Начата разработка малогабаритных атомных электростанций
По информации агентства ТАСС, разработкой перспективных мобильных электростанций занимаются несколько научных и проектных организаций, а за общую координацию проекта отвечает «Инжиниринговая компания инновационных проектов». Именно ее руководство не так давно рассказало о текущих работах в перспективном направлении. По словам генерального директора компании Юрия Конюшко, работы ведутся в соответствии с распоряжением министра обороны. Военное ведомство желает получить новые малогабаритные атомные электростанции. По-видимому, такое оборудование планируется использовать для энергоснабжения удаленных гарнизонов, войск на полигонах и т.д.
К настоящему времени специалисты отечественной промышленности уже приступили к предварительным научно-исследовательским работам по перспективному проекту. Первые выводы должны быть сделаны в самое ближайшее время. Сообщается, что предварительные данные по новому проекту будут переданы министерству обороны уже до конца текущего года. В дальнейшем планируется начать полноценные работы с созданием технического проекта, по которому будут строиться серийные электростанции нового типа.

Один из блоков электростанции ТЭС-3
Следующий этап проекта, по словам Ю. Конюшко, будет продолжаться примерно полтора-два года. Следующий этап опытно-конструкторских работ, а также изготовление опытной электростанции будут осуществлены до конца текущего десятилетия. Согласно существующим планам, прототип перспективной малогабаритной атомной электростанции должен быть представлен к 2020 году.
Отмечается, что за следующие четыре-пять лет российским специалистам придется не только разработать новый проект, но и подготовить производственные мощности к серийному производству перспективных электростанций. Подобная техника в нашей стране в настоящее время не производится, поэтому придется решать ряд важнейших вопросов.
Технические требования к перспективным малогабаритным электростанциям пока не оглашались. Гендиректор «Инжиниринговой компании инновационных проектов» упоминал только модульную архитектуру станций и возможность монтажа их аппаратуры на различных базовых шасси, предназначенных для обеспечения требуемой мобильности. Кроме того, озвучено намерение строить оборудование с различными габаритами и мощностью.
Перспективная электростанция, согласно нынешним планам, сможет устанавливаться на колесных шасси разных типов, производимых Минским и Камским автомобильными заводами. Кроме того, рассматривается вариант электростанции на базе буксируемых саней. В подобной конфигурации она сможет эксплуатироваться в Арктике. Также в контексте мобильности упоминалось, что перспективные электростанции смогут транспортироваться самолетами или вертолетами. При помощи транспортной авиации их предлагается доставлять в труднодоступные районы Севера.
Важной особенностью нового проекта должна стать максимальная автономность электростанций. Они должны будут работать в течение длительного времени без активного участия большого количества специалистов. Для контроля за работой планируется создать системы дистанционного мониторинга и управления, которые будут работать, в том числе, при помощи спутников связи.
Уже определены примерные объемы строительства первых электростанций нового типа. Изначально требуется не менее трех десятков подобных комплексов, которые будут распределены между различными объектами Крайнего Севера, в том числе расположенными на архипелагах северных морей.
Конкретные характеристики перспективных малогабаритных атомных электростанций для Арктики и других районов пока не оглашались. Более того, из имеющихся сведений следует, что подобные параметры пока не определены. По-видимому, в настоящее время специалисты заняты предварительным изучением многообещающих систем и пока не готовы вынести окончательный вердикт. При этом уже известны примерные объемы строительства. Для решения имеющихся задач требуется не менее трех десятков электростанций.
Тем не менее, первые выводы о принципиальной реализуемости новых проектов будут сделаны в самое ближайшее время. По словам Ю. Конюшко, предварительные данные по текущим работам будут переданы заказчику до конца года, после чего можно будет начинать новые этапы разработки. Если дальнейшие работы пойдут без значительных проблем, то первые системы нового типа могут выйти на испытания уже к 2020 году.
Опубликованные сведения о новом проекте позволяют предполагать, что он создается в рамках текущей программы возвращения вооруженных сил на Крайний Север. При восстановлении старых баз и строительстве новых особое значение приобретает энергоснабжение. При отсутствии возможности получения электроэнергии с «большой земли» строителям и гарнизонам приходится полагаться на имеющиеся дизельные электростанции и т.п. оборудование, которое, однако, не лишено недостатков. Главная его проблема – необходимость в постоянном подвозе топлива.
С целью обеспечения строителей или войск электроэнергией без необходимости подвоза топлива могут использоваться малогабаритные атомные электростанции требуемой мощности, однако на данный момент подобные системы в нашей стране отсутствуют. Новый проект призван заполнить этот пробел и обеспечить энергоснабжение удаленных объектов.
Необходимо напомнить, что разрабатываемый в настоящее время проект мобильной атомной электростанции не является чем-то новым. Еще в конце пятидесятых годов в нашей стране начались работы по этому направлению. Первым результатом стала мобильная электростанция типа ТЭС-3 на гусеничном шасси, опытная эксплуатация которой началась в 1961 году. В дальнейшем были разработаны несколько других проектов подобной техники. Кроме того, в настоящее время строится первая отечественная плавучая атомная электростанция, выполненная в виде несамоходного судна.
При успешном завершении имеющиеся проекты позволят расширить парк специальной техники, предназначенной для энергоснабжения удаленных районов. При этом плавучие атомные электростанции смогут обеспечивать электроэнергией прибрежные районы, а мобильные сухопутные предназначаются для использования на объектах Крайнего Севера, в том числе расположенных на островах. В соответствии с текущими планами промышленности и военного ведомства, эксплуатация подобной техники может стартовать уже в начале следующего десятилетия.
По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://ippe.ru/
http://русская-сила.рф/
Информация