Military Review

Messerschmitt Me.209. The record holder, did not meet the expectations of the Luftwaffe

15
Messerschmitt Me.209. The record holder, did not meet the expectations of the Luftwaffe



In 1939, Germany managed to surprise the world aviation the public, in just four weeks, set two new world speed records. Moreover, the second record set by the Me-209 aircraft lasted more than 30 years. Ernst Heinkel and Willy Messerschmitt sought to glorify their businesses with a world speed record. At the same time, they were completely unaware of each other's work, and their approaches to achieving the goal were diametrically opposed. If Heinkel was going to set a world speed record on a modified fighter, then Messerschmitt initially created a record aircraft without planning any practical use, although subsequently the record aircraft served as the basis for the creation of a new fighter. But first things first.

November 11 1937 German test pilot Herman Wurster on a specially prepared fighter Bf.109V-13 set a world speed record for ground aircraft - 610,95 km / h. The designer of the record aircraft, Willy Messerschmitt, despite the success of his creation, did not stop there. In the same 1937 year, he began work on a new project of a record aircraft. It was not easy to get funding for this work - the Ministry of Aviation already “worked for the war”. Only the assurances of the well-known designer that the completion of the project will be a new fighter, helped to obtain the necessary funding. Now it is difficult to guess how sincere Professor V. Messerschmitt was, promising a new fighter. However, it is clear that it depended largely on the direction in which the design of a high-speed aircraft would go. He chose the easiest way - to create an aircraft with the highest possible speed of horizontal flight. It was decided to create a sort of "flying engine", obzhav whole structure of the aircraft around the engine. The resulting machine, which received the designation Me-209, unlike its competitor He-100, was not pleased with the beauty of the eye, but it was all about the main goal - setting a speed record. The new aircraft was a metal monoplane with a low wing and a working skin on hidden rivets. The hydraulic system cleaned the main landing gear towards the fuselage. The tail support was made in the form of a non-retractable ski mounted in the lower ridge under the keel.

To reduce the resistance, the oil radiator was made round, and its air intake was installed immediately behind the propeller fairing. To cool the engine chose steam and condensate circuit. The geometric dimensions of the airframe were minimal: the wingspan of the 7,78 m, the length of the 7,24m. With the estimated take-off mass of 2515 kg and the total area of ​​the wing 10,69 square. m it gave a high load on the wing - 237,5 kg / sq. m

For the record Me. 209, a special forced engine Daimler Benz DB-601 was ordered, which was planned to be installed on a third experimental machine. The first two were supposed to use the usual DB-601.



The first prototype of the Me.209V-1 was made in June 1938. After ground tests and X-NUMX rolls of August 1, Mr. Wurster took off on the Me. 1938V-209 from the Augsburg-Haunstättin airfield. The first flight was very short due to the uneven operation and overheating of the motor, due to the lack of efficiency of the cooling system. The cabin could only be in an oxygen mask. Subsequent flights revealed many other shortcomings. The chassis was not produced at speeds greater than 1 km / h, and with a sharp maneuvering, the racks fell out of the niches. In addition, the strut dampers flowed, causing the cockpit canopy to be splashed with oil in flight. Fuel tank caps were torn off at high speed. The load on the control knob was excessively high; at speeds above 250 km / h, the control became ineffective. On a bend at high engine speeds, the plane rolled over onto its back. On the whole, maneuverability and stability were below any criticism. In essence, the plane flew only in a straight line. To fly this plane could only very skilled pilot. On landing, the plane turned around, and when braking it was demolished from the strip. The nicknames of the “quick-ridden little beast” and “the monster” that Wurster’s follower Fritz Wendel gave him say a lot.

For any other aircraft, the identified design flaws would have been fatal, but for a record aircraft, whose life is measured by a very limited number of flights, it was no big deal.
Work on the elimination of defects lasted long enough, but the most serious to eliminate and failed. 8 February 1939, Wurster performed on the second Me prototype. 209V-2 first flight. This car behaved in the air the same way as the Me.209V-1. April 4 landing approach due to engine failure aircraft, piloted by F. Wendel, crashed. Fortunately, the pilot got off with minor scratches and bruises. The record was supposed to be set on the third prototype plane of the Me.209V-3 in July, but the unexpected news about the improvement of the world speed record by the pilot Hans Dieterle on the Heinkel Not-100V-8 (Not-112V) aircraft changed all previous plans.

The DB-601АRJ engine, specially designed for the record aircraft, was urgently installed on the Me.209V-1 time remaining. The motor developed maximum power in 1550 hp, and using methyl alcohol injection - 2300 hp This mode could withstand the engine for a minute, which, as it turned out, was quite enough.

It took several days in anticipation of favorable weather conditions. Finally, on April 26 1939, the pilot Fritz Wendel took off and at a three-kilometer-based base, he reached 755,138 km / h, which exceeded G. Dieterle’s achievement on 8,532 km / h. Success was achieved mainly due to the huge engine power.

As in most cases with the records set by the aircraft of the Third Reich before the war, the demands of the Ministry of Propaganda were quite cleverly taken into account and used with a certain amount of misinformation. When the data on the new speed record was published, and the documents were sent to the International Aviation Federation for approval, the aircraft that set the record was called Me. 109R. This designation of the new aircraft was not accidental, but was made for the purpose of propaganda, to create the impression that the high-speed vehicle is a variant of the standard Luftwaffe fighter.



Heinkel quickly began to prepare Non-100V-8 to set a new record, hoping under similar conditions to reach a speed of at least 765 km / h. However, in July, he was instructed to stop all work on a record modification of the Non-100, since the record should remain behind the imaginary modification of the main production fighter of Germany.

The Luftwaffe’s chief armament specialist, Ernst Udet, saw in Me.209 a sort of successor to Bf.109, and the Messerschmitt company was given the task of continuing the work of transforming a record aircraft into a combat fighter. The Fighter Me.209V-4 took to the sky already 12 May 1939. On the machine, they installed weapons consisting of two synchronized machine guns МГ 17 of caliber 7,9 mm, placed above the engine, and motor-gun МГ FF / М of caliber 20 mm. The fuselage of the fighter remained essentially the same. The tail assembly was increased and a completely new wing was installed, equipped with automatic slats and slotted flaps, and the main landing gear struts were shortened. Despite the span increased to 9,29 m, the wing area increased slightly - to 11,069 sq. M.

The aircraft used a standard engine DВ-601А. The former cooling system also survived, but after the eighth test flight it was dismantled and two small radiators were installed on the underside of the wing. Renewed flight tests, however, revealed insufficient engine cooling. By 1940, the wing span was increased to 10,05 m, both vertical and horizontal tail assembly were increased, and the area of ​​underwing radiators increased. However, the tests in Augsburg-Haunsteten and in the Rechlin Test Center did not please the aircraft makers with a significant improvement in performance. With each subsequent revision increased the weight of the car, and deteriorated flight qualities.



In the summer of 1940, on the Me.209V-4, a new motor DB-601N was installed, which developed power up to 1270 hp. It was supposed to reinforce the armament by replacing the MG FF / M cannon with the MK.108 caliber 30 mm, and install the same guns in the wing, but since the take-off weight already reached 2800 kg, this weapon variant was not implemented.

The problem of engine cooling using two under-wing radiators was also not resolved. An attempt to install a large radiator under the fuselage instead caused such resistance to the oncoming air flow that the speed was even lower than that of the Bf.109Е.



Attempts to bring Me.209 to the level of a full-fledged combat aircraft went to the spring of 1943, however, the specialists of the company could not boast of any success, or name a specific deadline for the work. By this time, successful tests of the fourth prototype of the jet М.262V-4 showed tremendous prospects for the development of jet aircraft. According to such authoritative specialists as Lieutenant-General A. Galland and General Inspector of Aviation Field Marshal E. Milch, all the forces and means needed to be directed to the development of precisely jet aviation. This view was supported by the leadership of the Luftwaffe. In May 1943, it was decided to stop work on Me. 209.

Willy Messerschmitt, however, did not give up and began to fight for his plane. In June, he managed to get a personal audience with Hitler, after which work on the project was resumed. However, by that time it finally became clear to all that the further development of the construction of the record Me.209 was unpromising. It was decided to create a completely different aircraft, giving it the designation Me. 209II. It was originally planned that the design of the new Me.209II will use at least 65% of the details of the serial Bf.109G (modified wing and part of the fuselage). But tests conducted in a wind tunnel, revealed the unsuitability of using the Bf.109 wing and forced the designers to develop a completely new wing. As a result, when the 3 of November 1943, the plane took to the sky, with the designation Me.209V5, it looked like a Bf.109G, perhaps only a cabin. The chassis had a large gauge and was removed in the direction of the fuselage, the radiators under the wings were removed and replaced with a common ring radiator in front of the engine. The shape of the tail vertical tail was changed and increased in size. Initially, the Me.209V-5 was tested with a DV-603A motor with an 1100 horsepower. without weapons. The final version had a DV-603G motor with an 1900 horsepower, a GM1 system, and a high, rectangular tail.



The armament consisted of an MK.108 motor cannon of 30 mm caliber firing through a shaft of a propeller gearbox, two MG 131 machine guns of 13 mm caliber above the engine, and two synchronized MG 151 mm guns of the 20 mm caliber in the wing root. After testing the glider Me.20V-209, the motor DВ-5В was installed. But at the beginning of 603, this aircraft, located in Augsburg, was destroyed by American bombers. By this time, the technical committee of the Ministry of Aviation demanded that Messerschmitt be installed on the Me.1944II engine of Junkers Jumo 209E. This caused a change in the design of the front of the fuselage due to the larger, compared to the DВ-213, diameter of the Yumo engine. In the spring of 603, the flight tests of this prototype aircraft, designated Me.1944V-209, began. It had a Yumo 6 X engine with 213 horsepower, a nitrous oxide injection system GМ1750, which allowed it to increase the power of the aircraft engine at 1 height with the 10000 hp. to 1270 hp The armament was weaker compared to the Me.1690V-209 and consisted of the MK.5 cannon engine (108 ammunition), fired through the propeller shaft, and two synchronized MG 70 / 151 guns (20 shells per barrel) at the root of the wing. For serial production, the planes Me.250А209 with the engine DВ 1G and М.603А209 with the engine Yumo 2Е were prepared. despite the successful tests of both aircraft, all work on them in June 213-th were discontinued. By this time, it was finally decided to begin mass production of reactive Me. 1944 and the need for Me. 262 disappeared.



Known another aircraft, bearing the designation Me.209. 23 April 1943 of the Messerschmitt company’s proposals for the creation of a high-altitude interceptor with the designation Me.209H were submitted to the technical committee of the Ministry of Aviation. The design work was completed on October 25, but work on the prototype Me.209HV-1 progressed slowly, and in February of the 1944, the aircraft in the assembly was seriously damaged during one of the bombings.

The assembly of the Me.209HV1 was completed in July of the 1944 year. The car had a wing with an increased span, the engine DB-603G with a wooden four-blade propeller increased to 3,4 m in diameter. Radiators mounted in the leading edge of the center section. Very serious weapons, consisted of one motor cannon Mk.108, two synchronized machine guns MG 131 and 4-x guns MG 151 / 20 in the wings. This, according to the developers, allowed the aircraft to be a serious opponent of heavy American bombers. Some aviation researchers claim that flight tests of this vehicle were conducted. It is not known for certain why this aircraft was not built in series. Probably, its characteristics were not so high, and preference was given to its main competitor - Ta-152H.



Sources:
Green W. Messerschmitt Me.209 // Wings of the Luftwaffe. M. ONTI TsAGI, 1995. C. 52-55.
Anceliovich L. Unknown Messerschmitt. M .: Yauza, Eksmo, 2010. C.114-119.
Bakursky V., Firsov A. Unfulfilled hopes of Willy Messerschmit: // Aviation and Cosmonautics. 2012. No.5. C. 50-56
Kullback S. Two hundred ninth // Airplane. 1993. No.5. C.12-13.
Borisov Y. Messerschmitt Me.209. From the clan "09-X" // Wings of the Motherland. 2001. No.10. C. 22-24.
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 28 December 2015 07: 32 New
    +5
    The flying motor, the Non-100 is uniquely beautiful. But, indeed, the longest time record for land vehicles, this will not be taken away from Willy M.
  2. Amurets
    Amurets 28 December 2015 08: 01 New
    +5
    It seems in 1939 or 1940 A.S. Yakovlev saw this plane. And he and the members of the procurement commission did not highly appreciate this aircraft and as Yakovlev writes it was an unsuccessful attempt to convert a racing car into a full-fledged fighter. "The purpose of life" A.S. Yakovlev is a link. Yes, sorry, the article is definitely +. Interesting.
  3. bionik
    bionik 28 December 2015 08: 20 New
    12
    All that remains of it is Me.209 V1. Polish Museum of Aviation Krakow.
    1. bionik
      bionik 28 December 2015 08: 23 New
      +5
      ----------------------------------------------
  4. ImPerts
    ImPerts 28 December 2015 08: 44 New
    +3
    The Germans did everything right. Pretending that a piece racing aircraft is a type of serial, they forced combat pilots of the opposing side to fear in advance for the outcome of the battle.
    And nervousness and fear are not the best friends of the winners.
  5. Bashibuzuk
    Bashibuzuk 28 December 2015 11: 23 New
    0
    Koryavenky some kind of plane. But on the screen saver class.
    And who will tell you exactly why it is used Me-109, Me-209, Me-262 - traditional for us.
    It starts to write Bf-109, then generally all together.
    It is clear that Bayerishe Flugtsogwerke is the name of the company, but it turns out that the Messer 109 brand name was generally a tricky thread, such as -EX-YOU-Pluhni-V-Gryaz-Bf109 Gray.
    Somehow not according to GOST, frankly.
    1. ImPerts
      ImPerts 28 December 2015 12: 56 New
      +4
      The problem here is that "Bayerische Flugzeugwerke" in 1938 was renamed "Messerschmitt AG" and then it started. "Bf" remained in military documents. In life they began to say "Me".
      And then they went on to call the models of the 109th "Bruno", "Caesar", "Gustav".
  6. Pomeranian
    Pomeranian 28 December 2015 13: 36 New
    +4
    Very informative. With what I allow myself to disagree, this is in a statement that when building a jet fighter, the need for high-speed piston machines disappeared. This is a strategic mistake. And so for the article absolutely deserved +. It is a pity that you can not put two pieces))
  7. Bosk
    Bosk 28 December 2015 14: 49 New
    +1
    Logically, the next article should be about SK-1 and SK-2.
  8. evil partisan
    evil partisan 28 December 2015 21: 45 New
    0
    Quote: Bosk
    land aircraft

    Ground plane ?? belay And it happens? what
    1. spech
      spech 29 December 2015 08: 10 New
      +1
      Quote: Bosk
      land aircraft

      Ground plane ?? belay Does this happen? what

      There are also seaplanes.
  9. Dekabrev
    Dekabrev 29 December 2015 22: 46 New
    +1
    The article is good. A plane is purely advertising.
    The speed was achieved due to a sharp decrease in wing area and plumage, since there was no armament and armor, as well as an experienced pilot in the cockpit and the lack of maneuverability and decent landing characteristics, this task was greatly facilitated. As soon as they tried to make a combat aircraft out of it, the characteristics came close to the characteristics of a hundred and one with a similar power motor.
    And about the need for piston fighters in the presence of two hundred sixty-second, I do not really understand. No, it is clear that the Germans simply could not produce as many Me-262s as they produced piston ones. And so, he was on the head above the piston.
  10. Dekabrev
    Dekabrev 29 December 2015 23: 10 New
    0
    Yes! It seems the wing profile is laminar and the shape of the wing looks like a Mustang wing. Probably the Americans closely watched the success of the professor.
  11. xomaNN
    xomaNN 30 December 2015 19: 30 New
    +1
    The tradition of doing non-serial, and special. high-speed aircraft - a global practice. And in the USSR they were not alien to her. What PR, though they called it otherwise, they knew bully

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


В 1939 году Германия сумела удивить мировую авиационную общественность тем, что в течение всего лишь четырех недель установила два новых мировых рекорда скорости. Причем второй рекорд, установленный самолетом Ме-209, продержался более 30 лет. Эрнст Хейнкель и Вилли Мессершмитт стремились прославить свои фирмы мировым рекордом скорости. При этом они совершенно не знали о работе друг друга, и подходы в реализации цели у них были диаметрально противоположны. Если Хейнкель собирался установить мировой рекорд скорости на модифицированном истребителе, то Мессершмитт изначально создавал рекордный самолет, не планируя какого-нибудь его практического использования, хотя впоследствии рекордный самолет и послужил основой для создания нового истребителя. Но обо всем по порядку.

11 ноября 1937 года немецкий летчик-испытатель Герман Вурстер на специально подготовленном истребителе Вf.109V-13 установил мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов — 610,95 км/ч. Конструктор самолета-рекордсмена Вилли Мессершмитт, несмотря на успех своего детища, не остановился на достигнутом. В том же 1937 году он начал работу над новым проектом рекордного самолета. Добиться финансирования этой работы было непросто — Министерство авиации уже «работало на войну». Лишь заверения известного конструктора в том, что завершением проекта будет новый истребитель, помогли получению необходимого финансирования. Сейчас трудно предполагать, насколько искренен был профессор В. Мессершмитт, обещая новый истребитель. Однако ясно, что от него во многом зависело, в каком направлении пойдет проектирование скоростного самолета. Он выбрал наиболее простой путь — создать самолет с максимально возможной скоростью горизонтального полета. Было решено создать этакий «летающий мотор», обжав всю конструкцию летательного аппарата вокруг двигателя. Полученная в результате машина, получившая обозначение Ме-209, в отличие от своего конкурента He-100, не радовал глаз красотой, но в ней все было посвящено главной цели — установлению рекорда скорости. Новый самолет представлял собой металлический моноплан с низкорасположенным крылом и работающей обшивкой на потайных заклепках. Гидравлическая система убирала основные стойки шасси по направлению к фюзеляжу. Хвостовая опора была изготовлена в виде неубирающейся лыжи, установленной в нижнем гребне под килем.


Для уменьшения сопротивления масляный радиатор сделали круглым, а его воздухозаборник установили сразу за обтекателем воздушного винта. Для охлаждения двигателя выбрали пароконденсаторную схему. Геометрические размеры планера были минимальны: размах крыльев 7,78 м, длина 7,24м. При расчетной взлетной массе 2515 кг и общей площади крыла 10,69 кв. м это давало высокую нагрузку на крыло — 237,5 кг/кв. м.

Для рекордного Ме.209 был заказан специальный форсированный двигатель Даймлер Бенц DВ-601, который планировалось установить на третью опытную машину. На первых двух предполагалось использовать обычные DВ-601.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Первый прототип Ме.209V-1 был изготовлен в июне 1938 года. После наземных испытаний и рулежек 1 августа 1938 года Г. Вурстер взлетел на Ме.209V-1 с аэродрома Аугсбург-Хаунштеттин. Первый полет оказался весьма непродолжительным в связи с неровной работой и перегревом мотора, вследствие недостаточной эффективности системы охлаждения. В кабине можно было находиться только в кислородной маске. Последующие полеты выявили множество и других недостатков. Шасси не выпускалось на скоростях более 250 км/ч, а при резком маневрировании, стойки выпадали из ниш. Кроме того, амортизаторы стоек текли, из-за чего фонарь кабины в полете забрызгивался маслом. Крышки горловин топливных баков срывало на большой скорости. Нагрузка на ручку управления была чрезмерно высока, на скорости более 160 км/ч управление становилось неэффективным. На вираже при высоких оборотах двигателя, самолет переворачивался на спину. Да и в целом маневренность и устойчивость были ниже всякой критики. В сущности, самолет летал лишь по прямой. Пилотировать этот самолет мог только очень квалифицированный летчик. На посадке самолет разворачивало, и при торможении его сносило с полосы. Прозвища «норовистая маленькая скотина» и «чудовище», которые ему дал последователь Вурстера, Фриц Вендель, говорят о многом.

Для любого другого самолета выявленные конструктивные недоработки оказались бы роковыми, но для рекордного самолета, жизнь которого измеряется весьма ограниченным числом полетов, это было не страшно.
Работы по устранению дефектов продолжались достаточно долго, но наиболее серьезные устранить так и не удалось. 8 февраля 1939 года Вурстер совершил на втором прототипе Ме. 209V-2 первый вылет. Эта машина вела себя в воздухе так же, как и Ме.209V-1. 4 апреля при заходе на посадку из-за отказа двигателя самолет, пилотируемый Ф. Венделем, разбился. К счастью, пилот отделался незначительными царапинами и ушибами. Предполагалось, что рекорд должен быть установлен на третьем опытном самолете Ме.209V-3 в июле, но неожиданное известие об улучшении мирового рекорда скорости пилотом Гансом Дитерле на самолете Хейнкель Не-100V-8 (Не-112V) изменило все прежние планы.

Двигатель DВ-601АRJ, специально разработанный для рекордного самолета, был срочно установлен на оставшийся к тому времени Ме.209V-1. Мотор развивал максимальную мощность в 1550 л.с., а с применением впрыска метилового спирта — 2300 л.с. Этот режим двигатель мог выдержать в течение минуты, которой, как оказалось впоследствии, вполне хватило.

Прошло несколько дней в ожидании благоприятных погодных условий. Наконец, 26 апреля 1939 года пилот Фриц Вендель взлетел и на трехкилометровой мерной базе развил скорость в 755,138 км/ч, что превышало достижение Г. Дитерле на 8,532 км/ч. Успех был достигнут в основном за счет огромной мощности двигателя.

Как и в большинстве случаев с рекордами, установленными самолетами третьего Рейха перед войной, требования Министерства пропаганды были достаточно ловко учтены и использованы с некоторой долей дезинформации. Когда были опубликованы данные о новом рекорде скорости, и документы направлены в Международную авиационную федерацию на утверждение, то самолет, установивший рекорд, был назван Ме. 109R. Подобное обозначение нового самолета было отнюдь не случайным, а сделано в целях пропаганды, для создания впечатления, что скоростная машина представляет собой вариант стандартного истребителя Люфтваффе.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Хейнкель спешно начал готовить Не-100V-8 для установления нового рекорда, рассчитывая при аналогичных условиях достигнуть скорости не менее 765 км/ч. Однако в июле он получил указание прекратить все работы над рекордной модификацией Не-100, так как рекорд должен остаться за мнимой модификацией основного серийного истребителя Германии.

Главный специалист Люфтваффе по вооружению Эрнст Удет видел в Ме.209 своего рода преемника Вf.109, и фирма Мессершмитта получила задание на продолжение работ по трансформации рекордного самолета в боевой истребитель. Истребитель Ме.209V-4 поднялся в воздух уже 12 мая 1939 года. На машине установили вооружение, состоящее из двух синхронизированных пулеметов МG 17 калибра 7,9 мм, размещенных над мотором, и мотор-пушки МG FF/М калибра 20 мм. Фюзеляж истребителя, по существу, остался прежним. Было увеличено хвостовое оперение и установлено совершенно новое крыло, оснащенное автоматическими предкрылками и щелевыми закрылками, а также укорочены стойки основного шасси. Несмотря на увеличенный до 9,29 м размах, площадь крыла возросла незначительно — до 11,069кв.м.

На самолете использовался стандартный двигатель DВ-601А. Сохранилась и прежняя система охлаждения, но уже после восьмого испытательного полета ее демонтировали и установили два небольших радиатора на нижней стороне крыла. Возобновившиеся летные испытания выявили, однако, недостаточное охлаждение двигателя. К 1940 году размах крыла увеличили до 10,05 м, было увеличено как вертикальное, так и горизонтальное хвостовое оперение, выросла площадь подкрыльевых радиаторов. Однако испытания в Аугсбурге-Хаунштетене и в Испытательном Центре в Рехлине не порадовали создателей самолета существенным улучшением характеристик. С каждой последующей доработкой возрастал вес машины, и ухудшались летные качества.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Летом 1940 года на Ме.209V-4 установили новый мотор DВ-601N, развивавший мощность до 1270 л.с. Предполагалось усилить вооружение, заменив пушку МG FF/М на Мк.108 калибра 30 мм, и установить такие же пушки в крыле, но так как взлетный вес и без того достиг 2800 кг, этот вариант вооружения не был реализован.

Проблему охлаждения двигателя с помощью двух подкрыльевых радиаторов решить также не удалось. Попытка установить вместо них большой радиатор под фюзеляжем вызвала такое сопротивление набегающему потоку воздуха, что скорость стала даже ниже, чем у Bf.109Е.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Попытки довести Ме.209 до уровня полноценного боевого самолета шли до весны 1943 года, однако специалисты фирмы не могли ни похвастаться какими-либо успехами, ни назвать конкретный срок окончания работ. К этому времени успешные испытания четвертого прототипа реактивного Ме.262V-4 показали огромные перспективы развития реактивной авиации. По мнению таких авторитетных специалистов, как генерал-лейтенант А. Галланда и генеральный инспектор авиации фельдмаршал Э. Мильх, все силы и средства необходимо было направить на развитие именно реактивной авиации. Это мнение было поддержано руководством Люфтваффе. В мае 1943 года было решено прекратить работы по Ме.209.

Вилли Мессершмитт, однако, не сдавался и начал борьбу за свой самолет. В июне ему удалось получить личную аудиенцию у Гитлера, после которой работы по проекту возобновились. Впрочем, к этому времени всем окончательно стало ясно, что дальнейшее развитие конструкции рекордного Ме.209 бесперспективно. Было решено создать совершенно другой самолет, присвоив ему обозначение Ме.209II. Первоначально планировалось, что в конструкции нового Ме.209II будет использовано не менее 65% деталей серийного Bf.109G (доработанное крыло и часть фюзеляжа). Но испытания, проведенные в аэродинамической трубе, выявили непригодность использования крыла Bf.109 и заставили конструкторов разработать совершенно новое крыло. В итоге, когда 3 ноября 1943 года в небо поднялся самолет, с обозначением Ме.209V5, он был похож на Bf.109G, пожалуй, только кабиной. Шасси имело большую колею и убиралось по направлению к фюзеляжу, радиаторы под крыльями были убраны и заменены общим кольцевым радиатором перед двигателем. Форма хвостового вертикального оперения была изменена и увеличена по площади. Первоначально Ме.209V-5 испытывался с мотором DВ-603А мощностью 1100 л.с. без вооружения. Окончательный вариант имел мотор DВ-603G мощностью 1900 л.с., систему GМ1, высокое прямоугольное вертикальное оперение.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Вооружение состояло из мотор-пушки Мк.108 калибра 30 мм, стрелявшей через вал редуктора воздушного винта, двух синхронизированных пулеметов МG 131 калибра 13 мм над мотором, двух синхронизированных пушек МG 151/20 калибра 20 мм в корневых частях крыла. После проведения испытаний на планер Ме.209V-5 был установлен мотор DВ-603В. Но в начале 1944 года этот самолет, находящийся в Аугсбурге, был уничтожен американскими бомбардировщиками. К этому времени технический комитет министерства авиации потребовал от Мессершмитта установки на Ме.209II двигателя Юнкерс Юмо 213Е. Это вызвало изменение конструкции передней части фюзеляжа из-за большего, по сравнению с DВ-603, диаметра двигателя Юмо. Весной 1944 года начались летные испытания этого опытного самолета, обозначенного Ме.209V-6. Он имел двигатель Юмо 213Е мощностью 1750 л.с., систему впрыска закиси азота GМ1, позволявшей увеличивать мощность авиамотора на высоте 10000м с 1270 л.с. до 1690 л.с. Вооружение по сравнению с Ме.209V-5 было слабее и состояло из мотор пушки Мк.108 (боезапас 70 снарядов), стрелявшей через вал воздушного винта, и двух синхронизированных пушек МG 151/20 (250 снарядов на каждый ствол) в корне крыла. Для серийного производства были подготовлены самолеты Ме.209А1 с мотором DВ 603G и Ме.209А2 с мотором Юмо 213Е. несмотря на успешно пройденные испытания обоих самолетов, все работы по ним в июне 1944-го были прекращены. К этому моменту было уже окончательно решено начать массовое производство реактивного Ме. 262 и надобность в Ме.209 отпала.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Известен еще один самолет, носивший обозначение Ме.209. 23 апреля 1943 года в технический комитет министерства авиации были представлены предложения фирмы Мессершмитта по созданию высотного перехватчика с обозначением Ме.209Н. Проектные работы завершились уже 25 октября, но работа над опытным образцом Ме.209НV-1 продвигалась медленно, а в феврале 1944-го самолет, находящийся в сборке, получил серьезные повреждения в ходе одной из бомбардировок.

Сборка Ме.209НV1 была закончена в июле 1944 года. Машина имела крыло с увеличенным размахом, двигатель DВ-603G с деревянным четырехлопастным винтом увеличенного до 3,4 м диаметром. Радиаторы смонтировали в передней кромке центроплана. Очень серьезное вооружение, состояло из одной мотор пушки Мк.108, двух синхронизированных пулеметов МG 131 и 4-х пушек МG 151/20 в крыльях. Это, по замыслу разработчиков, позволяло самолету быть серьезным противником тяжелых американских бомбардировщиков. Некоторые исследователи авиации утверждают, что проводились летные испытания этой машины. Доподлинно не известно, почему этот самолет не строился серийно. Вероятно, его характеристики оказались не столь высоки, и предпочтение было отдано его основному конкуренту — Та-152Н.

Мессершмитт Me.209. Рекордсмен, не оправдавший надежд Люфтваффе


Источники:
Грин У. Мессершмитт Me.209 // Крылья Люфтваффе. М. ОНТИ ЦАГИ, 1995 . С. 52-55.
Анцелиович Л. Неизвестный Мессершмитт. М.: Яуза, Эксмо, 2010. С.114-119.
Бакурский В., Фирсов А. Несбывшиеся надежды Вилли Мессершмита // Авиация и Космонавтика. 2012. №5. С. 50-56
Кульбака С. Двести девятый // Аэроплан. 1993. №5. С.12-13.
Борисов Ю. Мессершмитт Me.209. Из клана "09-Х" // Крылья Родины. 2001. №10. С. 22-24.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. qwert 28 декабря 2015 07:32
    Летающий мотор, Не-100 однозначно красивей. Но, действительно, самый долгий по времени рекорд для сухопутных машин, этого у Вилли М. не отнять
  2. амурец 28 декабря 2015 08:01
    Кажется в 1939 или в 1940 году А.С.Яковлев видел этот самолёт. И он и члены закупочной комиссии не высоко щценили этот самолёт и как Яковлев пишет это была неудачная попытка переделать гоночную машину в полноценный истребитель."Цель жизни"А.С.Яковлев-это ссылка.Да,извините,статье однозначно +.Интересно.
  3. bionik 28 декабря 2015 08:20
    Всё что от него осталось Me.209 V1.Польский музей авиации Краков.
    1. bionik 28 декабря 2015 08:23
      ----------------------------------------------
  4. ИмПерц 28 декабря 2015 08:44
    Немцы правильно всё сделали. Сделав вид, что штучный гоночный самолёт это разновидность серийного, они заставили боевых лётчиков противодействующей стороны заранее опасаться за исход боя.
    А нервозность и страх не лучшие друзья победителей.
  5. Башибузук 28 декабря 2015 11:23
    Корявенький какой-то самолет. Зато на заставке класс.
    И, кто подскажет точно, почему то используется Ме-109, Ме-209, Me-262 - традиционное для нас.
    То начинают Bf-109 писать, то вообще все вместе.
    Понятно, что Байерише Флюгцогверке - название фирмы, но, выходит фирменное обозначение Мессера 109 было вообще какое-нить замудренное, типа -ЭХ-ТЫ-Плюхни-В-Грязь-Bf109 Gray.
    Как-то не по ГОСТу, прямо скажем.
    1. ИмПерц 28 декабря 2015 12:56
      Тут проблема в том, что "Bayerische Flugzeugwerke" в 1938 была переименована в "Messerschmitt AG" и тут понеслось. В военных документах так и осталось "bf". В жизни стали говорить "Ме".
      А дальше пошли называть модели 109-го "Бруно", "Цезарь", "Густав".
  6. Поморянин 28 декабря 2015 13:36
    Очень познавательно. С чем позволю себе не согласится, это в заявлении, что при постройке реактивного истребителя надобность в высокоскоростных поршневых машинах отпала. Это стратегическая ошибка. А так за статью абсолютно заслуженный +. Жаль, что нельзя поставить две штуки ))
  7. Bosk 28 декабря 2015 14:49
    По логике следующая статья должна быть про СК-1 и СК-2.
  8. злой партизан 28 декабря 2015 21:45
    Цитата: Bosk
    сухопутных самолетов

    Сухопутный самолет?? belay А такое бывает? what
    1. spech 29 декабря 2015 08:10
      Цитата: Bosk
      сухопутных самолетов

      Сухопутный самолет?? belay А такое бывает? what

      Есть ещё гидросамолёты.
  9. Dekabrev 29 декабря 2015 22:46
    Статья хорошая. А самолет чисто рекламный.
    Скорость достигнута за счет резкого уменьшения площади крыла и оперения, благо отсутствие вооружения и брони, а также опытный пилот в кабине и отсутствие необходимости в маневренности и пристойных посадочных характеристиках эту задачу сильно облегчали. Как только попытались сделать из него боевой самолет, характеристики приблизились к характеристикам сто деаятого с близким по мощности мотором.
    А насчет потребности в поршневых истребителях при наличии двести шестьдесят второго, не очень понимаю. Нет, понятно, что немцы, просто, не могли выпустить столько же Ме-262, сколько выпускали поршневых. А так, он на головы был выше поршневых.
  10. Dekabrev 29 декабря 2015 23:10
    Да! Кажется профиль крыла у него ламинарный и форма крыла смахивает на крыло Мустанга. Наверное американцы внимательно следили за успехами профессора.
  11. xomaNN 30 декабря 2015 19:30
    Традиция делать НЕсерийные, а спец. скоростные самолёты - общемировая практика. И в СССР ей были не чужды.Что такое ПИАР , хоть и называли это иначе толк знали bully

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня