Возможности ВМФ НОАК по борьбе с авианосными ударными группами. Часть 2-я



Задача противодействия иностранным боевым кораблям и десантам в прибрежных водах КНР и на островах возложена на Войска береговой обороны ВМФ НОАК и многочисленные ракетные катера. Каждому командованию флота (Северному, Восточному и Южному) оперативно подчинены соответствующие районы береговой обороны. В Войсках береговой обороны ВМС КНР имеется 35 артиллерийских и ракетных полков, 20 отдельных ракетных дивизионов, вооруженных противокорабельными ракетными комплексами и 100 - 130 мм береговыми орудиями.


Береговые противокорабельные ракетные комплексы

Ещё десять лет назад ракетные части береговой обороны были в основном вооружены ПКР HY-2, которая была разработана в Китае на основе советской П-15. В настоящее время эта противокорабельная ракета считается устаревшей. Эксплуатация ПКР HY-2 связана с большими трудностями, так как заправка ракеты топливом и окислителем требует применения личным составом расчётов специальных средств защиты.

Возможности ВМФ НОАК по борьбе с авианосными ударными группами. Часть 2-я

Подготовка ПКР HY-2


Несмотря на недостатки, её конструкция была достаточно простой, технологичной и понятной для китайских специалистов. Но к середине 80-х помехозащищенность, дальность и скорость полёта ракеты уже не удовлетворяли современным требованиям.

Применение ЖРД на ПКР HY-2 было вынужденным решением, так как в 60-70-е году в КНР не существовало двигателей других типов, способных обеспечить требуемые данные по дальности и скорости полёта. В дальнейшем были предприняты усилия по совершенствованию HY-2. После появления рецептур для твердотопливных и создания компактных турбореактивных двигателей с удовлетворительными характеристиками, от производства ракет с ЖРД, требующих достаточно трудоемкого обслуживания и длительного времени подготовки к пуску, в Китае отказались. Во второй половине 80-х на вооружение приняты глубоко модернизированные модификации ПКР с твердотопливным - SY-2 и турбореактивным двигателем - SY-4 с несколькими вариантами активной радиолокационной ГСН.

В последние годы на вооружение ракетных частей войск береговой обороны КНР во всё больших количествах поступают современные противокорабельные комплексы. В первую очередь это относится к ПКР YJ-8. Первые ракеты этого типа поступили на вооружение ВМФ НОАК в конце 80-х, в то время дальность их пуска не превышала 65 км.


Береговые противокорабельные ракетные комплексы YJ-8 на параде в КНР


За прошедшие 25 лет было создано несколько вариантов ПКР семейства YJ-8, в которых были последовательно улучшены основные боевые характеристики: дальность пуска, помехозащищенность и вероятность поражения цели.


Пуск ПКР YJ-82


Различными модификациями этой ракеты вооружаются надводные корабли, подводные лодки и береговые ракетные комплексы. Последние варианты ракет по своим характеристикам сходны с ранними модификациями американской ПКР UGM-84 Harpoon.

В 2004 году на вооружение китайского флота поступила ПКР YJ-62. Её модификация для береговых ракетных комплексов - YJ-62C, устанавливается в строенных ПУ, на шасси повышенной проходимости.



Пуск ПКР YJ-62C


Противокорабельная ракета YJ-62C создана с использованием элементов советской Х-55, полученной от Украины и невзорвавшихся КР «Томагавк», которые были добыты китайской разведкой в Ираке.

Дальность пуска YJ-62 достигает 400 км при массе боевой части 300 кг. Но её существенным недостатком является относительно невысокая скорость полёта – 0,9М. Не так давно в СМИ просочились сведения о разработке в КНР на базе YJ-62 нового берегового ракетного комплекса YJ-65. Новая ПКР при большей дальности действия будет иметь на заключительном участке полёта сверхзвуковую скорость.


«Москитный» флот

В составе ВМФ НОАК имеется более 100 ракетных катеров разных типов, на них размещено около 20 % ПКР китайского флота. Наиболее современными считаются катера пр. 022 (типа « Хубэй») с 2х4 ПУ ПКР YJ-83. Они заменяют в КНР устаревшие катера пр. 021 (типа «Хуанфэн»).


Ракетные катера пр. 022


Ракетные катера пр. 022 построены по оригинальной тримаранной схеме. Архитектура корпуса катеров соответствует современным требованиям малой заметности. Катера этого типа по совокупности боевых качеств являются одними из лучших в своём классе.


Пуск ПКР с борта ракетного катера пр. 022


Тримаранная схема обеспечивает хорошую мореходность и плавность вхождения в волну, позволяет развивать высокую скорость полного хода. В настоящее время в КНР построено более восьмидесяти РК пр. 022.

С 1991 по 1999 годы на базе противолодочного катера типа пр. 037 («Хайнань») велось строительство ракетных катеров пр. 037/037G1/037G2. На катерах устанавливалось четыре ПУ ПКР YJ-82. По состоянию на 2014 год в ВМФ НОАК имелось 29 таких ракетных катеров.


Морская ударная авиация

По состоянию на конец 2014 года в составе авиации ВМС КНР находилось: 55 бомбардировщиков, 132 истребителя и штурмовика, 15 самолетов-разведчиков, 3 самолёта – заправщика. На долю носителей морской авиации приходится около 30 % имеющихся на флоте ПКР. Более половины китайских аэродромов с твёрдым покрытием расположены вдоль побережья на глубине до 700 км от береговой линии.


Схема расположения аэродромов на территории КНР


Насколько достоверны сведения по количественному и качественному составу авиации китайского флота, судить сложно, так во многих источниках указывается, что в качестве постановщиков мин и торпедоносцев до сих пор используются бомбардировщики Н-5 (китайская версия Ил-28). Поэтому в данном разделе речь пойдёт о боевых самолётах, наличие которых в морской авиации не вызывает сомнений.

Из самолетов, состоящих на вооружении морской авиации ВМФ НОАК, наибольшую опасность для американского надводного флота представляют российские Су-30МК2 и их китайские «клоны» - J-16. В состав вооружения Су-30МК2 входят российские сверхзвуковые противолокационные ракеты Х-31П с пассивной ГСН, которые могут применяться против РЛС боевых кораблей, а также противокорабельные Х-31А с активной радиолокационной ГСН. Многоцелевые тяжелые истребители J-16 адаптированы для применений авиационных версий ракет семейства YJ-8.


Истребитель J-16


В 2012 году китайский флот получил авианосец «Ляонин». В состав его авиационной группы входит до 24 палубных истребителей J-15. Изначально целью достройки полученного от Украины авианосца было желание повысить боевую устойчивость китайского флота при действиях на значительном удалении от своих берегов. В отличие от первоначального проекта, по которому велось строительство авианесущего крейсера «Варяг», китайский переработанный вариант больше подходит для создания авиационного истребительного «зонтика» корабельного соединения, действующего автономно в океанской зоне. В ходе строительства с китайского авианосца были демонтированы пусковые установки для ПКР, РБУ и пусковые шахты ЗРК. Оставшиеся системы вооружения предназначены для обеспечения ПВО авианосца в ближней зоне. Освободившиеся место демонтированных систем вооружения нехарактерных для авианосца было использовано для увеличения количества базирующихся на корабле летательных аппаратов. В нынешнем виде «Ляонин» является более сбалансированным кораблем, чем его «родственник» - авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Задачи противолодочной и противовоздушной обороны возложены на корабли сопровождения.

Китайский палубный истребитель J-15 пиратски создан на базе Су-33 (Т-10К), один экземпляр которого был получен не в лётном состоянии из Украины.


Палубный истребитель J-15 с повешенной ПКР YJ-83


В отличие от российских самолётов Су-33, которые не могут применять управляемое противокорабельное оружие, на китайских палубниках J-15 предусмотрено использование ПКР YJ-83, что существенно повышает ударные возможности китайской авианосной группировки.


ПКР YJ-83


В середине 90-х на вооружение поступил истребитель-бомбардировщик JH-7. Этот ударный самолёт был создан по заказу командования ВМФ НОАК. В своё время на китайских адмиралов произвёл большое впечатление американский многоцелевой истребитель F-4 «Фантом II», с которым у них была возможность ознакомиться во время Вьетнамской войны. JH-7 не только концептуально напоминает «Фантом», но и частично использует некоторые узлы, агрегаты и БРЭО позаимствованные с американского истребителя.

Так китайская БРЛС «Тип 232H» создана на основе американской станции AN/APQ 120, несколько экземпляров которой были сняты со сбитых во Вьетнаме F-4. Зачастую сбитые «Фантомы» падали в прибрежной полосе или на кроны деревьев, и их БРЭО не получало фатальных повреждений. Также на китайском JH-7 использовались двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202, двигатели этого типа ранее устанавливались на палубной модификации британского F-4K.


Истребитель-бомбардировщик JH-7


На ударном самолёте морской авиации JH-7 возможна подвеска твердотопливных ПКР YJ-81 с дальностью пуска около 60 км. Эта ракета по своим возможностям близка к французской «Экзосет».

Противокорабельными ракетами модификации YJ-83 вооружены модернизированные истребители-бомбардировщики JH-7A. После пуска ПКР разгоняется твердотопливным ускорителем, после чего происходит запуск маршевого двигателя. На среднем участке полёта управление происходит с помощью инерциальной системы, с радиокоррекцией с борта самолета-носителя. На конечном участке включается активная радиолокационная ГСН. Дальность пуска авиационного варианта YJ-83 составляет - 250 км, а крейсерская скорость ракеты - 0,9М. В районе цели ракета разгоняется до скорости около 2М.


Подвеска ПКР на истребитель-бомбардировщик JH-7


В составе морской авиации имеются так же лёгкие однодвигательные истребители J-10А, которые также могут привлекаться для ударов по морским целям с помощью ПКР YJ-81. Но из-за относительно небольшого радиуса действия J-10А способны оперировать только в прибрежных районах.


Истребитель J-10


С начала 60-х в КНР эксплуатируется дальний бомбардировщик Н-6 (копия Ту-16). Кроме выполнения задач ядерного сдерживания на базе этого самолёта в середине 80-х была построена противокорабельная модификация H-6D , способная наносить удары противокорабельными ракетами YJ-61(С-601). Эта ракета представляла собой авиационный вариант жидкостной ПКР HY-2.


ПКР YJ-61 под крылом H-6D


После создания и принятия на вооружение ПКР YJ-82 и YJ-62 они сменили на китайских дальних бомбардировщиках сложные в эксплуатации ракеты YJ-61.


Бомбардировщики Н-6 с ПКР YJ-62


Наиболее современная модификация H-6K с турбовентиляторными двигателями Д-30КП2 принятая на вооружение в 2011 году имеет боевой радиус действия - около 3000 км. У самолётов более ранних модификаций действующих в противокорабельном варианте этот показатель составлял – 1600 км. Дальние бомбардировщики Н-6 теоретически способны наносить удары противокорабельными ракетами в океанской зоне на значительном удалении от берега, на дальности превосходящей радиус действия американской палубной авиации и крылатых ракет «Томагавк». Но при этом сами бомбардировщики из-за дозвуковой скорости полёта и высокой ЭПР являются весьма уязвимыми. И в реальной боевой обстановке при борьбе с АУГ с большой долей вероятности они будут перехвачены на дальних подступах до рубежа пуска своих ПКР.

По количеству ударных самолётов палубной авиации ВМС США значительно превосходят общее количество самолётов морской авиации КНР. Однако следует понимать, что в случае конфликта против американских АУГ будут действовать с береговых аэродромов китайские самолёты фронтовой и дальней авиации.

Многочисленные ЗРК китайского и российского производства развёрнутые вдоль береговой линии и истребители-перехватчики при вторжении в воздушное пространство американской ударной палубной авиации КНР способны нанести ей тяжелые потери.
В этих условиях без завоевания американской авиацией превосходства в воздухе речь может идти только об ударах по китайским береговым объектам крылатыми ракетами большой дальности, что конечно не приведёт к разрушению всего военного и промышленного потенциала КНР и вызовет жесткие ответные меры, на что американцы вряд ли пойдут.


Разведка, средства контроля и целеуказания

Вдоль побережья КНР и на островах размещено значительное количество радиолокационных станций дальнего действия, которые вместе кораблями береговой охраны надёжно контролируют прибрежные воды. Но слабым местом ВМФ НОАК, по прежнему остаются средства контроля в океанской зоне.

В составе китайского флота имеется около 20 крупных разведывательных кораблей способных действовать на значительном удалении от своих берегов. Однако этого количества явно недостаточно для полноценного наблюдения за обстановкой на Тихом океане.
Самыми современными китайскими разведчиками океанской зоны считаются корабли пр. 815G. Корабли пр. 815 строятся с середины 90-х. В настоящее время в составе китайского военного флота имеется три корабля пр. 815 и 815G.


Разведкорабль пр. 815G


Назначением кораблей пр. 815 и 815G является наблюдение за действиями кораблей зарубежных государств и ведение радиотехнической разведки. Известно, что в ближайшее время китайский флот пополнится ещё несколькими разведывательными кораблями этого типа. Но слабо вооруженные и относительно тихоходные корабли являются наблюдательным средством «мирного времени». В случае реальной угрозы американской АУГ они будут мгновенно нейтрализованы.

В интересах разведки ВМС действуют два китайских центра радиоперехвата на Кубе. На Кокосовых островах, принадлежащих Мьянме, развернуты несколько станций радиотехнической разведки, которые собирают информацию об обстановке в Индийском океане. Недавно были восстановлены центры радиоперехвата на острове Хайнань в Южно-Китайском море и Соп-Хау вблизи Лаоса.

Разработаны и введены в эксплуатацию береговые аэростатные разведывательные комплексы "Си дрэгон", способные обнаруживать и выдавать целеуказания по морским и воздушным целям на дальности более 200 морских миль.


Китайский патрульный самолёт Y-8J пролетает над БПК "Маршал Шапошников" и китайским эсминцем "Гуанчжоу" во время совместных российско-китайских учений

Воздушная разведка с использованием РЛС обнаружения надводных целей большой дальности ведётся самолётами Y-8J. Базой для Y-8J служит транспортный Y-8, который в свою очередь представляет собой китайскую версию советского Ан-12.


Патрульный самолет Y-8J


БРЛС патрульного самолёта Y-8J одновременно может отслеживать 32 морские надводные цели на дальности до 250 км, включая даже такие, как перископ подводной лодки.


Самолёт ДРЛО Y-8W


Для этих целей может применяться самолёт ДРЛО Y-8W (KJ-200) с дальностью обнаружения крупных надводных целей до 400 км.

Отдельного упоминания заслуживает разведывательный Tу-154MD (Ту-154Р), построенный на базе среднемагистрального пассажирского авиалайнера советского производства, который регулярно совершает полёты над морем. По своим возможностям Tу-154MD сравним с американским самолётом E-8 JSTARS.


Tу-154MD


Первый самолет был переоборудован в 1996 году. На нём сохранены гражданские опознавательные знаки и окраска китайской авиакомпании "China United Airlines". Разведывательный Tу-154MD под фюзеляжем в обтекаемом контейнере несёт поисковую РЛС с синтезированной апертурой, также на самолёте имеются мощные телевизионные и инфракрасные камеры для визуальной разведки.

В настоящее время в КНР запущенна масштабная программа строительства нескольких типов самолётов ДРОЛО. Таких как: JZY-01, KJ-500, KJ-2000. Однако эти пока не многочисленные в КНР самолёты слишком дороги и ценны, чтобы рисковать ими в дальних морских полётах. Приоритетной задачей китайских самолётов радиолокационного дозора является контроль воздушной обстановки, наведение и управление истребителями.

В этой ситуации следует ожидать появления в КНР специализированного самолёта по типу американского Р-8А «Посейдон», способного контролировать морскую поверхность на океанских просторах. А пока для этих целей периодически привлекаются дальние бомбардировщики Н-6 и гидросамолёты SH-5.

Для слежения из космоса за океанскими просторами предназначен китайский искусственный спутник HY-1, запущенный в 2002 году. На его борту имеются оптоэлектронные камеры и аппаратура, передающая полученное изображение в цифровом виде. Следующим космическим аппаратом аналогичного назначения стал ZY-2. Разрешение бортовой фотоаппаратуры ZY-2 составляет 50 м при достаточно широком поле зрения. Спутники серии ZY-2 обладают способностью совершать орбитальный маневр. Всё это позволяет им осуществлять слежение за АУГ. Однако китайские представители опровергают все предположения относительно военного назначения этих космических аппаратов, заявляя, что они служат исключительно мирным целям исследования мирового океана.


Современные возможности и перспективы

Уже сейчас боевая авиация, базирующаяся на береговых аэродромах, фрегаты УРО, ракетные катера и противокорабельные ракетные комплексы войск береговой обороны делают невозможным нахождение враждебного иностранного флота в прибрежных водах КНР.

В настоящее время в Китае ведётся активное строительство кораблей океанского класса. В дополнение к трем существующим флотам в КНР в ближайшей перспективе планируется создание четвертого, способного оперировать и вести масштабные действия в океанской зоне, за пределами прибрежных вод.



Как полагают американские военно-морские аналитики, в ближайшее время Китай будет обладать возможностью сформировать собственную авиационную ударную группу. В состав этой китайской АУГ, кроме авианосца «Ляонин», может войти эскадра из 6-8 фрегатов и эсминцев. Способностью сопровождать китайский авианосец в дальнем походе обладают следующие боевые корабли: ФР УРО пр. 053, ЭМ УРО пр. 051С, пр. 052С, пр. 052В, пр. 956Э и 956ЭМ), пр. 052, пр. 051В и 2-3 многоцелевых подводных лодки пр. 091 и пр. 093, а также танкеры и корабли снабжения.

В этом составе китайская АУГ вполне может играть на равных с дежурными силами 7-го флота ВМС США, которые на постоянной основе находятся в данном регионе. Но в случае эскалации напряженности и стягивания в этот район других американских авианосных групп превосходство ВМС США будет подавляющим, и противостоять американцам китайские моряки не смогут. Кроме того, американские АУГ, действующие в мировом океане за счёт наличия на авианосцах самолётов, ДРЛО обладают значительным преимуществом в области своевременного обнаружения надводных и воздушных целей. Это в значительной мере обесценивает многочисленные противокорабельные ракеты, которые могут нести китайские боевые самолёты и корабли. Кроме того ПКР ВМС КНР с дальностью стрельбы около 300 км в основной своей части обладают дозвуковой скоростью на конечном участке траектории.


ТТХ некоторых китайских ПКР


В этих условиях, наряду с наращиванием численного состава своего флота и совершенствованием его противокорабельного вооружения, руководство КНР предприняло ряд «ассиметричных» шагов. В первую очередь, это касается берегового комплекса противокорабельной баллистической ракеты, которая создана на базе мобильной БРСД DF-21.


БРСД DF-21С


Предполагается, что противокорабельные DF-21D с дальностью пуска более 1500 км будут оснащены маневрирующей на конечном участке БЧ с активной радиолокационной ГСН. С учётом того, что БЧ баллистической ракеты DF-21 движется на заключительном этапе с гиперзвуковой скоростью, в случае залпового применения борьба с ними будет очень сложной задачей для систем ПВО-ПРО американской эскадры.


Так китайский художник представляет себе атаку с помощью DF-21D американской АУГ


По данным, опубликованным американскими разведывательными службами, противокорабельные БР DF-21D уже эксплуатируются в КНР в тестовом режиме. Пока они ограничены недостаточными возможностями системами разведки и целеуказания. Для исправления ситуации в КНР на побережье ведётся строительство загоризонтной РЛС с дальность обнаружения морских целей до 3000 км, а так же предусмотрен запуск спутников разведки и целеуказания нового поколения.



Как отмечают многие наблюдатели, китайский самолёт 5-го поколения J-20 со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета и малой радиолокационной заметностью, для которого ведётся разработка противокорабельной ракеты большой дальности с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, также нацелен на решение противокорабельных задач.

В случае реализации этих планов ударных возможностей китайской авиации, флота и береговых ракетных комплексов будет достаточно, чтобы держать американские АУГ за пределами боевого радиуса действия существующих крылатых ракет и палубной авиации в ударной конфигурации. Это развяжет руки КНР и даст возможность силового решения территориальных споров с Японией и «Тайваньского вопроса».

Публикация из этой серии:
Возможности ВМФ НОАК по борьбе с авиационными ударными группами. Часть 1-я

По материалам:
http://www.navy.mil/index.asp
http://www.modernarmy.ru
http://www.defensemedianetwork.com
http://flot.com
Автор:
Сергей Линник
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти