Океанский B-2. Первые шаги «Замволта»



С мостика командуют “Полный вперед!”, стоящий на нижней палубе механик увеличивает обороты турбины. Куда вперед? На какого врага? Он всё равно ничего не видит, кроме штурвала управления подачей пара. Большинство членов команды — безмолвные винтики в системе, их участие в бою ограничивается передачей команд с мостика к машинам и механизмам. А что потом?


“Через 54 минуты боя на крейсере взорвался боезaпaс, и он погиб вместе со всей комaндой: 919 человек”.

Ради чего рисковать жизнями? Нельзя ли многие функции передать автоматике, оставив людям только важнейшие задачи по управлению кораблем и выборе целей в бою?

Так рассуждали еще в начале прошлого века, но тогда это казалось несбыточной мечтой. Сегодня это становится реальностью. Экипаж самого крупного и современного в мире эсминца сокращен в три раза, по сравнению с экипажами кораблей аналогичного класса эпохи “холодной войны”.

Для управления 15 тыс. тонным “эсминцем” с мощным и разнообразным вооружением достаточно команды из 140 чел. (по др. данным, 180).

Прорыв связан с комплексной автоматизацией задач сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, применения оружия, кораблевождения, дистанционного управления техническими средствами и движением. Второй критически важный пункт — повышение межремонтного ресурса всех механизмов, систем и оборудования. Экипаж “Замволта” избавлен от необходимости проведения ремонтных работ в открытом море. Никаких мастерских, бригад мастеров и электриков. Все техническое обслуживание будет производиться только в базе — до начала и после завершения похода. Наконец, еще один серьезный момент, которому раньше никто не уделял внимания, — автоматизация процессов погрузки боекомплекта, продовольствия, ЗИПа и расходных материалов при подготовке к походу.

Гонка за сокращением численности экипажа имеет свою отрицательную сторону. Сможет ли экипаж “Замволта” организовать борьбу за живучесть при возникновении нештатной ситуации на борту? Кто будет ликвидировать последствия аварии, если, и без того малочисленная команда, вдруг лишится части своих моряков?

И вновь на помощь приходит комплексная автоматизация эсминца. Автоматические системы борьбы на живучесть с мониторингом ситуации в каждом из отсеков (датчики воды и дыма, видеокамеры). Способные в автоматическом режиме запирать люки и двери, препятствуя распространению воды и огня. Включать системы пожаротушения и запускать помпы для откачки воды.

Но что, если повреждения окажутся слишком велики? Сможет ли “Замволт” вернуться в базу своим ходом, как это сделали получившие тяжкие повреждения “Новый Орлеан” и немецкий ЛКР “Зейдлиц”? Там, где механики умирали, стоя по пояс в кипятке, обеспечивая работу турбин. А не спавший четверо суток экипаж боролся с поступлением воды.



Вся надежда создателей “Замволта” — на комплекс SAFFiR (Shipboard Autonomous Firefighting Robot) и подобные ему системы. Летом 2014 робот успешно справился с тестовым поджогом на борту десантного корабля “Шэдуэлл”. При росте 177 см и весе 65 кг SAFFiR хватило сил и ума, чтобы тащить пожарный шланг, преодолевать завалы и открывать двери. Помимо детектора дыма, андроид оснащен инфракрасными стереодатчиками и вращающимся лазерным дальномером (лидаром), который определяет источники света. Благодаря этому машина может передвигаться даже в задымленных помещениях, а система стабилизации позволяет ей сохранять равновесие даже при сильной качке. “Человекоподобная” форма андроида — следствие условий работы. Гусеничная платформа не является оптимальной при перемещении по крутым трапам и узким проходам внутри корабля.

Мореходность
“Ну, тупы-ы-е”
— классик


“Зароется носом в волну”?.. Вопреки сомнениям скептиков, “Замволт” спроектирован так, чтобы проходить сквозь водяные валы, разрезая их своим острым наклонным форштевнем. В результате:

а) исчезает паразитная килевая качка;
б) повышается скорость и улучшается мореходность;
в) сокращается диапазон ограничений на применение оружия в шторм;
г) повышается экономичность — легче пройти сквозь волну, чем всякий раз взбираться на неё.

В плане мореходности “Замволт” — идеальный корабль.

Почему такие умные? Почему столь хорошие и очевидные решение до сих пор не применялись на др. кораблях?

Корабли прошлых поколений традиционно имели прямой или нависший форштевень и развал бортов. Благодаря чему их палубы меньше захлестывало водой, позволяя отважным морякам находиться на верхней палубе и смотреть в прицелы орудий.



У “Замволта” этой проблемы нет: палуба совершенно пуста, в носовой части даже отсутствует ограждение. Лишь герметичные крышки УВП и складные автоматические 155 орудия. Все антенные посты РЛС и средства управления огнем установлены на вершине надстройки, высотой с 9-этажный дом.



Бегемот плохо видит, но это не его проблема (с). Покажите волну, способную захлестнуть 180-метровый корабль с высотой борта 15 метров. И если даже маленькие 300-тонные миноносцы Русско-японской войны смогли без потерь обойти Земной шар, что ожидать от 15-тыс. тонного левиафана?

Примерно из той же серии сомнения в недостаточной остойчивости “Замволта”.

V-образная форма подводной части корпуса соответствует обычным кораблям. В то время, как ᴧ-образная форма надводной части и надстройки никак не нарушает остойчивость эсминца. Благодаря своей пирамидальной форме и заваленным бортам, конструкция “Замволта” максимально сосредоточена вокруг центра масс, что, в свою очередь, лишь повышает его остойчивость.

Турбоэлектрическая трансмиссия

Турбоэлектрическая трансмиссия применялась в начале прошлого века на множестве типов военных и гражданских кораблей, в т.ч. авианосце “Лексингтон” и линкорах типа “Колорадо”. Она устраняет необходимость в сложных и шумных редукторах (ГТЗА), попутно способствуя повышению КПД. И, одновременно, увеличивая стоимость всей системы.

Концептуально, трансмиссия “Замволта” не отличается новизной, но впечатляет уровнем её технического исполнения.

Самые мощные на сегодняшний день корабельные ГТД Роллс-Ройс МТ-30 (до 40 МВт). Каждая из двух турбин “Замволта” вырабатывает вдвое большую мощность, чем вся ГЭУ линкора “Колорадо”!

Но главная особенность ГЭУ — её полная интеграция в систему электроснабжения эсминца. Это позволяет за считанные мгновения перенаправить до 80% вырабатываемой мощности на один конкретный потребитель (например, рельсотрон).

Стелс

Характерный завал бортов (отражение радиоволн вверх, в пустоту), сплошная надстройка “от борта до борта”, пустая палуба с минимальным количеством радиоконтрастных элементов. Все перечисленные элементы снижения заметности уже лет 20 применяются в кораблестроении.


Российский фрегат “Адмирал Григорович”


Единственное, что отличает “Замволт” — в его конструкции приемы снижения заметности достигли своего апогея. Как это влияет на его боевые возможности. Как минимум, не делает эсминец слабее. В идеале затруднит его захват головками самонаведения ракет, особенно в условиях сильного волнения.

Как это влияет на мореходность? Ответ — никак. Подробности в предыдущей главе.

Радиолокация — основной способ обнаружения в современной войне. Тем не менее, создатели “Замволта” позаботились о снижении заметности корабля в иных диапазонах.

Инфракрасный: давно известное решение, смешение выхлопа турбин с холодным воздухом.

Акустический: малошумная трансмиссия, гребные винты в кольцевых насадках (фенестронах).

Оптический: формы обводов в подводной части корпуса, вкупе с давно применяемой системой MASKER (подвод пузырьков воздуха к винтам и подводной части корпуса). Создатели “Замволта” обещают, что эсминец будет иметь короткий и слабо выраженный кильватерный след — основной демаскирующий элемент при обнаружении кораблей из космоса.

Вооружен и крайне опасен

Выстрел 155 мм орудия “Замволта” вдвое тяжелее снарядов обычной “шестидюймовки” (102 против 55 кг). Ввиду своих уникальных способностей, управляемый боеприпас с донным газогенератором, может считаться эквивалентом крылатой ракеты “Калибр”/“Томагавк”.

Данные по “Калибру” засекречены, в то время как “Томагавк” оснащен 340-кг боевой частью. Несмотря на троекратную разницу в массе БЧ и в 10 раз меньшую дальность, 155 мм снаряд LRLAP, в ряде ситуаций, может стать прямой заменой КРМБ.



Во-первых, арт. снаряд имеет свои сильные стороны: минимальное время реакции и высокая скорость полета (2,5 скорости звука против дозвуковой ракеты). Малые габариты и высокая скорость делают снаряд маловосприимчивым к системам ПВО противника. Также, снаряды могут летать при любой видимости и погодных условиях. При этом, даже самый высокотехнологичный LRLAP стоит в 10 меньше крылатой ракеты. Экономия и эффективность.

Темп стрельбы. Даже целое соединение Иджис-эсминцев не сможет запускать “Томагавки” с темпом 20 ракет в минуту. А пушки “Замволта” могут.

И, конечно, боекомплект — 900 выстрелов. В 10 раз больше, чем число крылатых ракет на борту любого крейсера или эсминца. А на закуску — еще 80 пусковых ракетных шахт.

Боевые действия вблизи побережья не требуют сверхбольших дальностей. Треть населения Земли проживает в приморской полосе шириной 50 км. На побережье сосредоточено более половины мегаполисов всего мира: Стамбул, Нью-Йорк, Шанхай, Рио-де-Жанейро, Токио…

В то время, как для поражения широкого спектра морских и наземных целей более чем достаточно могущества 102-кг арт. снарядов.

В существующих реалиях, при наличии у янки флота из 60 ракетных эсминцев, появление 2-3 “Замволтов” погоды не сделают. Ракетно-артиллерийский эсминец можно рассматривать, как демонстратор технологий.

И все-таки, при всей очевидности ситуации, было бы слишком наивно считать “Замволты” мирными плавучими лабораториями. При сравнении в условиях “сферического вакуума” такой эсминец в одиночку сильнее, чем большинство флотов мира.

Остается добавить, что 7 декабря 2015 г. головной эсминец USS Zumwalt вышел на ходовые испытания в Атлантический океан.

Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

256 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти