СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора

В начале 1930-х годов успехи индустриализации в Советском Союзе позволили обеспечить развитие автотракторной и танковой промышленности, что, в свою очередь, позволило приступить к полноценной и широкой моторизации и механизации частей и подразделений Красной Армии. В стране быстрыми темпами шел процесс разработки новых тракторов, автомобилей, танков и артиллерийских тягачей. В соответствии с военно-теоретической мыслью того времени считалось, что ударную и огневую мощь механизированных соединений должны обеспечивать не только танки, но и САУ — самоходные артиллерийские установки.

По этой причине уже 2 октября 1930 года Революционный военный совет (РВС) Советского Союза принимает «Постановление РВС об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок». Согласно принятому постановлению советским КБ и заводам необходимо было уже к 1 октября 1931 года спроектировать и произвести порядка 20 типов САУ различного назначения. Такого размаха работ в этой области не планировалось на тот момент ни в одной стране мира, в том числе и в Германии, которая считалась лидером в этой области.

Любопытным представляется тот факт, что наряду с САУ непосредственной поддержки и сопровождения механизированных частей (чаще всего эти самоходки проектировались на шасси танков) постановлением РВС предусматривалась разработка в стране «САУ вторых эшелонов». Задачи данных самоходных артиллерийских установок определялись следующим образом: «Назначение — сопровождение и поддержка атаки танков вторых эшелонов сопровождения пехоты». В качестве шасси должны были использоваться освоенные промышленностью тракторы «Коммунар» и «Сталинец». Масса самоходок не должна была превышать 9-10 тонн, максимальная скорость движения — 12-15 км/ч. Вооружать эти самоходки второго эшелона планировалось 76,2-мм полковой пушкой или 76-мм зенитной пушкой. Горизонтальный угол наводки должен был составить не менее 300 градусов, вертикальный — 30 градусов.


СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора


В наши дни многим может показаться странной, если не сказать смешной, увлеченность руководства Красной Армии самоходками, построенными на шасси обычных тракторов. Однако следует принять во внимание тот факт, что в то время ни одна армия в мире не обладала опытом создании подобных систем вооружений. По этой причине советские военные и конструкторы вынуждены были идти методом проб и ошибок. К тому же опыт использования в 1920-е годы самоходных пушек на шасси тракторов, в том числе и трофейных белогвардейских САУ на базе британских и американских тракторов, был положительным. Эти ограниченно применяемые боевые машины продемонстрировали довольно высокую эффективность при сравнительно небольших трудозатратах на производство.

К тому же использование тракторных шасси, которые были в несколько раз дешевле танковых, сулило для САУ большие выгоды. Во-первых, такое шасси позволяло обеспечить быстрое оснащение РККА самоходной артиллерией. Во-вторых, в случае большой войны можно было резко увеличить количество боевых машин путем обычной переделки уже имеющихся в народном хозяйстве страны тракторов в самоходные артиллерийские установки. В те годы данная идея казалась очень привлекательной, особенно если брать во внимание слабую оснащенность Красной Армии бронетанковой техникой и имеющиеся сложности с налаживанием выпуска танков на советских заводах.

В качестве шасси для новых самоходных установок было решено выбрать первый советский гусеничный трактор «Коммунар», остановившись на модели З-90. Трактор «Коммунар», который выпускался Харьковским паровозным заводом (ХПЗ), был разработан на основе популярного немецкого трактора Hanomag WD-50. Данный трактор активно использовался не только в советском народном хозяйстве, но и в Красной Армии в качестве артиллерийского тягача. Тракторы версии З-90 были самой массовой версией «Коммунара» и с незначительными изменениями выпускались до 1935 года. Основным предназначением тракторов этой серии была «тяга артиллерийских грузов с повышенными скоростями вперед вплоть до появления специальных тракторов». На тракторе «Коммунар» З-90 стоял карбюраторный бензиновый двигатель, развивавший мощность 90 л.с. При весе в 8,5 тонн он мог перевозить до 2 тонн и тянуть в прицепе до 6 тонн груза. Трактор оснащался коробкой передач с тремя скоростями вперед и одной назад, он мог развивать скорость в диапазоне от 3,9 км/ч до 15,2 км/ч. Запас хода «Коммунара» составлял 150 км.

СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора


Разработкой САУ второго эшелона на базе трактора в августе 1931 года занялся ленинградский завод «Большевик» совместно с военным складом №60, расположенным в Брянске. Данный склад являлся основной базой по строительству и модернизации бронепоездов для нужд РККА. Здесь выпускались не только бронепоезда, но и бронедрезины, а также отдельные броневагоны. Совместная разработка получила обозначение СУ-2. Основным вооружение САУ стала широко распространенная 76,2-мм полковая пушка образца 1902 года.

Для установки на шасси трактора «Коммунар» данного орудия оно было усилено. Сидение водителя, кронштейны крепления будки со стойками и бензобака в задней части трактора были сняты. Бензобак перенесли и закрепили над правой гусеницей, а металлический настил рамы на месте кабины был расширен. На месте демонтированного сидения водителя в средней части трактора установили штатную орудийную тумбу конструкции Сормовского завода, которая применялась на бронепоездах. Благодаря такому решению, орудие получило сектор обстрела в 360 градусов. Проектом предусматривалась защита орудия броней толщиной до 10 мм, но на опытном образце самоходки бронещит был изготовлен из обыкновенной (не броневой) стали. Боекомплект 76,2-мм орудия, который состоял из 200 снарядов, должен был перевозиться на специальной прицепной тележке.

Испытания самоходки СУ-2 проводились с 12 по 16 октября 1931 года в окрестностях военного склада №60. За четыре дня машина прошла 35 км, при этом было выполнено 39 выстрелов: 38 с места и один на ходу. Для того чтобы максимально приблизить условия ходовых испытаний к войсковым испытаниям, самоходка буксировала специальную прицепную тракторную повозку П-18 с грузом массой 2500 кг и орудийным расчетом (5 человек). Максимальная скорость движения при этом достигала 12 км/ч. В целом СУ-2 произвела благоприятное впечатление на представителей Красной Армии. К ее положительным качествам были отнесены: наличие кругового сектора обстрела из орудия и его соответствие требованиям армии, сравнительно простое техобслуживание и неплохие на тот момент времени скоростные характеристики. Помимо этого, в случае принятия на вооружение РККА самоходки СУ-2 проблема с запчастями могла решаться за счет использования запчастей от обычных тракторов.

СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора


Первоначально САУ даже рекомендовали к принятию на вооружение дивизионной артиллерии, а также предложили рассмотреть возможность разработки на ее базе 122-мм самоходной гаубицы, а также самоходной зенитной пушки. Но представленный спустя некоторое время на НИАП доработанный вариант СУ-2 с 122-мм орудием оказался непомерно утяжеленным. СУ-2 так и не приняли на вооружение Красной Армии, а уже в конце 1931 года и начале 1932 года в стране была развернута новая программа по строительству самоходных артиллерийских орудий на шасси легкого танка Т-26, который обладал лучшими ходовыми характеристиками и намного большей мобильностью. Все усилия было решено сосредоточить на разработке самоходных установок на танковых и специальных шасси.

Параллельно с проектированием самоходки СУ-2 на заводе «Большевик» в Ленинграде велась работа по созданию самоходной установки, обладавшей индексом СУ-5 (не стоит путать с самоходкой СУ-5, спроектированной на базе танка Т-26, которая появилась несколько позже). Данная самоходка была выполнена с использованием схемы СУ-2 на том же шасси трактора «Коммунар». Однако в отличие от СУ-2 новая самоходка должна была вооружаться 76-мм зенитной пушкой образца 1915 года, при этом бронирование на САУ отсутствовало. Благодаря этому, масса самоходки несколько уменьшилась и не превышала 9400 кг. Для уменьшения раскачивания при стрельбе самоходка СУ-5 была оснащена 4-мя откидными упорами. Опытный образец самоходки, который был изготовлен весной 1932 года, успешно прошел испытания. Была даже начата постройка 12 подобных артиллерийских установок для проведения войсковых испытаний, однако очень скоро она была остановлена, так как основным зенитным орудием Красной Армии становилась новая 76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года. А обычное тракторное шасси для новой артиллерийской системы оказывалось уже слабоватым.

САУ СУ-2 и СУ-5 были рекомендованы к принятию на вооружение, планировалось даже начать строительство опытных серий машин. Но появление в СССР танка Т-26, который был признан гораздо более перспективным в плане создания на его базе САУ, а также последовавшее в 1932 году распоряжение о переводе всех артиллерийских систем старых типов на склады, поставили крест на этих «боевых тракторах». Попытка установки на СУ-5 более совершенной 76,2-мм зенитной пушки была обречена на провал изначально по причине отсутствия у тракторного шасси необходимого запаса прочности. Как итог — оба самоходных орудия были разукомплектованы, а к идее строительства САУ на базе трактора в Советском Союзе не возвращались вплоть до 1941 года.

СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора


Стоит отметить, что в случае принятия на вооружение самоходок СУ-2 и СУ-5, они получили бы в наследство проблемы самого трактора «Коммунар». Существенным недостатком при производстве данных машин на ХПЗ было, по сути, индивидуальное производство. Взаимозаменяемость деталей отсутствовала даже в пределах одной серии машин. При заказе на харьковском заводе вновь устанавливаемых деталей и узлов, например двигателя, необходимо было помимо каталожного номера указывать и серийный номер выпущенного трактора. Такое положение дел затрудняло снабжение запчастями, усложняло эксплуатацию тракторов и удорожало процесс их производства. С течением времени ситуация на ХПЗ постепенно изменялась в лучшую сторону, однако данная проблема не была решена на заводе и при выпуске других изделий вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-2:

Габаритные размеры: длина — 4350 мм, ширина — 2060 мм, высота — 3300 мм.
Масса — 10 тонн.
Максимальная скорость — 14 км/ч.
Запас горючего — 285 л.
Запас хода — 150 км.
Вооружение — 76,2-мм полковая пушка образца 1902 года.
Боекомплект — 200 снарядов на прицепе.
Бронирование — 6-10 мм.
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/at_su2-5.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr2.php
http://coollib.net/b/248327/read (журнал «Техника и вооружение»)
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. qwert 21 января 2016 07:03
    Вот именно такими тракторами планировал вооружить РККА "великий и гениальный" Тухачевский. Предлагал на каждый нормальный танк строить 9 бронированных тракторов, причем в ушерб нормальным танкам. Наверно расчитывал, что в случае войны противник будет умирать от хохота, когда на него со скоростью 3-4 км/ч поползут армады этих уродцев. Кстати, в мирное время он должен был пахать колхозные поля.
    1. стас57 21 января 2016 09:07
      Цитата: qwert
      Вот именно такими тракторами планировал вооружить РККА "великий и гениальный" Тухачевский. Предлагал на каждый нормальный танк строить 9 бронированных тракторов, причем в ушерб нормальным танкам.Наверно расчитывал, что в случае войны противник будет умирать от хохота, когда на него со скоростью 3-4 км/ч поползут армады этих уродцев. Кстати, в мирное время он должен был пахать колхозные поля.

      мне кажется вы не разобрались в вопросе, если вообще читали статью, но пнуть не поленились.

      Это эрзац замена буксированной арты второй линии, попытка откровенно нищей страны сэкономить.
      нормальных танков не хватало, а создание на гус. ходу тяжелых артсистем поддержки уже отчетливо понималось.

      касательно
      оно конечно хорошо быть богатым и счастливым, а еще на теплом диване обладать послезнанием, но быть бедным, и еще делать все впервые сложно.
      еще раз прочитайте вот это(хотя скорее впервые прочитайте вот это)
      В наши дни многим может показаться странной, если не сказать смешной, увлеченность руководства Красной Армии самоходками, построенными на шасси обычных тракторов. Однако следует принять во внимание тот факт, что в то время ни одна армия в мире не обладала опытом создании подобных систем вооружений. По этой причине советские военные и конструкторы вынуждены были идти методом проб и ошибок. К тому же опыт использования в 1920-е годы самоходных пушек на шасси тракторов, в том числе и трофейных белогвардейских САУ на базе британских и американских тракторов, был положительным. Эти ограниченно применяемые боевые машины продемонстрировали довольно высокую эффективность при сравнительно небольших трудозатратах на производство.

      К тому же использование тракторных шасси, которые были в несколько раз дешевле танковых, сулило для САУ большие выгоды. Во-первых, такое шасси позволяло обеспечить быстрое оснащение РККА самоходной артиллерией. Во-вторых, в случае большой войны можно было резко увеличить количество боевых машин путем обычной переделки уже имеющихся в народном хозяйстве страны тракторов в самоходные артиллерийские установки. В те годы данная идея казалась очень привлекательной, особенно если брать во внимание слабую оснащенность Красной Армии бронетанковой техникой и имеющиеся сложности с налаживанием выпуска танков на советских заводах.
    2. GRAY 21 января 2016 09:34
      Цитата: qwert
      противник будет умирать от хохота, когда на него со скоростью 3-4 км/ч поползут армады этих уродцев.

      Они должны были поддерживать огнём наступающие части, а не в атаку ходить.
  2. 31rus 21 января 2016 07:25
    Уважаемые,одна из тупиковых попыток создать дешево и сердито,хотя если брать глобально,то это далекие предки,современных САУ,интересно а реальные образцы ,глде то сохранились
    1. samoletil18 21 января 2016 22:30
      Цитата: 31rus
      Уважаемые,одна из тупиковых попыток создать дешево и сердито,хотя если брать глобально,то это далекие предки,современных САУ,интересно а реальные образцы ,глде то сохранились

      Ну не было тгда тойот с безоткатками.
  3. АлНиколаич 21 января 2016 08:48
    Так товарищи дорогие! Явно сказано, что это САУ второго эшелона... То есть некий эрзац такой... Учитывая, что двадцатые- тридцатые годы были в поиске концепции применения танков, и пробовалось всё, от пулемётных танкеток типа Карден-Лойд. и заканчивая монстрами типа Т-35, Ратте и т.д. Метод проб и ошибок.
    А вот многие современные шушпанцеры строят кустарно, как раз по подобному принципу, как эти самоходки...
  4. стас57 21 января 2016 09:02
    САУ СУ-2 и СУ-5 были рекомендованы к принятию на вооружение, планировалось даже начать строительство опытных серий машин. Но появление в СССР танка Т-26, который был признан гораздо более перспективным в плане создания на его базе САУ,

    в итоге и на Т26 то же ничего реально в армию поставлено не было.
    1. Alexey RA 21 января 2016 11:16
      Цитата: стас57
      в итоге и на Т26 то же ничего реально в армию поставлено не было.

      ЕМНИП, там проблема была в том, что СУ-5-1 отпала почти сразу - у армии были арттанки с 76-мм орудиями. У СУ-5-3 даже усиленное шасси не выдерживало нагрузки при марше и стрельбе.
      Оставалась вроде бы устраивающая военных СУ-5-2. Но по результатам её войсковых испытаний выяснилось, что даже для 122-ии гаубицы модернизированное шасси Т-26 всё равно слишком слабое, а двигатель имеет малую мощность.

      Кроме того, сама по себе САУ ничего не решает. Для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами механизированной артиллерии нужно механизировать и оснастить надёжной связью все подразделения дивизиона. Иначе получится, что пришли САУ на позиции - а стрелять не могут: пока пройдёт топопривязка, пока связисты раскинут сеть связи, пока дотянут телефон до корректировщиков (с рациями были проблемы - качество и дальность связи, пригодные для нормальной корректировки огня, обеспечивали только типы радиостанций уровня от дивизионных и выше)... короче, время развёртывания мехбатареи будет сравнимо с временем развёртывания батареи буксируемой.
      1. стас57 21 января 2016 11:25
        да, хорошо быть богатым и счастливым.
        совершенно нечего добавить (хотя можно углубиться в частности- например артразведка и корректировка из непосредственно стрелковых рот, как у противника, и как разрывается в таком случае связь и штабы, пытаясь обработать, как наладить это взаимовоздействие, чтоб заявка обрабатывалась не полчаса), частично решить все эти проблемы мы смогли только к сер 40 и огромными усилиями.
        1. Alexey RA 21 января 2016 11:52
          Цитата: стас57
          хотя можно углубиться в частности- например артразведка и корректировка из непосредственно стрелковых рот, как у противника, и как разрывается в таком случае связь и штабы, пытаясь обработать, как наладить это взаимовоздействие, чтоб заявка обрабатывалась не полчаса

          Когда ещё был жив ув. М.Свирин, он на форуме sudden-strike неплохо описал проблемы советской самоходной артиллерии для работы с закрытых ОП - для 30-х - 40-х годов прошлого века. А также примерные габариты оборудования для создания советской машины передовых артнаблюдателей и корректировщиков. Там получалось, что под это всё богатство нужно было шасси Т-34, а то и КВ.
          1. стас57 21 января 2016 11:55
            Цитата: Alexey RA
            Когда ещё был жив ув. М.Свирин, он на форуме sudden-strike неплохо описал проблемы советской самоходной артиллерии для работы с закрытых ОП - для 30-х - 40-х годов прошлого века. А также примерные габариты оборудования для создания советской машины передовых артнаблюдателей и корректировщиков. Там получалось, что под это всё богатство нужно было шасси Т-34, а то и КВ.

            я помню, и вифовские танкосрачи помню, из которых было 2 очевидных вывода-" БТ, Т-26 не смогут" и "система обеспечения и поддержки не сможет".
            1. Alexey RA 21 января 2016 12:45
              Цитата: стас57
              система обеспечения и поддержки не сможет".
              ... а если и сможет, то уже мехкорпус с такими тылами никуда не влезает. smile
              Мы подсчитали на наших учениях (даже выбрасывали по 2500 машин из боевого состава, брали самое необходимое для жизни и боя), и то у нас в прорыв идет 6800 машин, почти 7000.
              (...)
              Ведь нужно вытянуть колонны танкового корпуса, которые имеют глубину 22 — 23 км.
              (...)
              Один боекомплект танкового корпуса — это, примерно, 100 вагонов. Маршал Советского Союза т. Буденный говорил о том соответствии боеприпасов и горючего, какое надо иметь в прорыве. Один боекомплект приблизительно, как я сказал, это 100 вагонов. Вот представьте себе, какой нужен тыл, чтобы за собой это все тянуть, тем более, если иметь три с половиной боекомплекта.
              (с) Хацкилевич.
              1. стас57 21 января 2016 13:34
                все так
                Поднятие по тревоге соединения показало, когда отъедешь на 30 — 40 км от расположения части, то нужно пять дней ездить обратно и забирать нужное, но не взятое, и отвозить взятое, но ненужное.
                Нужно заранее рассчитывать, что машина должна везти. При проверке вышедших машин оказывалось, что все машины, как правило, не догружены на 300 — 500 кг, а есть такие машины, которые вмещают в себя 3 тонны, а на них грузится одна тонна. В результате командиры заявляют, что машин не хватает. Нужно заранее, еще в мирное время, рассчитать, что на каждую машину грузить, сколько грузить, и тогда у нас тыл окажется много меньше и машин вместо недостачи будет много излишних.
                Надо сказать, что подготовка тыла у нас плохая, этот вопрос остается недоработанным.
                (с) Федоренко Я. Н.
  5. mishastich 21 января 2016 09:10
    Но чисто внешне, Коммунар - очень красив.
  6. GRAY 21 января 2016 09:31
    Хлам. Не может трактор танки сопровождать - он слишком медленный.
    1. gla172 21 января 2016 09:45
      Он вообще то ,отстрелялся и сменил позицию,более от него ни чего не требуется.....
      1. gla172 21 января 2016 09:52
        _____________________----))
        1. GRAY 21 января 2016 10:07
          Цитата: gla172
          _____________________----))

          Это не от хорошей жизни... Да и в плане маневренности с ними была полная _опа.
          1. GRAY 21 января 2016 10:35
            Цитата: GRAY
            в плане маневренности с ними была полная _опа.

            Дада, так и было. Не зря реактивные установки на шасси грузовиков делать стали, а не тракторов или танков, там была острая необходимость в бодром темпе свалить после залпа.
            В конце войны они вообще все на шасси "Студебеккеров" были установлены.
      2. GRAY 21 января 2016 09:58
        Цитата: gla172
        Он вообще то ,отстрелялся и сменил позицию,более от него ни чего не требуется.....

        Как это не требуется?
        Каким образом эти САУ должны были танки сопровождать? Тем более, в Красной армии был сделан упор на скоростные машины, а тут трактор тихоходный...
        В ходе Великой Отечественной войны, всё равно пришли к тому что САУ должны в плане мобильности находиться на одном уровне с танками.
        1. стас57 21 января 2016 10:09
          Цитата: GRAY
          Как это не требуется?
          Каким образом эти САУ должны были танки сопровождать? Тем более, в Красной армии был сделан упор на скоростные машины, а тут трактор тихоходный...

          я так понял, что статью вы то же не читали?

          Любопытным представляется тот факт, что наряду с САУ непосредственной поддержки и сопровождения механизированных частей (чаще всего эти самоходки проектировались на шасси танков) постановлением РВС предусматривалась разработка в стране «САУ вторых эшелонов». Задачи данных самоходных артиллерийских установок определялись следующим образом: «Назначение — сопровождение и поддержка атаки танков вторых эшелонов сопровождения пехоты». В качестве шасси должны были использоваться освоенные промышленностью тракторы «Коммунар» и «Сталинец». Масса самоходок не должна была превышать 9-10 тонн, максимальная скорость движения — 12-15 км/ч. Вооружать эти самоходки второго эшелона планировалось 76,2-мм полковой пушкой или 76-мм зенитной пушкой. Горизонтальный угол наводки должен был составить не менее 300 градусов, вертикальный — 30 градусо
          1. GRAY 21 января 2016 10:25
            Цитата: стас57
            я так понял, что статью вы то же не читали?

            Читал я статью.
            Представьте себе что у вас танки имеют по шоссе скорость 30 км/ч, а приданные в усиление САУ 14 км/ч и вам нужно в составе колонны преодолеть 100 км.
            Вам не кажется что колонна будет двигаться со скоростью самого медленного участника?
            А если надо по шурику какой-нибудь манёвр совершить? Тогда вообще можно про усиление забыть, потому что эти САУ не поспеют за танками. Какое тут может быть "сопровождение атаки"?
            1. стас57 21 января 2016 10:42
              Цитата: GRAY
              Представьте себе что у вас танки имеют по шоссе скорость 30 км/ч, а приданные в усиление САУ 14 км/ч и вам нужно в составе колонны преодолеть 100 км.
              Вам не кажется что колонна будет двигаться со скоростью самого медленного участника?

              еще раз, в третий, хотя уже 2 раза было написано- это не танки прорыва, это САУ 2й линии: зачистки окопов, уничтожения ДОТ, это машины НПП, и двигаться они будут так, как идет маршевая пехота- 5км\ч, как идет ствольная арта на лошадях- 5 км/ч
              так понятно?
              А если надо по шурику какой-нибудь манёвр совершить? Тогда вообще можно про усиление забыть, потому что эти САУ не поспеют за танками. Какое тут может быть "сопровождение атаки"?

              в четвертый раз, это САУ НПП, они передвигаются с пехотой и ствольной артой на конной тяге
              1. Alexey RA 21 января 2016 11:22
                Цитата: стас57
                еще раз, в третий, хотя уже 2 раза было написано- это не танки прорыва, это САУ 2й линии: зачистки окопов, уничтожения ДОТ, это машины НПП, и двигаться они будут так, как идет маршевая пехота- 5км\ч, как идет ствольная арта на лошадях- 5 км/ч

                Вопрос в том - в какую из структур планировалось засунуть эту арту.,
                Задачи данных самоходных артиллерийских установок определялись следующим образом: «Назначение — сопровождение и поддержка атаки танков вторых эшелонов сопровождения пехоты».

                Если в стрелковые дивизии для поддержки их танков НПП - это одно (хотя зампотех и зампотыл повесились бы - в сд и танки-то не могли нормально содержать).
                Но беда в том, что НПП в СССР занимались ещё и танковые бригады. А вот для них скорость марша очень важна - потому как эти бригады являлись средствами усиления уровня армия-фронт и могли перебрасываться с одного участка на другой.
                1. стас57 21 января 2016 11:40
                  Алексей, ну так то про задумки самого начала 30х-первые мехбригады, только принята большая танковая программа 31-33

                  Кстати, если вы помните выкладки Ш&У в "Порядке" емнип, реальные скорости были крайне низкими, не только из за одних танков или одних тракторов, а из за общей разношерстности парка МК, ТБР и ТД, так что даже имея тбр условную легкую САУ на базе остального танкового парка, все равно тормозили коминтерны, сталинцы, комсомольцы.
                  но это уже существенно позднее
              2. GRAY 21 января 2016 11:36
                Цитата: стас57
                так понятно?

                Так понятно. smile
                Всё равно хлам. Пехоту можно на грузовики посадить и артиллерию так же буксировать можно, а с трактором так не получиться - транспортёров тогда не было.
                Были САУ на шасси грузовика - вот они в производство пошли. И с финиками успели повоевать и с японцами.
                1. стас57 21 января 2016 11:51
                  Всё равно хлам. Пехоту можно на грузовики посадить

                  да никто не говорит, что айс)- девиз довоенной армии-"хорошо быть богатым и счастливым." и первое точно не про нас.

                  можно, только их нет на всех, планировалось забрать у нархоза, да вот не совсем вышло.
                  а с трактором так не получиться - транспортёров тогда не было.

                  «Ворошиловец» — тяжелый артиллерийский тягач. Разработка начата в 1935 году. Вместимость
                  3+16 чел, Скорость — 42 км/ч без прицепа по шоссе, 20 км/ч с прицепом по шоссе, 16 км/ч с прицепом по пересеченной местности.
                  СТЗ-5-НАТИ с 1937 г. Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22), Число мест в кабине 2,Число мест в кузове 8


                  Но только это проблемы не решало, напомню знаменитое
                  «Мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений. (Из президиума: 30 км в час). М.Г. Хацкилевич: теоретически это так, а практически он такой скорости не дает.
                  замечу к грузовикам, что ШРУС у нас то же не пошел.

                  Были САУ на шасси грузовика - вот они в производство пошли. И с финиками успели повоевать и с японцами.

                  и потом кончились все, в итоге перешли к открытым САУ(СУ76) или к закрытым (Су, ИСУ) на базе совсем других машин


                  1. Alexey RA 21 января 2016 12:55
                    Цитата: стас57
                    и потом кончились все, в итоге перешли к открытым САУ(СУ76) или к закрытым (Су, ИСУ) на базе совсем других машин

                    В итоге в СССР вообще на время забросили класс САУ поддержки (для работы непрямой наводкой и с ЗОП) и перешли к штурмовым САУ, для которых основным был огонь прямой наводкой (и которые в результате отдали от артиллеристов танкистам).
                    Ибо других вариантов в войну не было: штурмСАУ не требовали кадров "двойной подготовки" (танкистов-артиллеристов), не требовали механизированных наблюдателей, точной и быстрой топопривязки и чёткой надёжной связи, и имели значительно меньший расход снарядов на подавление своих типовых целей (а это резко сокращает тылы).
                    Что же до артиллерии... в РККА посчитали, что при прорыве обороны противника танкам поможет артиллерия пехоты (на глубину 7-8 км от линии фронта). А при действии в глубине обороны противника для штурма его слабых узлов сопротивления хватит и штурмСАУ. Сильные же узлы (для штурма которых потребуется полноценная артподготовка с подавлением ПТО и вражеских артбатарей) мехчасти должны обходить.
                    1. hohol95 22 января 2016 22:34
                      Почему были заброшены проекты по САУ в СССР хорошо описано в этой книге - М. Свирин "Самоходки СТАЛИНА история советских САУ 1919-1945".
                2. hohol95 22 января 2016 22:33
                  На представленном вами фото СУ-1-12! Принято от Ленинградского Кировского завода было 99 шт. Делали их с 1934 по 1935 год! И если вам интересна теса советской самоходной артиллерии найдите книгу М. Свирина "Самоходки СТАЛИНА история советских САУ 1919-1945".
                3. hohol95 24 января 2016 14:06
                  На представленном вами фото СУ-1-12! Принято от Ленинградского Кировского завода было 99 шт. Делали их с 1934 по 1935 год! И если вам интересна теса советской самоходной артиллерии найдите книгу М. Свирина "Самоходки СТАЛИНА история советских САУ 1919-1945".
  7. vomag 21 января 2016 09:46
    Испытания самоходки СУ-2 проводились с 12 по 16 октября 1931 года я думаю что в те времена, это как "идея" очень даже новаторская.......... и не по теме у мя флаг то матрасии то гейропы... печаль че делать как это убрать?
    1. hohol95 22 января 2016 22:37
      И если вам интересна теса советской самоходной артиллерии найдите книгу М. Свирина "Самоходки СТАЛИНА история советских САУ 1919-1945".
  8. serezhasoldatow 21 января 2016 10:07
    Прообраз современного "Терминатора". Долго же воплощалось в металле.
    1. GRAY 21 января 2016 10:36
      Цитата: serezhasoldatow
      Прообраз современного "Терминатора". Долго же воплощалось в металле.

      Аа-ха-ха
  9. Alexey RA 21 января 2016 10:47
    В наши дни многим может показаться странной, если не сказать смешной, увлеченность руководства Красной Армии самоходками, построенными на шасси обычных тракторов. Однако следует принять во внимание тот факт, что в то время ни одна армия в мире не обладала опытом создании подобных систем вооружений.

    Вообще-то, британцы имели. Сначала, ещё в ПМВ, путём переделки из танка была создана САУ Gun Carrier Mark I. А в середине 20-х появилась полноценная САУ Birch Gun, которая была лишь частью амбициозного проекта по созданию механизированных войск Британии. К сожалению для армии лайми, политические дрязги и финансовый кризис поставили крест на мехвойсках конца 20-х.

    "Пушками на тракторах" Антанта переболела ещё в ПМВ.
  10. qwert 21 января 2016 15:49
    Цитата: стас57
    мне кажется вы не разобрались в вопросе, если вообще читали статью, но пнуть не поленились.
    Это эрзац замена буксированной арты второй линии, попытка откровенно нищей страны сэкономить.
    нормальных танков не хватало, а создание на гус. ходу тяжелых артсистем поддержки уже отчетливо понималось.

    А я разве спорю. Просто вот воочию увидел образцы тракторов, про которые твердил Тухачевский, и которыми хотел в большой пропорции разбавит "просто танки". А то, что время было такое и искали концепции примениия и т.п. это я и не трогаю. Оно возможно на тот момент и верно было, особенно как самоходки, но зам.наркома хотел их в первую линию двинуть. А это точно было не верное решение. Но разговор об этом, согласен, выходит за рамки статьи.
    1. opus 21 января 2016 23:49
      Цитата: qwert
      Просто вот воочию увидел образцы тракторов, про которые твердил Тухачевский, и которыми хотел в большой пропорции разбавит "просто танки".


      Ну это не правда

      Тухачевский считал, что в отличие от Первой мировой войны авиация и танки перестают быть вспомогательным средством ведения пехотно-артиллерийского боя и видел «возможность путем массового внедрения танков изменить методы ведения боя и операции, …возможность создавать для противника внезапные условия развития операции путем этих нововведений.», предлагал «совершенно по-новому подойти к планированию всей системы вооружения, организаций, тактики и обучения войск. Недоучет этих возможностей может послужить причиной ещё больших потрясений и поражений в будущей войне.»

      За десять лет до начала Второй мировой войны, когда ни Германия, ни Япония не имели ни одного танка, Тухачевский предлагал построить за один год в 2-4 раза больше танков, чем их построила Германия за все годы Второй мировой войны, и в 13-26 раз больше, чем построила Япония за все годы войны.

      Т-34 в 30е в кол-ве 33000 конечно не построить, а вот таких пепелацов,тысячь 40 можно



      1. Alexey RA 22 января 2016 10:13
        Цитата: opus
        Ну это не правда

        В целом - таки правда. Для максимизации выпуска танков Тухачевский действительно предлагал строить их на базе серийных тракторов. И окончательно убить экономику страны, выпуская только те модели тракторов, которые могут стать основой для танков.
        Прежде чем подвести итог сказанному о перечисленных выше типах танков, необходимо еще подчеркнуть ряд общих условий для конструирования и производства танков. Эти условия таковы.
        При прочих равных условиях колесно-гусеничный танк имеет преимущества перед гусеничным.
        Точно так же амфибия имеет преимущества перед неплавающим танком.
        Габариты танков должны соразмеряться с габаритами фюзеляжей тяжелых бомбардировщиков.
        Запаса горючего должно хватить на 150–200 километров.
        Основная масса танков должна строиться на базе стандартизованного автотракторного парка страны. И обратно, новые типы автомобилей и тракторов должны ставиться в производство лишь в том случае, если они могут стать механической основой танка.

        Уже к 1919 году Антанта готовила 10 000 танков, и это почти на пороге рождения танка. Представление будущей роли танков в масштабе 1918 года порождает стремление соединить в одном танке все, какие только можно вообразить, качества. Таким образом танк становится сложным, дорогим и неприменимым в хозяйстве страны. И наоборот, ни трактор, ни автомобиль не могут быть непосредственно использованы как основа такого танка.
        Совершенно иначе обстоит дело, если строить танк на основе трактора и автомобиля, производящихся в массах промышленностью. В этом случае численность танков вырастет колоссально...
        ..."Красный Путиловец" с марта 1931 года будет выпускать новый тип трактора, в полтора раза более сильный. Нынешняя модель слишком слаба. Новый трактор даст отличный легкий танк. Модель Сталинградского завода и Катерпиллер также приспособляются под танк.
        В общем, вопрос применения трактора и автомобиля для танка надо считать решенным и в наших условиях.

        Точку в этом вопросе поставили только в 1942, когда спецы из Кубинки с горечью констатировали:
        К сожалению, столь существенная роль трансмиссии в обеспечении боевых качеств машины, до сих пор не оценена в должной мере отечественной танковой промышленностью. Даже беглое ознакомление с трансмиссиями отечественных и иностранных машин показывает, что, если, в отношении качества двигателя, бронировки, вооружения, отечественные машины превосходят все известные нам машины иностранных марок, то трансмиссия отечественных танков уступает трансмиссиям иностранных танков, отстала от современного развития техники танкостроения.

        Подобному положению немало способствовал распространенный у нас взгляд на танковую трансмиссию как на трансмиссию тракторного типа и недооценка той роли, которую она играет в предопределении тактико-технической и боевой характеристики танка.
      2. kumaxa 22 января 2016 10:35
        ага и оставить сельское хозяйство без тягловой силы . граждане даж в начале 30х годов в госплане были грамотные люди которые главе праительства могли все обьяснить и показать и на бумаге и на пальцах. посему на вооружение были приняты танки БТ-7 танк прорыва потом и Т-26 танк поддержки пехоты . из книги А.ШИРОКОРАДА И ПУБЛИКАЦИЙ из нета в том числе и топвар модификаций этих танков была тьма в том числе и телеметрические танки.танкое шасси это шасси расчитанное на кратковременное спецпримение в условиях войны .под эти задачи оно и проэктировалось тогда проэктируется и сейчас.этот бред тухачевского стоил ему поста потом и жизни.война моторов по тухачевскому так и не состоялась.
  11. 505506 24 января 2016 05:32
    Каменты,порой,доставляют,не меньше,чем основная статья. Жаль,не всегда сразу ясно,где спец комментит,а где диванник.
    1. hohol95 24 января 2016 14:08
      Если вам интересна тема советской самоходной артиллерии найдите книгу М. Свирина "Самоходки СТАЛИНА история советских САУ 1919-1945".
  12. Андрей77 27 января 2016 02:32
    Автору статьи:

    "В соответствии с военно-теоретической мыслью того времени считалось, что ударную и огневую мощь механизированных соединений должны обеспечивать не только танки, но и САУ — самоходные артиллерийские установки."

    Бред. Никаких САУ в РККА не было. Они появились потом, когда немцы доказали, что такая система имеет право на жизнь. Опытные образцы не считаем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня