Захоронить за одну ночь!

Не так давно на страницах ВО прочитал материал «Перезахоронить за одну ночь» и тут же вспомнил: а ведь я почти что свидетель одного очень интересного исторического события, о котором сегодня, конечно, вроде бы все знают, но… в деталях и в лицах выглядит оно намного интереснее. Речь идет о повсеместном сносе памятников Сталину, осуществленному по решению ЦК КПСС… «за одну ночь», причем на всей территории СССР. Проведена была эта операция в 1956 году, когда мне было два года и, понятно, что сам узнать об этом я не мог, но мне повезло работать с человеком, который один из таких сносов осуществлял лично и он-то мне всю эту историю и рассказал.


Здание вокзала Пенза-3. Фото еще дореволюционного времени, но и сейчас оно ничуть не изменилось.


А было так, что в 1983 году, когда я уже работал в Пензенском политехническом институте, к нам на работу пришел кандидат исторических наук Рева Владимир Ефимович, до этого занимавший ответственные посты в Железнодорожном РК КПСС. Район этот в нашем городе был самый многолюдный и промышленный. А еще в нем пересекаются две важные железнодорожные магистрали, поэтому здесь же находились сразу четыре станции Пенза-1,2,3,4. То есть ответственности там было выше головы, вот, видимо, ему и надоело. А тут… и спокойнее, и есть что из опыта при случае рассказать. Потом он стал заведующим кафедрой истории КПСС, а в 1995 году после всех известных перемен решил открыть на месте существовавшей тогда кафедры отечественной истории и культурологии кафедру «связей с общественностью». Решил и… открыл, причем по документам мы были вторыми в России!!! После известного МГИМО – они были первыми!

Понятно, что мы тут же озаботились тем, чтобы ездить по областным городкам, открывать там при школах центры подготовки к нашей специальности, то есть готовить талантливую молодежь заранее и прибирать ее к рукам. Одна такая школа «юных пиарменов» находилась в районном центре Сердобск, куда ехать нужно было два часа на электричке, и которая отправлялась со станции Пенза-3.

А теперь надо сказать, что главная станция города – Пенза-1 имела старинный красивый вокзал, который снесли и заменили современным, а вот станционное здание на Пензе-3 никто сносить не стал, и оно сохранилось до наших дней. И примечательно оно тем, что именно в нем располагался штаб белочехов, когда 25 мая 1918 года они подняли в Пензе свой мятеж и именно отсюда, через реки Пензу и Сура начали штурм центральной части города.


Стрелковые ячейки белочехов напротив центральной части города Пензы. Как раз позади них железнодорожный вокзал станции Пенза-3.

Часто мне приходилось ездить в Сердобск вместе с Ревой, и мы говорили на разные интересные темы. И вот как-то раз потянуло его на воспоминания, и он рассказал мне следующую историю.

В 1956 году, когда он был уже одним из секретарей РК ВЛКСМ Железнодорожного района, его как всегда срочно вызвали в Обком КПСС и сказали: вам надо за одну ночь «захоронить» бюст Сталина, что стоит на станции Пенза-3.

А бюст этот стоял почему-то не на перроне, как бы того следовало ожидать, а на платформе лицом к поездам и словно провожал их в путь-дорогу со станции. Причем, следовало обставить все так, чтобы никаких следов этого дела не осталось, и никто ничего бы не знал! И вот кто-то еще не верит, когда я пишу, что партия наша не доверяла собственному народу и боялась его. Еще как не доверяла и как боялась! Даже текст доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС ведь целиком не был напечатан в газетах! На Западе появился через два дня, а у нас для коммунистов ограничились «закрытым письмом» и пересказом его выступления в «Правде».

Пенза. Вид на возвышенную историческую часть города с моста через Суру. Зеленый массив справа: остров Пески, а за ним как раз и расположена станция Пенза-3.

Понятно, что Рева тут же взял под козырек: «партия приказала, комсомол ответил – есть!», но законно поинтересовался, а как обеспечить тайну-то? Ему объяснили, выдали, так сказать, «полномочия», и работа закипела. К сносу памятника можно было привлечь лишь самых доверенных комсомольцев, человек 5-6, не больше, и закончить все к утру, то есть к приходу утренней электрички в 5,30 по московскому времени. «Памятник гипсовый и непрочный, поэтому вы быстро с ним справитесь! – объяснили ему в обкоме.

Когда «ребята», вооружившись ломами, пришли на место работ около 10 часов ночи, там все уже было готово. Оба прохода на платформу оцепила милиция, а двери здания вокзала заперты. На первый путь поставили товарный состав и, хотя поезда через станцию шли непрерывно, за его вагонами никто ничего не видел.

Ну и принялись ребята за дело. Пока одни крушили постамент, другие за водонапорной башней за зданием вокзала рыли яму для погребения остатков. Чтобы никаких видимых следов не осталось! И надо сказать, что первая часть операции прошла без сучка, без задоринки, основание под бюстом и сам бюст раскрошили в два счета и закопали в яме за башней. А вот дальше пошли непредвиденные трудности.


Наверное, кто-то застал еще эти памятники советской эпохи – парковую скульптуру «девушка с веслом», «пионер с горном», «пограничник с собакой», покрашенных «серебряной краской», а кто их не застал – посмотрите забавный кинофильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!» Там таких скульптур как раз много. Их, как и бюсты «товарища Сталина» в то время отливали из гипса, так что справиться с монументом труда большого не составило. Но оказалось, что в его основании вмурованы в бетон (!) четыре железных стержня приличной толщины, и вот на них-то этот бюст и держался. Что делать?

Рева бросился звонить дежурному в райком. А как позвонить, если ночь и кругом все закрыто? «Таксофонов» мало, стоят только в центре, а у станционного как всегда срезана трубка. Причем, даже у милиции тогда мобильная связь отсутствовала. Пришлось бежать бегом по ночному городу и лично докладывать о проблеме. Решили быстро: дали ему ножовку и сказали – «Пилите»! «А если полотно сломаем?» «Пилите, а запасные мы вам привезем следом!» И привезли!

А на месте злополучного монумента между тем кипела работа: парни пилили стержни арматуры, сменяясь каждые пять минут! Пилить приходилось в яме ниже уровня асфальта, и это было хорошо для пользы дела. Но работу это очень затрудняло, ведь пилить-то их приходилось «под корень». Между тем над горизонтом уже забрезжил рассвет. Время истекало стремительно, тайна грозила «всплыть». Второй секретарь ОК КПСС, прибывший на место, нервно поглядывал на часы – «Время!» Начальник милицейского патруля тоже смотрел на часы, и было видно, что вся эта затея ему не нравится. Ребята обливались потом и пилили, пилили, пилили. Это сейчас есть «болгарка» и – р-а-а-з и готово дело! А тогда, тогда пилили вручную!

«Пилите, Шура, они золотые!» – наверное, каждый из них не раз в ту ночь припомнил эту фразу «из Бендера». И в тоже время, как не тяжело, а бросить никак невозможно. Мигом вылетишь из комсомола и… «карьера прощай!»

Но… как не тяжело было, а справились! Все четыре «арматуры» отпилили, тут же привезли асфальт, все им закрыли, закатали ручным катком, и уже в 5 часов утра это «дело» таким образом было завершено. Правда, виднелась черная асфальтовая нашлепка, но тут было уже совсем просто: принесли ведро пыли из кучи (а такие кучи дворники наметали постоянно и они высились то тут, то там), засыпали свежий асфальт и растерли все ногами!


Вид на современную часть города с моста. Справа зеленый массив - остров Пески, а за ним, еще правее, как раз и находится Пенза-3.

Грузовой состав тут же убрали, а ребята так устали, что сели на лавку отдыхать, прямо здесь же на платформе. И вот идет некая бабушка с бидоном молока на продажу и видит: нет бюста! Видит ребят, усталых донельзя и спрашивает: «А-а-а, где…бюст?»

«А никогда и не было, бабушка!» – ответили ей ребята, после чего встали и пошли по домам – отмываться, а потом опять на работу в райком. Отгулов тогда за такие дела никто не давал. Да они их и не просили. Молодые были, здоровые. Другое у них на уме было другое…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти