Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов

3


14 февраля 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося ученого-кораблестроителя инженер-контр-адмирала Василия Григорьевича Власова. Своими научными трудами он внес заметный мировой вклад в развитие теории корабля, в том числе в вопросы совершенствования его мореходных качеств. Основополагающие работы принадлежат В.Г. Власову и в исследовании проблем спуска корабля на воду, опубликованы его труды в области гидромеханики и прикладной математики. Однако в широких кругах ВМФ он наиболее известен как автор "практического способа спрямления" поврежденного корабля, положенного в основу действующей уже более 60 лет документации по непотопляемости кораблей нашего ВМФ.

Критически оценив использование "таблиц непотопляемости" и "боевых таблиц" А.Н. Крылова, Власов в 1938 году разработал, а в 1940 году опубликовал свой способ спрямления, названный им "практическим". Этот метод, предложенный Власовым, был весьма прогрессивным. А еще раньше, будучи крупнейшим специалистом по спуску кораблей на воду (без его визы не утверждался ни один проект спуска крупных кораблей), он в 1936 году опубликовал монографию, содержавшую теоретическое обоснование явлений, могущих иметь место в процессе такого спуска, и предложил методы необходимых при этом расчетов.

Советский кораблестроитель и ученый Василий Григорьевич Власов


Родился В.Г. Власов в Твери в семье паровозного машиниста. После окончания тверской гимназии в 1914 году, он решил держать экзамены одновременно в два высших учебных заведения - Петербургский институт инженеров путей сообщения и Кронштадтское морское инженерное училище (МИУ). Весьма успешно выдержав их, Василий в итоге остановил свой выбор на МИУ, где тогда не было сословных ограничений, и обеспечивался полный государственный пансион. Это было немаловажно после потери отца, скоропостижно скончавшегося в 1911 году. Надо подчеркнуть, что в училище из 39 человек, допущенных к экзаменам в тот год, успешно сдали их лишь 19, а приняты из них были только 5 лучших, и в их числе - Василий.

В период учебы особое внимание он уделял математике, теоретической механике и теории корабля. Свободно владея французским языком, как, впрочем, английским и немецким, математику Власов штудировал по наиболее совершенному в то время курсу Поссе, читая его в подлиннике. По рассказам Василия Григорьевича, в их классе курсы строительной механики и теории корабля вел сам Ю.А. Шиманский, но своим любимым учителем он называл все же И.Г. Бубнова. Углубленно изучая теорию, Василий использовал время пребывания в училище для знакомства с практикой судостроения и судоремонта на балтийских заводах и доках.

В октябре 1917 года МИУ перевели из Кронштадта в Петроград, где летом 1918 года по выпуску Власов был удостоен звания корабельного инженера. В выданном ему свидетельстве указывалось, что он может занимать должность штатного преподавателя в специальных учебных заведениях, заведовать фабриками и заводами, составлять проекты и сооружать всякого рода суда и производить специальные работы, сопряженные со специальностью корабельного инженера. Там же говорилось, что окончившие морское инженерное училище пользуются правами выпускников высших учебных заведений.

В течение первых лет самостоятельной работы в должности корабельного инженера он служил в Петроградском и Кронштадтском военных портах, на флотских заводах Балтики, на Астрахано-Каспийской флотилии, работал в Севастопольском управлении судоподъема. Там особенно пригодились его знания теории корабля, без которых расчеты по подъему затонувших судов выполнять было практически невозможно. Успешная деятельность Власова быстро выдвинула его в ряды наиболее авторитетных корабельных инженеров того времени, и уже в конце 1921 году он становится помощником начальника дистанции аварийных доков Главного военного порта Балтийского моря.

Начавшееся в 1921 году восстановление военного флота потребовало расширения подготовки для него командных и инженерных кадров, что повлекло восстановление ликвидированного осенью 1918 года военно-морского инженерного училища (позже ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского). Это, в свою очередь, потребовало привлечения высококвалифицированных специалистов-преподавателей, и Власова в августе 1922 года направляют в училище. Его педагогическая деятельность была связана поначалу с ведением практических занятий по математике, теоретической механике и сопротивлению материалов, а затем - с теорией и проектированием корабля. Здесь Власов проработал тогда три года: из-за нехватки специалистов, занятых восстановлением боевых кораблей, его опять переводят в Главный военный порт Балтийского моря на должность заведующего дистанцией аварийных доков, а с апреля 1926 года он служит начальником технического бюро Кронштадтского судоремонтного завода.



В ноябре 1928 года Власова, как опытного корабельного инженера, чье имя уже было известным на флоте, назначают членом кораблестроительной секции Научно-технического комитета Управления военно-морских сил РККА, председателем которой был Ю.А. Шиманский. В том же году в бюллетене НТК появилась первая научная работа Власова. И хотя в процессе работы на новом месте службы ему приходилось решать различные вопросы, связанные с проектированием кораблей и подводных лодок, обеспечением их остойчивости, непотопляемости, плавности качки, маневренности и прочности, все же наиболее близкими ему оставались вопросы теории корабля, которыми он увлекся еще в училище. К тому же чтение соответствующего курса во ВВМИУ расширило его кругозор и пополнило знания в этой области. В результате Власов стал крупнейшим специалистом в ВМФ того времени, занимавшимся теорией корабля, а потому решение всех вопросов в этой области неизменно поручалось ему.

В связи с повышением требований к уровню подготовки корабельных инженеров, которое было вызвано развитием военного кораблестроения, в 1929 году Власова вновь направляют во ВВМИУ сначала заместителем начальника кораблестроительного отдела, поручив ему также чтение курса теории корабля, а затем - с 1931 года утверждают в должности начальника этого отдела. Уделяя много внимания преподавательской деятельности в училище, в 1930 году он становится одновременно доцентом Ленинградского горного института, где читает курс теоретической механики, и доцентом кафедры теории корабля Ленинградского кораблестроительного института (эту кафедру он позже возглавлял в течение 1933 -1937 гг.), а с 1934-го по 1938 год был также начальником кафедры теории корабля во ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь в 1935 году ему было присвоено звание профессора. А с июля 1938 года по июнь 1940 года Василий Григорьевич одновременно возглавляет кафедры теории корабля ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВМА имени А.Н. Крылова, причем в академии он выступает с лекциями, которые до него там читал Крылов. 8 июня 1940 года постановлением СНК СССР в числе первых ему присваивается только что введенное воинское звание "инженер-контр-адмирал".

В конце тридцатых годов Власов участвовал в решении многочисленных технических вопросов, возникавших при проектировании и строительстве новых кораблей, но поскольку руководство кафедрами сразу двух учебных заведений отнимало почти все его время, он не мог уделять этим вопросам достаточно внимания. В результате, в июне 1940 года его назначают заместителем начальника НТК ВМФ, освободив от работы на кафедрах. В этот период, продолжая интенсивную научную работу, Власов непосредственно участвует в решении важнейших практических вопросов, стоявших тогда перед флотом и судостроительной промышленностью. В частности, при рассмотрении проблемы обеспечения надлежащей остойчивости эсминцев, проектов 7 и 7У. Его мнение сыграло решающую роль. Тогда Василий Григорьевич добился принятия рациональных, научно обоснованных мер по увеличению остойчивости кораблей. Благодаря этому ни один из эсминцев этих проектов не опрокинулся не только за все время эксплуатации, но даже и при тяжелых повреждениях в ходе Великой Отечественной войны.

В 1943 году, когда перелом в войне позволил уделить больше внимания подготовке кадров для флота, Власова вернули к педагогической деятельности, назначив начальником кафедры теории корабля, а затем - начальником кораблестроительного факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Продолжая фактически возглавлять кафедру, он служил в этой должности до октября 1944 года, после чего до конца своих дней служил консультантом в руководящих органах ВМФ, одновременно заведуя кафедрой теории корабля в Ленинградском кораблестроительном институте. При этом Власов оставался активным участником решения многих важнейших проблем военного кораблестроения.



Из более чем 40-летней службы на флоте Василий Григорьевич 15 лет занимался непосредственно преподавательской деятельностью во ВВМИУ и ВМА, а также по совместительству в Кораблестроительном и Горном институтах Ленинграда. Но и в последующие годы он не прекратил работы для высшей школы, о чем свидетельствует учебник "Статика корабля" и учебное пособие "Статика подводной лодки", написанные им, когда в учебных заведениях он уже не преподавал.

Нужно сказать, что труды В.Г. Власова пользуются широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Как отмечает его ученик и историограф Ю.П. Потапов, работы Василия Григорьевича можно найти в библиотеках Германского университета, Гданьского политехнического института, в технической библиотеке судостроительного завода в г. Пула (Хорватия), а также в библиотеках других стран. По его данным, библиотека конгресса США располагает полным собранием трудов Власова.

В феврале 1956 года было широко и торжественно отмечено его 60-летие. Юбилейное заседание Ученого совета ВМА приняло решение о присвоении В.Г. Власову ученой степени доктора технических наук, а Министр обороны СССР, в связи с юбилеем и за заслуги перед ВМФ санкционировал издание сборника его трудов.

13 июля 1959 году в расцвете творческих сил, продолжая до последнего дня научную деятельность, В.Г. Власов скоропостижно умер от инсульта. Похоронили его на Большеохтинском кладбище. В память о Василии Григорьевиче и в ознаменование его заслуг перед Отечеством и ВМФ, в день его 70-летия во ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского была торжественно открыта мемориальная доска В. Г. Власова. Одному из тральщиков присвоено наименование "Контр-адмирал Власов", а в Центральном военно-морском музее была создана отдельная экспозиция, посвященная его жизни и деятельности.



Источники:
Воробьев В., Спиридонов С. Василий Григорьевич Власов. // Тверская слава Российского флота – Тверь : НИИ ЦПС, 2008. С. 141-143.
Потапов Ю. Василий Григорьевич Власов. Л.: НАУКА, 1980. С. 24-26, 48-49, 87-94.
Муру Н. Выдающийся ученый-кораблестроитель.// Морской сборник. 1995. №2. С. 37-38
Варганов Ю. Адмиралы корабельных наук. Русские и советские ученые-кораблестроители - члены Английского общества. // Морская газета. 23.10.2007.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 января 2016 07:14
    Всемирно известный человек, но кто его знает в стране? Зато певички однодневки и всякие Шустеры-СванидзЫ известны всем.
  2. +4
    27 января 2016 18:05
    Свободно владея французским языком, как, впрочем, английским и немецким, математику Власов штудировал по наиболее совершенному в то время курсу Поссе, читая его в подлиннике.
    Обратите внимание на качество преподавания в средней школе в Российской империи,нам сейчас до таких стандартов ох как далеко.
  3. +4
    27 января 2016 22:34
    Насчет Василия Григорьевича ничего сказать не могу - не был знаком по молодости, но его сына Василия Васильевич хорошо знал. Читал у нас курс судоподъема, водолазного дела, АСС-ПДСС. Замечательный человек. великий ученый и учитель. Нет, не так - Учитель с большой буквы "У"!!! К сожалению, но сегодня таких как Кудрявцев, Муру, Питулайнен,Подшебякин,Костылев, Спасский,Афанасьев, Капранов,Власов и другие просто нет? К сожалению, нет! И некому научить нас и наших детей уму - разуму? Порадовался, что "спасателю" недавно присвоено имя НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА МУРУ! Ура, товарищи! Слава корабелам РФ! Слава нашей великой морской державе - РОССИИ! Увы, но неумные люди вроде Медведевых и Рогозиных (неучи - филологи -кисельные барышни) сегодня рулят в стране? Но ничего, Железняк скоро снова спросит уже в Кремле: "Кто тут временные? Слазь - кончилась ваша власть!"

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»