Миф о периоде упадка ВМФ России


«Да, — говорят, — двадцать лет разрухи». И недовольно качают головой.

Вот и стало интересно, о какой же “пропасти” и “разрухе” ведется речь?


1995 год. В состав Военно-Морского Флота были приняты атомные подводные лодки К-157 “Вепрь” и К-257 “Самара”. На экспорт для Китая построена одна ДЭПЛ типа “Варшавянка”.

1996 год. Заложен головной стратегический подводный ракетоносец пр. 955 “Борей” (“Юрий Долгорукий”). Построена “Варшавянка” для ВМС Ирана.

1997 год. В состав военно-морского флота принята атомная подлодка К-150 “Томск”. Заложена головная дизель-электрическая лодка пр. 677 “Лада”. В том же году были построены две экспортные “Варшавянки” (в т.ч. ныне погибшая индийская “Синдуракшак”).

1998 год. В состав флота принят тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”. Зарубежному заказчику передана еще одна экспортная ДЭПЛ типа “Варшавянка”.

1999 год.В состав флота принят большой противолодочный корабль “Адмирал Чабаненко”.

2000 год. Военно-морским силам Китая были переданы два эсминца, построенные по экспортному проекту 956-Э (“Ханчжоу” и “Фучжоу”).

2001 год. Заложен головной корвет пр. 20380 (“Стерегущий”). В состав флота принята атомная подводная лодка К-335 “Гепард”.

2002 год. Заметных событий не случилось.

2003 год. Заложен второй корвет пр. 20380 (“Сообразительный”). Принят в строй сторожевой корабль “Татарстан”.

2004 год. Заложены стратегический подводный ракетоносец К-550 “Александр Невский” и первый десантный корабль пр. 11741 (“Иван Грен”).

2005 год. Заложены корвет пр. 20380 (“Бойкий”) и дизель-электрическая подлодка пр. 677 (Б-586 “Кронштадт”). Военно-морским силам Китая передан эсминец пр. 956-ЭМ (“Тайчжоу”).

2006 год. Заложены стратегический подводный ракетоносец К-551 “Владимир Мономах” и головной фрегат пр. 22350 (“Адмирал Горшков”). Заложены корветы “Стойкий” и “Совершенный”. Военно-морским силам Китая передан следующий эсминец пр. 956-ЭМ (“Нинбо”).

2007 год. Заметных событий не случилось.

2008 год. В состав ВМФ были приняты корвет “Стерегущий” и экспериментальная ДЭПЛ Б-90 “Саров”. Новые корабли в тот год не закладывались.

2009 год. Заложены атомная подводная лодка проекта “Ясень-М” (К-561 “Казань”) и фрегат “Адмирал Касатонов”.

2010 год. Заложены головной фрегат пр. 11356 (“Адмирал Григорович”) и дизель-электрическая лодка Б-261 “Новороссийск”. Принята в строй дизель-электрическая лодка Б-585 “Санкт-Петербург”.

2011 год. Были заложены фрегат “Адмирал Эссен” и дизель-электрическая лодка Б-237 “Ростов-на -Дону”. В состав флота принят корвет “Сообразительный”.

2012 год. Были заложены фрегат пр. 22350 (“Адмирал Головко”), атомный подводный ракетоносец “Князь Владимир”, дизель-электрическая лодка Б-262 “Старый Оскол”, корветы “Громкий” и “Гремящий”, фрегат “Адмирал Макаров”.

В состав флота принят сторожевой корабль “Дагестан”.

2013 год. Состоялась передача двух стратегических подводных ракетоносцев пр. 955 “Борей” (“Юрий Долгорукий” и “Александр Невский”). В состав флота принят корвет “Бойкий”.

Заложены фрегаты “Адмирал Исаков” и “Адмирал Истомин”, корвет “Проворный”, многоцелевая атомная подлодка К-573 “Новосибирск”.

В том же году ВМС Индии был передан авианосец “Викрамадитья” (подвергнутый глобальной модернизации ТАКР “Адмирал Горшков”).

2014 год. В состав флота приняты две атомные субмарины (многоцелевая “Северодвинск” и стратегичесая “Владимир Мономах”), две дизель-электрические подлодки и корвет “Стойкий”.

Заложены два новых “Борея” (“Князь Олег” и “Генералиссимус Суворов”), многоцелевой “Ясень” (К-561 “Красноярск”) и две дизель-электрических подлодки (“Колпино” и “Великий Новгород”)

2015 год. Заложены три корвета пр. 20380, многоцелевая атомная подлодка (“Архангельск”) и стратегический подводный ракетоносец пр. 955 “Борей” (“Император Александр III”).

В строй вступили две дизель-электрические подлодки Б-262 “Старый Оскол” и Б-265 “Краснодар”

ЛЕГЕНДА КАРТЫ

Для благополучного завершения каждой истории необходимо, чтобы имя корабля было упомянуто дважды. Дата закладки. И дата передачи флоту.

Но так случается нечасто. Слишком нечасто, чтобы не обращать на это внимание. Возникает подозрительный дисбаланс — около 40 заложенных боевых кораблей в период 2001-2015 гг. и только 15 принятых в строй, при том, что большая часть из этих пятнадцати была заложена в еще более ранний период (АПЛ “Северодвинск” — была заложена в 1993 году, сторожевик “Дагестан” — долгострой с 1991 года, головной “Борей” заложили в 1996, история головной “Лады” тоже началась в девяностые).

Даже самые скромные и относительно простые по конструкции корабли ржавеют у достроечных стенок в течение целого десятилетия. Над этим надо серьезно работать.

Момент закладки еще мало о чем говорит. Поставить на стапель закладную секцию и прикрутить медную табличку — работы на сутки. Но сколько потребуется времени на достройку корабля, его насыщение вооружением и оборудованием с последующей проверкой всех систем на работоспособность и совместимость, не знает никто.

Именно по этой причине ввод в строй одного атомного крейсера “Петр Великий” мог по затратам и трудоемкости превзойти всю вереницу из современных корветов и фрегатов. 250-метровый гигант, двадцать шесть тысяч тонн. Две зенитные системы С-300, два реактора и резервная КТУ на обычном топливе, одиннадцать радаров, суммарный боекомплект — свыше 300 ракет различного назначения. Это дорогого стоит. А потом нам пожалуются про полную импотенцию отечественных кораблестроителей, которые словно ничего не делали на протяжении двух последних десятилетий.

Так о чем этот диспут?

Если оценить число и качество вводимых в строй кораблей, их размеры, вооружение и возможности их радиоэлектронных систем, то окажется буквально следующее. Возможности российского кораблестроения никуда не исчезали и появлялись вновь. На протяжении всех 25 лет они всегда находились примерно на одном и том же уровне. “Всплески” активности сменялись краткими периодами затишья, и все повторялось вновь. Корабли строились во все времена. Например, легендарная АПЛ “Курск” была построена всего лишь за два с половиной года (1992-94 гг.).

Наконец, стоит помнить, что наряду с кораблями для отечественного ВМФ, наша кораблестроительная промышленность успела построить целый спектр боевых кораблей на экспорт, в т.ч. (в дополнение к перечисленным в таблице) шесть ракетных фрегатов для ВМС Индии, два сторожевых корабля для Вьетнама и 15 подводных лодок. Без учета работ по модернизации ранее поставленных вооружений! Например, все индийские субмарины, одна за другой, прошли модернизацию с установкой новой гидроакустики и перевооружением на крылатые ракеты “Калибр” (экспортный варинт Club-S, т.к. “Калибры” стали поставляться на экспорт на пять лет раньше, чем их увидели на отечественном флоте).

И после такого гигантского объема проделанных работ раздаются наивные возгласы об утрате опыта постройки боевых кораблей, отсутствии квалифицированных кадров и самих верфей.

Сам военно-морской флот также никуда не исчезал, моряки день за днем несли боевую службу на просторах Мирового океана.



Большой поход кораблей Северного флота в Атлантику и Средиземное море, в ходе которого состоялся дебют авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов” (1995-96 гг.). Полный ракетный залп МРК “Рассвет” (1996). Встреча Нового года в Саргассовом море лодками “звериной дивизии” (1998). Слежение за американской АУГ в Средиземном море в условиях, приближенных к боевым, за который командиру “Курска” было присвоено звание Героя (1999 г.). Стрельба “Гранитами” с борта подводного ракетоносца К-119 “Воронеж” в ходе стратегических КШУ “Запад-99”. Крейсер “Варяг” в Шанхае в 1999 г. на праздновании 50-летия КНР... Это лишь малая часть фактов о буднях и подвигах российского флота.

Так что никакой “пропасти”, откуда нам якобы приходится выбираться, никогда не было. Российский флот существовал всегда, регулярно проводя учения и выполняя боевые службы в океане. И регулярно получал новые корабли взамен списанных устаревших единиц, для поддерживая своего необходимого численного состава.


И этот миг поистине велик,
когда под гром оркестров и оваций он,
вздрогнув, оторвется от земли
— той, от которой нам не оторваться...
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

73 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти