным гражданам". О чем в сети полно видео...
      В россии это только криминал по больницам и в скорой!

      Жрут они тоже все подряд, особенно ценятся (такие же) свежие человеческие мозги, когда массовые казни через расстрел. am

      Саудовская Аравия, с ее секим-башка, и любая другая страна, отдыхает...
      С другой стороны в США на закрытой казни обязаны присутсвовать родственники!!!
  16. Reptiloid 21 ноября 2015 14:53
    Уважаемый ПРАВДОЛЮБ.О.В!!!Прошлый раз при печати планшет послал иначе,чем я печатал,а я не посмотрел.Это у него бывает.
  17. палмский 21 ноября 2015 20:12
    ТОВ.Пол Пот был самым истинным коммунистом как и основатель 4го Интернационала тов. Троцкий. Трудовые армии это идея ТРОЦКОГО. Пол Пот воплотил в жизнь ГУЛАГ по кхмерски.
    1. SectaHaki 21 ноября 2015 20:20
      троцкистом, вот-вот... только Сталин(изм) тут при чем?
  18. Reptiloid 21 ноября 2015 21:37
    Спасибо,Вам Илья за информацию .Видимо из-за сложных отношений социализм-коммунизм,в то время информацию не давали для всех.А сейчас тоже бывает не уследить.Я читал книги на темы буддизма в России.Хотя это уже совсем другая тема.
  19. Правдолюбов 21 ноября 2015 23:16
    Цитата: ilyaros
    Индонезия и Филиппины к буддизму вообще никакого отношения не имеют. В Индонезии буддизм был в раннем средневековье, а сейчас это мусульманская страна.

    Да ну ? Вообще то до сих пор в Индонезии достаточно крупные буддийские анклавы существуют (самое известное - это о.Бали).

    Цитата: ilyaros
    Филиппины - католическая (с мусульманским меньшинством).
    Про Филиппины я сказал просто чтобы показать что и там марксисты успели насрать.

    Цитата: ilyaros
    Чем были Вьетнам или даже Китай до коммунистов??
    И чем же ? общаясь ЛИЧНО с жителями Вьетнама могу сказать - они с ТОСКОЙ (но прячась от знакомых и только в приватной беседе) вспоминают эпоху Французского Индокитая и как всё было красиво и мирно.

    Цитата: ilyaros
    В Китае вообще хаос был, война вечная между кликами генералов, часть страны оккупирована японцами или их марионетками.
    Хм, а не всопмните, почему так этот хаос возник ? Случайно не потому ли что марксисты и иные сделали всё, чтобы свергунть императорскую власть ? и Между прочим ЗАКОННЫЙ наследник империи правил как раз таки в Маньчжурии - которая стала САМОЙ СПОКОЙНОЙ и САМОЙ ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ провинцией Китая именно благодаря японскому протекторату во многом.

    Цитата: ilyaros
    Кстати, в 2000-е годы, уже без всякого СССР, коммунисты благополучно победили в Непале.
    Так, и что там теперь ? не знаете случайно, в что превратилась достаточно мирная страна благодаря тупым маоистам ?
  20. василий50 22 ноября 2015 21:34
    Республика Франция даже сейчас колониальная страна, а уж в начале прошлого века по количеству колоний и рабов уступала первенство только Англии. И чего удивляться что французы подчиняют государственной политике все силы и умения. Воспитывают негодяев, обучают, награждают их любым званием и потом политику этих негодяев называли так как нужно было самим французам. Вспомните африканских проводников французской цивилизации, когда самые дикие людоеды имели вполне официальные звания французской армии, их потом конечно сами-же и уничтожали но новые были не лучше. Так что Полпота был выкормыш Франции, а уж то что он творил со своими подельниками, и под какими лозунгами так это не его выбор, это выбор его *кураторов*. Понимая что его уничтожат Полпота искал новых хозяев и находил, стравливал их между собой, в надежде выжить. Но начало всему это колониальная политика Франции и выращивание колониальных проводников *цивилизации*.
  21. Reptiloid 23 ноября 2015 11:54
    Ага!!Удалены все комменты Правдолюбо-ва! А я ночью читал все и подумал,что похожи они с "ПатриотомС" ---зарегистрировались в один день и стиль написания один.Сначала вроде сдерживая злобу,а потом не смогли.Может и ПатриотаС уберут?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня