Проект ударного вертолета Ка-50-2 Erdogan

В связи с последними событиями российское министерство обороны решило прекратить любое военное сотрудничество с Турцией. Сотрудничество двух стран не отличалось особой интенсивностью, однако некоторые его эпизоды представляют большой интерес. Так, в конце девяностых годов российская оборонная промышленности при содействии зарубежных коллег начала создание перспективного боевого вертолета, который мог пополнить парк техники воздушно-военных сил Турции. В силу разных причин российский проект не победил в конкурсе, но все же стал любопытной страницей в истории российского вертолетостроения.

История экспортного проекта фирмы «Камов» началась в 1997 году. Тогда турецкое министерство обороны начало реализовывать программу обновления материальной части вооруженных сил, в том числе боевой авиации. В соответствии с планами конца девяностых, реализуемыми в рамках программы ATAK, до 2010 года турецкая армейская авиация должна была получить 145 новых ударных вертолетов зарубежной разработки. Часть этой техники планировалось заказать у компании-разработчика, но большинство вертолетов следовало построить на турецких предприятиях. Эта особенность планов, а также некоторые другие нюансы в итоге оказали большое влияние на ход всего конкурса и последующие события.


Свои заявки на конкурс подали несколько компаний: российская «Камов», американские Boeing и Bell Helicopters, а также итальянская Agusta и европейский консорциум Eurocotper. Турецким военным были предложены вертолеты AH-64D Apache Longbow, AH-1Z King Cobra, A129 Mangusta и Tiger. Российская компания представила на конкурс свой новый проект под названием Ка-50-2 Erdogan («Воин»). В рамках этого проекта предлагалось создать перспективный ударный вертолет, построенный на основе агрегатов вертолетов Ка-50 и Ка-52. Кроме того, для выполнения требований заказчика, планировалось оснастить новый вертолет авионикой зарубежного производства.

Проект ударного вертолета Ка-50-2 Erdogan
Ранний прототип Ка-50-2 на базе Ка-50. Фото Airwar.ru


Головным разработчиком нового проекта стала российская фирма «Камов», которая должна была отвечать за создание планера, силовой установки и других основных агрегатов, а также осуществлять общую координацию работ. В качестве создателя радиоэлектронного оборудования к проекту привлекли израильскую фирму Lahav Division, входившую в состав компании IAI. Эта компания имела значительный опыт в области разработке авиационных радиоэлектронных систем и модернизации существующих самолетов и вертолетов. Кроме того, незадолго до начала проекта Ка-50-2 компания Lahav Division выполнила заказ ВВС Турции на модернизацию имеющихся самолетов старых типов.

Характерной особенностью российского предложения было отсутствие готового полноценного вертолета нового типа. Ка-50-2 до самого конца работ существовал только в виде чертежей, летающих лабораторий и макетов, что, среди прочего, могло оказать некоторое влияние на успех российского участия в турецком тендере ATAK. Тем не менее, в марте 1999 года, в рамках первого этапа конкурса, фирма «Камов» демонстрировала заказчику опытный образец, построенный на базе имевшейся в наличии машины типа Ка-50. Этот вертолет оснастили двухместной кабиной, заимствованной у Ка-52, и частью новой авионики. В ходе этой демонстрации несколько тестовых полетов были выполнены турецкими летчиками.

Помимо демонстрации доработанного вертолета Ка-50 потенциальному заказчику продемонстрировали документацию по перспективному проекту Ка-50-2. По задумке авторов проекта, вертолет типа Erdogan должен был представляться собой значительно доработанный вариант базового Ка-50. При сохранении планера, силовой установки и других основных агрегатов базового вертолета модернизированная машина должна была получить новую двухместную кабину и кардинально измененный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Также предусматривались заметные изменения комплекса вооружения, направленные на обеспечение совместимости с вооружением стандартов НАТО, используемым турецкими ВВС.


Прототип на базе Ка-50. Фото Airwar.ru


Самым заметным внешним отличием перспективного Ка-50-2 должна была стать новая двухместная кабина экипажа с размещением летчиков бок о бок, заимствованная из проекта Ка-52. Таким образом, в исходном варианте вертолет Ка-50-2 должен был иметь характерную широкую кабину с узнаваемой изогнутой формой остекления. В дальнейшем, следует отметить, был разработан новый вариант кабины, лучше отвечавший требованиям заказчика.

Компоновка вертолета осталась прежней. Все основные агрегаты располагались внутри фюзеляжа с сужающейся хвостовой балкой. Двигатели размещались по бортам фюзеляжа, между ними предусматривалось место для главного редуктора. Конструкция соосного несущего винта диаметром 14,5 м осталась прежней. Также сохранились развитый киль и стабилизатор с дополнительными вертикальными плоскостями. На своем месте осталось и крыло большого размаха с точками подвески вооружения. Количество последних было увеличено до шести.

Минимальные переделки конструкции планера, фактически затронувшие лишь переднюю часть фюзеляжа, позволили сохранить габариты на уровне базовой машины Ка-50. Общая длина «Эрдогана» составляла 16 м, максимальная ширина (по крылу) – 7,34 м, высота – 4,95 м. Весовые показатели так же остались на прежнем уровне. Масса пустого вертолета, по расчетам, составляла 7,7 т, нормальная взлетная – 9,7 т. Максимальная взлетная масса задавалась на уровне 11,3 т – на 500 кг больше, чем у базового вертолета.

Новый проект подразумевал использование существующих турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА мощностью по 2200 л.с. При помощи такой силовой установки вертолет мог развивать максимальную скорость до 300 км/ч при крейсерской 275 км/ч. Соосный несущий винт обеспечивал высокую маневренность, а также позволял двигаться в боковом или заднем направлении со скоростью до 100 км/ч. Кроме того, силовая установка и несущий винт давали достаточно высокую скороподъемность – до 780 м в минуту. Практический потолок определялся на уровне 6 км, статический – 4,2 км. Боевая дальность составляла 450 км, практическая – 1160 км.


Полноразмерный макет Ка-50-2 с тандемной кабиной. Фото Airwar.ru



Встроенное вооружение вертолета Ка-50-2 изначально должно было состоять из одной автоматической пушки 2А42 калибра 30 мм на подвижной установке. Подобное оружие могло с достаточно высокой эффективностью применяться против живой силы и бронетехники противника. В дальнейшем был разработан новый вариант встроенного вооружения, соответствующий стандартам НАТО и использующий орудие зарубежного производства.

В соответствии с требованиями заказчика была переработана номенклатура подвесных вооружений. Так, вместо неуправляемых ракет калибра 80 мм российского производства предлагалось использовать 70-мм снаряды семейства Hydra. Противотанковые ракеты «Вихрь» были дополнены изделиями AGM-114 Hellfire американского производства. Для защиты от воздушных целей вертолет должен был нести ракеты «воздух-воздух» типов «Игла-В» и AIM-92 Stinger с инфракрасными головками самонаведения.

Экипаж, состоящий из двух человек, должен был иметь в своем распоряжении развитый комплекс радиоэлектронного оборудования, обеспечивающий поиск и обнаружение целей с последующим применением всего доступного вооружения. Комплекс бортовой электроники, разработанный компанией Lahav Division, имел открытую архитектуру и строился по существующим зарубежным стандартам. Основой авионики являлись два центральных вычислителя и две системные шины (вооружения и пилотажно-навигационного комплекса), соответствующие стандарту Mil-Std-1553B.

В качестве основного средства наблюдения и обнаружения целей предлагалась оптико-электронная прицельная система HMOPS с гиростабилизацией, дневным и ночным каналами. Кроме того, в ее состав предлагалось включить лазерный дальномер и лазерную систему управления вооружением. Оптико-электронное оборудование предлагалось установить на подвижной платформе под носовым обтекателем фюзеляжа и закрыть сферическим кожухом.


Макет на выставке МАКС-2001. Фото Bastion-karpenko.ru


Для управления вертолетом в сложных условиях экипаж должен был использовать навигационную тепловизионную систему Nav-FLIR. Также предусматривалась аппаратура спутниковой навигации, радионавигационная система и ряд других средств. Несмотря на основные тенденции развития ударных вертолетов, машина Ка-50-2 не должна была оснащаться радиолокационной станцией.

Для вывода пилотажной, тактической и иной информации в кабине экипажа предусматривались четыре жидкокристаллических экрана (по два у пилота и оператора вооружений). Кроме того, предлагалось использовать нашлемные системы индикации и целеуказания, повышающие удобство применения вооружения.

Для защиты от зенитного и авиационного вооружения вертолет Ка-50-2 должен был получить набор соответствующего оборудования. Его предлагалось оснастить станцией радиотехнической разведки, системой обнаружения лазерного излучения, теплопеленгатором и устройством выброса ложных тепловых целей. По некоторым данным, вертолет мог получить станцию радиоэлектронной борьбы.

В таком виде проект Ка-50-2 Erdogan был предложен потенциальному заказчику в лице вооруженных сил Турции в 1999 году. В июле того же года стартовал второй этап тендера, в ходе которого турецкие специалисты вновь изучили предложения конкурсантов, а также предъявили дополнительные требования. После анализа проекта заказчик передал компании «Камов» новый список требований, подразумевавших ряд заметных изменений конструкции перспективного вертолета. По некоторым данным, эти требования были выдвинуты не без участия американской стороны, продвигавшей свою технику.


Реклама проекта Ка-50-2. Фото Bastion-karpenko.ru


Заказчика не устроила компоновка кабины: турецкие военные желали получить вертолет с тандемным расположением экипажа. Кроме того, они потребовали заменить 30-мм пушку 2А42 орудием калибра 20 мм, использующим стандартные боеприпасы НАТО. Также были высказаны некоторые другие пожелания, касавшиеся вооружения, аппаратуры и других особенностей проекта.

Уже в сентябре 1999 года компания «Камов» построила и представила турецким военным полноразмерный макет обновленного ударного вертолета. Двухместную кабину, заимствованную у вертолета Ка-52, заменили новым агрегатом с тандемным расположением пилотов. Вместо бортовой установки с 30-мм пушкой была предложена новая система встроенного вооружения. Теперь под правым бортом должна была располагаться специальная турель с 20-мм пушкой французской фирмы GIAT. При взлете и посадке турель предлагалось убирать в фюзеляж и выпускать наружу в полете.

Предварительные результаты конкурса были объявлены летом 2000 года. Самым лучшим предложением турецкие военные посчитали американский вертолет Bell Helicopters AH-1Z King Cobra, однако отмечалось, что это решение не является окончательным. По заявлениям некоторых официальных лиц, американская сторона должна была согласиться с рядом турецких условий. В противном случае не исключался пересмотр результатов тендера и выбор другого победителя. Разногласия между заказчиком и разработчиком могли быть связаны с передачей ряда технологий. Турция желала развернуть производство новых вертолетов на своих предприятиях, однако некоторые агрегаты вертолета AH-1Z не могли производиться за пределами США.

После ряда переговоров американская сторона отказалась передавать Турции секретные технологии, из-за чего подписание контракта на поставку и строительство вертолетов AH-1Z сорвалось. В дальнейшем турецкие военные продолжили выбирать перспективную технику для армейской авиации, но вскоре начались проблемы. Так, к середине двухтысячных годов планы по приобретению вертолетов были сокращены до 50 единиц. В качестве потенциального ударного вертолета для вооруженных сил Турции по-прежнему рассматривались несколько машин, заявленных на конкурс ранее, в том числе и российская Ка-50-2.


Результат сотрудничества Италии и Турции - вертолет TAI/AgustaWestland T129. Фото Wikimedia Commons


В конечном итоге, было принято решение объединить усилия компаний AgustaWestland (Италия) и Turkish Aerospace Industries (Турция) и создать новый вертолет на базе существующего A129 Mangusta. Результатом этого стало появление вертолета TAI/AgustaWestland T129, впервые взлетевшего осенью 2009 года. К настоящему времени T129 пошел в серию, планируется построить 60 вертолетов. На данный момент выполнена лишь шестая часть этого заказа.

Российские вертолетостроители до самого конца надеялись на получение заказа, однако в итоге контракт был подписан с итальянской компанией. Все это время компания «Камов» не прекращала работы по совершенствованию имеющейся техники. Так, в 2001 году появились первые сообщения о новой модернизированной версии вертолета Ка-50, оснащенной двухместной кабиной. В некоторых рекламных материалах этот проект фигурировал под названием Ка-54. Перспективный вертолет Ка-54 планировалось предложить министерству обороны России и зарубежным заказчикам.

Проект Ка-50-2 Erdogan не завершился подписанием контракта на поставку серийной авиационной техники, но помог отечественным специалистам получить ценный опыт участия в зарубежных тендерах и сотрудничества с коллегами из других стран. Кроме того, проект «Эрдоган» оставил некоторые «материальные следы» своего существования: прототип на базе Ка-50, оснащенный двухместной кабиной и некоторым новым оборудованием, а также полноразмерный макет с тандемной кабиной и оригинальной выдвигаемой турелью. Ввиду отсутствия соответствующего заказа полноценный прототип вертолета Ка-50-2 с полным составом необходимого бортового оборудования не строился.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://airbase.ru/
http://aviastar.org/
http://vestnik-rm.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти