Корейская война через объектив военного фотокорреспондента (история в 19 фотографиях)

Корейская война через объектив военного фотокорреспондента (история в 19 фотографиях)

«Когда казалось, что пулеметчик [капрал Леонард Хейворт] потерял всякую надежду, к нему подполз опытный сослуживец с закопченными скулами и белозубой улыбкой... сидя плечом к плечу с молодым сослуживцем, он тихо рассказывал ему, как они еще умудряются держать оборону… Чумазый ветеран говорил до тех пор, пока на лице капрала не появилась слабая улыбка. Слезы все еще текли и оставляли следы на его грязном лице под шлемом, где их не мог смыть дождь, но старый морской пехотинец казалось не замечал этого. [Корея, сентябрь 1950 года] из книги «Это война!», стр. 26

Мало людей прожило такую долгую, разнообразную и интересную жизнь как Дэвид Дуглас Дункан. И конечно ни один из фотографов не может похвастаться такой долгой и яркой карьерой как этот уроженец штата Миссури, который сегодня является одним из самых выдающихся фотожурналистов 20 века.


Дункан родился 23 января 1916 года, в 30-е годы начал снимать фоторепортажи для газет. Присоединился к морской пехоте после Пёрл-Харбора, делал самые незабываемые снимки Второй мировой войны, а 20 лет спустя и во Вьетнаме, документировал гражданские волнения и войны в Европе, Африке, Азии и на Ближнем Востоке, захватывал невыразимую красоту окружающего мира, начиная с западной Ирландии и кончая пустынями Южной Америки, дружил и фотографировал Пикассо и Картье-Брессона, и наконец, создал величайший портфолио фотографий, начиная с войны в Корее.


Капитан морской пехоты Франсис Фентон задумался о своей судьбе и судьбе своих людей после того как получил донесение о том, что в его роте почти не осталось боеприпасов


Водитель, раненный после подрыва на мине своего санитарного джипа, рыдает на обочине после того, как осознал, что его товарищ погиб


Американские пехотинцы пробегают мимо мертвого корейского солдата, сентябрь 1950 года

Дункан в настоящее время живет в своем доме на юге Франции. Журнал LIFE.com взял интервью у него интервью по телефону, попросив рассказать его о своих воспоминаниях об этом конфликте, о том, как он смог «показать то, что человек испытывает, когда его страна решает идти на войну».

Например, что касается своей фотографии (вторая в представленной галерее), на которой снят капитан морской пехоты после очередной атаки северокорейских войск близ реки Нактонган, когда боеприпасы закончились и подкрепление не предвиделось, Дункан написал в своей классической книге 1951 года «Это война!»: «Фентон промок насквозь, капельки дождя стекали по его небритому подбородку, донесения были одно хуже другого. Его истощенные пехотинцы имели всего по несколько патронов в своих патронных лентах. Если красные начали бы еще одну атаку, в ход бы пошли только штыки и приклады».

Но атаки не последовало. Пехотинцы удерживали слякотный, покрытый воронками, орошенный кровью холм. «Из-за дождя радиосвязь в этот день была невозможна, – поделился Дункан, его воспоминания до сих пор были ярки, хотя прошло более шести десятилетий, – и Фентон должен был выкрикивать большую часть своих приказов, а когда крик уже не работал, он посылал курьеров. Боже, он был крут! Он никогда не терял голову».


«Капрал Леонард Хейворт... показывает свое крайнее разочарование, ведь он приполз со своей позиции узнать только о том, что боеприпасы закончились. Но к счастью, в последний момент запасы были доставлены и солдаты заняли свои позиции». Из книги Дункана «Это война!»


Раненого пехотинца несут на носилках, смастеренных из пулемета


Колонна американских морских пехотинцев марширует вниз по узкой горной тропе, названной «Тропа кошмаров», отступая после битвы при Чосинском водохранилище, Корея, 1950 год

Другие фотографии воскрешают в его памяти такие же незабываемые воспоминания. Дункан рассказывает историю некоторых своих классических фотографий голосом, который одновременно и тверд и немножко взволнован, взволнован собственными воспоминаниями, память вновь возвращает его к тому ужасу и героизму, которым он стал свидетелем, тому факту, что он был там, внутри войны, записывая всё это.

«Я телеграфировал редакторам журнала LIFE в августе 1950 года из Токио, – рассказывает Дункан, – я сказал им, что я возвращаюсь в Корею попытаться получить то, что я называл двумя словами «бессловесная история», эта история и легла в основу моей будущей книги. Вскоре после этого я освещал бой возле реки Нактонган, я сделал фото (третье этой галерее) солдат, бегущих мимом мертвого вражеского солдата, их обмундирование совершенно пропиталось грязью и навозной жижей и бог знает, чем еще. В конечном итоге я поместил эту фотографию на обложку своей книги «Это война!», вышедшей год спустя».


Пехотинцы возвращаются с Чосинского водохранилища


Пехотинцы маршируют по горной дороге названной «Тропа кошмаров» во время отступления после битвы при Чосинском водохранилище


Уставший, продрогший от жгучего холода до костей пехотинец во время отступления из Чосинского водохранилища, зима 1950 года

В адскую летнюю жару и в трескучие зимние морозы Дункан шел с морскими пехотинцами, документируя мучительную жизнь, которую они вели. А ведь такова жизнь и судьба всех солдат во всех боевых конфликтах по всему миру.

«При отступлении с Чосинского водохранилища было минус 40 градусов, – Дункан вспоминает одну особо ужасную битву зимы 1950 года. – И леденящий ветер! Этот ветер дул из Манчжурии и доводил температуру по ощущениям до 50-60 градусов ниже нуля. Было так чертовски холодно, что моя пленка становилась хрупкой, она просто ломалась как крекер. Но я заряжал и разряжал камеру у себя под одеждой и хранил там часть пленок, и поэтому смог сделать вполне достойные кадры». (особенно фотографии 7, 8 и 9)


Уставший и изможденный солдат съежился от сильного мороза во время отступления из Чосинского водохранилища


Потрясенный солдат хватает банку с едой. Отступление из Чосина, декабрь 1950 года


Бои за Сеул, Корея, 1950 год

Двухнедельная битва в Чосине, после которой контингент ООН численностью 30000 солдат смог уйти от 60000 китайских солдат окруживших их, считается решающим сражением по одной простой причине: превосходящие по численности союзные войска смогли прорваться через окружившие их войска противника, одновременно нанося им тяжелые потери.

Вспоминая невыразимое насилие и постоянные лишения (без тепла зимой, без облечения от летней жары, постоянный голод) тех лет, Дункан отмечает положительные качества корейских союзников американцев.


«Это, – Дункан говорит о фотографии, сделанной во время боев за Сеул, – лучшая моя картина мытарств гражданского населения в Корее — семья бегущая вниз по ступеням, отец держащий ребенка, стреляющие танки. Эти танки вели огонь со стороны северокорейцев прямо вдоль улицы!»


Пехотинец спит в своем джипе, а щенок в это время жалобно визжит в его ухо. Отступление из Чосина, декабрь 1950 года


Американские солдаты идут мимо тел павших товарищей при отступлении из Чосинского водохранилища

«Первое, что приходит на ум прямо сейчас, когда снова разглядываешь эти фотографии, – говорит Дункан. – Никогда, ни один американский солдат не оглядывался для того, чтобы посмотреть на то, что южные корейцы делают за спиной. Пехотинцы в Корее никогда не боялись «дружественно огня» или артиллерийского обстрела, который вели южнокорейцы, наши союзники. Совершенно иная картина была позднее во Вьетнаме, когда мы сражались вместе с южными вьетнамцами. В отличие от них корейцам можно было доверять».


Солдаты на привале после преодоления горной дороги «Тропа кошмаров» при отступлении из Чосинского водохранилища, декабрь 1950 года


Пехотинцы идут за грузовиком, загруженным мертвыми телами, во время отступления из Чосинского водохранилища


Фотокорреспондент журнала LIFE Дэвид Дункан в Корее

Корейская война длилась около трех лет, с 25 июня 1950 года, когда Северная Корея напала на Южную, и до 27 июля 1953 года, когда Командование Силами ООН, северокорейская армия и китайские добровольцы подписали соглашение о перемирии. Впрочем, южнокорейский президент отказался подписать этот документ, а это технически означает, что война между Северной Кореей и Южной Кореей до сих пор не закончилась.

Мы ценим подвиг Дункана и всех военных фотокорреспондентов, которые, несмотря на все тяготы и лишения, навечно запечатлевают мгновения войн.

Эти мгновения помогают понять, через что приходится проходить солдатам, какие потрясения испытывать и какую цену платить за это. Это война!

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Перевод:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

51 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти