Проект ударного вертолета Ка-50-2 Erdogan

29
В связи с последними событиями российское министерство обороны решило прекратить любое военное сотрудничество с Турцией. Сотрудничество двух стран не отличалось особой интенсивностью, однако некоторые его эпизоды представляют большой интерес. Так, в конце девяностых годов российская оборонная промышленности при содействии зарубежных коллег начала создание перспективного боевого вертолета, который мог пополнить парк техники воздушно-военных сил Турции. В силу разных причин российский проект не победил в конкурсе, но все же стал любопытной страницей в истории российского вертолетостроения.

История экспортного проекта фирмы «Камов» началась в 1997 году. Тогда турецкое министерство обороны начало реализовывать программу обновления материальной части вооруженных сил, в том числе боевой авиации. В соответствии с планами конца девяностых, реализуемыми в рамках программы ATAK, до 2010 года турецкая армейская авиация должна была получить 145 новых ударных вертолетов зарубежной разработки. Часть этой техники планировалось заказать у компании-разработчика, но большинство вертолетов следовало построить на турецких предприятиях. Эта особенность планов, а также некоторые другие нюансы в итоге оказали большое влияние на ход всего конкурса и последующие события.

Свои заявки на конкурс подали несколько компаний: российская «Камов», американские Boeing и Bell Helicopters, а также итальянская Agusta и европейский консорциум Eurocotper. Турецким военным были предложены вертолеты AH-64D Apache Longbow, AH-1Z King Cobra, A129 Mangusta и Tiger. Российская компания представила на конкурс свой новый проект под названием Ка-50-2 Erdogan («Воин»). В рамках этого проекта предлагалось создать перспективный ударный вертолет, построенный на основе агрегатов вертолетов Ка-50 и Ка-52. Кроме того, для выполнения требований заказчика, планировалось оснастить новый вертолет авионикой зарубежного производства.

Проект ударного вертолета Ка-50-2 Erdogan
Ранний прототип Ка-50-2 на базе Ка-50. Фото Airwar.ru


Головным разработчиком нового проекта стала российская фирма «Камов», которая должна была отвечать за создание планера, силовой установки и других основных агрегатов, а также осуществлять общую координацию работ. В качестве создателя радиоэлектронного оборудования к проекту привлекли израильскую фирму Lahav Division, входившую в состав компании IAI. Эта компания имела значительный опыт в области разработке авиационных радиоэлектронных систем и модернизации существующих самолетов и вертолетов. Кроме того, незадолго до начала проекта Ка-50-2 компания Lahav Division выполнила заказ ВВС Турции на модернизацию имеющихся самолетов старых типов.

Характерной особенностью российского предложения было отсутствие готового полноценного вертолета нового типа. Ка-50-2 до самого конца работ существовал только в виде чертежей, летающих лабораторий и макетов, что, среди прочего, могло оказать некоторое влияние на успех российского участия в турецком тендере ATAK. Тем не менее, в марте 1999 года, в рамках первого этапа конкурса, фирма «Камов» демонстрировала заказчику опытный образец, построенный на базе имевшейся в наличии машины типа Ка-50. Этот вертолет оснастили двухместной кабиной, заимствованной у Ка-52, и частью новой авионики. В ходе этой демонстрации несколько тестовых полетов были выполнены турецкими летчиками.

Помимо демонстрации доработанного вертолета Ка-50 потенциальному заказчику продемонстрировали документацию по перспективному проекту Ка-50-2. По задумке авторов проекта, вертолет типа Erdogan должен был представляться собой значительно доработанный вариант базового Ка-50. При сохранении планера, силовой установки и других основных агрегатов базового вертолета модернизированная машина должна была получить новую двухместную кабину и кардинально измененный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Также предусматривались заметные изменения комплекса вооружения, направленные на обеспечение совместимости с вооружением стандартов НАТО, используемым турецкими ВВС.


Прототип на базе Ка-50. Фото Airwar.ru


Самым заметным внешним отличием перспективного Ка-50-2 должна была стать новая двухместная кабина экипажа с размещением летчиков бок о бок, заимствованная из проекта Ка-52. Таким образом, в исходном варианте вертолет Ка-50-2 должен был иметь характерную широкую кабину с узнаваемой изогнутой формой остекления. В дальнейшем, следует отметить, был разработан новый вариант кабины, лучше отвечавший требованиям заказчика.

Компоновка вертолета осталась прежней. Все основные агрегаты располагались внутри фюзеляжа с сужающейся хвостовой балкой. Двигатели размещались по бортам фюзеляжа, между ними предусматривалось место для главного редуктора. Конструкция соосного несущего винта диаметром 14,5 м осталась прежней. Также сохранились развитый киль и стабилизатор с дополнительными вертикальными плоскостями. На своем месте осталось и крыло большого размаха с точками подвески вооружения. Количество последних было увеличено до шести.

Минимальные переделки конструкции планера, фактически затронувшие лишь переднюю часть фюзеляжа, позволили сохранить габариты на уровне базовой машины Ка-50. Общая длина «Эрдогана» составляла 16 м, максимальная ширина (по крылу) – 7,34 м, высота – 4,95 м. Весовые показатели так же остались на прежнем уровне. Масса пустого вертолета, по расчетам, составляла 7,7 т, нормальная взлетная – 9,7 т. Максимальная взлетная масса задавалась на уровне 11,3 т – на 500 кг больше, чем у базового вертолета.

Новый проект подразумевал использование существующих турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА мощностью по 2200 л.с. При помощи такой силовой установки вертолет мог развивать максимальную скорость до 300 км/ч при крейсерской 275 км/ч. Соосный несущий винт обеспечивал высокую маневренность, а также позволял двигаться в боковом или заднем направлении со скоростью до 100 км/ч. Кроме того, силовая установка и несущий винт давали достаточно высокую скороподъемность – до 780 м в минуту. Практический потолок определялся на уровне 6 км, статический – 4,2 км. Боевая дальность составляла 450 км, практическая – 1160 км.


Полноразмерный макет Ка-50-2 с тандемной кабиной. Фото Airwar.ru


Встроенное вооружение вертолета Ка-50-2 изначально должно было состоять из одной автоматической пушки 2А42 калибра 30 мм на подвижной установке. Подобное оружие могло с достаточно высокой эффективностью применяться против живой силы и бронетехники противника. В дальнейшем был разработан новый вариант встроенного вооружения, соответствующий стандартам НАТО и использующий орудие зарубежного производства.

В соответствии с требованиями заказчика была переработана номенклатура подвесных вооружений. Так, вместо неуправляемых ракет калибра 80 мм российского производства предлагалось использовать 70-мм снаряды семейства Hydra. Противотанковые ракеты «Вихрь» были дополнены изделиями AGM-114 Hellfire американского производства. Для защиты от воздушных целей вертолет должен был нести ракеты «воздух-воздух» типов «Игла-В» и AIM-92 Stinger с инфракрасными головками самонаведения.

Экипаж, состоящий из двух человек, должен был иметь в своем распоряжении развитый комплекс радиоэлектронного оборудования, обеспечивающий поиск и обнаружение целей с последующим применением всего доступного вооружения. Комплекс бортовой электроники, разработанный компанией Lahav Division, имел открытую архитектуру и строился по существующим зарубежным стандартам. Основой авионики являлись два центральных вычислителя и две системные шины (вооружения и пилотажно-навигационного комплекса), соответствующие стандарту Mil-Std-1553B.

В качестве основного средства наблюдения и обнаружения целей предлагалась оптико-электронная прицельная система HMOPS с гиростабилизацией, дневным и ночным каналами. Кроме того, в ее состав предлагалось включить лазерный дальномер и лазерную систему управления вооружением. Оптико-электронное оборудование предлагалось установить на подвижной платформе под носовым обтекателем фюзеляжа и закрыть сферическим кожухом.


Макет на выставке МАКС-2001. Фото Bastion-karpenko.ru


Для управления вертолетом в сложных условиях экипаж должен был использовать навигационную тепловизионную систему Nav-FLIR. Также предусматривалась аппаратура спутниковой навигации, радионавигационная система и ряд других средств. Несмотря на основные тенденции развития ударных вертолетов, машина Ка-50-2 не должна была оснащаться радиолокационной станцией.

Для вывода пилотажной, тактической и иной информации в кабине экипажа предусматривались четыре жидкокристаллических экрана (по два у пилота и оператора вооружений). Кроме того, предлагалось использовать нашлемные системы индикации и целеуказания, повышающие удобство применения вооружения.

Для защиты от зенитного и авиационного вооружения вертолет Ка-50-2 должен был получить набор соответствующего оборудования. Его предлагалось оснастить станцией радиотехнической разведки, системой обнаружения лазерного излучения, теплопеленгатором и устройством выброса ложных тепловых целей. По некоторым данным, вертолет мог получить станцию радиоэлектронной борьбы.

В таком виде проект Ка-50-2 Erdogan был предложен потенциальному заказчику в лице вооруженных сил Турции в 1999 году. В июле того же года стартовал второй этап тендера, в ходе которого турецкие специалисты вновь изучили предложения конкурсантов, а также предъявили дополнительные требования. После анализа проекта заказчик передал компании «Камов» новый список требований, подразумевавших ряд заметных изменений конструкции перспективного вертолета. По некоторым данным, эти требования были выдвинуты не без участия американской стороны, продвигавшей свою технику.


Реклама проекта Ка-50-2. Фото Bastion-karpenko.ru


Заказчика не устроила компоновка кабины: турецкие военные желали получить вертолет с тандемным расположением экипажа. Кроме того, они потребовали заменить 30-мм пушку 2А42 орудием калибра 20 мм, использующим стандартные боеприпасы НАТО. Также были высказаны некоторые другие пожелания, касавшиеся вооружения, аппаратуры и других особенностей проекта.

Уже в сентябре 1999 года компания «Камов» построила и представила турецким военным полноразмерный макет обновленного ударного вертолета. Двухместную кабину, заимствованную у вертолета Ка-52, заменили новым агрегатом с тандемным расположением пилотов. Вместо бортовой установки с 30-мм пушкой была предложена новая система встроенного вооружения. Теперь под правым бортом должна была располагаться специальная турель с 20-мм пушкой французской фирмы GIAT. При взлете и посадке турель предлагалось убирать в фюзеляж и выпускать наружу в полете.

Предварительные результаты конкурса были объявлены летом 2000 года. Самым лучшим предложением турецкие военные посчитали американский вертолет Bell Helicopters AH-1Z King Cobra, однако отмечалось, что это решение не является окончательным. По заявлениям некоторых официальных лиц, американская сторона должна была согласиться с рядом турецких условий. В противном случае не исключался пересмотр результатов тендера и выбор другого победителя. Разногласия между заказчиком и разработчиком могли быть связаны с передачей ряда технологий. Турция желала развернуть производство новых вертолетов на своих предприятиях, однако некоторые агрегаты вертолета AH-1Z не могли производиться за пределами США.

После ряда переговоров американская сторона отказалась передавать Турции секретные технологии, из-за чего подписание контракта на поставку и строительство вертолетов AH-1Z сорвалось. В дальнейшем турецкие военные продолжили выбирать перспективную технику для армейской авиации, но вскоре начались проблемы. Так, к середине двухтысячных годов планы по приобретению вертолетов были сокращены до 50 единиц. В качестве потенциального ударного вертолета для вооруженных сил Турции по-прежнему рассматривались несколько машин, заявленных на конкурс ранее, в том числе и российская Ка-50-2.


Результат сотрудничества Италии и Турции - вертолет TAI/AgustaWestland T129. Фото Wikimedia Commons


В конечном итоге, было принято решение объединить усилия компаний AgustaWestland (Италия) и Turkish Aerospace Industries (Турция) и создать новый вертолет на базе существующего A129 Mangusta. Результатом этого стало появление вертолета TAI/AgustaWestland T129, впервые взлетевшего осенью 2009 года. К настоящему времени T129 пошел в серию, планируется построить 60 вертолетов. На данный момент выполнена лишь шестая часть этого заказа.

Российские вертолетостроители до самого конца надеялись на получение заказа, однако в итоге контракт был подписан с итальянской компанией. Все это время компания «Камов» не прекращала работы по совершенствованию имеющейся техники. Так, в 2001 году появились первые сообщения о новой модернизированной версии вертолета Ка-50, оснащенной двухместной кабиной. В некоторых рекламных материалах этот проект фигурировал под названием Ка-54. Перспективный вертолет Ка-54 планировалось предложить министерству обороны России и зарубежным заказчикам.

Проект Ка-50-2 Erdogan не завершился подписанием контракта на поставку серийной авиационной техники, но помог отечественным специалистам получить ценный опыт участия в зарубежных тендерах и сотрудничества с коллегами из других стран. Кроме того, проект «Эрдоган» оставил некоторые «материальные следы» своего существования: прототип на базе Ка-50, оснащенный двухместной кабиной и некоторым новым оборудованием, а также полноразмерный макет с тандемной кабиной и оригинальной выдвигаемой турелью. Ввиду отсутствия соответствующего заказа полноценный прототип вертолета Ка-50-2 с полным составом необходимого бортового оборудования не строился.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://airbase.ru/
http://aviastar.org/
http://vestnik-rm.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 декабря 2015 06:43
    Не видать более туркам наше вооружение.
    Найдутся другие покупатели.
    1. +11
      2 декабря 2015 07:27
      Очень серьёзную работу проводили по тендеру Камовцы и однозначно не в пустую, задел всегда важен и помогает развиваться дальше . . . макеты очень интересные и не обычные на базе ка50, очень интересная СТАТЬЯ.
      Огромная благодарность автору.
      1. +9
        2 декабря 2015 08:51
        Такой вертолет и самим пригодится. Да и экспортный потенциал у него наверняка будет очень даже неплохой. Нужно только название поменять, можно просто на русский перевести, а что "Воин" он и есть воин. Даже если один в поле, что русские/советские уже не раз доказывали всему миру. Статье и автору плюс и благодарность.
        Честь имею.
        1. 0
          2 декабря 2015 21:49
          Ну так Ка-52 "Аллигатор" оттуда и "вырос". Так что даром ничего не пропало.
          1. Kir
            0
            12 декабря 2015 22:25
            Ка-52 не выростал из Эрдогана, достаточно просмотреть историю салонов МАКС, если верно помню то макет Ка-52(как тогда именовался не помню) был выставлен году в 1997-1999.
            Кстати с надфтулочной РЛС на фото Карпенко с МАКС-2001 Ка-52 стоит зачехлённым, за макетом турка, внимательнее надо смотреть.
    2. 0
      2 декабря 2015 16:44
      Ресурсы "Камова" тратились на заведомо нежизнеспособный "прожект". Ка-52 - пройденный этап.
    3. +1
      2 декабря 2015 17:46
      Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену Ка-27, получил шифр «Минога». Об этом во вторник, 1 декабря, ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

      По словам источника, в данный момент идет стадия технического проектирования: прорабатывается общая компоновка вертолета, различные узлы и механизмы. Источник не назвал основные тактико-технические характеристики новой машины, отметив лишь, что речь идет о «традиционной для камовских вертолетов компоновке».

      Традиционной схемой вертолетов ОКБ Камова является схема с соосными винтами.

      В свою очередь другой собеседник агентства в промышленности отметил, что размеры вертолета «Минога» и его взлетная масса будут меньше, чем у Ка-27 (у него она достигает 12 тонн).


      Вот больше бы информации...
    4. -1
      27 декабря 2015 13:09
      пфф Возьмут получше А Израилья или Амеров все равно с другими делаете как с Индией они электронику а вы ост хлам!
  2. +1
    2 декабря 2015 06:48
    Уберег Всевышний Россию от дурного шага! Еще одно подтверждение того, что ради прибыли у нас не остановятся ни перед чем. Лишь-бы продать, даже потенциальному врагу. А то что в последствии могут погибнуть российские люди-об этом никто не думает.
  3. +16
    2 декабря 2015 07:00
    Зато сейчас Ка-52 продаем Египту. Причем даже те, что успели построить в ожидании наших "мистралей". Можно подумать, они нам лишние и подобных машин у нас на флоте и в армии просто выше крыши. На верхах только о деньгах думают. А ив случае какой заварушки у них уже есть недвижимость во Франции, а в Англии давно уже живут дети.
    А Ка-50-2 для Турции, это просто была попытка Михеева получить хоть какие деньги на развитие. Милевцы с Ростовским заводом имеют такое лобби, что уже 20 лет камовцы имея на порядок лучшую машину не могут ни прорбиться ни получить нормалдьного финансирования.
    1. +2
      2 декабря 2015 11:02
      В случае неудачной заварушки их ждёт суд в Гааге или судьба Каддафи. И они все хорошо это знают . Так ,что не нужно чушь пороть. Если машина вами не используется, её лучше продать, потому что иначе она жрет Ваши деньги и при этом не новеет.Мистралей нет и не будет ещё долго. Лучше продать и построить то, что нужно сегодня , например Ночных охотников
      1. +1
        3 декабря 2015 06:41
        Да с чего Вы решили, что Ка-52 построенные для для "Мистралей" нам не нужны??? Что, в России переизбыток вертолетов? Ночные охотники тоже не панацея. Почему-то американцы сохраняют свою технику, закатывают в пленку и она стоит. Надо-заправили и полетели. Вот поскольку в РФ достаточно "рационалистов" с мышлением типа Вашего, у нас и флот-то весь порезали. Вот "Москва"-старушка и торчит как тополь на Плющихе под прицелами противника. Экономить на своих вооруженных силах могут только безумцы.
      2. Комментарий был удален.
    2. +2
      2 декабря 2015 12:23
      У этого блюда-"Лоби"- есть ФИО ? Просто интересно.
    3. +2
      2 декабря 2015 13:57
      И даже больше , чем 20 лет. Тендер на новый ударный вертолет, еще во времена СССР выиграли камовцы с Ка-50. Правда, через несколько лет результаты тендера были пересмотрены.
  4. +1
    2 декабря 2015 08:10
    Почему не видать туркам нашего оружия? Вон как ВКС показывает хорошо. Вчера писали, что и Пиноккио в Сирию поставили. У турок просто билеты в дальнем ряду.
  5. +4
    2 декабря 2015 08:56
    Статье плюс. Хорошо описаны процесс создания. Спасибо
  6. +5
    2 декабря 2015 10:58
    Турецко-итальянский гибрид получился уж слишком "турецким". Какое -то нагромождение функциональных деталей.
    Сейчас полезу смотреть ТТХ. Посмотрел. Это просто дохлятина какая то, а не машина. По всем параметрам. Легкий разведывательный, броня - относительная, от одиночных 12.7, боевая нагрузка -тонна с небольшим, в общем, стрекозел. И это правильно.
  7. +5
    2 декабря 2015 11:37
    да действительно наши камовцы и миговцы наелись подножками и урезками со стороны ми и су. да я всё понимаю: 90 начало 00_ безденежье, заказов ноль. но нельзя было вот так сбрасывать в пропасть своих по сути соратников по делу. руководство су и ми и так были не особо оьижены, а уж теперь тем боллее. но они же вьехали в рай на плечах миг и ка. и то что имея такое лобби (чего стоил толь петросян лля миг и гнилой генералитет для ка) до сих пор покупается на рялу с су миги,а с ми камы. посмотрите чуть назад не даром же руководство мо и гш ссср покупало авитехнику двух кб, бронотехнику двух кб. ведь на основе подобной бескровной конкуренции реально улутшались и строевые модели и перспективные. а вот як 41 мы потеряли.
    1. Kir
      0
      12 декабря 2015 22:22
      Вот только не надо приплетать Суховцев, они столько во времена СССР наелись и от Ту и от Миг, что...... Кстати само КБ Миг с его сменами руководства подыграли. А вот то что у КБ Камова затерали и затирают это точно.
  8. 0
    2 декабря 2015 12:01
    Интересно,а вот все то что предлагалось для Турции(система наведения,управления и т.д и т.п)в качественном плане имееться на КА-50,хотя вопрос глупый но всеже.Надо проштудировать летературу
    1. +1
      2 декабря 2015 13:10
      Спасибо автору за интересную статью.
      Решение выбрать западный вертолёт было чисто политическое ведь качество и совершенство вертолётов Камова не вызывает сомнение что например и продемонстрировал Китай боевой вертолёт для которого разрабатывало именно это КБ.
      Ещё один интересный лёгкий боевой вертолёт из Татарстана Ансат-2РЦ
      1. 0
        2 декабря 2015 21:51
        Отличная "Российская "Кайова""! РЦ- недаром в индексе - "Разведка и Целеуказание"
      2. Kir
        0
        12 декабря 2015 22:27
        Ну такой как-то сопровождал Ми-8 В.В.Путина, сам видел так-как пролетали недалеко от нашего дома, правда окраска была зелёная.
  9. +1
    2 декабря 2015 13:09
    "Эрдогана" уже давно замылили и слили окончательно и бесповоротно. Что толку его сейчас вспоминать...
  10. 0
    2 декабря 2015 15:24
    Единственно полезная модернизация КА-50 за последние годы - это созданный корабельный вариант для мистралей, только загвоздка что мистралей теперь нема, а прибои если и будут то только лет через 10...
  11. +1
    2 декабря 2015 15:55
    Камов ныне проектирует вертолет с названием "Минога"... Морской вариант, на замену Ка-27...
  12. +3
    2 декабря 2015 16:20
    Цитата: Горный стрелок
    Турецко-итальянский гибрид

    Посмотришь на эту "Агусту"-уродец какой-то.Наш Ка-50(50-2,52) против него как Аллен Делон. laughing hi
  13. mvg
    0
    2 декабря 2015 21:53
    А что такие радостные то? Что не выиграли очередной тендер? Давайте вместе посмеемся, как фирма Камов осталась без очередного заказа. Может кто подскажет, кроме Мисралей ебипетских (да и то еще не факт, деньги то саудовские), мы еще кому-то Камовы продаем? Наверное они, как горячие пирожки по миру уходят.. Кроме ВМФ России, Ка-27/31/32 и ВС Ка-52 они никому не нужны.. даже нашим традиционным покупателям. Китаю, Индии, Вьетнаму, Алжиру.. арапам..
    Можно долго ржать над Аугустой и Еврокоптерами, но итальянцы составляют очень достойную конкуренцию Сикорскому и Беллу на гражданке и в легком классе военной техники. А еврокоптер Тайгер - очень удачный боевой вертолет.
    P.S.: Зато мы все секретные технологии врагам туркам не передали.. видно и им это было не надо, раз даже не настояли на создании прототипа.. Вообще не понимаю, как можно учавствовать в тендере, не имея на руках то, что предлагаешь? Собрали какой то деревянный макет, приложили к нему 2-3 красиво раскрашенных альбома и хотят контракт на поллярда.. Во девочки дают.
  14. 0
    3 декабря 2015 21:18
    Название конечно политически правильное выбрали, но лет на 10 раньше положенного )
  15. +1
    5 декабря 2015 00:31
    Недавно смотрел выступление В.В.Жириновского "от 2010 года". Там было про разное, но суть одна - нельза передавать другим странам (даже дружественным сегодня) новые технологии в целом и первоклассное вооружение в частности. Так, например, как СССР выкормил Китай, который из феодального государства превратился в то, что мы видим сейчас - и атомная энергетика, и атомная бомба, и тяжлоая промышленнсоть и т.д. Это все дали им мы, они не придумали ничего, только скопировали наше и украли чужое. Вот и весь смысл "китайского экономического чуда". Зачем было это делать и чем это аукнтеся Росиии лет через 50? Тоже и с Турцией. Зачем черномазым вы стоите АЭС? Нужна им электроэнергия - ведите ЛЭП и экспортируйте электричество из России. Зачем им такие системы вооружения как КА-52? Чтобы они завтра русских солдат убивали. Россия и Турция воевали всегда и никогда друзьями не будут. Разные этносы, религии, культура и цели. Всего было 12 русско-турецких воин - вот это реальность.
    1. Kir
      0
      12 декабря 2015 22:49
      Ну Ваш батька по отношению к нам то-же себя скажем так престранно ведёт, хоть вроде и братья и по крови и по вере, затем кого пан имеет под словом черномазые. Кстати уж лучше наше АЭС у них, чем американская Япония вроде как доказала, чем это грозит, кстати и нам в том числе.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»