СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора

В начале 1930-х годов успехи индустриализации в Советском Союзе позволили обеспечить развитие автотракторной и танковой промышленности, что, в свою очередь, позволило приступить к полноценной и широкой моторизации и механизации частей и подразделений Красной Армии. В стране быстрыми темпами шел процесс разработки новых тракторов, автомобилей, танков и артиллерийских тягачей. В соответствии с военно-теоретической мыслью того времени считалось, что ударную и огневую мощь механизированных соединений должны обеспечивать не только танки, но и САУ — самоходные артиллерийские установки.

По этой причине уже 2 октября 1930 года Революционный военный совет (РВС) Советского Союза принимает «Постановление РВС об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок». Согласно принятому постановлению советским КБ и заводам необходимо было уже к 1 октября 1931 года спроектировать и произвести порядка 20 типов САУ различного назначения. Такого размаха работ в этой области не планировалось на тот момент ни в одной стране мира, в том числе и в Германии, которая считалась лидером в этой области.


Любопытным представляется тот факт, что наряду с САУ непосредственной поддержки и сопровождения механизированных частей (чаще всего эти самоходки проектировались на шасси танков) постановлением РВС предусматривалась разработка в стране «САУ вторых эшелонов». Задачи данных самоходных артиллерийских установок определялись следующим образом: «Назначение — сопровождение и поддержка атаки танков вторых эшелонов сопровождения пехоты». В качестве шасси должны были использоваться освоенные промышленностью тракторы «Коммунар» и «Сталинец». Масса самоходок не должна была превышать 9-10 тонн, максимальная скорость движения — 12-15 км/ч. Вооружать эти самоходки второго эшелона планировалось 76,2-мм полковой пушкой или 76-мм зенитной пушкой. Горизонтальный угол наводки должен был составить не менее 300 градусов, вертикальный — 30 градусов.



В наши дни многим может показаться странной, если не сказать смешной, увлеченность руководства Красной Армии самоходками, построенными на шасси обычных тракторов. Однако следует принять во внимание тот факт, что в то время ни одна армия в мире не обладала опытом создании подобных систем вооружений. По этой причине советские военные и конструкторы вынуждены были идти методом проб и ошибок. К тому же опыт использования в 1920-е годы самоходных пушек на шасси тракторов, в том числе и трофейных белогвардейских САУ на базе британских и американских тракторов, был положительным. Эти ограниченно применяемые боевые машины продемонстрировали довольно высокую эффективность при сравнительно небольших трудозатратах на производство.

К тому же использование тракторных шасси, которые были в несколько раз дешевле танковых, сулило для САУ большие выгоды. Во-первых, такое шасси позволяло обеспечить быстрое оснащение РККА самоходной артиллерией. Во-вторых, в случае большой войны можно было резко увеличить количество боевых машин путем обычной переделки уже имеющихся в народном хозяйстве страны тракторов в самоходные артиллерийские установки. В те годы данная идея казалась очень привлекательной, особенно если брать во внимание слабую оснащенность Красной Армии бронетанковой техникой и имеющиеся сложности с налаживанием выпуска танков на советских заводах.

В качестве шасси для новых самоходных установок было решено выбрать первый советский гусеничный трактор «Коммунар», остановившись на модели З-90. Трактор «Коммунар», который выпускался Харьковским паровозным заводом (ХПЗ), был разработан на основе популярного немецкого трактора Hanomag WD-50. Данный трактор активно использовался не только в советском народном хозяйстве, но и в Красной Армии в качестве артиллерийского тягача. Тракторы версии З-90 были самой массовой версией «Коммунара» и с незначительными изменениями выпускались до 1935 года. Основным предназначением тракторов этой серии была «тяга артиллерийских грузов с повышенными скоростями вперед вплоть до появления специальных тракторов». На тракторе «Коммунар» З-90 стоял карбюраторный бензиновый двигатель, развивавший мощность 90 л.с. При весе в 8,5 тонн он мог перевозить до 2 тонн и тянуть в прицепе до 6 тонн груза. Трактор оснащался коробкой передач с тремя скоростями вперед и одной назад, он мог развивать скорость в диапазоне от 3,9 км/ч до 15,2 км/ч. Запас хода «Коммунара» составлял 150 км.



Разработкой САУ второго эшелона на базе трактора в августе 1931 года занялся ленинградский завод «Большевик» совместно с военным складом №60, расположенным в Брянске. Данный склад являлся основной базой по строительству и модернизации бронепоездов для нужд РККА. Здесь выпускались не только бронепоезда, но и бронедрезины, а также отдельные броневагоны. Совместная разработка получила обозначение СУ-2. Основным вооружение САУ стала широко распространенная 76,2-мм полковая пушка образца 1902 года.

Для установки на шасси трактора «Коммунар» данного орудия оно было усилено. Сидение водителя, кронштейны крепления будки со стойками и бензобака в задней части трактора были сняты. Бензобак перенесли и закрепили над правой гусеницей, а металлический настил рамы на месте кабины был расширен. На месте демонтированного сидения водителя в средней части трактора установили штатную орудийную тумбу конструкции Сормовского завода, которая применялась на бронепоездах. Благодаря такому решению, орудие получило сектор обстрела в 360 градусов. Проектом предусматривалась защита орудия броней толщиной до 10 мм, но на опытном образце самоходки бронещит был изготовлен из обыкновенной (не броневой) стали. Боекомплект 76,2-мм орудия, который состоял из 200 снарядов, должен был перевозиться на специальной прицепной тележке.

Испытания самоходки СУ-2 проводились с 12 по 16 октября 1931 года в окрестностях военного склада №60. За четыре дня машина прошла 35 км, при этом было выполнено 39 выстрелов: 38 с места и один на ходу. Для того чтобы максимально приблизить условия ходовых испытаний к войсковым испытаниям, самоходка буксировала специальную прицепную тракторную повозку П-18 с грузом массой 2500 кг и орудийным расчетом (5 человек). Максимальная скорость движения при этом достигала 12 км/ч. В целом СУ-2 произвела благоприятное впечатление на представителей Красной Армии. К ее положительным качествам были отнесены: наличие кругового сектора обстрела из орудия и его соответствие требованиям армии, сравнительно простое техобслуживание и неплохие на тот момент времени скоростные характеристики. Помимо этого, в случае принятия на вооружение РККА самоходки СУ-2 проблема с запчастями могла решаться за счет использования запчастей от обычных тракторов.

СУ-2: «САУ второго эшелона» на базе трактора


Первоначально САУ даже рекомендовали к принятию на вооружение дивизионной артиллерии, а также предложили рассмотреть возможность разработки на ее базе 122-мм самоходной гаубицы, а также самоходной зенитной пушки. Но представленный спустя некоторое время на НИАП доработанный вариант СУ-2 с 122-мм орудием оказался непомерно утяжеленным. СУ-2 так и не приняли на вооружение Красной Армии, а уже в конце 1931 года и начале 1932 года в стране была развернута новая программа по строительству самоходных артиллерийских орудий на шасси легкого танка Т-26, который обладал лучшими ходовыми характеристиками и намного большей мобильностью. Все усилия было решено сосредоточить на разработке самоходных установок на танковых и специальных шасси.

Параллельно с проектированием самоходки СУ-2 на заводе «Большевик» в Ленинграде велась работа по созданию самоходной установки, обладавшей индексом СУ-5 (не стоит путать с самоходкой СУ-5, спроектированной на базе танка Т-26, которая появилась несколько позже). Данная самоходка была выполнена с использованием схемы СУ-2 на том же шасси трактора «Коммунар». Однако в отличие от СУ-2 новая самоходка должна была вооружаться 76-мм зенитной пушкой образца 1915 года, при этом бронирование на САУ отсутствовало. Благодаря этому, масса самоходки несколько уменьшилась и не превышала 9400 кг. Для уменьшения раскачивания при стрельбе самоходка СУ-5 была оснащена 4-мя откидными упорами. Опытный образец самоходки, который был изготовлен весной 1932 года, успешно прошел испытания. Была даже начата постройка 12 подобных артиллерийских установок для проведения войсковых испытаний, однако очень скоро она была остановлена, так как основным зенитным орудием Красной Армии становилась новая 76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года. А обычное тракторное шасси для новой артиллерийской системы оказывалось уже слабоватым.

САУ СУ-2 и СУ-5 были рекомендованы к принятию на вооружение, планировалось даже начать строительство опытных серий машин. Но появление в СССР танка Т-26, который был признан гораздо более перспективным в плане создания на его базе САУ, а также последовавшее в 1932 году распоряжение о переводе всех артиллерийских систем старых типов на склады, поставили крест на этих «боевых тракторах». Попытка установки на СУ-5 более совершенной 76,2-мм зенитной пушки была обречена на провал изначально по причине отсутствия у тракторного шасси необходимого запаса прочности. Как итог — оба самоходных орудия были разукомплектованы, а к идее строительства САУ на базе трактора в Советском Союзе не возвращались вплоть до 1941 года.



Стоит отметить, что в случае принятия на вооружение самоходок СУ-2 и СУ-5, они получили бы в наследство проблемы самого трактора «Коммунар». Существенным недостатком при производстве данных машин на ХПЗ было, по сути, индивидуальное производство. Взаимозаменяемость деталей отсутствовала даже в пределах одной серии машин. При заказе на харьковском заводе вновь устанавливаемых деталей и узлов, например двигателя, необходимо было помимо каталожного номера указывать и серийный номер выпущенного трактора. Такое положение дел затрудняло снабжение запчастями, усложняло эксплуатацию тракторов и удорожало процесс их производства. С течением времени ситуация на ХПЗ постепенно изменялась в лучшую сторону, однако данная проблема не была решена на заводе и при выпуске других изделий вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-2:

Габаритные размеры: длина — 4350 мм, ширина — 2060 мм, высота — 3300 мм.
Масса — 10 тонн.
Максимальная скорость — 14 км/ч.
Запас горючего — 285 л.
Запас хода — 150 км.
Вооружение — 76,2-мм полковая пушка образца 1902 года.
Боекомплект — 200 снарядов на прицепе.
Бронирование — 6-10 мм.
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/at_su2-5.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr2.php
http://coollib.net/b/248327/read (журнал «Техника и вооружение»)
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

33 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти