Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)

Далеко не все оригинальные и смелые проекты доходят до практической реализации или приводят к появлению серийной техники. Успешному их завершению могут мешать многочисленные технические проблемы, отсутствие необходимого опыта или даже давление со стороны признанных лидеров отрасли. В результате перспективные проекты застревают на стадии испытаний прототипа, а затем остаются в истории в качестве технических курьезов. Представителем такого рода проектов может считаться опытный бронеавтомобиль Tucker Tiger Tank Car.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank («Танк Такера «Тигр») или Tucker Combat Car («Боевая машина Такера») с 1939 года (по другим данным, с 1937-го) разрабатывался американской компанией Ypsilanti Machine and Tool Company. Интересна предыстория этой организации. Ее основателем стал инженер Престон Такер, имевший отношение к автомобильной промышленности и, в частности, гонкам «Индианаполис». Именно во время своей работы в области автогонок Такер познакомился с конструктором Гарри Миллером, который впоследствии помог ему реализовать несколько новых проектов. В частности, фирма Miller and Tucker, Inc работала над проектами гоночных автомобилей.

В 1939 году П. Такер переехал в г. Ипсиланти (шт. Мичиган), где основал новую компанию Ypsilanti Machine and Tool Company. Единственный цех предприятия был организован в старом амбаре, приобретенном его основателем. Именно после этого Такер и Миллер попробовали свои силы в деле создания боевой бронированной техники.


Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Броневик и его создатели. Фото Blog.hemmings.com


По некоторым данным, работа в новой сфере началась с запроса Нидерландов о создании перспективной бронетехники. Голландское военное ведомство желало получить современный бронеавтомобиль с высокими характеристиками, приспособленный к условиям страны. В частности, требовались высокая проходимость по грунтовым дорогам и пересеченной местности, а также соответствующее вооружение. П. Такер и Г. Миллер начали разработку нового броневика, который мог бы устроить потенциального заказчика. Именно в это время появилось обозначение Tucker Tiger Tank.

Проектирование бронеавтомобиля продолжалось в течение нескольких месяцев, и за это время ситуация в Европе изменилась. Весной 1940 года Нидерланды были оккупированы нацистской Германией, из-за чего поставка техники в эту страну стала невозможной. Тем не менее, Такер и Миллер не отказались от дальнейших работ. Они решили довести проект до ума и предложить готовый «Тигр» американской армии.

В основе проекта Tucker Tiger Tank лежала интересная идея. Предлагалось создать не просто броневик с пулеметным или пушечным вооружением, но универсальную машину, занимающую промежуточное положение в существующей номенклатуре и способную решать разные задачи. На сравнительно легком колесном шасси планировалось установить бронекорпус и оригинальный комплекс вооружения, обеспечивающий борьбу как с наземными, так и с воздушными целями. В итоге должна была получиться бронемашина с развитым зенитным и противопехотным вооружением. Получалось, что «Тигр» станет своеобразным переходным звеном между полноценными броневиками и зенитными установками. В дальнейшем такое предложение заинтересовало потенциальных заказчиков и даже привело к началу серийного производства некоторых отдельных агрегатов.

В качестве основы для нового бронеавтомобиля было взято колесное шасси с формулой 4х2. Вероятно, использовалось готовое шасси, однако точные сведения на этот счет отсутствуют. Шасси имело рамную конструкцию и оснащалось бензиновым двигателем Packard V-12 мощностью 175 л.с. Перед установкой на броневик двигатель был доработан Г. Миллером с целью некоторого повышения характеристик. При помощи механической трансмиссии двигатель, установленный в передней части машины, соединялся с задней ведущей осью. Два моста монтировались на листовых рессорах.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Броневик с металлическим колпаком турели. Фото Aviarmor.net


Не имея опыта работы с броней, Такер был вынужден обратиться за помощью к компании American Armament Corp. Ее специалисты, консультируясь с автором проекта, разработали оригинальный бронекорпус. Кроме того, в дальнейшем эта организация изготовила корпус и установила его на шасси. П. Такер и Г. Миллер предложили несколько интересных идей, связанных с конструкцией бронекорпуса. За счет их использования корпус получил классическую для подобной техники компоновку, но отличался от других аналогичных образцов некоторыми любопытными особенностями.

Корпус Tucker Tiger Tank предлагалось сваривать из большого количества прямолинейных бронелистов разных размеров и формы. Толщина листов колебалась в пределах от 7 до 14 мм. Подобное бронирование позволяло защитить экипаж и агрегаты машины от пуль стрелкового оружия. Помимо корпуса защита агрегатов должна была осуществляться при помощи металлических дисков на колесах, а в составе турели на крыше использовались несколько деталей из бронестекла.

Корпус, разработанный П. Такером и American Armament Corp., имел стандартную для броневиков компоновку. В передней части имелся моторный отсек, все прочие объемы отдавались под объединенные отделение управления и боевое отделение. С целью сокращения затрат брони и уменьшения веса конструкции было решено использовать сложную форму корпуса, образованную большим количеством сопряженных панелей.

Нижняя часть бортов располагалась вертикально, а ширина этой части корпуса не менялась по всей его длине. В передней части корпуса, в моторном отсеке, предусматривалась расширяющаяся верхняя часть с изогнутой крышей-капотом. Передняя вертикальная стенка моторного отсека имела жалюзи радиатора. В передней части верхнего расширения установили фары с приводами для качания в вертикальной плоскости. Управление фарами осуществлялось при помощи тяг на рулевой колонке. Обитаемый отсек имел схожую компоновку бронелистов с небольшими деталями, разваленными наружу и наклоненными внутрь верхними частями бортов. Капот и горизонтальная крыша соединялись при помощи наклонного лобового листа, который был сопряжен с бортами при помощи треугольных скул. В корме верхняя часть бортов сходилась и соединялась с наклонным кормовым листом.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Вид на корму. Фото Aviarmor.net


В корпусе предусматривались несколько люков для посадки и окон наблюдения за обстановкой. В наклонном лобовом листе обитаемого отсека были проделаны два люка для наблюдения за дорогой, закрытые блоками бронестекла. Еще два квадратных люка аналогичной конструкции со стеклами имелись на бортах, позади скул. В кормовых бортовых наклонных листах имелись еще два люка-окна. Все окна комплектовались одинаковыми блоками стекла, которые при необходимости можно было менять местами. Над отделением управления в крыше располагался сравнительно крупный люк, а в кормовом листе предусмотрели большую дверь для посадки. Таким образом, экипаж машины мог попасть в машину через дверь или верхний люк, а также вести наблюдение за окружающей обстановкой при минимальных мертвых зонах.

Внутри корпуса предусматривались три рабочих места для экипажа. В передней части обитаемого отсека находились места водителя и командира. Третий член экипажа, стрелок, должен был находиться в корме, в поворотной башне-турели. Примечательно, что конструкция машины делала стрелками всех троих членов экипажа. При необходимости командир и водитель тоже могли использовать имеющиеся пулеметы.

Основой комплекса вооружений броневика Tucker Tiger Tank стала оригинальная поворотная турель с электрическими приводами. В кормовой части крыши корпуса располагался погон с креплениями для турели, разработанной специально для нового броневика. В турели имелось место для размещения стрелка-наводчика и набор необходимых органов управления. В центральной части турели располагались крепления для вооружения. Для атаки различных целей можно было использовать 37-мм автоматическую пушку с темпом стрельбы до 120 выстрелов в минуту, а также крупнокалиберный пулемет M2.

Конструкция турели обеспечивала круговое наведение по горизонтали и углы возвышения до +75°. Для облегчения наблюдения за окружающим пространством турель оснащалась полусферическим прозрачным куполом, выполненным из бронестекла. В силу определенных причин готовая полноценная «стеклянная» турель появилась не сразу, из-за чего крыша броневика изначально пустовала, а затем на нее установили макет боевого отделения, изготовленный из металла. Лишь на поздних стадиях проекта броневик получил полноценную турель с вооружением, а затем и полусферический прозрачный колпак. При этом конструкция турели несколько раз дорабатывалась.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Процесс замены бронестекла. Кадр из кинохроники


В качестве дополнительного вооружения броневик Такера получил два пулемета M1919 винтовочного калибра. Они монтировались в установках скуловых листов корпуса и должны были использоваться командиром и водителем. Таким образом, бронеавтомобиль мог атаковать цели в любых направлениях при помощи автоматической пушки и крупнокалиберного пулемета, а часть секторов передней полусферы дополнительно перекрывалась двумя пулеметами.

Новая бронемашина получилась достаточно компактной и легкой. Длина броневика «Тигр» достигала 4,2 м, ширина составляла 1,9 м, высота (вместе с турелью) – 2,44 м. Боевая масса была заявлена на уровне 10 тыс. фунтов (чуть более 4,5 т), таким образом, за счет ряда оригинальных решений перспективный бронеавтомобиль был примерно на тонну легче своих прямых аналогов.

Первый и, по некоторым данным, единственный прототип броневика Tucker Tiger Tank или Tucker Combat Car был построен в начале 1940 года на заводе компании American Armament Corp. Как уже упоминалось, в ходе производства возникли некоторые проблемы с изготовлением турели, из-за чего на первые испытания броневик вышел без какого-либо вооружения, но в дальнейшем получил все необходимое оборудование.

Потеряв заказчика в лице армии Нидерландов, П. Такер предложил свою разработку американским вооруженным силам. Военное ведомство США заинтересовалось предложением и пригласило изобретателя-энтузиаста продемонстрировать новую бронемашину на армейском полигоне. В ходе демонстрации броневика военным руководитель проекта напирал на ее основные преимущества. Упоминалось достаточно мощное вооружение, универсальность боевого применения, малый вес, высокая скорость и т.д. Кроме того, по некоторым данным, П. Такер говорил и об увеличенной стойкости к минам, связанной с формой нижней части корпуса.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Турель с 37-мм пушкой и 12,7-мм пулеметом. Фото Aviarmor.net


Характерной частью броневика «Тигр» была малая боевая масса и сравнительно большая мощность двигателя, что могло дать ему высокие характеристики подвижности. Тем не менее, точные сведения на этот счет отсутствуют. В разных источниках упоминается, что бронемашина могла развивать скорость более 100 миль в час (более 160 км/ч), вплоть до 117 миль/ч (более 180 км/ч). Тем не менее, в иных документах упоминаются более скромные характеристики. Так, в армейских документах максимальная скорость броневика была определена на уровне 74 миль/ч (120 км/ч). Какие цифры наиболее полно соответствуют действительности – неизвестно, однако можно предположить, что разгон до скоростей порядка 150-200 км/ч мог быть связан с проблемами в отношении управляемости и стабильности поведения машины на дороге.

Перспективный бронеавтомобиль Tucker Tiger Tank прошел необходимые испытания, по результатам которых военные приняли решение. Предложенный броневик имел положительные черты, однако не был лишен недостатков. Анализ характеристик и возможностей показал, что армии стоит отказаться от оригинального предложения. Бронеавтомобиль не стал предметом контракта на серийное строительство и поставку. Тем не менее, некоторые наработки по проекту Такера и Миллера были использованы в дальнейшем при строительстве новой военной техники.

Отдельным вопросом является количество построенных броневиков. Согласно большинству источников, был построен всего один Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car, использовавшийся для испытаний и списанный после их завершения. Однако в сохранившейся кинохронике демонстрируется «полностью испытанный и готовый к сдаче флот» таких броневиков численностью около двух десятков машин. Как эти кадры соотносятся со сведениями из иных источников – до конца не ясно. По-видимому, действительно существовало более одной бронемашины нового типа, однако в связи с отказом военных все собранные броневики были утилизированы за ненадобностью.

Одним из главных элементов проекта броневика «Тигр» была специальная турель с пушечно-пулеметным вооружением. В отличие от иных агрегатов бронеавтомобиля, это изделие смогло заинтересовать военных. Вскоре после завершения испытаний и отказа от броневика было принято решение о некоторых доработках турели с последующим началом ее серийного производства. Достаточно удачная конструкция позволила использовать эту систему на катерах и судах различных типов, а также на дальних бомбардировщиках. Вооружение «Турели Такера» обычно состояло из двух пулеметов крупного калибра. Различная техника, оснащенная такими турелями, эксплуатировалась в течение длительного времени и оставалась в строю даже после окончания Второй мировой войны.

Проект бронеавтомобиля Tucker Tiger Tank / Tucker Combat Car (США)
Турель и стрелок. Фото Aviarmor.net


В силу определенных причин после начала серийного производства турелей П. Такеру пришлось обращаться в суд. Возникли разногласия, связанные с использованием патентованных агрегатов и невыплатой полагающихся вознаграждений. Из-за этого изобретатель в течение нескольких лет был вынужден судиться с производителями вооружения, основанного на его разработках.

После отказа военного ведомства Престон Такер вернулся к созданию автомобильной техники гражданского назначения и более не возвращался к разработке боевых машин. Ко второй половине сороковых годов он разработал и представил несколько оригинальных и смелых проектов. К началу пятидесятых он пытался продвигать ряд многообещающих проектов, в основе которых лежали нестандартные и перспективные идеи. Тем не менее, автомобильный рынок уже был поделен между крупными производителями, из-за чего новая компания с чересчур смелыми идеями не смогла отвоевать место для себя.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.com/
http://aviarmor.net/
http://tank2.ru/
http://blog.hemmings.com/
http://autoweek.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. qwert 18 января 2016 07:16
    Турель с большими вертикальными углами на бронеавтомобиле- весьма неплохая идея.
    1. Комментарий был удален.
  2. профессор 18 января 2016 07:22
    Машина выглядит даже сегодня современной. good
    1. амурец 18 января 2016 10:48
      Цитата: профессор
      Машина выглядит даже сегодня современной.

      Согласен с вами,но не полностью.Машины такого типа должны иметь колёсную формулу 4Х4 и двигатель с 12-ю цилиндрами при 175л.с.- это слишком малая мощность,а в остальном машина на уровне наверное даже нашего времени.Ведь Виллис и Бантам выпускаются до сих пор,правда в странах 3-го мира.Интересная статья,автору спасибо,а конструкторам тем более,они сумели заглянуть далеко вперёд.
  3. tchoni 18 января 2016 08:53
    Самое интересное, что нечто подобное немцы довели до серии в своих psv231
  4. 31rus 18 января 2016 09:38
    Да уж даже современные самоделки ,уступают этому броневику и по дизайну и по вооружению,спасибо Кирилл
  5. Marssik 18 января 2016 12:24
    На фото турель с 2мя пулеметами пушки там не видно. Внешне как будто с бомбера сняли smile .
  6. Алекс 18 января 2016 22:29
    О послевоенных мытарствах Такера в журнале-газете "За рубежом" в советские времена была большая и интересная статья. Там рассказывали о его модели, ЕМНИП, "Торпедо" и как "большая тройка" из Детройда разорила его фирму. В общем, не везло Такеру, причём, по полной.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня