Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


В конце августа — начале сентября 1941 года фашистские войска, невзирая на упорное сопротивление Советской Армии, захватили Любань, Тосно, станцию Мга, Шлиссельбург, выйдя к Неве и Ладожскому озеру. Началась блокада Ленинграда. С целью доставки в город продовольствия, горючего и других грузов, эвакуации вглубь страны промышленных предприятий и населения на Ладожском озере были созданы коммуникации, получившие название Дороги жизни. Их бесперебойное функционирование потребовало организации надежной защиты, в том числе и прикрытия с воздуха. Так, обеспечивая перевозки через Ладогу, только морские авиаторы в 1941—1942 годах выполнили более 8000 самолетовылетов и провели свыше 200 воздушных боев. На основных направлениях предполагаемых действий вражеской авиации были оборудованы посты наведения советских истребителей. Воздушное пространство над озерными коммуникациями разбили на зоны, что облегчало управление самолетными группами, обеспечивавшими прикрытие конвоев и отдельных судов.

Для решения задач противодесантной (ПДО) и противовоздушной (ПВО) обороны коммуникаций осенью 1941-го была создана Ладожская группировка ВВС Балтийского флота. Состав авиационных частей, входивших в нее, в зависимости от текущей обстановки часто менялся. Летом и осенью 1942 года она, например, включала: 11-й истребительный авиаполк (иап) — 14 самолетов И-15БИС и 8 И-16 на аэродромах Новая Ладога и Выстав; 12-ю отдельную истребительную эскадрилью (оиаэ) — 9 истребителей МиГ-3 на аэродроме Выстав; 58-ю эскадрилью (аэ), используемую в качестве ночной бомбардировочной — 10 гидросамолетов МБР-2, базирующихся на гидроаэродроме Новая Ладога.


Непосредственно для противодесантной обороны районов южного берега Ладоги предусматривалась возможность использования и других частей, входящих в Ленинградскую группировку флотской авиации, это 57-й штурмовой авиаполк (шап) — 9 Ил-2, аэродром Гражданка; 3-й и 4-й гвардейские истребительные авиационные полки (гиап) — состав сил по обстановке и 26-я отдельная разведывательная эскадрилья (ораэ) — 6 Як-1 и 5 Пе-2, аэродром Приютино. Каждая из этих частей выполняла особые задачи, которые ставились штабом ВВС флота ежемесячно, и сообразно обстановке, уточнялись каждый день. Так, 26-я отдельная разведывательная эскадрилья производила дневную воздушную разведку акватории озера. С 22 августа по 23 октября 1942 года она выполнила с этой целью более 120 самолетовылетов. За тот же период 58-я эскадрилья на МБР-2 вела разведку и бомбардировку пунктов базирования кораблей противника ночью, при этом произвела 52 самолетовылета.

Стараясь сорвать перевозки по озеру, вражеская авиация в свою очередь повысила активность. Широко использовались и корабельные силы. К августу 1942 года на Ладоге было собрано до 30 десантных быстроходных барж и вооруженных катеров, 4 малых минных заградителя, 5 торпедных катеров и другие боевые корабли и суда. Все они были сведены в объединенную немецко-финско-итальянскую флотилию, перед которой стояли задачи: уничтожение наших кораблей и судов, идущих по большой трассе (Новая Ладога — Морье — Осиновец); постановка минных заграждений в этом же районе; уничтожение транспортных средств, осуществлявших перевозки по малой трассе (Кобона — Осиновец) и в базах.

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


В штабе Ладожской военной флотилии (ЛВФ), учитывая создавшуюся обстановку, понимали, что у врага достаточно сил, чтобы обеспечить высадку десанта в одном из важных пунктов коммуникации, с целью нарушить или прервать ее. Штаб флотилии совместно со штабом флота разработал дополнительные меры по усилению противодесантной обороны, в частности по ведению более интенсивной воздушной разведки и противоминного наблюдения. Кроме того, авиация значительно увеличила число бомбардировок и штурмовых ударов по базам и причалам в Сортанлахти, Кексгольме, Лахденпохье, Сортавале, Салми, а также в шхерах северного побережья озера.

Вскоре опасность активных боевых действий противника подтвердилась. Ночью 9 октября 16 десантных судов и 7 сторожевых катеров так называемой флотилии паромов под прикрытием 3 самолетов вышли из Сортанлахти с целью напасть на встречные конвои, разведать систему дозоров вблизи Волховской губы, а главное — проверить прочность и готовность нашей противодесантной обороны. Как сейчас известно, это был первый этап планируемой немцами операции «Бразиль» по нарушению коммуникаций с высадкой тактического десанта. Советские дозорные катера, обнаружив неприятеля, навязали ему бой, а вылетевшие по их вызову самолеты нанесли бомбовый удар. Несколько судов из флотилии паромов получили повреждения.

Сама операция «Бразиль» осуществлялась в ночь на 22 октября 1942 года. Пользуясь тем, что из-за нелетной погоды наша авиация три дня не вела разведку, противник скрытно сформировал десантный отряд, произвел посадку его на суда и направил боевые силы к острову Сухо. В состав отряда входило свыше 20 судов, в том числе 7 тяжелых, 4 легких, несколько катеров, а также несколько транспортных, штабную и санитарную баржи.

Место высадки десанта было выбрано противником со всей тщательностью. Небольшой искусственный островок, который был создан еще в первой половине XVIII века на южной отмели озера, имел очень выгодное расположение. Поскольку вблизи о. Сухо, прикрывавшего вход в акваторию Волховской губы, проходила большая водная трасса, то захват острова давал возможность немцам оказывать на наши перевозки самое активное и непосредственное воздействие. Кроме того, советские дозорные корабли в этом случае лишались артиллерийской поддержки (на острове находилась береговая батарея 100-мм морских орудий), а конвои и авиация еще и удобного ориентира, которым был маяк. Последний и послужил указателем для десантных судов. В 7 ч 15 мин 22 октября, подойдя к острову, фашистские суда открыли по нему артиллерийский огонь.

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


Правда, врасплох гарнизон они не застали, поскольку пост службы наблюдения и связи (СНиС), расположенный на о. Сухо, сумел обнаружить вражеский отряд судов раньше. Орудийные расчеты береговой батареи, своевременно приведенные в боевую готовность, ответили огнем. Их поддержали находящиеся в дозоре советские катера ТЩ-100 и МО-171. Через час вражеские катера и надувные лодки под прикрытием своих кораблей и авиации подошли к берегу и начали высадку десанта. Поскольку радиостанция, находившаяся на острове, в самом же начале боя вышла из строя, донесение в штаб флотилии о вражеском десанте передали дозорные корабли.

Была установлена постоянная связь с кораблями, развернутыми на озере, а также со штабами Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Командование этих фронтов, оперативно среагировав на создавшуюся обстановку, выделило авиационные группы для ударов по вражеским морским целям, а также начало развертывание на побережье сухопутных соединений и частей согласно планам противодесантной обороны.

Управление действиями морской и фронтовой авиации возглавил командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор М.И. Самохин, который принял решение: самолетами ладожской и ленинградской авиагрупп произвести ряд последовательных сосредоточенных ударов по десантным средствам фашистов в районе о. Сухо. Наблюдение за десантом с целью определения его состава, расположения и маневра кораблей, состояния погоды поручалось вести экипажам 26 отдельной разведывательной эскадрильи. В 8 ч 15 мин была поставлена задача командирам 8-й авиабригады (ленинградская авиагруппа) полковнику Е.Н. Преображенскому, и 61-й авиабригады (ладожская авиагруппа) полковнику П. В. Кондратьеву — уничтожить десантный отряд.

В течение нескольких минут соответствующие указания получили командиры авиационных частей. Например, 11 истребительный авиаполк (командир майор И.М. Рассудков) должен был, используя все исправные самолеты, совершать многократные вылеты в район действий десанта и наносить по нему бомбоштурмовые удары, 12 отдельная истребительная авиаэскадрилья (командир капитан Г. В. Крайнев) — прикрывать ударные группы.

Совместные активные действия морской и фронтовой авиации начались спустя 57 минут после высадки вражеского десанта. Надежность взаимодействия, а также точность ударов обеспечивались выводом групп фронтовой авиации на вражеские корабли лидерами-экипажами ВВС флота. Всего нанесено 12 ударов. Первый из них произведен в 9 ч 7 мин четверкой И-15бис (ведущий капитан С. С. Беляев) с аэродрома Новая Ладога без истребительного прикрытия, второй — спустя 13 минут тоже четверкой И-15бис (ведущий капитан А.А. Мироненко), действовавших под прикрытием шестерки МиГ-3. Появление наших самолетов преломило ситуацию, поддержало защитников о. Сухо, уже с трудом сдерживавших натиск врага, а также внесло растерянность в боевые порядки противника. Фашисты, неся потери, начали отступать к береговой черте, поспешно садиться на катера и лодки. В половине десятого суда с остатками десанта на борту отошли от острова. Построившись в кильватерную колонну, они, под прикрытием немецких истребителей, взяли курс на Сорталахти.

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


Теперь авиационные удары наносились по отступающему врагу с целью его уничтожения. В этих условиях большая нагрузка ложилась как на летный, так и на технический состав авиационных частей. Например, в 11 истребительном авиаполку сокращали время подготовки к повторным вылетам тем, что к моменту посадки истребителей к месту их стоянки, без промедления подвозились бомбы и другой боезапас, подходили бензозаправщики. Воздействие авиации на десант совпадало с вхождением наших кораблей в боевое соприкосновение с судами противника. Это налагало повышенную ответственность на офицеров, осуществлявших взаимодействие разнородных сил. Поэтому штабом ВВС флота со всей тщательностью и скрупулёзностью уточнялись сведения о морских целях и, вместе с данными о погоде по маршруту полета, доводились до летных экипажей.

Примечательным является одиннадцатый удар, в котором действовала морская и фронтовая авиация (12 штурмовиков Ил-2 и 20 истребителей разных типов). Точность выхода самолетов на цель обеспечивалась лидированием, возлагавшимся на командира 57 штурмового авиаполка подполковника Ф.А. Морозова. Примерно за полтора часа до выполнения боевой задачи он, под прикрытием двух Як-1, перелетел на Ил-2 с аэродрома Гражданка в Касимово, где принял участие в общем сборе экипажей фронтовых штурмовиков и истребителей. Под его руководством прошел короткий розыгрыш выхода на цели. Летчики также ознакомились с характеристиками и отличительными признаками (по фотоснимкам) вражеских десантных судов и советских кораблей, которые находились в тот момент в районе боя. Информацию об изменении обстановки передавали экипажи, которые вели воздушную разведку. Кстати, для выполнения разведывательных задач в течение дня советская авиация выполнила 5 самолетовылетов. Сведения, полученные самолетами-разведчиками, во многом обеспечили точность нанесения ударов по вражеским судам. В 14 ч 40 мин взлетели истребители прикрытия, через пять минут — двенадцать Ил-2 и лидер, с прикрытием из двух Як-1. Впереди шел лидерский Ил-2, который точно вывел группы на цель. Немецкий десантный отряд, уже удалившийся на значительное расстояние от южного побережья озера, с малых высот атаковали штурмовики. В результате авиационного удара были потоплены 3 баржи. Еще одна была повреждена лидерским Ил-2 двумя прямыми попаданиями реактивных снарядов.

Вылеты выполнялись и позже для нанесения очередных ударов — тринадцатого и четырнадцатого. Но они оказались безрезультатными, поскольку с наступлением сумерек и ухудшением видимости контакт с противником прервался. Однако поиск неприятельских кораблей не остановили. Его вели, невзирая на сгущающуюся темноту, одиночные летающие лодки МБР-2 из 58 авиаэскадрильи, совершившие 7 самолетовылетов. Так как судов на озере обнаружить не удалось, бомбы были сброшены по запасным целям.

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


Бой в районе о. Сухо привел к разгрому десанта и ощутимым потерям противника в корабельном составе. Враг лишился 19 (по другим данным — 17) десантных барж и катеров, т.е. половины своих надводных сил на Ладоге. Причем наибольшее количество кораблей и судов противника уничтожила авиация, совершившая за один день 200 самолетовылетов. К примеру, только на счету экипажей 57-го штурмового авиационного полка 7 уничтоженных кораблей. Необходимо также отметить, что наносимые с воздуха удары по десанту, осуществлялись в условиях постоянного противодействия со стороны вражеской авиации. Она потеряла 14 самолетов: 8 Bf.109, 2 «Фиата» G.50, 2 «Капрони» Са.311, по одному Ju-88 и Do-215. Наши потери: 2 Ил-2, 2 И-15бис, 1 Ил-2 (сгорел при вынужденной посадке, но летчик остался жив).

О том, какое высокое значение придавало наше командование защите Дороги жизни, говорит тот факт, что в период высадки десанта на о. Сухо, а также на всех этапах боя в тот день, была установлена связь берегового командного пункта Ладожской военной флотилии с Москвой. Генеральный штаб постоянно интересовался обстановкой в этом районе. Кроме того, по указанию из Москвы соединение дальних бомбардировщиков резерва Верховного Главнокомандования стояло в готовности оказать содействие фронтовой и морской авиации.

Срыв немецкой операции «Бразиль» показал важную роль авиации в противовоздушной и противодесантной обороне озерных коммуникаций. Стоило нашим самолетам из-за нелетной погоды временно приостановить наблюдение за акваторией озера, портами, базами и причалами, как противник получил возможность скрытно сформировать корабельный отряд, произвести посадку десанта, совершить переход в назначенный район. Наши дозорные корабли сумели обнаружить вражеские суда с десантом уже поблизости от острова. Вынужденная изоляция авиации на важных этапах активной противодесантной обороны (ведение разведки, нанесение ударов по пунктам посадки десанта, воздействие на него на переходе, содействие оборонявшемуся гарнизону при высадке противника на плацдарм) привела к временному успеху врага при осуществлении операции «Бразиль». Десант, несмотря на огонь нашей корабельной и береговой артиллерии и стойкость гарнизона, сумел не только захватить побережье, но и углубиться на территорию острова, нанести значительный урон его защитникам, заминировать одно из орудий. Но появление советских боевых самолетов внесло перелом в ход боя. И все же решающую роль авиация сыграла только на последнем этапе противодесантной обороне коммуникации — преследовании и разгроме десанта.

Немаловажное значение имело взаимодействие морской и фронтовой авиации, а также единое управление их действиями, которое осуществлял командующий ВВС БФ через КП командиров авиационных соединений и частей. Точность наносимых ударов по десанту во многом предопределила предварительная совместная проработка задания, вывод самолетов (особенно фронтовой авиации) на цель лидером — морским летчиком, а также ведением, в ходе боя, воздушной разведки. Бой у о. Сухо явился окончательным провалом операции «Бразиль». Сводная флотилия паромов противника после него так и не смогла оправиться, и ее присутствие на озере вообще перестало замечаться.

Роль советской авиации в провале операции «Бразиль»


Источники:
Аммон Г., Березовский Н., Комаров А. Боевая летопись военно-морского флота. 1941-1942. М.: Воениздат, 1992. С. 187-191.
Ковальчук В. Защита перевозок // Ленинград и Большая Земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. М.: Наука, 1975. С. 232-237.
Самсонов А. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. М.: Наука, 1981. С. 241-248.
Ермилов С. Действия авиации по срыву операции «Бразиль» // Военно-исторический журнал. 1989. №9. С. 27-31.
Епатко А. Как провалилась операция «Бразиль» // Санкт-Петербургские ведомости. 16 января 2013.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. semirek 23 декабря 2015 06:54
    Да,о многих эпизодах ВОВ мы практически ничего не знаем.Автору большое спасибо за очень интересную и подробную статью!
  2. qwert 23 декабря 2015 07:02
    На фото очень интересное судно с фашистами. Какая-то прям плавучая зениная батарея. И судя по всему не такая уж тихоходная судя по бурунам
    1. bionik 23 декабря 2015 10:41
      Это Немецкий паром артиллерийской поддержки "Зибель".Было 4-ре модификаций.
      1. bionik 23 декабря 2015 10:43
        Орудийные расчеты у своих 88-мм зениток FlaK 36 на немецком пароме артиллерийской поддержки «Зибель» во время плавания в Лахденпохье (Lahdenpohja).
      2. Alex_59 24 декабря 2015 11:53
        Цитата: bionik
        Это Немецкий паром артиллерийской поддержки "Зибель".Было 4-ре модификаций.

        Народ, вы где такие качественные фоты паромов находите? Поделитесь ссылкой.
    2. Комментарий был удален.
    3. Alexey RA 23 декабря 2015 14:20
      Цитата: qwert
      На фото очень интересное судно с фашистами. Какая-то прям плавучая зениная батарея. И судя по всему не такая уж тихоходная судя по бурунам

      Вы не поверите, но насчёт "зенитной" Вы попали в самую точку. smile
      Паромы "Зибель" (а на фото именно он) на Ладожском озере комплектовались военнослужащими люфтваффе и подчинялись люфтам. Формально это всё безобразие называлось 144-й зенитно-артиллерийский дивизион (Flak-Abteilung 144).

      Мало было толстому Герману авиаполевых дивизий - он и флотом обзавёлся. smile
  3. Каплей 23 декабря 2015 07:55
    В школе, а я учился в Ленинграде с 1946 по 1953 год, мы знали об этом сражении за остров Сухо. Тогда в школах история страны и ее победы изучалась. Позже уже курсантом мне пришлось побывать на этом острове. Ступив на остров, я поклонился его защитникам. В статье показан роль финнов в этой войне. У Манергейма была задача, поставленная Гитлером, захватить не только все Ладогу, но и занять Архангельск. Честь имею.
  4. parusnik 23 декабря 2015 08:15
    Об интересном эпизоде Великой войны рассказал автор, спасибо!
    1. Profan 21 февраля 2016 13:05
      В очень хорошей книге"Балтийское небо" ( и фильм великолепный) этот эпизод достаточно подробно, я бы сказал хронометрически, отражен.
  5. kvs207 23 декабря 2015 09:19
    Цитата: Каплей
    В школе, а я учился в Ленинграде с 1946 по 1953 год, мы знали об этом сражении за остров Сухо

    Я тоже узнал об этом, учась в школе, но из журнала "Костёр". Поразил факт обороны этого клочка земли, незначительного по размерам, но важного по значению.
  6. пехотинец2020 23 декабря 2015 09:25
    Осень 1942 г. И-15бис, И-16 ???!!!
    Вот, не ожидал, что такая древняя техника ещё было в первой линии... :(
    1. Isk1984 23 декабря 2015 11:00
      Не совсем древняя, скорее авиация развивалась стремительно, еще три года назад в 38-39 и в Испании билась на равных и с японцами, машин много понаделали, всех сразу на яки и лаги не пересадишь...
    2. Alexey RA 23 декабря 2015 14:23
      Цитата: пехотинец2020
      Осень 1942 г. И-15бис, И-16 ???!!!
      Вот, не ожидал, что такая древняя техника ещё было в первой линии... :(

      Это же ВВС флота. Голубев на И-16 дрался с FW-190 аж в январе 1943.

      Да и после этого И-16 на Балтике летали - ещё летом 1943.
    3. qwert 23 декабря 2015 15:41
      Цитата: пехотинец2020
      Осень 1942 г. И-15бис, И-16 ???!!!
      Вот, не ожидал, что такая древняя техника ещё было в первой линии... :(

      Ленинградский фронт, однако. Там до конца блокады воевали еще и Т-26 и Т-38.
      1. Alexey RA 23 декабря 2015 17:39
        Цитата: qwert
        Ленинградский фронт, однако. Там до конца блокады воевали еще и Т-26 и Т-38.

        БА-10 на Ленфронте воевали в первой линии даже после снятия блокады, в 1944.

        Впрочем, кроме Ленфронта был ещё Карельский фронт. Вот там был музей, так музей - на этот фронт загоняли устаревшие и малосерийные отечественные и импортные машины.
  7. хольгерт 23 декабря 2015 10:17
    Спасибо ВО----очень интересно!!!!Ещё один малоизвестный эпизод Войны.
  8. rubin6286 23 декабря 2015 12:48
    От одного из участников обороны Ленинграда я слышал в детстве примерно такой рассказ, за достоверность которого, естественно, ручаться не могу:

    Осенью 1941 года под Шлиссельбургом была установлена и поддерживалась постоянная телефонная связь между ставкой Маннергейма и командованием Ленинградского фронта. В октябре 1942 года Маннергейм лично позвонил Сталину и предупредил о подготовке немецкого десанта на о.Сухо с целью срыва доставки грузов в Ленинград по Ладожскому озеру и ликвидации «Дороги жизни».

    Операция немцев была тщательно подготовлена. В составе десанта были отборные и хорошо обученные солдаты, участвовавшие в боях за Севастополь, выделенные для этого и переброшенные под Ленинград генералом Манштейном.

    Несмотря на предупреждение, высадку немцев на остров проморгали и информация с кораблей Ладожской флотилии поступила с опозданием, когда на берегу уже шел жестокий рукопашный бой сводной роты морской пехоты с высадившимися немецкими десантниками. Ценой больших потерь рота не позволила немцам овладеть островом и установить на нем артиллерийскую батарею. Из более чем ста моряков в живых осталось около девяти раненых, из них пять тяжело. Нелетная погода затрудняла действия авиации, но Сталин приказал не считаться ни с чем и уничтожить десант. Бомбили и штурмовали все от И-15 и МБР-2 до ДБ-3. Штурмовики Ил-2 бомбили и расстреливали немецкие БДБ и паромы, почти в упор, снижаясь до бреющего полета. Именно они и потопили большую часть плавсредств и личного состава врага.

    Примерно в 1944 году Маннергейм по связи снова предупредил Сталина о том, что Гитлер готовит на советско-германском фронте и против Англии использование ядерного оружия и работы по его созданию идут полным ходом.

    Возможно, что эти действия Маннергейма были оценены Сталином и по окончании Второй Мировой войны Маннергейм избежал участи немецких военных преступников и Нюрнбергского трибунала.
    1. Alexey RA 23 декабря 2015 14:57
      Цитата: rubin6286
      Операция немцев была тщательно подготовлена. В составе десанта были отборные и хорошо обученные солдаты, участвовавшие в боях за Севастополь, выделенные для этого и переброшенные под Ленинград генералом Манштейном.

      И флотилия, и десант относились к люфтам.
      Под прикрытием огня с "зибелей" немцы с десантных катеров высадили 3 штурмовые группы и 1 группу разрушения. Результат оказался обескураживающим:
      The German losses were 18 killed and 57 wounded and 4 missing. They lost heavy artillery ferries number 13 and 21, light artillery ferries number 12 and 26 and infantry boat I 6.
      Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Захвачено в плен 6 человек.

      18 убитых и 57 раненых против 8 убитых и 23 раненых. При абсолютном превосходстве немцев в артиллерии и стрелковке (с нашей стороны десант отбивал личный состав береговой батареи) и полном отсутствии какой-либо противодесантной обороны на острове размером 60 х 90 м.
      Вот, кстати, полный отчёт об операции с той стороны:
      http://t22.nm.ru/history/efosuho3.htm

      Вообще, Ладожская военная флотилия в Великую Отечественную была, ПМСМ, лучшим соединением ВМФ. На её счету успешные десантная и противодесантная операции, поддержка приозерного фланга армии, успешные эвакуации в 1941 прижатых к берегу частей РККА, а главное - снабжение и эвакуация Ленинграда и снабжение/переброска сил Ленинградского/Волховского фронта.
    2. Alexey RA 23 декабря 2015 15:33
      Цитата: rubin6286
      Несмотря на предупреждение, высадку немцев на остров проморгали и информация с кораблей Ладожской флотилии поступила с опозданием, когда на берегу уже шел жестокий рукопашный бой сводной роты морской пехоты с высадившимися немецкими десантниками.

      Какая сводная рота? Гарнизон острова (менее 100 чел.) - это личный состав батареи, поста службы наблюдения и связи, манипуляторного пункта и несколько человек из инженерной службы флотилии. Всё!
      Никакого пехотного прикрытия батарея Гусева не имела. Рано как и оборудованной противодесантной обороны - просто не успели построить.
      Цитата: rubin6286
      Из более чем ста моряков в живых осталось около девяти раненых, из них пять тяжело

      Командир батареи Гусев в донесении оценил общие потери убитыми и ранеными в 50%.
      Цитата: rubin6286
      Бомбили и штурмовали все от И-15 и МБР-2 до ДБ-3. Штурмовики Ил-2 бомбили и расстреливали немецкие БДБ и паромы, почти в упор, снижаясь до бреющего полета. Именно они и потопили большую часть плавсредств и личного состава врага.

      Большую часть плавсредств потопили разгильдяйство и безалаберность люфтов. Эти чудаки сунулись к острову, не имея точной карты прилегающих вод. Конец немного предсказуем: паромы 12, 13, 22 и 26 вылетели на мели и камни. Причём паром 13 люфты посадили на мель при попытке стащить с неё паром 12. laughing
      1. rubin6286 24 декабря 2015 14:15
        Стороны военного конфликта, как правило, занижают собственные потери и преувеличивают потери врага, но, в любом случае, они не минуют ответственности за исход боевых действий.

        В своем комментарии я привел услышанный от фронтовика рассказ о бое у острова Сухо. Некоторые авторы процитировали его и существенно дополнили, ссылаясь на иностранный материал. Я был вынужден с этим материалом ознакомиться, сопоставить с содержанием статьи и, на мой взгляд, вывод о действительной роли советской авиации в провале операции «Бразиль», можно сделать только на основании всестороннего изучения имеющихся архивных материалов противоборствующих сторон.

        Целью операции «Бразиль» был не просто захват острова, дающий немцам возможность оказывать на наши перевозки самое активное и непосредственное воздействие, как пишет автор статьи, а срыв доставки грузов в Ленинград по Ладожскому озеру, ликвидация «Дороги жизни» и умерщвление голодом защитников города.


        Примерный состав сил и средств обороны острова немцы, конечно, знали и, осуществляя захват острова, пытались обойтись минимальными силами, делая ставку на внезапность, скрытность и высокую выучку десанта. Из боевого донесения командующего зенитной артиллерией подполковника Вехтеля ( отчет об операции“Brasil”) от 27 октября 1942 года, направленного в штаб группы армий Север» следует, что для высадки десанта использовались 3 транспортных парома и 5 десантных катеров, а силы поддержки десанта и прикрытия включали 11 зенитно-артиллерийских парома и 3-4 итальянских торпедных катера. Если говорить о соотношении сил, то численность десанта должна быть примерно втрое больше, по сравнению с обороняющимися. Если, как пишут некоторые авторы комментариев, на острове была примерно сотня наших моряков, то немецких десантников нужно не менее 300, а всего их вместе с командами судов и расчетами орудий могло быть до 500 человек. Вехтель был вынужден отозвать десант на корабли, не потому, что потерял с ним связь, а потому, что стало ясно – момент внезапности утрачен и этими силами остров не удержать.
        Были другие силы? Если их не было, то людские потери немцев минимальны, а в плавсредствах они едва превысили 40 процентов от общего числа использовавшихся. Какова, в этом случае, роль советской авиации? Если Вехтель говорит правду, то она ничтожна, потому, что сброшено 400 бомб, но не потоплено ни одно плавсредство. На отходе немцами сбито 8 советских самолетов и повреждено несколько кораблей и катеров.
        Откуда же тогда взялись, указанные автором статьи, немецкие потери в бою у о. Сухо 17 или 19 десантных барж и катеров, т.е. половина своих надводных сил на Ладоге? Возможно слукавили наши военные «историки», либо кроме соединения Вехтеля, к острову немцами были направлены для его удержания дополнительные силы, которые и попали под удар советской авиации. Из содержания статьи ответа на этот вопрос я не получил.

        Что касается утверждения о том, что высадкой десанта занимались «люфты», то я напомню, что в состав Люфтваффе, кроме авиации входила зенитная артиллерия и авиаполевые дивизии ( так у них назывались воздушно-десантные войска),а это вовсе не х..знает кто. Манштейн из Крыма тоже отправил роту отборных десантников, а не каких-то «прыщавых и узкоплечих очкариков».
    3. AKuzenka 27 декабря 2015 01:26
      Таких историй 12 на дюжину и все про "тупых Иванов" и чьё то предупреждение.
  9. Доктор Зло 23 декабря 2015 13:44
    В детстве читал "Балтийское Небо" Николая Корнеевича Чуковского. Там есть подробное описание боя за остров Сухо. Кому интересно http://militera.lib.ru/prose/russian/chukovsky/10.html
  10. kvs207 23 декабря 2015 19:42
    Цитата: Доктор Зло
    В детстве читал "Балтийское Небо" Николая Корнеевича Чуковского. Там есть подробное описание боя за остров Сухо.

    Есть много литературы по Ладожской флотилии. Рекомендую, книгу «Линкоры Ладоги» капитана I ранга Н. Ю. Озаровского
  11. bionik 23 декабря 2015 19:54
    Иван Константинович Гусев.
    1. Комментарий был удален.
    2. bionik 23 декабря 2015 20:02
      Маяк на острове Сухо после боя.
  12. Кир1984 28 декабря 2015 07:30
    Вечная слава нашим героям!
  13. fitter71 25 марта 2016 16:46
    Цитата: rubin6286
    роты морской пехоты

    я вообще-то не военный человек, но разместить на клочке 90 х 60 м роту морпехов да ещё и батарею орудий не самого мелкого калибра... они там на друг друге должны сидеть, а вот прятаться от противника уже негде. так что фантазёр этот ваш рассказчик. ну и потери немцев с их слов - ка-анешна-а, немцы не сочиняют, только "тупые иваны" в свою пользу врут, а немцы - ни-ни. помню сочинения одного такого "вояки" читал - на километр фронта у него рота неделями отбивалась от дивизии "ванек" и ничё - отбились, всего несколько человек потери. до сих пор верю, ага.
    ну а автору статьи однозначно "+".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня