Статистика морских сражений
Комментарии случайных посетителей раздела “Флот” зачастую оригинальностью не радуют. Читатели зацикливаются на паре известных случаев, забывая проанализировать целиком всю картину. И потом на основании этого делают совершенно неверные выводы. Становится даже обидно за кораблестроителей прошлого, чьи великие творения в один миг записываются в небоеспособный и бесполезный хлам.
Сокрушительные залпы
В качестве примера гибели крупных и хорошо защищенных кораблей от артиллерийского огня обычно приводят “Худ” и “Инвинсибл”. Всего пара удачных залпов, и морские гиганты отправились на дно, даже не успев как следует отомстить противнику.
Пример с “Инвинсиблом” теряет свою очевидность при знакомстве с полной статистикой Ютландского сражения. Англичане потеряли три линейных крейсера (“Инвинсибл”, “Индифатигейбл”, “Куин Мэри”), кайзеровский флот лишился одного (“Лютцов”).
Отчего звезды встали на сторону немцев? Чем объясняется трехкратная разница в числе потерь?
Объяснение нужно искать не в гороскопах, а в конструкции кораблей. Слева — немецкий ЛКР типа “Дерфлингер”. Справа — британский “Инвинсибл”. И не задавайте глупых вопросов.

Все три британские потери были вызваны детонацией с полной потерей экипажей и кораблей.
ЛКР “Лютцов” получил 24 мощных попадания крупнокалиберными снарядами (305, 343 и 381 мм) и медленно затонул в ночи. Эсминцам удалось снять 90% его экипажа.
Вот и получилось, что британцы, сделав ставку на скорость и огневую мощь (лучшая защита — нападение), оказались в итоге на морском дне. Немецкие линейные крейсеры смогли выдержать больше попаданий и в результате уничтожить противника.
Примечательно, что в грандиозной мясорубке Ютланда не погиб ни один сверхдредноут. Более медлительные, но гораздо лучше защищенные линкоры как ни старались, не смогли уничтожить друг друга. Британский “Уорспайт” получил 13 попаданий 280-мм снарядами немцев (эквивалент 305 мм), а общее число пробоин он осколков близких взрывов и снарядов меньшего калибра составило 150. Несмотря на адов расстрел, “Уорспайт” остался в строю, а потери его экипажа составили 14 убитых, 16 раненых (из 1100 находившихся на борту). Он еще задаст жару немцам во Вторую мировую войну.

Что касается линейного крейсера “Худ”, то в его гибели нет ничего зазорного. Линейный крейсер начала 20-х гг. схлестнулся с быстроходным бэттлшипом позднего поколения. 76 мм палуба не выдержала удар 380-мм юберснаряда.
Смерть с высоты
Авиация бомбила линкоры много и часто. И лишь однажды ей удалось “расклеить” тяжелый корабль и пустить его на дно. Этим кораблем был итальянский “Рома”.
Гораздо менее известно, что в “Рому” попали две бомбы. Второй удар пришелся в район машинного отделения, где от начавшегося пожара сдетонировали погреба боезапаса. Почему “макаронники” не тушили пожар? Единого мнения нет. По одной из версий, деморализованный экипаж покинул боевые посты. Для итальянцев война уже завершилась — линкор шел сдаваться на Мальту.
Третий малоизвестный факт: в тот же день “Фриц” попал в однотипный “Литторио”. Линкор вздрогнул и...
Третьим стал уже упомянутый в статье “Уорспайт”, в который угодила пара “Фрицев” (прямое попадание и взрыв 300 кг ВВ у борта). Взрывы не прибавили ему красоты, “Уорспайт” лишился хода. Единственной хорошей новостью было то, что безвозвратные потери среди экипажа составили 9 моряков (0,8%). Спустя полгода отремонтированный линкор первым открыл огонь по укреплениям в Нормандии.

Супербомба Fritz X — эквивалент 460-мм арт. снаряда. При длине свыше трех метров она имела массу 1362 кг. Толщина стенок в оживальной части — 15 см стали. Масса взрывчатки — 300 кг. Благодаря радиокоррекции “Фриц”, падая с высоты 6 км, развивал трансзвуковую скорость (280 м/с) и имел возможность попасть в движущийся корабль.
В ходе бомбардировки Специи в пришвартованный у стенки ЛК “Витторио Венето” попали две бронебойные бомбы, сброшенные “Летающими крепостями”. По своим характеристикам эти “болванки” соответствовали немецкому “Фрицу” (масса одна тонна, высота сброса 4-6 км). Атака не имела результата. Линкор был отремонтирован через месяц.
Итого за всю войну единственной и во многом, случайной жертвой бомбардировочной авиации стал итальянский ЛК “Рома”. Исключение подтвердило общее правило: уничтожить авиабомбой крупный высокозащищенный корабль практически невозможно.
«Но как же “Тирпиц”, “Марат” и “Аризона”?» — возмущенно воскликнут скептики. И окажутся не правы.
Все приведенные примеры настолько отвратительны, что напоминание о них дает совершенно противоположный результат.
“Хьюга” — выведенный к концу войны в резерв 4-ой категории линейный крейсер, получил 10+ прямых попаданий и множество близких разрывов во время бомбардировок ВМБ Куре в июле 1945 г. Затонул на мелководье от многочисленных течей в его корпусе.
“Исэ” 24 июля 1945 г. получил пять попаданий. Спустя четверо суток, в ходе 9-часовой бомбардировки Куре в линкор попало одиннадцать 1000-фн. бомб, сброшенных многоцелевыми истребителями “Корсар”. Корабль в изнеможении опустился на дно.
“Харуну” его постигла судьба “Хьюги” и “Исэ”. Девять попаданий авиабомб.
“Тирпиц”, истерзанный подводными минами и десятками налетов британской авиации, в конце концов был забит 5-тонными бомбами “Толлбой”. Все менее экзотические средства оказались против “Тирпица” неэффективны.
“Аризона”. Горизонтальное бронирование дредноута 1915-го года не представляло сложности для 800-кг бомбы, переделанной из 356 мм бронебойного снаряда. При том “Аризона” стал единственным из линкоров Перл-Харбора, потопленным таким способом.
“Марат”. Нет ни одного параметра, по которому его можно всерьез сравнивать с бэттлшипами позднего периода. Проломить 30-мм палубу — дас ист нихт безондерс.
Все они были потоплены в базах. Все, кроме “Тирпица”, являлись ржавыми ведрами постройки начала века. Японские корабли к моменту своей гибели были изранены в боях и оставили за кормой сотни тысяч огненных миль.
И все равно для их уничтожения пришлось применить внушительное количество боеприпасов. В нормальных условиях, в открытом море, при наличии современной ПВО повторить эти результаты было бы невозможно.
Единственный шанс — крушить корпус ниже ватерлинии.
Торпедный коллапс
В годы Второй мировой линкоры 24 раза попали под удары торпед (несмотря на то, что “не воевали и простояли всю войну в базах”).
И лишь дважды за всю войну одиночная торпеда смогла вызвать серьезные повреждения. Заклиненный руль “Бисмарка” и погнутые гребные валы ЛК “Ришелье”. При том подробности инцидента в Дакаре остаются загадкой. Стояли на якорях французский линкор и британский авианосец. Утром британцы подняли эскадрилью и атаковали “Ришелье”. В ночь перед торпедной атакой они разбросали вокруг линкора 15 глубинных бомб, и, вероятно, взрыв БЧ торпеды инициировал детонацию лежащих на дне зарядов. Эффект от взрыва был дополнительно усилен малой глубиной бухты.
Всего пара случаев, из которых один явный неадекват, на фоне десятков морских битв мировой войны. А потом “экшперты” на примере “Бисмарка” станут доказывать несостоятельность крупных боевых кораблей. Разумеется, о других случаях они просто не знают.
Из упомянутых 24-х эпизодов 13 закончились кораблекрушением. Гибель всегда наступала от двух причин. Первая: отсутствие противоторпедной защиты (“Конго”, "Фусо", “Бархэм”, “Ройал Оук”, “Рипалс”, “Оклахома”, “Невада”, “Калифорния”, “В. Вирджиния”). Все это были дредноуты Первой мировой, создатели которых не подозревали о быстрой эволюции подлодок и торпедоносцев.

Читатель, наверняка, спросит — каким образом в список погибших затесались “Невада”, “Калифорния” и “В. Вирджиния”, которые были отремонтированы и возвращены в строй? Не вдаваясь в долгие подробности, отметим, что те жертвы Перл-Харбора получили тяжкие повреждения и легли на грунт (сели на мель). Водолаз, отправленный на обследование “В. Вирджинии” (7 торпедных попаданий) прошел сквозь пробоину, не заметив корпуса линкора. По легенде, безнадежный корабль был восстановлен лишь благодаря тому, что среди начальства базы оказался бывший командир линкора.
На этом лирическое отступление заканчивается и вновь идет жесткая статистика.
Вторая группа линкоров погибла от совершенно дикого количества выпущенных в них торпед. “Шарнхорст” — 11 попаданий. “Мусаси” — 20. Для потопления японских гигантов пришлось задействовать целые воздушные армии. По свидетельствам участников тех событий, положение “Мусаси” стало безнадежным лишь после попадания шестой торпеды. И то лишь оттого, что атаки продолжались, а возможности его ПТЗ и системы контрзатоплений были практически исчерпаны. Полчища самолетов топили “Мусаси” на протяжении 9 часов. А он до последнего упирался и продолжал ползти своим ходом. Великий корабль.
Особняком стоит гибель ЛК “Принс оф Уэлс” (3 торпеды). Слабейший из бэттлшипов позднего периода имел явно недостаточную ПТЗ, за что и поплатился. В довершение всех бед взрыв второй торпеды погнул гребной вал. Вращаясь, тот “разворошил” всю кормовую часть, ускорив поступление воды.
В то же время малоизвестные инциденты с “Литторио”, “Витторио Венето”, “Норт Кэролайн”, “Ямато” (встреча с подлодкой “Скейт” в 1943 г.) продемонстрировали очевидное. Крупный и прочный корабль с развитой ПТЗ невозможно вывести из строя попаданием одной-двух торпед. Последствием станет лишь незначительное снижение боеспособности, а по возвращению в базу — краткосрочный ремонт (от нескольких недель до пары месяцев).
На фоне такой статистики пример с повреждением “Бисмарка” выглядит неубедительным.
Эпилог. Автор искренне надеется, что данный материал был интересен всем, кто увлекается военно-морской тематикой. Обозначенные факты придают принципиально иной оттенок историям о “Бисмарке и этажерке” и “бесславно погибшем Ямато”. Главный вывод прозвучит так: требовалось приложить невероятные усилия для нейтрализации крупных, хорошо защищенных кораблей.
Проблемы изредка возникали у тех, в чьей конструкции были не в полной мере учтены угрозы нового времени. Те же, кто был построен позже, оказались практически неуничтожимы обычными способами.
Информация