Действия подводных сил Черноморского флота в первый период войны

31


В первый период Великой Отечественной войны Черноморский флот прикрывал и поддерживал приморский фланг сухопутных войск, обеспечивал свои и нарушал вражеские морские сообщения. Борьбу на коммуникациях вели подводные и надводные корабли, а также ВВС флота.

Организационно подводные лодки сводились в две бригады и отдельный учебный дивизион. В составе 1-й бригады было четыре дивизиона, в которых насчитывались 22 большие и средние подводные лодки. В состав 2-й бригады подводных лодок входило 18 малых подводных лодок, которые были сведены в три дивизиона. Отдельный учебный дивизион включал 7 субмарин типа «Щ» и «М». По состоянию на 22 июня 1941 года из 55 подлодок в строю находилось 32, в ремонте — 15, 8 лодок типа «Л», «Щ», «С» и «М» числились в составе отдельного дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок.

Следует отметить, что серьезное влияние на использование подводного флота оказывали географические и гидрометеорологические особенности Черного моря. В частности, в западном и северо-западном районах оно отличалось малыми глубинами, что позволило противнику ставить здесь плотные минные заграждения (до 1943 года вдоль западного берега Черного моря, а также у южного побережья Крыма противник поставил около 4950 мин, из них около 1700 с углублением 10-12 м против подводных лодок и 2795 минных защитников), затруднить торпедные атаки подводных лодок и их послезалповое маневрирование. Штилевая погода демаскировала подводную лодку при использовании ею перископа. Большая трудность состояла и в том, что наш флот не имел достаточных данных о фарватерах противника, его минных заграждениях, подробных описаний прибрежных районов. Это требовало от командиров тщательного анализа обстановки, осторожных и вместе с тем решительных действий.

Уже в первый день войны советские подводные лодки начали развертывание на заранее намеченных позициях. Боевой счет открыла «Щ-211» под командованием капитан-лейтенанта А.Д. Девятко. Вечером 5 августа эта лодка вышла из базы с задачей уничтожения вражеских транспортных судов и боевых кораблей. Несколько дней «Щ-211» настойчиво искала противника и на десятые сутки после выхода на позицию обнаружила на коммуникациях противника два крупных транспорта. Сблизившись на дистанцию 3 кабельтовых, командир произвел двухторпедный залп по транспорту водоизмещением 5700 т, который вскоре затонул.

21 сентября «Щ-211» в очередной раз вышла в море. С первого дня пребывания на позиции капитан-лейтенант Девятко настойчиво осуществлял поиск, который увенчался успехом лишь утром 29 сентября. Обнаружив неприятельский конвой, шедший с грузом нефтепродуктов из Констанцы в Италию, командир решил атаковать головной транспорт. Он начал маневрирование для сближения с противником. Тем временем торпедисты приготовили к выстрелу три носовых торпедных аппарата. До залпа оставалось полторы минуты, когда Девятко заметил идущий прямо на подводную лодку сторожевой катер. Командир опустил перископ, а когда поднял его, угол упреждения на цель был пропущен.

Эта неудача не обескуражила Девятко. Он принял решение стрелять кормовым торпедным аппаратом по танкеру, который шел вторым в кильватерной колонне. Подводная лодка увеличила ход, пересекла строй вражеских судов и с дистанции около 2 кабельтовых произвела залп. Торпеда поразила танкер водоизмещением 7000 т. Однако взрыва ее было недостаточно, чтобы потопить судно, которое, получив повреждение, оставалось на плаву.

На другой день командир вернулся в район атаки, чтобы добить танкер. Но это намерение осуществить не удалось: лодку обнаружили сторожевые катера и подвергли атаке глубинными бомбами. Активно маневрируя, Девятко оторвался от противника. Вечером он вновь приблизился к поврежденному танкеру и с расстояния в 6 кабельтовых двухторпедным залпом потопил его.

Действия подводных сил Черноморского флота в первый период войны


Успеха добилась и подводная лодка капитан-лейтенанта В.Я. Власова «Щ-214». 30 октября она ушла в боевой поход. Настойчивые поиски увенчались успехом: на рассвете 3 ноября сигнальщик доложил об обнаруженной шхуне. Подводная лодка пошла на сближение. Власов решил уничтожить судно артиллерийским огнем, который был открыт с расстояния три четверти кабельтова. Комендоры поразили цель с первого выстрела. После нескольких попаданий шхуна загорелась и начала тонуть. Ночью 5 ноября, находясь в крейсерском, положении (это надводное положение, при котором заполнены цистерны быстрого погружения, а средняя и главного балласта не заполнены, в этом положении субмарина готова к срочному погружению), «Щ-214» обнаружила большой танкер. Командир, после маневрирования с дистанции порядка 4-х кабельтовых произвел выстрел из носового аппарата. Направлявшийся из Босфора в Констанцу итальянский танкер «Торчелло» водоизмещением около 3500 т затонул. Потеря двух из пяти танкеров, доставлявших топливо из Констанцы в Италию, заставила противника прекратить до середины мая 1942 года доставку топлива для итальянского флота.

Боролись с морскими перевозками и подлодки «Щ-210», «Щ-215», «М-34», «М-35». Нарушая коммуникации, черноморцы вынуждали противника выделять значительные силы кораблей и авиации, держать их в состоянии постоянной готовности к защите своего судоходства. Этим подводники внесли свой вклад в дело обороны Одессы. Благодаря их действиям почти весь вражеский флот был занят противолодочной обороной, что, естественно, усилило опасность для наших подводников, от которых требовались исключительно большое напряжение сил, высокое боевое мастерство, умение преодолевать многочисленные и неожиданно возникающие трудности.

К середине ноября 1941 года в связи с опасностью потери Крыма подводные лодки перешли из крымских портов в порты Кавказа, это значительно удлинило их переходы в район вражеских коммуникаций, сократило время нахождения на позициях и прервало действия лодок типа «М», которые имели тогда автономность плавания лишь 7-8 суток. В декабре после стабилизации положения в Севастополе группа лодок типа «М» второй бригады возвратилась в Севастополь и возобновила свою деятельность.



Основной метод, применявшийся подводными лодками в борьбе на вражеских коммуникациях, был позиционный. На позициях, представлявших собой прямоугольники со сторонами 15x20 миль, лодки пассивно ожидали противника. Осенью, когда подлодкам были нарезаны новые позиции, вводилось крейсерство в ограниченном районе, при котором командирам предоставлялась некоторая свобода маневрирования для более активного поиска врага. Однако этот метод в 1941 году не получил широкого распространения вследствие штормовой погоды и потерь подводных лодок на вражеских минах.

Всего до начала 1942 года советские подводные лодки произвели 103 боевых похода, потопили 8 судов (22405 брт) и повредили 4 (14250 брт).

В 1942 году противник усилил оборону коммуникаций. Увеличилось число боевых кораблей в конвоях и поисково-ударных группах, дозорах, которые неслись вблизи военно-морских баз. Весной 1942 года в строй вошло около 20 быстроходно-десантных барж (БДБ), используемых для охранения конвоев. БДБ были вооружены глубинными бомбами и артиллерией. Небольшая длина и осадка БДБ не позволяла нашим лодкам успешно атаковать их. БДБ участвовали в составе поисково-ударных групп, выходивших на поиск наших лодок ночью. И все же главной опасностью оставалась минная. За период с 16 октября 1941 года по 3 июля 1942 года противник выставил для прикрытия коммуникаций 2018 мин.

В 1941 году противник не подвергал наши подводные лодки длительному преследованию. В 1942 году ситуация изменилось, преследование стало настойчивым, продолжалось по нескольку часов. Противник сбрасывал на них сотни глубинных и авиационных бомб, но это не останавливало черноморцев.

Новым в тактике поиска было следующее: группы субмарин при действиях в районе Одесского залива и на отрезке коммуникации Сулина-Бугаз, из-за сложной минно-навигационной обстановки, применяли метод ожидания противника. При стоянке без хода ночью в надводном, а в светлое время суток в подводном положении, осуществляя визуальное и шумопеленгаторное наблюдение. Переходы они делали только для перемены места наблюдения или при получении данных разведки о движении конвоев. Также в первой половине мая 1942 года были осуществлены совместные действия в 12 милях от острова Фидониси подводных лодок «М-117» и «М-118» с задачей выявления коммуникаций противника. Всего 8 суток лодки выполняли поставленную задачу согласно специально составленному наставлению, которым предусматривалось, что в течение суток одна из лодок стоит в указанной точке на якоре в подводном положении, вторая ночью заряжает аккумуляторные батареи, а днем двигается под перископом для занятия новой позиции. В это же время за противником вела наблюдение разведывательная авиация, а ее данные передавались на лодки.

В течение первого полугодия 1942 года на линиях вражеских коммуникаций действовали «Щ-213», «А-3», «А-5» и другие. Наибольший успех пришелся на подводную лодку «Щ-205», капитана 3 ранга П.Д. Сухомлинова. Вечером 18 мая севернее мыса Карабурун она обнаружила груженый вражеский транспорт водоизмещением 1500 т. Так как торпедную атаку ввиду большого курсового угла и недопустимо малой глубины производить было нельзя, командир принял решение уничтожить врага артиллерией. Некоторое время черноморцы преследовали транспорт в подводном положении. С заходом солнца «Щ-205» всплыла и стала быстро настигать врага. Видя, что от лодки не уйти, транспорт повернул резко к берегу и выбросился на мель. В том же направлении сигнальщик заметил большую двухмачтовую шхуну. Командир приказал артиллеристам уничтожить ее. Четвертым залпом комендоры накрыли цель и перешли на поражение. Шхуна загорелась и затонула. Затем артиллерийским огнем был подожжен и выбросившийся транспорт. Через 5 дней лодка «Щ-205», подойдя на дистанцию 3 кабельтовых, двумя торпедами потопила очередной транспорт, после чего благополучно возвратилась в базу.

29 мая успех сопутствовал подводной лодке «А-3» , под командованием старшего лейтенанта С.А. Цурикова, уничтожившей в районе Одессы двумя торпедами, выпущенными с интервалом 8 секунд, транспорт противника «Сулина» водоизмещением 4000 т.



Таким образом, советские подводные лодки наносили ощутимый урон противнику. Действуя на мелководье и в районах минной опасности, командиры подводных лодок применяли следующие тактические приемы: наблюдение за районами в периоды стоянки на подводном якоре, торпедную стрельбу на малых глубинах моря (примером тому служат удачные действия лодок «А-3» и «А-5» в Одесском заливе).

Наряду с нарушением вражеских коммуникаций черноморские подводные лодки выполняли и другие задачи. Так, в апреле 1942 года было принято решение об использовании подводного флота для обеспечения доставки в осажденный Севастополь боеприпасов, топлива и продовольствия. Применение подводных лодок в транспортных целях вызывалось сложившейся обстановкой: тихоходные суда уже не могли прорваться в Севастополь, и руководство флота приняло решение возложить перевозки на черноморские боевые корабли. Чтобы увеличить грузовместимость и грузоподъемность подводных лодок, на них оставлялся такой запас топлива, машинных масел и пресной воды, который обеспечивал переход в Севастополь и обратную дорогу, снималась половина штатного боеприпаса, большие и средние подлодки, несли только по 2 торпеды. Все это дало возможность довести грузоподъемность больших лодок до 95 т, средних — до 50 т.

Прием грузов производился в Новороссийске и Туапсе. Переход лодки осуществляли обычно в надводном положении, они погружались лишь при появлении опасности. В Севастополь входили с наступлением сумерек, в темное время производили разгрузку и до наступления рассвета выходили в обратный путь.

9 мая 1942 года на лодках «Л-4» и «Д-4» было доставлено защитникам города 112,8 т продовольствия. Через 2 недели для перевозок стали привлекаться подлодки типа «С», а с 20 июня, по приказанию командующего флотом, все субмарины, находившиеся в строю, использовались для переброски грузов в Севастополь. До конца обороны они осуществили 78 рейсов, в ходе которых доставили около 4000 т боеприпасов, продуктов питания и бензина, вывезли более 1300 раненых и гражданского населения, а также около 3 т различных ценных грузов. Интенсивное применение подводных лодок в транспортных целях, причем в достаточно крупных масштабах, явилось новой для ВМФ формой перевозок.

Походы подводных лодок были чрезвычайно трудными, фашисты стремились любой ценой воспрепятствовать этим походам. Так, на подводную лодку «Л-24», 26-29 июня было сброшено 308 бомб. Длительному преследованию подверглась 30 июня лодка «Л-23» совершавшая переход из Севастополя в Новороссийск. В ходе преследования, на «Л-23» было сброшено 800 бомб. За первые четыре дня июля вражеские корабли сбросили на 5 наших подводных лодок, входящих в состав 1-й бригады, более 4000 глубинных бомб.



Снабжение осажденного Севастополя требовало от подводников огромного морального и физического напряжения. В заключительные дни обороны вражеское противодействие на пути к Севастополю оказалось настолько сильным, что из 8 направлявшихся в него подводных лодок прорваться смогли только «М-112» и «А-2». Экипажи этих лодок проявили необыкновенное мастерство и мужество. Так, на переходе «А-2» несколько раз производила срочное погружение, уклоняясь от самолетов. В течение дня она подверглась ударам более 200 бомб. На подходах к осажденному Севастополю подводная лодка была обнаружена и атакована сторожевыми катерами. Уйдя на глубину, «А-2» форсировала минное поле, 6 раз имея касания корпусом минрепов. У берега лодка была обстреляна немцами из стрелкового оружия. Забрав с берега на борт людей, субмарина 5 июля пришла в Новороссийск.

После ухода советских войск из Севастополя подводные лодки возобновили действия на черноморских коммуникациях. С июля по август они выполнили 13 боевых походов. 5 августа 1942 года лодка «Щ-205», находясь в надводном положении, атаковала восточнее мыса Олинька шедший в сопровождении двух сторожевых катеров транспорт, нанеся ему серьезные повреждения. Через два дня в районе Судака подлодка «М-62» из подводного положения двумя торпедами, выстрелянными с временным интервалом, атаковала германскую быстроходную десантную баржу. 17 августа в Одесском заливе подлодка «М-36» уничтожила вражеский транспорт, а через 6 дней восточнее мыса Бурнас «М-36» увеличила счет уничтоженных судов, потопив еще одно транспортное судно. В сентябре черноморский подводный флот осуществил 14 выходов на борьбу с вражескими коммуникациями. Лодки стали активнее использовать метод крейсерства в ограниченном районе, ночные атаки, залповую торпедную стрельбу и стрельбу с временным интервалом.

Во время битвы за Кавказ советские подводные лодки топили транспорты с войсками, снаряжением, боеприпасами, топливом и продовольствием. Им приходилось выполнять боевые задания в сложных условиях мелководных районов, господства в воздухе вражеской авиации и мощной противолодочной обороны.

Успех сопутствовал лодке «Щ-216». 10 октября она потопила вражеский транспорт водоизмещением 4500 т. 21 октября увеличила счет уничтоженных судов «М-35». Фашисты сбросили на субмарину 32 бомбы, однако они не смогли причинить лодке вреда. С начала октября и до конца года подводники имели 50 встреч с боевыми кораблями и транспортными судами противника, 25 раз выходили в атаки. За 1942 год советские подводные лодки произвели 133 боевых выхода, имели 102 встречи с вражескими кораблями и судами, произвели 40 торпедных атак. Черноморские подводные лодки потопили 16 транспортов, а также 3 десантные баржи и один буксир.

Естественно, что основным оружием советских подводных лодок были торпеды. Однако в борьбе на вражеских коммуникациях они использовали и минное оружие. За 1941-1942 годы ими было поставлено на вражеских коммуникациях около 460 мин. Минные постановки осуществлялись скрытно из подводного положения, в линию или согласно боевому приказу, в котором указывались координаты и время постановки. До 1942 года подводные заградители выходили в море только с задачей минных постановок, позднее, после постановки мин они оставались в заданном районе и использовались в торпедном варианте. Например, 4 октября 1942 года лодка «Л-24» поставила линию минного заграждения, состоящую из 20 мин, а затем, на позиции, 7 октября тремя торпедами, выпущенными с временным интервалом 12 секунд, атаковала и повредила вражеский транспорт.

В ходе боевых действий на морских коммуникациях, подводники применяли и артиллерию, причем и в ночное и в дневное время суток, учитывая обстановку и возможное противодействие противника. В 1942 году они потопили 7 вражеских шхун артиллерийским огнем.

Кроме борьбы на линиях морских коммуникациях и транспортировки грузов в осажденный Севастополь, черноморские подводники в первом периоде войны выполняли ряд других задач: несли дозорную службу, вели разведку, высаживали десантные группы, обстреливали порты артиллерией. Наиболее сложной была задача навигационного обеспечения, так как подводная лодка обычно становилась на якорь, лишалась маневренности, чем подвергала себя серьезной опасности. Первые специальные выходы для навигационного обеспечения производились в декабре 1941 года, в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции

К примеру, лодка «Щ-203» высадила на берег офицеров гидрографического отдела, установивших манипуляторные огни. «Щ-201» и «М-51» поставили два светящихся буя на подходах к Феодосии. Эти же лодки освещали прожекторами и огнями подходы к городу с моря, обеспечивая движение кораблей и судов с десантом.

С начала войны и до конца 1942 года для навигационного обеспечения подводные лодки осуществили 14 походов. Кроме того, в семи походах эти мероприятия проводились одновременно с другими задачами. Например, в середине сентября 1942 года для действий на немецких коммуникациях вышла «С-31». Кроме атак судов, ей ставились также задачи артиллерийского, обстрела транспортов в порту Ялта и навигационного обеспечения набега наших торпедных катеров в бухту Двуякорную (район Феодосии). С 14 сентября «С-31», в течение 6 суток вела разведку Двуякорной бухты и прилегающих районов, а ночью на 20 сентября осуществила навигационное обеспечение набега катеров, а затем перешла на позицию, атаковав торпедами вражеский транспорт.



Таким образом, подводные силы Черноморского флота, постоянно воздействуя на морские коммуникации в первом периоде войны, нередко вынуждали противника отказываться от проводки конвоев, отдельных транспортов, принимать серьезные по усилению противолодочной обороны, наносили врагу чувствительные удары и держали его в постоянном напряжении.

Оправдала себя система управления кораблями подводного флота, которое осуществлялось непосредственно командирами бригад через свои штабы в соответствии с указаниями Военного совета флота. Основным средством управления субмаринами в море было радио. Обычно ночью подводники получали через узел связи флота данные о противнике, об изменении обстановки. Приемная радиовахта на черноморских подлодках начиналась сразу же по выходу из базы и неслась непрерывно до погружения. На позициях подводным лодкам разрешалось использовать радиосвязь исключительно на прием, вести передачу дозволялось лишь при возвращении в базу.

Опыт боевых действий показал, что отказ подводных сил от позиционного метода при борьбе с вражескими морскими перевозками был правильным, но происходил постепенно, по мере увеличения боевого опыта и учета менявшейся обстановки. Так, в августе 1941 года, когда боевые действия были перенесены к базам противника, подводным лодкам разрешалось для зарядки батарей выходить в специально отведенные районы вне позиции. Осенью размеры позиций увеличили, что дало возможность использовать лодки в ограниченных районах. При этом командиры получили больше инициатива и стали действовать активнее: осуществляли поиск судов у берега или за кромкой предполагаемых минных заграждений. Число встреч с противником значительно возросло. В 1942 году подводникам рекомендовалось в светлое время маневрировать у побережья, а ночью выходить для пополнения энергоресурсов за линию минных заграждений. Эти изменения являлись предпосылками для применения в последующем, более совершенных методов крейсерства в обширном районе и маневрирования позициями.

В ходе боевых действий росло тактическое мастерство командиров субмарин, которые совершенствовали способы торпедной стрельбы. Стоит отметить, что в 1941 году советские подводники применяли главным образом способ прицельной стрельбы одной торпедой, а в 1942 году все чаще стали переходить к стрельбе двумя-тремя торпедами с временным интервалом. Применение этого метода позволяло перекрывать допущенные ошибки в определении параметров движения цели и повысить результативность атак.

Рост тактического мастерства командиров сказался на применении подводных лодок в труднейших условиях боевых действий на прибрежных вражеских коммуникациях, которые характеризовались небольшой протяженностью, малыми глубинами, плотными минными заграждениями, сильной защищенностью с берега, использованием противником мелкосидящих и быстроходных судов. Все это сказалось и на потерях. За годы Великой отечественной войны на черноморском флоте за первый период войны погибло 18 советских подводных лодок, из них 8 на минных заграждениях.



Источники:
Ольховатский О. Действовать оружием неограниченно... Подводная война на Черном море в документах и мемуарах. Часть 1. СПб.: Морское наследие, 2015. С. 32-40, 164-187, 231-244.
Морозов М., Кузнецов А. Черноморский флот в Великой Отечественной войне. Краткий курс боевых действий. М.: Эксмо, 2015. С.34-38, 65-66.
Воробьев В. Боевые действия подводных лодок Черноморского флота // Военно-исторический журнал. 1977. №6. С. 49-54.
Басов В. Боевой путь советского Военно-морского флота. М.: Воениздат, 1988. С. 362-365.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 декабря 2015 06:23
    А как немцы в Черном море оказались? Их турки пропустили что ли, они нейтральными были?
    1. +4
      11 декабря 2015 10:32
      Цитата: oldav
      А как немцы в Черном море оказались? Их турки пропустили что ли, они нейтральными были?

      Немцы на ЧМ оказались различными способами. ПЛ они перевели по внутренним водным путям (при этом часть пути пришлось проделать по суше). ТКА перевезли.
      БДБ и универсальные катера KFK строились на самом Чёрном море - при этом темп постройки был настолько большим, что часть построенных кораблей переводили в Средиземку. Проливы проходили без вооружения - как формально гражданские суда. Благо, что те же KFK в предках имели малый сейнер.
      Вот данные из Морозова по 1943 году:
      В течение кампании на театр прибыли либо были построены непосредственно на черноморских верфях три подлодки, три торпедных катера, 10 моторных тральщиков, 56 БДБ (три БДБ в октябре и декабре переданы ВМС Румынии, четыре переведены через Босфор в Средиземное море), семь военных транспортов типа КТ (шесть из них достроены как большие охотники за подлодками), 30 многоцелевых кораблей типа KFK (два ушли через Босфор, остальные достроены в качестве охотников). Продолжались мобилизация и переоборудование в военные корабли гражданских судов.
    2. +3
      11 декабря 2015 10:46
      Цитата: oldav
      А как немцы в Черном море оказались?

      У немцев на Чёрном море были только лёгкие силы. Все доставлялось по железной дороге и речной системе Рейн-Дунай. Плюс строительство на месте. Крупные корабли ЧФ топила немецкая авиация.
      В дальнейшем на ЧМ, через Босфор были переведено несколько вспомогательных кораблей и судов. Формально турки ничего не нарушили. После войны это помогло им отстоять свою территорию от претензий СССР на Карс и проливы.
      Насчёт минных постановок, Минные поля вблизи Крыма были в основном нашими, это сильно осложнило действия флота и привело к потерям. Немцы-итальянцы-румыны выставляли минные поля от Босфора до румынских портов, и под их прикрытием проводили караваны судов.
  2. +2
    11 декабря 2015 06:51
    Турки не только нейтральными были,они ждали своего часа,поучаствовать в нападении на СССР, не дождались благодаря действиям Советской Армии и ВМф, спасибо за статью, очень познавательно!
    1. +3
      11 декабря 2015 08:59
      И ВМФ?
      Или благодаря занятию Ирана? С последующим возможным вторжением союзной армии в Турцию с востока.
      1. 0
        11 декабря 2015 10:44
        Цитата: Cap.Morgan
        Или благодаря занятию Ирана? С последующим возможным вторжением союзной армии в Турцию с востока.

        Не только с Востока. После взятия Ирана вся азиатская часть Турции по сути оказалась в "континентальном окружении" - все приграничные страны либо контролировались Союзниками, либо принадлежали к этому блоку.
        На юге, в Сирии, сидели голлисты и лайми, выбившие оттуда вишистов в 1941. В Ираке, после подавления мятежа 1941, опять-таки сидели лайми. С севера нависал Закавказский фронт СССР. Оставался единственный нейтральный Иран - и его оккупировали.
      2. +2
        11 декабря 2015 13:17
        Цитата: Cap.Morgan
        Или благодаря занятию Ирана? С последующим возможным вторжением союзной армии в Турцию с востока.

        Вчера в одном из постов я уже отвечал на подобный вопрос.Л.П.Берия не разрешил снять и отстоял 5-ть пограничных и охранных дивизий НКВД,которые стояли в охране границы с Турцией.Эти дивизии должны были снять с границы с Турцией и охраны мостов и побережья и перевести на оборону Северного Кавказа. Если бы он этого не сделал,то турки подстрекаемые немцами могли нанести удар по нефтепромыслам Баку с Юга,а также по ВМБ Батуми,которая была тыловой базой ЧФ.План такой был.Кстати и англичане там воду мутили.
        1. 0
          4 августа 2016 22:10
          Цитата: амурец
          Если бы он этого не сделал,то турки подстрекаемые немцами могли нанести удар по нефтепромыслам Баку с Юга,а также по ВМБ Батуми,которая была тыловой базой ЧФ.План такой был.Кстати и англичане там воду мутили.

          Ну ну, Берия для вас видимо умница и молодец такой ?
          И Англия такой враг для СССР а вовсе не союзник ? ну ну...
  3. +2
    11 декабря 2015 08:03
    Спасибо, затронули очень интересную тему...
  4. +2
    11 декабря 2015 08:50
    Некоторые небольшие боевые корабли немцев попали в Черное море железнодорожным транспортом через Румынию.
  5. +4
    11 декабря 2015 08:56
    Только непонятно с кем мы воевали?
    Немецкого флота не было. Итальянского тоже. Только катера.
    У немцев - быстроходные баржи с 88-мм зенитками, для флота , где применяют калибры в 300 - 400 мм это не оружие. Где был наш флот? Прятался в Грузии?
    У нас и крейсера там были, лодок вон, даже типа А - американский Галанд 17-го года выпуска, полно. При этом танкеры спокойно ходят из Румынии в Крым. И обратно.
    1. +3
      11 декабря 2015 09:47
      У немцев была авиация, которая была главной силой на Черном море особенно после захвата Крыма.
    2. +2
      11 декабря 2015 09:53
      Цитата: Cap.Morgan
      Только непонятно с кем мы воевали?

      Воевали с 100-й бомбардировочной эскадрой и....с комфлота Октябрьским! Если же вам так интересны боевые действия КЧФ возьмите и почитайте, только учтите особенности войны на Черноморском театре.
      1. +3
        11 декабря 2015 18:37
        А особенно меня всегда поражало то, что немцы не имея на черном море боевых кораблей, а только легкие и вспомогательные силы, сумели эвакуировать с Крыма большую часть их группировки в 1944 году, с малыми потерями, а черноморский Флот при всей его силе и мощи не смог толком этому помешать.
    3. +1
      11 декабря 2015 10:18
      Про румын забыли. Они были на Черном море главной силой союзников Оси. А насчет итальянцев.
      В ходе Второй мировой войны итальянцы перебросили на Черное море шесть сверхмалых подводных лодок типа СВ и десять торпедных катеров типа 500. Все они были доставлены в Констанцу по железной дороге.
    4. +2
      11 декабря 2015 10:59
      Цитата: Cap.Morgan
      У немцев - быстроходные баржи с 88-мм зенитками, для флота , где применяют калибры в 300 - 400 мм это не оружие. Где был наш флот? Прятался в Грузии?

      Как показал опыт 1943 года (операция "Верп"), вне эффективного радиуса действия своей истребительной авиации корабли флота представляют собой плавучие мишени для люфтов. Не спасают даже скорость и манёвр. Под "эффективным радиусом" я имел в виду возможность держать над кораблями хотя бы эскадрилью в течение пары часов. А то в "Верпе" полк дальников на "топорах" смог прикрыть корабли одновременно не более чем 4 машинами.

      И второе: флот в Грузии выживал. Потеряв все довоенные ССЗ и СРЗ и изрядно выбив ресурс в ходе снабжения Севастополя. Нехватка ремонтных мощностей привела к тому, что действующий состав флота уже к середине 1942 сократился до 1-2 КР, 3-5 ЭМ и 2 СКР.

      А насчёт "калибры в 300 - 400 мм" - это не к ЧФ. На флоте был единственный ЛК с 12", построенный ещё к прошлой войне. Да и проект у этого ЛК был... своеобразный.
      1. +3
        11 декабря 2015 12:42
        Цитата: Alexey RA
        Как показал опыт 1943 года (операция "Верп"), вне эффективного радиуса действия своей истребительной авиации корабли флота представляют собой плавучие мишени для люфтов. Не спасают даже скорость и манёвр. Под "эффективным радиусом" я имел в виду возможность держать над кораблями хотя бы эскадрилью в течение пары часов.

        Да уж,в октябре 1943 люфтваффе порезвилось в течении каких-то 5-6 часов утопив по очереди одного за другим лидер"Харьков" и ЭМ "Беспощадный" и "Способный" в 90 милях от Геленджика,где на КП комфлота Владимирский с наркомом ВМФ Кузнецовым друг на друга смотрели:"Так уж получилось, что в момент гибели кораблей на Koмaндном пункте Черноморскоrо флота помимо вceгo руководства ЧФ находился и сам нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов. Вместе с ним там присутствовали заместитель начальника ГШ ВМФ вице-адмирал Степанов и командующий ВВС ВМФ генерал Жаворонков. Случай сам по себе в истории Великой Отечественной войны уникальный."(с)В.Шигин "Морские драмы Второй мировой войны".
        1. 0
          11 декабря 2015 14:18
          Цитата: Кэптен45
          Да уж,в октябре 1943 люфтваффе порезвилось в течении каких-то 5-6 часов утопив по очереди одного за другим лидер"Харьков" и ЭМ "Беспощадный" и "Способный" в 90 милях от Геленджика,где на КП комфлота Владимирский с наркомом ВМФ Кузнецовым друг на друга смотрели

          Дык... а что им ещё делать? Аэродромов на побережье мало и они далеко. Единственный полк дальних истребителей ЧФ может выставить боеготовыми эскадрилью "топоров". Это значит, что над ордером будут максимум 2 пары (к вопросу о зачем нам АВ - прикроем с берега"). Против них немцы выставили сначала равные, а затем и превосходящие силы ИА.
          Плюс ещё Негода замешкался, решив подобрать сбитого немца.
          Кстати, обычно пишут, что из-за этого приказа немцы отбомбились по стоячему "Харькову". Однако, по рапорту Негоды следует, что все корабли на момент налёта держали ход 28 узлов:
          ЭМ "Беспощадный" и ЛД "Харьков" со скоростью 28 узлов ходили вокруг ЭМ "Способный". ЭМ "Способный" на полном ходу подошел к плававшим летчикам, дал задний ход, не спуская шлюпки, подошел левым бортом, подал бросательный конец и принял их на борт. По моим наблюдениям и утверждению командира ЭМ "Способный" времени ушло на выполнение данного маневра 5-7 минут. ЭМ "Способный" подобрав летчиков, развил ход до 28 узлов, лег на курс 115°. ЭМ "Беспощадный" ходил на полном ходу, обеспечивая ПЛО ЭМ "Способный" в момент дачи хода ЭМ "Беспощадный" оставался на пеленге ЭМ "Способный" порядка 50°. ЛД "Харьков", имея ход 28-30 узлов, лег на курс 115°, ЭМ "Беспощадный", имея ход 28 узлов начал выходить в голову.

          В 9:00 ЭМ "Беспощадный" заметил группу самолетов, идущих из-под солнца и сразу же открыл по ним огонь. Самолеты противника повернули на ЛД "Харьков". Заметил самолеты противника в тот момент, когда они стали пикировать на корабль. В результате налета ЛД "Харьков" получил прямое попадание одной бомбы в районе 1-2-го котельных отделений и первое турбинное отделение.
      2. +1
        11 декабря 2015 12:49
        Цитата: Alexey RA
        вне эффективного радиуса действия своей истребительной авиации корабли флота представляют собой плавучие мишени для люфтов. Не спасают даже скорость и манёвр.

        Что люфтваффе и доказало 6 октября, утопив поочерёдно за 5-6 часов лидер "Харьков" и эсминцы "Беспощадный" и "Способный", практически на глазах (в 90 милях) от КП ЧФ,где находились комфлота Владимирский и нарком флота Кузнецов вместе с начштаба ВМФ и командующим ВВС ВМФ.
  6. +6
    11 декабря 2015 09:41
    Статье однозначно +, боевые действия черноморских подводников заслуживают уважения. Состав подводных лодок на КЧФ был довольно таки разношёрстным, это и лодки типа "АГ" спущенные на воду в далёком 1916 году, эти лодки строились в Канаде для ВМС Великобритании, а затем куплены Россией. ПЛ типа "Д"(Декабрист) первые лодки советской постройки, лодки типа "Щ" V-бис, X и X-бис серий, Щ-211 11 августа 1941 года высадила в районе м. Карабурун группу болгарских коммунистов, Ш-214 3 ноября 1941 года потопила турецкую шхуну "Кайнакдере"-эта шхуна стала первой из 14 турецких судов, уничтоженных черноморскими подлодками в Великой Отечественной войне. подводные минзаги типа "Л" (Ленинец). Возле Евпатории на глубине 20-ти метров лежат останки двух суднов, ставшее излюбленным местом местных драйверов.Одним из этих судов является румынский транспорт "Санта Фе", 23 ноября 1943 года он подорвался на мине, есть предположение, что минную банку поставил Л-4. Из за секретности грузов о "Санта Фе" до сих пор ходят легенды. ПЛ типа "С". Самыми многочисленными были подлодки типа "М", интересна судьба лодки М-32. Эпизод с доставкой бензина в Севастополь и лежанием на грунте описан многими авторами, но вот отправка этой лодки с Чёрного моря в Горький на ремонт мало известна и достойна большей известности! Для того, что бы протащить израненную подводную лодку по маршруту Новороссийск-Баку-Красноводс–Джусалы–Кинель-Красный Узел–Арзамас–Горький пришлось много помучиться. М-32 как раз и была той лодкой в степях правда не Украины, а Казахстана!
    1. +2
      11 декабря 2015 11:02
      Цитата: Serg65
      Эпизод с доставкой бензина в Севастополь и лежанием на грунте описан многими авторами, но вот отправка этой лодки с Чёрного моря в Горький на ремонт мало известна и достойна большей известности! Для того, что бы протащить израненную подводную лодку по маршруту Новороссийск-Баку-Красноводс–Джусалы–Кин
      ель-Красный Узел–Арзамас–Горький пришлось много помучиться. М-32 как раз и была той лодкой в степях правда не Украины, а Казахстана!

      Ну... с "М" дело облегчалось тем, что эти ПЛ проектировались, исходя из железнодорожного габарита. Их исходно затачивали под межтеатровый манёвр по ж/д.
      1. +1
        11 декабря 2015 13:39
        Цитата: Alexey RA
        эти ПЛ проектировались, исходя из железнодорожного габарита.

        Не спорю Алексей, но Закавказская ЖД очень не похожа на равнинные ЖД СССР, да и в Баку для перемещения М-32 от станции к порту пришлось несколько домов сносить.
  7. 0
    11 декабря 2015 09:59
    Слава подводникам-черноморцам!
  8. +4
    11 декабря 2015 10:14
    Цитата: oldav
    А как немцы в Черном море оказались? Их турки пропустили что ли, они нейтральными были?

    Немецкого флота не было. Итальянского тоже. Только катера.
    У немцев - быстроходные баржи с 88-мм зенитками


    Нейтралитет Турции в годы Второй мировой войны теоретически исключал проход в Черное море боевых кораблей воюющих государств. Правда, по некоторым классам судов (например, быстроходным десантным баржам MFR) этот запрет легко обходился разоружением барж и присвоением им «гражданских» названий. Кстати, пользовались этим приемом не только страны «оси», но и СССР, когда в конце 1941 г. вывел из Черного моря ледокол «Микоян», до этого числившийся вспомогательным крейсером.Наиболее крупными германскими кораблями на театре стали подводные лодки. Их переброска осуществлялась комбинированным способом: сначала на автомобильных трейлерах, затем на буксире по Дунаю. Из-за указанных сложностей успеть к штурму Севастополя они не смогли. Всего на Черное море в 1942–1943 гг. прибыло шесть подводных лодок, сведенных в 30-ю флотилию.К началу июня 1942 г. на Черное море прибывает 1-я флотилия торпедных катеров (S-26, S-27, S-28, S-40, S-72, S-102). Полностью разоруженные катера перевозились из Дрездена на Эльбе в Ингольштадт на Дунае на специальных большегрузных автомобильных платформах, после чего спускались на воду, собирались и шли своим ходом в Черное море. Практически одновременно на театр перебросили 3-ю и 30-ю флотилию тральщиков , действовавшие ранее в Ла-Манше.Эскортные функции выполняли 1-я, 3-я и 23-я флотилии противолодочных кораблей. 1 Uj-Fl сформировали в июне 1943 г. на базе существовавшей с сентября 1942 г. группы противолодочных кораблей Дунайской флотилии «Сулина».Кроме того, на театре имелось две флотилии малых охотников за подлодками KFK. В апреле 1943 г. сформировали 23 Uj-Fl. Эту флотилию укомплектовали военнослужащими из хорватского морского легиона, хотя офицеры оставались немецкими. Как и на других театрах войны, на Черном и Азовском морях в основных базах и портах имелись небольшие соединения базовых сторожевых кораблей и катеров. Но главной силой немцев была, господствующая в небе авиация. И кстати, в условиях подобного господства вражеской авиации не смог бы вести активных действий даже американский тихоокеанский флот. Так, что упреки с высоты 21 века в какой-либо пассивности командования Черноморского флота не совсем корректны
  9. +5
    11 декабря 2015 10:52
    Статья очень познавательна и интересна. Но ей бы немного конкретики. К примеру указано, что Щ-211 что-то потопила, а что не говориться. Немного дополню по 1941 году.
    5.08.41 Щ-211 потопила румынский транспорт "Пелес" 1923 года постройки. Тоннаж- 5708 брт, шел в баласте, погибло на нем в результате атаки 5 чел.
    29.09.41 Щ-211 потопила итальянский танкер "Суперга" 1923 г.п., 6154 брт, с грузом 1800 т. бензина и 2350 т. сырой нефти. Погибло 2 чел.
    5.11.41 Щ-214 потопила итальянский танкер "Торчелло" 1892 г.п., 3336 брт, в баласте, погибло 3 чел.
    3.11.41 Щ-214 потопила артиллерией турецкую шхуну "Кайнакдере", 95 брт с грузом хлопка.
    Также в статье не указано и хотелось бы дополнить:
    18.11.41 Щ-215 потопила турецкий транспорт "Енидже", 428 брт, в баласте, погибло 12 членов экипажа
    26.10.41 М-35 потопила артиллерией немецкий самоходный паром Зибель SF-25, 1941 г.п., 140 брт.
    Если надо, то могу продолжить и по 1942 году. Обращайтесь.
  10. +3
    11 декабря 2015 11:34
    если честно, героизм подводников и простых моряков, был на недосягаемой высоте, но вот командование флотом явно покачало, имея линкор, крейсеры, лидеры, эсминцы подводные лодки, и кстати собственную авиацию, Черноморский флот использовался крайне неэффективно, уж больно много крови за зря пролито было, молодых сильных парней, жаль грозная сила так до конца не была реализована, не наладено взаимодействия авиации флота с надводными силами...
    1. +2
      11 декабря 2015 14:36
      Цитата: Isk1984
      но вот командование флотом явно покачало, имея линкор, крейсеры, лидеры, эсминцы

      Из-за утери довоенных ССЗ, СРЗ и баз ЧФ через год после начала войны имел 1-2 КР, 3-5 ЭМ и 2 СКР.
      Ремонт "Красного Кавказа" и торпедированного "Молотова" - это ж просто песня. Докование в коротком доке с вывешенной оконечностью, самопальная центровка валов, стыковка корпуса проекта 26-бис и кормы проекта 68...
      Цитата: Isk1984
      и кстати собственную авиацию
      ... которая параллельно использовалась в интересах сухопутных войск.
  11. 0
    11 декабря 2015 12:38
    Спасибо ВО за статью!!!!Очень познавательно.
  12. +2
    11 декабря 2015 18:38
    Весь Черноморский флот действовал в ВОВ крайне не эфективно. Уровень командования ЧФ -ниже всякой критики.
  13. +2
    11 декабря 2015 19:48
    Цитата: Никита Громов
    Слава подводникам-черноморцам!

    Простите, а конкретнее слава за что ? Имея против себя слабые силы румынского ВМФ не добиться никаких серьёзных успехов ?!? Или Вы считаете что потопление каких-то десантных барж и параходиков с грузом хлопка - серьёзные победы ?

    Цитата: Alexey RA
    И второе: флот в Грузии выживал. Потеряв все довоенные ССЗ и СРЗ и изрядно выбив ресурс в ходе снабжения Севастополя.
    А должен был бы господствовать, ибо являлся действительно господствовавшей силой на Чёрном море. Но... небольшие силы ВВС Рейха банально искрошили его в кусочки, предварительно выбив советскую черноморскую авиацию... Это отлично ?
    1. 0
      14 декабря 2015 11:30
      Цитата: Ратник2015
      А должен был бы господствовать, ибо являлся действительно господствовавшей силой на Чёрном море. Но... небольшие силы ВВС Рейха банально искрошили его в кусочки, предварительно выбив советскую черноморскую авиацию... Это отлично ?

      Британский флот должен был бы господствовать, ибо являлся действительно господствовавшей силой на Средиземном море. Но... небольшие силы ВВС Рейха... smile
      Флот мог бы господствовать, если бы у него было прикрытие с воздуха. Но вот беда: ВВС флота не могли обеспечить даже прикрытие с воздуха своей главной базы - Севастополя. С прикрытием на маршруте тоже всё было печально: основной истребитель ВВС ВМФ - И-16 - имел боевой радиус всего 130-140 км. Это дало себя знать и на Балитике, в Таллинском переходе, и на Чёрном море. Пока армия держала берег - были аэродромы, можно было обеспечить ПВО судов (как при эвакуации Одессы). Как только армия откатилась к Керчи и Севастополю - появилась "дыра", в которой корабли иогли полагаться только на свою ПВО. Но уже по опыту Крита было ясно - ПВО ЭМ и КРЛ неспособна спасти их от налёта люфтов.
  14. 0
    18 августа 2016 15:54
    Критикам низкой эффективности Черноморского флота необходимо учитывать следующий момент: главным соперником нашему флоту были не мелкие катера и баржи, а немецкая авиация, не секрет, что ПВО кораблей не только наших но и союзников была слабой и боевые корабли в реале противостоять бомберам были не в состоянии. Достаточно вспомнить эвакуацию из Дюнкерка когда англичане потеряли за несколько дней более 280 судов, или Перл-Харбор, если и критиковать ком.флота Октябрьского то только за то что он не смог организовать противодействие немецким бомберам а такие возможности были. Можно было использовать гидросамолеты,которые могли садится на воду в ожидании сигнала от судов шедших в Севастополь и обратно, сбить Ю-88 они бы не смогли но не дать прицельно отбомбиться вполне было по их силам, можно было использовать ПЕ-2 (достаточно вспомнить эпизод с последним рейсом лидера "Ташкент"), можно было использовать автожиры которые имелись на начало войны с базированием на каком нибудь переделанном сухогрузе

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»