Military Review

Project Centurion M-0907 Bunker: Swiss tanks, cranes and bunkers

25
Alteration of obsolete equipment, still suitable for operation, but not meeting modern requirements, is a very interesting process. In the course of such projects, unusual solutions are often proposed that could hardly be used under other conditions. In addition, such projects sometimes become a kind of platform for experiments. So, a few decades ago, Swiss industry, wanting to keep outdated Tanks, developed the Centurion M-0907 Bunker project.


By the early eighties, British-made Centurion tanks had become obsolete, and their prospects as full-fledged combat vehicles became a subject of controversy. Nevertheless, a large number of such equipment was at the disposal of the Swiss army, which made the military and engineers look for ways to use it in auxiliary roles. The appearance of one of the proposals contributed to the plans of the military department for the construction and development of various fortifications in strategically important areas. To protect against a possible attack from third countries for several decades, various bunkers, long-term firing points, etc. were built. facilities that were supposed to protect strategically important areas. As part of such protection complexes, it was decided to use tank units.

Back in the years of the Second World War, stationary firing points were often carried out in the form of a tank tower installed on the corresponding structure. This approach was proposed to be used in the construction of new firing points. At the same time, however, several original innovations should be applied, relating both to the architecture of the objects and the alteration of the existing equipment. It was assumed that all this will allow protecting the important objects from the enemy with minimal expenses.


Converted tank with special equipment. Photo by Massimo Foti / Flickr.com


Tank towers were proposed to be mounted in caponier unified architecture. In the required area, it was necessary to build a full-fledged bunker with calculation rooms, ammunition, etc. In a separate caponier of such a bunker there should have been a tower of an obsolete tank. In this case, the firing point received an 105-mm rifled gun, which under certain circumstances could be a very serious threat to the enemy. In most cases, the caponier for the tower should have side walls and a roof. This limited the firing angles, but allowed to protect the tower from enemy fire.

Probably, during the design of such firing points, the question of delivery and installation of tank turrets arose, which led to the creation of an original modification of the tank. A large part of the bunkers should be located in places inaccessible to automotive technology. Thus, even at the construction stage, some special machines were needed that were able to deliver the tower to the right place and install it on the caponier's shoulder strap. In order to save money, time and effort, it was decided to make such a conveyor of weapons on the basis of existing tanks.


The stern of the tank carrier with outriggers and a crane. Photos Otvaga2004.narod.ru


The construction project of firing points based on the towers of tanks "Centurion" implied the release of a large number of chassis of these machines. They were proposed to be used to transport the tower. The tanks should be equipped with a set of additional equipment, with the help of which they could solve the tasks and literally take off the tower, installing them in caponiers. It should be noted that this feature of the Centurion M-0907 Bunker project may be a cause for confusion. Due to the specific appearance, such an arms transporter is often mistakenly called a self-propelled crane or an evacuation vehicle that retains the weaponry. Nevertheless, it is a vehicle with its own crane equipment, designed for solving specific tasks for the construction of bunkers.

The project M-0907 "Bunker" meant the development of a complex of relatively simple equipment, with the help of which the serial tank Centurion could turn into a self-propelled crane with the ability to transport a full-fledged tank tower. As a result of the project, two units with special equipment appeared that allowed the tank to perform loading operations. The design of this equipment provided for the use of some unified units used in the composition of both units.

Project Centurion M-0907 Bunker: Swiss tanks, cranes and bunkers
Tank transporter posted and raises the tower. Photo Unterirdischeschweiz.ch


On the frontal part of the base tank, it was proposed to mount a special block with outrigger jacks. Directly to the frontal parts of the body was attached platform with V-shaped mounts for vertical hydraulic cylinders. It was proposed to install two more cylinders on the rear aggregate. Due to the large weight of the tank, the outriggers had to be equipped with powerful and large cylinders. They had a diameter of at least 0,5-0,6 m, and their upper ends were located even above the roof of the tower. At the same time, the high height of the cylinders allowed the tank to be hung out exclusively on outrigers, while the tracks fully rose above the supporting surface.

The aft additional unit was large and received a different composition of equipment. Its main detail was an oblong rectangular body, on the sides of which two hydraulic cylinders of the supports were fixed. Directly between them placed a slewing device of a crane. A crane with hydraulic actuators could turn around its axis, lift the boom to the desired angle and change its length. Due to the large mass of the alleged cargo, the boom and hook were equipped with a tackle.

During the installation of the new equipment, the base tank did not undergo any noticeable changes. Because of the need to dismantle the tower, some systems, etc., were disconnected, but the design of the hull, powerplant or chassis did not change. Installing a new relatively heavy equipment should have led to some deterioration in mobility, but such losses were not critical due to the “non-military” use of the machine.


The tower is installed in the caponier. Photo Unterirdischeschweiz.ch


The Centurion M-0907 Bunker weapons transporter was supposed to work as follows. A machine with special equipment was supposed to come under its own power to the construction site of the bunker. Further the conveyor should be hung out on support and to prepare the crane for work. With the help of the latter, it was proposed to remove the tower from the hull and install it on a caponier that had been prepared in advance. After that, the crane and the supports could be turned to the stowed position. All other work had to be done by the builders: they had to connect the tower to the bunker’s communications, check weapon etc. In the future, it was possible to put a new tower on the conveyor, take it to the installation site and install it in a caponier. Thus, the troops and builders did not need a large number of special equipment based on the existing tanks.

According to reports, at the time of the appearance of the project Centurion M-0907 Bunker planned to build a hundred bunkers with tank turrets. To carry out work on the transportation and installation of towers intended to convert several tanks, equipping them with additional modules with supports and cranes. Subsequently, funding cuts led to a reduction in the plan to 50 “tank” bunkers. Finally, by the time the construction began, plans were again reduced. In the late eighties and early nineties, only two dozen caponiers with towers were built. 17 constructions covered various objects, three more were educational. The reason for the last reduction of the plans was the unification of Germany, the withdrawal of Soviet troops from the GDR and, as a result, the reduction of the risk of armed conflict.


Unfinished caponier with a tower. Until the end of construction, the barrel will be protected by a film. Photo Unterirdischeschweiz.ch


According to some sources, during the Centurion M-0907 Bunker project, only one Centurion tank was converted into an armament transporter, which was actively used in the construction of bunkers. The pace of construction made it possible to manage with one machine with special equipment and not to collect additional ones. After completing the construction of two dozen facilities, the weapons transporter tank was laid up. Later he was sent to one of the museums, where he still remains.

The construction of two dozen tank turret bunkers was completed in the mid-nineties. These objects were supposed to cover various important areas and were built in the event of a large-scale conflict in Europe, but the normalization of the situation in the region made them simply unnecessary. The Swiss Army continued to use bunkers with towers until 2003, after which they removed these objects from duty. According to some reports, now part of the bunkers is open to tourists.

The project Centurion M-0907 Bunker was developed to protect important areas from enemy troops, and was also designed to use obsolete armored vehicles. To solve these problems, extremely unusual solutions were proposed, including the conversion of tanks into self-propelled conveyor cranes. Such an original idea made it possible to find an application for the old technique, to improve the protection of important objects, and also to dispense with the construction or purchase of a new special technique. However, by the time the bunkers began to be built, the situation in the world had changed, because of which their need had become a subject of controversy. As a result, the operation of the refitted tank with a crane and bunkers built with it, lasted only a few years. Now all the surviving elements of the project "Bunker" are museum exhibits.


On the materials of the sites:
http://unterirdischeschweiz.ch/
http://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

Photoreview of bunkers, incl. Photos from construction (in German):
http://unterirdischeschweiz.ch/86834.html
Author:
25 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 2 February 2016 06: 49 New
    +4
    The solution is very interesting. Thank you for the article! I heard about it but didn’t know the details ...... the pedigree apparently from the carriages of Schumann-quickly delivered - quickly delivered - but here everything is more capital ......
    1. mirag2
      mirag2 2 February 2016 19: 05 New
      0
      Heard, heard about this car.
    2. mirag2
      mirag2 2 February 2016 19: 05 New
      0
      Heard, heard about this car.
  2. magician
    magician 2 February 2016 07: 42 New
    0
    good way to recycle!
  3. inkass_98
    inkass_98 2 February 2016 07: 43 New
    +2
    The caponiers of Enver Hoxha in Swiss performance. Not cheap, but angry enough.
    1. GRAY
      GRAY 2 February 2016 11: 18 New
      +1
      The walls are thin - not impressive. No, I understand that there will still be an embankment, but still there is not much reinforced concrete.
  4. PKK
    PKK 2 February 2016 08: 03 New
    0
    We’ll have to pour water from above, through ventilation, in order to smoke the crew, as in the old days
  5. qwert
    qwert 2 February 2016 08: 18 New
    +2
    Quote: PKK
    We’ll have to pour water from above, through ventilation, in order to smoke the crew, as in the old days

    But who needs these Swiss?)
    1. Zaurbek
      Zaurbek 2 February 2016 08: 24 New
      +2
      Even during the Soviet offensive on Western Europe, Switzerland would be bypassed and blocked. When the cheese is over, would give up.
      1. voyaka uh
        voyaka uh 2 February 2016 12: 21 New
        +1
        So did Hitler. In the 40th year he requested intelligence,
        What forces are needed for Switzerland? The answer was: "must be formed
        several separate mountain parachute brigades. nothing without them. "
        And - Switzerland was canceled ... Although there were tidy safes packed
        jewels and cash, very necessary for Hitler to pay
        his military adventures.
        1. otto meer
          otto meer 2 February 2016 13: 30 New
          +2
          Quote: voyaka uh
          So did Hitler. In the 40th year he requested intelligence,
          What forces are needed for Switzerland?

          This request was purely optional, from the category - "what if we attack Venus?" Operation myth "Kletterer".
          In fact, we all perfectly understand why, with our, frankly, not the most powerful Armed Forces, Switzerland managed to maintain neutrality in all the wars of the previous century. And the reason is money!
          P.S. - minus is not mine.
          1. voyaka uh
            voyaka uh 2 February 2016 15: 05 New
            +4
            "And the reason is money!" ////

            Not at all. The reason is the strongest army and high mountains.
            Every Swiss citizen has a complete set at home
            uniforms, personal weapons and ammunition. Which he owes
            keep in order. The number of cartridges that shoots at targets
            one Swiss soldier at training camp, Russian company
            Don't shoot back in a year.

            Just the money "Zurich gnomes" never shared
            and did not pay off. Greedy ... am
            1. otto meer
              otto meer 2 February 2016 16: 09 New
              +2
              Quote: voyaka uh
              Not at all.

              Yes at all! smile
              Quote: voyaka uh
              The reason is the strongest army and high mountains.
              I know Schweizer Armee's device well enough. A strong army of 4000 + 200000 mobresource people? And then the mountains. Why then capture them? There is no important infrastructure there. Well, God bless him, this is not about that now.
              It's about money. In order to comprehend this issue, it is necessary to study the history of Switzerland, its role in the modern banking system. Read who keeps their money there. And then such statements as
              Quote: voyaka uh
              Just the money "Zurich gnomes" never shared
              and did not pay off. Greedy ...
              will fall away by themselves. It’s the same as the wolves paid off the sheep. laughing
              PS: by the way, ammunition storage at home is now prohibited if I am not mistaken since 2005.
        2. max702
          max702 2 February 2016 14: 58 New
          +2
          Hitler would have captured Switzerland with two options .. The first if he had captured England, and the second if he had won the USSR .. In all the rest he needed it as a “laundry” ..
          1. otto meer
            otto meer 2 February 2016 16: 20 New
            +1
            Quote: max702
            Hitler would have captured Switzerland in two ways .. The first if he had captured England

            And the USA. The second option is true, because The USSR wanted to spit on the world banking system (with its planned economy!).
            Quote: max702
            In all the rest he needed her as a "laundry" ..
            Absolutely right. Business is business, regardless of war. Think of a shikelgruber attacking the Swiss Confederation of the same Krupp, Rockefeller and other Wallap delaputes would unscrew bells under his root in three seconds.
  6. Kazakh
    Kazakh 2 February 2016 08: 32 New
    0
    The reason for the latest reduction in plans was the unification of Germany, the withdrawal of Soviet troops from the GDR and, as a result, a reduction in the risk of armed conflict.
    To reduce the risk of armed conflict, only one thing is to stop (tease) towards Russia.
  7. Salavatsky Ministry of Emergency Situations
    Salavatsky Ministry of Emergency Situations 2 February 2016 09: 08 New
    0
    Very similar to the project "Grasshopper", although there are differences.

    Read more: https://ru.wikipedia.org/wiki/Heuschrecke_10
  8. Rostovchanin
    Rostovchanin 2 February 2016 10: 19 New
    0
    Yes they are entertainers;)
  9. The comment was deleted.
  10. Vovanya
    Vovanya 2 February 2016 10: 57 New
    0
    Quote: Volga Cossack
    quickly delivered - quickly delivered

    Not so fast it is done, as described in the article, and the crane is needed not only to install the tower - the sea works there. In general, the solution is not the best. Our construction of artillery platoons of tank towers (AVTB) was a little easier, but this solution is "for the poor", because made the personnel hostage to the situation without the possibility of maneuver. And the maintenance of materiel and ammunition in peacetime is too expensive.
    1. lysyj bob
      lysyj bob 2 February 2016 12: 18 New
      -2
      What they just won’t come up with is to not dig trenches for tanks.
      But what for Switzerland tanks in general? This is an offensive weapon. They will have enough bunkers to defend their territory. And if Switzerland, suddenly, needed to conduct offensive battles (I wonder against whom), then a tank with such a he-she is not a tank. The Germans, I remember, refused such an undertaking at one time. For each work - its own tool, do not cross the hammer with a screw.
      Quote: Vovanya
      this solution is for the poor

      The solution for the poor is a concrete caponier, where, in which case you can drive a full tank.
  11. 31rus
    31rus 2 February 2016 12: 16 New
    +1
    Dear, here is a continuation of the Locust tank destroyer not long ago described, only the chassis were used even steeper there, both as a tow truck and as a conveyor for delivering ammunition, everything new, well-forgotten old
  12. Olfred
    Olfred 2 February 2016 13: 25 New
    0
    and you didn’t forget the tower at home ??? laughing
  13. corporal
    corporal 2 February 2016 14: 04 New
    +1
    Reminded of our NTOs (fixed tank firing points) smile Only the Swiss are too smart.
  14. hammer stalker
    hammer stalker 2 February 2016 14: 55 New
    -1
    Well, I would play in tanks like that. !!! Fun looked on the battlefield, against is-7.
  15. A.Lex
    A.Lex 2 February 2016 16: 26 New
    0
    Kindergarten - pants on the straps! laughing
  16. Dimaant
    Dimaant 3 February 2016 10: 20 New
    0
    And what protection from aviation and artillery?

Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры

Переделка устаревшей техники, еще пригодной к эксплуатации, но не отвечающей современным требованиям, является весьма интересным процессом. В ходе подобных проектов нередко предлагаются необычные решения, которые вряд ли могли бы найти применение при иных условиях. Кроме того, такие проекты иногда становятся своеобразной площадкой для экспериментов. Так, несколько десятилетий назад швейцарская промышленность, желая сохранить в строю устаревшие танки, разработала проект Centurion M-0907 Bunker.

К началу восьмидесятых годов танки Centurion британского производства начали устаревать и их перспективы в качестве полноценных боевых машин стали предметом споров. Тем не менее, в распоряжении швейцарской армии было большое количество такой техники, что заставило военных и инженеров искать способы ее применения на вспомогательных ролях. Появлению одного из предложений поспособствовали планы военного ведомства по строительству и развитию различных укреплений в стратегически важных районах. Для защиты от возможного нападения со стороны третьих стран в течение нескольких десятилетий велось строительство различных бункеров, долговременных огневых точек и т.п. объектов, которые должны были защищать стратегически важные районы. В составе подобных комплексов защиты было решено использовать танковые агрегаты.

Еще в годы Второй мировой войны стационарные огневые точки нередко выполнялись в виде танковой башни, установленной на соответствующем сооружении. Именно такой подход предлагалось использовать в строительстве новых огневых точек. При этом, однако, следовало применить несколько оригинальных нововведений, касающихся как архитектуры объектов, так и переделки имеющейся техники. Предполагалось, что все это позволит с минимальными затратами защитить от противника важные объекты.


Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
Переоборудованный танк со специальным оборудованием. Фото Massimo Foti / Flickr.com


Танковые башни предлагалось монтировать в капонирах унифицированной архитектуры. В нужном районе следовало строить полноценный бункер с помещениями для расчета, боеприпасов и т.д. В отдельном капонире такого бункера должна была располагаться башня устаревшего танка. В таком случае огневая точка получала 105-мм нарезное орудие, которое при определенных обстоятельствах могло быть весьма серьезной угрозой для противника. В большинстве случаев капонир для башни должен был иметь боковые стены и крышу. Это ограничивало углы обстрела, но позволяло защитить башню от вражеского огня.

Вероятно, в ходе проектирования таких огневых точек возник вопрос доставки и установки танковых башен, который привел к созданию оригинальной модификации танка. Немалая часть бункеров должна была располагаться в местах, недоступных для автомобильной техники. Таким образом, даже на стадии строительства требовались некие специальные машины, способные доставить башню в нужное место и установить ее на погон капонира. С целью экономии средств, времени и сил было решено делать такой транспортер вооружений на базе имеющихся танков.

Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
Кормовая часть танка-транспортера с аутригерами и краном. Фото Otvaga2004.narod.ru


Проект строительства огневых точек на основе башен танков «Центурион» подразумевал высвобождение большого количества шасси этих машин. Именно их было предложено применять для транспортировки башни. Танки следовало оснастить набором дополнительного оборудования, при помощи которого они могли бы решать поставленные задачи и буквально снимать с себя башни, устанавливая их в капониры. Следует отметить, эта особенность проекта Centurion M-0907 Bunker может быть причиной для путаницы. Из-за специфического внешнего вида такой транспортер вооружений нередко ошибочно называют самоходным краном или ремонтно-эвакуационной машиной, сохранившей вооружение. Тем не менее, это именно транспортное средство с собственным крановым оборудованием, предназначенное для решение специфических задач по строительству бункеров.

Проект M-0907 «Бункер» подразумевал разработку комплекса сравнительно простого оборудования, при помощи которого серийный танк Centurion мог превратиться в самоходный кран с возможностью перевозки полноценной танковой башни. В результате проекта появились два блока со специальной аппаратурой, позволявшей танку выполнять погрузочные работы. В конструкции этой аппаратуры предусматривалось использование некоторых унифицированных узлов, примененных в составе обоих агрегатов.

Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
Танк-транспортер вывешен и поднимает башню. Фото Unterirdischeschweiz.ch


На лобовой части базового танка предложили монтировать специальный блок с домкратами-аутригерами. Непосредственно к лобовым деталям корпуса крепилась платформа с V-образными креплениями для вертикально расположенных гидравлических цилиндров. Еще два цилиндра предлагалось устанавливать на заднем агрегате. Ввиду большого веса танка аутригеры пришлось оснастить мощными и крупными цилиндрами. Они имели диаметр не менее 0,5-0,6 м, а их верхние торцы располагались даже выше крыши башни. Одновременно с этим большая высота цилиндров позволила вывешивать танк исключительно на аутригерах, при этом гусеницы полностью поднимались над опорной поверхностью.

Кормовой дополнительный агрегат имел большие размеры и получил иной состав оборудования. Основной его деталью был продолговатый прямоугольный корпус, на бортах которого закреплялись два гидроцилиндра опор. Непосредственно между ними разместили опорно-поворотное устройство подъемного крана. Кран с гидравлическими приводами мог поворачиваться вокруг своей оси, подниматься стрелу на нужный угол и изменять ее длину. Ввиду большой массы предполагаемых грузов стрела и крюк были оснащены полиспастом.

В ходе установки нового оборудования базовый танк не претерпевал заметных изменений. Из-за необходимости демонтажа башни производилось отключение некоторых систем и т.д., но конструкция корпуса, силовой установки или ходовой части не менялась. Установка нового сравнительно тяжелого оборудования должна была привести к некоторому ухудшению подвижности, однако подобные потери не были критичными ввиду «невоенного» использования машины.

Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
Башня установлена в капонире. Фото Unterirdischeschweiz.ch


Транспортер вооружения Centurion M-0907 Bunker должен был работать следующим образом. Машина со специальным оборудованием должна была своим ходом прибывать к месту строительства бункера. Далее транспортер следовало вывешивать на опорах и готовить к работе кран. При помощи последнего башню предлагалось снимать с корпуса и устанавливать на заранее подготовленный погон в капонире. После этого кран и опоры могли сворачиваться в походное положение. Все остальные работы должны были выполнять строители: им оставалось подключить башню к коммуникациям бункера, проверить оружие и т.д. В дальнейшем на транспортер можно было поставить новую башню, отвезти ее к месту монтажа и установить в капонир. Таким образом, войскам и строителям не требовалось большое количество специальной техники на базе имеющихся танков.

По имеющимся данным, на момент появления проекта Centurion M-0907 Bunker планировалось построить сотню бункеров с танковыми башнями. Для выполнения работ по перевозке и установке башен предполагалось переоборудовать несколько танков, оснастив их дополнительными модулями с опорами и кранами. В дальнейшем сокращения финансирования привели к уменьшению плана до 50 «танковых» бункеров. Наконец, к моменту начала полноценного строительства планы вновь были сокращены. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов было построено всего два десятка капониров с башнями. 17 сооружений прикрывали различные объекты, еще три являлись учебными. Причиной для последнего сокращения планов стало объединение Германии, вывод советских войск из ГДР и, как следствие, снижение риска вооруженного конфликта.

Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
Недостроенный капонир с башней. До конца строительства ствол будет защищен пленкой. Фото Unterirdischeschweiz.ch


Согласно некоторым источникам, в ходе проекта Centurion M-0907 Bunker в транспортер вооружения был переоборудован всего один танк Centurion, который активно использовался при строительстве бункеров. Темпы строительства позволяли обходиться одной машиной со специальным оборудованием и не собирать дополнительные. После завершения строительства двух десятков объектов танк-транспортер вооружения был поставлен на прикол. Позже его отправили в один из музеев, где он и пребывает до сих пор.

Строительство двух десятков бункеров с танковыми башнями завершилось в середине девяностых годов. Эти объекты должны были прикрывать различные важные районы и строились на случай масштабного конфликта в Европе, но нормализация обстановки в регионе сделала их попросту ненужными. Армия Швейцарии продолжала использовать бункеры с башнями до 2003 года, после чего сняла эти объекты с дежурства. По некоторым данным, теперь часть бункеров открыта для туристов.

Проект Centurion M-0907 Bunker разрабатывался с целью защиты важных районов от войск противника, а также был призван найти применение устаревшей бронетехники. Для решения этих задач были предложены крайне необычные решения, включая переделку танков в самоходные краны-транспортеры. Такая оригинальная идея позволила найти применение старой технике, улучшить защиту важных объектов, а также обойтись без строительства или закупки новой специальной техники. Тем не менее, к моменту начала строительства бункеров ситуация в мире изменилась, из-за чего их необходимость стала предметом споров. В результате эксплуатация переоборудованного танка с краном и бункеров, построенных с его помощью, продолжались всего несколько лет. Теперь все сохранившиеся элементы проекта «Бункер» являются музейными экспонатами.


По материалам сайтов:
http://unterirdischeschweiz.ch/
http://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

Фотообзор бункеров, в т.ч. фото со строительства (на немецком):
http://unterirdischeschweiz.ch/86834.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. казак волгский 2 февраля 2016 06:49
    решение очень интересное. спасибо за статью! слышал про это но подробностей не знал......родословная видимо от кареток шумана-быстро доставили - быстро поставили - но тут капитальней все ......
    1. mirag2 2 февраля 2016 19:05
      Слыхал-слыхал об этой машине.
    2. mirag2 2 февраля 2016 19:05
      Слыхал-слыхал об этой машине.
  2. кудесник 2 февраля 2016 07:42
    хороший способ утилизации!
  3. inkass_98 2 февраля 2016 07:43
    Капониры Энвера Ходжи в швейцарском исполнении. Недешево, но достаточно сердито.
    1. GRAY 2 февраля 2016 11:18
      Тонковаты стены - не впечатляет. Не, я понимаю что там обваловка ещё будет, но всё равно железобетона много не бывает.
  4. РПК 2 февраля 2016 08:03
    Придётся как в старые времена,заливать сверху воду ,через вентиляцию,что бы выкурить экипаж
  5. qwert 2 февраля 2016 08:18
    Цитата: РПК
    Придётся как в старые времена,заливать сверху воду ,через вентиляцию,что бы выкурить экипаж

    Да кому нужны эти швейцарцы?)
    1. Zaurbek 2 февраля 2016 08:24
      Даже при Советском наступлении на западную Европу, Швейцарию бы обошли и блокировали. Когда сыр закончился бы-сдались бы.
      1. voyaka uh 2 февраля 2016 12:21
        Так и Гитлер сделал. Он в 40-м году запросил разведку,
        какие силы нужны на Швейцарию? Ответ был: "надо формировать
        несколько отдельных горно-парашютных бригад. без них никак."
        И - отменилась Швейцария... Хотя там были лакомые сейфы, набитые
        драгоценностями и наличными, очень нужные Гитлеру для оплаты
        его военных авантюр.
        1. отто меер 2 февраля 2016 13:30
          Цитата: voyaka uh
          Так и Гитлер сделал. Он в 40-м году запросил разведку,
          какие силы нужны на Швейцарию?

          Это запрос был чисто факультативным, из разряда - "а что если нам напасть на Венеру?". Операция-миф "Kletterer".
          На самом деле мы прекрасно все понимаем почему при своих, прямо скажем, не самых сильных ВС, Швейцарии во всех войнах предыдущего столетия удавалось сохранять нейтралитет. И причина тому - деньги!
          П.С. - минус не мой.
          1. voyaka uh 2 февраля 2016 15:05
            "И причина тому - деньги!"////

            Вовсе нет. Причина - сильнейшая армия и высокие горы.
            У каждого гражданина Швейцарии дома имеется полный комплект
            обмундирования, личное оружие и патроны. Которые он обязан
            содержать в порядке. Количество патронов, которые отстреливает по мишеням
            один швейцарский солдат на сборах, российская рота
            не отстреливает за год.

            Как раз деньгами "цюрихские гномы" никогда не делились
            и не откупались. Жадные... am
            1. отто меер 2 февраля 2016 16:09
              Цитата: voyaka uh
              Вовсе нет.

              Вовсе да! smile
              Цитата: voyaka uh
              Причина - сильнейшая армия и высокие горы.
              Устройство Швайцер Армее знаю достаточно хорошо. Сильная армия в 4000+200000 мобресурса человек? И потом горы. Их то зачем захватывать? Важной инфраструктуры там нет. Ну да бог с ним, речь сейчас не об этом.
              Речь о деньгах. Что бы осмыслить этот вопрос надо изучить историю возникновения Швейцарии, её роли в современной банковской системе. Почитать кто хранит там свои деньги. И тогда такие высказывания как
              Цитата: voyaka uh
              Как раз деньгами "цюрихские гномы" никогда не делились
              и не откупались. Жадные...
              отпадут сами собой. Это все равно как волки откупились от баранов. laughing
              П.С.: кстати сейчас хранение боеприпасов дома запрещено, если не ошибаюсь с 2005.
        2. макс702 2 февраля 2016 14:58
          Гитлер бы захватил Швейцарию при двух вариантах.. Первый если бы захватил Англию , и второй если бы победил СССР .. Во всех остальных она ему была нужна как "прачечная" ..
          1. отто меер 2 февраля 2016 16:20
            Цитата: макс702
            Гитлер бы захватил Швейцарию при двух вариантах.. Первый если бы захватил Англию

            И США. Второй вариант - верно, т.к. СССР плевать хотел на мировую банковскую систему (со своей то плановой экономикой!).
            Цитата: макс702
            Во всех остальных она ему была нужна как "прачечная" ..
            Абсолютно верно. Бизнес есть бизнес, не взирая на войны. Вздумай шикельгрубер напасть на Швейцарскую конфедерацию тот же Крупп, Рокфеллер и пр. делапуты с Уолл-Стрит открутили бы ему бубенцы под корень за три секунды.
  6. казах 2 февраля 2016 08:32
    Причиной для последнего сокращения планов стало объединение Германии, вывод советских войск из ГДР и, как следствие, снижение риска вооруженного конфликта.
    Для снижение риска вооруженного конфликта нужно только одно это прекратить (дразнить)в сторону России.
  7. Салаватский МЧС 2 февраля 2016 09:08
    Очень похоже на проект "Кузнечик", хотя есть и отличия.

    Подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Heuschrecke_10
  8. Rostovchanin 2 февраля 2016 10:19
    Да они затейники ;)
  9. Комментарий был удален.
  10. Vovanya 2 февраля 2016 10:57
    Цитата: казак волгский
    быстро доставили - быстро поставили

    Не так-то это быстро делается, как описано в статье, да и кран нужен не только для установки башни - там работы море. В общем, решение не из лучших. У нас строительство артиллерийских взводов танковых башен (АВТБ) велось несколько проще, но это решение "для бедных", т.к. делало личный состав заложником ситуации без возможности маневра. Да и содержание матчасти и боекомплекта в мирное время слишком накладно.
    1. lysyj bob 2 февраля 2016 12:18
      Что только не придумают, лишь бы окопы для танков не копать.
      А нафига Швейцарии танки вообще? Это наступательное вооружение. Для обороны своей территории им будет достаточно ДОТов. А уж если Швейцарии, вдруг, понадобилось вести наступательные бои(интересно, против кого), то танк с такой хе-нёй - не танк. Немцы, помнится, от такой затеи в своё время отказались. Для каждой работы - свой инструмент, не надо скрещивать молоток с шурупом.
      Цитата: Vovanya
      это решение "для бедных"

      Решение для бедных - бетонный капонир, куда, в случае чего можно загнать полноценный танк.
  11. 31rus 2 февраля 2016 12:16
    Уважаемые,вот вам продолжение не давно описанного танка-САУ "Саранча",только там еще круче само шасси использовали и как эвакуатор и как транспортер подвоза боеприпасов,все новое ,хорошо забытое старое
  12. OlfRed 2 февраля 2016 13:25
    а башню ты дома не забыл ??? laughing
  13. капрал 2 февраля 2016 14:04
    Напомнило наши НТОТы (неподвижные танковые огневые точки) smile Только швейцарцы чего то перемудрили.
  14. сталкер молотов 2 февраля 2016 14:55
    Вот,бы на таком бабае,в танках поиграть.!!! Весело выглядел на поле боя,против ис-7.
  15. A.Lex 2 февраля 2016 16:26
    Детский сад - штанцы на лямках! laughing
  16. Dimaant 3 февраля 2016 10:20
    А защита от авиации и артиллерии какая?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня