Military Review

Soviet radio operators in the Chinese war

5



For China, the restoration of diplomatic relations with our country at the end of 1932, interrupted by the Kuomintang government in 1929, was of great importance. After that, the Soviet government immediately raised the issue of concluding a Soviet-Chinese non-aggression pact, which in those conditions was supposed not only to consolidate China’s international position, but also promote further development of ties with the Soviet Union. However, the Kuomintang government, which pursued a policy of “appeasing the aggressor,” did not really strive to improve relations with the USSR, and refused to sign such a pact. And only the Japanese attack on China in July 1937 had forced Chiang Kai-shek to change his policy. 21 August 1937 The non-aggression pact was signed. The Soviet Union helped China, who fought for independence. At the request of the Chinese side, in the autumn of 1937, the government of our country sent military advisers and specialists to China, and in December - volunteer pilots. Without waiting for the agreement on granting China the first Soviet loan, our country began to provide it with material assistance as well. It was decided to deliver military vehicles, weapons, ammunition, medicines and fuel for the Chinese army by motor vehicles and airplanes, since at the beginning of the war Japan completely blocked the Chinese coast.

In order to provide transportation, it was necessary to organize radio communication on the auto and air routes used to transport cargo to China. This case was entrusted to the deputy head of the 13 department Ivan Nikolayevich Artemyev. This decision was due to the fact that it had at its disposal a fairly powerful radio center, a stock of necessary radio stations, and also the personnel of radio operators. The department started the task immediately after receiving the order. Particular attention was paid to the selection of highly skilled radio operators who, outside their Homeland, would be able to quickly equip the necessary communications centers and ensure the deployment of radio stations on certain sections of routes.

The highway, originating in Alma-Ata, went through the city of Dzharkend, then, at the border crossing point of Khorgos, it entered the territory of China and then through the settlements of the Chinese provinces of Xinjiang, Gansu left for the central and southern provinces. Aviation The route intended for flights of transport and distillation of combat aircraft also began in Alma-Ata and ran through the cities of Kuldzha, Guchen, Hami, Anxi, Lanzhou and then to the center and south of China. The chief of communications on both routes was the commander of a separate radio division of the NPO, Major Ivan Gerasimovich Danilov, who had experience in organizing communications with Spain. October 18, 1937 Danilov with a group of radio operators flew from Moscow to Alma-Ata. They were supposed to deploy radio stations primarily in those points of the airway where airfields were created necessary for refueling military and transport aircraft.

At first, the radio specialists installed the transmitter at the Alma-Ata radio center and tested the radio station during communication sessions with Moscow and Urumqi, where our radio center was already available. Then, on all other aircraft and vehicle bases of the routes, subordinates of Major Danilov installed low-power radio stations served by specially trained radio operators. Therefore, the management and headquarters of the routes, which controlled the deliveries of our military cargoes to China, were able to effectively manage the process of their transportation. With the help of the main radio station in Alma-Ata, continuous communication with the bases on the highways was maintained, at any time it was possible to establish where the convoys or airplanes are located, change the timing and speed of movement of goods, set additional tasks and monitor their implementation. Over time, the increase in the supply of weapons and military equipment led to the fact that the deployed communication system could no longer fully meet the increased requirements. There was an urgent need for its development. We needed new radio centers and radio stations at intermediate aerodromes and car bases, as well as a radio network for transmitting meteorological information to aerodromes and the crew of each aircraft flying along the air route. For this, radio stations were additionally installed in Shiho, Jinho, at the airfields of Urumqi, Hami and at the motor depot of Pichan. Radio centers of the routes in Almaty, Urumqi and Lanzhou provided communication not only in China, but also with Moscow.

Soviet radio operators in the Chinese war


The Alma-Ata radio center was served by 5 radio specialists, who made radio contact with correspondents on a strictly scheduled time, at a specific time for the session. However, additional sessions were very often appointed, which was connected with the current operational situation either on the tracks or in the combat contact zone. As a result, the radio center worked around the clock, the exchange of radiograms was quite large.

Almost all the radio specialists of the site in Alma-Ata were then sent to radio centers and radio stations, which were deployed in the territory of our country and China, where they were quite successfully solving their tasks. For example, in 1940, at a border point near the village of Burundai, a radio station was deployed to provide communication with the Gulja airfield and transport aircraft during their flight along the air route. The head of the radio station was appointed the former employee of the hub in Almaty, A. P. Stretovich, who worked continuously for 12-14 hours per day. The radio center in Urumqi was created on the tracks before anyone else. He provided communication with Moscow, radio centers in Almaty and Lanzhou, as well as radio stations in the Xinjiang region.

It should be noted that in China, Soviet radio operators felt the respect and support of the local population. The Chinese provided them with all possible assistance in deploying radio stations and individual communications centers. They responded to any request, trying to at least alleviate the hard work of our communications workers. For example, when an 1939-watt transmitter was installed at a radio node in Xami in Hami, and its antennas were required to build masts, building material and labor were provided without delay.

Under difficult conditions, the personnel of the radio center in Lanzhou, the capital of Gansu Province, had to work. The site worked around the clock, as it provided daily radio communication with 15 correspondents (among whom were military advisers who were directly in the active hostilities zone), with Soviet representatives in the Special District of China, with the main military adviser at Chiang Kai-shek’s headquarters, radio hubs , as well as with Moscow. In addition, the radio center maintained radio contact with the Soviet office in Ulan Bator. Radio traffic was huge, more than 12 thousand groups were transmitted per day, with most of the radiograms going in transit.



Regular Japanese bombing of the city threatened to destroy the radio center. Therefore, after the warning about the next air raid, part of the personnel had to be sent along with the equipment to shelters specially equipped in the mountains. The remaining radio operators with extraordinary exposure, despite the bombing, provided radio communications, maintaining strict order.

It was especially difficult to ensure the work of those points of the routes where one person served the radio station. So, radio operator I.A. Ugarov was on the airfield of Suzhou without a substitute for more than six months. The radio program (schedule) was very tense. He had to sit at the receiver from 8 hours of the morning to 8 hours of the evening, and sometimes all night. In addition, a lot of effort had to be made to keep the radio equipment, chargers, batteries, small-sized power plants in good condition. And so for six long months ... Subsequently, for this selfless work of I.A. Ugarov was awarded the Order of the Red Star. In similar conditions, A.N. Nikiforov, A.S. Sharing and other radio operators.

There were other difficulties. The fact is that the air and road routes went through the provinces of Xinjiang and Gansu through dry semi-desert and desert areas, including the Gobi Desert. Sand storms raged from spring to autumn on the stretch from our border to Lanzhou. And then the radio conditions deteriorated sharply: electric charges appeared in the receiving antennas, which created strong interference. The reception time of even short radiograms increased 5-10 times as compared to normal. It should be noted that sandstorms sometimes raged 3-5 days, and this, naturally, had a negative impact on the operation of the entire communication system.

In order to provide radio reception in conditions of sandstorms, Almaty radio operators in Alma-Ata suggested using specially made indoor antennas for radio receivers. In a short time, all radio stations were equipped with these devices, and interference during sandstorms significantly reduced. Radio has become more reliable. Later, indoor antennas were successfully used for transmitters, as outdoor antennas were often disabled by Japanese saboteurs.

With the arrival of the deputy head of the Soviet side for aviation, Colonel F.P. Polynina all the work of the aviation service has risen to a higher level. Aerodromes were staffed by meteorological experts. A number of activities were carried out on the radio line: additional radio stations were deployed at aerodromes; the aviation radio network was developed and introduced. The latter provided the transmission of meteorological data from any airfield of the route to Alma-Ata and to other aerodromes, as well as two-way communication between airplanes and airfields, and made it possible to manage transport aircraft more effectively. It is quite clear that without reliable radio communications and meteorological support, it would be impossible to solve aviation control issues. In organizing an aviation radio network, the communications chief of the leadership staff and his assistants had to work hard. The problem was that the heterogeneity of the radio equipment, which had the radio nodes of the route, and the one that was mounted on the airplanes TB-3, DS-3, PS-9, DB-ZF, LI-2 and others, did not give an opportunity without additional measures to pair the radio channels. To solve this problem, the rules of radio exchange between aircraft and aerodrome radio stations were developed, which included signals of an international code in limited quantities, besides, the main and spare radio waves most suitable for communication were selected.



Large flows of incoming and transit radiograms dictated the need for a constant increase in transmission speed. However, even with highly qualified radio specialists, it was only 120-130 characters per minute. This was due to technical imperfections key. On the initiative of a member of the commission of non-profit organizations L.V. At the Alma-Ata radio center, Dolgov was set instead of the usual, manually made two-sided key, the use of which allowed, after a short training session, to increase the transmission speed to 130-150 characters per minute. According to the drawings of the radio center in the workshops of the Almaty railway station, 150 keys were produced, which were delivered to all radio stations. As a result, the transmission rate of radiograms has increased dramatically. It is interesting to note that when the Great Patriotic War began, many radio operators, heading into the army, took bilateral keys with them, successfully worked for them and trained their subordinates.

On the territory of China, radio operators of radio stations and radio centers received messages from our broadcast radio stations, recorded them and reported to commanders and commissars. The latter, in turn, spoke at the bases of the routes with information, messages and conversations before soldiers, sergeants, officers and officers of the Soviet Army.

The Soviet radio operators ensured not only the normal functioning of the auto and air routes, along which military cargo was delivered to China, but also provided assistance to the main military advisers in establishing communication with Moscow. Soviet telecom operators made a worthy contribution in assisting China in the difficult times for it to fight the Japanese invaders.

Sources:
Boltunov M. Achilles heel intelligence. M .: Gaia, 1999. C. 52-56.
Boltunov Mikhail - The Invisible weapon Gru. M .: Olma-Press, 2002. C. 74-78.
Artemyev I. Soviet radio operators in China. // Militaryhistorical magazine. 1981. No. 1. S. 43-46.
Chudodeev Yu. Klimov A. et al. On Chinese soil. Memories of Soviet volunteers 1929-1940's. M .: Science, 1977. C. 233-235
Author:
5 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 11 January 2016 07: 40 New
    +3
    It turns out that the radio operators arrive on the hot with the very first military advisers. And only then tankers, pilots, special forces
  2. parusnik
    parusnik 11 January 2016 08: 11 New
    +2
    Thanks, very interesting..!
  3. Leader
    Leader 11 January 2016 13: 12 New
    +1
    I wonder why in the future in the Red Army / USSR Armed Forces was used only a one-way key?
    I saw bilateral only in pictures.
  4. Colonel
    Colonel 11 January 2016 13: 22 New
    0
    transmission speed up to 130-150 characters per minute

    26-30 groups per minute, on a regular key ??? If true, take off my hat.
    1. uizik
      uizik 11 January 2016 19: 42 New
      0
      I don’t remember, but for grade 3, about 105-115 characters on an ordinary key. Reception on radio interception 130 is a working norm, or even more. There are much more masters. On "ST-5" to "dead" in the 3rd grade 95 characters per minute. OSNAZ GRU 1976.
      1. Colonel
        Colonel 11 January 2016 20: 20 New
        0
        3rd class is reception, key transmission 14-16 groups / min. those. 70-80 characters, well, a certain amount of the 24th task. Reception of 26 groups / min (130 characters) is quite real, but transmission with an ordinary key at this speed ??? The extreme achievement "radiotelegraphist of the 1st class", became a "master" in another specialty wink

Советские радисты в Китайской войне

Советские радисты в Китайской войне


Для Китая большое значение имело восстановление в конце 1932 года дипломатических отношений с нашей страной, прерванных гоминдановским правительством в 1929 году. После этого Советское правительство незамедлительно подняло вопрос о заключении советско-китайского пакта о ненападении, который должен был в тех условиях не только закрепить международное положение Китая, но и способствовать дальнейшему развитию связей с Советским Союзом. Однако, проводившее политику «умиротворения агрессора» гоминдановское правительство, в действительности не стремилось к улучшению отношений с СССР, и подписать такой пакт отказалось. И лишь японское нападение на Китай в июле 1937 года вынудило Чан Кайши изменить свою политику. 21 августа 1937 года Договор о ненападении был подписан. Советский Союз оказал помощь Китаю, сражавшемуся за независимость. По просьбе китайской стороны правительство нашей страны осенью 1937 года направило в Китай военных советников и специалистов, а в декабре - летчиков-добровольцев. Не дожидаясь оформления соглашения о предоставлении Китаю первого советского кредита, наша страна начала оказывать ему также и материальную помощь. Боевые машины, вооружение, боеприпасы, медикаменты и горючее для китайской армии было решено доставлять на автомашинах и самолетами, так как в начале войны Япония полностью блокировала китайское побережье.

Для обеспечения перевозок необходимо было организовать радиосвязь на авто и авиатрассах, используемых для переброски грузов в Китай. Поручено это дело было заместителю начальника 13-го отдела Ивану Николаевичу Артемьеву. Это решение было вызвано тем, что в его распоряжении находились довольно мощный радиоузел, запас необходимых радиостанций, а также личный состав радистов. К выполнению задания отдел приступил сразу же после получения приказа. Особое внимание было уделено подбору высококвалифицированных радистов, которые за пределами своей Родины сумели бы в кратчайшие сроки оборудовать необходимые узлы связи и обеспечить развертывание радиостанций на отдельных участках трасс.


Автотрасса, берущая начало в Алма-Ате, шла через город Джаркенд, затем, в пограничном пункте Хоргос выходила на территорию Китая и далее через населенные пункты китайских провинций Синьцзян, Гансу уходила в центральные и южные провинции. Авиационная трасса, предназначавшаяся для полетов транспортных и перегонки боевых самолетов, также начиналась в Алма-Ате и пролегала через города Кульджа, Гучен, Хами, Аньси, Ланьчжоу и затем в центр и на юг Китая. Начальником связи на обеих трассах был командир отдельного радиодивизиона НКО майор Иван Герасимович Данилов, имевший опыт по организации связи с Испанией. 18 октября 1937 года Данилов с группой радистов вылетел из Москвы в Алма-Ату. Они должны были развернуть радиостанции в первую очередь в тех пунктах воздушной трассы, где создавались аэродромы, необходимые для проведения дозаправки военных и транспортных самолетов.

Вначале радиоспециалисты произвели монтаж передатчика на алма-атинском радиоузле и испытали радиостанцию на сеансах связи с Москвой и Урумчи, где уже имелся наш радиоузел. Затем на всех остальных авиационных и автомобильных базах трасс подчиненные майора Данилова установили радиостанции малой мощности, обслуживаемые специально подготовленными радистами. Поэтому руководство и штаб трасс, осуществлявшие контроль над поставками в Китай наших военных грузов, смогли эффективно управлять процессом их транспортировки. С помощью главной радиостанции в Алма-Ате поддерживалась беспрерывная связь с базами на трассах, в любое время можно было установить, где находятся автоколонны или самолеты, изменить сроки и скорость движения грузов, поставить дополнительные задачи и контролировать их выполнение. Со временем увеличение поставок вооружения и боевой техники привело к тому, что развернутая система связи не могла уже полностью отвечать возросшим требованиям. Возникла острая необходимость в ее развитии. Нужны были новые радиоузлы и радиостанции на промежуточных аэродромах и автомобильных базах, а также радиосеть для передачи метеорологической информации на аэродромы и экипажу каждого самолета, летящего по воздушной трассе. Для этого были дополнительно установлены радиостанции в Шихо, Дзиньхо, на аэродромах Урумчи, Хами и на автобазе Пичан. Радиоузлы трасс в Алма-Ате, Урумчи и Ланьчжоу обеспечивали связь не только на территории Китая, но и с Москвой.

Советские радисты в Китайской войне


Алма-атинский радиоузел обслуживали 5 радиоспециалистов, которые выходили на радиосвязь с корреспондентами строго по расписанию, в определенное для сеанса время. Однако очень часто назначались дополнительные сеансы, что было связано с текущей оперативной обстановкой либо на трассах, либо в зоне боевого соприкосновения. В результате радиоузел работал круглосуточно, обмен радиограммами был довольно большим.

Почти все радиоспециалисты узла в Алма-Ате направлялись затем на радиоузлы и радиостанции, которые развернули на территории нашей страны и Китая, где достаточно успешно решали поставленные задачи. К примеру, в 1940 году, на пограничном пункте вблизи поселка Бурундай развернули радиостанцию для обеспечения связи с аэродромом Кульджа и машинами транспортной авиации, в ходе их полета по воздушной трассе. Начальником радиостанции назначили бывшего сотрудника узла в Алма-Ате А. П. Стретовича, который работал беспрерывно, по 12-14 часов в сутки. Радиоузел в Урумчи был создан на трассах раньше всех. Он обеспечивал связь с Москвой, радиоузлами в Алма-Ате и Ланьчжоу, а также радиостанциями трасс в районе Синьцзяна.

Следует отметить, что в Китае советские радисты ощущали уважение и поддержку местного населения. Китайцы оказывали им посильную помощь в развертывании радиостанций и отдельных узлов связи. Они откликались на любую просьбу, пытаясь хоть чем-то облегчить нелегкий труд наших связистов. Например, когда в 1939 году в Хами, на радиоузле устанавливали 500-ваттный передатчик и для его антенн потребовалось построить мачты, строительный материал и рабочая сила были предоставлены без задержки.

В тяжелых условиях пришлось работать личному составу радиоузла в Ланьчжоу - столице провинции Ганьсу. Узел работал круглые сутки, так как обеспечивал ежедневно радиосвязь с 15 корреспондентами (среди которых были и военные советники, находившиеся непосредственно, в зоне активных боевых действий), с советскими представителями в Особом районе Китая, с главным военным советником при штабе Чан Кайши, радиоузлами трасс, а также с Москвой. Кроме того, радиоузел поддерживал радиосвязь с советским представительством в Улан-Баторе. Радиообмен был огромный, в сутки передавалось более 12 тыс. групп, причем большая часть радиограмм шла транзитом.

Советские радисты в Китайской войне


Регулярные японские бомбардировки города грозили разрушением радиоузла. Поэтому часть личного состава после предупреждения об очередном воздушном налете приходилось направлять вместе с аппаратурой в специально оборудованные в горах убежища. Оставшиеся радисты с необычайной выдержкой, невзирая на бомбежки, обеспечивали радиосвязь, сохраняя строгий порядок.

Особенно сложно было обеспечивать работу тех пунктов трасс, где радиостанцию обслуживал один человек. Так, радист И.А. Угаров находился на аэродроме Сучжоу без подмены более шести месяцев. Программа радиосвязи (расписание) была очень напряженной. Ему приходилось сидеть у приемника с 8 часов утра до 8 часов вечера, а иногда и всю ночь. Кроме того, много усилий надо было приложить, чтобы содержать радиоаппаратуру, зарядные агрегаты, аккумуляторы, малогабаритные электростанции в исправном состоянии. И так шесть долгих месяцев... Впоследствии, за этот самоотверженный труд И.А. Угаров был награжден орденом Красной Звезды. В аналогичных условиях работали А.Н. Никифоров, А.С. Дележа и другие радисты.

Существовали и иные сложности. Дело в том, что воздушная и автомобильная трассы шли через провинции Синьцзян и Ганьсу по сухой полупустынной и пустынной местности, в том числе и по пустыне Гоби. На участке от нашей границы и до Ланьчжоу с весны и до осени свирепствовали песчаные бури. И тогда условия радиосвязи резко ухудшались: в приемных антеннах возникали электрические заряды, которые создавали сильные помехи. Время приема даже кратких радиограмм увеличивалось в 5-10 раз по сравнению с обычным. Следует заметить, что песчаные бури иногда свирепствовали 3-5 суток, и это, естественно, оказывало отрицательное влияние на работу всей системы связи.

Для того чтобы обеспечить радиоприем в условиях песчаных бурь, алма-атинские радисты в Алма-Ате предложили использовать специально изготовленные комнатные антенны для радиоприемников. В короткий срок все радиостанции были оборудованы этими устройствами, и помехи во время песчаных бурь значительно уменьшились. Радиосвязь стала надежнее. Позднее комнатные антенны были успешно применены и для передатчиков, так как наружные антенны нередко выводились из строя японскими диверсантами.

С прибытием заместителя руководителя советской стороны по авиации полковника Ф.П. Полынина вся работа авиационной службы поднялась на более высокий уровень. Аэродромы были доукомплектованы специалистами-метеорологами. По линии радиосвязи был проведен ряд мероприятий: развертывались дополнительные радиостанции на аэродромах; разрабатывалась и внедрялась авиационная радиосеть. Последняя обеспечивала передачу метеоданных с любого аэродрома трассы в Алма-Ату и на другие аэродромы, а также двустороннюю связь между самолетами и аэродромами, и позволяла более эффективно управлять полетами транспортной авиации. Вполне понятно, что без надежной радиосвязи и метеорологического обеспечения невозможно было бы решать вопросы управления авиацией. При организации авиационной радиосети пришлось много потрудиться начальнику связи штаба руководства и его помощникам. Проблема была в том, что разнотипность радиоаппаратуры, которой располагали радиоузлы трассы, и той, что была смонтирована на самолетах ТБ-3, ДС-3, ПС-9, ДБ-ЗФ, ЛИ-2 и других, не давала возможности без дополнительных мероприятий осуществлять сопряжение радиоканалов. Для решения этой проблемы были выработаны правила радиообмена между летательными аппаратами и аэродромными радиостанциями, которые включали сигналы международного кода в ограниченном количестве, кроме того были подобраны наиболее подходящие для связи основные и запасные радиоволны.

Советские радисты в Китайской войне


Большие потоки входящих и транзитных радиограмм диктовали необходимость постоянного увеличения скорости передачи. Однако даже у высококвалифицированных радиоспециалистов она составляла только 120-130 знаков в минуту. Это объяснялось техническими несовершенствами ключа. По инициативе члена комиссии НКО Л.В. Долгова на алма-атинском радиоузле установили взамен обычного, изготовленный вручную двусторонний ключ, использование которого позволяло после непродолжительной тренировки повысить скорость передачи до 130-150 знаков в минуту. По чертежам радиоузла в мастерских алма-атинской железнодорожной станции изготовили 150 ключей, которые доставили на все радиостанции. В результате скорость передачи радиограмм резко возросла. Интересно отметить, что, когда началась Великая Отечественная война, многие радисты, направляясь в действующую армию, брали с собой двусторонние ключи, успешно работали на них сами и обучали подчиненных.

На территории Китая радисты радиостанций и радиоузлов принимали сообщения наших широковещательных радиостанций, записывали их и докладывали командирам и комиссарам. Последние, в свою очередь выступали на базах трасс с информацией, сообщениями и беседами перед солдатами, сержантами, офицерами и служащими Советской Армии.

Советские радисты обеспечивали не только нормальное функционирование авто и авиатрасс, по которым доставлялись воинские грузы в Китай, но и оказывали помощь главным военным советникам в установлении связи с Москвой. Советские связисты внесли достойный вклад в оказании помощи Китаю в тяжелое для него время борьбы с японскими захватчиками.

Источники:
Болтунов М. Ахиллесова пята разведки. М.: Гея, 1999. С. 52-56.
Болтунов Михаил - Невидимое оружие ГРУ. М.: Олма-Пресс, 2002. С. 74-78.
Артемьев И. Советские радисты в Китае. // Военно-исторический журнал. 1981. №1. С. 43-46.
Чудодеев Ю. Климов А. и др. На китайской земле. Воспоминания советских добровольцев 1929-1940 годов. М.: Наука, 1977. С. 233-235
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. qwert 11 января 2016 07:40
    Получается, что радисты прибывают в горячие вместе с самыми первыми военными советниками.А уже потом танкисты, летчики, спецназ
  2. parusnik 11 января 2016 08:11
    Спасибо...очень интересно..!
  3. Вожик 11 января 2016 13:12
    Интересно, почему и далее в РККА/ВС СССР использовался только односторонний ключ?
    Я двухсторонние видел только на картинках.
  4. colonel 11 января 2016 13:22
    скорость передачи до 130-150 знаков в минуту

    26-30 групп в минуту, на обычном ключе??? Если правда, снимаю шляпу.
    1. uizik 11 января 2016 19:42
      Уже не помню,но на 3 класс- где-то 105-115 знаков на обыкновенном ключе. Прием на радиоперехвате 130 -рабочая норма,а то и больше.Мастера намного больше. На "СТ-5" в "глухую" на 3-й класс 95 знаков в минуту. ОСНАЗ ГРУ 1976 год.
      1. colonel 11 января 2016 20:20
        3й класс это прием, передача ключом 14-16 групп/мин. т.е. 70-80 знаков, ну и определенный объем 24 й задачи. Прием 26 групп/мин (130 знаков) вполне реален, но вот передача обычным ключом на такой скорости??? Крайнее достижение "радиотелеграфист 1 класса", "мастером" стал по другой специальности wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня