В США подходит к концу разработка беспилотного охотника за подлодками
Агентство по перспективным оборонным исследованиям США (DARPA) уже в 2016 году может начать новый этап тестирования автономного аппарата, который предназначен для обнаружения и слежки за дизель-электрическими субмаринами. Речь идет о достаточно продвинутом в техническом плане беспилотнике. При этом информация о наличии у данного дрона возможности поражать корабли противника не распространяется, но и не опровергается американскими военными.
Над созданием 40-метрового беспилотного судна для слежки за субмаринами в США приступили еще в 2010 году. По всей видимости, этот немаленький морской беспилотник весом в 140 тонн уже почти готов к использованию, пробные запуски аппарата будет проведены в январе-феврале 2016 года. Вся «железная» начинка автономного корабля, который получил уже обозначение ACTUV — Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel (противолодочное военное беспилотное судно непрерывного слежения) в настоящее время уже готова к использованию, теперь американские инженеры работают над созданием необходимого софта, который должен позволит аппарату ACTUV находиться в море несколько месяцев.
Главная цель морского беспилотного аппарата ACTUV — это выслеживание подводных лодок противника в мировом океане и осуществление слежки за ними на протяжении продолжительного периода времени. Скотт Литтлфилд, занимающий пост директора отдела тактических технологий в агентстве оборонных исследований DARPA, отметил, что главным преимуществом разрабатываемого проекта является тот факт, что стоимость работы полностью автономного судна будет составлять порядка 15−20 тысяч долларов ежедневно.
Стоит отметить, что 15-20 тысяч долларов в день — это существенно меньше, чем ежедневные расходы, которые американский военный бюджет несет на содержание одного эсминца с экипажем (около 700 тысяч долларов). Пока что американские военные не собираются размещать на борту ACTUV какое-либо оружие. Пентагон запрещает устанавливать вооружение на полностью автономных системах, но сами специалисты DARPA не исключают подобную возможность в будущем. По словам Литтлфилда, одним из главных преимуществ автономных судов проекта ACTUV станет то, что такой беспилотник сможет нести гораздо больше грузов, чем уже существующие автономные устройства, запускаемые с борта боевых кораблей. Так что установить на борту аппарата какое-либо вооружение в случае принятии соответствующего решения будет вполне реально. Также Скотт Литтлфилд рассказал журналистам о том, что американский флот рассматривает возможности использования аппарата ACTUV не только для поиска и слежения за подводными лодками противника, но и, к примеру, для поиска морских мин.
Стоит отметить, что первая информация о проведении испытаний беспилотного аппарата морского базирования ACTUV появилась еще весной 2015 года. Тогда была распространена информация о том, что агентство DARPA провело серию первых испытаний необитаемого аппарата, который предназначен для поиска подлодок. Как сообщало издание Defence Talk, морские испытания беспилотника проходили возле побережья Миссури и продолжались по времени 6 недель. Когда именно начались испытания и когда они завершились, в сообщении не уточнялось.
Была распространена информация, что во время испытаний в 2015 году дрон сумел самостоятельно проплыть по заданному заранее курсу. При этом на пути аппарата встречались различные препятствия в виде подводных рифов, мелководья, а также надводных судов, которые специально осуществляли непредсказуемые маневры. Однако беспилотный аппарат ACTUV даже в таких условиях сумел пройти по заданному курсу, ни разу не столкнувшись с каким-либо препятствием. В агентстве оборонных исследований DARPA подчеркнули, что аппарат совершал маневры в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов в море. Тогда же стало известно, что длина испытываемого беспилотника составляет примерно 40 метров, а также то, что дрон оснащен различным современным навигационным оборудование и сонарами.
По словам одного из руководителей программы ACTUV Скотта Литлфилда, автономное судно сможет работать в море месяцами, причем в самостоятельном режиме без участия человека. При этом он подтвердил, что беспилотный аппарат обязательно будет учитывать наличие других кораблей и будет всецело подчиняться существующим конвенциям и морским законом, обеспечивая безопасность судоходства.
Американские военные рассчитывают использовать автономные корабли для поиска наиболее «тихих» дизель-электрических субмарин, которые находятся на вооружении Российской Федерации, КНР и Индии. По оценкам американского оборонного ведомства, с данной задачей могли бы успешно справиться и современные американские атомные подлодки, но их применение для этих целей является экономически нецелесообразным. Стоит отметить, что активизация американской программы, направленной на создание автономного «охотника» за субмаринами, по времени совпала с активизацией работ по строительству российского военно-морского флота. В том же 2010 году, когда в США приступили к реализации проекта ACTUV, в России на производственных мощностях ОАО «Адмиралтейские верфи» была заложена первая в серии дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 — «Новороссийск».
Всего на «Адмиралтейских верфях» была заложена серия из шести подводных лодок проекта 636.3. Все они предназначены для службы в составе Черноморского флота Российской Федерации. По данным на ноябрь 2015 года, четыре заложенные в Санкт-Петербург лодки уже приняты в боевой состав флота: Б-261 «Новороссийск» (22 августа 2014 года), Б-237 «Ростов-на-Дону» (30 декабря 2014 года), Б-262 «Старый Оскол» (3 июля 2015 года), Б-265 «Краснодар» (5 ноября 2015 года). Еще две лодки данной серии в настоящее время строятся — лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» были заложены 30 октября 2014 года. Планируется, что серия подводных лодок проекта 636.3 будет продолжена. Об этом говорил главнокомандующий ВМФ РФ Виктор Чирков. По его словам, Главное командование ВМФ России рассматривает возможность постройки субмарин данного проекта и для других российских флотов. В этом есть своя логика, так как подлодки проекта 636.3 обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и боевой эффективностью.
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и его модернизированная версия — это отечественное развитие еще советского проекта лодок 877 «Палтус». По кодификации НАТО многоцелевые дизельные подводные лодки данного типа называют Kilo. Лодки проекта 636.3 получили увеличенную мощность дизель-генераторов, дальность плавания и скорость полного подводного хода. По заявлениям российских военных, субмарины проекта 636.3 являются на сегодня самыми малошумными подлодками в мире.
Источники информации:
http://www.nanonewsnet.ru/news/2015/darpa-zavershaet-stroitelstvo-avtomaticheskogo-okhotnika-za-podlodkami
https://nplus1.ru/news/2015/04/23/hunter
http://www.rosbalt.ru/main/2015/11/12/1460308.html
http://hi-news.ru/robots/darpa-sozdalo-ogromnogo-drona-oxotnika-za-submarinami.html
Информация