Ядерная катастрофа в бухте Чажма

Ядерная катастрофа в бухте Чажма


10 августа 1985 г., за год до чернобыльской катастрофы, в дальневосточной бухте Чажма при замене активных зон двух реакторов, проводившихся на подводной лодке К-431, входящей в 4-ю флотилию атомных подводных лодок ТОФ, произошла ядерная катастрофа, приведшая к радиоактивному загрязнению обширных территорий.

По мнению ряда специалистов, причина ядерной аварии в Приморье, получившей впоследствии название Чажминской, и последовавшей позже Чернобыльской, одна и та же: специалисты нарушили инструкции, свыкшись с атомом и считая, что с ним допустимо общение на "ты". Однако любое нарушение инструкции ведет к непредвиденной случайности, которая может оказаться роковой. Именно это и произошло в бухте Чажма. К сожалению, это ЧП попытались скрыть не только от широкой общественности, но и от специалистов, что уж совершенно непростительно. Многие атомщики уверены, что если бы после аварии в Чажме состоялись правдивые и развернутые доклады правительству или хотя бы министру обороны СССР, то были бы приняты соответствующие меры по проверке всех ядерных объектов страны, и второй, более грозной, чернобыльской катастрофы могло бы не произойти. И что уж совсем удивительно, даже и сегодня, спустя тридцать лет, атомная авария в Чажме по-прежнему малоизвестна.


Как все это было. Атомная подводная лодка (АПЛ) К-431 пр.675 стояла в ремонте в бухте Чажма на судоремонтном заводе №30. На ней шла плановая операция №1 — замена активных зон обоих реакторов. Непосредственно над реакторным отсеком к этому времени были вырезаны и демонтированы элементы легкого и прочного корпусов подводной лодки и установлено специальное техническое сооружение — так называемый перегрузочный домик. К АПЛ была пришвартована плавучая мастерская №133, имевшая специальное оборудование для проведения операций по замене активных зон. Но лодка стояла "третьим корпусом". Ближе к пирсу находилось плавающие контрольно-дозиметрическое судно (ПКДС), вторым от пирса — ремонтировавшаяся атомная подводная лодка К-42.

Перегрузка активных зон осуществлялась специалистами соответствующей квалификации — офицерами береговой технической базы (БТБ), которые выполнили до этого уже несколько десятков подобных операций. Однако необходимо указать, что БТБ сама нуждалась в ремонте. Построенная в конце пятидесятых годов и предназначенная для ремонта и перегрузки реакторов, а также хранения тепловыделяющих элементов активных зон атомных реакторов (ТВЭЛ), захоронения твердых радиоактивных отходов и переработки жидких, береговая техническая база по существу уже не могла выполнять эти функции. Ее сложнейшие и дорогостоящие сооружения пребывали в аварийном состоянии. Под хранилищем ТВЭЛов лопнул фундамент. Высокорадиоактивная вода, просачиваясь в трещины, стекала в океан. Система, предназначенная для переработки радиоактивных отходов, которая практически никогда не использовалась, была просто разграблена. Вместо этого "умельцы" нашли более простой способ — перекачивать радиоактивную жидкость в специально выделенный технический танкер, разбавлять ее обычной морской водой до "приемлемого уровня", а затем сливать получившуюся смесь в океан (в районах специальных полигонов). Позднее таким же способом избавлялись и от твердых радиоактивных отходов. Протесты Японии и Южной Кореи, а порой и преследование советских технических танкеров боевыми кораблями этих стран положения не изменили.

Деятельность береговой технической базы формально контролировалась техническими управлениями флотов, вернее, их специальными отделами, укомплектованными так называемыми «физиками». Но когда повсюду БТБ, можно сказать, превратились в металлолом, а для захоронения радиоактивных отходов стали использовать столь незамысловатые способы, "технари" от них решили избавиться: иначе пришлось бы в конце концов отвечать за бездеятельность и халатность. Инициатором передачи баз непосредственно флотилиям подводных лодок было, как это ни покажется странным, Главное техническое управление ВМФ СССР.

Ядерная катастрофа в бухте Чажма


Девятого августа офицерами перегрузочной команды была успешно заменена активная зона на одном реакторе К-431, но в ходе перегрузки второго случилось ЧП. Суть в том, что когда в реактор загружаются все элементы, крышка ставится на место, "обтягивается", а затем реактор проверяют на гидравлическое давление, то есть он "надавливается водой" с усилием до 36 кг/кв. см, кормовой реактор нужного давления не выдержал, он потек еще на 12 кг/кв. см. Об этом следовало немедленно, как того требует инструкция, доложить вплоть до руководства Главного технического управления ВМФ. Возможно, так и было бы, если бы за проводимыми операциями по перезагрузке реактора следили, как это положено опять-таки по инструкции, специалисты технического управления Тихоокеанского флота (ТУ ТОФ). Но их не оказалось на лодке ни 9-го, ни 10 августа. Перегрузочная же команда решила обойтись без доклада и устранить неисправность на следующий день 10 августа своими силами. Может быть, это и удалось бы сделать, если бы не случайность, от них не зависящая. Проблема в том, что причиной течи стал посторонний предмет, который попал на уплотнительное кольцо. Было решено поднять крышку реактора, после чего очистить медное кольцо, и вернуть крышку на место. После чего вновь провести гидравлическое испытание.

И вот наступил этот трагический субботний день — 10 августа 1985 года. Офицеры из перегрузочной команды сняли крепления крышки реактора, и кран плавмастерской начал медленно поднимать ее. Специалисты рассчитали высоту, на которую кран мог бы поднять крышку так, чтобы не произошло начало цепной реакции. Однако они не видели, что с крышкой начала подниматься и компенсирующая решетка, а также остальные поглотители. Создалась критическая ситуация, и последующий ход событий уже зависел от любой случайности. И, как часто бывает, она произошла.

Крышка вместе с компенсирующей решеткой и поглотителями повисла на кране на плавмастерской, которая, не дай бог, могла качнуться и, следовательно, кран при этом мог поднять крышку на недопустимый уровень. В это время с моря, на скорости порядка 12 узлов, зашел торпедолов. Не обращая внимания на предупреждающие сигналы, выставленные брандвахте, он так и шел по бухте, подняв волну. Она, естественно, качнула плавмастерскую с краном. От этого крышку реактора выдернуло со всей системой поглотителей на недопустимую высоту, от чего реактор в 12 ч. 05 мин вышел на пусковой уровень. Началась цепная реакция с выделением огромного количества энергии. Затем произошел выброс вверх всего, что находилось в реакторе и вокруг него. Перегрузочный домик сгорел бесследно, испарилась в этой вспышке и перегрузочная команда. Плавмастерская с краном была выброшена в бухту. Крышка реактора массой 12 т была подброшена вертикально вверх на высоту более километра, затем, рухнув на реактор, свалилась вниз, разорвав при этом корпус ниже уровня воды, которая хлынула в реакторный отсек. В полосе радиоактивного загрязнения оказалась не только бухта и стоявшие в ней корабли и суда, но и прилегающая к бухте территория, завод и поселок. Ветер как раз дул с моря. За несколько минут всё вокруг АПЛ К-431, попавшее в зону выброса, стало радиоактивным. Уровень гамма-излучения в разных местах в десятки и сотни раз превысили санитарную норму. В центре же взрыва уровень радиации, который впоследствии смогли определить по уцелевшему обручальному кольцу погибшего офицера, составлял 90000 рентген в час

Вот как эти события вспоминал вице-адмирал Храмцов В.М.: «Меня вызвали к телефону, по которому Оперативный дежурный доложил срывающимся голосом, что в Чажме произошел тепловой взрыв реактора. Сначала подумал, это не самое страшное, все же взрыв не ядерный, и мне немного полегчало. Сразу отправился на завод, прибыл туда около 16.00. Машина проехала прямо к пирсу. Вокруг пусто, ни души. Обстановку оценил мгновенно. Было ясно: К-431 тонет, а реакторный отсек заполнен водой, которая уже начала поступать в кормовые отсеки. Решение пришло сразу — посадить аварийную лодку на осушку, как в док, но это требовало отбуксировать плавмастерскую на рейд, освободить аварийную лодку от всех связей с берегом: швартовов, электрокабелей, вентиляционных систем и т.д.».

Ядерная катастрофа в бухте Чажма


После того как лодка освободилась, буксиром ее посадили на осушку. К-431 перестала тонуть. На лодку прибыла аварийная партия, состоящая исключительно из офицеров штаба флотилии. Когда удалось осушить реакторный отсек, и лодка подвсплыла, был заварен рваный борт. Это позволило снова поставить К-431 к дозиметрическому судну. На лодку поднялись офицеры службы радиационной безопасности (СРВ) флотилии, начавшие замерять зоны аварии. Непосредственно в зоне и на самой АПЛ работали офицеры, матросов срочной службы не было. Работа закончилась 23 августа в 16ч.00 мин. Ежедневно группа, успевшая поработать в аварийной зоне, отправлялась в госпиталь для сдачи анализов. На другой день на лодку прибывала новая группа. Таким образом, всего через аварийную зону прошло около 150 человек. На заводе и в поселке работали как строители, так и личный состав полка химзащиты флота.

В период борьбы с аварией руководством флота был установлен режим полной информационной блокады. Завод быстро оцепили, усилили пропускной режим. Вечером отключили связь пос. Шкотово-22 с внешним миром. Население поселка об аварии и ее последствиях не уведомили, вследствие чего население подверглось излишнему риску получения радиоактивного облучения, которого могло избежать. 23 августа в 16.00 на буксире К-431 была переведена в бухту Павловского, бывшую основной базой 4-й флотилии. Там она и простояла до 2010 года, после чего была отправлена на утилизацию на ДВЗ «Звезда».

Ядерная катастрофа в бухте Чажма


Расследованием катастрофы занималась комиссия под руководством начальника ГТУ ВМС адмирала Новикова. Комиссия сделала вывод, что причиной трагедии были нарушение руководящих документов и отсутствие должного контроля за проведением перегрузки. А затем тихоокеанский "Чернобыль" тщательно засекретили. Материалы расследования надежно запрятали в архив.

Для ликвидации последствий аварии загрязненную радионуклидами территорию разделили на две зоны: непосредственно зона аварии и зона радиоактивных осадков. В первую вошли территория предприятия и акватория бухты радиусом 170 метров вокруг ПЛА. Вторая зона охватывала территорию завода, прилегающие сопки береговую техническую базу, расположенную в бухте Сысоева. В этой зоне ликвидацией последствий занимались не только военные, но и гражданские лица.

Всего для ликвидации последствий аварии было привлечено около 2 тыс. человек. Индивидуальная доза облучения в основном не превышала 5 бэр, но повышенное облучение получили 290 человек. Острая лучевая болезнь развилась у 7 человек, лучевая реакция отмечена у 39 человек. Всего пострадавшими признано более 950 человек.

Через 5-7 месяцев радиационная обстановка была нормализована на всей территории завода. Через 2 месяца после аварии содержание радионуклидов в морской воде снизилось до исходных фоновых значений. Результаты натурных наблюдений и многочисленных экологических обследований свидетельствуют, что авария 1985 года АПЛ К-431 в бухте Чажма не оказала измеримого радиационного воздействия на Владивосток, его пляжную зону и поселок Шкоттово-22. Остаточное долго действующее радиоактивное загрязнение местности и донных отложений в районе бухты Чажма прочно локализовано и не может привести к нежелательным последствиям. Концентрация радионуклидов в морской воде бухты Чажма, западного прохода залива Стрелок и восточной части Уссурийского залива находится на уровне фоновых значений, характерных для других районов Тихоокеанского побережья.

Ядерная катастрофа в бухте Чажма


Источники:
Черкашин Н. Чажма: как взорвался ядерный реактор // Чрезвычайные происшествия на советском флоте. М.: Вече, 2010, С. 52-56.
Осипенко Л. и др. В преддверии Чернобыля на флоте была Чажма //Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. М.: Боргес, 1994. С. 282-286.
Храмцов В. Почему ядерная катастрофа в Приморье не предупредила Чернобыль // Тайфун. № 16. С.38-41.
Митюнин А. Черная быль об атомной подлодке К-431. Ошибки ядерной аварии год спустя повторил Чернобыль // Новая газета. 22 апреля 2005 г.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. Condor-A 17 декабря 2015 06:30

    По мнению ряда специалистов, причина ядерной аварии в Приморье, получившей впоследствии название Чажминской, и последовавшей позже Чернобыльской, одна и та же: специалисты нарушили инструкции, свыкшись с атомом и считая, что с ним допустимо общение на "ты". Однако любое нарушение инструкции ведет к непредвиденной случайности, которая может оказаться роковой. Именно это и произошло в бухте Чажма. К сожалению, это ЧП попытались скрыть не только от широкой общественности, но и от специалистов, что уж совершенно непростительно. Многие атомщики уверены, что если бы после аварии в Чажме состоялись правдивые и развернутые доклады правительству или хотя бы министру обороны СССР, то были бы приняты соответствующие меры по проверке всех ядерных объектов страны, и второй, более грозной, чернобыльской катастрофы могло бы не произойти. И что уж совсем удивительно, даже и сегодня, спустя тридцать лет, атомная авария в Чажме по-прежнему малоизвестна.

    Это не те самые "специалисты" которые заблокировали SCRAM первым, небольшим взрывом на РБМК-1000? От 200кг гексогена как то в инструкции по их эксплуатации не входят. От давнишней катастрофы на Маяке чего бы отчет не вести? Мастшаб с авариями на АПЛ как то не сравним.
    1. Condor-A 17 декабря 2015 09:41
      кто то уже поставил минус, норвежцы зафиксировали два взрыва а не один
      1. vadimtt 17 декабря 2015 10:29
        Конспирологию и "иные землетрясения под реактором 4-го блока" оставьте желтой прессе, пожалуйста ...
        1. Condor-A 17 декабря 2015 10:50
          ... Это был ты? laughing И тот кто поставил минус - тоже?
          1. vadimtt 17 декабря 2015 10:55
            Вас волнуют минусы? Хотите поговорить об этом?
            1. Condor-A 17 декабря 2015 11:07
              Нет, то что ты здесь всего один "спалился"... Остальные где зависают?
              1. vadimtt 17 декабря 2015 11:17
                Мне всегда было интересно, когда люди пишут откровенный бред, они хоть чуточку догадываются об этом? Или им влом почитать первоисточники? Или им этого образование сделать не позволяет?
                1. Condor-A 17 декабря 2015 11:22
                  Сбой методички? Посмотри на другой странице... А лучше опять смени никнейм.
                  1. vadimtt 17 декабря 2015 11:24
                    Клиника, идите в игнор ...
                  2. Condor-A 17 декабря 2015 11:32
                    ... и прививки сделать не забудь.
                  3. Condor-A 17 декабря 2015 11:33
                    Забеспокоился всетаки? Другим тоже превед передай laughing
        2. Циклон 18 декабря 2015 08:52
          Не под а над. В случае с А321 на Синае тоже?
        3. Loreal 21 декабря 2015 10:22
          Оба реактора не могли просто взорвать? Посторонние предметы на обод колеса просто так не попадают и они бывают разные.
      2. Samy 17 декабря 2015 16:29
        Норвежцы зафиксировали два взрыва в Приморье? За 12 тыс, примерно, км? А японцы-то и не знали...
        1. Condor-A 17 декабря 2015 16:51
          Они вообще не знают что такая норвегия существует - слишком далеко от них...
          Было про РБМК-1000, не про К-431
      3. python2a 17 декабря 2015 18:35
        На ЧАС было четыре выброса и радиоактивное заражение местности было радиальным.
        1. Condor-A 17 декабря 2015 18:50
          Реактор не может просто взорваться сам по себе, в крайнем случае будет стравливание теплоносителя без разлета элементов активной зоны.
  2. Рейдер 17 декабря 2015 06:37
    Читаю впервые. Статья интересная - "+". Автор молодец.
    1. Nosgoth 20 декабря 2015 16:14
      Я тоже впервые читаю. :-) Но знаю не по наслышке т.к. жил в пгт. Дунай до 1997 г. :-)
  3. амурец 17 декабря 2015 07:27
    Про аварию читал раньше.По моему что-то было на сайте "Штурм глубины."А вот фотографии вижу впервые.Раньше не попадались.
  4. pentergak 17 декабря 2015 07:51
    Читал с интересом и со всем соглашался, пока не дошел до воспоминаний Храмцова. Ахинея беспросветная. Он один спасал лодку. Это ж надо написать такое.."Вокруг пусто, ни души." Сразу после взрыва, экипажем К-431 были организованы первичные мероприятия по борьбе за живучесть лдоки. Читал воспоминания этого, так называемого адмирала. Приписывая себе лавры единственного спасителя, он ни словом не обмолвился как на самом деле были организованы аварийные работы по дезактивации лодки. В каждой строчке его воспоминаний сквозит жуткая обида за то, что после аварии его сняли с должности командующего 4 фл пл ТОФ. Как же так, я лодку спасал, а вы меня сняли с должности. Пишу об этом потому, что сам был участником ликвидации аварии и видел весь бардак в организации работ и отношении к людям. Если кто заинтересуется, зайдите на сайт avtonomka.org. Найдите раздел "Воспоминания", Капитан 3 ранга Гурин Геннадий Меркурьевич.
    1. котэ119 17 декабря 2015 08:29
      а что за повреждения на надстройке перед ограждением ?
    2. python2a 17 декабря 2015 18:40
      Согласен бардак на флоте был ещё тот. Я участвовал в ликвидации аварии на К219 в Ведяево в 1989 году. У нас на обследование лодки ходили все от матроса до руководителя группы. Жили на радиоактивном заливе 2 недели.
      1. Delta 17 декабря 2015 23:24
        Цитата: python2a
        Я участвовал в ликвидации аварии на К219 в Ведяево в 1989 году


        К-219 какого проекта?
      2. Комментарий был удален.
      3. Midshipman 21 декабря 2015 08:25
        К-192 675 проэкта
  5. Reptiloid 17 декабря 2015 07:56
    Про аварию не знал.Пусть такое известие.Автор пишет,что многое могло быть по другому,еслибы не сокрытие этой аварии.Наверно.Ничего не написано о дальнейшей судьбе тех людей.Почти 1000 человек.
  6. Dimon19661 17 декабря 2015 09:14
    А потом случился Чернобыль,и про эту аварию забыли все,кроме местных жителей.А с заражением боролись просто-в примыкающих участках сняли слой грунта,который вывезли сравнительно недалеко ,остальное огородили колючкой,повесили "карлсонов",и вуаля-отчитались наверх о очередной победе над мирным атомом.
    1. Condor-A 17 декабря 2015 09:22
      Над военным и с аварией все было не совсем так. Точнее, совсем не так.
  7. vadimtt 17 декабря 2015 09:47
    Рассекречивание этой аварии на АПЛ ни как не повлияло бы на возможность возникновения Чернобыльской аварии. Абсолютно разные технологии. Здесь помог бы более тщательный анализ проблем на Ленинградской АЭС, где концевые эффекты при расчете ОЗР привели к менее тяжким последствиям.

    ЗЫ: "SCRAM первым, небольшим взрывом на РБМК-1000" это что за бред?
  8. котэ119 17 декабря 2015 10:00
    Цитата: vadimtt
    Крышка реактора массой 12 т была подброшена вертикально вверх на высоту более километра

    автор явно погорячился с высотой а которую подбросило крышку
    1. vadimtt 17 декабря 2015 10:10
      Это да, но цитата не моя smile
      1. котэ119 17 декабря 2015 10:25
        прости пож. - цитата из статьи, кнопку на твоём посте нажал случайно smile
    2. aviator1913 17 декабря 2015 10:24
      Работая в нефтянке, был взрыв резервуаров с нефтью в центральной части России, там резервуар на 400 метров подлетел когда взорвался. Так что автор наверное немного переборщил, но подлетела она видимо все равно очень сильно.

      перекачивать радиоактивную жидкость в специально выделенный технический танкер, разбавлять ее обычной морской водой до "приемлемого уровня", а затем сливать получившуюся смесь в океан (в районах специальных полигонов). Позднее таким же способом избавлялись и от твердых радиоактивных отходов. Протесты Японии и Южной Кореи, а порой и преследование советских технических танкеров боевыми кораблями этих стран положения не изменили.


      Блин, я бы на месте японцев и корейцев тоже наверное преследовал такие танкеры если бы под боком сливали такую жижу. (Я понимаю что этим занимались и америкосы тоже, что не уменьшает само преступление).
  9. qwert 17 декабря 2015 10:18
    Служил во Владивостоке спустя два года после аварии. Ни слова о ней не слышал, ни от матросов ни от офицеров подводников. Был в поселке Шкоттово, наверняка рядом со Шкоттово-22, и тоже тишина. Секретность была похоже серьезной.

    Из интервью капитана первого ранга в отставке Лукьян Федчик из Луцка данного газете "Факты": "Я был командиром этой субмарины. Первая моя реакция на новость — это просто невозможно, ведь не планировалось никаких серьезных работ на борту!
    Организовать работы следовало так, как при обращении с атомной бомбой, — тройной контроль выполнения каждой из операций. Но крышку реактора снимали с грубейшими нарушениями правил. Возможно, все бы обошлось, однако в бухту как раз в это время влетел военный катер. Поднялась волна, на ней качнулось специальное судно с краном, поднимавшим крышку реактора. По одной из версий, это стало, так сказать, последним толчком — и началась неуправляемая цепная реакция, произошел взрыв. Очевидцы утверждают, что крышку реактора весом 12 тонн выбросило на высоту больше километра! Ядерное топливо вылетело, заражая все вокруг радиацией. Хорошо еще, что это был свежий уран, ведь отработанный излучает гораздо больше рентген.
    На пятый день после аварии меня вызвали на заседание комиссии по расследованию причин взрыва. В зале сидело человек тридцать — адмиралы, генералы, гражданские специалисты. Я прямо сказал, кого считаю виновными в случившемся. Кстати, зайти в зал мне пришлось в одних носках — дозиметристы потребовали снять обувь, из-за того что на ней было много радиации. Знаете, если бы взрыв ядерного реактора на К-431 не засекретили, возможно, не было бы Чернобыльской катастрофы. Через девять месяцев аналогичное событие — тепловой взрыв реактора — случилось на ЧАЭС. Ученые называют аварию на К-431 предвестником Чернобыля."
    1. Condor-A 17 декабря 2015 10:27
      Если на АПЛ
      Перегрузочный домик сгорел бесследно, испарилась в этой вспышке и перегрузочная команда.

      то откуда вы все это знаете, кто там что делал и как оно было? bully
      1. qwert 17 декабря 2015 11:27
        Так ведь есть воспоминания капитана лодки Лукьяна Федчика и Храмцова, про которого тут упоминули, и наверняка еще чьи-то. Вот оттуда обычно и узнаются подробности.
        Это то нормально, когда события описаны.

        Ненормально, когда Э.Радзинский выдает порой типа "Князь, остался в комнате один и задумался. Имеено в этот момент ему пришла мысль, что боярина Рудецкого нужно отравить". Вот тут и возникает вопрос откуда это знает Радзинский, если князь был в комнате один и думал, а не записывал и не рассказывал? Но, на то он и Радзинский lol
        1. vadimtt 17 декабря 2015 11:46
          И все-таки крышка судового реактора (типа ВМ-А) весит 5 тонн а не 12 и улетала она далеко (мягко говоря) не на 1000м вверх. Так как капитан не может делать таких ошибок, то скорее всего это "творческие" доработки журналиста, бравшего интервью. Так что материал статьи правдив на наполовину smile Спасибо за это нашим журналистам smile А может гриф bully
        2. Condor-A 17 декабря 2015 12:08
          Цитата: qwert
          Так ведь есть воспоминания капитана лодки Лукьяна Федчика и Храмцова, про которого тут упоминули, и наверняка еще чьи-то.

          Они в перископ или в телекамеру смотрели которые тоже испарились?
          Следствие разберется чьи... и кто такой Радзинский.
    2. котэ119 17 декабря 2015 10:34
      Цитата: qwert
      Был в поселке Шкоттово, наверняка рядом со Шкоттово-22

      правильно Шкотово, расстояние между этими населёнными пунктами около 100 км, другое название Шкотово-22 - пгт. Дунай
      1. Шпаголом 17 декабря 2015 16:01
        ...Совершенно верно...на фото все ясно видно !)) Был в 1985 году в Тихасе,тишина,народ, что-то знает...слышал,но паники нет.... .В Дунае не расселения ни отселения не было,родной человек прожил там 5 лет,не то в силу возраста,не то в силу экологии здоровье начало сдавать сбои....
      2. Starina_Hank 17 декабря 2015 19:14
        По-моему всего "Шкотовых" населенных пунктов было где-то 25 , можно выбрать любое.
        1. котэ119 17 декабря 2015 19:33
          что Вы имели в ввиду под выражением - "можно выбрать любое"?
  10. standing 17 декабря 2015 11:47
    Я служил там, правда чуть пораньше 81-83гг. в/ч74112. Сейчас этой части нет, развалины, как и пол-поселка. Нет, не взрывная волна-"грязно"там. А мародерам без разницы, разбирают все помаленьку. Мы работали на заводе вместе с гражданскими.Когда хлопнуло, всю часть, около 500 чел. похоже, кинули на амбразуру. Нужно было залить отсек бетоном, собрать по берегу радиоактивные "ништяки", да много чего нужно было. Времена были советские и парни выполнили задачу, не спрашивая ничего. Что с ними было дальше-бог знает. Скорее всего, комиссовали, обвесив кучей подписок о неразглашении. Мои кстати, закончились лет 12 назад, если что...
  11. Гидрограф 17 декабря 2015 12:31
    Служил 84-87 на КТОФ во Владивостоке. Про аварию знала вся наша часть. Была задача обеспечить поиск крышки реактора. Без нас нашли, повезло. Привет всем из в/ч 40087.
  12. Dimon-chik-79 17 декабря 2015 13:04
    Всё одно, раздолбайство и безнаказанность, что тогда, что сейчас! И беде не долго ждать очередного случая, так как нет неотвратимости наказания, зато полно стрелочников которые отрабатывают потом свою карму. А гибнут и страдают простые люди, безвинно за чьё то рукожопство и разгильдяйство!
    1. Condor-A 17 декабря 2015 13:26
      Смешались стрелочники, кармы, "случаи" и все такое в одну сплошную кучу... Ну да, прям Столько из-за этого самого
      Цитата: Dimon-chik-79
      рукожопство и разгильдяйство
      безвинно паровозов в рельсовою войну пошло под откос. Одно сплошное...
  13. qwert 17 декабря 2015 15:15
    Цитата: Гидрограф
    Служил 84-87 на КТОФ во Владивостоке. Про аварию знала вся наша часть. Была задача обеспечить поиск крышки реактора. Без нас нашли, повезло. Привет всем из в/ч 40087.

    Ну, тогда и из в/ч 40083 soldier
    Но у нас на в бухте Соболь в 1987 году никто об этом ни словечка.

    Цитата: vadimtt
    И все-таки крышка судового реактора (типа ВМ-А) весит 5 тонн а не 12 и улетала она далеко (мягко говоря) не на 1000м вверх. Так как капитан не может делать таких ошибок, то скорее всего это "творческие" доработки журналиста, бравшего интервью.

    как бы то ни было если она разнесла не только легкий корпус но внутренний, да еще и под водой. Высота была явно не три метра. Но, конечно очевидцы могли и преувеличить, даже без журналиста. Уверен, что замеров с помощью лазерного дальномера произвести не успели, так, что оставим это на совести тех самых очевидцев.
    Почитал Храмовцева. Ну чувствуется некоторая предвзятость. Но, не больше чем к примеру в воспоминаниях маршала Жукова или А.С. Яковлева. Субьективность она свойственна многим авторам мемуаров. Но, при этом и информации в них тоже предостаточно
    1. водяной 17 декабря 2015 21:13
      Я затрудняюсь сказать о причине повреждения легкого и прочного корпусов в районе реакторного отсека, но крышка реактора на лодку не падала. Ее нашли в лесу на удалении нескольких километров от завода.
      1. Капитан Нэмо 17 декабря 2015 22:04
        Цитата: водяной
        но крышка реактора на лодку не падала.

        Скорей всего, что да на лодку не падала и не она рвала ей корпус, но в статье говорится, что падала, и скорей всего, что именно об этом сказано в каком ни будь письменном отчёте об этом происшествии, подписанным каким ни будь офицером с высоким званием, что бы по той или иной причине втереть очки вышестоящему офицеру.
      2. Комментарий был удален.
    2. Гидрограф 18 декабря 2015 13:47
      Хотя я и давнишний но в/ч 40087 ГС КТОФ Радионавигационное обеспечение тральных сил флота.
  14. Капитан Нэмо 17 декабря 2015 19:12
    Крышка реактора массой 12 т была подброшена вертикально вверх на высоту более километра, затем, рухнув на реактор, свалилась вниз, разорвав при этом корпус ниже уровня воды, которая хлынула в реакторный отсек.

    С математикой у меня не очень но всё равно хочется блеснуть перед другими, что я всё же не самый глупый.
    Итак масса крышки нам известна толи 5 толи 12 тонн. И она падает с высоты 1 км всё время разгоняясь по закону ускорения свободного падения. По идеи Крышка вместе с компенсирующей решеткой и поглотителями, должна была из-за не баланса развернутся на ребро и врезаться в реактор обладая набранной кинетической энергией за время всего полёта с такой силой, что легко бы рузрубила открытый корпус реактора, пополам и наверно на 3 метра в глубину закопалась бы в грунт под подводной лодкой, скорей всего (мои проблемы с математекой) ПЛ не разломилась бы пополам, потому что крышка вошла бы в ПЛ как нож в масло. Возьмём теперь самое не вероятное, крышка полусферична и поднимаясь в верх летит как приметивный обтекатель космической ракеты, постоянно за медляясь до 1 км, там останавливается и строго симметрично падает в низ по системе парашюта, сопротивление воздуха будет иметь противосилу силе ускорения свободного падения но не настолько, что бы лишить крышку ускорения. И в таком виде она с паразительной точностью падает на реактор, по всем правилам эта крышка должна была бы утопить ПЛ в ту же минуту, ан нет водоизмещение ПЛ удерживает лодку (ПЛ на воде выполнила роль пружины) не причинив вреда её корпусу, тут у нас корпус реактора принимает всю мощь высотного удара крышки на себя возможно с последствиями и рикашетит крышку (падая с такой высоты врят ли просто так поглотит всю энергию и просто свалит крышку как написано в статье) опять в верх но уже на гороздо меньшую высоту достигнув в этот раз не высокой точки, она опять начинает падать по закону ускорения свободного падения но существенно с меньшей кинетической энергией чем первый раз при той же массе. Тут её скорей всего точно разворачивает и она прорубает корпус ПЛ. Для прорубки корпуса ребром на вскидку 5 тоннами думаю будет достаточно и 10-30 метров высоты. Но всё равно крышка на 1км, выглядит очень не правдоподобно.
  15. Reptiloid 17 декабря 2015 19:34
    Очень сочувствую людям,пострадавшим от "мирного атома",всем кто жил в таких местах.
    Может,кто меня осудит, никогда не хотел смотреть и слушать Радзинского с его манерами.Мало того, он ещё и сообщает,что думали в одиночестве люди,жившие в далёком прошлом.
  16. Андрей ВОВ 17 декабря 2015 19:39
    Летом того года я будучи еще школяром хорошо помню,что шушукались вокруг и никто не поехал на Шамару отдыхать...ну и вражьи голоса понятно дело об этом что то говорили...
  17. ДРОН 17 декабря 2015 23:23
    почему бы не вынести все эти операции и хранилища радиоактивных отходов на крайний остров курильской гряды, я думаю у японцев все территориальные вопросы отпали бы сами собой....
    1. Капитан Нэмо 18 декабря 2015 00:01
      Спорные территории лучше оставить как есть, а то они взамен Вами испорченного могут попросить и другие острова, что Севернее от Хокайдо.
    2. tao 18 декабря 2015 21:46
      Природу на Курилах жалко.
      tao
  18. tao 17 декабря 2015 23:27
    Вот там я и получил свою дозу. Не знал что эта "раскладуха" до 2010 года проживет.
    tao
  19. standing 18 декабря 2015 06:56
    Ну так ведь "фонила" неслабо. Тут со штатно отработавшей лодкой не знают, чтр делать. Обычно вырезают энергоотсек и два соседних, заваривают и такая "бочка" стоит у пирса десятилетиями. На противоположном берегу бухты как раз такая база хранения. А вот про "грязный" пирс была инфа,что отбуксировали километров на 30 в сторону Находки, да утопили возле бережка по-тихому.
  20. KudrevKN 18 декабря 2015 08:26
    Стояли на заводе в Японском доке на ремонте в 1989 году в Чажме (п.Темп), "норма" и тогда была превышена в 40 = 100 раз, о чем нас ежедневно предупреждал нач.хим. что касаемо непосредственно виновника аварии, то это выпускник 1 факультета ВВМИОЛУ им, Дзержинского, кап.3 ранга М. Он гулял по утрам с палочкой по Александровскому Саду эдак в году 1986. Гулял - гулял так с полгода и умер от лучевой болезни в госпитале ВМФ через полгода, похоронен со всеми воинскими почестями на Волховском кладбище! Нам же было сказано, "что он при промывке активной зоны перепутал этиловый спирт с дихлорэтаном"? Бред сивой кобылы, но все "поверили" и даже подписку дали о неразглашении! Вот теперь наконец опубликована более правдоподобная версия! Спасибо большое ВО!
  21. Dimon19661 18 декабря 2015 17:33
    Цитата: Капитан Нэмо
    Крышка реактора массой 12 т была подброшена вертикально вверх на высоту более километра, затем, рухнув на реактор, свалилась вниз, разорвав при этом корпус ниже уровня воды, которая хлынула в реакторный отсек.

    С математикой у меня не очень но всё равно хочется блеснуть перед другими, что я всё же не самый глупый.
    Итак масса крышки нам известна толи 5 толи 12 тонн. И она падает с высоты 1 км всё время разгоняясь по закону ускорения свободного падения. По идеи Крышка вместе с компенсирующей решеткой и поглотителями, должна была из-за не баланса развернутся на ребро и врезаться в реактор обладая набранной кинетической энергией за время всего полёта с такой силой, что легко бы рузрубила открытый корпус реактора, пополам и наверно на 3 метра в глубину закопалась бы в грунт под подводной лодкой, скорей всего (мои проблемы с математекой) ПЛ не разломилась бы пополам, потому что крышка вошла бы в ПЛ как нож в масло. Возьмём теперь самое не вероятное, крышка полусферична и поднимаясь в верх летит как приметивный обтекатель космической ракеты, постоянно за медляясь до 1 км, там останавливается и строго симметрично падает в низ по системе парашюта, сопротивление воздуха будет иметь противосилу силе ускорения свободного падения но не настолько, что бы лишить крышку ускорения. И в таком виде она с паразительной точностью падает на реактор, по всем правилам эта крышка должна была бы утопить ПЛ в ту же минуту, ан нет водоизмещение ПЛ удерживает лодку (ПЛ на воде выполнила роль пружины) не причинив вреда её корпусу, тут у нас корпус реактора принимает всю мощь высотного удара крышки на себя возможно с последствиями и рикашетит крышку (падая с такой высоты врят ли просто так поглотит всю энергию и просто свалит крышку как написано в статье) опять в верх но уже на гороздо меньшую высоту достигнув в этот раз не высокой точки, она опять начинает падать по закону ускорения свободного падения но существенно с меньшей кинетической энергией чем первый раз при той же массе. Тут её скорей всего точно разворачивает и она прорубает корпус ПЛ. Для прорубки корпуса ребром на вскидку 5 тоннами думаю будет достаточно и 10-30 метров высоты. Но всё равно крышка на 1км, выглядит очень не правдоподобно.

    Смешно-а где толщина легкого корпуса,вспомогательных систем,прочного корпуса,материал корпуса?
  22. pentergak 20 декабря 2015 11:49
    Если кого-то невольно обидел, прошу прощения, я излагал свои ощущения в то время. Участие в ликвидации аварии на АПЛ К-431 оставило в моей душе неизгладимый след. Многие из членов экипажа К-431 уже ушли в мир иной, получив запредельную дозу радиации. Смириться с этим очень трудно.
  23. тихоокеанец 2 марта 2016 01:59
    В доке во время взрыва стоял ТАКР "Минск". По рассказам очевидцев корабль чуть ли не подпрыгнул на клетях, выставленных под днищем. Такова была сила взрыва.
    Я сам тогда был на 1-м причале и ждал катера в завод. Когда услышал взрыв, показалось, что с "Сенявина" выстрелили ГК.
    Катера тогда отменили и пустили только через 2 дня.
    Экипажи ТАКРа "Минск" и формировавшегося ЭМ "Боевой" (формирующийся экипаж "Боевого" размещался на "Минске") тоже активно участвовали в ликвидации последствий аварии. В основном - убирали территорию. Фактически выскребли все до последней щепки и опавшего листика, оставив практически голую землю.
    Из защиты - одни верхонки, даже респираторов никому не выдали.
    Мало того, еще и строевые занятия проводили на территории завода - как раз мимо пирса с аварийной лодкой. Никаких дозиметров никому не выдавали, хотя и не скрывали, что на лодке авария в реакторном отсеке.
    Но кому из нас 18-20 летних тогда было понятно - что, для чего мы делаем и каковы возможные последствия?
    Впрочем, нам тогда повезло - из моих сослуживцев я знаю только одного, кто хватанул серьезную дозу.

    А вот о ком никто никогда не вспоминал - это заводская ВОХРа: в основном молодые и не очень женщины. Они ведь как сидели в своих будочках на КПП завода, так и остались там до конца смены. Какую дозу они получили - никто не знает. А ведь основное пятно радиации легло как раз на склон сопки где эти КПП находились.
    1. kalibr 12 октября 2016 23:15
      Люди - мусор для любой власти. Ибо она власть от бога!
      1. Protos 29 ноября 2016 18:50
        Если так рассуждать, то можно и не рождаться, бо отсутствие власти - это ХАОС !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня