Проект Centurion M-0907 Bunker: швейцарские танки, краны и бункеры
К началу восьмидесятых годов танки Centurion британского производства начали устаревать и их перспективы в качестве полноценных боевых машин стали предметом споров. Тем не менее, в распоряжении швейцарской армии было большое количество такой техники, что заставило военных и инженеров искать способы ее применения на вспомогательных ролях. Появлению одного из предложений поспособствовали планы военного ведомства по строительству и развитию различных укреплений в стратегически важных районах. Для защиты от возможного нападения со стороны третьих стран в течение нескольких десятилетий велось строительство различных бункеров, долговременных огневых точек и т.п. объектов, которые должны были защищать стратегически важные районы. В составе подобных комплексов защиты было решено использовать танковые агрегаты.
Еще в годы Второй мировой войны стационарные огневые точки нередко выполнялись в виде танковой башни, установленной на соответствующем сооружении. Именно такой подход предлагалось использовать в строительстве новых огневых точек. При этом, однако, следовало применить несколько оригинальных нововведений, касающихся как архитектуры объектов, так и переделки имеющейся техники. Предполагалось, что все это позволит с минимальными затратами защитить от противника важные объекты.
Танковые башни предлагалось монтировать в капонирах унифицированной архитектуры. В нужном районе следовало строить полноценный бункер с помещениями для расчета, боеприпасов и т.д. В отдельном капонире такого бункера должна была располагаться башня устаревшего танка. В таком случае огневая точка получала 105-мм нарезное орудие, которое при определенных обстоятельствах могло быть весьма серьезной угрозой для противника. В большинстве случаев капонир для башни должен был иметь боковые стены и крышу. Это ограничивало углы обстрела, но позволяло защитить башню от вражеского огня.
Вероятно, в ходе проектирования таких огневых точек возник вопрос доставки и установки танковых башен, который привел к созданию оригинальной модификации танка. Немалая часть бункеров должна была располагаться в местах, недоступных для автомобильной техники. Таким образом, даже на стадии строительства требовались некие специальные машины, способные доставить башню в нужное место и установить ее на погон капонира. С целью экономии средств, времени и сил было решено делать такой транспортер вооружений на базе имеющихся танков.
Проект строительства огневых точек на основе башен танков «Центурион» подразумевал высвобождение большого количества шасси этих машин. Именно их было предложено применять для транспортировки башни. Танки следовало оснастить набором дополнительного оборудования, при помощи которого они могли бы решать поставленные задачи и буквально снимать с себя башни, устанавливая их в капониры. Следует отметить, эта особенность проекта Centurion M-0907 Bunker может быть причиной для путаницы. Из-за специфического внешнего вида такой транспортер вооружений нередко ошибочно называют самоходным краном или ремонтно-эвакуационной машиной, сохранившей вооружение. Тем не менее, это именно транспортное средство с собственным крановым оборудованием, предназначенное для решение специфических задач по строительству бункеров.
Проект M-0907 «Бункер» подразумевал разработку комплекса сравнительно простого оборудования, при помощи которого серийный танк Centurion мог превратиться в самоходный кран с возможностью перевозки полноценной танковой башни. В результате проекта появились два блока со специальной аппаратурой, позволявшей танку выполнять погрузочные работы. В конструкции этой аппаратуры предусматривалось использование некоторых унифицированных узлов, примененных в составе обоих агрегатов.

Танк-транспортер вывешен и поднимает башню. Фото Unterirdischeschweiz.ch
На лобовой части базового танка предложили монтировать специальный блок с домкратами-аутригерами. Непосредственно к лобовым деталям корпуса крепилась платформа с V-образными креплениями для вертикально расположенных гидравлических цилиндров. Еще два цилиндра предлагалось устанавливать на заднем агрегате. Ввиду большого веса танка аутригеры пришлось оснастить мощными и крупными цилиндрами. Они имели диаметр не менее 0,5-0,6 м, а их верхние торцы располагались даже выше крыши башни. Одновременно с этим большая высота цилиндров позволила вывешивать танк исключительно на аутригерах, при этом гусеницы полностью поднимались над опорной поверхностью.
Кормовой дополнительный агрегат имел большие размеры и получил иной состав оборудования. Основной его деталью был продолговатый прямоугольный корпус, на бортах которого закреплялись два гидроцилиндра опор. Непосредственно между ними разместили опорно-поворотное устройство подъемного крана. Кран с гидравлическими приводами мог поворачиваться вокруг своей оси, подниматься стрелу на нужный угол и изменять ее длину. Ввиду большой массы предполагаемых грузов стрела и крюк были оснащены полиспастом.
В ходе установки нового оборудования базовый танк не претерпевал заметных изменений. Из-за необходимости демонтажа башни производилось отключение некоторых систем и т.д., но конструкция корпуса, силовой установки или ходовой части не менялась. Установка нового сравнительно тяжелого оборудования должна была привести к некоторому ухудшению подвижности, однако подобные потери не были критичными ввиду «невоенного» использования машины.

Башня установлена в капонире. Фото Unterirdischeschweiz.ch
Транспортер вооружения Centurion M-0907 Bunker должен был работать следующим образом. Машина со специальным оборудованием должна была своим ходом прибывать к месту строительства бункера. Далее транспортер следовало вывешивать на опорах и готовить к работе кран. При помощи последнего башню предлагалось снимать с корпуса и устанавливать на заранее подготовленный погон в капонире. После этого кран и опоры могли сворачиваться в походное положение. Все остальные работы должны были выполнять строители: им оставалось подключить башню к коммуникациям бункера, проверить оружие и т.д. В дальнейшем на транспортер можно было поставить новую башню, отвезти ее к месту монтажа и установить в капонир. Таким образом, войскам и строителям не требовалось большое количество специальной техники на базе имеющихся танков.
По имеющимся данным, на момент появления проекта Centurion M-0907 Bunker планировалось построить сотню бункеров с танковыми башнями. Для выполнения работ по перевозке и установке башен предполагалось переоборудовать несколько танков, оснастив их дополнительными модулями с опорами и кранами. В дальнейшем сокращения финансирования привели к уменьшению плана до 50 «танковых» бункеров. Наконец, к моменту начала полноценного строительства планы вновь были сокращены. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов было построено всего два десятка капониров с башнями. 17 сооружений прикрывали различные объекты, еще три являлись учебными. Причиной для последнего сокращения планов стало объединение Германии, вывод советских войск из ГДР и, как следствие, снижение риска вооруженного конфликта.

Недостроенный капонир с башней. До конца строительства ствол будет защищен пленкой. Фото Unterirdischeschweiz.ch
Согласно некоторым источникам, в ходе проекта Centurion M-0907 Bunker в транспортер вооружения был переоборудован всего один танк Centurion, который активно использовался при строительстве бункеров. Темпы строительства позволяли обходиться одной машиной со специальным оборудованием и не собирать дополнительные. После завершения строительства двух десятков объектов танк-транспортер вооружения был поставлен на прикол. Позже его отправили в один из музеев, где он и пребывает до сих пор.
Строительство двух десятков бункеров с танковыми башнями завершилось в середине девяностых годов. Эти объекты должны были прикрывать различные важные районы и строились на случай масштабного конфликта в Европе, но нормализация обстановки в регионе сделала их попросту ненужными. Армия Швейцарии продолжала использовать бункеры с башнями до 2003 года, после чего сняла эти объекты с дежурства. По некоторым данным, теперь часть бункеров открыта для туристов.
Проект Centurion M-0907 Bunker разрабатывался с целью защиты важных районов от войск противника, а также был призван найти применение устаревшей бронетехники. Для решения этих задач были предложены крайне необычные решения, включая переделку танков в самоходные краны-транспортеры. Такая оригинальная идея позволила найти применение старой технике, улучшить защиту важных объектов, а также обойтись без строительства или закупки новой специальной техники. Тем не менее, к моменту начала строительства бункеров ситуация в мире изменилась, из-за чего их необходимость стала предметом споров. В результате эксплуатация переоборудованного танка с краном и бункеров, построенных с его помощью, продолжались всего несколько лет. Теперь все сохранившиеся элементы проекта «Бункер» являются музейными экспонатами.
По материалам сайтов:
http://unterirdischeschweiz.ch/
http://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Фотообзор бункеров, в т.ч. фото со строительства (на немецком):
http://unterirdischeschweiz.ch/86834.html
Информация