Рождение восточного форпоста страны

Рождение восточного форпоста страны


Летом 1859 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский на пароходокорвете "Америка" зашел в пролив Гамелена, который он переименовал в Босфор Восточный. Здесь, ровно 155 лет назад, в 1860 году генерал-губернатор приказал основать в пустынной бухте военный пост и дать ему имя Владивосток. Сюда, на побережье бухты Золотой Рог, 20 июня 1860 года прибыл военный транспорт "Манджур", высадивший команду в составе двух унтер-офицеров и порядка 30 солдат под общим командованием прапорщика Н.В. Комарова.

В конце лета в бухту на зимовку прибыл корвет "Гридень", доставивший новую партию людей и необходимых грузов. Под руководством прапорщика артиллерии А.И. Колчака командой корвета были построены офицерский флигель, казарма, кухня, скотный двор. В дальнейшем в бухте постоянно находились один-два корабля Тихоокеанской эскадры.


В 1861 году на посту появился первый официальный командир — старший помощник клипера "Разбойник" лейтенант Е.С. Бурачек, списанный с корабля по болезни, но оставленный на службе. Это назначение произвели командир Сибирской флотилии П.В. Казакевич и начальник Тихоокеанской эскадры И.Ф. Лихачев, прибывшие во Владивосток на клипере "Абрек".

Первым же гражданским жителем молодого Владивостока стал Я.Л. Семенов, получивший от Е.С. Бурачка в марте 1862 года разрешение на строительство дома и хозяйственных построек. Он же с 1870-го по 1875 гг. являлся первым общественным старостой Владивостока, в котором прожил 52 года. Отставного флотского подпоручика М. Федорова первым избрали главой Городской думы.

В 1862 году военный пост Владивосток стал военным портом. Если этот военный пост в 1861 году посетило два российских судна, то уже в 1871-ом в порту побывало 24, а в 1875 г. — 51 российское судно. С 1862 г. здесь началось строительство малых судов.

Рождение восточного форпоста страны


В 1864 году все гавани залива Петра Великого подчинили начальнику южных гаваней, находящемуся во Владивостоке. В порту воинская команда и малочисленное гражданское население возглавлялось командиром порта, к которому был прикомандирован гражданский чиновник, заведовавший делами гражданских.

К 1868 году в городе проживало около 500 военных и гражданских человек. Вдоль северного берега бухты Золотой Рог на одну версту вытянулись офицерский флигель, солдатские казармы (линейные и артиллерийские), механическое заведение для ремонта судов, различные склады, около 50 казенных и частных домов и около 20 китайских фанз.

В феврале 1871 года состоялось решение генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича: "Перенести главный военный порт с всеми морскими учреждениями из города Николаевска во Владивосток", а "командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана присвоить звание Главного командира портов Восточного океана" с подчинением его непосредственно морскому министру. Контр-адмирал А. Е. Кроун возглавил порты Восточного океана. Во Владивосток перевели также Амурский флотский экипаж, переименованный в Сибирский. В 1871-1872 годах состоялся окончательный перенос главного военного порта во Владивосток и с 1873 году он стал главным тихоокеанским военным портом. В то время в состав Сибирской флотилии входило 20 кораблей и судов.

Рождение восточного форпоста страны


Жизнь в городе постепенно оживлялась. К 1879 году в нем проживало 7300 человек, среди них 3184 военнослужащих. В порту было построено 493 жилых строения, в том числе 18 каменных. В 1876-1877 годах построили первые береговые батареи. Корабли Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры продолжали географические исследования берегов Дальнего Востока. Залива Америка, Стрелок, бухты Абрек, Разбойник, Новик, Джигит, остров Аскольд, главная улица Владивостока, сначала Американская, а затем Светланская, и другие, обязаны своим названием корветам и клиперам флотилии и эскадры. Залив Посьета, острова Путятина, Скрыплева, полуостров Шкота, мыс Эгершельд, улица Шефнера и другие, названы именами командиров кораблей и отрядов.

В 1879 году во Владивосток из Одессы прибыл первый пароход Добровольного флота, а с 1883-го было открыто постоянное сообщение. С 1880 года установилась постоянная морская транспортная связь Владивостока с Камчаткой, Сахалином и Охотском. С 1885-го по 1905 год Добровольный флот доставил на Дальний Восток свыше 300 тысяч солдат, переселенцев, ссыльных, а также ежегодно перевозил до 5,3 млн. пудов разнообразных грузов. В 1883 году была даже учреждена должность заведующего переселением в Южно-Уссурийский край. Первым ее заведующим стал Ф.Ф. Буссе. Он же в 1884 году стал и первым председателем созданного Общества изучения Амурского края.

В июне 1880 года приказом генерал-адмирала Владивосток был выделен из Приморской области в генерал-губернаторство и уже официально именовался не портом, а городом. В состав губернаторства вошли порт, город, полуостров Муравьева-Амурского, а также остров Русский.

В декабре 1883 года управляющим Морским министерством адмиралом И.А. Шестаковым было разрешено издание местной морской газеты, и 29 декабря вышел первый ее номер (до конца XIX века она выходила по воскресеньям). Первым редактором и издателем морской и общественно-литературной газеты "Владивосток" был Н.В. Соллогуб.

В 1890 году общество изучения Амурского края организовало музей (сейчас это Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева). Строительством здания музея руководил Н.В. Соллогуб. В этом музее в 1895 году работал контр-адмирал С.О. Макаров, совершавший в это время кругосветное плавание на корвете "Витязь".

Рождение восточного форпоста страны


В том же году, по настоянию морского министра, приняли решение расширить Владивостокский порт для стоянки здесь Тихоокеанской эскадры, численность которой увеличивалась до 12 кораблей. С 1888 года Владивосток получил статус административного центра Приморской области, а в 1889 году — объявлен крепостью.

В 1883 году начал строиться Механический завод Морского министерства (ныне Дальзавод) для ремонта кораблей Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии, а в 1887 году завод вступил в строй. На нем годом позже построили плавучий кран, а еще через три года установили плавучий док. В 1897 г. на заводе было завершено строительство сухого дока (ныне док №3 Дальзавода), принявшего для ремонта первый корабль — крейсер "Дмитрий Донской".

К началу девяностых годов XIX века город оставался прежде всего тихоокеанским форпостом России и располагался на всем протяжении северного побережья бухты Золотой Рог, а также на полуострове Шкота и дотянулся до Первой речки. Пока город преимущественно оставался деревянным. В 1893 году запустили первую городскую электростанцию. Весной 1891 года во Владивостоке заложили начало Уссурийской железной дороги. А спустя два года поезда уже шли до Хабаровска.

Зимой 1893 года в бухте Золотой Рог впервые начались ледокольные работы пароходом "Силач". Спустя четыре года военный порт получил ледокол "Надежный". В ноябре 1899-го открыли морской канал в бухту Новик на острове Русском.

Обострение русско-японских отношений в конце XIX века вынудило Россию принять меры к усилению дальневосточных рубежей. Тихоокеанская эскадра, по-прежнему формируемая сменными кораблями Балтийского флота, выросла в 1895 году до 27 кораблей. В связи с увеличением численного состава эскадры, во Владивостоке, началось строительство еще двух сухих доков в районе Гнилого Угла (закончены были в 1906 г.).

Рождение восточного форпоста страны


В 1896 году состоялось решение правительства о строительстве во Владивостоке коммерческого порта на полуострове Шкота у мыса Эгершельд. Два года спустя началось строительство портовых сооружений и административных зданий. В 1903 году открылось прямое железнодорожное сообщение с западными районами страны. Владивостокский коммерческий порт в сочетании с Сибирской железной дорогой составлял естественный выход России к водам Тихого океана. В это время во Владивостоке проживало 31150 человек.

После объявления Владивостока крепостью (в 1895 году) принимается план обороны города, разработанный инженером-полковником К.И. Величко. К началу Русско-японской войны для обороны города на полуострове Муравьева-Амурского построили форты Линевича, Суворова и Муравьева-Амурского, семь опорных пунктов с земляной оборонительной оградой между ними, фортами и девять береговых батарей, а на острове Русском — сухопутные форты и 13 береговых батарей.

Рождение восточного форпоста страны


Поражение России в ходе войны с Японией вынудило принять решение о дальнейшем усилении приморских крепостей, в том числе и Владивостокской. Утвержденным в 1909 году новым планом строительства крепости, предусматривалось строительство двух крепостей: на п. Муравьева-Амурского и на о. Русском. Последняя, почти законченная к 1918 году, признавалась одной из самых лучших в мире приморских крепостей. В ее состав входили 16 фортов, 11 опорных пунктов, 11 подземных погребов, 23 укрепления, 21 противодесантная и 31 береговая батареи с 1400 орудиями. Главным строителем крепости был инженер — генерал-майор А.П. Шохин.

После 1905 года на Дальнем Востоке оставалась Сибирская военная флотилия с главной базой во Владивостоке. К началу Первой мировой войны в ее состав входили два крейсера — "Аскольд" и "Жемчуг", минная бригада — 24 эсминца и миноносца, 13 подводных лодок, канонерская лодка, два минных заградителя, пять сторожевых кораблей, другие корабли и суда. Для ремонта боевых кораблей и судов флотилии Владивостокский военный порт располагал тремя сухими доками. В бухте Улисс оборудовали три стапеля и построили мастерскую для сборки миноносцев.

Рождение восточного форпоста страны


В городе развернулось каменное строительство. Были возведены здание штаба Сибирской флотилии, почтамт, театр, Восточный институт, коммерческое училище, перестроен железнодорожный вокзал, городская больница, торговые дома и магазины, много жилых домов. В октябре 1912 г. в городе пустили трамвай.

В годы Первой мировой войны часть корабельного состава Сибирской флотилии перевели на европейские моря. Война повлекла за собой почти полное разоружение владивостокских береговых батарей и отправку орудий на запад.

В декабре 1917 года Сибирская флотилия перешла на сторону советской власти. Но в июле 1918-го корабли флотилии (14 миноносцев и ряд вспомогательных судов) были захвачены интервентами. Осенью того же года по указанию вице-адмирала А.В. Колчака во Владивостоке восстановили военную флотилию. Общее командование дальневосточными морскими силами поручили контр-адмиралу С.Н. Тимиреву, а весной 1919 года контр-адмиралу М.Г. Федоровичу. В городе открылась радиошкола, была сформирована морская учебная команда. Во Владивосток прибыли гардемарины Морского корпуса, Морского инженерного училища и отдельных гардемаринских классов, находящихся в практических плаваниях вне пределов России, а также юнкера флота. В Шефнеровских казармах восстановили Морское училище.

Рождение восточного форпоста страны


18 июня 1921 года в командование Сибирской флотилией вступил контр-адмирал Г.К. Старк. Ему было поручено защищать Владивосток и побережье Татарского пролива, организовать борьбу с партизанами и оборону Камчатки, охранять промыслы и лесные богатства в районе побережья, осуществлять доставку грузов и пополнения войскам на берега Охотского моря.

При подходе красных войск к Владивостоку в октябре 1922-го спешно началась подготовка к эвакуации. Из частных судов, пароходов Добровольного флота и судов флотилии сформировали отряд транспортов. В 23 часа 24 октября 1922 года Владивосток на кораблях флотилии был оставлен белыми частями. Наступало новое время, новая эпоха.

Рождение восточного форпоста страны


Источники:
Захаров С., Багров В. и др. Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., Воениздат, 1981. С. 28-36.
Алексеев А. Как начинался Владивосток. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1995, С. 12-14, 56-63, 78-81.
Прямицкий С. На берегах Золотого Рога // Морской сборник. 2000. №9. С. 85-87.
Корнилов С. Тайны основания Владивостока // Газета Владивосток. 24 июля 2003.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. a.s.zzz888 31 декабря 2015 07:31
    Мои поздравления Владивостоку и Приморью!
    Без прошлого нет настоящего!
    С Наступающим Новым Годом всех приморцев!
  2. амурец 31 декабря 2015 07:54
    Спасибо за очень интересную статью.Спасибо что расширили мои знания о закладке и начале строительства города Владивосток.Многое об истории Владивостока мне не попадалось.Больше материалов попадалось об истории Владивостокского отряда крейсеров.Впервые мне попалось что в закладке и строительстве города принимал участие дядя знаменитого адмирала.Спасибо что побудили посмотреть энциклопедии.Оказывается все Колчаки честно служили России.Пусть это кому-то не понравится из-за фамилии,но посмотрят пусть Вики,Академик.Найдут то что родственники А.В.Колчаки(Александровыhttp://www.umnov-denisov.ru/kol4ak.html под другой фамилией честно служили и служат России.Это ссылка о Колчаках.(Служили Колчаки России).Ещё раз спасибо за материал.С наступающим НОВЫМ ГОДОМ.Всего самого наилучшего в наступающем году и новых,интересных публикаций.
    1. Aleksander 31 декабря 2015 13:38
      Цитата: амурец
      Спасибо за очень интересную статью.Спасибо что расширили мои знания о закладке и начале строительства города Владивосток


      А вот еще немножко предистории:

      Император Александр Николаевич предоставил Муравьеву войти в переговоры с Китаем относительно разграничения наших владений с китайскими на Амуре. Переговоры с китайцами шли медленно. Тогда Муравьев самолично прибыл в китайский город Айгун и убедил китайского уполномоченного согласиться на все требования России (8 мая 1858 года). Кроме того, он добился согласия китайцев на то, чтобы впредь Уссурийский край (от реки Уссури, правого притока Амура, до Японского моря) был в общем владении России и Китая.

      Китайское правительство не сразу утвердило Айгунский договор. Только в 1860 году послу в Китае графу Игнатьеву удалось добиться утверждения его. Игнатьев достиг и большего. Уссурийский край совсем был уступлен России. Это последнее приобретение было очень важно, так как предоставило России длинную береговую полосу Японского моря. На южном конце этой береговой полосы вскоре заложен был важный в военном и торговом отношениях город Владивосток. Из новоприобретенных владений по берегу Японского моря, с присоединением к ним побережья Охотского моря, образована была новая область — Приморская
      .

      Меня поразила СКОРОСТЬ освоения и строительства российского государства-только что (1860) край стал Российским и в этом же году заложен город! Всего через 40 (!) лет-красивейший крупный город, порт; крепость с флотом, промышленностью, музеями, театром, ВУЗом и трамваем! В 1903 году-первый поезд Санкт-Петербург — Владивосток по только что построенному Транссибу. Быстрее строилось -только в сказке. А еще- был Алексеевский мост (Хабаровск) -вершина мировой инженерной мысли (авторы и строители-русские инженеры Проскуряков, Малышев Хлебников) -самый длинный мост в мире-3890 м!
      Вот так строила и развивалась "отсталая" "лапотная" Российская Империя.
      С Новым Годом!
      1. амурец 31 декабря 2015 17:28
        Историю своего края я знаю.Материалы по Владивостоку и полуострову Муравьёва-Амурского были закрыты.Это сейчас,после того как Владивосток открыли появились документы.Первые сплавы пошли по Амуру в 1854году.Мой родной Благовещенск был заложен в 1856году как станица Усть-Зейская.Первыми поселенцами были забайкальские казаки и крестьяне,срочно переведённые Н.Н.Муравьёвым в казаки и солдаты 13-го и 14-го Восточносибирских батальонов.Интересна судьба забайкальских крестьян.Это были потомки яицких казаков,сосланых на Нерчинскую каторгу за участие в Пугачёвском восстании.В связи с нехваткой войск Алексанр II разрешил привлечь этих крестьян в казачьи поселения по охране границы и для усиления охраны побережья от устья Амура до залива Императорская гавань.Китайцы пошли на перенос границы со Станового Хребта на Амур по той простой причине что потерпели поражение в первой опиумной войне 1840-1842гг и боялись появления англичан в Уссурийском крае когда началась вторая опиумная война 1856-1860гг.Первые переговоры состоялись в 1854году.Тогда китайцы не возражали о проходе войск и казаков в устье Амура и начались попытки договориться о переносе границына Амур.И только начало второй опиумной войны сделало китайцев сговорчивыми.В 1858году был заключён Айгунский договор.Это был предварительный договор.Окончательно китайцы сделали выбор в 1860 году.Так как им было выгоднее иметь русских в Уссурийском крае чем англичан.Фактически если бы англичане оккупировали Уссурийский край,Китай ждала участь Индии,а так Китай оставался суверенным государством.
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. 2-0 28 ноября 2016 20:57
        Итить!!!!! "Aleksander"(а) подменили!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Оборотни, али напланетяне.... верните Сашу, сволочуги....

        А Владик, да, ничё-так. Только недостатки присущие всем приморским городам (сам в таком родился), ветрище, слякоть, мерзопакостно.... Хуже осенью-зимой-весной, летом как получится - только в Питерах (Ленинград и -Камчатский).
        Ну, и транспортная составляющая. Хуже только в Находке...
        2-0
    2. Комментарий был удален.
  3. parusnik 31 декабря 2015 08:01
    Красивый город и замечательная у него история..Был там...
    С Наступающим! Творческих успехов..!
  4. parafoiler 31 декабря 2015 08:25
    Славный и прекрасный город! 12 лет службы. Владивосток, на маяке Твоём не гаснет огонёк! Скучаю...
  5. qwert 31 декабря 2015 10:04
    Два года службы там. Это конечно не 12, но все-же воспоминания добрые. Город был красив, а боевые корабли стояли практически по всей бухте, так что люббоваться ими можно было на с любого места побережья. А из окон госпиталя был виден атомный крейсер Киров, стоящий на ремонте на Дальзаводе. Мощь страны чуствовалась и была зрима. Это я про 80-е годы
    1. Dimon19661 1 января 2016 05:58
      Атомный крейсер ФРУНЗЕ это был.
      1. tao 3 января 2016 19:48
        А такой он был в 2014, сердце кровью обливается на корабли и инфраструктуру что от нее осталось. В былое время эти пирсы были забиты БПК, СКР, Эсминцами.
        tao
      2. tao 3 января 2016 19:50
        Фрунзе в 2014 году в Техасе
        tao
        1. Кот недоученый 6 января 2016 11:11
          Слышал что ему сделали на звезде судокорпусной ремонт и поставили на консервацию. А года через два погонят на север на модернизацию. так что ещё поживёт, повоюет.
  6. Vladycat 31 декабря 2015 10:19
    Мой родной город. Он замечательный. Недавно у нас вышла книга (местная) " последний поход" которая довольно подробно освещает последние месяца пребывания "белых" в крае и городе. Бои за Спасск, Уссурийск. А сам город просто сдали, благодаря "союзникам". Город размещается на полуострове, который опоясан фортификационными сооружениями, которые в те времена и теми силами просто невозможно было бы взять. Частенько бывают на фортах. Вот строили же (цемент с Новороссийска везли). До сих пор все относительно целое стоит, хотя и в большей части заброшенной.
    1. амурец 31 декабря 2015 11:40
      Цитата: Vladycat
      . Вот строили же (цемент с Новороссийска везли). До сих пор все относительно целое стоит, хотя и в большей части заброшенной.

      Не только у вас,по всему Дальнему Востоку.Старые здания той постройки можно снести только взрывом.Это не шутка.Проводили реконструкцию ДВОКУ,так на старые фундаменты и стены надстраивали второй и третий этажи и всё держит.Да и доты УРов кое -где по городу убирают,так их тоже легче выкорчевать,чем разрушить.
  7. moskowit 31 декабря 2015 12:31
    Исключительно интересно! Экскурс в историческое прошлое, тем более обставленный фактами и реальными действующими лицами, позволяет понять и ощутить историзм происходящего. Кстати, Колчак не предок будущего исследователя, гидрографа, командира минной дивизии и "Правителя"?
    1. амурец 31 декабря 2015 14:13
      Цитата: moskowit
      Исключительно интересно! Экскурс в историческое прошлое, тем более обставленный фактами и реальными действующими лицами, позволяет понять и ощутить историзм происходящего. Кстати, Колчак не предок будущего исследователя, гидрографа, командира минной дивизии и "Правителя"?

      Нет,его дядя.А вот всё семейство Колчаков интересно своим служением России до наших дней.Не нашёл точной даты возвращения Г.И. Невельского в Сант-Петербург но по документам. после 1857 года Невельского на Амуре больше не было.>>"Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен."<<-Это резолюция на докладе "Особого комитета" о наказании Г.И.Невельского о первых открытиях и занятии устья Амура Невельским.Раньше при строительстве БАМа выходила серия книг о Дальнем Востоке и в этой серии были очень интересные книги Задорнова.Н.П.:тетралогия "Война за океан","Капитан Невельской". С Новым годом и всего самого наилучшего!
  8. moskowit 31 декабря 2015 12:34
    Жаль, что ничего не упомянуто о Невельском. Муравьёв-Амурский руководствовался его открытиями и описаниями тех мест...
    1. амурец 31 декабря 2015 16:01
      Цитата: moskowit
      Жаль, что ничего не упомянуто о Невельском. Муравьёв-Амурский руководствовался его открытиями и описаниями тех мест...

      Невельской с его ограниченными ресурсами и так сделал очень и очень много.Если вы были на Дальнем Востоке,то понимаете поговорку что у нас 200-ти вёрст не расстояние,если не были можете представить наши расстояния.Невельской и его офицеры нашли и начали исследовать великолепнейшую Императорскую Гавань.Сейчас это Советская Гавань.Много вреда работам Невельского принесли так называемый Особый Комитет и Крымская война.Потому что после того как эвакуировали в1854 году Петропавловск -Камчатский на Амур,исследования перенесли на исследования реки Амур и транспортировки войск и их снабжения Амур был выгоднее чем через Якутск.Это не говорит о том что Невельской не знал о наличии бухты Золотой Рог и залива Босфор-Восточный.Исследования устья Амура и Сахалина не дали возможности продолжить Невельскому исследования в южном направлении.К тому же после последней экспедиции Геннадию Ивановичу не разрешили возвратится на Дальний Восток.Причин к этому много.
  9. chunga-changa 31 декабря 2015 13:33
    Служил там. К климату так и не привык, всё остальное понравилось.
    1. амурец 31 декабря 2015 15:34
      Цитата: chunga-changa
      Служил там. К климату так и не привык, всё остальное понравилось.

      Ох не вы одни! К нашему климату надо привыкнуть.Не только Приморье и Владивосток.Весь Дальний Восток такой.Что поделаешь?Благовещенск на широте Ялты но климат далеко не Ялтинский.Владивосток на широте Сочи но климат тоже далеко не Сочинский.
      1. Майнер 1 января 2016 10:18
        Это да.

        Хотя не могу не отметить, что в отличие от Благовещенска, во Владивостоке я никогда не кашляю - воздух моим бронхам более подходит, нежели воздух родного Благовещенска.
      2. tao 3 января 2016 19:57
        А мне наоборот климатило, а дома в Поволжье не климатит, слишком сухо. Первое время дышать тяжело было даже.
        tao
  10. Майнер 1 января 2016 10:15
    Что это за снимок? Почему без подписи?


    Неужели крейсер "Аскольд" и броненосец типа "Бородино" были одновременно в бухте Владивостока?

    Но ведь ни для кого не секрет, что из отправленных на помощь Порт Артуру четырёх броненосцев типа "Бородино", трое погибло в Цусимской катастрофе, а четвертый был сдан в плен.

    А пятый броненосец этого типа ("Слава"), во Владивостоке никогда не был.


    Что это за снимок без подписи?
    Монтаж?

    Или мы чего-то не знаем?..
    1. anew 1 января 2016 11:30
      Цитата: Майнер
      Неужели крейсер "Аскольд" и броненосец типа "Бородино" были одновременно в бухте Владивостока?

      А еще был такой броненосец "Цесаревич". Из него потом мелкими штрихами вылепили броненосцы типа "Бородино".
      1. амурец 1 января 2016 12:11
        Цитата: anew
        А еще был такой броненосец "Цесаревич". Из него потом мелкими штрихами вылепили броненосцы типа "Бородино".

        У Костенко.В.П. и Мельникова есть книги о "Цесаревиче","Орле","Славе".Прототипом для всех 6-ти броненосцев серии,включая "Цесаревич",был проект французского броненосца "Lagagne".
        1. anew 1 января 2016 13:11
          Цитата: амурец
          У Костенко.В.П. и Мельникова есть книги о "Цесаревиче","Орле","Славе".

          И что?
          Цитата: амурец
          был проект французского броненосца "Lagagne"

          Вообще-то такого броненосца не было. Это чувак такой, инженер A. Lagagne (А.Лагань). Строитель Цесаревича.
          Цитата: амурец
          Прототипом для всех 6-ти броненосцев серии

          Не фантазируйте. Россия купила у французов Цесаревич и лицензию на производство серии на его основе. Серия называлась "тип Бородино".
          От себя могу добавить, что Цесаревич был неважным эскадренным броненосцем 1 класса, т.к. был переделан Лаганем из проекта эскадренного броненосца 2 класса. Другого проекта у него не было, а России нужны были только ЭБР1. А переделка, она и в Африке переделка. Полностью удачной не бывает никогда. Но проект (и 1 "живой" броненосец) все равно купили. Из-за лицензии на машины, с этим в России тогда была настоящая беда. При постройке "бородинцев" проект достаточно сильно переработали. "Улучшили", так сказать. А потом еще и "построили". В результате Россия получила 5 ведер с гайками. По факту "бородинцы" были весьма странными изделиями. Разумеется, от ЭБР1 там мало что осталось. Разве что официальное название.
          1. Dimon19661 2 января 2016 10:08
            Для своего времени Цесаревич был неплохим кораблем.Вполне мог вести бой с любым броненосцем того времени.Да и серия Бородино была не такая уж и плохая.
            1. anew 2 января 2016 13:04
              Цитата: Dimon19661
              Для своего времени Цесаревич был неплохим кораблем.Вполне мог вести бой с любым броненосцем того времени.Да и серия Бородино была не такая уж и плохая.

              По основным факторам боевой мощи у Цесаревича был один весьма важный прокол, связанный с неудачной схемой бронирования (для кораблей такого измещения). Схема бронирования была сплошной, от нее в России в свое время отказались еще после Николая I. А ЭБР тогда в мире строились по цитадельной схеме бронирования. В результате неудачной схемы всю броню Лагань вынужден был стянуть вниз, на ГП по ВЛ. Хотя и сам ГП был сделан куцым, всего 1,8 м. (2,44 м у Сикисимы). А сверху вообще остались слезы. Уровень надводного (выше ГП по ВЛ) бронирования у Цесаревича составлял 58,5% от уровня Сикисимы. К тому же английские пушки были могущественнее русских. В результате уровень вооружения Цесаревича составлял 90% от уровня Сикисимы.
              Как такой корабль можно было выставить против Сикисимы? Он во всех факторах был слабее его. А в надводном бронировании, вообще никакого сравнения быть не могло.
              Все это попытались поправить в бородинцах. ГП по ВЛ сделали тоньше, но выше (2,0 м). За счет увеличения измещения (600 т) добавили изрядное количество брони (вся пошла наверх). В результате скорость (по проекту) упала на 1 узел, что уже тогда было маловато. Надо отметить, что по проекту бородинцы не были лучше Цесаревича. Да, бронирование стало немного другим, более рациональным. Но корабль-то стал чуть больше. Т.е. брони на него все равно понадобилось больше. К тому же из-за увеличения размеров упала скорость (машины те же).
              А потом началось "строительство". Это вообще отдельная песня. В России почти всегда проекты настолько отличались от реальных изделий, что их (проекты) и рассматривать нет смысла. Причем не стоит винить только кораблестроителей, качество проектирования тоже было ниже плинтуса. Так же было и с "бородинцами".
              На выхлопе получились странные изделия. Для начала брони стало больше всего на 200 тонн (в ходе строительства всвязи с перегрузом ее обдирали везде, где только смогли). Причем формально, по бронированию отдельных сегментов ГП по ВЛ, это были уже не ЭБР1. Но и это еще не все. Как корабли не обдирали, а перегруз вышел от 600 до 900 тонн. Компенсировать это можно было только полным запасом угля, больше нечем. А он на кораблях по проекту был 1235 тонн. Можете себе представить, что там фактически осталось, если заботиться о поддержании полной боеспособности корабля (в этом случае этот запас превышать нельзя). Т.е. фактически это были не ЭБР, а броненосцы береговой обороны (БрБО). Кстати, трофейный Орел (Ивами) в Японии честно был БрБО, а не ЭБР1, как в России.
              При Цусиме запас угля на бородинцах составлял от 1100 до 1200 тонн. Т.е. их ГП был погружен, а воевать пришлось при помощи ВП, толщина которого для линейного боя ЭБР была просто не серьезна. В результате бородинцы представляли собой даже не БрБО, а как бы тяжелые бронекрейсера. Т.е. корабли со слабым бронированием, но тяжелым вооружением. Разумеется, японские полноценные ЭБР1 расправились с этими «бронекрейсерами» достаточно быстро.
              По Осляби, отдельный разговор. Этот удод был построен настолько плохо, что в военное время выпускать его за пределы базы было крайне опасно. Фактически по ТТХ это был не ЭБР2, а плавучая плавбатарея (даже не БрБО). И также, как и бородинцы, при Цусиме он был перегружен углем сверх всякой меры. При фактическом максимальном запасе угля до выхода из боесп. состояния порядка 350 (!!!!!) тонн он нес на себе 1400 тонн. А корабли цитадельной схемы бронирования, как Ослябя, перегружать в бою нельзя было ни в коем случае. Вот его после перегруза потопить не стоило вообще никакого труда. Пара попаданий в небронированные оконечности, и все. Что и случилось.
              1. амурец 3 января 2016 07:38
                Цитата: anew
                По Осляби, отдельный разговор. Этот удод был построен настолько плохо, что в военное время выпускать его за пределы базы было крайне опасно.

                Спасибо за комментарий.Не только про Ослябю,про всю серию можно написать тоже самое:Победа; Пересвет и Ослябя.Академик Крылов называл их ками.Ни крейсера, ни броненосцы.Теперь далее.В книге Р.М.Мельникова "Цесаревич"приводятся факты и тайны заказа кораблей этой серии,всё-таки ЭБ типа "Бородино" и"Цесаревич" строились вроде как по одному проекту.А также какую роль сыграл в этом Генерал-адмирал Великий Князь Алексей Александрович.Костенко.В.П. в своей книге "На Орле в Цусиме" описывает постройку "Орла" и поход.Об остальных бедах руссого флота той поры писать не буду.Здесь и отвратительные снаряды и плохие взрыватели и ещё куча проблем,которые начали решаться только после Русско-Японской войны.
                1. anew 3 января 2016 16:26
                  Цитата: амурец
                  про всю серию можно написать тоже самое:Победа; Пересвет и Ослябя.Академик Крылов называл их ками.Ни крейсера, ни броненосцы.

                  Тут есть 2 аспекта.
                  1. Задумка. Задумка была вполне нормальная. Сделать ЭБР 2 класса для имеющихся ЭБР 1 класса. Под ЭБР1 подразумевали Петропавловки (3 шт), Сисоя, Наварина и прочих, не стоящих перечисления. Т.е. сделать корабли, которые позже, в эпоху линкоров, назывались линейными крейсерами. Вполне логичная и здравая мысль, на самом деле.
                  2. Исполнение. Здесь была беда. В России совершенно не было подходящих машин. Лицензию на их производство купили только под серию "Бородино", вместе с Цесаревичем. Поэтому было два альтернативных проекта. Это собственно пересветы. Уродцы трехмашинной и трехвинтовой схемы. И Громобой. Нет-нет, не сам Громобой. А "корыто" Громобоя. Вернее, "корыто" отвергнутого проекта позже пошло на проект Громобоя. Чего затраченным усилиям пропадать? Только Громобой был тоже трехмашинным и трехвинтовым. А отвергнутый проект был четырехмашинным и двухвинтовым. Т.е. в нем использовалась машинная схема Рюрика. Весьма удачная схема при отсутствии нормальных машин, надо сказать. Но слегка геморройная в обслуживании. А геморрой был не нужен. Лучше проще, пусть и хуже. На том и порешили. Так решили строить трехвинтовые пересветы.
                  Фактически из всей этой серии только Победа с трудом вытягивал на "устаревший ЭБР2". Ослябя был плавучей броненосной артбатареей, т.к. почти совершенно не обладал никакой дальностью действия в боеспособном состоянии (не более 900 м.миль ходом в 10 узлов). Пересвет был построен получше и фактически являлся типичным броненосцем береговой обороны (2600 м.миль ходом в 10 узлов). В японском флоте он им и был (Сагами). На всякий случай, от Порт-Артура до Владивостока кратчайшим путем 1100 м.миль.
                  Нельзя не отметить "экономии". Пересвет был вооружен бракованными (!!!) и отремонтированными пушками ГК. Для того, чтобы ими можно было пользоваться, они были ослаблены. Пушки Осляби были ослаблены с самого начала, т.к. были однотипными с пушками Пересвета. Хорошими пушками ГК был вооружен только Победа. Что стоило заменить бракованные пушки на Пересвете и Ослябе? Не очень дорого. Тем более, что впоследствие их можно было поставить на Ушаковы, взамен расстрелянных. Но, "экономия".
                  Ослябя вступал в строй позже Победы. Что мешало заменить его накладную броню на крупповскую, слегка меньшей толщины, но с той же степенью защиты? Уже была бы заметная экономия в весе, и тогда, возможно, им можно было бы пользоваться. Т.к. на экономию в весе можно было бы загрузить доп. уголь.
                  А еще лучше было покупать корабли за границей. Нормальные, ни как Цесаревич. А дома строить что-то лицензионное и помельче. И размеры наращивать постепенно, по мере приобретения нужного навыка. А то ведь, и вспомнить добрым словом особенно нечего.
          2. 2-0 28 ноября 2016 21:53
            Насчёт названия и инженера - уел "амурца", так уел!!!!!!!!!!!!!!!!
            2-0
    2. амурец 1 января 2016 11:52
      Цитата: Майнер
      во Владивостоке я никогда не кашляю - воздух моим бронхам более подходит, нежели воздух родного Благовещенска.

      Во Владивостоке вся дрянь с ТЭЦ не летит на город,в отличии от Благовещенска.За эту дрянь спасибо надо сказать незабвенному С.С.Авраменко решившему строить ТЭЦ,что выбросы летят на город.
      На фото броненосец "Цесаревич",послуживший прототипом для броненосцев типа "Бородино".Точной даты не нашёл,но это где-то декабрь 1903года
  11. bravo-fab 1 января 2016 13:47
    на 1й фотке видно мой дом. wink
  12. bbss 2 января 2016 02:05
    Мне повезло побывать во Владивостоке.
  13. Lyton 2 января 2016 05:45
    Дай бог моему родному городу Владивостоку, где я родился и живу всю свою жизнь процветания и благополучия, здоровья всем горожанам, с Новым годом всех.
  14. Нормаль ок 4 января 2016 15:41
    У меня половина родственников из Владивостока. В Советское время ещё приезжали изредка к нам. А сейчас нереально. Жаль, что сам не был. Очень хотелось бы побывать.
    С Новым Годом и Рождеством!!!
  15. Кот недоученый 6 января 2016 11:05
    Первая артиллерийская батарея для защиты Золотого рога была построена на мысе Голдобина. она перекрывала пролив Босфор Восточный. Немного позже на этом же мысу была добавлена вторая батарея - она перекрывала проход между о.Елены и Эгершельдом. Во время Великой отечественной на Голдобина располагалась батарея которая должна была препятствовать высадке десанта (калибр к сожалению назвать затрудняюсь, одни источники говорят о 76 мм, другие о 152 мм. Возможно в разные годы были разные орудия). Её прикрывали две зенитных батареи - среднего и малого калибров.
    В годы советской власти, в 1931 г. после вторжения Японских войск в Манчжурию во Владивосток для спешного усиления его обороны направили морские пушки, установленные на железнодорожных транспортерах. Из них сформировали три железнодорожные батареи - № 1 на 2 - 203-мм пушки, № 2 на 3 - 152-мм пушки Канэ и № 3 на 3 - 130-мм пушки. В январе 1932 г. они заняли огневые позиции. Эти батареи составили 5-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион. Их разместили на железнодорожных путях, проходивших вдоль побережья Амурского залива на западном берегу п-ова Шкота. Вскоре батарею № 1 перевели на побережье б. Улисс, куда проложили специальную железнодорожную ветку. Тогда же на Ленинградском металлическом заводе спешно велись работы по изготовлению трех железнодорожных транспортеров ТМ-1-14. Для них использовали 356-мм орудия с недостроенного линейного крейсера “Измаил”. Эти артиллерийские системы могли вести огонь со специально оборудованных бетонных оснований на 360о. В ноябре - декабре 1933 г. батарею № 6 из трех пушек ТМ-1-14 перебросили из Ленинграда во Владивосток. К 1934 г. были сооружены бетонные основания на позиции “Первая речка” в долине р. Первая речка и подготовлена позиция “Гнилой угол” в долине р. Объяснения. Если на позиции “Первая речка” воспользовались железной дорогой, проложенной в 1905 г. для нужд Владивостокской крепости, то ветку в “Гнилой угол” пришлось построить специально. Была также сооружена позиция “Эгершельд”. Для обеспечения быстрого маневра артиллерийских систем в 1933 - 1935 гг. пробили специальный железнодорожный тоннель “им. тов. Сталина” длинной свыше 1,3 км. Переброска транспортёров ТМ-1-14 в Приморье стала целой спецоперацией из-за тяжести и габаритов транспортёров орудий. По Транссибу сначала проехала специальная команда инженеров отмечая места где надо укрепить мосты, ж.д. пути. в нескольких местах пришлось даже перекладывать пути изменяя радиус поворота. За переброской следило ЦК и лично т.Сталин.Ещё в 80-х бетонные основания под орудия были видны в районе Первой речки. А тоннель им.Сталина работает до сих пор. Правда сейчас его ставят на реконструкцию. Переброска таких солидных артсистем конечно же не осталась незамеченной иностранными государствами (а может и специально утечку организовали), что значительно охладило воинственный пыл японцев. Во времена конфликта на Халхин-голе, несмотря на тогдашнюю слабость Тихоокеанского флота, ни один японский военный корабль даже не попытался приблизиться в Владивостоку.
  16. Кот недоученый 6 января 2016 11:06
    Кстати, во Владивостоке в 30-40 годах было японское консульство. Из книги об истории контрразведки Тихоокеанского флота я узнал, что из окон этого консульства отлично просматривался весь Золотой рог и практически весь пролив Босфор Восточный. То есть выход любого корабля ТФ в море контролировался японцами. Что-бы прекратить это безобразие под окнами консульства якобы затеяли стройку и обнесли её высоченным забором, наглухо перекрывшим японцам виды морских пейзажей. Очень горько жаловались, говорят, сыны восходящего солнца на отсутствие эстетики и гармонии за окном. А вход в бухту Уллис, где базировались подводники и сторожевые корабли при проходе иностранных судов перекрывали огромным брезентом закреплённым на двух баржах. И в завершение. Наши предки тоже были нормальными людьми. Могли и подвиг совершить, а могли и накосячить. Так первый командир поста Владивосток, прапорщик Комаров, был снят после первой зимовки по причине невыполнения плана строительства и недостачи нескольких вёдер казённой водки. Судя по всему он ею всю зиму в одиночку развлекался. Так, что первый пьяница Владивостока документально подтверждён. Кстати, сейчас обитаю на улице его имени и замечаю, что аура имени действует время от времени. laughing
  17. kig 7 января 2016 20:48
    Город, в принципе, замечательный. НО: жилье дорогое, продукты дорогие, дороги никакие, зелени мало, парковок нет вообще, а машин навалом ... Очистных сооружений как не было, так и нет. То, что с помпой построили перед саммитом, в основном не подключено к городским системам канализации. Так что на городских пляжах купаться ... можно, если вас не интересует результат. Правда, городские ТЭЦ переведены на газ, так что окрестные жители могут дышать полной грудью. До перестройки тут жило 640 тыс чел плюс неучтенное число военных, сейчас чуть более 600, и на этот раз учтены все. Ну почти все, меня например не посчитали ... В советские времена десятки судов ждали на рейде очереди к причалу, сейчас морской торговый порт зияет пустыми причалами, рыбный порт занимается непонятно чем, вместо судоремонтного завода построена набережная с гранитными плитами, но без единого кустика или деревца... Но люди живут и нахваливают.
    kig

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня