Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


С начала Великой Отечественной войны противник захватил превосходство в воздухе, чем поставил наши войска в тяжелейшие условия. Сложившаяся обстановка требовала быстрейшего разгрома авиационных группировок гитлеровской Германии. Советские ВВС решали эту задачу в ходе ежедневных боевых действий и специально проводившихся воздушных операций. Немецкая авиация уничтожалась главным образом в воздушных боях, а также на аэродромах. Активное участие в ударах по районам ее базирования принимала авиация дальнего действия (АДД), насчитывавшая более 1300 бомбардировщиков Ил-4, ТБ-3 и ТБ-7.

Соединения АДД приступили к регулярным бомбардировкам вражеских аэродромов с июля 1941 года. Участвовали они и в массированном налете, проводившемся по указанию Ставки Главного командования с целью ослабления противостоящей авиационной группировки в полосе от Балтийского до Черного моря. 8 июля в три часа 125 дальних бомбардировщиков произвели бомбардировку 14 аэродромов противника. Вслед за ними ВВС Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного и Южного фронтов атаковали еще 28 аэродромов. В результате ударов советская авиация уничтожила и повредила значительное количество вражеских самолетов.


В дальнейшем, когда фашисты продвинулись в глубь советской территории, и стали возможными налеты бомбардировщиков на Москву, наше командование также предприняло контрмеры. В августе соединения АДД провели бомбардировку 67 вражеских аэродромов, что значительно снизило активность авиации противника.

Директивой Ставки ВГК от 10 октября 1941 года командующему советскими ВВС генералу П.Ф. Жигареву сообщалось, что, согласно агентурным данным, в ночь с 12 на 13 октября немцы планируют нанести массированный воздушный удар составом до 1500 самолетов по промышленным и стратегическим объектам на всей протяженности Западного фронта. Во исполнение требований директивы о решительном уничтожении немецкой авиации на аэродромах с 11 по 18 октября нашими воздушными силами была проведена воздушная операция, с участием ВВС Северо-Западного, Западного, Брянского, Юго-Западного, Южного фронтов и соединением АДД. Восемь суток днем и ночью советская фронтовая авиация производила бомбардировку ближних, а дальние бомбардировщики 30 наиболее удаленных от линии фронта аэродромов на северо-западном, западном и южном направлениях. Потери врага составили более 500 самолетов. Особенно результативно действовали бомбардировочные полки 40, 42, 51, 52 и 81-й дивизий АДД. Только на аэродроме Орша экипажи 51-й дивизии уничтожили около 150 самолетов.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


В первых числах ноября 1941 года Ставкой ВГК были получены сведения, что фашистское командование планирует нанесение массированных бомбовых ударов по Москве в день празднования годовщины революции. Было решено провести с 5 по 8 ноября крупную воздушную операцию для уничтожения вражеских самолетов на аэродромах и таким образом сорвать планы противника. Для ее проведения была привлечена авиация Калининского, Западного и Брянского фронтов, авиачасти Московского военного округа, а также 81-я дивизия авиации дальнего действия. За трое суток они подвергли бомбардировкам 28 аэродромов, а 12 и 15 ноября еще 19, уничтожив соответственно 60 и 47 самолетов. Германский план разрушить в ноябре 1941 года Москву с воздуха этими действиями был сорван.

Всего за шесть месяцев войны дальние бомбардировщики выполнили 1438 самолетовылетов, в результате которых были нанесены удары по фашистским авиабазам. Налеты производились главным образом ночью. Основными объектами, подлежавшими уничтожению или выводу из строя, являлись самолеты на стоянках, ангары, склады топлива и боеприпасов, штабы, узлы связи, командные пункты, взлетно-посадочные полосы (ВПП), места размещения летного и наземного персонала. В темное время суток снижалась эффективность противодействия зенитной артиллерии (ЗА) и вражеских истребителей, в результате чего уменьшались потери дальних бомбардировщиков. Однако при этом существенно усложнялись организация и выполнение полета, а также обнаружение замаскированных полевых аэродромов врага. Поэтому в ходе подготовки к вылету летчики внимательно изучали по фотоснимкам характерные ориентиры, расположение стоянок, складов, средств противовоздушной обороны и других аэродромных объектов. Кроме того, незадолго до налета командование проводило доразведку целей. Разведчики, применяя светящие авиабомбы, уточняли наличие и размещение вражеских самолетов на аэродромах и докладывали данные по радио на командный пункт.

Бомбардировщики действовали одиночно или небольшими группами (звено, эскадрилья). Самолеты выходили на цель с разных высот с небольшим временным интервалом относительно друг друга. Для достижения внезапности заход осуществлялся по возможности со стороны занятой фашистскими войсками территории и на пониженных оборотах двигателей. При отсутствии зенитного огня бомбометание производилось с высот до 500 м, что давало возможность также обстреливать цели бортовым стрелковым вооружением. В случае интенсивного противодействия зенитной артиллерии, экипажи наносили бомбовые удары с высот от 1000 до 2000 м, маневрируя таким образом, чтобы в районе аэродрома одновременно находились три-четыре самолета. Это несколько рассредоточивало огонь наземных средств ПВО. Для повышения результативности ударов, увеличения продолжительности огневого воздействия на противника летчики выполняли по три-пять заходов, находясь над целью до 15 минут. Иногда практиковались полеты бомбардировщиков в паре. Первый из них освещал аэродром, создавал очаги пожаров, подавлял огонь зенитных орудий и прожекторы. Второй сбрасывал бомбы на стоянки самолетов. В качестве поражающих средств использовались фугасные, зажигательные и осколочные авиабомбы.

С осени 1941 года летчики АДД стали использовать такой боевой прием, как блокирование вражеских аэродромов. Одним из первых это начал делать командир эскадрильи 750-го бомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза майор Е.П. Федоров. Он выводил свой самолет в район заданного аэродрома, дожидался возвращения фашистских бомбардировщиков с задания и незаметно пристраивался к ним. После включения наземных прожекторов экипаж сбрасывал бомбы на ВПП, стоянки и открывал пулеметный огонь по находящимся на посадочном курсе самолетам. На аэродроме и в воздухе поднималась паника. Посадка на заблокированный аэродром и взлет с него на определенное время исключались. Однако существенных результатов в уничтожении авиации противника на аэродромах в тот период добиться наша авиация не смогла. Основными причинами были недостаток сил, отсутствие у командиров и штабов опыта организации налетов и сильная противовоздушная оборона объектов ударов.

Зимой 1942 года промышленность увеличила объем производства самолетов Ил-4. В интересах организационного укрепления отдельные дивизии АДД в марте были сведены в оперативное объединение с подчинением непосредственно Ставке ВГК. Из состава ВВС в АДД передавались 356 самолетов, 9 штабов дивизий, 20 полков, 14 батальонов аэродромного обслуживания, школа штурманов, 2 головных авиасклада и ряд ремонтных органов. В результате роста самолетного парка появилась возможность массированного применения дальних бомбардировщиков. Так, в начале июня 1942 года враг сосредоточил на аэродроме Брянск свыше 120 самолетов, бомбивших советские войска на московском, харьковском и ленинградском направлениях. АДД получила задачу уничтожить данную авиагруппу. Ночью 14 июня 145 Ил-4 подвергли аэродром бомбардировке. Потери врага составили 37 бомбардировщиков, 10 самолетов-истребителей и 150 человек летно-технического состава.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Осенью 1942 года соединения АДД наиболее активно действовали в районах сталинградского и кавказского фронтов. Например, в конце сентября воздушная разведка установила, что на аэродроме Армавир скопилось большое количество (около 300) фашистских самолетов. Был нанесен сосредоточенный удар нескольких групп Ил-4 в ночь на 26-е число, в результате которого противник потерял около 70 бомбардировщиков. При подготовке к контрнаступлению командование советских ВВС организовало очередную воздушную операцию частями 8-й воздушной армии (ВА) и соединений АДД по уничтожению фашистских самолетов на аэродромах. Удары наносились в течение двух ночей силами трех дивизий, дивизии авиации дальнего действия совместно с 272-й ночной бомбардировочной авиадивизией. Экипажи 8-й воздушной армии совершили более 500 самолетовылетов на бомбардировку 8 аэродромов противника, уничтожив 20 вражеских самолетов и выведя из строя взлетно-посадочные полосы.

В 1942 году авиационная промышленность и ремонтные органы поставили для АДД 650 самолетов, что позволило пополнить имевшиеся и сформировать новые авиаполки. Увеличение самолетного парка дальних бомбардировщиков повлияло и на их боевые порядки. Впереди каждой ударной группы (эскадрильи) стал вылетать разведчик погоды. Во главе боевого порядка следовал командир эскадрильи, задачей которого была доразведка и освещение цели, за ним экипаж, дублировавший его функции, далее группа бомбардировщиков и фотоконтролер.

Участие АДД в бомбардировках вражеских аэродромов в первом периоде Великой Отечественной войны оказало определенное влияние на результаты борьбы за господство в воздухе. Ее летчики совершили более 7500 самолетовылетов для решения этой задачи. Однако из-за нехватки сил дальние бомбардировщики действовали преимущественно небольшими группами. Наблюдалось стремление к одновременному нанесению ударов по всем обнаруженным аэродромам, что распыляло усилия. Налеты готовились поспешно, без проведения детальной разведки и отработки вопросов взаимодействия. Должного внимания подавлению средств ПВО не уделялось, в результате чего АДД понесла немалые потери.

Во втором периоде, благодаря приобретенному командованием и штабами боевому опыту, количественному и качественному изменению самолетного парка, картина изменилась. Эшелонированные действия стали умело сочетаться с сосредоточенными ударами. Интенсивно велась агентурная и воздушная разведка районов базирования, состава и размещения на аэродромах вражеской авиации, режима ее боевой деятельности и системы ПВО.

По решению Ставки ВГК соединения АДД провели в январе—марте 1943 года самостоятельную боевую воздушную операцию, в результате которой были нанесены удары по 19 немецким аэродромам. К примеру, на аэродром Орша они совершили три налета, уничтожив 16 самолетов, 2 ангара, 37 автомобилей и несколько складов боеприпасов. По авиабазам Сеща, Брянск, Орел, Запорожье наносились бомбовые удары более десяти раз по каждой.

Весной того же года 50-я и 62-я дивизии, всего силами 200 самолетов, участвовали в воздушной операции, предшествовавшей наступлению советских войск Северо-Кавказского фронта, имеющих задачу освободить Таманский полуостров. В этой операции были задействованы 4 и 5 воздушные армии (ВА) Северо-Кавказского, 17 ВА Юго-Западного, 8 ВА Южного фронта и ВВС Черноморского флота. Основная задача состояла в том, чтобы максимально ослабить германский 4-й воздушный флот, самолеты которого базировалась на аэродромах Крыма, Кубани, юга Украины, и обеспечить советской авиации господство в воздухе в период наступления войск фронта. Согласно плану, предполагалось нанести удары по 18 аэродромам, где разведкой было установлено наибольшее скопление летательных аппаратов.

Операция проходила с 20-го по 28 апреля. Экипажи АДД действовали ночью по удаленным от 300 и более километров от линии фронта аэродромам Керчь, Багерово, Саки, Сарабуз, Сталино, Мариуполь, Запорожье. Наиболее результативными оказались бомбардировки крымских авиабаз Саки и Сарабуз, в ходе которых было уничтожено порядка 100 и повреждено около 70-и вражеских самолетов. Общие же потери противника на земле с 17 по 29 апреля составили 260 машин. Немецкое командование было вынуждено перебазировать внушительную часть своих самолетов на аэродромы, находящиеся в глубоком тылу. Все это оказало заметное влияние на воздушную обстановку в первые дни советского наступления в районе станицы Крымской.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Государственный комитет обороны 30 апреля 1943 года принял постановление о формировании в авиации дальнего действия восьми авиакорпусов. Общее количество самолетов в них составило порядка 700 машин, а к началу следующего года достигло 1047. В составе самолетного парка авиакорпусов были; модернизированные Ил-4, транспортные Ли-2 в бомбардировочном варианте, небольшое число четырехмоторных ТБ-7 (Пе-8), а также полученные по ленд-лизу двухмоторные Б-25.

По распоряжению Ставки ВГК командование ВВС с 8 июня 1943 года провело двухдневную воздушную операцию по разгрому группировки ударной германской авиации, выполнявшей налеты на стратегические промышленные центры нашей страны — Горький, Ярославль и Саратов. В ней были задействованы 1,2, 15 ВА и соединения АДД, получившие задачу подвергнуть массированным бомбардировкам 15 наиболее загруженных вражеских аэродромов. Группы Ил-4 различного состава наносили удары в течении трех суток по крупным авиабазам Орел, Брянск, Сеща, Карачев, где базировались фашистские Ju-88 и Hе-111. Ночью 8 июня 102 экипажа бомбили аэродром в Сеще, 87 — в Брянске, 75 — в Орле, выполнив, в общей сложности 302 самолетовылета. В следующие две ночи АДД осуществляла налеты большими силами на эти же объекты. Совместными с тремя ВА было уничтожено 168 самолетов на трех немецких аэродромах.

Действия АДД по разгрому вражеских авиа группировок отличались размахом и высокой результативностью. Они существенно подорвали боеспособность ВВС фашистской Германии и ускорили завоевание нашей авиацией стратегического превосходства в воздухе. Экипажи дальних бомбардировщиков только за 1943 год совершили 8674 самолетовылета на бомбардировку немецких аэродромов. Но если в первом периоде преобладали эшелонированные действия небольших по составу групп, а сосредоточенные удары даже силами полка осуществлялись эпизодически, то теперь значительно возросло количество ударов, наносившихся дивизиями, а порой и корпусами.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Для успешного выполнения ночью совместного полета таких сил, потребовалось изменить боевой порядок, который с лета 1943 года стал состоять из двух эшелонов и нескольких групп контроля. В голове находился эшелон обеспечения боевых действий, в который выделялись одна-две эскадрильи. Он подразделялся на самостоятельные группы (разведчиков погоды, наведения, освещения цели, подавления наземных средств ПВО, блокирования аэродромов базирования истребительной авиации) по 3—6 самолетов в каждой. Ударный эшелон состоял из полковых колонн. Впереди них, с некоторым временным упреждением, следовали экипажи визуального контроля за действиями бомбардировщиков и результатами бомбометания. В голове, середине и хвосте боевого порядка полка располагались самолеты, оборудованные аэрофотоаппаратами.

Особое значение, придаваемое осуществлению всестороннего контроля, объяснялось стремлением командования к объективной оценке действий экипажей и достигнутых ими результатов, укреплению летной дисциплины, совершенствованию боевого мастерства авиаторов и повышению их личной ответственности за выполнение поставленных задач. В этой связи была разработана стройная система контроля, предусматривавшая: применение воздушного фотографирования; проведение вылетов руководящего состава в район цели и выездов, специально назначенных офицеров на аэродромы, подвергавшиеся бомбардировкам и захваченные впоследствии наступавшими войсками; использование докладов летных экипажей, письменных донесений командиров наземных частей и партизанских отрядов, показаний пленных и другой информации.

Наиболее оперативными способами являлись вылеты контролеров в районы объектов ударов и воздушное фотографирование. В первом случае контролирующий экипаж выходил на намеченный аэродром противника с упреждением в три-четыре минуты относительно ударного эшелона и выполнял бомбометание, по уже освещенной и обозначенной цели. Затем он набирал высоту, становился в круг и приступал к визуальному наблюдению за подходившими самолетами. Имея плановую таблицу, в которой указывалась очередность следования ударных машин в боевом порядке, контролер фиксировал на заранее подготовленной схеме аэродрома, время и точки падения бомб, сброшенных с каждого из них. Однако при проведении сосредоточенных ударов большими силами, когда бомбометание выполняли одновременно несколько экипажей, определить индивидуальные результаты было практически невозможно. Самолеты с фотооборудованием располагались в ударных эшелонах и производили съемку основного этапа полета — от начала боевого пути до цели. Фотоснимки позволяли подтвердить выполнение поставленной задачи, оценить общую точность бомбометания и при необходимости выявить причины допущенных ошибок. Но в большинстве случаев обилие над аэродромом яркого света от мощных лучей наземных прожекторов и очагов пожаров, отрицательно сказывалось на их качестве. Поэтому для получения объективных данных о результатах действий командиры стремились использовать все формы контроля в комплексе.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Изменилась и тактика дальних бомбардировщиков. Отдельные налеты групп в составе эскадрильи и авиаполка не могли существенно ослабить вражескую авиационную группировку и только настораживали его. Враг усиливал прикрытие аэродромов зенитными средствами, принимал меры по рассредоточению и маскировке машин, изменял режим полетов и т. д. Как уже отмечалось, командование АДД сделало упор на нанесение сосредоточенных ударов по аэродромам силами дивизий и корпусов. Боевой порядок первых состоял из полковых, вторых — из дивизионных колонн. Высокая плотность удара достигалась сокращением временных дистанций между бомбардировщиками до 15—20 секунд за счет их эшелонирования по высоте.

Систематические налеты заставляли гитлеровцев привлекать для защиты крупных авиабаз большое количество зенитно-артиллерийских систем и ночных истребителей-перехватчиков. В создавшейся обстановке командование АДД перенацеливало свои соединения для ударов по аэродромам, расположенным в другом районе. Противник начинал спешно перебрасывать туда дополнительные силы противовоздушной обороны. Но через некоторое время дальние бомбардировщики возобновляли удары по прежним объектам. Применение такой тактики оказало положительное влияние на результаты. Во-первых, немцы были вынуждены непрерывно маневрировать средствами ПВО, которые не всегда вовремя прибывали к новым местам дислокации. Во-вторых, бомбардировкам подвергалось большее количество аэродромов, что увеличивало потери германской авиации.

Широкое распространение получило блокирование аэродромов. Эту задачу выполняли экипажи трех полков ночных охотников-блокировщиков, созданных во 2, 4, 5 авиакорпусах. Свою работу они начинали, как правило, за несколько минут до пролета ударными эшелонами линии фронта. Следует отметить, что при этом блокировались как основные аэродромы базирования вражеских самолетов-бомбардировщиков, так и расположенные вблизи маршрутов полета боевых порядков аэродромы ночных истребителей. Использование экипажами авиабомб с взрывателями, установленными на различное замедление (до 30 мин), практически исключало взлет самолетов с заблокированных аэродромов. В итоге результативность ударов АДД существенно повышалась.

В третьем периоде войны, когда в небе уже безраздельно господствовали советские ВВС, интенсивность действий по вражеским аэродромам несколько снизилась. К примеру, в 1944 году соединения дальних бомбардировщиков совершили почти в 2,5 раза меньше самолетовылетов на бомбардировку аэродромов противника, чем в 1943-м. Группировка фашистской авиации к этому времени по численности уступала советской, но располагала большим количеством аэродромов, позволявшим базировать авиачасти рассредоточено. В сложившейся обстановке рассчитывать на высокую эффективность ударов сложно, что было одной из причин, по которым в третьем периоде проводилась только одна самостоятельная воздушная операция по уничтожению вражеских самолетов на земле. Перед началом Белорусской наступательной операции восемь корпусов АДД (1007 бомбардировщиков) в течение четырех суток 13, 14, 15 и 18 июня 1944 года наносили массированные бомбово-штурмовые удары по 8 аэродромам, на которых располагалась основная часть (около 850 самолетов) сил германского 6-го воздушного флота. Экипажи выполнили в общей сложности более 1470 самолетовылетов. Наиболее интенсивным налетам подверглись авиабазы Барановичи (458 самолетовылетов), Белосток (163), Бобруйск (126), Лунинец (118), Брест (89). Немцы потеряли большое количество летательных аппаратов, и авиационная группировка противника на этом участке фронта оказалась значительно ослабленной.

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Удары по аэродромам в ходе повседневных боевых действий не прекращались. Однако они производились исключительно при наличии у командования АДД достоверных сведений о сосредоточении на аэродроме крупных сил вражеской авиации. Так произошло, например, на юго-западном направлении осенью 1944 года. Имея проверенные данные воздушной разведки, соединения 3-го гвардейского авиакорпуса совершили ночью 14 и 15 сентября два налета на аэродромы Будапештского аэроузла, где уничтожили и повредили около 200 самолетов.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны авиация дальнего действия внесла весомый вклад в завоевание советскими ВВС оперативного и стратегического господства в воздухе. Соединения дальних бомбардировщиков активно участвовали в борьбе с авиационными группировками фашистской Германии, которая велась при подготовке, и в ходе оборонительных и наступательных операций войск фронтов, а также в период оперативных пауз. Кроме того, самолеты дальней авиации участвовали в семи воздушных операциях. Пять из них проводились совместно с ВВС (ВА) фронтов и две — собственными силами.

Воздушные операции продолжались, как правило, по нескольку суток и проводились в период подготовки стратегических операций на направлениях, где были развернуты главные группировки немецко-фашистской армии, что существенно облегчало Советским ВВС завоевание оперативного господства в воздухе к началу активных действий сухопутных войск. В некоторых случаях они имели целью сорвать, готовившиеся гитлеровским командованием, массированные налеты. Внезапность нанесения авиационными соединениями первого удара достигалась строжайшим соблюдением мер маскировки в ходе его организации. Одновременно усилия всех видов разведки сосредоточивались на вскрытии основных аэродромов, системы ПВО и режима боевой деятельности авиачастей противника.

Вражеская авиация подвергалась воздействию на широком (от 300 до 1200 км) фронте и на большую (до 300 км) глубину, т.е. удары по аэродромам наносились во всей полосе ее базирования. Уничтожению подлежали самолеты на стоянках, пункты управления, средства ПВО, склады различного назначения и другие сооружения. Разрушение и дополнительно минирование ВПП прекращало функционирование аэродромов на срок от нескольких часов до суток. Одновременные налеты на все аэродромные узлы стратегического направления не давали фашистскому командованию возможности маневрировать эскадрами, затрудняли их вывод из-под удара и возможность организации ответных действий. В ходе бомбардировок противник терял и летно-технический состав, который с лета 1943 года немцам было достаточно сложно готовить. Оперативным результатом массированных ударов являлся не только разгром и ослабление фашистских авиационных группировок, но и вынужденное перебазирование последних, на аэродромы в глубине своих тылов. За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили на выполнение этой задачи 20697 самолетовылетов (9,6% их общего количества)

Дальняя авиация в воздушных операциях по уничтожению фашистских самолётов на аэродромах


Опыт свидетельствует, что при правильной организации бомбардировки аэродромов отличались высокой эффективностью. Для уничтожения на земле одного самолета приходилось в среднем 5 самолетовылетов, что было в 6 раз меньше, чем в воздушных боях.

Источники:
Хазанов Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 187-196.
Цыкин А. От «Ильи Муромца» до ракетоносца: краткий очерк истории дальней авиации. М.: Воениздат, 1975. С. 107-112.
Тимохович И. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М.: Военнздат, 1976. С. 81-89.
Анучин В. Удары авиации дальнего действия по аэродромам противника // Военно-исторический журнал. 1985. № 8. С. 19-27.
Палашевский И. Действия советских ВВС по аэродромам противника // Военно-исторический журнал. 1976. № 9. С. 20-28.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Добрый кот 7 декабря 2015 06:51
    Отличный ударный кулак создал маршал Голованов!
    1. vladimirZ 10 декабря 2015 08:15
      Отличный ударный кулак создал маршал Голованов!
      - Добрый кот

      Странно автор статьи, уважаемый "Инженер-технарь", обошелся при описании действий АДД, без организатора Авиации Дальнего Действия (АДД), её бессменного в годы войны командующего, летающего, Главного маршала авиации Александра Голованова, лично подчиняющегося Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину.
      Практически всю войну вся АДД подчинялась только Верховному Главнокомандующему.
      В инете есть воспоминания А. Голованова "Дальняя бомбардировочная ...". Очень рекомендую прочитать, кто не читал.
      А.Е. Голованов и К.К. Рокоссовский, единственные из маршалов СССР, которые в своих воспоминаниях не изменили своему Верховному, И.В. Сталину, отказались от хрущевского давления писать и говорить ложь о нем, за что были отстранены от активной работы в вооруженных силах.
      А. Голованов фактически был изгнан из армии, без пособий и пенсии, и кое как устроился в НИИ на летную работу.
      В годы войны из-за интриг Главного маршала авиации А. Новикова, и маршала Советского Союза Г. Жукова, А. Голованов был исключен из списка на присвоение звание Герой Советского Союза, хотя как никто заслуживал это звание. Г. Жуков лично признался в этом в послевоенной беседе с А. Головановым, когда тот единственный из маршалов, посетил опального и отставного Г. Жукова.
      А. Голованов лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны).
  2. TIT 7 декабря 2015 07:26
    ПО ХОДУ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ ВЕЧЕРОМ ВЧИТАЮСЬ , ( ПОКА ДИАГОНАЛЬ )
    TIT
  3. Улиточник N9 7 декабря 2015 08:42
    К сожалению, удары по аэродромам противника были далеки от тех "успешных" результатов, которые указывает автор. Количество уничтоженных немецких самолетов при этом, которое указывает автор, нужно уменьшить, как минимум в 5-6, а то и в 10 раз, чтобы получить результаты близкие к реальности. Кроме того, при ударах по аэродромам, хорошо защищенным силами ПВО, наша авиация несла неоправданно тяжелые потери при мизерных результатах. Наиболее успешным ударом за всю войну по немецкому аэродрому является удар нашей...артиллерии(не авиации, увы) по аэродрому в поселке Горелово (под Ленинградом), когда было действительно уничтожено 9 немецких самолетов разных классов и еще несколько повреждено.
    1. ССИ 7 декабря 2015 08:55
      Цитата: Улиточник N9
      К сожалению, удары по аэродромам противника были далеки от тех "успешных" результатов, которые указывает автор.

      Простите, Вы участник ВОВ? Лично принимали участие в бомбежках аэродромов? Или читаете произведения "историка" Чубайса? Откуда такие безапеляционные заявления?
      1. Улиточник N9 7 декабря 2015 09:21
        Очевидно Ваш кругозор в оценке ВОВ определяется "личным участием" в ней и чтением "не Чубайса". В последнее время появилось достаточно много литературы по ВОВ которую можно скачать на "kinozal.tv", "rutracker.org", "militera.lib.ru" в которой приведены данные сильно отличающиеся от вычурной фантазии авторов "советской эпохи". Из современных авторов, на тему "успешности" применения советской авиации в ВОВ, советую почитать Смирнова А, Бешанова В, Бодрихина Н, Драбкина Н и пр. -эти авторы пытаются сравнить данные о немецких потерях, которые указывали наши летчики с немецкими потерями по немецким же отчетам и картина там вырисовывается совсем не "радужная" очень далекая от той которая указывалась в период "советского" мифотворчества. Описывая военные действия, нужно всегда стараться опираться на объективность, а не напирать на "героизм" и "самопожертвование"-это надо делать для того чтобы составить реальную картину происходившего, определить, что было успешно, а что, наоборот, принесло только вред, чтобы не совершать подобных ошибок в будущем.
        1. ССИ 7 декабря 2015 09:56
          Цитата: Улиточник N9
          Очевидно Ваш кругозор в оценке ВОВ определяется "личным участием" в ней и чтением "не Чубайса"

          Вы очевидно не обратили внимание, что я не комментировал статью...И мой кругозор оценивать... ну не Вам, я думаю. А насчет статей - бумага все стерпит, я человек пожилой, воспитан давно и не собираюсь менять свое мнение, но и не люблю резких высказываний...
          1. Улиточник N9 7 декабря 2015 10:16
            Суть вашего предыдущего поста была в обвинении в мой адрес в том, что мой "кругозор" суждения о ВОВ ограничен чтением "Чубайса" (хотя прошу привести книги о ВОВ именно Чубайса) и в том, что я как "не участник" ВОВ не могу иметь "правильного" суждения о тех или иных событиях того периода. А Вы можете? А с чего, это Вы взяли, что Вам позволено оценивать мой "кругозор", а мне "ваш"-нет? Слава Богу, у нас теперь "демократия". Статьи здесь на форуме для того и публикуются, что бы их, участники форума оценивали и комментировали. Для того и существуют соответствующие "ветки форума". Мое "высказывание" совсем не "резкое" и кстати к нему присоединились и другие участники форума, и если оно кому-то не нравится, то извините, но мне от этого "не горячо и не холодно"- я высказал свое "мнение" по вопросу, а нравится оно кому-то или нет-мне без разницы. Sorry dude.
      2. Cap.Morgan 7 декабря 2015 09:27
        Эта тема освещена в книге Солонина "На мирно спящих аэродромах".
        Там доказывается что до появления управляемых авиационных боеприпасов удары по аэродромам и наземным целям были малоэффективны.
        За редким исключением . Например Рудель, который умудрялся попадать бомбой в танк. Ну так он такой один.
        Самолёты то замаскированы. Прикрыты истребителями. Работала радио и визуальная разведка. Так что подкрастся было сложно.
        Случай уничтожения американской базы в Полтаве,десятки В-17, ещё конечно.
        Ну это головотяпство и разгильдяйство. Нечастый случай.
        1. Комментарий был удален.
        2. ranger 7 декабря 2015 12:26
          Цитата: Cap.Morgan

          Эта тема освещена в книге Солонина "На мирно спящих аэродромах".


          Как мне представляется, достоверным источником, освещающим деятельность АДД в указанный период, являются воспоминания ГСС, генерал-полковника авиации В.Решетникова "307 боевых вылетов".
          Именно столько вылетов на дальнем бомбардировщике в годы войны совершил автор, начавший службу в АДД младшим лейтенантом, а закончивший ее командующим Дальней авиацией.
          В отличие от других авторов, автор является непосредственным участником тех событий и поэтому его свидетельства имеют особую ценность и им можно доверять...
          Помимо всего прочего, книга написана хорошим литературным слогом, без ложного пафоса и лозунгов...
          Рекомендую.
        3. Scraptor 8 декабря 2015 05:41
          Кассетных бомб может быть? Прямо столько руделей 22 Июня налетело.

          Более чем странный комментарий.
      3. forwarder 7 декабря 2015 10:19
        Цитата: ССИ
        Откуда такие безапеляционные заявления?

        Рассмотрим массированные бомбардировки Хельсинки АДД в 1944г.
        Они производились тремя массированными налетами. Всего было задействовано 2007 бомбардировщиков АДД. В результате было сброшено порядка 16490 бомб (2604 тонны). Из них на город упало примерно 740 бомб. Т.е. примерно 4,5%. Эти бомбы сбросили экипажи примерно 80-100 машин. Возможно некоторые экипажи точно отбомбились все три раза и число точно отбомбившихся экипажей не превышало 30-40. В самом массововом налете, третьем, участвовало 896 бомбардировщиков АДД. Видимо город, это слишком мелкий объект для бомбардировки остальными экипажами АДД.
        Немецкая эскадрилья ПВО в составе 6 самолетов прибыла в Хельсинки только после первого налета. Да и помогла не сильно, сбила всего 4 бомбардировщика.
        Всего за три налёта погибло 146 человек и было ранено 356. Полностью уничтожено 109 домов. Повреждения осколками крыш получили около 300 зданий и 111 домов загорелось.
        Расчеты показывают, что интенсивность бомбардировок была поразительно схожа с бомбардировкой Дрездена год спустя. Только результат другой.
        1. стас57 7 декабря 2015 11:33
          я не очень понял, почему патриоты бешенно заминусили Улиточник N9
          он прав, завышены-насколько сильно, надо конечно разбираться.
          что было реально , даже с самолета с фотооборудованием , понятное дело определить сложно.


          Наиболее успешным ударом за всю войну по немецкому аэродрому является удар нашей...артиллерии(не авиации, увы) по аэродрому в поселке Горелово (под Ленинградом), когда было действительно уничтожено 9 немецких самолетов разных классов и еще несколько повреждено.

          Я бы не сказал как категорично(см аэрофото)
          Но это правда и не работа АДД.

          Кстати у автора нет ни одной современной книги кроме Хазанова, от того нет и критических материалов
          Даже тщательно спланированная атака, как правило, полностью расстраивалась по самым разным причинам: плохая погода, малый боевой опыт экипажей, сильный заградительный огонь зениток и так далее. Во-вторых, советская авиация понесла в прошедших боях большие потери, и имевшихся к началу мая сил было явно недостаточно для нанесения столь масштабного удара одновременно по большому числу целей. В-третьих, данные авиаразведки оставляли желать лучшего, так как фотокамеры на Пе-2 были плохого качества, съемка выполнялась с большой высоты или под большим углом, и потому расшифровка сделанных фотоснимков давала слишком много погрешностей
          Хоть бы такую, достаточно мутную книгу привели
          Михаил Вадимович Зефиров
          Лаптежник против «черной смерти». Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны.
          1. стас57 7 декабря 2015 11:48
            По решению Ставки ВГК соединения АДД провели в январе—марте 1943 года самостоятельную боевую воздушную операцию, в результате которой были нанесены удары по 19 немецким аэродромам. К примеру, на аэродром Орша они совершили три налета, уничтожив 16 самолетов, 2 ангара, 37 автомобилей и несколько складов боеприпасов. По авиабазам Сеща, Брянск, Орел, Запорожье наносились бомбовые удары более десяти раз по каждой.


            а вот еще эпизод,показывающий заявки и рельность как и что
            Тем временем подошли тихоходные «Илы» и начали штурмовку аэродрома. Первая группа отбомбилась более или менее организованно, хотя и неточно, а вот «горбатые» из 775-го ШАП атаковали поодиночке, с разных высот и углов, в общем, как бог на душу положит. Согласно докладам экипажей Ил-2, на земле были уничтожены тринадцать самолетов и еще восемь повреждено. Фактически же был уничтожен лишь один Bf-109G-4 из III./JG3 «Удет» и еще один «Мессершмитт» из той же группы получил повреждения. Сам аэродром от налета пострадал незначительно. Атакующие потеряли один «Ил», а еще четыре вернулись обратно с различными повреждениями.

            Кстати про Сещу
            Днем 6 июня бомбардировщики В-25 из 15-го Гв. БАП АДД предприняли новый налет на аэродром Сещинская. Хотя советской стороной он был признан эффективным, фактически никаких серьезных повреждений аэродром не получил, а экипажи KG55 «Грайф» спокойно продолжали подготовку к третьему массированному налету на Горький.
            ,,,
            Поэтому первыми массированный налет на немецкие аэродромы совершили бомбардировщики АДД. В ночь с 7 на 8 июня, согласно плану, 102 самолета вылетели к Сещинской, 87 – к Брянску и еще 75 – к Орлу. Однако из-за метеоусловий, остававшихся по-прежнему нелучшими, 38 экипажей не смогли достичь их и сбросили бомбы на различные запасные цели. Атаковали аэродромы только 244 машины, при этом лидеры сбрасывали светящиеся и зажигательные бомбы, обозначая цель для остальных самолетов. По возвращении экипажи отчитались о восьми пораженных бомбардировщиках. Фактически же в Брянске был уничтожен один Ju-88А-4 из II./KG51 «Эдельвейс», а в Сещинской легкие повреждения (10 %) получил Ju-88D из 4-й эскадрильи дальней разведки Aufkl.Gr.121. Из летного и наземного персонала никто не пострадал.


            а вот отработка по Сеще в мае 43 была успешна, но это уже не АДД.
            Впоследствии сами немцы признали, что удар «цементбомберов» по аэродрому Сещинская оказался результативным. Но их потери были далеко не столь огромными. Люфтваффе лишились трех самолетов: Не-111Н-11 и Не-111Р-2 из штабного звена KG4 и Не-111Н-6 из 4-й эскадрильи той же эскадры, еще три «Хейнкеля» были повреждены. Так же незначительные повреждения получил Ju-88А-14 из KG1 «Гинденбург». Погиб один человек, и еще трое отделались ранениями
            там же

            в общем статья крайне слабая
            1. goose 7 декабря 2015 16:29
              Вы вольно интерпретировали итоги налетов. Неуничтоженный самолет, в котором наделали дырок, это то же результат. Да, возможно, дюралевый самолет, если не задеты двигатели, можно быстро ввести в строй, но ведь на какое-то время на нем не летают, и спишут явно быстрее, чем такой же целый.
          2. Комментарий был удален.
          3. Комментарий был удален.
        2. Alexey RA 7 декабря 2015 12:34
          Хе-хе-хе... в 1939 году во время СФВ 21 дбап отличился ещё круче:
          На следующий день [26.12.39] "отличились" их коллеги из 21-го полка: 3 самолета потеряли ориентировку и отклонившись на восток, приняли станцию Грузино неподалеку от Ленинграда за финскую и сбросили на нее 30 бомб, ни одна из которых не достигла цели.

          До большой войны оставалось полтора года...
        3. goose 7 декабря 2015 16:25
          Цитата: forwarder
          Расчеты показывают, что интенсивность бомбардировок была поразительно схожа с бомбардировкой Дрездена год спустя. Только результат другой.

          Даже близко не было интенсивности бомбардировки по Дрездену, было меньше самолетов и самолеты были в основном двухдвигательные Ер-2, Б-25, Ли-2 и Ил-4 с малой полезной нагрузкой. Сравните со Стирлингами и получите соотношение нагрузки при равном числе в 3-4 раза. Если вам интересно, посмотрите сколько всего было операционных готовых Пе-8 в АДД на тот период, и увидите, что погоды в АДД они не делали.
          1. topic 7 декабря 2015 21:50
            Цитата: goose
            Даже близко не было интенсивности бомбардировки по Дрездену

            Американцами и британцами было проведено 4 бомбардировки (одна из них двумя волнами) в которых участвовало 2102 самолета. Так что здесь цифры вполне сопоставимые. Бомб они сбросили больше, это так - 6231 тонну. Почти в 2,5 раза больше. Разница есть, но не очень принципиальная.
            Принципиально разные результаты бомбардировок. Точное количество жертв не известно. По разным данным от 25 тыс. до 250 тыс. человек. Обычно консенсусной считается цифра 135 тыс. погибших. Несколько больше, чем 146 чел. в Хельсинки, правда? Может быть потому, что % попаданий в сам город был принципиально большим? Ведь при советских бомбардировках Хельсинки на сам город расчетно упало что-то около 90-95 тонн бомб (4,5% от 2604 тонн). Да и бомбардировки англо-саксов не было хаотичными, осуществлялись по принятым в то время методам: сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем — зажигательные бомбы, и снова — фугасные для затруднения работы противопожарных служб. В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C.
            В документах американских ВВС говорится: «Британские оценки… содержат вывод, что было серьёзно повреждено 23 % промышленных зданий и 56 % непромышленных зданий (не считая жилых). Из общего числа жилых зданий 78 тысяч считаются разрушенными, 27,7 тысяч считаются непригодными для жилья, но поддающимися ремонту, 64,5 тысяч — получившими небольшие повреждения и поддающимися ремонту. Эта более поздняя оценка показывает, что 80 % городских зданий подверглись разрушениям различной степени, а 50 % жилых зданий было уничтожено или серьёзно повреждено».
            1. goose 8 декабря 2015 16:50
              Обратите внимание на плотность застройки Хельсинки и Дрездена в то время. Хельсинки был деревней с малоэтажной застройкой. К тому же это город, над которым постоянно висят тучи, и найти его очень непросто, пользуясь обычным глазом.
              1. topic 8 декабря 2015 17:04
                Цитата: goose
                К тому же это город, над которым постоянно висят тучи, и найти его очень непросто, пользуясь обычным глазом.

                Причина разных результатов не в этом.
    2. Alexey RA 7 декабря 2015 11:43
      Цитата: Улиточник N9
      Наиболее успешным ударом за всю войну по немецкому аэродрому является удар нашей...артиллерии(не авиации, увы) по аэродрому в поселке Горелово (под Ленинградом), когда было действительно уничтожено 9 немецких самолетов разных классов и еще несколько повреждено.

      Ага... Лучший ас Балтийского флота - батарея №19: минус 12 самолётов за 6 минут. smile
      Состояние Стоеркампфгруппе после окончания огневого налета лучше всего описывать только одним словом — погром. В одночасье группа лишилась двенадцати легких бомбардировщиков. Погибли восемь Не-46 (заводские номера 261, 323, 327,404, 706, 755,1154,1227) и четыре «арадо» (заводские номера 279, 1005, 1223, 1227).
      История воздушной войны на советско-германском фронте знает и более успешные удары по немецким аэродромам. Однако и на их фоне события 9 апреля — явление неординарное. Например, в известном по многим историческим очеркам ударе авиации КБФ по аэродрому Котлы 20 марта 1943 года немцы потеряли два бомбардировщика Ju-88A-4 безвозвратно. Еще три «юнкерса» были повреждены (по немецкой классификации потерь — 30, 15 и 10 %). 21 марта тяжело поврежден еще один бомбардировщик. Даже с учетом несравнимо большей боевой ценности уничтоженных в Котлах машин результаты этой операции и апрельского огневого налета на Гатчину по меньшей мере сравнимы.
  4. Cap.Morgan 7 декабря 2015 09:22
    Значит за 6 месяцев войны было выполнено 1400 самолётовылетов.
    Понятно.
    К примеру сколько там самолётов в дальней авиации? Штук 200, не меньше... значит один вылет в месяц. Абалдеть.
    1. Alexey RA 7 декабря 2015 13:50
      Цитата: Cap.Morgan
      Значит за 6 месяцев войны было выполнено 1400 самолётовылетов.
      Понятно.
      К примеру сколько там самолётов в дальней авиации? Штук 200, не меньше... значит один вылет в месяц. Абалдеть.

      Это только по авиабазам.
      Всего за шесть месяцев войны дальние бомбардировщики выполнили 1438 самолетовылетов, в результате которых были нанесены удары по фашистским авиабазам.

      Проблема в том, что в первые полгода войны ДБА основную часть вылетов выполняла в качестве фронтовой авиации, решая оперативные и тактические задачи - её целями были войсковые колонны противника, склады, ж/д станции и переправы в ближайшем тылу. Потери при этом зашкаливали: например, только 26 июня 1941 года ДБА потеряла 43 экипажа Ил-4/ДБ-3. Осенью ситуация не улучшилась: 4 дбап за 5 недель боёв сентября-октября 1941 потерял 70 самолётов из 73.
      1. goose 8 декабря 2015 16:53
        Ну так и Ил-4 больше поход на обычный бомбардировщик, у которого большая дальность, как у японского G3M. Оба далеко летали, имели скромную бомбовую нагрузку и сравнительно слабое вооружение.
  5. qwert 7 декабря 2015 11:24
    Цитата: Cap.Morgan
    Эта тема освещена в книге Солонина "На мирно спящих аэродромах".
    К солонину, как и к Резуну нужно относиться с большой осторожностью. Их задача, не раскрыть правду, а обеспечить хорошие продажи книг, а для этого им нужна сенсация, которую можно получить, перевернув все с ног на голову
  6. Улиточник N9 7 декабря 2015 20:29
    Прикиньте, мои посты удалили... Господи, какие дешевки...
    1. Scraptor 8 декабря 2015 05:43
      Да, бывает... wink
  7. mkpda 11 декабря 2015 12:37
    Кроме АДД в таких операциях принимала участие авиация ВМФ. Очень хорошо такие операции описаны в воспоминаниях Преснякова "Над волнами Балтики.". Ил-4Т брал десять "соток" и через определённые промежутки времени кидал их на полосу по одной. А потом прилетал другой бомбардировщик на смену и так всю ночь. Днём прилетал полк и исправных самолётов на аэродроме не оставалось. Эти операции относятся уже к снятию Блокады Ленинграда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня