Military Review

Actions of the Russian fleet on the Lower Danube in 1877

5



The brutality with which the April Uprising in Bulgaria was suppressed caused sympathy for the position of the Ottoman Christians in Europe and especially in Russia. Attempts to improve the situation of Christians by peaceful means were thwarted by the stubborn unwillingness of the Turks to make concessions to Europe, and in April 1877, Russia declared war on Turkey. After the declaration of war of the Ottoman Empire, Russian troops turned around on the left Romanian bank of the Danube. The first step towards a decisive offensive in Bulgaria was to be the crossing of the Danube.

It is worth noting that the operation to force the Danube was prepared by the headquarters of the Russian army long before the start of the Russo-Turkish war. As the main means of fighting the Turkish river flotilla they provided, in addition to setting minefields, to use steam boats equipped with mines. To this end, by January 1877, two squadrons of sailors were formed in Chisinau. The Baltic, or a detachment of the Guards crew, consisting of four companies (two Guards crews, a combined life guard of the sapper battalion and the training and galvanic, total 458 people), and the Black Sea, which included two companies of naval crews (197 people).

The Baltic detachment was intended for operations on the Middle, and the Black Sea - on the Lower Danube. The 14 steam and 10 rowing boats, 5 bots and 14 boats delivered by rail were allocated to them. The Baltic detachment included 10 steam boats, including the most high-speed and large metal boats “Joke” and “Mina”, whose machines in 8-10 horsepower developed speed up to 16 nodes (the power of the other boats equaled 2,5-5 horsepower, and they had a significantly lower speed), 5 bots, 8 rowing boats and 8 boats. Each boat had 8 mines (pole and tow), the charge of each of them was 40 kg of gunpowder. The Black Sea detachment received 4 steamboats and 6 boats. The uneven distribution of forces, facilities and ships was explained by the importance of the Middle Danube region, where the crossing of the main forces of the active army was planned, as well as the lack of own watercrafts available on the Lower Danube.

In the struggle for crossings over the Danube, it was necessary to destroy or at least paralyze the Turkish river flotilla, which at that time consisted of 46 combat and transport ships, including 7 large and small monitors armed with 77 guns. This required: to establish minefields to limit enemy warships in space and prevent them from crossing points; put batteries in the most important places on the left bank of the Lower and Middle Danube; to attack the flotilla ships. Successful implementation of these measures was possible only with the close cooperation of seamen, artillerymen and infantrymen.

The mining of the Danube began from its lower reaches, where a bit before the hostilities of the main forces the transfer of Russian troops was assumed with a demonstrative purpose. In addition, the command of the Russian army was afraid of the appearance of Turkish military courts here, since the enemy, who dominated the Black Sea, could concentrate a strong squadron of Sulin and enter it into the Danube at any time.

On April 28, echelons arrived at Barbosh station, delivering river vessels and personnel of the Black Sea detachment under the command of Lieutenant Commander SK Bekleshov. Most of the squad, which included two mine teams, immediately set about setting up barriers on the flanks of the Lower Danube sector, in the area of ​​the cities of Reni and Brailov (Braila), where a demonstrative crossing was planned. Initially, a minefield was placed, consisting of an 21 impact and galvanic mine at Reni. Mines are located in two lines. The second barrier (two lines for 5 electroplating mines) was placed at the mouth of the Seret River at the Barbos Bridge. At the same time, mine stations were set up on the enemy's shore, from where lines of electroplating mines were put into operation. All the work was covered with 9 field artillery batteries, pre-installed in three places: on the banks of the River Seret near the Barbos Bridge, at the mouth of the Prut River and near the city of Reni. The setting of the minefield at the mouth of the Seret River was actively promoted by the Tsarevich and Xenia steam boats, commanded by lieutenants F.V. Dubasov and A.P. Shestakov.



The enemy did not interfere with the setting of the barriers at Reni and the Barbos Bridge, and only on the tenth day of the war his ships began to be active. On the night of May 3, and then May 4 and 6, several Turkish monitors approached Brailov and Reni, but, met by the fire of Russian batteries, soon left.

By May 8, field batteries of Brailov and Reni were temporarily replaced by siege weapons. Under their cover in the period from 9 to 19 in May, minefields were placed below and above Brailov, as well as three more barriers consisting of 49 electroplating and 10 impact mines at the exit of Machinsky branch into the main channel of the Danube. For their protection, they organized a military service, which was carried by steam boats, and thus established full control over a section of the river in the area of ​​Reni - Galati - Brailov. Between these points was carried out a safe communication, which facilitated the transfer of troops and work on the preparation of the crossing of the Lower Danube. Unfortunately, the attempt to completely lock up the enemy's military vessels in Machin's arm by mining the latter’s entrance from Gur-Yalomitsa, undertaken by 22-24 in May, failed: the Russian sailors had to limit themselves to setting two fake minefields.

Artillerymen contributed to the successful struggle against the Turkish river flotilla. Happy 11 May battery, commanded by Lieutenant S.I. Samoilo, with two shots, exactly covered a large two-tower, armored corvette of the enemy “Lutfi-Dzhelil”, trying to prevent the setting of the barrage at Brailov. From the explosion of the powder cellar corvette flew into the air. The Russian steam boats sent from Brailov managed to save only one wounded sailor and to remove the Turkish Vice Admiral's flag from the mast.



Shortly thereafter, Lieutenant F.V. Dubasov, the commander of the Tsarevich steam boat, proposed a plan for a night attack on Turkish ships stationed in the Machin arm and obstructing the crossing of Russian troops in the Galati-Brailov area. In accordance with the plan, on the night of May 26, the boats Tsarevich, Xenia, Djigit and Tsarevna left Brailova. Moving at low speed near the coast in the wake formation, they entered the Machinsky sleeve and in the middle of the 2 and 30 mines in the middle of it found two monitors (large and small) and a two-pipe steamer. "Tsarevich" attacked a large monitor of the enemy, standing under pairs. Lieutenant F.V. Dubasov, trying to neutralize the enemy’s forage tools and prevent the monitor from moving, decided to strike at its stern. When the boat approached the monitor on the 50, the sentry raised the alarm. But “Tsarevich”, going up to the left side of the monitor, struck him with his right pole shot in the underwater part of the stern. From a strong explosion on the boat collapsed water. He backed up and the crew set about pumping it out. The enemy monitor stern, continuing to stay afloat. His crew conducted enhanced fire from the tower guns on the boats. At full speed under the fire of three enemy ships, the boat “Ksenia” (commander Lieutenant A. P. Shestakov) hit the middle of the left side of the monitor, and he immediately sank. Russian boats returned to Brailov without a loss.

The sunk monitor "Safe" was one of two large single-headed ships of the Turkish flotilla. Of his crew on the 37 sailors and officers, only 9 was saved.



The success of the group night battle of the mineboats was largely ensured by careful preparation, accurate calculation in combination with precise execution of the adopted plan, exceptional restraint and the courage of the crews. The fight convincingly demonstrated the effectiveness of the mine weapons and high fighting qualities of mine boats. The death of the “Seyfi”, following the sinking of one of the most powerful ships on the Danube “Lutfi-Jelil” by the gunners, weakened the Turkish flotilla even more and negatively affected the morale of its personnel. The commander of the Machinsky squadron Delaware Pasha, abandoning the court, fled to Rushuk. Instead of him, Arif Pasha arrived in the town of Machin, who, through fake barriers, immediately brought the entire squadron from the Machinsky branch to Rushuk. Thus, Machinsky Turkish garrison lost support for the flotilla and, after the crossing of Russian forces at Galati, left its position without a fight.

In order to prevent the return of Turkish warships to Machinsky sleeve, 7 June to mine the entrance to it at Gur-Yalomitsy and near (in the main channel of the Danube) was sent a small flotilla under the command of the captain N. S. Roguli. It included the steamer "Barrage", which served as a mine depot, the gunboat "Grand Duke Nicholas", the boat "Tsarevich", "Xenia", "Djigit" and four longboats towed by a steamer and gunboat.

At dawn 8 June, the gunboat with the Tsarevich and Xenia boats, after going out on reconnaissance, found two monitors and two enemy steamboats at Girsovo (Khirshov). One of the monitors moved towards the Russian courts. The latter also continued to move closer. The Grand Prince Nikolai the gunboat fired from the nose gun. The Turkish monitor quickly turned and went to Girsovo. The enemy batteries, located on the heights at Girsovo, subjected the gunboat and the boats to intensive shelling. Having determined the scope of enemy fire, the Russian ships returned without a loss to Gur-Ialomitsa. In the second half of the day, the Russian flotilla went out to set up a barrier in the main channel of the Danube and unrestrictedly carried out the assignment. In the evening, opposite the island of Giska Mare, the sailors put a barrage of 8 impact mines, and later reinforced it with another barrage of 4 impact mines submerged in the Danube-Vorcha arm (left duct at Girsovo), at its exit to the main channel. The next day, early in the morning, they laid 7 shock mines in Machinsky sleeve, and by evening the flotilla returned to Brailov.

Thus, on the eve of the crossing of the Russian troops on the Lower Danube, a significant section of the river (from Reni to Girsovo) was successively cleared from the ships of the enemy, which ensured the unimpeded tip-off of the bridge over the Danube from Brailov. This made it easier for the Lower Danube detachment to force the river.



Having completed the task, the sailors took direct part in ensuring the very transfer of the Russian troops across the Danube in the Galati-Brail area, undertaken on the night of June 22 on the 1877. On the eve, the forces of the Black Sea detachment, five transport and warships, two steam boats, built and hoisted at Brailov a raft bridge of length 525 m. In addition, with the help of floating craft concentrated at Brailov and Galati (3 steamboat, 8 barges, 45 wooden pontoons , 15 rafts and 250 boats), the landing of the advanced units of the 18 Infantry Division (69 of Ryazan, 70 of Ryazhsky regiments and guns of the 18 artillery brigade) was landed.



At dawn 22 June under the leadership of Lieutenant F.V. Dubasov, the Black Sea detachment was successfully held a demonstration in order to divert the attention of the enemy and prevent them from transferring guns from Machin to Budzhaksky peninsula, where Russian troops landed. The steamer “Grand Duke Konstantin”, steam boats “Tsarevna” and “Birdie” approached Machin, fired at the Turkish battery, diverted the fire of enemy artillery to themselves. The decisive role in changing the course of the battle on the Budzhak Peninsula, where the advance units of the landing force repelled the attacks of the enemy forces that were twice superior to them, were played by guns delivered by sailors on rafts. Artillery fire ensured the transition to the offensive of the Russian infantry, which subsequently occupied the entire Budzhak peninsula and firmly established on the right bank of the Danube. On the night of June 23, a detachment of sailors, under the command of Lieutenant M.F. Nikonov, occupied the town of Machin, abandoned by Turkish troops. The main forces of the Lower Danube detachment crossed the bridge, which was built near Brailov Bridge, to 6 July. Having occupied Northern Dobrudja on 16 in July, the detachment completely fulfilled the task assigned to it, in the successful implementation of which Russian sailors played an important role.



Sources:
Shirokorad A. Fighting on the Danube // Russian-Turkish wars 1676-1918. Minsk: AST-Harvest, 2000. C.539-552.
Malyshev A. Marine Guards Crew. 300 years. History and modernity. SPb .: МСТ, 2011. C. 157-166.
Silin A. Use of mines by Russian troops on the Lower Danube in 1877 year // Military-Historical Journal. 1988. No.9. C. 81-83.
Yeremeev. M. Fighting Russian sailors in the war 1877-1878. // Russian naval art. M .: Military Publishing. 1961. C. 212-217.
Author:
5 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 24 December 2015 07: 10 New
    +4
    1877 year and mine production. I did not know that anchor mines were used in such a long time. I especially liked the illustrations
    1. Barboskin
      Barboskin 24 December 2015 08: 56 New
      +2
      In the same war, the future admiral Makarov was the first in the world to use a torpedo or a mine of a watehead, as it was then called. By the way, he was the first to come up with the idea of ​​pushing a torpedo out of a pipe.
  2. parusnik
    parusnik 24 December 2015 08: 17 New
    +1
    Thank you, about the actions of the boats during the Russian-Turkish war, it was interesting to read .. Filled in the blanks .. The illustrations are wonderful ..
  3. kvs207
    kvs207 24 December 2015 10: 13 New
    +3
    Many admirals grew out of this war, including Rozhdestvensky and Makarov. Interesting fight "Vesta" and what Rozhdestvensky wrote about him.
  4. miv110
    miv110 24 December 2015 10: 30 New
    +2
    As a child, there was one of the most beloved books about the Leningrad Naval Museum, written by Konstantin Badigin (I can't remember the name), consisting of stories about the exhibits of this museum. From this book I learned a lot of interesting things, including about the "Joke" mine boat, about the mine war of S.O. Makarov on the steamer "Grand Duke Constantine" and the first use of a torpedo against the Turkish fleet, there was also a story about minefields near Kronstadt in the Crimean War. So for the Russian-Turkish war of 1877-78. mine weapons were not new.

Действия русского флота на Нижнем Дунае в 1877 году

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. После объявления войны Османской империи русские войска развернулись на левом румынском берегу Дуная. Первым шагом к решительному наступлению в Болгарии должна была стать переправа через Дунай.

Стоит отметить, что операция по форсированию Дуная была подготовлена штабом русской армии еще задолго до начала Русско-турецкой войны. В качестве главного средства борьбы с турецкой речной флотилией им предусматривалось, кроме постановки минных заграждений, использовать снабженные минами паровые катера. С этой целью к январю 1877 года в Кишиневе были сформированы два отряда моряков. Балтийский, или отряд Гвардейского экипажа, состоявший из четырех рот (две Гвардейского экипажа, сводная лейб-гвардии саперного батальона и учебно-гальваническая, всего 458 человек), и Черноморский, включавший две роты флотских экипажей (197 человек).


Балтийский отряд предназначался для действий на Среднем, а Черноморский — на Нижнем Дунае. В их распоряжение выделялись доставленные по железной дороге 14 паровых и 10 гребных катеров, 5 ботов и 14 шлюпок. В Балтийский отряд включались 10 паровых катеров, в том числе самые быстроходные и крупные металлические катера «Шутка» и «Мина», машины которых в 8-10 лошадиных сил развивали скорость до 16 узлов (мощность машин остальных катеров равнялась 2,5-5 лошадиным силам, и имели они значительно меньшую скорость), 5 ботов, 8 гребных катеров и 8 шлюпок. На каждом катере было по 8 мин (шестовые и буксирные), заряд каждой из них — 40 кг пороха. Черноморский отряд получил 4 паровых катера и 6 шлюпок. Неравномерное распределение сил, средств и судов объяснялось важностью района Среднего Дуная, где намечалась переправа главных сил действующей армии, а также отсутствием здесь собственных плавсредств, имевшихся на Нижнем Дунае.

В борьбе за переправы через Дунай нужно было разгромить или хотя бы парализовать турецкую речную флотилию, которая на тот момент состояла из 46 боевых и транспортных судов, в том числе 7 больших и малых мониторов, вооруженных 77 орудиями. Для этого требовалось: установить минные заграждения, чтобы ограничить вражеские военные корабли в пространстве и не допустить их к пунктам переправы; поставить батареи в наиболее важных местах левого берега Нижнего и Среднего Дуная; совершить нападение на суда флотилии. Успешное выполнение этих мер было возможно лишь при тесном взаимодействии моряков, артиллеристов и пехотинцев.

Минирование Дуная начали с нижнего его течения, где несколько раньше боевых действий основных сил предполагалась переправа русских войск с демонстративной целью. К тому же командование русской армии, опасалось появления здесь турецких военных судов, поскольку противник, господствовавший на Черном море, мог сосредоточить у Сулина сильную эскадру и в любой момент ввести ее в Дунай.

28 апреля на станцию Барбош прибыли эшелоны, доставившие речные суда и личный состав Черноморского отряда под командованием капитан-лейтенанта С.К. Беклешова. Большая часть отряда, куда входили и две минные команды, сразу же приступила к постановке заграждений на флангах участка Нижнего Дуная, в районе городов Рени и Браилов (Брэила), где намечалась демонстративная переправа. Вначале было поставлено минное заграждение, состоявшее из 21 ударной и гальванической мины у Рени. Мины расположили в две линии. Второе заграждение (две линии по 5 гальванических мин) поставили в устье реки Серет у Барбошского моста. Одновременно на вражеском берегу устроили минные станции, откуда вводились в действие линии гальванических мин. Всю работу прикрывали 9 батарей полевой артиллерии, предварительно установленные в трех местах: на берегу реки Серет у Барбошского моста, в устье реки Прут и у города Рени. Постановке минного заграждения в устье реки Серет активно содействовали паровые катера «Царевич» и «Ксения», которыми командовали лейтенанты Ф.В. Дубасов и А.П. Шестаков.

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Неприятель не препятствовал постановке заграждений у Рени и Барбошского моста, и только на десятый день войны его корабли начали проявлять активность. В ночь на 3 мая, а затем 4 и 6 мая несколько турецких мониторов приблизилось к Браилову и Рени, но, встреченные огнем русских батарей, вскоре удалились.

К 8 мая временно установленные у Браилова и Рени полевые батареи были заменены осадными орудиями. Под их прикрытием в период с 9 по 19 мая были поставлены минные заграждения ниже и выше Браилова, а также еще три заграждения, состоявшие из 49 гальванических и 10 ударных мин, у выхода Мачинского рукава в главное русло Дуная. Для их охраны организовали брандвахтенную службу, которую несли паровые катера, и таким образом, установили полный контроль над отрезком реки в районе Рени — Галац — Браилов. Между этими пунктами осуществлялось безопасное сообщение, что облегчило переброску войск и работы по подготовке форсирования Нижнего Дуная. К сожалению, попытка полностью запереть военные суда противника в Мачинском рукаве путем минирования входа последнего у Гура-Яломицы, предпринятая 22-24 мая, не удалась: русским морякам пришлось ограничиться постановкой двух фальшивых минных заграждений.

Успешной борьбе с турецкой речной флотилией содействовали артиллеристы. Днем 11 мая батарея, которой командовал поручик С.И. Самойло, двумя выстрелами точно накрыла крупный двух башенный, броненосный корвет противника «Лютфи-Джелиль», пытавшийся помешать постановке заграждения у Браилова. От взрыва порохового погреба корвет взлетел в воздух. Направленным из Браилова русским паровым катерам, удалось спасти лишь одного раненого матроса и снять с мачты турецкий вице-адмиральский флаг.

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Вскоре после этого лейтенант Ф.В. Дубасов — командир парового катера «Царевич» — предложил план ночной атаки турецких судов, стоявших в Мачинском рукаве и затруднявших переправу русских войск в районе Галац — Браилов. В соответствии с намеченным планом, в ночь на 26 мая катера «Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна» вышли из Браилова. Двигаясь малым ходом вблизи берега в кильватерном строю, они вошли в Мачинский рукав и в 2 ч 30 мин в его середине обнаружили два монитора (крупный и малый) и двухтрубный пароход. «Царевич» атаковал крупный монитор противника, стоявший под парами. Лейтенант Ф. В. Дубасов, стремясь обезвредить кормовые орудия врага и лишить монитор возможности двигаться, решил нанести удар по его кормовой части. Когда катер приблизился к монитору на 50 м, часовой поднял тревогу. Но «Царевич», подойдя к левому борту монитора, нанес ему правой шестовой миной удар в подводную часть кормы. От сильного взрыва на катер обрушилась вода. Он дал задний ход, и команда приступила к ее откачиванию. Вражеский монитор осел кормой, продолжая держаться на плаву. Его экипаж вел усиленный огонь из башенного орудия по катерам. На полном ходу под огнем трех вражеских судов катер «Ксения» (командир лейтенант А. П. Шестаков) ударил в середину левого борта монитора, и он тотчас затонул. Русские катера без потерь вернулись в Браилов.

Потопленный монитор «Сейфи» был одним из двух больших однобашенных кораблей турецкой флотилии. Из его команды в составе 37 матросов и офицеров спаслось только 9 человек.

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Успех группового ночного боя минных катеров был в значительной степени обеспечен тщательной подготовкой, точным расчетом в сочетании с четким выполнением принятого плана, исключительной выдержкой и мужеством экипажей. Бой убедительно продемонстрировал эффективность минного оружия и высокие боевые качества минных катеров. Гибель «Сейфи», вслед за потоплением артиллеристами одного из самых мощных на Дунае судов «Лютфи-Джелиль», еще более ослабила турецкую флотилию, отрицательно повлияла на моральное состояние ее личного состава. Командир Мачинской эскадры Делавер-паша, бросив суда, бежал в Рушук. Вместо него в город Мачин прибыл Ариф-паша, который через фальшивые заграждения немедленно вывел всю эскадру из Мачинского рукава в Рушук. Тем самым Мачинский турецкий гарнизон лишился поддержки флотилии и, после переправы русских сил у Галаца, оставил свои позиции без боя.

Чтобы предотвратить возвращение турецких боевых кораблей в Мачинский рукав, 7 июня для минирования входа в него у Гура-Яломицы и вблизи (в главном русле Дуная) была направлена небольшая флотилия под командованием штабс-капитана Н. С. Рогули. В нее входили пароход «Заграждение», служивший минным депо, канонерка «Великий князь Николай», катера «Царевич», «Ксения», «Джигит» и четыре баркаса, буксируемые пароходом и канонеркой.

На рассвете 8 июня канонерка с катерами «Царевич» и «Ксения», выйдя в разведку, обнаружили у Гирсово (Хыршова) два монитора и два парохода противника. Один из мониторов двинулся навстречу русским судам. Последние также продолжали идти на сближение. Канонерка «Великий князь Николай» открыла из носового орудия огонь. Турецкий монитор быстро повернул и отошел к Гирсово. Неприятельские батареи, расположенные на высотах у Гирсово, подвергли интенсивному обстрелу канонерку и катера. Определив сферу вражеского огня, русские суда без потерь вернулись в Гура-Яломицу. Во второй половине дня русская флотилия вышла для постановки заграждения в главном русле Дуная и беспрепятственно выполнила задание. К вечеру, напротив острова Гиска-Маре, моряки поставили заграждение из 8 ударных мин, а несколько позже усилили его еще одним заграждением из 4 ударных мин, погруженных в рукаве Дуная — Ворча (левый проток у Гирсово), у выхода его в главное русло. На следующий день рано утром они уложили 7 ударных мин в Мачинском рукаве, и к вечеру флотилия вернулась в Браилов.

Таким образом, накануне переправы русских войск на Нижнем Дунае от судов противника был последовательно очищен значительный участок реки (от Рени до Гирсово), что обеспечило беспрепятственную наводку моста через Дунай у Браилова. Это облегчило Нижне-Дунайскому отряду форсирование реки.

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Выполнив задачу, моряки приняли непосредственное участие в обеспечении самой переправы русских войск через Дунай в районе Галац-Браилов, предпринятой в ночь на 22 июня 1877 года. Накануне, силами Черноморского отряда, пяти транспортных и боевых кораблей, двух паровых катеров, был построен и наведен у Браилова плотовой мост длиной 525 м. Кроме того, с помощью сосредоточенных у Браилова и Галаца плавучих средств (3 парохода, 8 барж, 45 деревянных понтонов, 15 плотов и 250 лодок), был высажен десант передовых частей 18-й пехотной дивизии (69-го Рязанского, 70-го Ряжского полков и орудий 18-й артиллерийской бригады).

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


На рассвете 22 июня под руководством лейтенанта Ф.В. Дубасова, Черноморским отрядом была удачно проведена демонстрация с целью, отвлечь внимание противника и не допустить переброски им орудий из Мачина на Буджакский полуостров, где высаживались русские войска. Пароход «Великий князь Константин», паровые катера «Царевна» и «Птичка» подошли к Мачину, обстреляли турецкую батарею, отвлекли на себя огонь неприятельской артиллерии. Решающую роль в изменении хода сражения на Буджакском полуострове, где передовые части десанта отражали атаки превосходящих их вдвое сил противника, сыграли орудия, доставленные моряками на плотах. Артиллерийский огонь обеспечил переход в наступление русской пехоты, занявшей впоследствии весь Буджакский полуостров и прочно закрепившейся на правом берегу Дуная. В ночь на 23 июня отряд моряков, под командованием лейтенанта М.Ф. Никонова, занял покинутый турецкими войсками город Мачин. Через наведенный у Браилова мост, к 6 июля переправились на правый берег основные силы Нижне-Дунайского отряда. Заняв 16 июля Северную Добруджу, отряд полностью выполнил поставленную перед ним задачу, в успешном осуществлении которой большую роль сыграли русские моряки.

Действия русского флота на  Нижнем Дунае в 1877 году


Источники:
Широкорад А. Боевые действия на Дунае // Русско-турецкие войны 1676-1918 гг. Минск: АСТ-Харвест, 2000. С.539-552.
Малышев А. Морской Гвардейский Экипаж. 300 лет. История и современность. СПб.: МСТ, 2011. С. 157-166.
Силин А. Применение мин русскими войсками на Нижнем Дунае в 1877 году // Военно-исторический журнал. 1988. №9. С. 81-83.
Еремеев. М. Боевые действия русских моряков в войну 1877-1878 гг. // Русское военно-морское искусство. М.: Воениздат. 1961. С. 212-217.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. qwert 24 декабря 2015 07:10
    1877 год и минные постановки. Не знал, что якорные мины применялись в столь давние времена. иллюстрации особенно понравились
    1. Барбоскин 24 декабря 2015 08:56
      На этой же войне будущий адмирал Макаров первый в мире применил торпеду или мину уатйхеда, как тогда ее звали. Кстати он же первый подал идею выталкивать торпеду из трубы.
  2. parusnik 24 декабря 2015 08:17
    Спасибо,о действиях катеров во время русско-турецкой войны, интересно было прочитать..Восполнил пробелы..Иллюстрации замечательные..
  3. kvs207 24 декабря 2015 10:13
    Из этой войны выросло много адмиралов, в том числе и Рожественский с Макаровым. Интересен бой "Весты" и то, что о нём писал Рожественский.
  4. miv110 24 декабря 2015 10:30
    В детстве была одна из самых любимых книжек о Ленинградском военно-морском музее, написанная кажется Бадигиным Константином (название не могу вспомнить), состоящая из историй о экспонатах этого музея. Из этой книги я узнал много интересного и в том числе о минном катере "Шутка", о минной войне С.О. Макарова на пароходе "Великий Князь Константин" и первом применении торпеды против турецкого флота, был там рассказ и о минных заграждениях у Кронштадта в Крымскую войну. Так что к русско-турецкой войне 1877-78 гг. минное оружие не было новинкой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня