Military Review

Soviet shipbuilder and scientist Vasily Grigorievich Vlasov

3



14 February 2016 marks the 120 anniversary of the birth of an outstanding shipbuilder engineer engineer Rear Admiral Vasily Grigorievich Vlasov. With his scientific works, he made a noticeable world contribution to the development of the ship's theory, including the improvement of its nautical qualities. Fundamental works belong to VG Vlasov and in the study of the problems of launching the ship into the water, published his works in the field of fluid mechanics and applied mathematics. However, in the wide circles of the Navy, he is best known as the author of the "practical method of straightening" a damaged ship, which has been the basis of the documentation on unsinkability of ships of our Navy that has been in use for more than 60 years.

Critically assessing the use of "tables of floodability" and "combat tables" A.N. Krylova, Vlasov in 1938 year developed, and in 1940 year published his own method of rectification, which he called "practical". This method, proposed by Vlasov, was very progressive. Earlier, being the largest specialist in launching ships (without his visa, not a single project for launching large ships was approved), he published a monograph in 1936 containing a theoretical basis for the phenomena that could occur during such a descent and suggested methods at the same time calculations.

Soviet shipbuilder and scientist Vasily Grigorievich Vlasov


Born VG Vlasov in Tver in the family of a locomotive driver. After graduating from the Tver gymnasium in 1914, he decided to hold examinations at the same time to two higher educational institutions - St. Petersburg Institute of Railway Engineers and Kronstadt Marine Engineering School (MIU). Having endured them very successfully, Vasily eventually chose the MIU, where there were no class restrictions at that time, and a full state pension was provided. This was important after the loss of his father, who died suddenly in 1911. It should be emphasized that in the school of 39 people who were admitted to the exams that year, only 19 successfully passed them, and only 5 of the best were taken from them, including Vasily.

During his studies, he paid special attention to mathematics, theoretical mechanics and the theory of the ship. Fluent in French, as, incidentally, English and German, he studied mathematics Vlasov on the most advanced Posse course at that time, reading it in the original. According to the stories of Vasily Grigorievich, in their class the courses of structural mechanics and ship theory were conducted by Yu.A. Shimansky, but nevertheless he called his favorite teacher I.G. Bubnova. Studying the theory in depth, Vasily used his time at the school to familiarize himself with the practice of shipbuilding and ship repair at Baltic factories and docks.

In October, 1917 was transferred to MIU from Kronstadt to Petrograd, where in the summer of 1918, Vlasov was awarded the title of ship engineer. The certificate issued to him indicated that he could hold the position of full-time teacher in special educational institutions, manage factories and plants, draw up projects and construct all kinds of vessels and carry out special work associated with the specialty of a ship engineer. It also said that graduates of the Marine Engineering School enjoy the rights of graduates of higher educational institutions.

During the first years of independent work as a ship engineer, he served in the Petrograd and Kronstadt military ports, at naval Baltic factories, at the Astrakhan-Caspian flotilla, worked in the Sevastopol ship raising department. His knowledge of the theory of the ship was especially useful there, without which it was almost impossible to perform calculations on the lifting of sunken ships. Vlasov's successful activities quickly promoted him to the ranks of the most authoritative naval engineers of that time, and already at the end of 1921 he became assistant to the head of the emergency dock distance of the Main Naval Port of the Baltic Sea.

The rebuilding of the military fleet, which began in 1921, required an expansion of the training of command and engineering personnel for it, which resulted in the restoration of the naval engineering school that had been liquidated in the fall of 1918 (later, the Dzerzhinsky Military Pedagogical Institute). This, in turn, required the involvement of highly qualified teachers, and Vlasov in August 1922 year sent to the school. His pedagogical activity was initially connected with conducting practical classes in mathematics, theoretical mechanics, and material resistance, and then with the theory and design of a ship. Vlasov worked there for three years then: due to the lack of specialists involved in restoring warships, he was again transferred to the Main Military Port of the Baltic Sea to head the emergency docks distance, and since April 1926 he has served as head of the technical bureau of the Kronstadt ship repair plant.



In November 1928 of the year Vlasov, as an experienced ship engineer, whose name was already known in the navy, was appointed a member of the shipbuilding section of the Scientific and Technical Committee of the Directorate of the Naval Forces of the Red Army, whose chairman was Yu.A. Szymansky. In the same year, the first scientific work of Vlasov appeared in the bulletin of the Scientific and Technical Conference. And while in the process of working at a new duty station, he had to solve various issues related to the design of ships and submarines, ensuring their stability, unsinkability, smooth rolling, maneuverability and strength, yet the theory of the ship remained the closest to him. in college. In addition, reading the relevant course in the VVMIU expanded his horizons and expanded knowledge in this area. As a result, Vlasov became the largest specialist in the Navy of that time, engaged in the theory of the ship, and therefore the solution of all issues in this area was invariably entrusted to him.

In connection with the increased requirements for the training of ship engineers, which was caused by the development of military shipbuilding, in 1929, Vlasov was again sent to VVMIU, first as deputy head of the shipbuilding department, instructing him also to read the ship’s theory course, and then, as Chief, this department. Paying much attention to teaching at the school, in 1931, he becomes simultaneously an associate professor at the Leningrad Mining Institute, where he teaches theoretical mechanics, and an associate professor at the ship theory department at the Leningrad Shipbuilding Institute (he later headed this department at 1930 —1933), and 1937-th to 1934 year was also head of the ship theory department at the Dzerzhinsky All-Union Military Research Institute. Here in 1938, he was awarded the title of professor. And from July 1935 of the year to June 1938 of the year, Vasily Grigorievich simultaneously heads the departments of the theory of the ship of the VVMIU Dzerzhinsky and VMA named A.N. Krylov, and he gives lectures at the academy, which Krylov read there before him. 1940 June 8 of the year, by decree of the Council of People's Commissars of the USSR, he was among the first to be given the newly introduced military rank of Engineer Counter-Admiral.

At the end of the thirties, Vlasov was involved in solving numerous technical issues arising in the design and construction of new ships, but since the management of the departments of two schools at once took almost all of his time, he could not pay enough attention to these issues. As a result, in June 1940, he was appointed deputy head of the Navy NTC, relieving him of his work in the departments. During this period, continuing intensive scientific work, Vlasov is directly involved in solving the most important practical issues facing the fleet and the shipbuilding industry. In particular, when considering the problem of ensuring the stability of destroyers, projects 7 and 7. His opinion played a decisive role. Then Vasily Grigorievich achieved the adoption of rational, science-based measures to increase the stability of ships. Due to this, none of the destroyers of these projects have not overturned, not only during the whole period of operation, but even in the case of heavy damages during the Great Patriotic War.

In the 1943 year, when the turning point in the war made it possible to pay more attention to training for the fleet, Vlasov was returned to teaching activities, appointing the ship theory head as head of the shipbuilding department, and then FEI Dzerzhinsky. Continuing to actually head the department, he served in this position until October 1944, after which until the end of his days he served as a consultant in the governing bodies of the Navy, at the same time heading the ship theory department at the Leningrad Shipbuilding Institute. At the same time, Vlasov remained an active participant in solving many of the most important problems of military shipbuilding.



From more than a 40-year-old service in the navy, Vasily Grigorievich 15 spent years directly teaching at the VVMIU and VMA, as well as part-time at the Shipbuilding and Mining Institutes of Leningrad. But in subsequent years, he did not stop work for high school, as evidenced by the textbook "Static ship" and the textbook "Static submarine", written by him, when he did not teach in educational institutions.

It must be said that the works of VG Vlasov are widely known not only in our country, but also abroad. As noted by his student and historian Yu.P. Potapov, the works of Vasily Grigorievich can be found in the libraries of the German University, the Gdansk Polytechnic Institute, in the technical library of the shipbuilding plant in Pula (Croatia), as well as in libraries of other countries. According to him, the Library of Congress, the United States has a complete collection of works of Vlasov.

In February, 1956 was widely and solemnly celebrated its 60 anniversary. The jubilee meeting of the Academic Council of the Military Medical Academy made a decision on the assignment of V.G. Vlasov holds a doctorate in technical sciences, and the USSR Minister of Defense, in connection with his jubilee and for his services to the Navy, authorized the publication of a collection of his works.

13 July 1959 in the prime of his creative power, continuing to the last day of his scientific activities, V.G. Vlasov died suddenly of a stroke. They buried him at the Bolsheokhtinsky cemetery. In commemoration of Vasily Grigorievich and in commemoration of his services to the Fatherland and the Navy, on the day of his 70 anniversary, a memorial plaque of VG Vlasov was solemnly opened in the VVMIOL named after F. Dzerzhinsky. One of the minesweepers was given the name "Rear Admiral Vlasov", and a separate exposition was created at the Central Naval Museum dedicated to his life and work.



Sources:
Vorobiev V., Spiridonov S. Vasily Grigorievich Vlasov. // Tver glory of the Russian fleet - Tver: NII TsPS, 2008. C. 141-143.
Potapov Y. Vasily Grigorievich Vlasov. L .: SCIENCE, 1980. C. 24-26, 48-49, 87-94.
Moore N. An outstanding shipbuilder. / Sea collection. 1995. No.2. C. 37-38
Varganov Yu. Admirals of Ship Sciences. Russian and Soviet shipbuilding scientists are members of the English Society. // Marine newspaper. 23.10.2007.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 27 January 2016 07: 14
    +8
    World famous person, but who knows him in the country? But one-day singing songs and all sorts of Shuster-Svanidzy known to everyone.
  2. Pancho
    Pancho 27 January 2016 18: 05
    +4
    Fluent in French, as, however, English and German, Vlasov studied mathematics at the most advanced Posse course at that time, reading it in the original.
    Pay attention to the quality of teaching in a secondary school in the Russian Empire, we are now far from such standards.
  3. Kudrevkn
    Kudrevkn 27 January 2016 22: 34
    +4
    I can't say anything about Vasily Grigorievich - I was not familiar from my youth, but I knew his son Vasily Vasilyevich well. He taught us a course on ship lifting, diving, ACC-PDSS. A wonderful person. great scientist and teacher. No, not so - Teacher with a capital "U" !!! Unfortunately, but today there are simply no people like Kudryavtsev, Muru, Pitulainen, Podshebyakin, Kostylev, Spassky, Afanasiev, Kapranov, Vlasov and others? Unfortunately not! And there is no one to teach us and our children the mind - the mind? I was glad that the "rescuer" was recently named after Nikolai Petrovich MUR! Hurray, comrades! Glory to the shipbuilders of the Russian Federation! Glory to our great sea power - RUSSIA! Alas, but stupid people like the Medvedevs and the Rogozins (ignoramuses - philologists, acidic young ladies) rule the country today? But nothing, Zheleznyak will soon ask again in the Kremlin: "Who are the temporary ones? Get down - your power is over!"

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


14 февраля 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося ученого-кораблестроителя инженер-контр-адмирала Василия Григорьевича Власова. Своими научными трудами он внес заметный мировой вклад в развитие теории корабля, в том числе в вопросы совершенствования его мореходных качеств. Основополагающие работы принадлежат В.Г. Власову и в исследовании проблем спуска корабля на воду, опубликованы его труды в области гидромеханики и прикладной математики. Однако в широких кругах ВМФ он наиболее известен как автор "практического способа спрямления" поврежденного корабля, положенного в основу действующей уже более 60 лет документации по непотопляемости кораблей нашего ВМФ.

Критически оценив использование "таблиц непотопляемости" и "боевых таблиц" А.Н. Крылова, Власов в 1938 году разработал, а в 1940 году опубликовал свой способ спрямления, названный им "практическим". Этот метод, предложенный Власовым, был весьма прогрессивным. А еще раньше, будучи крупнейшим специалистом по спуску кораблей на воду (без его визы не утверждался ни один проект спуска крупных кораблей), он в 1936 году опубликовал монографию, содержавшую теоретическое обоснование явлений, могущих иметь место в процессе такого спуска, и предложил методы необходимых при этом расчетов.


Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


Родился В.Г. Власов в Твери в семье паровозного машиниста. После окончания тверской гимназии в 1914 году, он решил держать экзамены одновременно в два высших учебных заведения - Петербургский институт инженеров путей сообщения и Кронштадтское морское инженерное училище (МИУ). Весьма успешно выдержав их, Василий в итоге остановил свой выбор на МИУ, где тогда не было сословных ограничений, и обеспечивался полный государственный пансион. Это было немаловажно после потери отца, скоропостижно скончавшегося в 1911 году. Надо подчеркнуть, что в училище из 39 человек, допущенных к экзаменам в тот год, успешно сдали их лишь 19, а приняты из них были только 5 лучших, и в их числе - Василий.

В период учебы особое внимание он уделял математике, теоретической механике и теории корабля. Свободно владея французским языком, как, впрочем, английским и немецким, математику Власов штудировал по наиболее совершенному в то время курсу Поссе, читая его в подлиннике. По рассказам Василия Григорьевича, в их классе курсы строительной механики и теории корабля вел сам Ю.А. Шиманский, но своим любимым учителем он называл все же И.Г. Бубнова. Углубленно изучая теорию, Василий использовал время пребывания в училище для знакомства с практикой судостроения и судоремонта на балтийских заводах и доках.

В октябре 1917 года МИУ перевели из Кронштадта в Петроград, где летом 1918 года по выпуску Власов был удостоен звания корабельного инженера. В выданном ему свидетельстве указывалось, что он может занимать должность штатного преподавателя в специальных учебных заведениях, заведовать фабриками и заводами, составлять проекты и сооружать всякого рода суда и производить специальные работы, сопряженные со специальностью корабельного инженера. Там же говорилось, что окончившие морское инженерное училище пользуются правами выпускников высших учебных заведений.

В течение первых лет самостоятельной работы в должности корабельного инженера он служил в Петроградском и Кронштадтском военных портах, на флотских заводах Балтики, на Астрахано-Каспийской флотилии, работал в Севастопольском управлении судоподъема. Там особенно пригодились его знания теории корабля, без которых расчеты по подъему затонувших судов выполнять было практически невозможно. Успешная деятельность Власова быстро выдвинула его в ряды наиболее авторитетных корабельных инженеров того времени, и уже в конце 1921 году он становится помощником начальника дистанции аварийных доков Главного военного порта Балтийского моря.

Начавшееся в 1921 году восстановление военного флота потребовало расширения подготовки для него командных и инженерных кадров, что повлекло восстановление ликвидированного осенью 1918 года военно-морского инженерного училища (позже ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского). Это, в свою очередь, потребовало привлечения высококвалифицированных специалистов-преподавателей, и Власова в августе 1922 года направляют в училище. Его педагогическая деятельность была связана поначалу с ведением практических занятий по математике, теоретической механике и сопротивлению материалов, а затем - с теорией и проектированием корабля. Здесь Власов проработал тогда три года: из-за нехватки специалистов, занятых восстановлением боевых кораблей, его опять переводят в Главный военный порт Балтийского моря на должность заведующего дистанцией аварийных доков, а с апреля 1926 года он служит начальником технического бюро Кронштадтского судоремонтного завода.

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


В ноябре 1928 года Власова, как опытного корабельного инженера, чье имя уже было известным на флоте, назначают членом кораблестроительной секции Научно-технического комитета Управления военно-морских сил РККА, председателем которой был Ю.А. Шиманский. В том же году в бюллетене НТК появилась первая научная работа Власова. И хотя в процессе работы на новом месте службы ему приходилось решать различные вопросы, связанные с проектированием кораблей и подводных лодок, обеспечением их остойчивости, непотопляемости, плавности качки, маневренности и прочности, все же наиболее близкими ему оставались вопросы теории корабля, которыми он увлекся еще в училище. К тому же чтение соответствующего курса во ВВМИУ расширило его кругозор и пополнило знания в этой области. В результате Власов стал крупнейшим специалистом в ВМФ того времени, занимавшимся теорией корабля, а потому решение всех вопросов в этой области неизменно поручалось ему.

В связи с повышением требований к уровню подготовки корабельных инженеров, которое было вызвано развитием военного кораблестроения, в 1929 году Власова вновь направляют во ВВМИУ сначала заместителем начальника кораблестроительного отдела, поручив ему также чтение курса теории корабля, а затем - с 1931 года утверждают в должности начальника этого отдела. Уделяя много внимания преподавательской деятельности в училище, в 1930 году он становится одновременно доцентом Ленинградского горного института, где читает курс теоретической механики, и доцентом кафедры теории корабля Ленинградского кораблестроительного института (эту кафедру он позже возглавлял в течение 1933 -1937 гг.), а с 1934-го по 1938 год был также начальником кафедры теории корабля во ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь в 1935 году ему было присвоено звание профессора. А с июля 1938 года по июнь 1940 года Василий Григорьевич одновременно возглавляет кафедры теории корабля ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВМА имени А.Н. Крылова, причем в академии он выступает с лекциями, которые до него там читал Крылов. 8 июня 1940 года постановлением СНК СССР в числе первых ему присваивается только что введенное воинское звание "инженер-контр-адмирал".

В конце тридцатых годов Власов участвовал в решении многочисленных технических вопросов, возникавших при проектировании и строительстве новых кораблей, но поскольку руководство кафедрами сразу двух учебных заведений отнимало почти все его время, он не мог уделять этим вопросам достаточно внимания. В результате, в июне 1940 года его назначают заместителем начальника НТК ВМФ, освободив от работы на кафедрах. В этот период, продолжая интенсивную научную работу, Власов непосредственно участвует в решении важнейших практических вопросов, стоявших тогда перед флотом и судостроительной промышленностью. В частности, при рассмотрении проблемы обеспечения надлежащей остойчивости эсминцев, проектов 7 и 7У. Его мнение сыграло решающую роль. Тогда Василий Григорьевич добился принятия рациональных, научно обоснованных мер по увеличению остойчивости кораблей. Благодаря этому ни один из эсминцев этих проектов не опрокинулся не только за все время эксплуатации, но даже и при тяжелых повреждениях в ходе Великой Отечественной войны.

В 1943 году, когда перелом в войне позволил уделить больше внимания подготовке кадров для флота, Власова вернули к педагогической деятельности, назначив начальником кафедры теории корабля, а затем - начальником кораблестроительного факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Продолжая фактически возглавлять кафедру, он служил в этой должности до октября 1944 года, после чего до конца своих дней служил консультантом в руководящих органах ВМФ, одновременно заведуя кафедрой теории корабля в Ленинградском кораблестроительном институте. При этом Власов оставался активным участником решения многих важнейших проблем военного кораблестроения.

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


Из более чем 40-летней службы на флоте Василий Григорьевич 15 лет занимался непосредственно преподавательской деятельностью во ВВМИУ и ВМА, а также по совместительству в Кораблестроительном и Горном институтах Ленинграда. Но и в последующие годы он не прекратил работы для высшей школы, о чем свидетельствует учебник "Статика корабля" и учебное пособие "Статика подводной лодки", написанные им, когда в учебных заведениях он уже не преподавал.

Нужно сказать, что труды В.Г. Власова пользуются широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Как отмечает его ученик и историограф Ю.П. Потапов, работы Василия Григорьевича можно найти в библиотеках Германского университета, Гданьского политехнического института, в технической библиотеке судостроительного завода в г. Пула (Хорватия), а также в библиотеках других стран. По его данным, библиотека конгресса США располагает полным собранием трудов Власова.

В феврале 1956 года было широко и торжественно отмечено его 60-летие. Юбилейное заседание Ученого совета ВМА приняло решение о присвоении В.Г. Власову ученой степени доктора технических наук, а Министр обороны СССР, в связи с юбилеем и за заслуги перед ВМФ санкционировал издание сборника его трудов.

13 июля 1959 году в расцвете творческих сил, продолжая до последнего дня научную деятельность, В.Г. Власов скоропостижно умер от инсульта. Похоронили его на Большеохтинском кладбище. В память о Василии Григорьевиче и в ознаменование его заслуг перед Отечеством и ВМФ, в день его 70-летия во ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского была торжественно открыта мемориальная доска В. Г. Власова. Одному из тральщиков присвоено наименование "Контр-адмирал Власов", а в Центральном военно-морском музее была создана отдельная экспозиция, посвященная его жизни и деятельности.

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


Источники:
Воробьев В., Спиридонов С. Василий Григорьевич Власов. // Тверская слава Российского флота – Тверь : НИИ ЦПС, 2008. С. 141-143.
Потапов Ю. Василий Григорьевич Власов. Л.: НАУКА, 1980. С. 24-26, 48-49, 87-94.
Муру Н. Выдающийся ученый-кораблестроитель.// Морской сборник. 1995. №2. С. 37-38
Варганов Ю. Адмиралы корабельных наук. Русские и советские ученые-кораблестроители - члены Английского общества. // Морская газета. 23.10.2007.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. qwert 27 января 2016 07:14
    Всемирно известный человек, но кто его знает в стране? Зато певички однодневки и всякие Шустеры-СванидзЫ известны всем.
  2. Pancho 27 января 2016 18:05
    Свободно владея французским языком, как, впрочем, английским и немецким, математику Власов штудировал по наиболее совершенному в то время курсу Поссе, читая его в подлиннике.
    Обратите внимание на качество преподавания в средней школе в Российской империи,нам сейчас до таких стандартов ох как далеко.
  3. KudrevKN 27 января 2016 22:34
    Насчет Василия Григорьевича ничего сказать не могу - не был знаком по молодости, но его сына Василия Васильевич хорошо знал. Читал у нас курс судоподъема, водолазного дела, АСС-ПДСС. Замечательный человек. великий ученый и учитель. Нет, не так - Учитель с большой буквы "У"!!! К сожалению, но сегодня таких как Кудрявцев, Муру, Питулайнен,Подшебякин,Костылев, Спасский,Афанасьев, Капранов,Власов и другие просто нет? К сожалению, нет! И некому научить нас и наших детей уму - разуму? Порадовался, что "спасателю" недавно присвоено имя НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА МУРУ! Ура, товарищи! Слава корабелам РФ! Слава нашей великой морской державе - РОССИИ! Увы, но неумные люди вроде Медведевых и Рогозиных (неучи - филологи -кисельные барышни) сегодня рулят в стране? Но ничего, Железняк скоро снова спросит уже в Кремле: "Кто тут временные? Слазь - кончилась ваша власть!"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня